Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы воспитательной работы с молодёжью'

Проблемы и перспективы воспитательной работы с молодёжью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ / ПАТРИОТИЗМ / YOUTH / EDUCATION / STRATEGY / SOCIAL INSTITUTES / SPIRITUAL AND MORAL IMMUNITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольцева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности воспитания современной молодёжи. Автор анализирует проблемы воспитательного процесса в работе с молодёжью. Особое внимание уделяется базисным универсальным элементам в воспитательной работе с молодёжью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATIONAL WORK WITH YOUTH

In article features of education of modern youth are considered. The author analyzes problems of educational process in the work with youth. Special attention is paid to basic universal elements in educational work with youth

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы воспитательной работы с молодёжью»



УДК 371.4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF EDUCATIONAL WORK WITH YOUTH

© Колокольцева Ольга Владимировна

Olga V. Kolokoltseva

кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделением, Академия управления городской средой, градостроительства и печати (г. Санкт-Петербург).

PhD (Sociological), Associate Professor, Head of Department, Academy of Urban Management, Planning and Printing (St. Petersburg).

И olga_kolokolceva@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности воспитания современной молодёжи. Автор анализирует проблемы воспитательного процесса в работе с молодёжью. Особое внимание уделяется базисным универсальным элементам в воспитательной работе с молодёжью.

Ключевые слова: молодёжь, воспитание, стратегия, социальные институты, духовно-нравственный иммунитет, патриотизм.

Abstract. In article features of education of modern youth are considered. The author analyzes problems of educational process in the work with youth. Special attention is paid to basic universal elements in educational work with youth.

Key words: youth, education, strategy, social institutes, spiritual and moral immunity, patriotism.

Необходимость поиска новых форм и методов в воспитательной работе с молодёжью обусловлена постоянными социальными изменениями, затронувшими все сферы социальной жизни, в том числе и образовательное пространство, которое наряду с другими социальными институтами, такими как, например, семья, религия имеет большое социализирующее значение и непосредственно выполняет воспитательную функцию в обществе. Воспитание является основополагающим элементом образовательного процесса, неразрывно связанного с обучением, а знания и образование, в своей совокупности, входят в систему маркеров социальной стратификации и выступают в качестве важнейших социально-значимых ценностей и общественных благ. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» воспитание - это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Однако на практике прослеживается тенденция, которая вызывает определённую степень обеспокоенности. Идёт процесс так называемого

«обесценивая» образования. Для образовательных организаций это проявляется, прежде всего, в потере контингента обучающихся. Молодые люди, поступившие в образовательную организацию, достаточно легко принимают решение об отчислении, не проучившись даже полного семестра, то есть спустя всего лишь один или два месяца обучения. Причины такой негативной ситуации носят как объективный, так и субъективный характер. С одной стороны, многие обучающиеся приехали из других регионов и городов, поэтому они вынуждены работать, чтобы содержать себя и обеспечить себя жильём, поскольку преимущественное большинство таких студентов из малообеспеченных, неполных или неблагополучных семей. Соответственно им приходится рассчитывать только на самих себя, устраиваться на низкооплачиваемую работу и выбирать между заработками на жизнь и обучением в пользу первого. С другой стороны, есть категория студентов, которые перемещаются из одной образовательной организации в другую, начинают учиться, теряют интерес, поступают снова, но не доводят начатое дело до логического конца, продолжая переходить из одного учебного заведения в другое. Это, скорее всего, связано с вопросами самоорганизации и самоменеджмента студентов, особенностями личностного конструкта обучающихся.

Подобных причин можно привести множество, но, в конечном счёте, все эти причины, как объективные, так и субъективные, демонстрируют отсутствие или утрату мотивации к получению знаний, и как результат этих процессов, потерю ценности образования в глазах молодёжи и отток контингента из образовательных организаций.

Поэтому всё острее перед образовательными организациями встаёт вопрос сохранения контингента. И это можно успешно решать благодаря комплексному использованию различных методов, прежде всего проведения воспитательной работы с обучающимися.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, определила приоритетную задачу Российской Федерации в сфере воспитания детей и молодёжи. В качестве этой задачи названо «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Уже в самой стратегии законодателем заложено то, что она «опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством».

Именно этой основой необходимо руководствоваться в организации воспитательной работы с современной молодёжью, но как показывает опыт, на практике это достаточно нелегко.

Формы и методы воспитания и обучения молодых людей, динамично [Л меняются, и важную роль в этом игра-^¡^ ют различные процессы, в том числе глобализация и виртуализация современного социума. С одной стороны это приводит к позитивным результатам. Как отмечает А. Ю. Слепухин, «в глобализирующемся мире проявляют себя новые тенденции формирования общества, основанного на знаниях» [1, с. 88]. Именно знания становятся одним из «основных двигателей экономического развития; проявляются новые производители услуг высшего

щ а

т:

образования в условиях «образования без границ»; изменяются методы предоставления услуг и схемы организации обучения в системе высшего образования в результате революции в области информации и связи; возрастает значение рыночных механизмов в высшем образовании и возникает глобальный рынок высокоразвитого человеческого капитала; налицо признание всеми социальными и экономическими акторами необходимости комплексного подхода к образованию как к единой системе, подхода, учитывающего то, что высшее образование не только вносит вклад в развитие человеческого капитала, но и выполняет такие важнейшие функции, как формирование гуманитарного и социального капитала, а также является важным общественным благом глобального масштаба» [1, с. 89]. Объективной реальностью стали процессы глобализации и виртуализации общества. К сожалению, наблюдается отрицательная тенденция, когда реальная коммуникация, простое человеческое общение вытесняется новыми формами виртуальной коммуникации, различного рода виртуальными суррогатами. И это уже стало неизбежным процессом современной действительности, где стираются так называемые «границы времени и пространства» благодаря глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет. Однако, это не всегда приводит к позитивным результатам, зачастую это несёт в себе определённую степень негативных тенденций, прежде всего, для ещё несформировавшегося подрастающего поколения. Как отмечает Е. Р. Баткаева, «новое виртуальное пространство создаёт новые способы производства, новые закономерности развития, новые явления и процессы, которые формируют новую социальную структуру. И эта структура не всегда положительно влияет на развитие социума. Эти отклонения выполняют другую, принципиально новую функцию - функцию отчуждения человека от самого себя в процессе пользования компьютерами. Человек превращается в поток электронной информации, подпитывающей виртуальный капитал» [2, с. 36]. Всё это приводит к отчуждению человека от общества, ускорению обмена информацией между участниками коммуникации, подмене объективной социальной реальности «жизнью» в социальных сетях, формированию Интернет-зависимости и т. д. Молодёжь является наиболее уязвимой в нравственном смысле, она менее способна противостоять негативным воздействиям из вне. Она в большей степени подвержена потоку информационных атак на фоне утраты нормального контакта и отношений со своими близкими, друзьями, социальным окружением. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается частичное, а иногда и полное отсутствие духовно-нравственного иммунитета, который представляет собой «процесс сохранения позитивных идеалов и ценностей

рШ

социума, обеспечивающих стабильное состояние морального здоровья нации» [3, с. 56].

Именно это во многом усложняет процесс воспитания молодёжи. Поэтому требуется постоянный поиск и внедрение новых подходов к эффективной организации воспитательной работы с подрастающим поколением.

Организация процесса воспитания молодёжи, реализуемая различными социальными институтами имеет свои особенности. Это связано со спецификой их функционирования и выполнением роли социальных институтов в социальном пространстве. Совершенно очевидно, что, например, образование, религия, культура, армия будут оказывать воспитательное воздействие с учётом своей институциональной специфики и особенностей тех социальных групп, на которые это воспитательное воздействие оказывается.

Однако, несмотря на все институциональные различия и особенности объектов воспитательного воздействия, на наш взгляд, существуют базисные универсальные элементы, которые должны реализовываться в воспитательной работе с молодёжью.

Приоритетным в воспитательной работе с молодёжью должно стать формирование духовно-нравственного иммунитета подрастающего поколения, который тесно связан с обеспечением национальной безопасности нашего государства и «невозможен без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни» [3, с. 56]. Современные молодые люди, как уже было отмечено ранее, находятся под влиянием постоянных информационных атак, что также усугубляется состоянием аномии, когда имеет место вакуум духовных ценностей, наблюдается разрегулированность социальных процессов, что приводит к дезориентации в духовной и социальной жизни. Зачастую из-за отсутствия духовно-нравственного иммунитета молодёжь очень легко подвергается различного рода негативным воздействиям, с лёгкостью вовлекается в различные формы девиантного поведения, совершенно не задумываясь о его последствиях. Поэтому одним из важнейших направлений в работе с молодёжью в целом, а также в воспитательной работе в частности, является превентивная работа с подрастающим поколением, направленная на обеспечение защищённости от различного рода нравственных угроз, выработку и укрепление духовно-нравственного иммунитета молодых людей.

Именно духовно-нравственная безопасность молодёжи позволит обеспечить «стабильное состояние защищённости общественного сознания и морального здоровья нации, условий традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних и внутренних неблагоприятных влияний при поддержке государственной властью нравственных норм, традиционных

конфессий и традиций национальной культуры [4, с. 56].

С духовно-нравственным воспитанием тесно связано повышение уровня правовой культуры и грамотности молодёжи, укрепление в сознании строго и неукоснительного соблюдения норм, закреплённых законодательством Российской Федерации, формирование законопослушной личности, мотивация именно правомерного поведения, проявление стойкости к различного рода «соблазнам» современной жизни, которые могут повлечь ответственность за те или иные действия или бездействия. Особенно опасным для молодых людей может стать вовлечение их в процесс «зарабатывания лёгких денег», что неизбежно связано с вовлечением молодёжи в криминальную деятельность. Важное значение, в этом случае, имеет профилактика неправомерного поведения, проведение превентивных разъяснительных бесед и организация правового просвещения молодёжи.

Определённую сложность реализации в работе с молодёжью имеет и патриотическое воспитание, поскольку средствами массовой информации, Интернетом и другими источниками молодёжи насаждаются ценности «нетрадиционных» культур, стремление к их идеалам, при этом вытесняются ценности самобытной русской культуры. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, в качестве своей цели определила «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Работа с молодёжью и её воспитание, основанное, прежде всего, на формировании духовно-нравственного иммунитета, повышении уровня правовой культуры и уважении закона молодыми людьми, укреплении в их сознании идеологии патриотизма, позволит создавать благоприятные условия для всестороннего развития гармоничной личности, способной обеспечить как личное благополучие, так и социальное благополучие.

Выступая на Х съезде Российского союза ректоров, Президент Российской Федерации В. В. Путин, отметил «Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста - у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт... если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной

и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем - у нас с вами не будет страны» [5].

Таким образом, формирование у молодёжи духовно-нравственного иммунитета, воспитание её в духе гуманизма, законопослушания, патри-

отизма позволит подрастающему поколению обеспечить выбор положительных векторов и ценностных ориентиров в своём поведении, что является залогом здорового общества, социального благополучия и стабильного государства.

Материалы поступили в редакцию 22.07.2019 г.

Библиографический список (References)

О

щ а

1. Слепухин, А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции / А. Ю. Слепухин. - М. : ФОРУМ, 2004. - 408 с.

2. Баткаева, Е. Р. Феномен виртуализации: социологический аспект / Е. Р. Баткаева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. -С. 35-37. - ISSN 1999-7116.

3. Гильмеева, Р. Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодёжи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде / Р. Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 6. - ISSN 1726-846X.

4. Мухаметзянова, Ф. Г. Социокультурная подготовка студентов УСПО, ВПО в условиях российско-европейского партнёрства / Ф. Г. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова, Л. Ю. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова. - Казань : Данис, 2012. - 123 с. - ISBN 978-5-89917-134-5.

5. Если мы не воспитаем человека самодостаточного, у нас не будет страны [Электронный ресурс] // Русская народная линия : сайт. - URL: http:// ruskline.ru/news_rl/2014/10/31/ esli_my_ne_vospitaem_cheloveka_ samodostatochnogo_u_nas_ne_budet_ strany/ (дата обращения: 16.07.2019).

1. Slepuhin, A. Yu. (2004). Vysshee obrazovanie v uslovijah globalizacii: problemy, protivorechija, tendencii [Higher education in the conditions of globalization: problems, contradictions, tendencies]. Moscow. FORUM. 408 p.

2. Batkaeva, E. R. (2012). Fenomen virtualizacii: sociologicheskij aspekt [The Phenomenon of virtualization: sociological aspect]. Izvestija PGPU im. V. G. Belinskogo. No 28. P. 35-37. ISSN 19997116.

3. Gil'meeva, R. H. (2015). Formirovanie duhovno-nravstvennogo immuniteta molodjozhi kak uslovie profilaktikijekstremizma v bezopasnoj obrazovatel'noj srede [Formation of spiritual and moral immunity of youth as a condition for the prevention of extremism in a safe educational environment]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. No 6. ISSN 1726-846X.

4. Muhametzjanova, F. G., Tihonova, L. P., Muhametzjanova, L. Yu., Shajhutdinova, G. A.

(2012). Sociokul'turnaja podgotovka studentov USPO, VPO v uslovijah rossijsko-evropejskogo partnjorstva [Socio-cultural training of students USPO, professional education in conditions of Russian-European partnership]. Kazan. Danis. 123 p. ISBN 978-5-89917-134-5.

5. (2014). Esli my ne vospitaem cheloveka samodostatochnogo, u nas ne budet strany [If we do not educate a self-sufficient person, we will not have a country]. URL: http://ruskline.ru/news_ rl/2014/10/31/esli_my_ne_vospitaem_cheloveka_ samodostatochnogo_u_nas_ne_budet_strany/ (accessed 16 July, 2019).

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.