УДК 614.8:377+378
С.Н. Коробков к.т.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ)) ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЧС РОССИИ Korobkov (FGU VNIIGOChS (FC)) PROBLEMS AND POSSIBILITIES OF EMERCOM OF RUSSIA MATERIAL SYSTEM PROVISION
DEVELOPMENT
Статья посвящена проблемам и перспективам развития системы материально-технического обеспечения МЧС России. Рассматривается существующая система МТО Министерства, оцениваются ее преимущества и недостатки, анализируются требования, характеризующие новые условия функционирования реформируемых структур МЧС России, сформированы предложения по совершенствованию управления тылом МЧС России в новых условиях.
Article is about the problems and prospects of Emercom of Russia material support system development. There is described the current system of the Ministry material support, estimated its advantages and disadvantages. There are analyzed demands characterizing new conditions of Emercom of Russia reformed structures, there are formed suggestions of Emercom of Russia rear management improvement in new conditions.
С.Н. Коробков
1. Общие положения
Основной задачей тыла МЧС России является обеспечение всех структурных подразделений Министерства материальными средствами (вооружением, военной, специальной и медицинской техникой, по-жарно-технической продукцией и продукцией общепромышленного применения, имуществом, запасными частями, продовольствием, горючим и смазочными материалами, специальными жидкостями, средствами по обеспечению ремонта), необходимыми для выполнения задач по предназначению. Для реализации указанной задачи создана система материально-технического обеспечения МЧС России (далее — система МТО).
Рассмотрим существующую систему МТО Министерства, оценим ее преимущества и недостатки, изучим приведенные ниже исходные данные, характеризующие новые условия функционирования реформируемых структур МЧС России, сформируем предложения по совершенствованию управления тылом МЧС России.
2. Существующая система МТО МЧС России
В МЧС России сложилась и действует Система МТО, которую можно охарактеризовать следующим образом.
Система состоит из следующих основных подсистем:
♦ материальных средств, поставляемых подразделениям (организациям) МЧС России и необходимых для выполнения задач по предназначению;
♦ органов управления МТО;
♦ нормативно-правовых документов, определяющих порядок и правила взаимодействия органов управления МТО (организаций, подразделений) в процессе формирования и подачи заявок на поставку материальных средств, обоснования потребностей Министерства перед органами государственной власти, распределение получаемых от госбюджета финансовых средств, формирования плана МТО Министерства, закупки необходимых материальных средств, их поставки организациям МЧС России, эксплуатации материальных средств, их восстановления и списания;
♦ подготовки и переподготовки кадров, необходимых для функционирования системы МТО.
Проанализируем основные преимущества и недостатки перечисленных выше подсистем.
Подсистема материальных средств включает все виды материальных средств, поставляемых подразделениям (организациям) МЧС России и необходимых им для выполнения задач по предназначению.
Система МТО охватывает все этапы и стадии жизненного цикла материальных средств от исследования потребностей Министерства в новых образцах материальных средств до их списания (разработка, производство, эксплуатация и др.).
Для решения современных задач в системе МТО необходимо
о
VO
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
0
Ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
проведение НИОКР по классификации (разработка классификатора), каталогизации материальных средств, созданию и ведению баз данных материальных средств МЧС России.
Подсистема органов управления МТО включает все существующие в настоящее время органы управления трех уровней:
высший уровень — центральный аппарат (департаменты и управления) МЧС России;
второй уровень — региональные центры МЧС России, главные управления МЧС России в субъектах РФ;
третий уровень — подразделения Министерства, осуществляющие эксплуатацию материальных средств.
Подсистема нормативно-правовых документов, определяющих порядок и правила взаимодействия органов управления МТО
Нормативно-правовые документы МЧС России устанавливают права и обязанности органов управления различных уровней, порядок и правила их взаимодействия, что обеспечивает единство и целостность системы МТО.
На верхнем уровне системы МТО определены органы, ответственные за разработки, заявки в органы государственной власти на поставку для нужд МЧС России материальных средств, за планирование их закупки, контроль за ходом эксплуатации определенных видов материальных средств (приказ МЧС России от 24.03.2005 г. № 163 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»).
Определен орган, осуществляющий закупки материальных средств для МЧС России — «Комиссия по закупкам продукции для государственных нужд», возглавляемая заместителем Министра и включающая представителей заказывающих органов МЧС России.
Определен главный заказчик МЧС России — Департамент тыла и вооружения, обеспечивающий организацию работ по обобщению заявок на поставку материальных средств для нужд Министерства. Определены заказчики по видам материальных средств (департаменты и управления Министерства).
Определен головной орган МЧС России по НИОКР — Научно-техническое управление.
Пока не разработано «Положение о системе МТО».
На втором и третьем уровнях системы МТО недостаточно нормативно-правовых документов, устанавливающих порядок и правила эксплуатации материальных средств. Необходимы руководства по учету, хранению и ремонту материальных средств, наставления по их применению по предназначению, инструкции по эксплуатации.
Подсистема подготовки и переподготовки кадров, необходимых для функционирования системы МТО, имеет ряд учебных заведений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов. Для подготовки и переподготовки специалистов,
обеспечивающих эксплуатацию материальных средств необходимо открытие новых учебных центров, что особенно актуально для подразделений спасателей, подчиненных органам власти субъектов РФ.
Основные направления материально-технического обеспечения МЧС России определяются Государственной программой вооружения на 20072015 г. (далее - ГПВ-2015).
Формирование мероприятий ГПВ-2015 осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:
- система вооружения должна обеспечивать выполнение возложенных задач;
- система вооружения должна обеспечивать переход от решения задач мирного времени к решению задач военного времени;
- система вооружения должна строится путём концентрации усилий на приоритетных направлениях развития вооружения и техники;
- в условиях ресурсных ограничений должна создаваться система вооружения максимально приближенная к рационально необходимой, при этом должно обеспечиваться первоочередное оснащение сил экстренного реагирования;
- система вооружения должна обеспечивать техническую независимость от иностранных фирм.
При разработке ГПВ-2015 использовалась не только научно-методическая база предложенная выше, но и целый ряд методик связанный с доосна-щением сил МЧС России техническими средствами и вооружением до табельной потребности.
На основе научно-методического обоснования предложены приоритеты развития вооружения, военной и специальной техники.
В 2009-2010 г. планируется продолжить оптимизацию группировки сил и средств МЧС России, оснащение ее современными техническими средствами, позволяющими эффективно выполнять задачи в соответствии с предназначением.
На военное время для решения задач гражданской обороны и защиты населения предусматривается создать специальные формирования МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций.
3. Исходные данные
Исходными данными для разработки предложений по совершенствованию управления тылом МЧС России в новых условиях являются:
Техническое задание на выполнение «Комплексной научно-исследовательской работы по проблемам строительства и развития сил и средств МЧС России в 2006-2008 гг.» (п. 3.1.1 ЕТП НИОКР МЧС России на 2007 г.), утвержденное Директором Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России;
протокол совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 3.02.2007 г. «О направлениях строительства и развития сил и средств МЧС
России до 2010 года», утв. Президентом Российской Федерации 19.02.2007 г., ПР-249;
«Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утв. Президентом Российской Федерации 5.01.2004 г. № Пр-12;
Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ;
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 1736-р;
протокол совещания МЧС России № 1-ЕС-11-57 от 26 августа 2005 года «О разработке плана строительства и развития (реформирования) войск гражданской обороны на 2006-2010 годы с учетом перевода их с 1.01.2009 г. на иные виды государственной службы»;
проект «Плана реформирования войск гражданской обороны и создания спасательных сил и служб (спасательных центров и спасательных формирований) МЧС России на 2006-2010 годы»;
План строительства и развития сил и средств МЧС России на 2006-2010 годы (приказ МЧС России от 17.01.2006 № 1-с);
приказ МЧС России от 24.03.2005 г. №163 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»;
Государственная программа вооружения на 2007-2015 годы (в части МЧС России).
Рассмотрим задачи, поставленные перед МЧС России распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 1736-р.
Это распоряжение предусматривает создание Межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения вооружения и военной техники общего применения (далее — ВВТ ОП) для Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО и ФАСС.
К ВВТ ОП отнесены виды материальных средств, разрабатываемые или принятые на вооружение (снабжение) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, следующие образцы вооружения и военной техники, тактико-технические задания и техническая документация, на которые были утверждены или согласованы Министерством обороны Российской Федерации:
- бронетанковое вооружение и техника, автомобильная техника, ракетно-артиллерийское вооружение, боеприпасы и ракеты, инженерная техника и вооружение, средства радиационной, химической и биологической защиты;
- авиационная техника и вооружение, средства противовоздушной обороны;
- боевые катера и суда обеспечения, подводные средства движения, корабельное ракетно-артилле-рийское вооружение;
- средства связи и телекоммуникаций, технические средства разведки, радиоэлектронное воору-
жение и средства радиоэлектронного подавления;
- средства топогеодезического и навигацион-но-временного обеспечения;
- средства метрологического обеспечения, средства измерений военного назначения;
- средства техники тыла;
- технические средства воспитательной работы;
- средства индивидуальной защиты;
- средства медицинского контроля и специальные медикаменты;
- военно-техническое имущество.
4. Предложения по совершенствованию Системы
МТО
Совершенствование Системы МТО МЧС России должно осуществляться в рамках реализации федеральных программ перехода Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам материально-технического обеспечения. Для этого должно быть продолжено техническое переоснащение аварийно-спасательных формирований и спасательных служб (спасательных центров) с учётом реформирования войск ГО. Одновременно должна быть проведена плановая замена морально устаревших образцов техники на более эффективные.
Основные усилия должны быть сосредоточены на следующих приоритетных направлениях:
- дооснащение войск гражданской обороны вооружением и военной техникой в соответствии с их штатно-табельной потребностью с целью повышения готовности войск ГО к мобилизационному развёртыванию;
- переоснащение новыми образцами пожарной, специальной техники и оборудования, техническими средствами связи и другими материально-техническими средствами, необходимыми для развёртывания специальных формирований по мобилизационному плану в целях решения задач гражданской обороны в военное время;
- обеспечение специальных формирований предназначенных для решения задач гражданской обороны новым вооружением, техникой и другими материально-техническими средствами, необходимыми для развёртывания их по мобилизационному плану и выполнения поставленных задач;
- использование научных достижений Вооружённых Сил РФ и передовых технологий при разработке новых технических средств, для оснащения войск гражданской обороны;
- максимальное использование технических средств общего назначения, применяемых в Вооружённых Силах Российской Федерации и поставка новых образцов инженерной техники, специальной техники связи, специальной техники РХБ защиты, приборов поиска и спасения людей.
В ходе реформирования МЧС России, на основании проведенного выше анализа существующей системы МТО Министерства, изучения имеющихся в
о
ю
а р
го
а р
к
с е
т
и н
х
е т
I
о н
т
у
а
I
настоящее время исходных данных предложения по совершенствованию системы МТО сформированы следующим образом.
Система МТО должна сохранить входящие в ее состав основные подсистемы (материальных средств, органов управления и нормативно-правовой документации).
После определения структурных изменений в МЧС России (в части, касающейся системы МТО) должны быть разработаны нормативно-правовые документы, устанавливающие права и обязанности органов управления в системе МТО, а также порядок и правила их взаимодействия.
Должен быть разработан основополагающий документ — «Положение о системе МТО», который определит назначение системы, состав органов управления (организаций, подразделений), их права
и обязанности, порядок и правила взаимодействия, перечень нормативно-правовой документации системы.
Положение о системе МТО должно включать раздел, устанавливающий порядок и правила взаимодействия МЧС России с высшими органами управления государственной власти, Минобороны России и другими министерствами (ведомствами), представленными в Межведомственной (сопряженной) унифицированной системе технического обеспечения вооружения и военной техники общего применения.
Нормативно-правовые документы Системы МТО должны устанавливать порядок и правила функционирования и взаимодействия органов управления (организаций, подразделений) на всех этапах и стадиях жизненного цикла материальных средств (табл. 1).
Таблица 1
о
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е
о н
т
у
а
I
№№ п/п Этапы и стадии жизненного цикла материальных средств Нормативно-правовой документ
1. Планирование создания (модернизации) материальных средств
1.1 Разработка основных направлений развития материальных средств Руководство по НИОКР по созданию (модернизации) материальных средств
1.2 Разработка ТТХ (ТТЗ) на создание (модернизацию) материальных средств. Выбор организации-разработчика материальных средств Руководство по разработке ТТХ (ТТЗ) на создание (модернизацию) материальных средств и их согласование с организацией-разработчиком материальных средств
2. Разработка материальных средств
2.1 Разработка материальных средств (включая конструкторскую и эксплуатационную документацию) Руководство по сопровождению разработки материальных средств
2.2 Приемочные испытания образцов материальных средств Руководство по проведению приемочных испытаний образцов материальных средств.
2.3 Подготовка кадров для системы МТО Учебные учреждения МЧС России
3. Производство материальных средств
3.1 Выбор организации-производителя материальных средств Руководство по выбору организации-производителя материальных средств
3.2 Контроль за ходом производства материальных средств и их приемка Руководство по контролю производства и приемке материальных средств.
4. Эксплуатация материальных средств
4.1 Приемка материальных средств эксплуатирующими подразделениями. Предъявление рекламаций на материальные средства Руководство по приемке материальных средств на снабжение (в соответствии с эксплуатационной документацией)
4.2 Применение материальных средств по предназначению Наставления по применению материальных средств по предназначению (для каждого образца материальных средств)
4.3 Транспортирование материальных средств Руководство по транспортированию материальных средств
4.4 Учет и хранение материальных средств Руководство по учету и хранению материальных средств
4.5 Техническое обслуживание материальных средств Инструкция по техническому обслуживанию материальных средств (для каждого образца материальных средств)
4.6 Ремонт материальных средств Руководство по ремонту материальных средств
5 .Утилизация материальных средств
5.1 Оценка пригодности материальных средств для продления их эксплуатации по истечении гарантийного срока Руководство по оценке пригодности материальных средств для продления их эксплуатации по истечении гарантийного срока
5.2 Списание материальных средств Руководство по списанию материальных средств
5.3 Утилизация материальных средств Руководство по утилизации материальных средств