СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АСПЕКТ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Павел Сергеевич ШИРИНКИН,
кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-культурных технологий и туризма факультета культурологии и социально-культурных технологий Пермского государственного института культуры, г. Пермь
e-mail: Kafedra304@yandex.ru, ethnic1@yandex.ru
Статья посвящена внедрению достижений гуманитарной и культурной географии и концепции «географического образа» в теорию социокультурной деятельности. Предлагается использовать символические ресурсы территории в социокультурном проектировании. В прикладном аспекте предлагается разработать дисциплину «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» для внедрения в подготовку бакалавров и магистров, а также для повышения квалификации практиков социокультурной деятельности.
Ключевые слова: гуманитарная и культурная география, социокультурная деятельность, географический образ, символические ресурсы территории, дисциплина «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности».
SYMBOLIC RESOURCES IN SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES: THE ASPECT OF UNIVERSITY TRAINING
P. S. Shirinkin, Ph.D. (Geography), Associate Professor, Head of Chair of Social and Cultural Technologies and Tourism, Faculty of Cultural Studies, Perm State Institute of Culture
e-mail: Kafedra304@yandex.ru, ethnic1@yandex.ru
The article is devoted to the introduction of achievements and humanitarian and cultural geography and the concept of "geographic image" in the theory of social and cultural activities. It is proposed to use the symbolic resources of the territory in the social and cultural design. In the applied aspect there is provided the discipline of "Symbolic resources in social and cultural activities" for implementation in practice of training of bachelors and masters, as well as qualification for the practice of social and cultural activities.
Key words: humanitarian and cultural geography, social and cultural activities, geographic image, the symbolic resources of the territory, the discipline of "Symbolic resources in social and cultural activities".
Сегодня в социокультурной сфере всё больше внимания уделяется символическим ресурсам и их роли в социокультурном проектировании. Феномен пространственного образа и полиморфность пространства изучают и продвигают сразу несколько научных направлений: философское, гуманитарное, географическое, естественнонаучное и т.п. Не должна отставать в этом направлении и социокультурная деятельность.
Наиболее близкой по методологии к социокультурной деятельности в части пространственных образов является так называемая гуманитарная [10], или культурная география [1], однако отечественные географы так и не смогли сделать шаг к культурной географии, всё ещё относя этот термин к зарубежным [5]. Но это вполне удалось сделать отечественным культурологам [2].
Непосредственно понятием «образ» занимается имажинальная, или образная, география как междисциплинарное научное направление в рамках гуманитарной географии [1]. Близким к этому направлению является «мифогеография» И. И. Митина [9].
Д. Н. Замятин отмечает, что произведения литературы и искусства являются одним из наиболее благоприятных «полигонов» для изучения феноменологии географических образов [3, с. 17]. «Фиксируемые на феноменологическом уровне представления о фундаментальных географических образах являются критерием уникальности культуры» [3, с. 18]. Примечательно, как в сознании и пространственном восприятии человека формируется «внутренняя география пространства, в которой сами образы, символы, мифы пространства конструируются, размещаются, соотносятся в метапространстве, создавая всё новые и новые метапро-странственные конфигурации» [1, с. 136]. «По мере развития культуры в процессе человеческой деятельности географическое пространство всё в большей степени осознаётся как система (системы) образов» [3, с. 384]. Можно сказать, что эта система сама по себе имеет статус отдельного, особого и универсального комплекса культурных ресурсов, готовых к «употреблению».
«Бытие культуры в географическом пространстве неотделимо от процесса символизирования среды, неотъемлемо присущего человеческому сознанию, и выражается, прежде всего, в осмыслении пространства (в его абстрактном, космическом или географическом понимании) и осмыслении своего места в нём» [8]. «Пространство и время в современном гуманитарном знании рассматриваются как теоретико-познавательные категории» [7].
Географические образы, взаимосвязанные между собой, могут формировать целые когнитивные системы (метасистемы), из которых генетически формируется культурный ландшафт, а в содержательном плане - локальные, пространственные мифы. Можно сказать, что посетители социокультурных мероприятий любого плана сегодня идут не на строгую и фактологически доказанную историко-культурную информацию или «сценарии», а, скорее, на привлекательные пространственные образы [11; 12], отражающие феномены интересующей их культуры. Именно здесь, по нашему мнению, находится источник формирования базовых потребительских мотивов. Именно системой географических образов, связей
между ними, выраженных, например, в мифах и легендах территории [14], можно привлечь сегодня значительное число посетителей. В этом аспекте речь идёт не только об особых, в чём-то виртуальных образах территории, но и о её конкурентном преимуществе.
Сильной стороной гуманитарных пространственных исследований является всё более широкое вовлечение понятия «культурный ландшафт» [6] как основного методологического базиса в весь спектр социокультурных дисциплин. Этого значимого аспекта как раз часто не хватает разработкам в социокультурной деятельности. Сам по себе этот факт известен и требует методологического «приземления», поскольку любой социокультурный проект или мероприятие, независимо от масштаба и уровня проведения, «не висит» в воздухе, а локализуется в пределах территории, населённого пункта и т.д.
Однако большинство существующих методик гуманитарной (и культурной) географии, за редким исключением, носит весьма теоретизирован-ный и обобщённый характер, в то время как современные проблемы и потребности практики социокультурной деятельности требуют оперативного внедрения прикладных аспектов дисциплин - в целях обучения молодых специалистов и повышения квалификации профессионалов.
Одним из таких методических инструментов может стать прикладная дисциплина «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности».
Современные социокультурные исследования всё больше проходят на междисциплинарном базисе. Своеобразным стержнем этих исследований является изучение восприятия современным потребителем пространственных образов, которые можно зафиксировать путём проведения анкетирования. Предлагаемая идея носит не только теоретический, но и прикладной характер, поскольку наиболее часто повторяющиеся образы и их конструкции (когнитивные «метасистемы») могут быть использованы в учебном процессе, в социокультурной деятельности в региональном аспекте в целом. Полагаем, что образно-географическую тематику культурной географии перспективно рассматривать и в социально-культурной деятельности.
Символические ресурсы в социально-культурной деятельности представляют собой прикладную часть культурной (гуманитарной) географии как дисциплины и научного направления. Это - комплексная междисциплинарная прикладная дисциплина, занимающаяся сбором, обработкой региональных мифов и легенд с целью создания на их основе привлекательных образов географического пространства. Образ лежит в основе базовых потребительских мотивов [13], а значит, «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» - это дисциплина, способная выделить перечень базовых мифов и легенд территории (населённого
пункта), играющих значимую роль в росте культурной привлекательности этой территории. Базовые легенды должны находиться в основе ведущих культурных и туристских брендов, разработанных в целях продвижения территории.
Символические ресурсы в социально-культурной деятельности имеют в основе географический базис, поскольку практически каждый миф и легенда имеют привязку к конкретной территории и группе ресурсов (природного и культурного плана). Символические ресурсы в социально-культурной деятельности могут реализовывать свои функции на всех иерархических уровнях географического пространства: от локалитета до культурного кластера, региона, страны и даже континента.
В любом регионе, муниципалитете, региональном локалитете и даже поселении, уголке природы, как говорит А. И. Зырянов - «местечке» [4], могут найтись свои, пусть скромные, но уникальные мифы, легенды, аттрактивные образы, свои «манящие заречья» [11; 12]. Это существенным образом меняет стратегию культурного развития этих территорий.
Главная задача дисциплины «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» заключается не столько в том, чтобы найти и описать основные символические ресурсы территории, но - обогатить культурный потенциал уже освоенных мест, обустроенных учреждениями культуры, расширив тем самым их социокультурный потенциал.
Символические ресурсы региона, специфика, состав и образы, формируемые под влиянием мифов и легенд региона, должны рассматриваться как важнейший фактор развития культуры и туризма той или иной территории и как обязательная составная часть регионального культурного продукта. Мифы и легенды способны определять специфику и тематику развития культуры в регионе, влиять на формирование приоритетных направлений инвестиционной политики, а в целом символические ресурсы способны определять состав, структуру, границы и нейминг культурных кластеров; направления и развитие ведущих культурных проектов. Каждому региону России и муниципалитету важно составить кадастр символических ресурсов, который в дальнейшем может стать объективной основой для разработки региональных долгосрочных концепций и программ по развитию культуры и туризма; краткосрочных стратегий по разработке эффективных социокультурных продуктов.
Использование символических ресурсов - это значимый и в то же время малозатратный маркетинговый способ привлечения гостей в регион как в целом, так и по календарному плану социокультурных мероприятий.
Продвинутые до потенциального потребителя символические ресурсы - это подлинное конкурентное преимущество для территории, которая способна даже при скромных финансовых возможностях создавать привлекательный образ региона.
Главной проверкой качества вовлечения символических ресурсов и выбранных базовых мифов и легенд в социально-культурную деятельность будет зарождение потребительского мотива и увеличение туристских потоков на конкретную территорию. Символические ресурсы в социально-культурной деятельности - это средство для эффективного «усвоения» культурной информации, а значит, может считаться сферой
интересов социокультурной инноватики и культурного маркетинга.
***
Дисциплина «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» могла бы быть перспективной для наполнения учебного плана по направлению бакалавриата «Социально-культурная деятельность», профиль «Социально-культурная анимация и рекреация» и «Менеджмент в социально-культурной деятельности». Практически любой социокультурный проект или мероприятие строится на тематической идее или миссии, в основе которых лежат символические ресурсы, характерные для конкретной территории. Поэтому эта дисциплина в равной степени может использоваться для обучения бакалавров и магистров социокультурной сферы.
«Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» - это прикладная дисциплина и одновременно процесс сбора, обработки и подготовки тематической информации, с целью разработки для конкретной территории базовой(-ых) культурной легенды в качестве особого культурного ресурса и конкурентного преимущества.
Цель дисциплины «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» - подготовка благоприятных условий для создания когнитивной платформы, эффективно усваиваемой современными потребителями, для решения реальных управленческо-административных задач, связанных с развитием культуры на конкретной территории, а также для зарождения у потенциальных потребителей (гостей, туристов) устойчивого потребительского мотива.
Объект дисциплины «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» - культурный ландшафт территории, пространственные и мифологические образы им продуцируемые. При этом символическим ресурсам отводится приоритетная роль в культурном потенциале территорий, которые должны использовать культурные ресурсы и инфраструктуру, связанные с легендами, в тематическом соответствии.
Предмет дисциплины «Символические ресурсы в социально-культурной деятельности» - символические ресурсы и их роль в совокупном культурном потенциале территорий, важнейшие характеристики и разновидности символических ресурсов, а также совокупность методов их поиска, разработки и описания, применительно к культурным условиям
конкретных территорий. Особое внимание следует уделять символическим ресурсам и образам, имеющим приоритетное, брендовое значение для развития культуры.
В процессе усвоения дисциплины обучающиеся знакомятся со школами и направлениями гуманитарной и культурной географии, как минимум - за последние 150 лет; понимают специфику геокультурного пространства и его составляющих; учатся «читать» культурный ландшафт и, в итоге, могут составлять образно-географические карты и картоиды территории. В итоге курса обучающийся усваивает, что символические ресурсы могут стать подлинными и перспективными культурными ресурсами территории, которые в условиях современного потребительского спроса в социокультурной сфере имеют куда более значимую роль, чем классические культурные ресурсы региона.
Литература
1. Замятин Д. Н. Гуманитарная география: предмет изучения и основные направления развития // Общественные науки и современность. - 2010.
- № 4. - С. 128-138.
2. Замятин Д. Н. Гуманитарная география : Пространство и язык географических образов / Российская академия наук, Институт географии. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. - 331 с.
3. Замятин Д. Н. Культура и пространство : моделирование географических образов / Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Дихачева ; Российский государственный гуманитарный университет. - Москва : Знак, 2006. - 487 с.
4. Зырянов А. И. Проблемы развития регионального туризма // Современные проблемы туризма и гостеприимства : материалы профессорского лектория в рамках международного научно-практического форума «Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации» (Пермь, 15-17 мая 2013 г.) / [Федор-ченко В. К. и др.] ; Министерство культуры Российской Федерации, Пермская государственная академия искусства и культуры. - Пермь, 2013. - С. 151-163.
5. Гладкий Ю. Н. Гуманитарная география : научная экспликация. - Санкт-Петербург : Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. - 663 с.
6. Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения : учебное пособие / Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
- Москва : Изд-во Московского университета, 2000. - 94 с.
7. Касавин И. Т. Пространство: бытийственная основа знания // Эпистемология и философия науки. - 2008. - Том 18, № 4. - С. 5-15.
8. Лавренова О. А. Стратегии «прочтения» текста культурного ландшафта // Эпистемология и философия науки. - 2009. - Т. 22, № 4. - С. 123-141.
9. Митин И. И. Комплексные географические характеристики. Множественные реальности мест и семиозис пространственных мифов. - Смоленск : Ойкумена, 2004. - 158 с.
10.Николаенко Д. В. Гуманитарная география: проблемы и перспективы. - [Симферополь : Симферопольский гос. ун-т, 1984]. - Деп. Укр. НИИ НТИ, № 543 Ук.
11. Родоман Б. Б. Вдохновляющие заречья (начало) // География. - 2010. - № 13.
- С. 3-12.
12.Родоман Б. Б. Вдохновляющие заречья (окончание) // География. - 2010.
- № 14. - С. 12-20.
13. Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре / Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург : Филологический факультет, Факультет свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета ; Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 279 с.
14.Ширинкин П. С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края. - 3-е изд., испр. и доп. - Пермь : Пресстайм, 2015. - 401 с.