Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК РОССИИ'

АНАЛИЗ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
834
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / РЫНОК ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК / АВИАПЕРЕВОЗЧИК / ПАССАЖИРОПОТОК / ПАССАЖИРООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Оксана Михайловна, Пак Виктория Васильевна

В настоящее время гражданская авиация имеет особую значимость для Российской Федерации, и служит инструментом организации дальних магистральных пассажирских авиасообщений, на международном и региональном уровне, а также играет немаловажную роль в решении социально-экономических задач. Наметившийся рост рынка пассажирских авиаперевозок связан с развитием отрасли, цифровизацией и облегчением процесса взаимодействия авиаперевозчиков и авиапассажиров. В статье осуществлен анализ деятельности российских авиакомпаний, исследована динамика их численности в период с 1990 г. по 2019 г. Авторами отмечено, что спрос на услуги в области авиаперевозок не удовлетворен, это связано с высоким уровнем авиатарифов. Для регулирования цен на рассматриваемом рынке необходимо провести проверку обоснованности тарифов на маршрутах и при выявлении признаков нарушений антимонопольного законодательства принять ряд мер, координирующих действия авиаперевозчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN PASSENGER AIR TRANSPORTATION MARKET

Currently, civil aviation has a special value for Russia, and is a means of providing long-distance mainline passenger flights, at the international and regional level, and also plays an important role in solving socio-economic problems. The emerging growth of the passenger air transportation market is associated with the development of the industry, digitalization and facilitation of the process of interaction between air carriers and air passengers. The article analyzes the activities of Russian airlines, examines the dynamics of their number in the period from 1990 to 2019. the Authors note that the aggregate demand for air transportation services remains unsatisfied, which is due to the high level of tariffs. To regulate prices in the market under consideration, it is necessary to check the validity of fares on routes and, if signs of violations of antitrust legislation are detected, take a number of measures that coordinate the actions of air carriers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК РОССИИ»

АНАЛИЗ РЫНКА ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК РОССИИ

DOI: 10.47581/2020^87ЛБ/8/50.009 Куликова Оксана Михайловна, к.т.н., доцент (e-mail: fotooksana@yandex.ru) Пак Виктория Васильевна, студент

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных

технологий и дизайна

В настоящее время гражданская авиация имеет особую значимость для Российской Федерации, и служит инструментом организации дальних магистральных пассажирских авиасообщений, на международном и региональном уровне, а также играет немаловажную роль в решении социально-экономических задач. Наметившийся рост рынка пассажирских авиаперевозок связан с развитием отрасли, цифровизацией и облегчением процесса взаимодействия авиаперевозчиков и авиапассажиров. В статье осуществлен анализ деятельности российских авиакомпаний, исследована динамика их численности в период с 1990 г. по 2019 г. Авторами отмечено, что спрос на услуги в области авиаперевозок не удовлетворен, это связано с высоким уровнем авиатарифов. Для регулирования цен на рассматриваемом рынке необходимо провести проверку обоснованности тарифов на маршрутах и при выявлении признаков нарушений антимонопольного законодательства принять ряд мер, координирующих действия авиаперевозчиков.

Ключевые слова: гражданская авиация, рынок пассажирских авиаперевозок, авиаперевозчик, пассажиропоток, пассажирооборот.

В настоящее время сегмент пассажирских авиапотоков России нуждается в модернизации и обновлении материально-технической базы, а его инфраструктурные подразделения являются структурными составляющими инновационного сценария развития страны, реализуемого в соответствии с картой проекта технологической оснащенности России. Данные обстоятельства и требования безопасности полетов, объясняют внимание государства к проблемам регулирования рынка пассажирских авиаперевозок и принятием федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ в этом направлении.

В воздушном кодексе Российской Федерации гражданская авиация трактуется как «вид авиации, который используется с целью удовлетворения потребностей граждан и экономики» [1]. Она обеспечивает авиасообщение между культурными и деловыми центрами регионов. Гражданская авиация подразделяется на три области: авиационные работы, коммерческие воздушные перевозки и авиация общего назначения [2].

Отметим, что по данным Росавиации в 2019 году по сравнению с 2018 годом российские авиакомпании перевезли на 10,3% больше, составив

128,1 млн. чел. В таблице 1 представлены общие итоги работы авиакомпаний России.

Таблица 1 - Итоги работы российских авиакомпаний в Российской Федерации в 2017-2019 гг. [3]

Параметр 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. к 2018 г., % 2019 г. к 2017 г., %

Перевозки пассажиров, 105052665 116196917 128127828 110,3 122,0

чел.

МВЛ 42484565 47368730 55067602 116,3 129,6

в т.ч. РФ-не СНГ 35684928 40121023 48863673 121,8 136,9

в т.ч. РФ-СНГ 6799637 7247707 6203929 85,6 91,2

ВВЛ 62568100 68828187 73060226 106,1 116,8

в т.ч. местные 1928518 1978625 1969578 99,5 102,1

Занятость кресел, % 83,2 83,8 83,9 0,1 0,7

МВЛ 85,2 84,6 84,9 0,3 -0,3

в т.ч. РФ-не СНГ 85,6 84,8 85,1 0,3 -0,5

в т.ч. РФ-СНГ 82,4 82,7 82,4 -0,3 0,0

ВВЛ 80,7 82,8 82,6 -0,2 1,9

в т.ч. местные 63,7 65,3 65,3 0,0 1,6

Пассажирооборот, тыс. 259385979,92 286930317,01 322981428,77 112,6 124,5

пасс. км.

МВЛ 144808102,09 160854725,24 187578917,36 116,6 129,5

в т.ч. РФ-не СНГ 129316847,53 144376361,24 173482586,72 120,2 134,2

в т.ч. РФ-СНГ 15491254,56 16478364,00 14096330,64 85,5 91,0

ВВЛ 114577877,83 126075591,77 135402511,41 107,4 118,2

в т.ч. местные 1274517,77 1412436,85 1238816,28 87,7 97,2

За анализируемый период российскими авиакомпаниями в 2019 г. по сравнению с 2017 г. общее число авиапассажиров увеличилось на 22,0%, так же заметно выросла занятость авиационных кресел на 0,7% и пассажи-рооборота на 24,5%.

Пассажирооборот в 2019 г. составил 323 млрд. пассажиро-километров, увеличившись на 24,5% по сравнению с 2017 г. и на 12,6% относительно

2018 г. В то время как занятость кресел осталась на стабильном уровне, практически не изменившись, - 83,9%.

Рост рынка пассажирских авиаперевозок в России связан, в первую очередь, с развитием отрасли. За анализируемый период появились низкобюджетные продукты, такие как без багажные и невозвратные тарифы, платный выбор мест, обслуживание на борту без предоставления питания и др. Кроме того, на повышение мобильности общества оказали влияние цифровизация и облегчение процесса взаимодействия авиаперевозчиков и авиапассажиров. По данным, представленным в таблице 1, видно, что в

2019 г. на внутренних линиях было перевезено 57,1% авиапассажиров, а занятость кресел составила 82,6%.

Далее проведем анализ динамики пассажиропотока и пассажирооборота с 1989 по 2019 гг. Пик авиаперевозок при СССР был достигнут в 1990 г. 159,5 млрд. составил пассажирооборот и 94,3 млн. пассажиров, после чего на фоне экономического кризиса девяностых годов начался длительный спад.

Пассажирооборот (млрд. пасс.км) ^^^ Пассажиропоток (млн. чел)

Рисунок 1 - Динамика пассажирооборота и пассажиропотока,

1989-2019 гг. [3]

Минимальные показатели были отмечены в 1999 г. (пассажирооборот -53,4 млрд., пассажиропоток - 28,5 млн. чел.) В дальнейшем начался медленный восстановительный процесс. Так, в 2010 г. у российских авиаперевозчиков смогли не только удвоить объем пассажиропотока, но и увеличить пассажирооборот в три раза, тем самым достигнув уровня показателей 1990 г. (рисунок 1).

Несмотря на период спада, произошедшего в 2014-2016 гг., в течение 2017-2018 гг. авиаперевозчики на территории России вышли на новый уровень развития. В результате чего в 2017 г. была впервые преодолена планка в 100 млн. перевезенных авиапассажиров, а в 2018 г. их количество уже составило более 116,2 млн. чел. Основным драйвером роста в 2018 г. без сомнения стал Чемпионат мира по футболу. Кроме того, на рост повлияли расширение маршрутной сети, обновленный парк воздушных судов и, как следствие, наращивание их провозных емкостей.

Рассматривая динамику изменения числа авиакомпаний, можно отметить тот факт, что после распада Советского союза началось активное создание авиакомпаний, численность которых быстро достигла 383 единиц. Однако позже их количество ежегодно стало уменьшаться, причем не только в годы спада авиаперевозок, но также и в период роста (рис. 2).

В 2010 г. количество авиакомпаний на территории Российской Федерации стабилизировалось, с ежегодным незначительным снижением. Причем за весь период, с 1990 по 2019 годы, структура рынка пассажирских авиаперевозок заметно изменилась.

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

383379379

239

99

16

354

328

296

267

235

216

199

182184179176

167159

127127121118122115113111109107

3456789 9999999 9999999

23456789

22222222222222222222

Рисунок 2 - Динамика изменения численности авиакомпаний в России [4]

1

Следует отметить, что из 107 зарегистрированных в 2019 году предприятий 15 авиакомпаний выполняют перевозки 92,6% авиапассажиров, из которых четыре крупнейших игрока рынка - Группа «Аэрофлот» («Аэрофлот - российские авиалинии», «Россия», «Аврора», «Победа»), Группа S7 («Сибирь», «Глобус»), «Уральские авиалинии» и UTair занимают 75% доли рынка пассажирских авиаперевозок, причем на долю «Аэрофлота» приходится 47,4%.

Группа Аэрофлот S7 Airlines

Уральские авиалинии Utair

7 авиакомпаний второго эшелона

Остальные авиакомпании

7,40%

Рисунок 3 - Распределение долей рынка пассажирских авиаперевозок в РФ

При оценке структуры рынка пассажирских авиаперевозок России было бы некорректно не принять во внимание объем перевозок иностранных компаний. В 2019 году зарубежные авиакомпании перевезли в/из РФ около 20 млн. авиапассажиров. В результате, удельный вес зарубежных авиакомпаний составил 13%, причем иностранные компании в объеме перевозок уступают лишь Группе «Аэрофлот» (рисунок 4).

6,40%

5,30% 12,20% 6,50%

Группа Аэрофлот S7 Airlines

Уральские авиалинии Utair

7 авиакомпаний второго эшелона

Рисунок 4 - Распределение долей рынка пассажирских авиаперевозок России с учетом зарубежных авиакомпаний

Особое внимание необходимо уделить парку самолетов гражданской авиации. За отчетный период 2015-2019 гг. число активного парка воздушных судов, выполняющих коммерческие пассажирские авиаперевозки, в России продолжило увеличиваться. В 2019 г. количество воздушных судов составило 2628 ед., что на 3,4% больше, чем в 2015 г. В первую очередь, такой рост обусловлен повышением спроса на авиаперелеты.

Таблица 2 - Численность гражданских воздушных судов в России,

20] L5-2019 гг. [41

Параметр 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Количество граждан- 2542 2517 2601 2620 2628

ских воздушных су-

дов в эксплуатации,

ед.

Динамика, % к пре- - -1,0 3,3 0,7 0,3

дыдущему

Очевидно, рынок пассажирских авиаперевозок России в настоящий момент находится в стадии роста и его обслуживают 15 крупнейших компаний, перемещающих 92,6% пассажиров, из которых основные перевозчики (Группа «Аэрофлот», Группа Б7, «Уральские авиалинии» и ЦТап-) занимают 75% рынка [6]. Уровень предлагаемых услуг характеризуется развитостью инфраструктуры, а запрос потребителей на максимально быстрое перемещение - степенью мобильности граждан и их благосостоянием.

Тем не менее спрос на услуги рассмотренных авиакомпаний не удовлетворен. Главная причина заключается в высоком уровне тарифов, связанном со стоимостью авиационного топлива, которая учитывается при ценообразовании перевозки. При этом авиасообщение обладает низким уровнем конкуренции, на местных и региональных маршрутах, а также характеризуется недостаточной развитостью сети аэропортов. Для регулирования цен необходимо осуществить аудит обоснованности тарифов, установленных авиаперевозчиками по регулярным маршрутам и в случае выявле-

ния нарушений антимонопольного законодательства принимать необходимые меры регулирования.

Список литературы

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ - Статья 21 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_13744/c65ba41fa1c8c9c0be850cd8e754672a19c87202/

2. Куликова О.М. Инновации в деятельности предприятий на современном этапе развития / О.М. Куликова, С.Д. Суворова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 5 (31). - С. 58-62

3. Официальный сайт «Федеральное агентство воздушного транспорта» [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=6064

4. Официальный сайт «Федеральное агентство воздушного транспорта» // Коммерческие воздушные перевозки [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://favt.gov.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-komercheskie-perevozki/

5. Официальный сайт «Федеральное агентство воздушного транспорта» // Статистические показатели по количеству воздушных судов гражданской авиации России [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://favt.gov.ru/opendata-table?id=1962

6. Вергун Т.А., Щербакова В.Э., Суворова С.Д. Состояние Российского рынка грузовых авиаперевозок // В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией: Кузьминой В.М., 2020. С. 119-122.

Kulikova Oksana Mikhailovna, Ph. D., associate Professor (e-mail: fotooksana@yandex.ru) Pak Victoria Vasilievna, student

St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg, Russia ANALYSIS OF THE RUSSIAN PASSENGER AIR TRANSPORTATION MARKET

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Currently, civil aviation has a special value for Russia, and is a means of providing long-distance mainline passenger flights, at the international and regional level, and also plays an important role in solving socio-economic problems. The emerging growth of the passenger air transportation market is associated with the development of the industry, digitali-zation and facilitation of the process of interaction between air carriers and air passengers. The article analyzes the activities of Russian airlines, examines the dynamics of their number in the period from 1990 to 2019. the Authors note that the aggregate demand for air transportation services remains unsatisfied, which is due to the high level of tariffs. To regulate prices in the market under consideration, it is necessary to check the validity of fares on routes and, if signs of violations of antitrust legislation are detected, take a number of measures that coordinate the actions of air carriers.

Keywords: civil aviation, passenger air transportation market, air transportation, air transportation, passenger traffic, passenger turnover.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.