Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная авиация / авиакомпании / пассажирские перевозки / гражданская авиация / проблемы региональной авиации / regional aviation / airlines / passenger transportation / civil aviation / problems of regional aviation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Н.Г. Хутокогир, А.И. Таюрский

В статье рассматривается состояние отрасли региональных авиаперевозок в России. Выявлены основные проблемы и перспективы развития рынка гражданской авиации в региональном сегменте. Рассмотрена модель восстановления региональной авиации, предложенная группой «Аэрофлот». Дано обоснование модель и описан эффект от внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF REGIONAL AVIATION DEVELOPMENT

The article examines the state of the regional air transportation industry in Russia. The main problems and prospects for the development of the civil aviation market in the regional segment are identified. The model of restoration of regional aviation proposed by the Aeroflot group is considered. The justification of the model is given and the effect of the implementation is described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ»

УДК 338.47

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

Н.Г. Хутокогир Научный руководитель - А.И. Таюрский

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nhutokogir@yandex.ru

В статье рассматривается состояние отрасли региональных авиаперевозок в России. Выявлены основные проблемы и перспективы развития рынка гражданской авиации в региональном сегменте. Рассмотрена модель восстановления региональной авиации, предложенная группой «Аэрофлот». Дано обоснование модель и описан эффект от внедрения.

Ключевые слова: региональная авиация, авиакомпании, пассажирские перевозки, гражданская авиация, проблемы региональной авиации

PROBLEMS AND PROSPECTS OF REGIONAL AVIATION DEVELOPMENT

N.G. Khutokogir Scientific supervisor - A.I. Tayursky

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nhutokogir@yandex.ru

The article examines the state of the regional air transportation industry in Russia. The main problems and prospects for the development of the civil aviation market in the regional segment are identified. The model of restoration of regional aviation proposed by the Aeroflot group is considered. The justification of the model is given and the effect of the implementation is described.

Keywords: regional aviation, airlines, passenger transportation, civil aviation, problems of regional aviation

Если рассматривать рынок коммерческой гражданской авиации, то после дальнемагистральной, региональная авиация является вторым по значимости сегментом. На сегодняшний день региональная авиация существует в преобладающем количестве развитых стран. Ее основная цель - это обеспечение транспортной доступности между регионами внутри страны.

Кроме внутренней конкуренции, гражданская авиация соревнуется с железнодорожным и автомобильным транспортом. 60 процентов территории России, расположенной близко к полярному кругу, не имеет в достаточном количестве автомобильных и железных дорог. Огромная территория России повышает необходимость большого количества авиаперелетов. Поэтому России необходимо иметь развитую авиационную инфраструктуру [5].

Главной особенностью является географическое расположение субъектов, что формирует логистическую труднодоступность регионов внутри страны. Поэтому региональная авиация в России выполняет очень значимую социальную роль, обеспечивая удовлетворение потребностей населения Крайних районов Севера и не только.

Согласно показателям работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2020 - 2021 годов, отображенным в таб. 1, объем перевозки пассажиров внутри страны составляет 81,1% от общего показателя перевозки пассажиров [1].

Таблица 1

Основные показатели работы гражданской авиации России за январь-декабрь 2020 - 2021 гг

Показатели работы Всего, чел.

2020 2021 %

Янв-Дек Янв-Дек Янв-Дек 2021 к Янв-Дек 2020

Перевозки пассажиров 69 244 250 111 006 864 160,3

в том числе:

Международные 13 086 407 23 502 447 179,6

из них:

между Россией и зарубежными странами за 11 630 372 17 011 327 146,3

пределами

между Россией и странами СНГ 1 456 035 6 491 120 445,8

Внутренние 56 157 843 87 504 417 155,8

из них:

местные перевозки 1 766 136 2 624 630 148,6

При этом за период 2020 - 2021 численность перевезенных пассажиров возросла на 55,8%, что свидетельствует об увеличении популярности внутренних авиаперевозок.

Сейчас огромная проблема для малой региональной авиации - это тяжелое финансовое положение для большинства региональных перевозчиков. Из-за огромного количества процедур банкротств, нежелание инвестировать, а также неготовность инвесторов приходить в эту отрасль с инвестициями превращает отрасль в настоящую проблему. Проблему не только для государства, но и для конечного потребителя [2].

Факторами кризисного состояния являются:

1) Климатические условия некоторых регионов.

2) Отсутствие или неразвитость авиационной инфраструктуры для обеспечения регулярных авиаперевозок.

3) Высокий износ наземной авиатранспортной инфраструктуры и действующего парка воздушных судов.

4) Дефицит современной авиационной техники для региональных и местных воздушных перевозок.

5) Недостаточная платежеспособность населения экономически отстающих регионов страны.

6) Кризисное финансовое состояние и прохождение через процедуры банкротства многих региональных авиаперевозчиков создают негативный инвестиционный фон, препятствуя притоку негосударственных инвестиций в рассматриваемую отрасль гражданской авиации. [3]

Согласно модели восстановлению внутри региональных авиаперевозок, предложенной группой «Аэрофлот», для сегмента региональных авиалиний был обозначен ряд направлений развития, отображенный в табл. 2. [4]

В результате реализации данных рекомендаций, руководство группы «Аэрофлот» ожидает следующий эффект:

1) Увеличение инфраструктурной обеспеченности.

2) Увеличение транспортной доступности отдаленных регионов.

3) Формирование пассажиропотока для результативной коммерческой самоокупаемости.

Предполагаемый эффект от реализации модели по восстановлению внутри

региональных авиаперевозок заключается в постепенном увеличении пассажиропотока.

Таким образом, реализация модели должна показать стабильный и долгосрочный пассажиропоток. [4]

Таблица 2

Краткое содержание модели по восстановлению региональной авиации, предложенной группой __«Аэрофлот»_

Область воздействия Предложение

Размерность самолета Унификация парка воздушных судов (от 50 до 130 кресел)

Аэродромная инфраструктура Соблюдение баланса интересов собственников аэродромной инфраструктуры, государства, пассажиров и авиаперевозчиков: развитие сети аэродромов как единого регионального предприятия, внедрение регламента круглосуточной работы для региональных аэропортов (в качестве запасных, учитывая сложные метеоусловия региона).

Субсидирование Создать отдельную программу для каждого региона страны. По представлению субъектов РФ создать реестр социально-значимых маршрутов. Реализовать идею софинансирования (если маршрут не попал в реестр). Период субсидирования не менее 5 лет.

Резюмируя эффект от внедрения рекомендаций модели, можно выделить следующие составляющие:

1) Для пассажира:

- безопасность международного класса;

- широкая география полета;

- удобные стыковки;

- повышение мобильности.

2) Для субъектов РФ:

- надежное регулярное авиасообщение;

- налоги и рабочего места;

- восстановление связей между субъектами РФ;

- увеличение деловой активности населения;

- инвестиционная привлекательность.

3) Для отрасли в целом:

- гибкость и управляемость системы;

- возможность долгосрочного планирования;

- международный уровень безопасности;

- восстановление и развитие инфраструктуры;

- удовлетворение потребности населения на региональные перевозки.

Библиографические ссылки

1. Основные производственные показатели гражданской авиации. - Текст : электронный // Федеральное агентство воздушного транспорта : [сайт]. - URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-osnovnye-proizvodstvennye-pokazateli-ga/ (дата обращения: 01.04.2022).

2. Седых, А. Ю. Как возродить региональную авиацию в России? / А. Ю. Седых. - Текст : непосредственный // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 22. - С. 1226-1231.

3. Фридлянд А. Экономика региональной авиации и развитие авиапарка [Электронный ресурс]. -URL: https://www.aex.ru/docs/2/2018/11/21/2841/ (Дата обращения: 02.04.2022)

4. Пути развития региональной авиации в ДФО РФ (на примере модели восстановления региональных авиаперевозок группы "Аэрофлот") / . - Текст : непосредственный // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы международной научно-практической конференции. - Хабаровск : Тихоокеанский государственный университет, 2017. - С. 156-159.

5. Княжский, А. Ю. Необходимость развития региональной авиации России / А. Ю. Княжский, А. П. Плясовских, Н. А. Шатраков. — Текст : непосредственный // &ede experto: Транспорт, общество, образование, язык. - 2019. - № 3. - С. 8-16.

© Хутокогир Н.Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.