УДК / UDK 338.48 DOI: 10.12737/21107
Ширинкин Павел Сергеевич
Пермский государственный институт культуры (Пермский край, Российская Федерация); канд. геогр. наук, доцент; e-mail: [email protected], [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СФЕРУ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)
В статье анализируются аспекты становления гуманитарной и культурной географии с выходом на понятия «географический образ» территории и «культурный ландшафт». С точки зрения современных туристских потребностей, имеется необходимость выделения наряду с природными и историко-культурными символических ресурсов туризма. Автор солидарен со специалистами, предлагающими продуктивный симбиоз географии и мифогеографии, когда такие исследования являются частью гуманитарно-географических и культурологических разработок. Исследование пространственных представлений и продуцируемых ими географических образов и любых других интерпретаций пространства представляет большой интерес в прикладном ключе. В структурно-семиотическом подходе легенда может рассматриваться как древнейшая знаковая форма, поэтому мифы конкретной территории - это не только базовая часть символических ресурсов, но и выход на группу потенциальных потребителей в туризме. Легенды, характерные для конкретного места, есть основа для зарождения туристского мотива и совершения путешествий. Популярная туристская легенда или миф, используемые в социокультурном проектировании, часто превосходят реальную туристскую аттрактивность территории, с перспективами проекции на региональный имидж и бренд. Туристское легенди-рование, в свою очередь, предлагается рассматривать прикладным направлением культурной географии и эффективным маркетинговым механизмом развития туристской территории, ее имиджа и способа привлечения потенциальных потребителей, воспринимающих географическое пространство в виде образов различной степени субъективности. На примере Пермского края демонстрируются проблемы и перспективы вовлечения символических ресурсов в региональный туризм, в котором мифы и легенды играют важную роль.
Ключевые слова: образ географического пространства, символические ресурсы, гуманитарная и культурная география, туристское легендирование, фактор развития территории, генеральная задача туристского легендирования, образ туристского кластера, краткосрочные и долгосрочные задачи территории, конкурентное преимущество территории.
В последние два десятка лет в России отмечается рост интереса к исследованиям в сфере гуманитарной географии и, в частности, образов географического пространства. Вероятная причина кроется в давлении всей системы массовой культуры на общественное и индивидуальное сознание, приводящее к попыткам переосмысления на всех возможных уровнях (от научного до обывательского) окружающей «пространственной» реальности, воспринимаемой в виде череды множественных образов.
Понятие «географического образа» было рассмотрено в работах Г.М. Лап-по, Р. Джонстона, Д.Ж. Голд, Л. Голлидж, Ю.А. Веденина, О.А. Лавринова, Р.Ф. Туровского, В.А. Колосова, Д.Н. Замятина и др.
М.С. Уваров предлагает [20] различать в отечественной науке два уровня исследований в направлении культурной географии. К фундаментальным исследованиям предлагается относить работы Б.Н. Лотмана,
B.Н. Топорова, Р.О. Якобсона, Д.С. Лихачева,
C.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревич, М.С. Кагана и др. К исследованиям в сфере культурной и гуманитарной географии следует относить работы Ю.А. Веденина, Р.Ф. Туровского, Б.Б. Родомана, В.Л. Каганско-го, В.Н. Калуцкова, А.Г. Дружинина, Д.Н. Замятина, В.П. Максаковского, М.В. Рагулиной и др. Среди монографических исследований можно назвать имена Г.Д. Гачева, О.А. Лавринова, В.В. Абашеева, Е.Г. Трубиной, А.М. Ли-дова, Д.Н. Замятина и др. Так или иначе, гуманитарная география немыслима без тер-
мина «культурный ландшафт». Определения ему в разное время давали Ю.Г. Саушкин [16, 17], В.П. Семенов-Тян-Шанский [18], В.Л. Котельников [10], Д.В. Богданов [1], А.Г. Исаченко [7], Ф.Н. Мильков [13]. Собственный взгляд на понятие давали Н.Ф. Реймерс, В.А. Николаев, Б.И. Кочуров и др. Однако перейти к существующей сегодня концепции культурного ландшафта смогли не географы, а культурологи: Ю.А. Веденин [2, 3], Р.Ф. Туровский [19], В.Н. Калуцков [8, 9] и др.
Концепция культурного ландшафта сегодня активно развивается не только в географии и культурологии, но и в прикладных направлениях туристской науки. По сути, культурный ландшафт является своеобразной квинтэссенцией образов и интереса туристов к конкретной территории. О.А. Лав-ренова [11] рассматривает культурный ландшафт как целостную и территориаль-но-локализованную совокупность природных и социокультурных явлений, а также как информацию в пространстве и о пространстве, возникающую в процессе жизнедеятельности культуры, как составную часть семиосферы и семиотическую систему.
Известно, что среди разнообразных мнений по выделению групп ресурсов территории, используемых для целей туризма, обычно называют обширные природные и социокультурные группы, в то время как в ключе географии образов назрела острая необходимость выделить еще одну не менее значимую группу, которую предварительно можно обозначить как «символические ресурсы». Сегодня достаточно много способов фиксации образов в виде так называемых ментальных и когнитивных карт [5]. Существуют даже предложения искать способы фиксации других информационных сигналов, в том числе таких, как звуки и запахи. Символизм знаков и знаковых систем находит свое отражение в формировании географических образов. Особенно интересны случаи, когда человек (в нашем случае - турист) никогда не бывал в интересующем его регионе или не мог охватить за время своего путешествия все интересующие его пункты и территории, не располагая достаточно надежными знаниями, формирует свои представления за счет образов, полученных исключитель-
но из сферы массовой культуры, и в частности, средств массовой информации [4].
Практически любая территория обладает целой системой разноплановых символических ресурсов, но далеко не каждый образ может быть использован для целей туризма. Отобрать и сконструировать позитивную систему образов, на основе которой могут быть составлены привлекательные образно-географические карты, путеводители, а в перспективе разработана и стратегия социально-экономического и туристского имиджа территории, способно такое прикладное направление гуманитарной географии, как туристское легендирование [22].
И.И. Митин предлагает продуктивный симбиоз географии и мифогеографии, относя к мифогеографическим исследованиям гуманитарно-географические разработки, связанные с изучением пространственных представлений и мифов, географических образов и любого другого рода интерпретаций пространства и места. Основной акцент мифогеографии, по мнению И.И. Митина, может быть смещен в пользу умения выделить особенный автономный контекст, который мог бы сформировать одну из множественных реальностей места, ориентируясь на свою доминанту. В рамках мифогеографии предлагается разработка модели системы пространственных смыслов - палимпсеста [14].
По сути, в структурно-семиотическом подходе миф может рассматриваться как древнейшая знаковая форма. Мифы и легенды конкретной территории - не только значимая часть символических ресурсов, но и возможность ориентироваться на группу потенциальных потребителей. Мифо-география дает множество возможностей в вопросе интерпретации пространства и места, социокультурного проектирования и многих прикладных сфер деятельности [15], в том числе в туризме.
Мифы, легенды и сказки сегодня, как и во времена становления туризма, остаются чрезвычайно важной основой для зарождения туристского мотива и совершения путешествий. При этом туристская легенда, взятая «на вооружение», часто превосходит по своей значимости реальную туристскую привлекательность территории.
Хотя официальная наука всегда подчеркивает, что практически любая легенда может не иметь под собой достоверных фактов, в туристике важно совсем другое: любая легенда есть важнейший инструмент привлечения потенциального туриста. Именно в ней зачастую скрыты привлекательные образы географического пространства. Изначально у человека возникает интерес, который в итоге обретает контуры потребности, а затем потребность обретает контуры туристского мотива. Это как раз то, что нужно для того, чтобы потенциальный турист стал реальным для конкретной территории.
Под термином «легенда» традиционно принято понимать синонимы «миф» и «вымысел». Обычно это эпический рассказ о каких-то далеких, необычайно интересных и привлекательных событиях, которые, конечно, могли никогда не происходить. В свою очередь, туристское ле-гендирование - это создание легенды и доведение ее посредством инструментов маркетинга, рекламы и PR до потенциального туриста. Цель туристского легендиро-вания состоит в подготовке благоприятных условий для решения административных и предпринимательских задач в достижении желаемых результатов - развития регионального туризма. А.И. Зырянов отмечает: «...особенность каждого района должна выразиться в тематике турпродуктов и продукции туристского сервиса. В связи с этим возникает одна из генеральных задач - задача туристского легендирования территории» [6]. Если легенды и мифы территории являются своеобразным когнитивным ядром символических ресурсов территории, то ресурсное легендирова-ние - это инструмент выделения легенд и доведения их до потенциальных и реальных потребителей. Даже если Лох-Несского чудовища, снежного человека и инопланетян и не существует, то их стоило бы выдумать для привлечения туристов.
Действительно, с точки зрения туриста, привлекательность территории заключается не столько в количестве отелей, ресторанов и «списка» достопримечательностей, сколько в туристском образе территории, который формируется не без уча-
стия легенд и мифов. В нашем случае, речь идет о потребителе, которого должны не только заинтересовать и смотивировать, но и создать для него настолько привлекательную систему легендарных образов географического пространства конкретной территории или туристского кластера, чтобы турист из потенциального гостя стал реальным [12].
Легендирование является эффективным маркетинговым инструментом, играя важную роль в успешной коммерческой деятельности; ему придается весомое значение в вопросах брендирования и продвижения. Способствуя желаемому позиционированию на рынке, оно относится преимущественно к ресурсам интеллектуальной собственности, тесно связано с понятиями «имидж» и «репутация» территории, что позволяет в итоге достичь весомых материальных преимуществ.
Легенда является, по сути, отдельным важнейшим турресурсом, пусть не осязаемым, но не менее значимым, чем природный или культурный объект, который непосредственно может использоваться в туризме. Взять, например, музей-квартиру знаменитого сыщика Шерлока Холмса в Лондоне на Бейкер-стрит. Ведь речь идет, по сути, «всего-навсего» о литературном герое и художественном вымысле автора, пусть и основанном на собирательном образе. Но попробуйте сказать об этом британцам или туристам-фанатам! То же самое можно сказать и о знаменитой Русалочке из сказки Г.Х. Андерсена в Копенгагене; «Пятигорском провале», возле которого установлен памятник «Великому комбинатору», и т.д. Сегодня можно наблюдать феномен появления многочисленных электронных путеводителей и книжных изданий, посвященных сказкам, путешествиям литературных героев, местам съемок популярных художественных фильмов.
Пермский край, находящийся в глубинке России, никогда не был в числе лидеров въездного туризма. Более того, до 1991 г. регион был закрыт для посещения как оборонный. Между тем, Прикамье представляет собой целый комплекс легенд мирового уровня: от Пермского геологического периода до города Юрятина
у Пастернака! При этом многие легенды имеют под собой прочное историческое основание, но до сих пор очень слабо используются для привлечения отечественных и зарубежных туристов. В Пермском крае куда больше оснований для «легализации» в туризме легенд, - в этом смысле туристская легенда и легендирование территории может пропульсивно влиять и даже подталкивать власти муниципалитетов не только на установку памятников или скульптурных композиций, но и на развитие на своей территории тематических направлений в туризме. Пока официальные власти и турбиз-нес не могут решить вопрос по массовому развитию туризма и созданию популярных турмаршрутов, к этому могут подтолкнуть туристы-«искатели» исторических корней у легенд и сказаний. Так возникают подлинные туристские потоки, наводняющие ло-калитеты в поисках оснований для легенд. Ярким примером в Прикамье является так называемый «Молебский треугольник» в Кишертском районе Пермского края. За прошедшие годы его многочисленные «аномалии» так и остались без официального научного подтверждения, однако это не снизило его привлекательность и популярность среди туристов не только со всей России, но и дальнего зарубежья. Местные власти вынуждены были согласиться на установку памятника «Зеленому человечку» и активно занимаются развитием тематической туристской инфраструктуры.
В настоящее время наблюдается парадокс: с одной стороны, это значимые в историко-культурном плане символические ресурсы Пермского края, которые пока слабо вовлечены в туристские продукты, а с другой стороны, существующие туристские легенды, по своему содержанию не уступающие любым всемирно известным, но все это на фоне многолетней стагнации развития регионального туризма. Однако именно туристские легенды Прикамья, выйдя далеко за пределы его мыслимой «ойкумены», могут «проломить» ситуацию с развитием внутреннего и въездного туризма в крае.
Так туристская легенда и легендирова-ние становятся не только значимым мотивом к осуществлению турпоездки, но и ба-
зисом для развития туристского бизнеса в муниципалитете. Это настоящая отраслевая экономическая диалектика, неизбежно приводящая к коммерческому успеху: туристы всех категорий и возрастов - самая востребованная аудитория для легенд и сказок любой тематики.
Легенда становится самым «удобоваримым» для всех категорий туристов материалом, который легко усваивается и запоминается. Это хорошая основа для будущего развития, так что реальная туристская территория или кластер могут по своей официальной истории и эволюции развития серьезно отличаться от более перспективной для развития туризма легенды. В этом смысле слово «легендирование» становится не просто некоторым определенным набором легенд, которые возможно декламировать экскурсоводам для туристов и посетителей, а ценным и законченным маркетинговым механизмом, имеющим четкую структуру и последовательность функционирования. Территория может создавать этот «механизм» из пошагового осмысления своей истории и формирования своего легендарного туристского образа.
В последние годы мировой экономический кризис серьезно коснулся и туризма как экономической отрасли. Но даже в странах, где индустрия сервиса находится на высоте, борьба за качество туристской услуги постоянно продолжается. Связано это в первую очередь с тем, что потребности туристов как потребителей постоянно возрастают и диверсифицируются. Известно: главное, что покупают туристы - это впечатления, и здесь символические ресурсы вообще и легенды, в т.ч. легенди-рование, занимают не последнюю, а, возможно, и определяющую роль. Позитивная легенда способна изменить и любую негативную репутацию территории. Например, Соликамск, к сожалению, сохраняет в России имидж ссыльного города с весьма негативным подтекстом и откровенно отпугивает потенциальных туристов. Комплекс легенд, связанных с великим историческим прошлым Соликамска, поможет нивелировать и изменить пока в целом негативный образ Соляной столицы Прикамья и России.
Туристская легенда способна быстро и весьма доступно в финансовом отношении создать красивый, притягательный и запоминающийся образ туристского кластера или локалитета. «Формирование эффективной туристской легенды является важной основой многообразной проектной туристской работы в районе» [6]. И, наконец, легенда, как уже отмечалось, становится ведущим мотивом для совершения туристской поездки.
Объектами легендирования в туризме могут становиться не только овеществленные объекты природного (скалы, вершины, пещеры и т.п.) или социокультурного плана (архитектурные объекты, культурные артефакты), но и исторические события, не оставившие своего материального следа, и даже вновь создаваемые современные туристские мероприятия и информационные проекты (ярмарки, выставки, туристские фестивали и т.п.). Так, например, в Прикамье всероссийскую известность приобрел фестиваль «Белые ночи».
Разработка туристской легенды способствует решению как долгосрочных, так и краткосрочных туристских задач территории: 1) определенное восприятие туристской информации; 2) повышение лояльности потребителей туристского продукта; 3) расширение рынка туристских услуг; 4) увеличение объемов продаж турпродукта; 5) формирование благоприятного образа туристской территории и ее репутации; 6) лучшей запоминаемости, узнаваемости в туристских СМИ и последующей образной идентификации туристской территории.
В условиях современной конкуренции на рынке регионального туризма леген-дирование приобретает особое значение, выступая в качестве конкурентного преимущества в попытках опередить уже известные туристские регионы и переключить их турпотоки на себя [21].
Туристская легенда может сочетать в себе как объективные (исторически достоверные), так и вымышленные сведения. По типологии принято выделять реальные, исторические и футуристические легенды. Однако применительно к самому термину «легенда» как разработчику, так и потенциальному слушателю следует понимать,
что речь в итоге идет о значительной доле вымысла в художественно-литературной обработке. Это нисколько не умаляет значения и качества созданной легенды, поскольку туристу не столько нужны факты, сколько «удобное» их восприятие.
Выбор определенного типа легенды или их сочетания зависит от конкретных условий туристской территории и ожидаемого потребительского сегмента. Немаловажное значение имеет мнение специалистов. Правда, следует заметить, что историки, краеведы и экскурсоводы со стажем не всегда позитивно принимают легендирова-ние и туристскую легенду в частности. Им начинает казаться, что это обман, в котором мало фактов. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что и применяемые «серьезные» факты в рассказах историков и экскурсоводов на проверку оказываются не меньшим вымыслом.
Любой территориальный туристский бренд должен быть подкреплен базовой легендой или даже комплексом легенд. В структуре туристской легенды можно попытаться выгодно показать отличительные качества, туристский профиль и конкурентные преимущества территории. В итоге непротиворечивый легендарный образ туристской территории сформирует ее положительный образ и укрепит заявленный бренд.
В процессе работы над созданием легенды следует принимать во внимание и последовательность имеющихся турпро-дуктов и маршрутов. Здесь могут возникнуть новые удивительные взаимосвязи и инновационные идеи.
Предположим, что некая территория обладает чрезвычайно многоплановым и даже противоречивым фольклором, сказками и легендами. В этом случае вполне допустима разработка более общей туристской легенды, в которой противоречия будут сглажены, а литературно-художественная «генерализация» приведет к потере некоторых деталей. Важно, чтобы итоговая туристская легенда была написана интересно, оригинально, а главной проверкой на качество будет рождение туристского мотива и увеличение туристских потоков после ее обнародования в сети Интернет, буклетах и туристской литературе.
Потенциальные туристы перед принятием решения о путешествии, как правило, внимательно изучают предстоящую к посещению территорию, знакомятся с отзывами на ведущих туристских сайтах, консультируются на форумах и в турагентствах. Важнейшими аргументами зачастую являются данные, представленные в Интернет или в СМИ, поэтому притягательная легенда - чрезвычайно важный козырь к принятию решения.
Если туристская территория пока не обладает строго определенным имиджем и туристским брендом, то всего одна значимая легенда способна стать для них хорошей основой. Легендирование - это отличный маркетинговый ход для туризма. От него можно начать шаги по разработке фирменного стиля в отельном и ресторанном деле. Например, для Соликамска это может стать тематика Строгановых, для Чердыни -произведения А. Иванова и все, что связано с князьями Вереинскими, а для Осы - история Пугачевского бунта и само название города. Более того, туристские легенды, связанные, например, с тематикой Ермака или хождениями Святого Трифона Вятского, далеко выходят за пределы одного муниципалитета и даже федеральной единицы, -это отличная основа для межрегионального взаимодействия и создания туристских продуктов федерального значения.
Результатом успешно проведенной профессиональной деятельности по разработке и созданию легенды является рост внешней заинтересованности потенциальных туристов, увеличение объемов официальных турпотоков и доверие у потенциальных инвесторов.
Хорошая легенда становится эффективным конкурентным преимуществом, способным принести существенный материальный доход, так как любая коммерческая деятельность в значительной мере основана на влиянии человеческого фактора (общественного мнения, репутации, имиджа и т.д.).
Наконец, туристская легенда становится хорошим механизмом развития внутренней среды туристского кластера в части позиционирования туристского продукта и корректировки менталитета местных жителей, которые традиционно негативно
реагируют на большинство баек и легенд, поскольку считают, что они не связаны с реальной действительностью, а главное - способны «навлечь толпы туристов». Об этом моменте нужно сказать особо: это одна из основных причин, блокирующих развитие туризма в муниципалитетах РФ, пока местное население не увидит прямо пропорциональной взаимосвязи между развитием туризма, увеличением турпотоков и своей собственной выгодой в личных доходах, оптимизации окружающей инфраструктуры.
Вместе с тем, внедрение в туристско-экскурсионную деятельность символических ресурсов и туристского легендирова-ния встречает в территориях и учреждениях культуры значительное сопротивление. Особенно это касается муниципальных музейных учреждений. Сотрудники таких музеев, в большинстве случаев относящихся к «третьему возрасту», имеют замечательное советское классическое образование историка, в котором, по объективным причинам, восприятие понятия символических ресурсов и уже понятной сегодня культурологам и молодым историкам «мифологизации пространства» просто отсутствует. Поэтому большинство музеев в России и в Прикамье, за редким исключением, не только не работают в русле символических ресурсов, но и считают подобную тематику «лженаукой», подменой официальной истории и т.п., не понимая, что современный туристский спрос давно изменился. Как следствие, музеи получают низкую посещаемость и располагают тривиальными экспозициями в стиле «Сельская жизнь конца XIX века» или «Купеческая лавка». Попытка соединить местный миф или легенду, интересную туристам, с деятельностью музея обычно не удается. Более того, музейщики больше заняты своей традиционной работой: сохранением фондов, научной работой, экспозициями, а туристы и посетители остаются на последнем месте как «неизбежное зло», ведь у многих сотрудников музея зарплата от количества посетителей (гостей, туристов) не зависит. И действительно, если миф или легенда, даже имеющие территориальную топонимику, не имеют овеществленных артефактов, как эту символику, даже прошедшую
определенную систематику, можно представить в деятельности музея?
Решается эта и некоторые другие проблемы, представленные в статье, вероятно, следующим образом:
1) повышение квалификации работников музейной сферы и экскурсоводов со стажем с базовым историческим образованием по направлению «Символические ресурсы и мифологизация пространства туристской территории»;
2) разработка и проведение на базе музейных учреждений социокультурных
мероприятий (фестивалей, праздников, театрализованных постановок и т. п.), где территориальный миф или легенда станут идеологическим стержнем мероприятия и главным туристским мотивом для гостей и туристов;
3) осознание того, что именно символические ресурсы территории и моделируемая мифологизация пространства в условиях современной массовой культуры являются ведущими в разработке туристских проектов, маршрутов, экскурсионном деле и наиболее перспективными в качестве базовых турре-сурсов практически любой территории.
Список источников:
1. Богданов Д.В. Культурные ландшафты долин Северо-западного Памира и возможности их преобразования // Вопросы географии. 1951. Вып. 24. С. 300-321.
2. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. М.: Наука, 1982. 190 с.
3. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: Д. Буланин, 1997. 212 с.
4. Голд Дж. Психология и география: основы поведенческой географии. [Пер. с англ.]. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
5. Замятин Д.Н. Культура и пространство. Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.
6. Зырянов А.И. Географическое поле туристского кластера // Географический вестник. Пермь: ПГНИУ, 2012. С. 96-98.
7. Исаченко А.Г. Основные вопросы физической географии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1953. 391 с.
8. Калуцков В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во МГУ, 2000. 94 с.
9. Калуцков В.Н. Проблемы исследования культурного ландшафта // Вестник МГУ. Сер.5. География. 1995. №4. С. 16-21.
10. Котельников В.Л. Задачи советского ландшафтоведения в связи с участием географов в выполнении сталинского плана преобразования природы // Вопросы географии. М.: Мысль, 1950. Вып.23. С. 144-157.
11. Лавренова О.А. Стратегии «прочтения» текста культурного ландшафта // Эпистемология и философия науки. Т. XXII. 2009. № 4. С. 123-141.
12. Лисенкова А.А. Управление территориальным брендом как основа инвестиционной и туристической привлекательности региона // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации. Материалы междунар. науч. - практич. форума (15-17.05.2013 г.). Пермь: Перм. гос. академия искусства и культуры, 2013.
13. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. 223 с.
14. Митин И.И. Комплексные географические характеристики. Множественные реальности мест и семиозис пространственных мифов. Смоленск: Ойкумена, 2004. 160 с.
15. Митин И.И. Мифогеография: пространственные мифы и множественные реальности // Communitas. 2005. № 2. С. 12-25.
16. Саушкин Ю.Г. Культурный ландшафт // Вопросы географии. 1946. Вып.1. С. 97-106.
17. Саушкин Ю.Г. К изучению ландшафтов СССР, измененных в процессе производства // Вопросы географии. 1951. Вып.24. С. 276-299.
18. Семенов-Тян-Шанский В.А. Район и страна. М. - Л.: ГИЗ, 1928. 312 с.
19. Туровский Р.Ф. Культурная география: теоретические основания и пути развития // Культурная география. 2001. С. 10-94.
20. Уваров М.С. Научно-аналитический обзор источников по теме «Культурная география». СПб.: СПбГУ, 2011. 35 с.
21. Ширинкин П.С. К вопросу о разработке региональной программы по развитию туризма: «дорожная карта» (на примере Пермского края) // Современные проблемы туризма и гостеприимства: Материалы профессорского лектория в рамках междунар. науч. - практич. форума «Сфера
туризма и гостеприимства в эпоху глобализации». Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. С. 163-213.
22. Ширинкин П.С. Туристское легендирование как метод использования символических средств и ресурсов в развитии гуманитарного потенциала территории // Философские науки. № 4. 2016. С. 103-113.
Pavel S. Shirinkin
Perm state Institute of culture (Perm, Russia); PhD in Geography; e-mail: [email protected], [email protected]
PROBLEMS AND PROSPECTS OF INVOLVEMENT OF SYMBOLIC RESOURCES IN TOURISM (THE CASE OF PERM KRAY)
The article analyses aspects of the development of human and cultural geography and the concepts of «geographic image of a territory» and «cultural landscape». From the point of view of modern tourist requirements it is necessary to allocate along with the natural and historical-cultural the symbolic resources of tourism. The author agrees with experts that offer productive symbiosis of geography and mythogeography when such studies are part of humanitarian-geographical and cultural developments. The study of spatial representations produced by them, and geographical images and any other interpretations of the space, is of great interest in applied key. Based on the structural-semiotic approach the legend can be considered as an ancient symbolic form, so the myths of a particular area are not only a basic part of the symbolic resources, but also access to the group of potential customers in tourism. Legends of specific places, is the basis for the emergence of tourist motive and trip. Popular tourism legend or myth, used in socio-cultural design, is often superior to the real tourist attractiveness of the territory, with the prospects of regional image and brand. Involving the legends in tourism, in turn, are encouraged to consider as the practical direction of cultural geography and an effective marketing mechanism for the tourism development of a territory, its image and way to attract potential consumers, who perceive geographical space as the images of various degrees of subjectivity. Using the example of Perm region the author demonstrates the problems and prospects of involvement of symbolic resources in regional tourism, in which myths and legends play an important role.
Keywords: image of the geographic space, symbolic resources, humanitarian and cultural geography, Involving the legends in tourism, the factor of territorial development, the general objective of the Involving the legends in tourism, the image of a tourism cluster, short-term and long-term objectives of the territory, territory competitive advantage.
References:
1. Bogdanov D.V. Cultural landscapes of the valleys of the Northwestern Pamir and the possibility of their transformation. Voprosy geografii [Problems of Geography], 1951, vol.24, pp. 300-321. (In Russ.).
2. Vedenin Yu.A. The dynamics of territorial recreation systems. Moscow: Nauka, 1982. 190 p. (In Russ.).
3. Vedenin Yu.A. Essays on geography of art. St. Petersburg: D. Bulanin Publ., 1997. 212 p. (In Russ.).
4. Gold J. An Introduction to Behavioural Geography. Oxford: Oxford University Press, 1980. 290 p. (Russ. ed.: Gold Dz. Psihologija i geografija: osnovy povedencheskoj geografii. Moscow: Progress, 1990. 304 p.).
5. Zamyatin D.N. Culture and space. Modeling geographical images. Moscow: Znak, 2006. 488 p. (In Russ.).
6. Zyryanov A.I. Geographical field of tourism cluster. Geograficheskii vestnik [Geographical bulletin], 2012, pp. 9698. (In Russ.).
7. Isachenko A.G. The main issues of physical geography. Leningrad: Leningrad State University, 1953. 391 p. (In Russ.).
8. Kalutskov V.N. Fundamentals of ethno-cultural landscape management. Moscow: Publ. Moscow State University, 2000. 94 p. (In Russ.).
9. Kalutskov V.N. Problems of research of the cultural landscape. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 5. Geografia [Moscow University. Geography Bulletin], 1995, No.4, pp. 16-21. (In Russ.).
10. Kotelnikov V.L. Tasks of the Soviet landscape study in connection with the participation of geographers in the performance of Great Plan for the Transformation of Nature. Voprosy geografii [Problems of Geography], 1950, vol.23, pp. 144-157. (In Russ.).
11. Lavrenova O.A. Strategy of «text reading of a cultural landscape» // Epistemologija i filosofija nauki [Epistemology & Philosophy of Science], vol. XXII, 2009, No.4, pp. 123-141. (In Russ.).
12. Lisenkova A.A. Territorial brand management as a basis for investment and tourist attractiveness of a region. Sfera turizma i gostepriimstva v epohu globalizacii [Tourism and hospitality in an era of globalization]: Materials Intern. scientific-practical forum (May 15-17, 2013). Perm: Perm State Academy of Art and Culture, 2013. (In Russ.).
13. Milkov F.N. Man and landscapes. Essays on man-made landscape study. Moscow: Mysl', 1973. 223 p. (In Russ.).
14. Mitin I.I. Complex geographical characteristics. Multiple locations and reality semiosis of spatial myths. Smolensk: Oecumene, 2004. 160 p. (In Russ.).
15. Mitin I.I. Mifogeografiya: spatial multiple myths and reality. Communitas, 2005, No.2, pp. 12-25. (In Russ.).
16. Saushkin Yu.G. Cultural landscape. Voprosy geografii [Problems of Geography], 1946, vol.1, pp. 97-106. (In Russ.).
17. Saushkin Yu.G. On the studying the landscapes of the USSR, changed in the production process. Voprosy geografii [Problems of Geography], 1951, vol.24, pp. 276-299. (In Russ.).
18. Semenov-Tyan-Shan V.P. Region and country. Moscow - Leningrad: GIZ, 1928. 312 p. (In Russ.).
19. Turovskij R.F. Cultural geography: theoretical foundations and the development of cultural geography. Kul'turnaja geografija [Cultural Geography], 2001, pp. 10-94. (In Russ.).
20. Uvarov M.S. Scientific and analytical review of sources on the subject «Cultural geography». St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2011. 35 p. (In Russ.).
21. Shirinkin P.S. On the development of regional tourism development program: «road map» (the case of Perm region). Sovremennye problemy turizma i gostepriimstva [Tourism and Hospitality: Current Challenges]: Materials of professorial lectures in the framework of the Intern. scientific-practical forum «Tourism and hospitality in an era of globalization». Perm: Perm State Academy of Arts and Culture, 2013, pp. 163-213. (In Russ.).
22. Shirinkin P.S. Using the tourism legend as a method of applying the symbolic means and resources in humanitarian potential of a territory. Filosofskie nauki [Russian Journal of Philosophical Sciences], No.4, 2016, pp. 103-113. (In Russ.).
Ширинкин П.С. Проблемы и перспективы вовлечения симво- Shirinkin P.S. Problems and prospects of involvement of symbolic
лических ресурсов в сферу туризма (на примере Пермского resources in tourism (the case of Perm kray). Sovremennye prob-
края) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. lemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges],
Т. 10. № 3. С. 99-107. DOI: 10.12737/21107. 2016, vol. 10, No.3, pp. 99-107. DOI: 10.12737/21107.
Дата поступления статьи: 01 июля 2016 г. Received 01 July 2016
ТУРДАЙДЖЕСТ_
TOURDIGEST
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО КРУИЗНОГО ТУРИЗМА -В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
15 августа 2016 г. в г. Волгоград состоялось заседание Президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей в Российской Федерации. Одним из вопросов, поставленных перед участниками заседания, стало стимулирование дальнейшего развития речного круизного туризма.
Важным шагом в направлении развития круизного флота России станет строительство нового пассажирского судна PV300 класса «река - море», не имеющего аналогов в современной истории отечественного пассажирского судостроения. Старт закладке судна был дан прямо на заседании президиума Госсовета Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Закладка PV300 должна стать катализатором дальнейшего развития внутренних речных и морских круизов на новом уровне.
В числе ключевых задач с точки зрения развития круизного туризма в России - устранение инфраструктурных ограничений. Необходимо развивать и оборудовать причалы, речные вокзалы и «зелёные стоянки», ведь многие города на круизных маршрутах не готовы к приёму туристских судов. Кроме того, требуется проработка вопроса повышения эффективности управления пассажирской причальной инфраструктурой, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Одним из механизмов решения инфраструктурной проблемы может быть федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая предусматривает создание туристско-рекреационных кластеров, направленных, в том числе, и на развитие речного круизного и яхтенного туризма.
В 2016 г. в России на круизных линиях работают 90 круизных теплоходов - 30 теплоходов возят иностранных туристов на линии «Москва - Санкт-Петербург» (100 тыс. чел.) и совершают рейсы по 10-14 дней, 60 используются для круизных туров россиян продолжительностью от 3 до 20 дней (200-250 тыс. чел.).
Сегодня общие объемы перевозок пассажиров на туристских маршрутах по внутренним водным путям составляют 300-400 тыс. чел. в год. Пользуются популярностью и экскурсионно-про-гулочные путешествия. Ежегодно совершают экскурсии около 2 млн чел.
По материалам сайтов russiatourism.ru, kremlin.ru (дата обращения: 28.08.2016)