Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе'

Проблемы и перспективы реализации олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / OLYMPIC EDUCATION / PARALYMPIC EDUCATION / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / ELEMENTARY SCHOOL / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксёнова Анастасия Валентиновна

Популяризация олимпийского и паралимпийского образования в учебных учреждениях сегодня является наследием Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 г. Обобщены результаты теоретического анализа и практического опыта по организации урочных и неурочных занятий по олимпийской и паралимпийской тематике в начальной школе. Определено, что существенными факторами повышения эффективности олимпийского и паралимпийского образования является внедрение в практику разработанной авторской программы для младших школьников, представленной в учебно-методическом пособии для педагогов «Основы олимпийского и паралимпийского образования младших школьников», и целенаправленная работа по подготовке будущих педагогов физической культуры на базе факультетов физической культуры и спорта педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF REALIZATION OF THE OLYMPIC AND PARALYMPIC EDUCATION AT ELEMENTARY SCHOOL

Popularization of the olympic and paralympic education in educational organizations today is a heritage of the Olympic and Paralympic Games in Sochi in 2014. The article summarizes the results of theoretical analysis and practical experience on the organization of in-class and out-of-class activities with olympic and paralympic themes at elementary school. Essential factors of efficiency of the olympic and paralympic education at elementary school is introduction in practice of the author’s program for the younger schoolchildren which is submitted in the methodical textbook «Fundamentals of the olympic and paralympic primary schoolchildren education». Purposeful work on training of future teachers of physical culture is important at faculties of physical culture and sport of pedagogical higher education institutions for promoting of the olympic and paralympic education.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1:371.8

А. В. Аксёнова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО И ПАРАЛИМПИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Популяризация олимпийского и паралимпийского образования в учебных учреждениях сегодня является наследием Олимпийских и Паралимпийских игр в г Сочи в 2014 г. Обобщены результаты теоретического анализа и практического опыта по организации урочных и неурочных занятий по олимпийской и паралимпийской тематике в начальной школе. Определено, что существенными факторами повышения эффективности олимпийского и паралимпийского образования является внедрение в практику разработанной авторской программы для младших школьников, представленной в учебно-методическом пособии для педагогов «Основы олимпийского и паралимпийского образования младших школьников», и целенаправленная работа по подготовке будущих педагогов физической культуры на базе факультетов физической культуры и спорта педагогических вузов.

Ключевые слова: олимпийское образование, паралимпийское образование, младшие школьники, начальная школа, физическая культура.

Несмотря на то что пик популярности олимпийского образования в России пришелся на последние годы, эта отдельная содержательная область педагогической практики зародилась не сегодня, а в 1970-е гг. Известно, что накануне Олимпийских игр в Москве в 1980 г в общеобразовательных школах Советского Союза были популярными олимпийские уроки. В 1994 г. вышел в свет приказ Минобразования Российской Федерации и Олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». Кроме того, первые диссертационные исследования в России, посвященные олимпийскому образованию, датируются 1990-ми гг. [1, 2].

Однако именно сегодня появился устойчивый общественный интерес к этому педагогическому явлению: в научно-педагогической литературе активно изучаются концептуальные, методологические, аксиологические основания олимпийского образования, становятся повсеместно популярными и распространяются мероприятия по олимпийской тематике, в отдельную тематическую область выделяется паралимпийское образование. Во многих публикациях [1-5] подчеркивается гуманистическая направленность занятий по олимпийскому и паралимпийскому образованию. Авторитетные специалисты в сфере физической культуры [3] видят популярность олимпийского и паралимпийско-го образования сегодня результатом наследия Олимпийских и Паралимпийских игр в городе Сочи в 2014 г.

Однако, несмотря на увеличивающееся внимание к вопросам физической культуры в целом, в

частности олимпийскому и паралимпийскому образованию населения, не изученными остаются педагогические (организационные и методические) аспекты реализации олимпийского и пара-лимпийского образования в России, особенно это касается младших школьников, т. е. категории детей, наиболее восприимчивых к формированию ценностных ориентиров. Несомненно, в предметных и научно-методических журналах встречаются статьи, посвященные отдельным аспектам олимпийского образования, но в основном в их содержании представлены сценарии отдельных единичных урочных и внеклассных мероприятий, что недостаточно для реализации олимпийского образования на практике. Кроме того, в литературе отсутствуют источники, посвященные содержательному и методическому наполнению занятий для школьников по паралимпийской тематике.

В рамках данной статьи решались следующие задачи: проанализировать содержание действующих рабочих программ по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы на предмет наличия в них элементов олимпийского и па-ралимпийского образования; определить отношение педагогов, работающих в начальной школе, к урочным и внеклассным мероприятиям по олимпийской и паралимпийской тематике; выявить в школьном образовании по физической культуре нереализованные в настоящее время возможности обогащения содержания урочной и внеклассной работы со школьниками олимпийской и паралимпий-ской тематикой; обобщить опыт педагогического эксперимента, проводимого на базе школ города

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 3 (156)

Томска и факультета физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) с 2007 по 2014 г. по реализации олимпийского и паралимпийского образования младших школьников.

Проанализированы две действующие программы для обучающихся 1-4-х классов по предмету «Физическая культура», соответствующие действующему федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, авторов А. П. Матвеева [6] и В. И. Ляха [7]. Программой А. П. Матвеева [6, с. 25-26] во 2-м классе предусмотрено изучение истории Олимпийских игр в древности и современности, их связи между собой, значения в укреплении мира между народами. В программе В. И. Ляха [7, с. 15] помимо указанных выше вопросов запланировано знакомство обучающихся 1-4-х классов с ролью Пьера де Кубертена в становлении Олимпийских игр современности, с идеалами и символикой Олимпийских игр, знаменитыми чемпионами по разным видам спорта. Таким образом, было выявлено, что действующими программами для учащихся 1-4-х классов по предмету «Физическая культура» предусмотрено изучение элементов олимпийского образования, раскрыты тематические вопросы, обязательные для рассмотрения школьниками. Однако в программах недостаточно отражены методики реализации на практике олимпийского образования, а также не предусмотрено изучение вопросов паралимпийского образования.

С целью выявления отношения педагогов к внеклассным мероприятиям по олимпийской и пара-лимпийской тематике в начальной школе проведено анкетирование среди 60 педагогов школ Томской области (школы № 37, 40, 51, 54, гимназии 13, СДЮСШОР № 16 и школы-интерната № 1 г. Томс -ка, школа пос. Зональная Станция, школа № 7 г. Стрежевого). Результаты опросов педагогов по физической культуре свидетельствуют, что все респонденты считают мероприятия по олимпийской и паралимпийской тематике важными и полезными для обучающихся в связи с высоким потенциалом по развитию патриотизма - 100 %, мотивации к занятиям физической культурой и спортом -80 %, ценностных ориентиров - 75 %. Несмотря на безоговорочное признание опрошенными педагогами высокого воспитательного потенциала олимпийского и паралимпийского образования, лишь 8 % педагогов проводят подобные мероприятия 1 раз в четверти, 42 % опрошенных учителей -1 раз в учебном году, 10 % провели подобные мероприятия в 2013/14 учебном году в связи с Олимпийскими играми в Сочи, значительная часть (40 %) педагогов не проводят мероприятия по данной тематике.

Среди форм организации олимпийского и пара-лимпийского образования наиболее подходящими для обучающихся 1-4-х классов, по мнению респондентов, являются в порядке значимости: классный час (100 %), конкурсно-игровые программы (100 %), викторина и интеллектуальные игры (75 %), кругосветки и другие игры по станциям (75 %), эстафеты (70 %), конференции (11,7 %). Подобный выбор приемлемых для начальной школы форм организации обусловлен возрастными особенностями младших школьников и высоким интересом учащихся младших классов к мероприятиям в игровой и соревновательной форме. Такая форма организации, как конференция, хотя и фигурировала среди ответов, оказалась наименее популярной. По мнению педагогов, наиболее интересными темами для младших школьников по олимпийской и паралимпийской тематике являются «Олимпийские и паралимпийские ценности», «Олимпийские и паралимпийские виды спорта», «Знаменитые чемпионы», «Чемпионы Олимпийских и Паралимпийских игр Томской области» (100 %), «История олимпийского и паралимпий-ского движения», «Олимпийские и паралимпий-ские ритуалы» (80 %).

Опросы, наблюдения, изучение документации и материалов методических конкурсов по рассматриваемой тематике позволили выявить в школьном образовании по физической культуре нереализованные в настоящее время возможности обогащения содержания урочной и внеклассной работы со школьниками олимпийской и паралимпийской тематикой. Во-первых, наше общество (следовательно, и школьники) идеологически не готово к открытому обсуждению вопросов, касающихся инвалидов, поэтому часто остаются без внимания вопросы паралимпийского образования. Многие педагоги, родители и школьники не имеют представлений о Паралимпийских играх и категориях людей, принимающих в них участие. Одной из причин данного факта является недостаточное освещение вопросов выступлений паралимпийцев на соревнованиях в средствах массовой информации в отличие от Олимпийских игр и других крупных спортивных турниров.

Во-вторых, организационные и содержательные аспекты урочных занятий и внеклассных мероприятий по олимпийской и паралимпийской тематике недостаточно представлены в научной литературе, олимпийское образование остается обделенным вниманием явлением в школах, а в начальных классах эта тематика практически отсутствует. Педагогические аспекты олимпийского и паралимпийского образования требуют тщательного изучения и разработки, экспериментального и научного обоснования в учебно-воспитательном процессе с

младшими школьниками. Сегодня наблюдается острый дефицит методических пособий и материалов, в частности с планами-сценариями конкретных связанных между собой урочных и внеклассных занятий по олимпийской и паралимпийской тематике для педагогов, работающих с учащимися начальных классов.

Для решения указанных выше противоречий был организован педагогический эксперимент по разработке содержания и реализации на практике олимпийского и паралимпийского образования младших школьников. Экспериментальная работа продолжалась в течение 7 лет с 2007 по 2014 г. на базе общеобразовательных школ № 51, 54 и школы-интерната № 1 г. Томска. Были также задействованы учащиеся СДЮСШОР № 16, школ № 37, 40, гимназии 13 г. Томска. Всего в многолетней опытно-экспериментальной работе приняли участие 512 учащихся 3-4-х классов и 60 учителей физической культуры и педагогов начальных классов.

В экспериментальном исследовании на основании педагогических наблюдений и опросов учителей постепенно из нескольких не связанных по форме и содержанию проводимых мероприятий по олимпийской и паралимпийской тематике возникла единая логика всей внеклассной работы в начальной школе. Традиционные внеклассные физ-культурно-спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия не были исключены из учебного процесса по физическому воспитанию в контрольных и экспериментальных классах проводимого эксперимента.

Целью олимпийского и паралимпийского образования в начальной школе, как показали полученные результаты эксперимента, является формирование гуманистического мировоззрения учащихся, создание представлений об Олимпийских и Пара-лимпийских играх как о высшем международном фестивале спорта и культуры, приобщение подрастающего поколения к олимпийским и паралим-пийским ценностям, реализуемым ими не только в поведении на занятиях физической культурой, спортивных соревнованиях, но и в жизни.

На практике было выявлено, что для достижения поставленной цели в процессе олимпийского и паралимпийского образования с младшими школьниками целесообразно решать следующие задачи: ознакомление учащихся с историей, ценностями, принципами, ритуалами олимпийского и паралим-пийского движения, с историей жизни знаменитых олимпийских и паралимпийских чемпионов мира, России и Томской области, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников; формирование культуры общения и поведения учащихся на основе олимпийских и паралимпийских ценностей; повышение уровня предметной подготовлен-

ности учащихся по истории мира и Отечества, по физической культуре, расширение кругозора; повышение интереса и формирование мотивации к занятиям физической культурой. Решение указанных задач заключалось в проведении не отдельных не связанных между собой мероприятий, а целой серии продуманных образовательных мероприятий в определенной логике: от простого к сложному, от теоретического материала к применяемому на практике, от репродуктивных форм работы к активным, от индивидуальных способов организации к коллективно-групповым.

Экспериментальная работа осуществлялась в 3-х и 4-х классах начальной школы, однако разработанные занятия могут проводиться с соответствующей коррекцией содержания с учащимися более младшего или более старшего возраста. Основные формы олимпийского и паралимпийского образования, использованные в педагогическом эксперименте с младшими школьниками, отличались разнообразием и соответствием содержания возрастным особенностям детей, среди них (в порядке значимости): классный час или теоретический урок, индивидуальные и коллективные интеллектуальные игры, эстафеты, игры по станциям, конкурсно-игровые программы, мини-конференции.

Основным продуктом проведенного педагогического эксперимента является подготовка и публикация авторской программы по олимпийскому и пара-лимпийскому образованию младших школьников в форме учебно-методического пособия для педагогов [8]. В пособии содержатся цели, задачи, предполагаемые результаты, характеристика целевой аудитории, описание содержания занятий, примерные планы-сценарии внеклассных мероприятий (всего 17), рассчитанных и апробированных на учащихся 3-4-х классов. Основным преимуществом рассматриваемого издания является расчет на младших школьников, выход за рамки изучения исторических аспектов, разнообразие форм организации занятий (и теоретические, и практические), учет региональных особенностей Томской области.

Кроме того, на базе факультета физической культуры и спорта (ФФКС) ТГПУ с 2010 г. в рамках Всероссийского фестиваля науки проводились интеллектуальные игры «Брейн-ринг», затем региональные фестивали «Физическая культура и спорт в современном обществе». В процессе указанных мероприятий учащиеся младшего, среднего и старшего звена школ г. Томска участвовали в командных играх и конкурсах, конференциях. Основой проводимых преподавателями и студентами фестивалей являлось олимпийское и паралимпий-ское образование, когда старшеклассники готовили доклады на соответствующие темы, изучали

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 3 (156)

биографии знаменитых спортсменов и общественных деятелей, защищали реализуемые на базе своих школ социальные проекты. При этом учащиеся начальной школы посещали экскурсии в Музее истории физической культуры, участвовали в конкурсах рисунков, выступали в роли зрителей и слушателей на мероприятиях, проводимых в рамках фестивалей.

В заключение необходимо подчеркнуть, что важным фактором повышения эффективности олимпийского и паралимпийского образования младших школьников является подготовка будущих педагогов на базе факультетов физической культуры и спорта

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Аксёнова А. В., начальник отдела, старший преподаватель. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: onti@tspu.edu.ru

педагогических вузов, осознающих важность и готовых к проведению внеклассных мероприятий по олимпийской и паралимпийской тематике. Студенты ФФКС ТГПУ на учебных занятиях по дисциплинам «Олимпийское движение» и «Пара-лимпийское движение» не только знакомятся со структурой и историей международного спортивного движения, но и знакомятся с теоретическими основами олимпийского и паралимпийского образования, получают важный опыт по организации и проведению внеклассных мероприятий по олимпийской и паралимпийской тематике в школах г. Томска.

Список литературы

Баринова И. В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 26 с.

Антипова М. В. Олимпийское образование как фактор формирования общественного мнения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 24 с.

Лубышева Л. И., Митусова Е. Д. Спортивное наследие олимпийского проекта «Сочи-2014» как фактор интенсивного развития российского социального института спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 7-9. Лубышева Л. И. Концепция олимпизма в контексте реалий современного спорта // Культура физическая и здоровье. 2013. № 5 (47). С 9-13.

Аксёнова А. В. Олимпийское и паралимпийское образование как способ социального ориентирования младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРи БиНейп). 2013. Вып. 12 (140). С. 222-226.

Лях В. И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей обще-образоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. 64 с.

Матвеев А. П. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 63 с.

Аксёнова А. В. Основы олимпийского и паралимпийского образования младших школьников: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 64 с.

Материал поступил в редакцию 18.07.2014.

A. V. Aksenova

PROBLEMS AND PROSPECTS OF REALIZATION OF THE OLYMPIC AND PARALYMPIC EDUCATION

AT ELEMENTARY SCHOOL

Popularization of the Olympic and paralympic education in educational organizations today is a heritage of the Olympic and Paralympic Games in Sochi in 2014. The article summarizes the results of theoretical analysis and practical experience on the organization of in-class and out-of-class activities with olympic and paralympic themes at elementary school. Essential factors of efficiency of the olympic and paralympic education at elementary school is introduction in practice of the author's program for the younger schoolchildren which is submitted in the methodical textbook «Fundamentals of the olympic and paralympic primary schoolchildren education». Purposeful work on training of future teachers of physical culture is important at faculties of physical culture and sport of pedagogical higher education institutions for promoting of the olympic and paralympic education.

Key words: olympic education, paralympic education, younger schoolchildren, elementary school, physical culture.

References

1. Barinova I. V. Sostoyanie iputi sovershenstvovaniya olimpiyskogo obrazovaniya i vospitaniya uchashcheysya molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Condition and ways of improvement of the Olympic education of the studying youth. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 1994. 26 p. (in Russian).

2. Antipova M. V. Olimpiyskoe obrazovanie kakfaktorformirovaniyaobshchestvennogomneniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Olympic education as factor of formation of public opinion. Aabstract of thesis cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 1998. 24 p. (in Russian).

3. Lubysheva L. I., Mitusova E. D. Sportivnoe nasledie Olimpiyskogo proekta «Sochi-2014» kak faktor intensivnogo razvitiya rossiyskogo sotsial'nogo instituta sporta [Sports heritage of the Olympic Sochi-2014 project as a factor of intensive development of the Russian social institute of sports]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, education, training, 2013, no. 2, pp. 7-9 (in Russian).

4. Lubysheva L. I. Kontseptsiya olimpizma v kontekste realiy sovremennogo sporta [The concept of olympism in the context of realities of modern sport]. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e - Physical culture and health, 2013, no. 5 (47), pp. 9-13 (in Russian).

5. Aksenova A. V. Olimpiyskoe i paralimpiyskoe obrazovanie kak sposob sotsial'nogo orientirovaniya mladshih shkol'nikov [Olympic and paralympic education as a mechanism of social orientation of younger schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universite-ta- TSPUBulletin, 2013, vol. 12 (140), pp. 222-226 (in Russian).

6. Lyakh V. I. Fizicheskaya kul'tura. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov V. I. Lyaha. 1-4 klassy [Physical culture. Working programs. Subject line of textbooks of 1-4 classes]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2012. 64 p. (in Russian).

7. Matveev A. P. Fizicheskaya kul'tura. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov A. P. Matveeva. 1-4 klassy [Physical culture. Working programs. Subject line of textbooks of A. P. Matveev. 1-4 classes]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 63 p. (in Russian).

8. Aksenova A. V. Osnovy olimpiyskogo i paralimpiyskogo obrazovaniya mladshikh shkol'nikov [Fundamentals of the olympic and paralympic primary schoolchildren education]. Tomsk, Izdatel'stvo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta Publ., 2013. 64 p. (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: onti@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.