Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы спортивной медицины в России'

Проблемы и перспективы спортивной медицины в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1054
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПАТОЛОГИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ / ХРОНИЧЕСКИЙ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / EXAMINATION / PATHOLOGY / PHYSIOLOGY / CHRONIC / RECOVERY / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алебастров Вячеслав Ильич, Половодов Игорь Валентинович

В статье представлены комплексные мероприятия, направленные на решение поставленных задач по развитию спортивной медицины, как неотъемлемой части единой системы физического воспитания граждан России. Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, сравнение. Важнейшая задача спортивной медицины России взять из исторического наследия все лучшее, использовать положительный опыт развитых стран; в кратчайшие сроки воссоздать четкую систему, основанную на инновационных медицинских технологиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SPORTS MEDICINE IN RUSSIA

The article presents comprehensive measures aimed at solving the set tasks on development of sports medicine, as an integral part of the unified system of physical education of citizens of Russia. Methods of research: theoretical analysis of literature, generalization, comparison. The most important task of sports medicine of Russia to take from historical heritage all the best, to use positive experience of developed countries; Recreate, as soon as possible, a clear system based on innovative medical technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы спортивной медицины в России»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SPORTS MEDICINE IN RUSSIA

Алебастров Вячеслав Ильич

студент

институт естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Alebastrov Viacheslav Ilyich

student

institute of natural science education, physical education and life safety

Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Половодов Игорь Валентинович

ассистент

кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия

Polovodov Igor Valentinovich

assistant

department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье представлены комплексные мероприятия, направленные на решение поставленных задач по развитию спортивной медицины, как неотъемлемой части единой системы физического воспитания граждан России. Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, сравнение. Важнейшая задача спортивной медицины России - взять из исторического наследия все лучшее, использовать положительный опыт развитых стран; в кратчайшие сроки воссоздать четкую систему, основанную на инновационных медицинских технологиях.

Abstract. The article presents comprehensive measures aimed at solving the set tasks on development of sports medicine, as an integral part of the unified system of physical education of citizens of Russia. Methods of research: theoretical analysis of literature, generalization, comparison. The most important task of sports medicine of Russia - to take from historical heritage all the best, to use positive experience of developed countries; Recreate, as soon as possible, a clear system based on innovative medical technologies.

Ключевые слова: обследование, патология, физиология, хронический, восстановление, реабилитация.

Keywords: Examination, pathology, physiology, chronic, recovery, rehabilitation.

Спортивная медицина — отрасль медицины, изучающая здоровье, физическое развитие и функциональные возможности организма в связи с воздействием на него занятий физической культурой и спортом.

Спортивная медицина является также имманентным разделом науки о физическом воспитании, помогая обосновывать оптимальные двигательные режимы для разных контингентов населения, методы спортивной тренировки и повышения спортивного мастерства.

Основная цель спортивной медицины — содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для гармонического развития человека, сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продления активного, творчес-кого периода жизни.

Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебно-тренировочного процесса, умение тренера использовать данные врачебного контроля в своей повседневной работе — важное условие правильной организации и эффективности занятий. Таким образом, спортивная медицина — это медико-биологический раздел спортивной науки, непосредственно входящий в профессиональную подготовку тренера [1,27].

Задачи спортивной медицины весьма разнообразны. К ним относятся:

— изучение здоровья, физического развития и функциональных воз -можностей организма физкультурников и спортсменов и на этой основе определение показаний и противопоказаний к различным видам занятий, решение вопросов спортивного отбора и ориентации;

— определение и оценка функционального состояния организма спортсменов, их тренированности;

— изучение заболеваний и травм, возникающих при нерациональных занятиях, разработка методов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации;

— обоснование рациональных режимов занятий и тренировок для разных контингентов занимающихся физической культурой и спортом, средств повышения и восстановления спортивной работоспособности. Это лишь общие задачи спортивной медицины. Наряду с ними есть много специальных задач, имеющих преимущественное значение для работни -ков спортивно-медицинской службы — врачей, ученых, организаторов здравоохранения.

Из задач, решаемых спортивной медициной, вытекает и содержание курса, изучаемого студентами институтов физической культуры. С учетом профессиональной подготовки преподавателя и тренера содержание курса спортивной медицины, сводится к следующим разделам.

1. Функциональная диагностика. Раздел знакомит с особенностями функционального состояния различных систем организма спортсмена и физкультурника на основании данных, получаемых с помощью совре -менной клинической медицинской аппаратуры. Составной частью этого раздела является и тестирование функциональной готовности, физической работоспособности и других важных для практики спорта показа-телей, выявляемых при проведении различных функциональных проб. В непосредственной связи с функциональной диагностикой, существенно дополняя ее, находится изучение физического развития человека

2. Медицинское обеспечение тренировок и соревнований. Этот

раздел посвящен проблемам совместной работы тренера и врача. Здесь рассматриваются вопросы использования медицинской информации для управления тренировочным процессом, оптимизации условий проведения соревнований, а также данные об антидопинговом контроле и контроле на половую принадлежность.

3. Медицинский контроль в массовой физической культуре и спорте. Это один из важнейших разделов в курсе спортивной медицины. В нем представлена информация о возрастных и половых особенностях зани -мающихся физической культурой, об оптимизации занятий с различным контингентом занимающихся в зависимости от решаемых задач (подго -товка к соревнованиям, занятия туризмом, оздоровительной физической культурой и т.д.). Особое внимание в последнее время обращается на самоконтроль в массовой физической культуре.

4. Восстановление спортивной работоспособности после тренировок и соревнований. Это сравнительно новый раздел спортивной медицины. Как самостоятельная проблема он впервые был сформулирован в советской спортивной медицине (ВНИИФК) и сейчас получает все большее распространение и постоянно совершенствуется.

5. Спортивная патология. Патология, связанная непосредственно с занятиями спортом (обычно неправильно организованными), дает представление тренеру и преподавателю о конкретных повреждениях и заболеваниях спортсменов. Подытоживая все сказанное, можно заключить, что содержание спортивной медицины существенно отличается от тако -вого в других клинических дисциплинах, в которых оно сводится к диагностике заболеваний, их лечению и профилактике [1,28].

Для развития массового физкультурного движения необходима хоро -шо организованная, научно обоснованная система организации службы спортивной медицины. Если в прошлом она успешно функционировала, то в настоящее время в России еще не удалось полностью ее воссоздать. В связи с этим следует определить ее содержание и направление работы, воссоздать сеть практических учреждений, вновь сформировать специальные врачебно-физкультурные кабинеты и диспансеры.

В России есть богатейший опыт подобного рода деятельности. Нужна тесная взаимосвязь общей сети лечебно-профилактических учреждений здравоохранения с врачебно-физкультурными диспансерами и кабинетами, следует выработать более рациональные формы и методы работы врачей, развивать диспансеризацию - лучшую форму наблюдений за спортсменами. Увеличить количество врачей, работающих в области спортивной медицины, улучшать качество их подготовки. Разработать рациональную систему усовершенствования врачей, дающую возможность каждому из них раз в 3-4 года пройти курс повышения квалификации.

Спортивная медицина является неотъемлемой частью единой системы физического воспитания граждан России, поэтому должна охватывать большинство россиян, в том числе школьников, студентов средних специальных и высших учебных заведений, учащихся школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, а также

всех занимающихся физической культурой и спортом в коллективах физкультуры, спортклубах и добровольных спортивных обществах.

Осуществление систематических врачебных наблюдений над огромным количеством людей, занимающихся физической культурой и спортом, является главной задачей спортивной медицины. Естественно, что в связи с этим возникают сложные проблемы организации этой работы, проведение которой возможно лишь при помощи общей сети здравоох -ранения.[2,15].

Перед спортивной медициной в Российской Федерации стоят следую -щие задачи:

• определение состояния здоровья, физического развития; рекомендация рациональных средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки;

• организация и осуществление регулярного врачебного наблюдения за здоровьем всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

• определение наиболее рациональных санитарно-гигиенических условий физического воспитания и осуществления системы мероприятий, направленных на устранение факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека в процессе занятий физической культурой и спортом;

• содействие правильному проведению занятий спортом с лицами разного возраста и пола, различных профессий и с разным состоянием здоровья;

• содействие обеспечению высокой эффективности всех физкультурно-оздоровительных мероприятий;

• содействие повышению мастерства спортсменов;

• научное обоснование средств и методов физического воспитания;

• разработка новых, наиболее совершенных методов врачебных наблюдений за спортсменами, санитарно-гигиенических исследований, диагностики, лечения и предупреждения препатоло-гических (включая травмы) состояний у спортсменов.

Изложенные цели и задачи, стоящие перед спортивной медициной, определяют ее содержание:

• врачебное обследование лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

• диспансеризация ведущих контингентов спортсменов;

• врачебно-педагогические наблюдения;

• оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия;

• санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения спортивных занятий и соревнований;

• медицинское обеспечение спортивных соревнований;

• медицинское обеспечение массовых видов физической культуры;

• профилактика спортивного травматизма;

• научно-исследовательская и методическая работа по спортивной медицине;

• врачебно-спортивная консультация и участие в методической работе по физической культуре и спорту;

• санитарно-просветительная работа среди спортсменов и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

Указанные разделы работы по спортивной медицине должны находить свое отражение в деятельности врачебно-физкультурных учреждений. Врачебные обследования лиц, занимающихся физической культурой и спортом, имеют своей целью допуск к спортивным занятиям, систематическое изучение влияния этих занятий на физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние спортсменов, а также определение их тренированности [2,16].

Врачебные наблюдения должны состоять из первичных, повторных и дополнительных врачебных обследований. При первичном врач должен определять возможность допуска к занятиям физической культурой и спортом. Если у спортсмена обнаруживаются небольшие отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии, то в занятия физкультурой и спортом должны быть внесены ограничения и даны рекомендации по характеру и режиму спортивной тренировки.

В результате первичного обследования новичка врач должен определить степень готовности организма молодого спортсмена к занятиям физической культурой и спортом. Без такого разрешения тренер по спорту или педагог физического воспитания не должен иметь права допускать его к занятиям. Врачебным обследованием должно определяться состояние здоровья, физическое развитие и приспособляемость организма к дозированным физическим нагрузкам.

Повторные врачебные обследования позволяют определить степень влияния занятий физической культурой и спортом на состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности спортсмена. При этих обследованиях нужно выяснять также степень сдвигов в со -стоянии организма в связи с динамикой тренированности. Повторные врачебные обследования должны проводиться для всех спортсменов не реже одного раза в год.

Спортсмены, находящиеся на диспансерном наблюдении, должны проходить регулярные врачебные обследования не менее 4 раз в год по плану диспансера. Дополнительные врачебные обследования должны также решать вопрос о допуске к соревнованиям, тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, после длительных перерывов в занятиях, при явлениях переутомления, по рекомендации тренеров или по просьбе спортсменов. Дополнительные обследования следует прово-дить также для спортсменов, допущенных к занятиям, но имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Правилами соревнований по некоторым видам спорта предусмотрено проведение обследований участников непосредственно перед началом соревнований. Это относится к участникам соревнований по боксу, подводному плаванию, марафонскому бегу, спортивной ходьбе и бегу на дистанции свыше 20 км, лыжных гонок на 50 км и более, многодневных велосипедных, мотоциклетных и автомобильных гонок, марафонских

проплывов.

Помимо этого, во время соревнований по боксу, борьбе (вольная, классическая, дзюдо, самбо) следует проводить врачебные обследования ежедневно перед взвешиванием спортсменов.[2,24].

Осмотр спортсмена должен включать:

• выяснение анкетных данных и анамнеза (общего, медицинского и спортивного);

• выяснение настоящего состояния;

• определение и оценку физического развития и телосложения;

• определение и оценку состояния здоровья;

• определение приспособляемости организма к стандартным физи -ческим нагрузкам;

• заключение о состоянии здоровья на основе врачебного обследования.

При обследованиях спортсменов используют клинические, биометри -ческие, функциональные, инструментальные, электрофизиологические и лабораторные методы исследования. Методика и объем обследований зависят от частных задач и условий проведения работы по спортивной медицине.

В обязательный комплекс врачебных осмотров должно входить выяснение общего медицинского и спортивного анамнеза, исследование физического развития, определение состояния нервной и сердечнососудистой систем, органов дыхания, пищеварения, выделения, опорно-двигательного аппарата и др., а также проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой. При более углубленных врачебных обследованиях должны применяться лучевые, электрофизиологические (ЭКГ, электромиография), биомеханические (динамометрия, компьютерный анализ структуры движений) и другие методы специальных исследований. По показаниям нужно проводить консультации специалистов (хирурга, травматолога, невролога, окулиста, отоларинголога и др., а для спортсменок - гинеколога), а также лабораторные исследования.

По результатам обследования врач должен составить заключение, содержащее оценку физического развития, состояния здоровья, функ -ционального состояния и степени общей тренированности спортсмена, а также дать рекомендации по характеру и режиму тренировки, внести ограничения в случае необходимости, определить лечебно-профилактические мероприятия, а также назначить срок повторного врачебного обследования.

Решение о допуске спортсмена к занятиям и тренировкам, а также дату повторного обследования врач должен записать в классификационном билете спортсмена. Первичные и ежегодные углубленные медицинские обследования спортсменов для обеспечения тренировочного процесса должны включать:

• первичное наблюдение;

• углубленные обследования;

• дополнительные;

• этапное наблюдение;

• текущее наблюдение;

• срочное (включая врачебно-педагогические наблюдения).

Основной целью подобных обследований является оценка состояния

здоровья, уровня физического развития, полового созревания (когда речь идет о детях и подростках), функционального состояния ведущих систем организма, а также физической подготовленности и психофизиологического статуса.

Дополнительные медицинские обследования назначают после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель - оценка состояния здоровья на момент обследования и функциональных возможностей ведущих систем организма. Основной целью текущего контроля является определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений функционального состояния ведущих органов и систем организма.

Особо следует обратить внимание на выявление типичных ошибок тренеров и спортсменов, которые приводят к хроническому физическому перенапряжению и специфическим повреждениям опорно-двигательного аппарата у спортсменов:

• недостаточное внимание к установлению эффективной, нетравмоопасной спортивной техники;

• нерациональное чередование нагрузок, когда последующее занятие проводят на фоне выраженного утомления после предыдущего;

• применение излишне продолжительных дистанций, приводящих к глубокому утомлению;

• сверхвысокая интенсивность работы, не соответствующая уровню адаптации мышечной, костной и волокнистой тканей;

• злоупотребление бегом по песку и пересеченной местности;

• недостаточно эффективная разминка;

• отсутствие восстановительных средств (массаж, ванны, специальные растирки и др.) между дистанциями бега и отдельными тренировочными занятиями с большими нагрузками;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие контроля за качеством спортивной обуви, одежды, питьевым режимом, питанием. Среди причин ранее указанных патологических состояний следует назвать и недостаточное материально-техническое обеспечение тренировочной и организационной соревно-вательной деятельности:

• плохое состояние спортивных сооружений, мест проведения тренировочных занятий;

• низкое качество спортивной формы и инвентаря;

• низкое качество медицинского обеспечения тренировки и соревнований.

Нельзя также упускать из вида погодные, климатические и географические условия: высокогорье и средне-горье, чрезвычайно высокие и низкие температуры, резкую смену часовых поясов, высокую влажность.

Немаловажно для предупреждения патологических состояний у спортсмена следить за питанием и процессом восстановления. К этим факторам относятся:

• нерациональное питание, не соответствующее специфике вида спорта и характеру нагрузок;

• недостаток витаминов и микроэлементов;

• нерациональный пищевой режим;

• отсутствие или нерациональное применение средств восстановления [2,29].

Не следует забывать, что рациональная организация и проведение соревнований тоже имеют отношение к профилактике патологических состояний и травм. Здесь следует отметить: несовершенство правил со -ревнований, низкое качество судейства, допускающего грубые и рискованные приемы, грубые действия соперника, недостаточная и неэффективная разминка, излишне длительные перерывы между отдельными стартами и отсутствие дополнительной разминки, использование недостаточно освоенных приемов и действий.

Причиной патологических состояний у спортсменов могут стать его неадекватная подготовленность и функциональные возможности:

• недостаточные знания в области профилактики заболеваний и травм;

• недостаточная технико-тактическая подготовленность спортсмена;

• недостаточная эластичность мышц, связок и сухожилий;

• низкий уровень координационных способностей;

• непропорциональное развитие мышц-антагонистов;

• наличие скрытых форм заболеваний и незалеченных травм;

• малые анатомические аномалии опорно-двигательного аппарата.

Причиной патологических изменений при занятиях спортом может

быть, как ни парадоксально, сама система спортивной подготовки:

• несоответствие тренировочных заданий уровню подготовленности спортсмена;

• нерациональная спортивная техника;

• недостаточная и неэффективная разминка;

• выполнение сложных тренировочных заданий в условиях явного утомления;

• чрезмерные физические и психологические нагрузки;

• нерациональный режим работы и отдыха;

• нерациональные методы и средства подготовки.

В заключение необходимо отметить, что недостаточное внимание, организационные просчеты, разрушение прежней системы медицинского обеспечения физкультурного движения и спорта высших достижений приводят к неутешительному результату.

Важнейшая задача спортивной медицины России - взять из исторического наследия все лучшее, использовать положительный опыт развитых стран; в кратчайшие сроки воссоздать четкую систему, основанную на инновационных медицинских технологиях [3,144].

Литература

1. Спортивная медицина и лечебная физическая культура / под ред. А. Г. Дембо. М. : Физкультура и спорт, 1999. 352 с.

2. Физическое воспитание / под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова. М. : Высш. школа, 1993. 391 с.

3. Физкультура и спорт : малая энциклопедия / под ред. А. Н. Кудина. М. : Радуга, 2002. 374 с.

References

1. Sportivnaya meditsina i lechebnaya fizicheskaya kul'tura [Sports medicine and therapeutic physical culture]. Moscow, Physical culture and sports Publ., 1999, 352 p.

2. Golovina V. A. (ed.), Maslkova V. A. Fizicheskoe vospitanie [Physical education]. Moscow, Vosch. School Publ., 1993, 391 p.

3. Fizkul'tura i sport : malaya entsiklopediya [Physical education and sports: small encyclopedia]. Moscow, Rainbow Publ., 2002, 374 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.