Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы в организации борьбы с мобильным мошенничеством в России'

Проблемы и перспективы в организации борьбы с мобильным мошенничеством в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильное мошенничество / сотовые телефоны / операторы мобильной связи / банковское сообщество / пресечение мобильного мошенничества / mobile fraud / cell phones / mobile operators / banking community / suppression of mobile fraud

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Алексей Александрович Субботин

Рассматриваются проблемы организации борьбы с мобильным мошенничеством в России. Изучаются причины роста количества данных преступлений, анализируются статистические данные, особенности организации и осуществления мобильного мошенничества с использованием «социальной инженерии». Рассматриваются законодательные инновации и возможные проблемы при реализации положений Федерального закона № 369 от 24 июля 2023 г., перспективы его использования в части совершенствования системы безопасности вкладов клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Виталий Викторович Копылов, Алексей Александрович Субботин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects in the organization of the fight against mobile fraud in Russia

The problems of organizing the fight against mobile fraud in Russia are being considered. The reasons for the increase in the number of these crimes are studied, statistical data are analyzed, the features of the organization and implementation of mobile fraud using «social engineering» are analyzed. Legislative innovations and possible problems in the implementation of the provisions of Federal Law № 369 of July 7, 2023, the prospects of its use in terms of improving the security system of customer deposits are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы в организации борьбы с мобильным мошенничеством в России»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-75-78 EDN: https://elibrary.ru/ixdhbx NIION: 2015-0066-2/24-954 MOSURED: 77/27-011-2024-02-153

Проблемы и перспективы в организации борьбы с мобильным мошенничеством в России

Виталий Викторович Копылов1, Алексей Александрович Субботин2

1,2 Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия,

tfmu@mvd.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы организации борьбы с мобильным мошенничеством в России. Изучаются причины роста количества данных преступлений, анализируются статистические данные, особенности организации и осуществления мобильного мошенничества с использованием «социальной инженерии». Рассматриваются законодательные инновации и возможные проблемы при реализации положений Федерального закона № 369 от 24 июля 2023 г., перспективы его использования в части совершенствования системы безопасности вкладов клиентов.

Ключевые слова: мобильное мошенничество, сотовые телефоны, операторы мобильной связи, банковское сообщество, пресечение мобильного мошенничества

Для цитирования: Копылов В. В., Субботин А. А. Проблемы и перспективы в организации борьбы с мобильным мошенничеством в России // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 75-78. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-75-78. EDN: IXDHBX.

Original article

Problems and prospects in the organization of the fight against mobile fraud in Russia

Vitaly V. Kopylov1, Alexey A. Subbotin2

12 Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Tver, Russia, tfmu@mvd.ru

Abstract. The problems of organizing the fight against mobile fraud in Russia are being considered. The reasons for the increase in the number of these crimes are studied, statistical data are analyzed, the features of the organization and implementation of mobile fraud using «social engineering» are analyzed. Legislative innovations and possible problems in the implementation of the provisions of Federal Law № 369 of July 7, 2023, the prospects of its use in terms of improving the security system of customer deposits are considered.

Keywords: mobile fraud, cell phones, mobile operators, banking community, suppression of mobile fraud

For citation: Kopylov V. V., Subbotin A. A. Problems and prospects in the organization of the fight against mobile fraud in Russia. Bulletin of economic security. 2024;(2):75-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-75-78. EDN: IXDHBX.

В 2022 году в России было совершено 522,1 тыс. преступлений с использованием 1Т-технологий, из которых 94 % - телефонное (мобильное) мошенничество. В результате у граждан было похищено 14,2 млрд рублей (рост суммы украденных денежных средств составил 39 %). «Под влиянием телефонных преступников в этом же году российские граждане пытались оформить кредиты на 200 млрд рублей, а 83 % граждан России хотя бы раз подвергались попытками кибермошенниче-ства». В целом количество совершаемых подобного рода мошенничеств за 5 лет увеличилось в 2 раза.

© Копылов В. В., Субботин А. А., 2024

Более 9 лет1 мобильное мошенничество в нашей стране год от года неуклонно растет, принося государству и гражданам огромный ущерб (порядка 150 млрд рублей в год). По мнению А. Ю. Некрасова2, «за последние годы число преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, возросло

1 В сентябре 2004 года были зафиксированы первые случаи телефонного мошенничества в России.

2 Начальник главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

до масштабов, позволяющих говорить о них как об угрозе национальной безопасности» [1].

В настоящий момент обстановка с киберпреступ-ностью продолжает стремительно ухудшаться, так, за восемь месяцев 2023 года было совершено 226,8 тыс. мобильных мошенничеств, рост по сравнению с уровнем прошлого года рост составил 40 %, выявлено и заблокировано 276,8 тыс. телефонных номеров с которых злоумышленники совершали мошеннические действия.

Отличительными чертами мобильного мошенничества является высокая организованность и четкое распределение ролей (специализация: звонари, дропы, курьеры и т. п.) среди участников ОПГ, мобильность при перемещении, конспирация («бесконтактные» формы общения и передачи денег, банковских карт и т. п.). По статистике с 2022 года преступники в основном совершают звонки из-за пределов России, это Украина (более 90 % мошеннических звонков), Казахстан и другие соседние государства. К моменту задержания выясняется, что злоумышленники, как правило, уже вывели украденные денежные средства со счетов и удалили все имеющиеся следы. При совершении мобильных мошенничеств преступники используют безналичную форму расчетов. Деньги, полученные от потерпевших, переводятся на QIWI Кошелек или в криптовалюту «Bitcoin», а также через интернет-магазины покупается дорогостоящая электронная аппаратура.

В настоящее время наиболее актуальным способом совершения телефонных мошенничеств стало использование таких мессенджеров как WhatsApp, Viber и Telegram, через которые осуществляется рассылка различного рода сообщений и обращений, таких как: «Просьба проголосовать «За»», «подтвердить актуальность телефонного номера», «Ваш родственник попал в беду», «представляются сотрудниками правоохранительных органов», «подтвердить код из SMS», «Занять небольшую сумму денег», перейти по ссылке на электронный адрес и авторизоваться и т. п.

Телефонное (мобильное) мошенничество остается одним из самых динамично развивающихся видов ки-бермошенничества в РФ, рост составляет порядка 40 % в год, раскрываемость данных преступлений достаточно низкая - около 19,3 %.

К сильным сторонам, которыми обладает мобильное мошенничество, таким как скорость при перемещении похищенных денежных средств и анонимность при общении, добавился такой прием, как «социальная инженерия», его используют в 90 % мобильных мошенничеств.

Основа его в том, что в телефонном разговоре с потерпевшими, злоумышленники используют различные способы нейролингвистического программирования, которые вызывают личностно-волевые и эмоциональные нарушения и, как следствие, неспособность человека к адекватной оценке происходящего, т. е. создается неадекватная оценка цели и смысла совершаемых действий или искаженное представление о цели совершаемых действий. Если раньше результатом мошенничества была только определенная (достаточно небольшая)

сумма денег, то сейчас преступники «работают по полной». Пользуясь тем, что потерпевшие находятся в ситуации1, которую психологи-эксперты описывают как «порок воли» со всеми его составляющими: «отсутствие возможность осознавать фактический характер своих действий», «неспособность понимать значение совершаемых действий», убеждают жертву продавать свою недвижимость, машины, оформлять на себя кредиты и отдавать все средства злоумышленникам. В результате этого в мобильном мошенничестве произошел качественный скачок в сторону увеличения размера похищаемой суммы, именно в этом направлении сейчас наблюдается рост фактов совершения мобильных мошенничеств, именно хищения «в особо крупном размере».

В 2021 году преступниками для совершения «мобильных мошенничеств» было использовано 179,071 тыс. номеров сотовых телефонов, (в 2020 г. -26,397 тыс. номеров телефонов), сейчас количество выросло в 6,7 раз. За третий квартал было похищено у граждан более 10 млрд. рублей, рост составил 11 %.

Данная ситуация оказывает существенное негативное влияние на уровень доверия населения не только к отечественным дистанционным платежным системам, но и к кредитно-финансовой системе РФ в целом.

В 2020 году по опросам «уровень доверия россиян к банкам упал в три раза, а 34 % жителей страны не доверяют деньги финансовым организациям. По прогнозам специалистов наметившаяся негативная тенденция будет только усиливаться». «Обеспечение безопасности вкладов клиентов не является приоритетной задачей. Банки исключительно заинтересованы в получении прибыли, поэтому в большинстве случае риски возложены на клиента банка, в договоре дистанционного банковского обслуживания заложена ответственность клиента за потери вследствие разглашения конфиденциальных сведений; при этом у клиентов в большинстве случаев отсутствует четкое понимание, что именно относится к конфиденциальным сведениям, какие сведения можно сообщать сотруднику банка по телефону и какие категорически нельзя, что имеет право спрашивать сотрудник банка. Такая ситуация сложилась давно, банковское сообщество напрямую не заинтересовано в поддержке граждан и государства. Этим объясняется нежелание активно консолидироваться с правоохранительными органами в вопросах противодействия киберпреступности».

Мобильное мошенничество обозначило серьезную организационную проблему, которая не позволяет в полной мере эффективно бороться с этим явлением - межведомственная разобщенность, отсутствие механизмов оперативного взаимодействия (информирования) правоохранительных органов, банковского сектора, операторов связи и т. п. В этой связи Президент Российской

1 Данное состояние является достаточно устойчивым по времени, необходимо не менее 48 часов, чтобы потерпевший начал осознавать фактический характер своих действий (что перечисляет свои средства преступникам).

JURISPRUDENCE

Федерации В. В. Путин в качестве необходимых этапов по совершенствованию борьбы с киберпреступлениями отметил следующее: «нужно наладить более четкое взаимодействие с банковским сообществом, интернет-провайдерами, операторами сотовой связи» [6].

В 2021 году преступники совершили более 2 млн телефонных звонков с использованием технологии подмены номера сотового телефона. Преобладали мошеннические звонки с кодами таких государств, как: Турция, Иран, Индия, Пакистан, Германия и Вьетнам.

Анонимность мобильного мошенничества в ряде случаев обусловлена возможностью злоумышленников приобретать и использовать в большом количестве «обезличенные» SIM-карты, оформленные на «вымышленных» лиц с «несуществующими» паспортными и анкетными данными, а также на иностранных граждан, которые никогда не пересекали границу Российской Федерации. Это является нарушением законодательства со стороны операторов связи, так как они обязаны идентифицировать абонентов с учетом персонализации. По данному направлению в 2022 году было составлено 160 административных материалов по ст. 13.29 КоАП РФ (учитывая, что совершается не менее 2 млн телефонных звонков с использованием технологии подмены номера сотового телефона, то количество привлеченных к административной ответственности явно недостаточно). Случаи привлечения операторов сотовой связи к административной ответственности по ст. 13.2.1 КоАП РФ за пропуск звонка с подменного номера единичны.

В целях стабилизации положения и выработки действенных мер по активизации борьбы, в том числе с «мобильным мошенничеством», был разработан и принят Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 369-ФЗ (далее Ф3-369) «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе».

В этом законе делается попытка преобразовать российскую банковскую систему в части совершенствования банковских технологий при осуществлении интернет-банкинга для повышения уровня безопасности вкладов клиентов. Положения закона направлены на решение организационной проблемы: разработку совместных действий (механизма) мобильных операторов, банков и государства (в лице правоохранительных органов). Определяется, что Банк России, будет формировать и осуществлять ведение базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, и давать информацию из базы данных операторам по переводу денежных средств, операторам платежных систем, операторам услуг платежной инфраструктуры, операторам электронной платформы [2].

Новый закон предлагает осуществлять денежные переводы клиентов с помощью системы «Антифрод», причем они будут проверяться дважды: в банке отправителя и в банке получателя. Также банки будут наделены полномочиями проверять «подозрительные» транзакции и при необходимости приостанавливать их сроком на 2 дня (срок для «восстановления» человека после применения к нему «социальной инженерии» как спосо-

ба мобильного мошенничества), даже при наличии согласия клиента на перевод. Кроме этого, банки обязаны будут возвращать полную сумму украденных средств со счета клиента в течение 30 дней. Также банки должны отключать обслуживание клиента, заподозренного в мошеннических действиях при наличии информации из правоохранительных органов

Ф3-369 - это первая попытка такого уровня в организации эффективной борьбы с мобильным мошенничеством в нашей стране за 9 лет. Закон стал первым шагом, который может «наладить более четкое взаимодействие с банковским сообществом».

Но есть несколько, на наш взгляд, существенных недостатков, которые относятся к содержанию Ф3-369 [5].

1. Требование реальности, т. е. выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний.

Это связано с тем, что до 24 июля 2024 года Банк России должен (только еще) выработать признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента и разместить их на своем официальном сайте. Кроме того, должен быть разработан механизм и порядок обмена информацией, блокировки счетов и других действий, предусмотренных изменениями в законе и т. п. [4].

Все эти мероприятия должны быть осуществлены в обстановке недостаточной вовлеченности банковского сообщества в организацию противодействия кибер-преступности, при достаточно «апатичном» отношение банков (банковского сообщества) [3] к повышению уровня безопасности вкладов клиентов и совершенствованию банковских технологий, а сейчас к этому прибавится и то, что банкам придется проработать целый ряд вопросов (в том числе связанных с дополнительными тратами), среди которых: организационно-штатные изменения, так как должны появиться новые структурные подразделения (отделы), которые будут реализовывать намеченные в положениях Ф3-369 мероприятия, также необходимо выполнять требования по компенсированию клиенту денежной суммы операции, осуществленной без его добровольного согласия, кроме этого у банков появится обязанность осуществлять проверку наличия признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента. Все это потребует дополнительных затрат от банков. Конечно, у Банка России есть реальные рычаги воздействия на отечественные банки [7, ст. 3-4], но, когда и как будет выполнены положения Ф3-369 и насколько они будут эффективными? Насколько банковское сообщество готово к подобного рода новшествам, и пойдет на них?

2. Требование своевременности, т. е. правовые предписания закона должны быть необходимыми и важными именно на данном этапе общественного развития.

В соответствии с положениями Ф3-369 он вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, т. е. 25 июля 2024 года.

С учетом сложившихся тенденций роста показателей телефонного мошенничества можно спрогнозиро-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вать, что до вступления Ф3-369 в законную силу, за год в РФ будет предположительно совершено более 600 тыс. мобильных мошенничеств, ущерб от которых составит более 22 млрд рублей. Очевидно, что в результате реализации мошеннических действий возрастет социальная напряженность в обществе, и встанут вопросы к социальной адекватности закона.

И сможет ли Ф3-369 в полной мере противодействовать «угрозе национальной безопасности», защитить граждан от мобильного мошенничества, и наступит ли кардинальный перелом в борьбе с данным видом мошенничества в нашей стране?

Список источников

1. Генпрокуратура : в России раскрывается меньше 25 % киберпреступлений // URL://https://www. tadviser.ru/index.php.

2. Об утверждении требований к системе обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования и Правил функционирования и взаимодействия системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования с информационными системами и иными системами, в том числе с системами операторов связи : постановление правительства РФ от 3 ноября 2022 г. № 1978 // pravo. gov.ru. 7 ноября 2022 г. № 0001202211070015.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» : федеральный закон от 24 июля 2023 № 369-ФЗ // https://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1637373/.

4. 4. https://belgorodskij-r31.gosweb.gosuslugi.ru/ ofitsialno/struktura-munitsipalnogo-obrazovaniya/peressa/ aktualno/novosti_5463.html.

5. Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (проект № 197920-8) // http://ivo.garant.ru.

6. Расширенное заседание коллегии МВД России // http://www.kremlin.ru/events/president/news/65090/.

7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 июля 2002 г. № 28 ст. 2790.

References

1. Prosecutor General's Office : less than 25 % of cybercrimes are disclosed in Russia // URL://https://www. tadviser.ru/index.php.

2. On approval of the requirements for the system for ensuring compliance by telecom operators with the requirements for the provision of communication services and traffic services in the public communication network and the Rules of Operation and interaction of the system for ensuring compliance by telecom operators with the requirements for the provision of communication services and traffic services in the public communication network with information systems and other systems, including working with the systems of telecom operators : Decree of the Government of the Russian Federation dated November 3, 2022 № 1978 // pravo.gov.ru . November 7, 2022 No. 0001202211070015.

3. On Amendments to the Federal Law «On the National Payment System» : Federal Law № 369-FZ of July 24, 2023 // https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1637373/

4. https://belgorodskij-r31.gosweb.gosuslugi.ru/ ofitsialno/struktura-munitsipalnogo-obrazovaniya/peressa/ aktualno/novosti_5463.html.

5. Conclusion on the Federal Law «On Amendments to the Federal Law «On the National Payment System» (draft № 197920-8) // http://ivo.garant.ru.

6. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia // http://www.kremlin.ru/events/ president/news/65090/.

7. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia) : Federal Law № 86-FZ of July 10, 2002 // Collection of Legislation of the Russian Federation. July 15, 2002, № 28, article 2790.

Информация об авторах

В. В. Копылов - профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

А. А. Субботин - заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

V. V. Kopylov - Professor of the Department of Tactical Special, Fire and Physical Training of the Tver branch of the Moscow University named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

A. A. Subbotin - Deputy Head of the Department of Tactical Special, Fire and Physical Training of the Tver branch of the Moscow University named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.02.2024; одобрена после рецензирования 22.03.2024; принята к публикации 04.04.2024.

The article was submitted 29.02.2024; approved after reviewing 22.03.2024; accepted for publication 04.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.