АНАЛИЗ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
И СИСТЕМ
УДК 328.1
И. Э. Власова, Е. М. Лещенко
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые особенности взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти в процессе их деятельности. Анализируются их отношения друг с другом и с различными общественными организациями, участие в политических процессах на региональном уровне. Предложены мероприятия, которые можно порекомендовать для налаживания более тесного взаимодейст вия исполнительной и законодательной власти в субъектах Российской Федерации.
Отдельно исследуется современное состояние российской политической системы.
Ключевые слова: исполнительная власть, законодательная власть, взаимодействие, политические процессы., региональный уровень, партия, системы, народ, Российская Федерация.
UDK 328.1
I. Е. Vlasova, Е. M. Leshchenko
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INTERACTION
BETWEEN THE EXECUTIVE AND LEGISLATIVE BRANCHES WITHIN THE FRAMEWORK OF REGIONAL POLITICAL PROCESSES
Abstract: the article describes some features of interaction of executive and legislative authorities in the process of their activity are considered. The analysis of their relations with each other and with various public organizations, participation in political processes at the regional level is carried out. The measures that, can be recommended for establishing closer interaction of the executive and, legislative authorities in the subjects of the Russian Federation are suggested.
The modern state of the Russian political system is studied separately.
Keywords: executive power, legislative power, interaction, political, processes, regional level, political party, systems, people, the Russian, Federation.
Введение
Одной нз базовых основ современной политической системы является делегирование народом Российской Федерации своих полномочий различным ветвям власти. Отсюда получается, что любая из ветвей власти должна действовать и взаимодействовать в интересах народа. Нельзя забывать и о делении власти не только по горизонтали, но и по вертикали, т. е. федеральную и региональную1.
1 Гончаров В. В., Жилин С. М. Принцип разделения властен и его роль в процессе форми-
Подобное положение вещей создает весьма сложную систему. В любом субъекте Российской Федерации центральную власть представляет высший местный исполнительный орган, а законодательную власть осуществляет региональный парламент2. Не надо забывать, что современ-
рованпя и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации // Право и политика. 2009. № 12. С. 18.
2 Сурков Д. Л. Проблема реализации общих принципов организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
ная Россия — государство многонациональное и многоконфессиональное. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и сложные политические процессы. Среди них можно выделить:
1) наличие партии власти — «Единая Россия»;
2) присутствие в отечественной политической системе партий так называемой системной оппозиции (Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия Российской Федерации и др.);
3) деятельность в России объединений внесистемной оппозиции;
4) работа общественных организаций и движений абсолютно разной направленности.
Более того, политический процесс имеет ряд существенных особенностей на региональном уровне, которые должны учитывать местная исполнительная власть. В современной Российской Федерации регионализация во многом взаимосвязана со своеобразной «суверенизацией». Региональные лидеры практически обладают всей полнотой исполнительной власти на местах. Если говорить о политической жизни в регионах Российской Федерации, то к гражданам применим термин «молчащее большинство». Однако российские регионы отличаются друг от друга намного сильнее, чем штаты в Соединенных Штатах Америки и даже государства Европейского Союза. По мнению западных политологов роль Москвы, в Российской Федерации аналогична месту Рима в его империи. Москва — центр многонационального и мно-гоконфессиональвого государственного образования. При таком варианте неизбежно стремление к децентрализации.
В результате в Российской Федерации решающее значение имеют не экономические, а политические связи3. В то же время имперский цент]) вынужден копировать жесткую централизацию управления, существовавшую в СССР и Российской Импе-
государственной власти субъектов Российской Федерации //Академический юридический журишь 2000. № 1. С. 45.
" Руб.77- />. Институт Кеннана и региональная Россия / Б. Рубл // Земство. Архив провинциальной история России. 1994. № 3. С. 35—38.
рии. Получается, что глава местной исполнительной власти несет ответственность исключительно перед президентом Российской Федерации. При этом все местные политические процессы отдаются ему фактически на откуп4.
Проблемы взаимодействия исполнительной и законодательной власти
В настоящее время можно говорить о регионализации местных элит и не допущении ими к управлению политических деятелей на местном уровне, не входящих в «круг избранных». Причем сохраняется высокий уровень неосведомленности центральной власти о делах региональной элиты. Например, последние события со школьником из города Новый Уренгой, выступившим с неоднозначной речью в германском парламенте, посвященной роли солдат вермахта в Великой Отечественной войне, выявили после проведенной проверки проукраинскую лояльность в связи с этнической принадлежностью представителей исполнительной власти и образования в упомянутом субъекте Российской Федерации. Интересно, что подобная проверка произошла после международной огласки воспитательной концепции молодого поколения в городе Новый Уренгой. До упомянутого момента федеральные органы исполнительной власти игнорировали происходившее в данном субъекте, т. е. вмешательство произошло в случае перехода региональным лидером определенной черты или вынесения собственной внутренней политики на международную арену.
Некоторые ученые в случае с «молчаливым большинством» в российских регионах употребляют термин «цивилизационная дезориентация народа». Подобный подход означает, что слишком много потрясений в политической жизни страны, выпавших на долю обывателя, сделали его маловосприимчивым к борьбе политических партий и заставили желать стабильности политической системы. Именно используя идеологию политической стабильности, местная
4 Дахин А. В. Структура региональной государственной власти в России: проблемы разви-
тия. Философия и социология власти. Саратов,
1996. С. 67.
исполнительная власть осуществляет самостоятельный курс в регионах.
В любом регионе Российской Федерации функционируют архетипичные органы исполнительной власти, которые созданы для выполнения региональным лидером полного контроля за политическим процессом в границах субъекта Российской Федерации5.
Однако на всевластие региональной элиты в местных политических процессах влияет еще целый ряд типичных факторов, повторяющихся во всех субъектах Российской Федерации:
1. Социально-политический кризис местного населения. Жители регионов вынуждены искать и подбирать для себя новые идеологические ценности самостоятельно, т. к. федеральная власть практически не заботится о национальной экономической концепции. В то же время региональный лидер часто управляет исходя из сиюминутных экономических интересов, не занимаясь продвижением определенных идеологических установок.
2. Каждый регион России существует наедине с собственными проблемами. Фактически речь идет о полной закрытости региональных политических сообществ6. Для вмешательства федерального центра в политические процессы на региональном уровне нужно совершить резонансный поступок даже не на всероссийском, а на международном уровне.
3. Для подавляющего большинства жителей российских регионов характерна утрата социальной идентичности. Выражение: «Мы — россияне!» гордо звучало только во время крымской весны 2014 г.
Все упомянутые факторы создают в отдельно взятом российском регионе политическое пространство для сотворения регионального мифа. Для регионального мифа, прежде всего, необходим лидер исполнительной власти, отвечающий опре-
5 ДахинА. В., Распопов Н. П. Проблема региональной стратификации в современной России. Н. Новгород. 1998. С. 73.
ь СлинькоА. А, Строгая Е. В. Региональные аспекты политического лидерства в эпоху перелома троп/к)!! мирового развития / А. А. Слннь-ко, Е. В. Строгая // Регион: системы, экономика, управление. 2017. № 3. С. 74—47.
деленным требованиям7. Понятие «плохой» или «хороший» губернатор в обыденном политическом сознании зависит от того, как сам глава исполнительной власти воспринимает собственный регион. Идеальным считается принцип крестьянской или территориальной общины, когда понятие «Мы — воронежцы» или «Мы — туляки» обозначает пространство интересов губернатора. К тому же другие регионы воспринимаются как враждебные, а собственный субъект Российской Федерации как остров стабильности в море беспокойной политики Российской Федерации.
Одновременно в российских регионах не любят пришлых политиков, не относящихся к местной властной элите. Особенно негативное отношение вызывают, те, у кого управление областью, из которой он не происходит родом, является ступенькой в политической карьере. Губернатор должен быть земляком и всячески обязан подчеркивать свою заботу о малой Родине, что вызывает неизменную симпатию местного населения8.
Нельзя забывать, что региональный миф имеет вполне объективное объяснение. Дело в том, что местная исполнительная власть ближе к населению. Отсюда, людям кажется, что глава региона уделяет им значительно больше внимание, чем президент Российской Федерации. Можно говорить о так называемой «локальной политической лояльности» населения по отношению к главе исполнительной власти российского региона9.
В сложившейся ситуации местное население поддерживает любые лозунги, связанные с автономностью и независимостью, прежде всего, в экономическом плане региона. Речь идет о региональной самоорганизации политических процессов под начальством главы исполнительной власти, под-
7 Нечаев К. Д. Региональный миф в современной политической деятельности. М., 1997. С. 18.
8 Бадовский Д. В. Проблема моделирования и прогнозирования результатов губернаторских выборов // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 4. С. 57.
9 Морозова Е. В. Современная политическая культура Юга России // Полис. 1998. №6. С. 123.
держивающим местечковые интересы10. Надо добавить еще и замкнутость регионального политического процесса, который не отличается динамикой, присущей федеральному центру11.
На развитие динамики регионального процесса активно влияют только три фактора:
1. Социокультурное пространство субъекта Российской Федерации, т. е. его традиции политической культуры.
2. Структура регионального политического пространства.
3. Вмешательство во внутренние дела региона федеральной и международной политики.
Если последний фактор отсутствует, т. е. в международной политике регион не участвует, а для федерального центра представляет опосредованный интерес, то лидер местной исполнительной власти может ощущать себя полноправным хозяином. При этом он просто обязан использовать местечковые интересы и ставить их первоочередной задачей в своей политической программе.
Однако в одиночестве глава местной исполнительной власти не сможет управлять субъектом Российской Федерации. Вместе с ним участвуют и другие представители местной региональной политической элиты12. В данном случае речь пойдет о законодательных органах на региональном уровне. Основная их особенность состоит в том, что они могут включать в себя самых разных участников политического процесса: научную и творческую интеллигенцию, депутатов от малых народов и национальностей, общественных деятелей и участников неформальных объединений13.
10 Дахин А. В., Распопов Н. П. Проблема региональной стратификации в современной России. Н. Новгород. 1998. С. 75.
11 Распопов Н. П. Политическая регионоло-гия. Политическое управление. Курс лекций. М., 1996. С. 196.
12 Амелин В. Социология политики. М., 1992. С. 123.
13 Дахин А. В. Структура региональной государственной власти в России: проблемы развития. Философия и социология власти. Саратов,
1996. С. 69.
Для регионального политического процесса в современной России характерно понятие «событийности». Получается, что население российского региона живет от «события к событию», происходящих в федеральном центре страны14. В результате мы имеем цикличность и повторяемость всех политических процессов регионального уровня. Фактически все значимые политические события происходят в федеральном центре, а в регионах можно говорить о локальных вспышках недовольства, не находящих отклика у подавляющего большинства населения.
Именно на фоне подобных сложных социокультурных и политических факторов происходит взаимодействие исполнительной и законодательной властей в рамках региональных политических процессов.
Давайте подробнее рассмотрим возникающие во время вышеназванного процесса проблемы в современной Российской Федерации.
В начале несколько слов о том, что сегодня называется «политической стабильностью». Несмотря на кажущуюся стабильность отечественной политической системы, о чем неоднократно заявляли официальные представители исполнительной власти, современная Российская Федерация на региональном уровне представляет весьма неоднородную картину. В той или иной мере происходит борьба партийных и общественных идеологий, национальных и общественных движений. Нельзя назвать монолитным в национальном, идеологическом и особенно социальном планах, состав участников региональной исполнительной и законодательной властей.
На фоне того, что институт мировых судей не имеет достаточных полномочий, именно, законодательная и исполнительная власть активно участвуют в политических процессах. Естественно в подобном случае все вышеперечисленные многочисленные противоречия ведут к конфликтным ситуациям и способствуют в полной мере не объединению, а разделению ветвей власти по их интересам на уровне субъекта Российской Федерации.
14Дахин-А. В., Распопов Н. П. Проблема региональной стратификации в современной России. Н. Новгород. 1998. С. 75.
Одной из самых важных проблем остаются выборы в региональный парламент. Именно в связи с данным политическим процессом в полной мере проявляется раз-балансированность взаимодействия на региональном уровне исполнительной и законодательной власти. Нередко представители исполнительной власти гласно или негласно поддерживают партию власти в противовес системной и несистемной оппозиции. Несмотря на это надо признать, что в данном случае административное давление проявляется в меньшей мере, чем при выборах в Государственную Думу Российской Федерации16. Вероятно, здесь играет роль отсутствие пристального внимания со стороны федерального центра к выборам в региональные законодательные органы власти. И все же данная проблема существует, и постоянно озвучивается оппозиционной прессой. Фактически перед нами нарушение правового пространства для граждан Российской Федерации, имеющих полное право осуществлять законодательную власть через своих выборных представителей,
Непростыми можно назвать и взаимоотношения органов исполнительной и законодательной власти с внесистемной оппозицией и общественными организациями. Некоторые из подобных общественных движений исполнительная власть должна контролировать в рамках наведения общественного порядка16. Однако и в этом случае не наблюдается последовательной политики, осуществляемой вместе с региональными законодателями.
Рассмотрим самый безобидный пример нечеткости позиции исполнительной власти в политических процессах на региональном уровне. 7 ноября 2017 г. в Российской Федерации представители коммунистической партии праздновали столетие октябрьской революции. К ним стихийно,
15 Гончаров В. В., Жилин С. М. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской н законодательной (представительной власти) в Российской Федерации // Современное право. 2010. № 2. С. 12.
16 Гончаров В. В. Участие граждан России в управлении государственными делами как принцип формирования и функционирования исполнительной власти // Юрист-правовед.
2007. № 4. С. 20.
можно сказать, на бытовом уровне присоединились граждане, ассоциировавшие Советский Союз со своей молодостью и уже поэтому считающие его лучшим временем своей жизни. Группы молодежи, исповедовавшие левые радикальные взгляды, были представлены среди участников данного празднества исключительным меньшинством. Собственно, в рамках прошедшего торжества федеральная и региональная исполнительная власть так и не выработала собственной позиции. В результате торжественные демонстрации к 100-летнему юбилею революции были запрещены исполнительной властью, но прошли в большинстве субъектов Российской Федерации. Получается, что исполнительная власть устранилась от участия в данном политическом процессе. Собственно, то же самое в той или иной степени относится и к законодательной региональной власти. Среди региональных депутатов достаточное количество членов КПРФ, принимавших участие в незаконных, т. е. неразрешенных политических митингах и демонстрациях.
Перед нами классический вариант, когда две ветви власти, не имевшие четких идеологических установок, устранились от участия в политических процессах на региональном уровне. Причем демонстрация к 100-летию октябрьской революции носила скорее ностальгическую и историческую, а не политическую направленность. К тому же не надо забывать, что Коммунистическая партия Российской Федерации давно уже представляет собой легальную и легитимную часть отечественной политической системы.
Отсутствует и такая важная составляющая политического процесса на региональном уровне как контроль законодательной власти над исполнительной и наоборот. Контрольно-финансовые органы на региональном уровне часто не обладают необходимыми полномочиями17. В итоге прозрачность деятельности исполнительной и законодательной власти сама по себе
17 Сурков Д. Л. Проблема реализации общих принципов организации закон од ательных (представительных) и исполнитель пых органов государственной власти субъектов Российской Федерации //Академический юридический журнал. 2000. № 1. С. 47.
представляет неразрешимую в российских реалиях проблему
Возникает вопрос, какие мероприятия можно порекомендовать для налаживания взаимодействия исполнительной и законодательной власти на региональном уровне.
Некоторые политологи советуют избирать высшее лицо исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не назначать по распоряжению Президента РФ. Причем желательно выбирать не только из предложенных президентом кандидатур, но и из представителей региональной законодательной власти18.
Помимо этого, среди рекомендаций присутствует следующие:
— соотношение один депутат регионального органа законодательной власти на сто тысяч жителей;
— возможность исключить людей, совмещающих депутатскую деятельность с основной работой.
Данные меры призваны существенно улучшить профессиональные качества депутата. В принципе должно произойти повышение качества законов на местном уровне вместе с повышением правовой культуры самих законодателей19.
Более того, они смогут создать достаточное количество эффективных комиссий для ревизионного контроля за органами местной исполнительной власти. Контроль за финансовой деятельностью руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации воспрепятствует активному формированию региональных олигархических элит или замедлит данный процесс. В некотором роде подобное относится и к национальным элитам в отдельных российских регионах20.
1Й Гончаров В. В. Участие граждан России в управлении государственными делами как принцип формирования и функционирования исполнительной власти // Юрист-правовед. 2007. № 4. С. 21.
16 Культа В. К. Совершенствование органи-
зации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Рос-
сийской Федерации // Юридическая мысль.
2003. № 3. С. 50.
20 Рубл Б. Институт Кеннана и региональ-
ная Россия // Земство. Архив провинциальной
истории России. 1994. № 3. С. 40.
Подобный подход приведет еще и к укрупнению субъектов в Российской Федерации. В идеальном варианте их количество должно равняться 20—25 субъектам, не считая анклавов. Контролировать представителей исполнительной власти при подобном подходе будет значительно легче, не говоря уже о существенном сокращении бюрократического аппарата21.
Региональные исполнительные органы могли бы регулярно заслушивать отчеты представителей исполнительной власти о результатах их профессиональной деятельности. В данной связи важным инструментом контроля за исполнительной властью может стать выражение депутатами регионального парламента недоверия действиям федеральных чиновников. Подобные кампании должны приводить к закономерной отставке представителя центральной исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Одновременно надо расширить права аудита деятельности органов исполнительной власти в регионах22. Речь идет прежде всего о трате целевого бюджетного финансирования и эффективном использовании государственных дотаций. Естественно подобные органы необходимо наделить обширными правами по контролю за использованием бюджетных средств. Необходимо задействовать в контроле за органами региональной исполнительной власти все доступные средства. Здесь должны пригодиться местные СМИ и общественные организации, которые предавали бы гласности все нелицеприятные факты деятельности чиновников.
Фактически нужно создать системы сдерживания и противовесов для исполнительной и законодательной власти на региональном уровне в Российской Феде-
21 Сурков Д. Л. Проблема реализации общих принципов организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал 2000. № 1. С. 48.
22 Цуциев М. Внешний финансовый контроль — необходимы атрибут государства (интервью с 11. Столяровым, ответственным секретарем Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР)) //Бюджет. 2007. № 7. С. 105.
рации23. Конечно, подобная система встретит активное противодействие со стороны местной и центральной исполнительной власти. Именно поэтому важно развивать институты гражданского общества, которые могли бы эффективно работать с органами законодательной власти на региональном уровне. Задача состоит в том, чтобы перетянуть баланс сил от исполнительной власти на сторону законодательной в российских субъектах или просто уравнять в возможностях две ветви власти.
Заключение
К сожалению, подобные реформы не всегда возможно реализовать на современном этапе. На взгляд автора статьи проблема эффективного взаимодействия исполнительной и законодательной власти в рамках региональных политических процессов представляет собой один из самых актуальных вызовов времени российской демократии в наши дни. Преодоление данного вызова в полной мере способно определить будущий политический строй в Российской Федерации. Собственно, есть два варианта — дальнейшее взаимовыгодное развитие политических институтов или постепенное скатывание к традиционному авторитарному обществу с доминирующей исполнительной властью и жесткой вертикалью управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амелин В. Социология политики / В. Амелин. — М„ 1992. — С. 38.
2. Бадовский Д. В. Проблема моделирования и прогнозирования результатов губернаторских выборов / Д. В. Бадовский // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2000. — № 4. — С. 144.
3. Гончаров В. В. Участие граждан России в управлении государственными делами как принцип формирования и функционирования исполнительной власти /
23 Слинько А. А., Маликов Д. А. Политические проблемы трансформации роли исполнительной власти в эпоху глобализации // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 2 (25). С. 91—95.
В. В. Гончаров // Юрист-правовед. — 2007. — № 4. — С. 265.
4. Гончаров В. В. Принцип разделения властей и его роль в процессе формирования и функционирования органов исполнительной власти в Российской Федерации / В. В. Гончаров, С. М. Жилин // Право и политика. — 2009. — № 12. — С. 75.
5. Гончаров В. В., Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной (представительной власти) в Российской Федерации / В. В. Гончаров, С. М. Жилин // Современное право. — 2010. — № 2. — С. 167.
6.ДахинА.В. Проблема региональной стратификации в современной России /
A. В. Дахин, Н. П. Распопов —Н. Новгород, 1998. — С. 65.
I. Дахин А. В. Структура региональной государственной власти в России: проблемы развития. Философия и социология власти/А. В. Дахин. — Саратов, 1996. — С. 234.
8. Культа В. К. Совершенствование организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации /
B. К. Кулына // Юридическая мысль. — 2003. — № 3. — С. 189.
9. Морозова Е. В. Современная политическая культура Юга России / Е. В. Морозова // Полис. 1998. № 6. — С. 126.
10. Нечаев К. Д. Региональный миф в современной политической деятельности / К. Д. Нечаев — М„ 1997. — С. 146.
II. Распопов Н. П. Политическая реги-онология. Политическое управление. Курс лекций / Н. П. Распопов. — М., 1996. —
C. 100.
12. Рубл Б. Институт Кеннана и региональная Россия / Б. Рубл // Земство. Архив провинциальной истории России. — 1994. — № 3. — С. 97.
13. Слинько А. А. Региональные аспекты политического лидерства в эпоху перелома трендов мирового развития / А. А. Слинько, Е. В. Строгая // Регион: системы, экономика, управление. — 2017. — № 3. — С. 74—47.
14. Слинько А. А. Политические проблемы трансформации роли исполнительной власти в эпоху глобализации / А. А. Слинько, Д. А. Маликов // Регион: системы, экономика, управление. — 2014. — № 2. — С. 91—95.
15. Сурков Д. Л. Проблема реализации общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Д. Л. Сурков // Академический юридический журнал. — 2000. — № 1 — С. 123.
16. Цуциев М. Внешний финансовый контроль — необходимы атрибут государства (интервью с Н. Столяровым, ответственным секретарем Ассоциации контрольно-счетных органов России (АКСОР)) / М. Цуциев // Бюджет. — 2007. - 1 7 -С. 158.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при. Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал)
Власова И. ')., аспирант кафедры политологии и политического управления E-mail: irinal5sh@yandex. ru Тел.: 8-908-130-59-77
Лещенко Е. М., доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой моделирования и организации социальных систем E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 253-83-92
УДК 323.2
П. П. Дьяков, А. А. Слинько
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ
Аннотация: в статье рассматривается процесс стабилизации социально-политического и экономического развития Воронежского региона в начале 21 века. Под руководством, губернатора А. В. Гордеева были преодолены негативные тенденции в системе регионального управления. Подчеркивается роль лидера в решении сложнейших задач трансформации политического процесса в более стабильную систему, работающую на инновационное развитие. «Моноцентрический стиль» работы губернатора предполагал высокий уровень личной вовлеченности руководителя во все аспекты упра вленческой работы и его личной ответст венности. Под влиянием губернатора возрос уровень консолидации политических и экономических элит региона. В итоге, Воронежская область вошла в топ-10 регионов России по качест ву жизни. В статье отмечается, что в регионе активно развивается модель инновационного развития на основе конструктивной политической консолидации.
Ключевые слова: государственное управление, губернатор А. В. Гордеев, региональное развитие, лидерская субсистема, инновационные проекты, политические процессы в регионе, Воронежская область.
UDK 323.2
P. P. Djakov, A. A. Slinko
POLITICAL PROCESSES IN THE REGION UNDER CONDITIONS OF THE SOCIAL-ECONOMIC STABILIZATION
Abstract: the article examines the process of stabilizing the socio-political and economic development of the Voronezh region in the early 21st, century. Under the leadership of the governor A. V. Gordeev, negative trends in the system of regional, governance have been overcome. The role of the leader in solving the most, complicated tasks of transforming the political, process into a more stable system working for innovative development is underlined. The "monocentric style" of the governor's work presupposed a high level of personal involvement of the leader in all aspects of managerial, work and his personal, responsibility. Under the influence of the governor, the level of consolidation of the political and economic elites of the region has increased. As a result, the Vo-