by the Decree of the Russian President from 29.04.1996 № 608]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1996, no. 18. art. 2117.
2. Nichuk R. P. Miasnoe skotovodstvo. Kal'kuliruem sebestoimost' (Beef cattle. Kalkuliruem of the costs). Uchet v sel 'skom khoziaistve (Accounting for the cost of agriculture). 2011, no. 2. Available at: http://www.audit-it.ru/articles/authors/ (accessed 14 December 2015).
3. Kalina A. V., Savel'eva I.P. Formirovanie porogovykh znachenii indikativnykh pokazatelei ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii i ee regionov [Formation of the thresholds of performance indicators of economic security of Russia and its regions]. Vestnik Yuzhno-Ural 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Ekono-mika i menedzhment [Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management], 2014, vol. 8, no. 4, pp. 14-22.
4. Doktrina prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii-skoi Federatsii:odobrena Ukazom Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120 [Food Security Doctrine of the
Russian Federation. Approved by the Decree of the Russian President from]. Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 5, art. 502.
5. Alieva N. M. Normativnaia baza obespecheniia prodovol'stvennoi bezopasnosti Rossii (The regulatory framework to ensure food security in Russia). Uprav-lenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal (Management of economic systems: scientific electronic journal), (61), 2014, no. 1. Available at: http:// uecs.ru/ru/ekonomicheskaya-bezopasnost/item/2724-2014-01-24-11-13-23 (accessed 22.10.2015).
6. Kurmakaeva E. Sh. Ekonomicheskaia bezopasnost' kak vazhnaia sostavliaiuschaia strategii sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiia regiona [Economic security as an important component of socio-economic development of the region]. P. A. Stolypin: traditsii reformirovaniia Rossii: sbornik statei mezhdunarodnoi nauchnoi kon-ferentsii [P. A. Stolypin: traditions of reforming Russia. Collected scientific works]. Saratov, 2012, pp. 260-263.
УДК 330.332.01
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
А. Н. Плотников
доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: a.n.plotnikov@mail.ru
Д. А. Плотников
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. E-mail: dapsstu@mail.ru
Введение. В каждом регионе существует проблема развития его территорий. Для успешного развития территориальных образований необходима разработка инновационных проектов, осуществляемых на базе наукоемких высокотехнологичных предприятий, учитывающих существующие и потенциальные преимущества региона. Реализация инновационных проектов по развитию территориальных образований во многом зависит от качества и наличия трудовых, материальных, финансовых, инвестиционных и других ресурсов. Комплексность и объективность оценки потенциала инновационного развития территориальных образований влияет на качество разрабатываемых инновационных проектов, а также эффективность их реализации. Инструменты исследования. В качестве инструментов исследования использованы аналитический и исследовательский аппараты, а также инструмент вербального моделирования экономических процессов. Результаты. Разработаны модели прямой и косвенной государственной поддержки венчурных инвестиционных фондов с целью развития территориальных образований: модель прямых
государственных инвестиций в венчурные инвестиционные фонды с помощью частных генеральных партнеров; модель поддержки государством венчурных инвестиционных фондов через возмещение понесенных убытков; модель поддержки государством частных венчурных инвесторов по предоставлению опционов; модель поддержки государством иностранных и отечественных венчурных инвесторов через предоставление налоговых льгот.
Ключевые слова: венчур, венчурное инвестирование, высокорисковое инвестирование, венчурное инвестирование наукоемких высокотехнологичных предприятий, территориальные образования.
йС1: 10.18500/1994-2540-2016-16-2-132-137 Введение
Для успешного развития территориальных образований необходима разработка инновационных проектов, осуществляемых на базе наукоемких высокотехнологичных предприятий, учитывающих существующие и потенциальные преимущества региона. Реализация инновационных проектов по развитию территориальных
© Плотников А. Н., Плотников Д. А., 2016
А. Н. Плотников, Д. А. Плотников. Проблемы и перспективы венчурного инвестирования
образований во многом зависит от качества и наличия трудовых, материальных, финансовых, инвестиционных и других ресурсов. Комплексность и объективность оценки потенциала инновационного развития территориальных образований влияет на качество разрабатываемых инновационных проектов, а также эффективность их реализации.
Развитие территориальных образований требует серьезных вложений, которых катастрофически не хватает. В этом заключается одна из главных проблем, решение которой лежит в плоскости поиска альтернативных источников такого развития, одним из которых является венчурное инвестирование.
Развитость венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий, являющегося катализатором инновационной деятельности в регионах и в стране в целом, находится не на высоком уровне. На данный момент в развитых и развивающихся странах венчурное инвестирование - главнейший источник внебюджетного инвестирования инновационной деятельности предприятий. В глобальных экономических масштабах оно оценивается суммой порядка 300 млрд долл. Однако в Российской Федерации сумма высокорискового капитала, направляющегося на инновационную деятельность предприятий, составляет от 1 до 3% от вышеуказанной суммы. В этой связи необходимо отметить, что венчурное инвестирование в России развивается недостаточными темпами. Успешный мировой опыт венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий свидетельствует о важной роли государства и государственных программ по поддержке развития данного вида инвестирования в роли запуска инновационной активности в Российской Федерации.
Инструменты исследования
В качестве инструментов исследования использованы аналитический и исследовательский аппараты, а также инструмент вербального моделирования экономических процессов.
В России и в ее регионах венчурное инвестирование пока не нашло должного применения. Лидером по объему венчурного капитала, безусловно, выступают Соединенные Штаты Америки. Отличительной особенностью американской венчурной индустрии является высокая доля наукоемких высокотехнологичных предприятий, получающих инвестиции на ранней стадии развития. Одним из главных поводов стремительного развития венчурного инвестирования в США послужила высокая примени-
мость фондовых рынков, например, фондового рынка для наукоемкого высокотехнологичного предпринимательства - NASDAQ. К тому же американские предприятия могут стремительно увеличивать диапазон видов своей деятельности с помощью величины платежеспособного рынка, вследствие того, что лидерство на рынке Соединенных Штатов Америки ведет к лидерству в международной конкуренции [1]. США отличаются большой долей отраслей, в основу которых заложено использование высоких наукоемких технологий в общем числе реципиентов венчурного капитала. К таким отраслям относят предприятия, работающие в сфере информационных технологий, компьютерных технологий, программного обеспечения, сетевых технологий, биотехнологий, экологических и медицинских технологий. Причем две трети наукоемких высокотехнологичных предприятий действуют в сфере информационных технологий [2].
Высокую эффективность венчурного инвестирования в Соединенных Штатах Америки можно объяснить значительной степенью государственной помощи наукоемким высокотехнологичным предприятиям.
Результаты
Авторы статьи считают, что не только необходима, но и возможна государственная поддержка венчурных инвестиционных фондов и частных венчурных инвесторов для развития территориальных образований через поддержку наукоемких высокотехнологичных предприятий [3].
С этой целью разработаны модели прямой и косвенной государственной поддержки венчурных инвестиционных фондов. В частности предложены:
- модель прямых государственных инвестиций в венчурные инвестиционные фонды с помощью частных генеральных партнеров с целью развития территориальных образований (рис. 1);
- модель поддержки государством венчурных инвестиционных фондов через возмещение понесенных убытков с целью развития территориальных образований (рис. 2);
- модель поддержки государством частных венчурных инвесторов по предоставлению опционов с целью развития территориальных образований (рис. 3);
- модель поддержки государством иностранных и отечественных венчурных инвесторов через предоставление налоговых льгот с целью развития территориальных образований (рис. 4).
Рис. 1. Модель прямых государственных инвестиций в венчурные инвестиционные фонды с помощью частных генеральных партнеров с целью развития территориального образования
Рис. 2. Модель поддержки государством венчурных инвестиционных фондов через возмещение понесенных убытков с целью развития территориального образования
Одна из существующих проблем венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий заключается в том, что субсидирование государством научных разработок в большинстве стран заканчивается до того, как становятся возможными внедрение и коммерциализация их результатов. В этой связи для
ученых обычно не находятся ресурсов и стимула для продолжения своих научных исследований и разработок после того момента, как опубликовывается изобретение.
Преодоление данной проблемы по развитию инновационной деятельности должно стать первоочередной задачей правительства.
Л. Н. Плотников, Д. А. Плотников. Проблемы и перспективы венчурного инвестирования
Инвестиции
Частные венчурные инвесторы ^-1 Акции
Предоставлени опционов на выкуп акци! по историческо цене
Инвестиции
Государство ^-^ Акции
Наукоемкое высокотехнологичное предприятие
о
|_
ос о
± га 1-
^ га ± о
т 01 п
5
ч га п
а:
а; О
о. л
Рис. 3. Модель поддержки государством частных венчурных инвесторов по предоставлению опционов с целью
развития территориального образования
Иностранные и отечественные венчурные инвесторы
Венчурные инвестиционные фонды
Предоставление налоговых льгот
Государство
Наукоемкие высокотехнологичные предприятия
Реализация нновационного проекта
Рис. 4. Модель поддержки государством иностранных и отечественных венчурных инвесторов через предоставление налоговых льгот с целью развития территориального образования
Существует множество вариантов для решения данной задачи. К примеру, правительственная Программа инновационных исследований наукоемкого высокотехнологичного предпринимательства (ББТС) США. Данная программа
спонсируется Агентством по поддержке наукоемкого высокотехнологичного предпринимательства (ББЛ) этой страны [4].
В настоящее время данное Агентство помимо ББТС поддерживает еще две инициативы для
поддержки наукоемкого высокотехнологичного предпринимательства: «Новые рынки для предприятий с венчурным капиталом» и «Премьер-программа», которые направлены на поддержку предпринимателей в инновационной сфере. Поддержка выражается в финансовых средствах, в управлении, образовании, повышении квалификации, в консультационных услугах и т. д.
Программа Соединенных Штатов Америки SBIC - это самая ранняя по возникновению инициатива государственно-частного партнерства инвестирования наукоемкого высокотехнологичного предпринимательства.
В странах Европейского союза действуют свыше 1000 специализированных венчурных инвестиционных фондов, которые ежегодно вкладывают венчурный капитал в более чем 10 тыс. предприятий. Большинство из этих фондов имеют ответственность по географическим территориям, технологическим секторам экономики или стадиям венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий. С период с 1982 г. в ЕС активно действует Европейская ассоциация венчурного капитала (EVCA) [5].
По мнению авторов настоящей статьи, использование многообразия методов венчурного инвестирования наукоемких высокотехнологичных предприятий, на базе которых будут реали-зовываться инновационные проекты, позволит решить проблему инновационного развития территориальных образований.
Список литературы
1. Сергиенко Я., Френкель А. Венчурные инвестиции и инновационная активность // Вопр. экономики. 2006. № 5. С. 115-121.
2. Целин Д. С. Совершенствование финансово-организационного механизма инновационного бизнеса // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 1 : Регионоведе-ние : философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenst-vovanie-finansovo-organizatsionnogo-mehanizma-innovatsionnogo-biznesa (дата обращения: 06.08.2013).
3. Плотников Д. А., Плотников А. Н. Теоретические основы инвестирования инновационной деятельности наукоемких высокотехнологичных предприятий. Саратов : КУБиК, 2015. 123 с.
4. Reid G. C., Smith J. A. Risk Appraisal and Venture Capitalin High - Technology New Venture - Chartered Institute of Management Accountants. L., 2012. 240 c.
5. Bodie Z., Briere M. Sovereign Wealth and Risk Management. A Framework for Optimal Asset Allocation of Sovereign Wealth // Journal of Investment Management. 2014. № 12. С. 65-73.
Problems and Prospectsventure Investment Developments of Territorial Educations
A. N. Plotnikov
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: a.n.plotnikov@mail.ru
D. A. Plotnikov
Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77, Politechnicheskaya str., Saratov, 410054, Russia E-mail: dapsstu@mail.ru
Introduction. Development of the innovative projects which are carried out on the basis of the knowledge-intensive hi-tech enterprises considering the existing and potential advantages of the region is necessary for successful development of territorial educations. Implementation of innovative projects on development of territorial educations in many respects depends on quality and existence of labor, material, financial, investment and other resources. Complexity and objectivity of an assessment of potential of innovative development of territorial educations influences quality of the developed innovative projects, and also efficiency of their realization. Instruments of research. As instruments of research analytical and research devices, and also the instrument of verbal modeling of economic processes are used. Results. Models of direct and indirect state support of venture investment funds are developed: model of direct state investments in venture investment funds by means of private general partners for the purpose of development of territorial educations; model of support by the state of venture investment funds through compensation of the suffered losses for the purpose of development of territorial educations; model of support by the state of private venture investors on granting options for the purpose of development of territorial educations; model of support by the state of foreign and domestic venture investors through granting tax privileges for the purpose of development of territorial educations.
Key words: venture, venture investment, high-risk investment, venture capital investmenthigh-tech enterprises, territorial educations.
References
1. Sergienko Ya., Frenkel A. Venchurnye investitsii i in-novatsionnaia aktivnost' [Venture capital investment and innovative activity]. Voprosy ekonomiki [Questions of economy], 2006, no. 5, pp. 115-121.
2. Celine D. S. Improving the financial and organizational mechanism of innovative business (Sovershenstvovanie finansovo-organizatsionnogo mekhanizma innovatsi-onnogo biznesa). Vestnik Adygeiskogo gosudarstven-nogo universiteta (Herald of Adygeya State University. Ser. 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies), 2008, no. 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7sovershenstvovanie-finansovo-organizatsionnogo-mehanizma-innovatsion-nogo-biznesa (accessed 6 August 2013).
3. Plotnikov D. A., Plotnikov A. N. Theoretical Foundations of investment innovation high-tech high-tech enterprise [Teoreticheskie osnovy investirovaniia innovatsionnoi deiatel'nosti naukoemkikh vysokotekhnologichnykh predpriiatii]. Saratov, Cubes, 2015. 123 p.
Т. В. Ромашкин, А. А. Фимушкина. Государственная поддержка малого бизнеса: миф или реальность?.
4. Reid G. C., Smith J. A. Risk Appraisal and Venture Capital in High - Technology New Venture - Chartered Institute of Management Accountants. London, 2012. 240 p.
5. Bodie Z., Briere M. Sovereign Wealth and Risk Management. A Framework for Optimal Asset Allocation of Sovereign Wealth. Journal of Investment Management, 2014, no. 12, pp. 65-73.
УДК 330.3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Т. В. Ромашкин
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теориии национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: timurrom@yandex.ru
А. А. Фимушкина
студентка экономического факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: anastasiafimyshkina@gmail.com
Введение. В российских условиях на сегодняшний день актуальным и перспективным источником роста эффективности производства и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса. Теоретический анализ. Малый бизнес - это локомотив экономики страны, это огромная сила. Периодически создаются благоприятные условия для процветания малого бизнеса. Проблема наращивания этого сектора экономики поднималась властями на всех уровнях управления, что обусловило изменения нормативно-правовой базы. Цель статьи - изучение принципов и методов государственной поддержки малого бизнеса в России. Результаты. Выявлены специфика и особо значимые проблемы малого бизнеса. Исследованы институциональные аспекты и действующий механизм реализации господдержки развития малого бизнеса. Предложен ряд направлений по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса в России. Необходимо сформировать эффективные инструменты реализации системы господдержки малого предпринимательства с целью его стабильного развития. Ключевые слова: малый бизнес, государство, индивидуальный предприниматель, налоговая нагрузка, мошенничество, микрофинансирование.
DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-2-137-144
Введение
В России сегодня актуальным и перспективным источником роста эффективности производства и повышения уровня жизни населения является развитие малого бизнеса.
Бизнес - один из базовых элементов социально-экономической инфраструктуры, и его значение для жизни общества трудно переоценить. Малый бизнес выполняет не только важнейшие
экономические функции, но и социальные, например, такие как поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму, создание новых рабочих мест, повышение профессиональной активности, а также способствует увеличению навыков и традиций предпринимательства как существенного института гражданского общества, формированию среднего класса как основы политической и социально-экономической стабильности нации.
Теоретический анализ
Развитие малого предпринимательства важная экономическая характеристика, которая является показателем качества экономических институтов. Оно также свидетельствует о качестве и предпринимательской инициативе человеческого капитала; показывает степень экономической свободы в обществе; отражает степень развития инноваций, позволяющих индивидам работать индивидуально и создавать удаленные предприятия и отдельные рабочие места.
К факторам, сдерживающим развитие предпринимательства в современной экономике, относятся:
- ограниченные возможности в привлечение инвестиций;
- административные барьеры;
- недостаток квалифицированных кадров;
- недобросовестная конкуренция.
Но, несмотря на это, в последнее время в России наблюдается значительный рост предприятий малого бизнеса. С 2012 по 2015 г. число таких предприятий в стране увеличилось по сравнению со средним бизнесом, оборот пред-
© Ромашкин Т. В., Фимушкина А. А., 2016