Научная статья на тему 'Неформальные практики взаимодействия представителей органов региональной власти'

Неформальные практики взаимодействия представителей органов региональной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
364
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / РОССИЯ / POLITICAL PRACTICES / INFORMAL POLITICAL PRACTICES / PERSONAL RELATIONS / REGIONAL AUTHORITY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Будко Диана Анатольевна

Статья посвящена особенностям практик взаимодействия институтов региональной власти в современной России. Приводятся результаты исследования, проведенного при поддержке гранта № 149К Института общественного проектирования «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровня в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности». На основании дискурс-анализа текстов интервью с представителями законодательной и исполнительной власти восьми субъектов Федерации устанавливаются общие тенденции существования неформальных связей в процессе функционирования органов региональной власти. Делается вывод о том, что данный феномен тесно вплетен в их повседневную работу и дополняет действующее законодательство в ситуациях, когда выбор того или иного решения не укладывается в рамки прописанных норм. При этом происходит увязывание неформальных практик с традиционными нормами поведения и общероссийскими стереотипами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Будко Диана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informal Practices of Interaction between Representatives of Regional Authorities

The article is considered with features of interactions of regional level political institutions in modern Russia. The article presents results of research supported by the grant of Institute of Public Planning N 149K “Recruiting political leaders at municipal and regional level in modern Russia: problems of optimization and increase in socio-political effectiveness”. The author sets common trends of informal links while functioning based on discourse analysis interviews of executive and judicial branches executives. The author concludes that the phenomenon is peculiar to their day-to-day job and complement existing legislation when it does not fit norms. Herewith the informal practices are tied with traditional behavioral norms and Russian stereotypes.

Текст научной работы на тему «Неформальные практики взаимодействия представителей органов региональной власти»

УДК 328.18

д. А. Будко

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена особенностям практик взаимодействия институтов региональной власти в современной России. Приводятся результаты исследования, проведенного при поддержке гранта № 149К Института общественного проектирования «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровня в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности». На основании дискурс-анализа текстов интервью с представителями законодательной и исполнительной власти восьми субъектов Федерации устанавливаются общие тенденции существования неформальных связей в процессе функционирования органов региональной власти. Делается вывод о том, что данный феномен тесно вплетен в их повседневную работу и дополняет действующее законодательство в ситуациях, когда выбор того или иного решения не укладывается в рамки прописанных норм. При этом происходит увязывание неформальных практик с традиционными нормами поведения и общероссийскими стереотипами.

Ключевые слова: политические практики, неформальные политические практики, личные связи, региональная власть, Россия.

В настоящее время в Российской Федерации происходит трансформация региональной системы. Это связано не только с возвращением выборов глав регионов, но и с укрупнением некоторых субъектов и с расширением территории в связи с вхождением Крыма в состав России.

В этом контексте на первый план выходят исследования взаимоотношений центральной и региональной властей, а также особенностей регионального политического процесса, в частности путей взаимодействия между институтами власти субъектов Федерации. Последнее представляет собой своего рода сплав тенденций и закономерностей, существующих в стране, а также особенностей, характерных для каждого конкретного случая. Во многом это следствие того, что в состав Российской Федерации входят такие разные по статусу образования, как области, края, автономные округа, автономные края, республики, города федерального значения; каждое из этих образований имеет собственную специфику в плане внутреннего устройства и особенностей властных взаимоотношений, складывавшихся на протяжении всего их существования: «Региональная политическая власть находится на пересечении единой вертикали государственной власти и политического пространства регионов. Властно-политические отношения пронизывают всю территорию государства, вследствие чего интересы региональных сообществ приобретают политическое выражение» (Брызгунова, 2007, с. 87).

Таким образом, говоря о взаимодействии властных институтов субъектов Федерации, невозможно исключить фактор влияния центральной власти и возможность ее вмешательства в политику субъектов. На наш взгляд, в Российской

© Д. А. Будко, 2014

Федерации можно выделить три этапа в развитии системы взаимоотношений «центр — регионы». Главный критерий для обозначения каждого из этапов — объем полномочий и свобод, предоставляемых федеральной властью субъектам.

Первый этап (1993-1999 гг)1 — «парад суверенитетов». Субъекты РФ имеют большие свободы в отношении своего развития. Роль центра становится менее значительной. Несмотря на высокую степень независимости и автономии, которая зачастую воспринимается как некий политический миф, данный период нельзя считать сугубо положительным. С одной стороны, свобода, предоставленная регионам (это касается не только национальных республик), дала им шанс проводить собственную внутреннюю политику и развиваться в наиболее благоприятном для них ключе. Органы региональной власти приобрели широкие полномочия, открылись новые возможности и пути построения политической карьеры. С другой стороны, эти перемены могли способствовать чрезмерной атомизации регионов друг от друга и от федерального центра, а на деле привели к возникновению в ряде субъектов собственных режимов, не всегда имеющих демократическую направленность развития, включая стремления к сепаратизму.

Второй этап (2000-2008 гг.) — «вертикаль власти». Регионы постепенно теряют свободу, происходит выстраивание политической иерархии с подчинением центру. Отношения между федеральными и региональными властями становятся вертикальными. Происходит объединение ряда регионов2, а также создание новых административных образований — Федеральных округов с полномочными представителями Президента во главе. Возникает совещательный орган при Президенте РФ — Государственный Совет, являющийся институтом, содействующим реализации полномочий главы государства по координации взаимодействия органов государственной власти и обсуждению вопросов, касающихся взаимоотношения федеральных властей и субъектов РФ. Оценка построения «вертикали власти» с учетом сужения сферы полномочий и самостоятельности регионов неоднозначна, о чем речь пойдет далее, в контексте следующего этапа — «балансирования».

Третий этап (с 2007 г. по настоящее время) — «балансирование». Происходит корректировка модели «вертикали власти», сложившейся в начале 2000-х гг. Ряд ее элементов сохраняется, а какие-то подвергаются изменениям. В частности, решается вопрос объединения некоторых субъектов Федерации, возвращаются выборы глав регионов. Этот этап интересен тем, что на его примере можно рассмотреть тенденции, существовавшие до и воплощенные уже в период прези-

1 Выделение конкретных временных промежутков весьма условно, поскольку некоторые тенденции и изменения не могут быть ограничены конкретными рамками.

2 В 2005 г. Коми-Пермяцкий автономный округ и Пермская область были объединены в Пермский край; в 2007 г. Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский автономные округа — в Красноярский край, Корякский автономный округ и Камчатская область — в Камчатский край; в 2008 г Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область — в Иркутскую область, Агинский Бурятский автономный округ и Читинская область — в Забайкальский край.

дентства Д. А. Медведева и третьего президентского срока В. В. Путина. Данный период не является приоритетным для большинства исследователей, изучающих практику взаимодействия органов региональной власти. Причина этого, по-видимому, кроется в меньшем контрасте с периодом построения «вертикали власти» в отличие, например, от периода «парада суверенитетов».

Конечно, законодательные акты, уставы и иные местные законы являются каноном, по которому осуществляются все властные взаимодействия элит3, и очевидными свидетельствами всех метаморфоз отношений не только на уровне «центр — регионы», но и внутрирегиональных (Какабадзе, 2008, с. 102). Однако, несмотря на это, область и способы осуществления властных полномочий гораздо шире, нежели прописанные в законодательных актах нормы. В процессе изучения взаимоотношений органов власти сложно найти равновесие между сферой формальных и неформальных взаимоотношений; например, некоторые исследователи выявляют зависимость между количеством чиновников и объемом инвестиций, вкладываемых в тот или иной регион (Логинова, 2008, с. 246247).

В частности, А. Е. Чирикова на примере выборов губернаторов Самарской и Ярославской областей в 2000 г. подчеркнула тенденцию 2000-х гг.: приход в органы исполнительной власти представителей бизнес-структур, а также людей, занимавших посты в избирательном штабе в период выборов губернаторов. С одной стороны, это иллюстрирует слабеющую власть глав регионов, а с другой — использование неформальных практик при построении политической карьеры и их возможный потенциал (Чирикова, 2002, с. 13).

Весьма характерен следующий пример. В статье «Вертикаль власти в оценках региональных элит: динамика перемен» А. Е. Чирикова, сопоставляя динамику восприятия элитами этого феномена пишет, что в период 2000-2003 гг. «среди возникших проблем, значимость которых становится в те годы все более очевидной, региональными элитами в процессе интервью назывались: а) возрастание дистанции между федеральной и региональной властью; б) резкое сворачивание горизонтальных связей между регионами по инициативе Кремля; в) нарастание — благодаря валу реформаторских изменений, непродуманных и поспешных — хаоса в системе управления; при этом последующая значительная ротация управленческих кадров на федеральном уровне резко усложнила работу по оперативному управлению; г) снижение качества отношений между управленцами федерального и регионального уровней; д) нарастание концентрации полномочий властных структур в Москве, повлекшее за собой сужение возможностей региональных элит решать вопросы на местах, снижение "отзывчивости" федерального Центра на запросы со стороны регионов. В своих интер-

3 Говоря о взаимодействии органов региональной власти, важно помнить о понятии «региональные властные элиты», под которыми мы вслед за А. В. Дукой подразумеваем «совокупность индивидов, занимающих ключевые позиции в публичных институтах, контролирующих распределение основных общественных ресурсов в региональном сообществе» (Дука, 2006, с. 91.) В их число входят представители правительства региона, депутаты регионального законодательного собрания и т. д.

вью региональные элиты, характеризуя особенности взаимодействия Центра и регионов в конце первого срока путинского президентства, отмечали, что региональная власть вынужденно (в соответствии с правилами игры) все больше замыкается на федеральный Центр, при этом разрыв между двумя уровнями власти возрастает» (Чирикова, 2008, с. 101).

Впоследствии, уже в 2006 г, можно наблюдать другую картину: «Нарастание позитивности оценок региональных элит по мере построения вертикали власти свидетельствует о том, что для них сегодня экономическая подпитка со стороны Центра важнее, чем сохранение политических ресурсов... Зависимость регионального развития от приказов из Кремля увеличивается, а следовательно, опора на собственные ресурсы становится все менее выгодной для местных элит. В лучших лидерах в невидимом рейтинге оказываются те, кому удается привлечь наибольшее количество средств из Центра, а не те, кто их наилучшим образом зарабатывает. Наступившее политическое однообразие, сворачивание политической конкуренции между партиями на самом деле способствуют тому, что политическая жизнь в регионах осуществляется "по общему лекалу". Центр в результате получает управляемость. Но и только. Исчезает региональное многообразие» (Там же, с. 112).

Сегодня можно отметить тенденции сохранения покорности Центру, а также снижения уровня влияния органов представительной власти на политический процесс и их фактического подчинения исполнительной власти. При этом лояльность законодательной ветви власти очевидна на примере ее отношения к губернатору: несмотря на возможность роспуска парламента, которая теоретически возможна, в истории современной России этого ни разу не произошло ввиду отсутствия спорных моментов между губернатором и парламентом и фактической передачи политической инициативы в руки исполнительной власти. Об этом свидетельствует и то, что ни одна из предложенных федеральными властями кандидатур не была отклонена на региональном уровне (Туровский, 2011, с. 84).

О некотором «застывании» региональной активности свидетельствует и то, что как на региональном, так и муниципальном уровне наблюдаются сходные тенденции: малая степень ротации органов власти; зачастую у «новичков» существуют тесные личные связи с их предшественниками (родственные, деловые, дружеские); преобладание представителей бизнес-структур и партии власти «Единая Россия» в законодательных собраниях окончательно корректирует большинство институтов региональной власти и подгоняет их под общий, сформировавшийся на протяжении 2000-2008 гг. шаблон (Гончаров, 2013, с. 42).

В этом контексте исследование неформальных политических практик (под ними в данной статье понимаются взаимодействия индивидов в сфере властных отношений на основе принятых в конкретном обществе норм и порядков, не закрепленных законодательно) имеет особый интерес. Оно способно продемонстрировать, с одной стороны, общие тенденции взаимоотношений властей, характерные для всей страны, а с другой — внутрирегиональные особенности. Данный феномен примечателен тем, что не только вплетен в повседневную де-

ятельность, но и со временем может начать оказывать воздействие на принятые формальные структуры, трансформируя их под себя.

Дж. Мейер и Б. Роуэн указывают, что для многих бюрократических организаций, существующих в постиндустриальном обществе, весьма характерно увязывание регламентированных правил, в соответствии с которыми они функционируют, с существующими в них «мифами». Данные мифы, оказываясь вписанными в определенные рамки, проявляются весьма естественными правилами для работающих в организации индивидов (Мейер, Роуэн, 2011, с. 45-46).

Впрочем, подобное не всегда возможно: не каждая практика может оказаться четко записанной на бумаге, кроме того, их потенциал весьма противоречив. Это связывается как с особенностями, характерными для политических культур различных стран, так и с тем, что разные исследователи рассматривают данный феномен и его проявления как нечто многообразное и многовариантное, а также отличающееся по смысловому содержанию. Можно встретить диаметрально противоположные точки зрения: от подчеркивания исключительно негативной стороны неформальных практик, фактического сведения их исключительно к области коррупции, до восприятия как явления, способного сгладить любые трудности, возникающие в существующем политическом процессе. Впрочем, большинство исследователей склонно рассматривать их без внесения в трактовку определенных оценочных смыслов, поскольку даже один и тот же феномен в отдельной политической системе может обнаруживать себя по-разному. Например, патрон-клиентские отношения (иначе — клиентелизм, клиентелла), обнаруживающиеся практически во всех культурах (Scott, 1972, p. 92), в условиях обычного функционирования режимов из разряда тех, которые принято относить к либеральным, имеют деформирующий характер, мешающий дальнейшему развитию, а в случае неожиданных потрясений и сбоев оказываются своего рода страховкой (Афанасьев, 1997, с. 162).

В ситуации взаимоотношений в субъектах неформальные политические практики одновременно способствуют разобщению внутри региональных властей, созданию напряженных отношений (региональные власти весьма ограничены в своих ресурсах и волей-неволей нуждаются в поддержке, например, отдельных групп интересов (Бирюков, 2008, с. 59)) и консолидируют их, поскольку создают ситуацию некоего общего микрокосмоса, в который входит каждый из участников, знающий его правила и своих коллег («Неформальные практики не всегда являются злом. В некоторых случаях с их помощью удается достигать стабильности в регионе» (Чирикова, 2004, с. 80)).

Межличностные взаимодействия, неформальные политические практики с трудом поддаются исследованию ввиду их латентности и сложности выявления реального положения дел; возникает ситуация, которую условно можно обозначить как «все это знают» (что подразумевает скорее большую сферу предположений и слухов, нежели действительность).

Таким образом, у исследователя фактически есть два пути для анализа данного процесса:

1) акцентирование внимания на внешних событиях; в качестве эмпирических данных могут выступать биографические данные, однако, как правило, источни-

ки, которые применяются для статистического анализа, не несут в себе большой информативности, кроме официальных «сухих» фактов — когда и где индивид родился, где учился и (что, впрочем, упоминается не всегда) какое у него хобби, состоит он в каком-либо клубе по интересам (подобные материалы в небольшой степени могут пролить свет на неформальные связи), а также материалы средств массовой информации; их недостаток — возможное искажение реальности и широкие обобщения; речь идет о дискурсах различных печатных, интернет-изданий или телевизионных репортажей и передач, к тому же в материалах могут не упоминаться фамилии или говорится об общих тенденциях, сводимых к «коллективной безответственности»;

2) изучение ситуации изнутри; здесь в качестве способа сбора эмпирических данных могут служить наблюдение (сложность представляет не только изучение «со стороны», но и включенное наблюдение, связанное со спецификой объекта), а также проведение экспертных интервью с представителями власти с последующим дискурс-анализом; данный метод имеет свои недостатки: во-первых, респондент старается представить себя в лучшем свете; во-вторых, есть шанс погрешностей («сочиняет как очевидец» — каждое событие воспринимается всеми по-разному); однако ввиду некой «щекотливости» и неоднозначности данной темы вопросы, на наш взгляд, по возможности должны носить как можно более общий характер, что позволит респонденту чувствовать себя свободнее и отвечать подробнее, предоставляя больше возможностей для изучения дискурса.

Попытаемся исследовать особенности неформальных взаимодействий, исходя из второго подхода — с точки зрения самих участников взаимодействия органов региональной власти в различных субъектах РФ. Для этой цели мы используем материалы исследования «Рекрутирование политических лидеров муниципального и регионального уровня в современной России: проблемы оптимизации и повышения общественно-политической эффективности»4. Из материалов исследования мы отобрали интервью с представителями органов региональной власти и выделили фрагменты, демонстрирующие место и роль личных связей в региональном политическом процессе.

Несмотря на то что в содержании исследования акцент делается на политических карьерах, а не на взаимодействии органов власти, его материалы ценны для нас: в ряде вопросов (и в самих интервью) возникает тема личных связей, их роли в политической жизни региона и в функционировании органов власти.

По результатам дискурс-анализа интервью можно сделать вывод о том, что за исключением республик Коми и Татарстан, имеющих национальную специ-

4 Грант № 149/К Института общественного проектирования; при реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 2 марта 2011 г № 127-рп. Сроки реализации: январь-ноябрь 2012 г; цель проекта — выявление наиболее типичных моделей карьерного роста муниципальных и региональных лидеров в различных субъектах РФ (Алтайский край, Воронежская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Пермский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Санкт-Петербург).

фику, особенных различий в осуществлении политического процесса и использования неформальных политических практик не наблюдается.

Речь респондентов демонстрирует достаточную степень открытости5. На первый план в качестве региональной специфики выдвигались тезисы об аграрных составляющих региона, о наличии природоохранных зон (что непосредственно влияет на особенности проводимой политики) и муниципальном делении, о национальном и религиозном факторах (значимо для республик Коми и Татарстан), а также об особом менталитете, связанном с определенными стереотипами, носящими всероссийский характер6 («...трудно сравнивать, не знаю как там в других регионах все это складывается, ну понятно, своя специфика как бы, свой определенный уклад и исторический, и такой чисто житейский, наверное. Вот который сложился опять же от исторических корней. Ну, я думаю, это тоже играет роль (Кубань — 09м.7, старше 45 лет)»).

Что касается факторов, влияющих на карьеру и осуществление политического процесса, то принадлежность к партии не представляет значения для продвижения по карьерной лестнице и налаживания личных связей. Данный тезис подчеркивался членами партии большинства «Единой России», а также беспартийными представителями исполнительной власти. Если представители оппозиции относят партийность к числу сложностей и возможных причин неприятностей в повседневной деятельности8 («Мы говорим откровенно, поэтому вы прекрасно понимаете, если ты в партии власти "Единая Россия" до этого момента был, то больше шансов — это партия власти. Если ты состоишь в партии власти, естественно, значительно больше шансов построить успешную карьеру у любого человека (Ленинградская область — 05ж., 53 года)»), то единороссы, напротив, склонны оценивать свой статус как накладывающий дополнительные обязательства, повышающий ответственность перед избирателями. Весьма важны постоянное акцентирование верности избранного курса и попытки объяснения своего выбора партии: «Роль партий изменилась. В худшую сторону. У представителей других партий, кроме партии власти, построить карьеру шансов практически нет. Чтобы построить действительно успешную карьеру, надо принадлежать партии власти... Если вы не в партии власти, нет шансов сделать карьеру, езжайте в другой регион (Алтай — 04м., 54 года)»; «Безусловно, я состою в партии "Единая Россия". До этого я был в Аграрной партии, но она объединилась и слилась с "Единой Россией". Считаю, что именно в "Единой России" есть возможность конструктивно решать многие вопросы, но прежде

5 В качестве примеров мы используем наиболее яркие цитаты из интервью, демонстрирующие общую картину. Наиболее иллюстративны высказывания респондентов, проживающих в регионах, тесно связанных с сельским и лесным хозяйствами, — Воронежской области и Алтайском крае.

6 Наиболее яркий пример — «жлобство» в Воронежской области, упоминаемое в интервью представителей власти этого региона.

7 Цифры означают номер интервью, а буквы после них — пол респондента.

8 Однако в случае с КПРФ выделяется четкая установка на некий общий, тесный круг идейных бескорыстных однопартийцев, в одиночку борющихся со всеми административными перегибами.

всего связанные с деятельностью сельского хозяйства. Экономику Алтайского края определяет сельское хозяйство, потому от того, как оно будет функционировать, зависит, безусловно, и наш бюджет, и самое главное, что уровень жизни населения. Половина населения в Алтайском крае живет на селе. Конечно, не все удается, но в основном такие глобальные вопросы все-таки удается решать через эту организацию. Обеспечение горючим, сегодня ведь идет посевная, проблем практически нет. По вопросам ценообразования последнее время какую-то стабильность нашли. Соответственно заработную плату подняли в сельском хозяйстве. Хотя она еще, надо честно признаться, невысокая, но, тем не менее, 10 тысяч рублей по краю платим, прежде она была очень низкая (Алтай — 09м, 56 лет)».

Участие в деятельности организаций типа «Ротари», несмотря на признание их значимости для завязывания полезных контактов, не выходит на первый план. Общение с коллегами и возможными деловыми партнерами происходит, как правило, в рабочих кабинетах или же в организациях по интересам, не имеющих ярко выраженной политической окраски. «В стране элитные региональные и локальные сообщества — фактически закрытые своего рода корпорации, обязательно связанные с региональным руководством. В национальных республиках они представляют собой клановые образования с тесными родственными связями. В регионах России, не являющихся национальными республиками, элитные сообщества формируются почти исключительно на личных связях и на том, с кем руководитель региона когда-то работал, учился, дружил. Часты случаи появления на должностях в регионах собственных команд губернаторов. В российских регионах существуют разные группы лояльности, но доминирует "губернаторская". Ни одна другая группа не обладает сопоставимыми по значимости ресурсами для получения должностей. Различия в интересах, конкурентное владение собственностью и участие в рыночных отношениях не позволяют элитным сообществам объединиться. В результате представители частного бизнеса нередко поддерживают оппозиционные политические силы на выборах в заксобрания регионов, что позволяет стать депутатами тем, кто не входит в группы лояльности губернатору» (Попова, 2013, с. 50).

Когда речь заходит об особенностях построения карьеры или продвижения по службе (собственного или коллег), то в интервью прослеживаются три тенденции:

1) уход от ответа в весьма расплывчатых и общих фразах («Да бог его знает. Разные. Это должно быть не просто стечение обстоятельств, но и твои личные качества, влияние других людей, в том числе вышестоящих руководителей. Комплекс факторов внешних и внутренних (Алтай — 03м., 30 лет)»; «Ну, надо глубокий сравнительный анализ проводить... В нашей сфере все-таки продвижение связано... я даже не знаю с чем. Как-то все не отличается от общероссийского масштаба. Одно скажу, сегодня госслужба предоставляет просто невероятные возможности для реализации своих знаний и навыков. Может, в советские времена их было меньше, потому что не было такой свободы в хорошем смысле этого слова, но сейчас они просто фантастические (Алтай — 08м., 38 лет)»);

2) акцентирование внимания на сугубо деловых качествах («Первое, безусловно, знания. Даже первое — это цель, сам пример для решения и устремления к этому. И второе — поддержка семьи, друзей, товарищей. А потом и общества, структуры, в которой он работает. Единолично не станешь политиком, что вот я захотел стать политиком и стану. Нет. Вот только сочетать все эти слагаемые (Алтай — 09м., 56 лет)»);

3) негативная оценка существующих порядков со сдержанным подчеркиванием собственной невовлеченности в «порочный круг» («Внешние факторы в основном. Отношение вышестоящего начальства — самый главный фактор (Алтай — 04м., 54 года)»).

Еще один любопытный момент характерен для представителей власти всех рассматриваемых субъектов: во многих интервью динамику отношения респондентов к использованию личных связей в зависимости от постановки вопроса или контекста ответа можно условно обозначить в виде волны: «я всего добился (-ась) сам (-а)» — «мне помогли дружеские и деловые контакты» — «признание моего профессионализма» — «без этого никак» — «использовать личные связи нехорошо». При этом задействование личных связей допускается как возможность для карьерного роста; подразумевается, что так происходит у всех, всегда и везде, а речь идет именно об оценке себя как профессионала, которого приглашают на ту или иную должность исключительно из-за того, что известны деловые качества кандидата. Особенно оговариваются два момента: 1) в процедуре конкурса на ту или иную должность в исполнительной власти на первый план выходят профессиональная репутация и деловые достижения («В какой-то степени кто-то должен поддержать, когда решается вопрос кого выдвинуть, Иванова или Петрова (Воронеж — 01м, 55 лет)»); 2) значимость личностных качеств, управленческих талантов и навыков, трудолюбия, стремления к профессиональному росту, которые оказываются первоочередными в продвижении по карьерной лестнице: благодаря личным связям можно получить высокую должность, но удержаться на ней или подняться без этих качеств очень сложно («Потому что есть люди, начальники по натуре, от природы, а есть, у которых нет этого навыка, и никогда они карьеру в политике не сделают (Воронеж — 01м, 55 лет)»).

Если говорить об использовании неформальных политических практик, можно заметить, что респонденты либо делали акцент на особой «порочности» собственного региона («Лояльность, клановость, родственные связи, политическая принадлежность. У нас кадровый отбор идет не по уровню профессионализма, а по лояльности, преданности, лизоблюдства, восхищения. Такой азиатский путь. Тут мало что зависит человека... (Алтай — 04м., 54 года)»; «Клановость. Причем с приходом того человека, которого нельзя упоминать (Воронеж — 02м., 40 лет)»; «Это вписанность в группы интересов. Если представить себе визуальный образ, то яблоки в ящике (Воронеж — 05м., 40 лет)»; «...это прежде всего бюрократические родственные связи, очень много людей, которые находятся в этих структурах по протекции более влиятельных родственников (Коми — 01м., 34 года)»; «Я надеюсь, что у нас ситуация радикально измениться и будет в этом плане... то есть режим, который был у власти, он будет несколько иной

(Омск — 01м., 53 года)»), либо чаще были склонны переводить проблемы в сторону федеральной власти, сводя все к общим недостаткам, характерным для всей России («Я продвигался по своей лестнице карьерной без всякого знакомства, чисто только благодаря своим качествам. У меня не было здесь в Барнауле никого, кто бы меня протаскивал и протягивал. Поэтому только благодаря своим качествам, да я и думаю, что многие, большинство сегодня, кто занимает достаточно высокие руководящие посты, все-таки добились этого самостоятельно. Это распространено, как это ни обидно, в Москве сегодня, чего греха таить, там либо платят за места, либо родня, либо еще кто-то. Там происходит все за счет того, что кто-то кому-то рекомендует и протаскивает (Алтай — 09м., 56 лет)».

Описанные акценты — две стороны одной медали. Недостатки федеральной власти — вариант своего рода «коллективной безответственности» в некоторой степени оправдывающий существующее положение дел. Деформация в системе властных отношений в самом регионе переводит проблему в рамки такой же неизбежности. При этом весьма значимыми ресурсами «выживания» выступают либо принадлежность к команде губернатора (назначенный «сверху» губернатор хотя и получает одобрение у местных парламентариев, чаще выступает в роли причины для недовольства), либо финансовый потенциал, позволяющий оплачивать избирательные кампании, либо наличие собственной группы поддержки, что подчеркивается неоднократным повторением поговорки: «Один в поле не воин» (речь идет о команде единомышленников, коллег, поддержке вышестоящего руководства, друзей и семьи).

Факторы национальности и общей религиозности также весьма актуальны, однако во многом соотносятся с уже упоминавшимися отношениями на основе клиентелизма и родственных или дружеских контактов: «.у нас ведь мусульманская республика, и зачастую очень часто карьерный рост связан не только с профессиональной пригодностью того или иного человека, но и с конкретными связями с той или иной группой правящей элиты. Это особенность нашей республики, но я думаю это на сегодняшний день особенность любого региона. Вот здесь мне кажется то, чего не было в советское время. Было сложно на тот период на руководящую должность, на руководителя, скажем, завода увидеть человека, который, как правило, руководитель предприятия — это человек, который пришел на завод слесарем, потом мастером, окончил институт, стал начальником цеха, инженером, стал директором прошел все этапы (Татарстан — 01м., 58 лет)»; «Насчет стимулов трудно сказать в данном случае, потому что ярко так я не скажу, каких-то стимулов, что у нас есть. Что касается преград — безусловно. То есть в первую очередь это фактор знакомств, родственные связи и национальный фактор (Татарстан — 02ж., 33 года)».

Значимость участия в клубах отходит на второй план, поскольку они, несмотря на возможность завязывания полезных контактов, во многом выступают дополнительной площадкой для неформального общения уже знакомых друг с другом представителей власти.

Существование таких неформальных политических практик, как патрон-клиентские отношения, фаворитизм, дружеские и рабочие контакты, представляет собой феномен, тесно вплетенный в повседневность и дополняющий действую_ 133

ПОЛИТЭКС 2014. Том 10. № 3

щее законодательство в ситуациях, когда выбор не укладывается только в рамки прописанных схем. При этом происходит увязывание данных практик с традиционными нормами поведения и общероссийскими стереотипами. Здесь неизбежно задействование землячества, или, точнее, религиозного и национального факторов.

Весьма показательна противоречивость ряда интервью (при этом респонденты не пытаются подсказать пути устранения существующих недостатков, сводя все к констатации фактов и обобщениям): «достижение нынешнего статуса своими силами» vs. «задействование деловых контактов»; «очень широкое распространение негативных неформальных политических практик» vs. «частые случаи прохождение на должность в результате честно выигранного конкурса»; «негативные неформальные практики представляют собой опасность для политического развития региона» vs. «это все неизбежно и имеет общероссийские масштабы».

Таким образом, говоря о политических практиках деятельности органов региональной власти, можно сделать вывод о том, что использование неформальных политических практик в процессе осуществления регионального политического процесса является его неотъемлемой чертой. Так, признавая существование формальных рамок и конкурсной ситуации при продвижении по карьерной лестнице, респонденты отмечали значимость репутации у коллег и руководства, а также значение полезных знакомств даже на первом этапе — для того чтобы узнать о возможной вакансии.

Литература

Афанасьев М. Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк (II) // Политические исследования (Полис). 1997. № 1. С. 157-166 (Afanasiev M. N. Patron-Client Politics: the Historical and Social Essay (II) // Political Studies (Polis). 1997. N 1. Р. 157-166).

Бирюков С. В. Региональная политическая власть в контексте социально-политических изменений на рубеже XX-XXI вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2008. № 2. С. 53-62 (Biriukov S. V. Regional Political Power to the Context of Socio-Political Changes between XX-XXI centuries // Vestnik of Moscow State University. Series 18. Sociology and Political Science. 2008. N 2. Р. 53-62).

Брызгунова Ю. Региональная власть в системе политических сетей // Власть. 2007. № 4. С. 87-89 (Bryzgunova Yu. Regional Political Power in the Context of Socio-Political Net // Power. 2007. N 4. Р. 87-89).

Гончаров И. И. Проблема обновления власти на Юге России: региональный и муниципальный уровень // Вестник Южного научного центра РАН. 2013. Т. 9, № 3. С. 42-46 (Goncharov 1.1. The Problem of Power Renovation in the South of Russia: Regional and Municipal Level // Vestnik of the Southern Scientific Centre of the RAS. 2013. Vol. 9, N 3. Р. 42-46).

Дука А. В. Стабилизация в условиях неопределенности: институционализация региональных элит // Pro nunc. Современные политические процессы. 2006. № 4. Т. 7. С. 86-100 (Duka A. V. Stabilization under Uncertainty: Institutionalization of Regional Elites // Pro nunc. The Modern Political Processes. 2006. N 4. Vol. 7. P. 86-100).

Какабадзе Ш. Ш. Институционализация согласования интересов субъектов Российской Федерации: изменение законодательства и новые политические реалии // Политические исследования (Полис). 2008. № 4. С. 102-111 (Kakabadze Sh. Sh. Institutionalization of Coordinating the Interests of the Russian Federation Subjects: Changing of Legislation and New Political Realities // Political Studies (Polis). 2008. N 4. Р. 102-111).

Логинова Л. В. Институционализация региональных интересов: субъективные и объективные мотивации // Регионология. 2008. № 4. С. 243-251 (Loginova L. V. Institutionalisation of Regional Interests: Subjective and Objective Motivations // Regional Studies. 2008. N 4. P. 243-251).

Мейер Дж., Роуэн Б. Институциональные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. 2011. № 1. Т. 12. С. 43-67 (Meyer J. W., Rowan В. Institutional Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // Political Economy. 2001. N 1. Vol. 12. P. 43-67).

Попова О. В. Карьерные стратегии субфедеральных политических элит // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2013. Вып. 1. С. 49-56 (Popova O. V. Career Strategies of Subfederal Political Elites // Vestnik of St. Petersburg University. Series 6. 2013. Issue 1. P. 49-56).

Туровский Р. Ф. Институциональный дизайн российской региональной власти: кажущаяся простота? // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 82-92 (Turovsky R. F. Institutional Design of the Russian Regional Power: Apparent Simplicity? // Social Science and Modernity. 2011. N 5. Р. 82-92).

Чирикова А. Е. Вертикаль власти в оценках региональных элит: динамика перемен // Политические исследования (Полис). 2008. N 6. С. 99-112 (Chirikova A. E. The Power Vertical in the Estimation of Regional Elites: Dynamics of Changes // Political Studies (Polis). 2008. N 6. P. 99-112).

Чирикова А. Е. Исполнительная власть в регионах: правила игры формальные и неформальные // Общественные науки и современность. 2004. № 3. С. 71-80 (Chirikova A. E. Executive Power in Regions: Formal and Informal Rules of the Game // Social Science and Modernity. 2004. N 3. Р. 71-80).

Чирикова А. Е. Региональные элиты и региональные процессы: власть и политика // Россия реформирующаяся. 2002. № 2. С. 8-33 (Chirikova A. E. Regional Elites and Regional Processes: the Power and Politics // Russia Reforming. 2002. N 2. Р. 8-33).

Scott J. Patron-Client Politics and Political Change in Southeast Asia // The American Political Science Review. 1972. N 1. Vol. 66. P. 91-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.