Научная статья на тему 'Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза'

Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1478
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАВМАТИЗМ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Двойнин М. Л., Двойнин А. М.

В статье обсуждаются факторы, влияющие на безопасность занятий физической культурой со студентами вуза. Выявляются основные причины травматизма на занятиях физической культурой. Физическая нагрузка рассматривается как базовый фактор безопасности занятий. Безопасность обеспечивается врачебным контролем, а также текущим контролем за физическим состоянием занимающихся студентов. Утверждается, что оптимизация физической нагрузки должна учитывать не только возможности организма спортсменов, но социально-психологические факторы: индивидуальные особенности личности и характер взаимоотношений в спортивном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Двойнин М. Л., Двойнин А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAFETY OF PHYSICAL CULTURE LESSONS WITH UNIERSITY STUDENTS

The article discusses the factors that affect the safety of physical education with university students. The main causes of traumatism in physical education are revealed. Physical load is considered as the basic factor of occupational safety. Security is provided by medical supervision, as well as current monitoring of the physical condition of students. It is argued that the optimization of physical activity should take into account not only the capabilities of the athlete's organism, but also socio-psychologi-cal factors: individual personality characteristics and the nature of the relationship in the sports team.

Текст научной работы на тему «Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза»

формируется представление о его подходах к воспитанию детей, открываются новые грани многосложного характера писателя.

1. Достоевский Ф. М., Достоевская А. Г. Переписка. М. : Наука, 1979. 384 с.

2. Достоевская А. Г. Воспоминания. СПб. : Азбука, Азбу-ка-Аттикус, 2011. 480 с.

3. Достоевская Л. Ф. Достоевский в изображении своей дочери. Первое полное русское издание. СПб. : Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. 248 с.

УДК 378.172

БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

В статье обсуждаются факторы, влияющие на безопасность занятий физической культурой со студентами вуза. Выявляются основные причины травматизма на занятиях физической культурой. Физическая нагрузка рассматривается как базовый фактор безопасности занятий. Безопасность обеспечивается врачебным контролем, а также текущим контролем за физическим состоянием занимающихся студентов. Утверждается, что оптимизация физической нагрузки должна учитывать не только возможности организма спортсменов, но социально-психологические факторы: индивидуальные особенности личности и характер взаимоотношений в спортивном коллективе.

Ключевые слова: физическая культура, травматизм, здоровье, физическая нагрузка, врачебный контроль, взаимоотношения в спортивном коллективе.

4. Достоевский: сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / сост. Г. К. Щенников; науч. ред. Г. К. Щен-ников, Б. Н. Тихомиров. СПб. : Изд-во «Пушкинский Дом», 2008. 467 с.

5. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. СПб. : Азбука-классика, 2012. 464 с.

6. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Русские эмигранты о Достоевском. СПб. : Изд-во «Андреев и сыновья», 1994. С. 291-315.

© Гингель Е. А., 2018

M. n. ftBOUHUH, A. M. ftBOUHUH M. L. Dvoinin, A. M. Dvoinin

SAFETY OF PHYSICAL CULTURE LESSONS WITH UNIERSITY STUDENTS

The article discusses the factors that affect the safety of physical education with university students. The main causes of traumatism in physical education are revealed. Physical load is considered as the basic factor of occupational safety. Security is provided by medical supervision, as well as current monitoring of the physical condition of students. It is argued that the optimization of physical activity should take into account not only the capabilities of the athlete's organism, but also socio-psychologi-cal factors: individual personality characteristics and the nature of the relationship in the sports team.

Keywords: physical culture, traumatism, health, physical activity, medical control, relationships in a sports team.

Одним из средств общекультурной профессиональной подготовки студентов является физическая культура. В вузе она представлена в качестве учебной дисциплины и разнообразных внеучебных мероприятий (секции, тренажерный зал, тренировки и соревнования, фестивали ГТО, научные конференции и др.)

Очевидно, что обращение к теме безопасности занятий физической культурой обусловлено спецификой предмета. Преподаватель физической культуры несет ответственность не только за реализацию учебной программы, но и за охрану жизни, здоровья студентов [1; 2; 3; 4]. К сожалению, на занятиях и соревнованиях случаются травмы разной степени тяжести.

На основе имеющихся в научной литературе данных [1; 5; 6; 7; 8] и нашего многолетнего опыта работы можно обобщить причины травматизма на занятиях физической культурой.

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций о мерах безо-

пасности при проведении занятий, соревнований; неправильное составление программы соревнований, нарушение их правил; ошибки в размещении участников, судей и зрителей при проведении соревнований; нарушение однородности комплектования групп (подготовленность, возраст, пол), многочисленность групп.

2. Недостаточное материально-техническое оснащение спортивных залов и площадок, отсутствие зон безопасности и качественного оборудования, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек, неровность футбольных полей, неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок, плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), их несоответствие особенностям вида спорта.

3. Ошибки в методике преподавания, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и психологической подготовленности студентов, пренебрежительное отношение к разминке, страховке и самострахов-

ке, частое применение максимальных или форсированных нагрузок, перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на студентов с низким уровнем физической подготовленности.

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов: плохая вентиляция и освещение мест занятий, низкая температура воздуха, дефицит вспомогательных помещений.

5. Недостаточный уровень педагогического мастерства и воспитанности студентов, низкая квалификация судей, вредные привычки, нарушение спортивного режима.

6. Отсутствие систематического медицинского контроля, допуск к занятиям и соревнованиям студентов без прохождения врачебного осмотра, после заболеваний и травм.

Сказанное позволяет судить о многоаспектности проблемы травматизма на занятиях физической культурой. Нам представляется необходимым, чтобы ответственные за безопасность обучающихся (преподаватели, тренеры) обращали внимание как на физическое состояние студентов, так и на психологический климат на занятиях. Прокомментируем этот тезис.

Исходя из сущности физкультурно-спортивной деятельности, можно считать воздействующую на организм и вызывающую соответствующие физиологические сдвиги нагрузку одним из важных факторов безопасности занятий.

Для определения величины физиологической нагрузки широко используется показатель частоты сердечных сокращений (далее - ЧСС); он напрямую зависит от интенсивности физической нагрузки и дает оперативную информацию о реакции организма на нагрузку для регулирования ее величины [9; 10].

Физиологи выделяют 4 зоны интенсивности физической нагрузки.

Нулевая зона характеризуется аэробным режимом энергетических процессов при ЧСС до 130 уд/мин. При такой интенсивности не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо-подготовленных студентов. Такая нагрузка целесообразна в разминке при восстановлении после большой нагрузки или при активном отдыхе.

Первая зона интенсивности (130-150 уд/мин) типична для начинающих спортсменов. Во второй тренировочной зоне (150-180 уд/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Порогу анаэробного обмена соответствует ЧСС 150 уд/мин. В третьей тренировочной зоне (более 180 уд/мин.) совершенствуются анаэробные механизмы на фоне значительного кислородного долга. Частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, повышается роль биохимических реакций крови и ее состава, уменьшается время отдыха сердечной мышцы, что приводит к снижению ее сократительной силы.

В связи со сказанным неотъемлемой частью занятий по физической культуре и спорту является врачебный контроль - комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля - изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок (см. об этом, например: [11]).

Своевременный и качественный врачебный контроль является важным условием обеспечения безопасности занятий физической культурой со студентами в вузе.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий на 1-м курсе. На основании его результатов для студентов дневного обучения решается вопрос о допуске к практическим занятиям по физической культуре, участию в спортивных секциях и соревнованиях.

Повторное обследование студентов всех курсов, необходимо проводить ежегодно, а для занимающихся спортом -в зависимости от вида спорта и квалификации 3-4 раза в год. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, должны проходить повторный медицинский осмотр не реже 1 раза в семестр.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях студентов, которым противопоказана соревновательная нагрузка, установить разумный режим нагрузок и отдыха, определить состояние здоровья и уровень функциональной подготовленности на данный момент.

В целях обеспечения безопасности будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых внутри вуза, а также участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т. п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра.

После окончания врачебного обследования составляется медицинское заключение, которое включает в себя оценку физического развития, состояния здоровья, функционального состояния и подготовленности обследуемых; рекомендации по режиму и методике занятий; показания и противопоказания; лечебные и профилактические назначения.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических данных и, по необходимости, консультации врачей-специалистов (уролога, гинеколога, терапевта, травматолога и др.). На основании данных врачебного освидетельствования занимающихся по программе физического воспитания распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

Помимо врачебного контроля, безопасность занятий физической культурой обеспечивает текущий контроль за физическим состоянием занимающихся студентов.

Преподаватели и сами студенты должны обращать внимание на внешние признаки утомления и оперативно контролировать эффективность нагрузки. Примерная схема внешних признаков утомления организма приведена в таблице.

Если про необходимость учета индивидуальных особенностей личности спортсменов написано достаточно много, то взаимоотношения в спортивном коллективе нечасто рассматриваются в контексте обеспечения безопасности занятий физической культурой. При этом благоприятные, доверительные, эмоционально насыщенные отношения между спортсменами и тренером способствуют более точному и внимательному выполнению спортсменами инструкций, а также тщательному контролю тренера за физическим состоянием воспитанников. В конечном итоге это влияет на общую безопасность занятий.

Внешние признаки утомления организма (обобщено по [12])

Признаки Степени утомления

Малая Средняя Большая

Окраска лица Без изменений или небольшое покраснение Значительное, но быстро проходящее покраснение Сильное медленно проходящее покраснение или побледнение, посинение губ

Потливость Отсутствие или небольшое выступление пота на лбу и груди Значительная потливость верхней части туловища Большая потливость всего тела

Дыхание Слегка учащенное, ровное Значительно учащенное, иногда чередующееся с глубокими вдохами Резко учащенное, поверхностное и аритмичное

Осанка, точность выполнения движений Осанка не изменена Для удержания осанки требуется некоторое напряжение Желание сесть или облокотиться, тремор, значительное ухудшение точности движений

Внимание, интерес к занятию, активность Занятие интересует и стимулирует активность Внимание снижено, активность уменьшена Отсутствие внимания, интереса, рассеянность

Речь, мимика Без изменений Несколько затруднена Крайне затруднена, угнетенное выражение лица

Самочувствие, настроение Бодрость, усталость не чувствуется, настроение хорошее Чувствуется усталость, учащенное сердцебиение, тяжесть в ногах Сильная усталость, возможны головокружение, боль в сердце, тошнота, настроение подавленное

Неоднократно отмечалось, что субъективная величина физической нагрузки тесно связана с социально-психологическими феноменами [12; 13; 14], поэтому безопасность занятий физической культурой должна обеспечиваться оптимизацией нагрузки с учетом индивидуальных особенностей личности студентов и взаимоотношений в спортивном коллективе.

Однако важно принимать во внимание, что данные взаимоотношения не всегда бывают благоприятными. Нередко они характеризуются недопониманием, эмоциональной холодностью и конфронтационными моментами, что может быть обусловлено спецификой спортивной деятельности, ее нацеленностью на спортивный результат, соперничеством, соответствующим стилем общения. В качестве примера приведем один фрагмент экспериментального исследования.

В этом фрагменте изучался характер отношений спортсменов к тренеру в студенческих командах по легкой атлетике. Были использованы методы наблюдения, беседы, а также опросник Ю. Л. Ханина и А. В. Стамбулова «ТС-1» [15]. Последний позволяет выявить три компонента в отношении спортсменов к тренеру: гностический (как оцениваются профессиональные качества тренера), эмоциональный (симпатичен ли тренер спортсмену), поведенческий (как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена).

Участники исследования.

Команда «А»: 9 человек (6 юношей и 3 девушки). Возраст 17-23 года. Стаж занятий спортом 2-4 года. Пять человек являются кандидатами в мастера спорта, четыре человека имеют первый взрослый разряд.

Команда «Б»: 9 человек (все юноши). Возраст 18-22 года. Стаж занятий спортом 2-4 года. Четыре человека имеют первый взрослый разряд, пять человек - второй разряд.

команда «А»

Группировка отношений по их качеству показала, что в команде преобладают два полярных уровня отношений. Как очень благоприятное отношение спортсменов к тренеру оценивается у четырех членов команды (номера 1, 2, 6, 8). Данные спортсмены имеют высокое спортивное мастерство и большой стаж занятий в группе. Им тренер уделяет много внимания.

Крайне неблагоприятными оказались отношения с тренером у пяти спортсменов (гностический и эмоциональный компонент) - под номерами 3, 4, 5, 7, 9. Данные спортсмены занимаются второй год у этого тренера и имеют второй взрослый разряд. Достаточно благоприятными назвали свои отношения с тренером четыре спортсмена по эмоциональному (номер 8) и поведенческому (номера 3, 6, 7) компонентам. На среднем уровне по поведенческому компоненту находятся отношения с тренером у спортсмена под

номером 4. Отношения с тренером ниже среднего наблюдаются у спортсменов под номерами 7 (гностический компонент), 4 (эмоциональный) и 5, 9 (поведенческий).

Команда «Б»

Дифференцированная оценка отношений показала, что они достаточно благоприятны по гностическому компоненту - у шести спортсменов под номерами 2, 4, 5, 6, 7, 9; по поведенческому - у четырех спортсменов (номера 2, 3, 7, 9); по эмоциональному - у одного члена команды (номер 7).

Очень благоприятными отношения с тренером считают два спортсмена: под номерами 1, 3 (гностический компонент), четыре - под номерами 1, 2, 5, 8 (эмоциональный компонент) и два - под номерами 1, 5 (поведенческий компонент). Три спортсмена оценили отношения с тренером как находящиеся на среднем уровне. Ниже среднего оказались отношения с тренером у спортсменов под номерами 3, 4 (эмоциональный компонент).

В целом взаимоотношения в спортивной команде определяют стиль и тон коллектива. Взаимоотношение тренера и спортсменов являются системообразующими, смысловыми характеристиками групповой спортивной деятельности. На этом фоне совершенствуются функциональные возможности спортсменов, формируются физические качества и двигательные навыки. Из приведенных результатов следует, что в команде А ввиду наличия у четырех спортсменов крайне неблагоприятных отношений с тренером (в гностическом и эмоциональном аспекте) существует риск небезопасности занятий физической культурой. Неблагоприятный эмоциональный фон, недопонимание могут стать фактором неоптимальной и травмоопасной физической нагрузки.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Здоровьесбережение и профилактика травматизма являются важнейшей задачей образовательного процесса в вузе. Обеспечение безопасности занятий физической культурой и спортом требует системного комплексного похода. Своевременный и качественный врачебный контроль за здоровьем и готовностью студентов к нагрузке, а также текущий контроль за их физическим состоянием во время занятий являются базовыми условиями безопасности занятий физической культурой в вузе.

2. Ведущую роль в регуляции поведения и формировании личности студента играют социальные детерминации. Воздействие физической нагрузки на организм не прямолинейно, а опосредствовано взаимоотношением человека с окружающим миром, целями и содержанием совместной деятельности с другими людьми. Оптимизация физической нагрузки для обеспечения безопасности занятий физической культурой со студентами должна осуществляться не только на организменном уровне («стимул - реакция»), но и затрагивать социально-психологический уровень: индивидуальные особенности личности (ценностные ориентации, интересы, доминирующую мотивацию и др.) и характер взаимоотношений в спортивном коллективе.

3. Научно обоснованная организация физкультурно-спортивной деятельности в вузе предполагает формирование у занимающихся физической культурой студентов ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и здоровьесбережение. В систему данных ориентаций важно заложить значимость соблюдения техники и мер безопасности занятий физической культурой.

1. Двойнин М. Л., Смирнова Е. И., Струкова Л. Г. Безопасность занятий физической культурой со студентами педагогического вуза : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. 114 с.

2. Киселев П. А. Меры безопасности на уроках физкультуры: Все для учителя физической культуры. Волгоград : Экстремум, 2004. 236 с.

3. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура: Безопасность уроков, соревнований и походов : метод. пособие. М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. 96 с.

4. Муравьев В. А., Созинова Н. А. Техника безопасности на уроках физической культуры : учеб. пособие. М. : Спор-тАкадемПресс, 2001. 96 с.

5. Бреев М. П. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой: методическое пособие для учителей физической культуры и администрации школ. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. 48 с.

6. Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры : учеб.-метод. пособие. М. : Совет. спорт, 2007. 140 с.

7. Масленников М. М. Техника безопасности и охрана здоровья при оборудовании и эксплуатации спортивных залов и площадок в общеобразовательных учреждениях: практ. пособие. М. : АРКТИ, 2006. 88 с.

8. Юферев С. Б. Общая профилактика травматизма на занятиях физкультурой // Здоровье спортсмена. 2008. № 4. С. 34.

9. Физическая культура : учеб. пособие / под ред. В. А. Коваленко. М. : Изд-во АСВ, 2000. 432 с.

10. Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура : учеб. для студентов вузов. Минск : Тесей, 2003. 528 с.

11. Физическая культура студента: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Виленского. М. : Гар-дарики, 2001. 447 с.

12. Физическая культура студента : учеб. / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарики, 2003. 448 с.

13. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. М. : Физкультура и спорт, 1984. 128 с.

14. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М. : Педагогика, 1979. 240 с.

15. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1980. 208 с.

© Двойнин М. Л., Двойнин А. М., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.