Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 3 (69). № 1. 2017 г. С. 91-107
УДК 3 79.85:778.5(477.75)
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИНОТУРИЗМА В
КРЫМУ
Логвина Е. В.
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация
E-mail: vivatlog. [email protected]
Проанализированы вопросы развития кинотуризма и киноотрасли в Российской Федерации и Республике Крым. Выявлены основные проблемы в развитии кинотуризма в Республике Крым и даны перспективные направления развития данной отрасли в Крыму как субъекте Российской Федерации. Сделаны выводы.
Ключевые слова: внутренний туризм, тупоток, туризм, кинотуризм, киноиндустрия, кинематограф, брендинг территории, кинопродукт.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня можно наблюдать стремительное развитие внутреннего туризма на территории России. Это связано со многими факторами: внешние террористические угрозы, санкции по отношению к государству и его гражданам, нестабильность курса валют и др. Все это способствует перераспределению турпотока, т. е. происходит импортозамещение (сокращение выездного и увеличение внутреннего) туризма. Республика Крым в данном случае является одной из основных потенциальных принимающих сторон. Поэтому развитие на данной территории туризма является одной из основополагающих задач.
Турист в последнее время становится все требовательней, опытней и искушенней при выборе туристического продукта, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости развития специальных видов туризма, которые в последнее время становятся существенным источником дохода и постепенно вытесняют традиционные и устаревшие виды туризма. Одним из таких специальных видов туризма является кинотуризм. Различные отрасли мировой экономики развиваются по-разному и с переменным успехом. Но есть две из них, которые демонстрируют завидное постоянство в своем росте и расширении: туризм и кинематограф [1].
Согласно Закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [2].
Что же касается отрасли кинопроизводства, то к основным понятиям можно отнести следующее: кинематограф - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений (иногда также упоминается как синематограф и кинематография).
91
Кинематограф был изобретен в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке. В понятие кинематографа входят киноискусство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Основными составляющими кинематографа являются: сами картины как продукт кинотворчества; кинопроизводство; кинопрокат и сеть кинозрелищных предприятий; кинотеория, включающая в себя кинопедагогику, историю и эстетику кино, а также кинокритику
[3].
Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Российская Федерация в данном случае не является исключением. О значимости кинематографа свидетельствует тот факт, что 2016 год объявлен Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 10 октября 2015 года № 503 годом российского кино. «Год российского кино» - комплексная государственная программа, проводимая в течение 2016 года и направленная на привлечение внимания общества к российскому кинематографу, реализацию мероприятий, направленных на развитие отечественного кинематографа и укрепление его позиций на международной арене: увеличение производства национальных фильмов, развитие интереса к русской культуре, ее пропаганду [4].
Кинотуризм является специфическим видом туризма, который становится в последнее время все популярнее, в основном за счет общего повышения объема международных поездок и увеличения влияния средств массовой информации [5].
Причем если раньше туристы сталкивались с объектами показа кинотуризма совершенно случайно, например, когда гид во время своей экскурсии упоминал, в каких фильмах было задействовано то или иное место или достопримечательность, то сейчас кинотуризм представляет собой отдельное, самостоятельное течение в туризме [6].
Кинотуризм - это разновидность туризма, целью которого является посещение местности, связанной с теле- и киноиндустрией [7].
Считается, что термин «кинотуризм» (в англоязычных источниках «set-jetting», «film tourism», «film induced tourism») впервые был введен журналистом Гретхеном Келли в прессе США в журнале New York Post, где дается следующее определение: «кинотуризм - это путешествие по местам съемок фильмов» [8].
И киноиндустрия, и туристская отрасль оказывают огромное влияние на экономику стран и являются перспективными для развития, в основном за счет их устойчивости к кризисам, всеобщей популярности и стабильного коммерческого успеха.
В мире известно много примеров воздействия кинематографа на экономику отдельных брендов, целых отраслей деятельности и даже стран. Ведь чаще всего кино действует как реклама, порождая в зрителях интерес и мотивацию для
92
приобретения товаров и услуг. Действительно, показ в фильмах и телевизионных программах определенных марок автомобилей, компьютеров, ювелирных изделий и других продуктов способствует росту их продаж. Но и туристическая отрасль также не является исключением. В данном случае кино может выступать в виде «рекламы» определенного отеля, ресторана, любой другой туристской достопримечательности или всей страны в целом. Кино не только вызывает интерес к стране, но также демонстрирует зрителям то, что страна может предложить с туристической точки зрения - например, посредством показа в фильме пейзажей или культуры населения [9].
Большое значение кино имеет в создании бренда страны или в его популяризации. Брендинг территории - это целенаправленное формирование образа страны, региона или города в сознании граждан или мировой общественности. Бренд территории представляет собой ментальную конструкцию, набор восприятий в воображении потребителя, является одним из самых мощных инструментов коммуникации с ее целевыми аудиториями. Цели и задачи брендинга территории -обеспечить долгосрочное и выгодное позиционирование на конкурентном рынке, присутствие бренда территории в информационном пространстве, узнаваемость бренда, приток финансовых ресурсов на территорию, трансляцию региональных решений и инициатив во внешнюю среду, а также сделать данное место силой влияния [10].
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Что касается состояния кинотуризма в Крыму, то здесь следует сказать о наличии полноценного ресурса, связанного с развитой в дореволюционное и советское время и получившей активное развитие в настоящее время киноиндустрией.
Говоря о ресурсной базе, в первую очередь нужно упомянуть о Ялтинской киностудии, которая была основана в 1917 году Александром Александровичем Ханжонковым. В настоящее время это одна из старейших студий бывшего СССР. Называлась она тогда кинофабрикой и являлась основным поставщиком кинематографической продукции. Здесь трудились видные деятели русской киноматографии, известные актеры, режиссеры, операторы, художники театра и кино. Именно эта киностудия выпустила в свет такие кинокартины, как «Алые паруса», «Конек-Горбунок», «Новые похождения Кота в сапогах», «Новый Гулливер», «Золотой ключик» и другие. Многие популярные фильмы были сняты самими ялтинцами: «Дама с собачкой», «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Первоклассница», «Ромео и Джульетта», «Садко» и т. д. [11].
Среди современных фильмов, в создании которых принимала участие Ялтинская киностудия, - «9-я рота», «Водитель для Веры», «Дом Солнца», «Кавказский Пленный», «Обитаемый Остров», также проводилась съемка пяти серий «Марш Турецкого». На территории киностудии находится уникальный объект - специальный бассейн для съемки морских эпизодов фильмов, где режиссер имеет возможность разыграть любую водную баталию.
93
На сегодня Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Киностудия "Ялта-фильм"» отнесена в ведение Минкультуры Крыма, которое нацелено на возрождение как данного объекта, так и всей крымской киноиндустрии [12].
Среди последних фильмов, снимавшихся на территории Крыма в течение 20142015 гг., «Беловодье. Тайна затерянной страны» (2014 г.), «Беловодье. Источник познания» (2015 г.), сериал «Невеста» (2015 г.), «Заговоренный» (2015 г.), «Военный корреспондент» (2014 г.), «Экипаж» (2016 г.), «Сын ворона» (2014 г.), «Викинг» (2015 г.), «Монах и бес» (2015 г.), «Вурдалаки» (2015 г.).
Выделяют наиболее масштабные проекты: сериал «Беловодье - тайна затерянной страны» - приключенческое фэнтези, выйдет на экран в апреле 2017 года. Съемки проходили по всему полуострову: в Генуэзской крепости в Судаке, на территории Кара-Дага, в Инкерманском карьере, в Севастополе, в пещерах вблизи Бахчисарая, в Воронцовском дворце в Алупке [13];
- историко-художественный кинофильм «Викинг» (премьера в России запланирована на 22 декабря 2016 года) - съемки проходили в Генуэзской крепости в Судаке, недалеко от села Школьное под Симферополем, на Белогорском водохранилище [14];
- «Вурдалаки» - историческая картина, в которой смешаны мистика, боевик и мелодрама, съемки проходили на территории Чуфут-Кале, в Ялте, Судаке, Долине приведений [15].
В настоящее время в Крыму существует большое количество проблем, касающихся развития кинотуризма.
Одной из основных проблем кинотуризма является незнание жителей Крыма и жителей стран бывшего СССР о таком виде туризма. Доказательством этого служат результаты проведенного анкетирования. Одним из вопросов был «знакомо ли Вам такое понятие, как кинотуризм?». Статистические данные показали, что 46,3 % респондентов незнакомы с таким термином.
На вопрос «отправлялись ли Вы когда-либо целенаправленно по местам съемок понравившегося Вам фильма?» положительно ответили лишь 14,6 % респондентов. Это еще раз подтверждает непопулярность данного вида туризма среди граждан стран постсоветского пространства.
Другой немаловажной проблемой является недостаточный уровень знаний как у местного населения, так и у туристов, о фильмах, которые были сняты в Крыму, что является следствием недостаточной популяризации этой информации. Так, отвечая на вопрос «известно ли Вам, что все из перечисленных выше фильмов снимались в Крыму?», только 30,7 % респондентов точно знали, что все указанные в перечне фильмы снимались в Крыму. Также эта проблема связана с тем, что большая часть фильмов, которые использовали в качестве съемочной площадки места на территории полуострова, была отснята и выпущена еще в советское время. Следовательно, современное поколение возрастной группы 18-25 лет и младше в большинстве своем случаев незнакомы с такими кинокартинами, а следовательно, и с местами их съемок. Подтверждением этому являются результаты ответов на вопрос «какие из перечисленных фильмов Вы смотрели?», где нужно было выбрать
94
из предложенного перечня фильмов, снятых в Крыму, те, которые респонденты смотрели. Как указывалось раньше, возрастная категория респондентов опроса как раз на 66,3 % состояла из людей 18-23 лет.
В итоге лидирующую позицию занял фильм «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», которую смотрели 92,7 % респондентов, а остальные советские фильмы, такие как «Всадник без головы» (1973 г.), «Три плюс два» (1963 г.), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987 г.), «Собака на сене» (1977 г.), смотрели в среднем по 30 % интервьюируемых. То есть большинство интервьюируемых с этими фильмами незнакомо.
Следующей проблемой, касающейся также непопулярности фильмов, снятых в Крыму, среди молодежи, являются их жанровые предпочтения. Согласно опросу, на сегодня возрастная категория 18-23 года предпочитает просмотр кинокартин жанра фэнтези и фантастики, меньше всего симпатизирует драме и мелодраме. В Крыму же наблюдается другая картина: из последних фильмов, снятых на территории полуострова, большую часть занимают мини-сериалы в жанре драмы и мелодрамы.
Основным ресурсом кинотуризма является непосредственно фильм, получивший признание со стороны телезрителей. Только успешная, высококачественная и актуальная кинокартина может привлечь приток туристов в места ее съемки. Следовательно, на кинотуризм огромное влияние оказывает состояние самой киноиндустрии в стране.
В настоящее время как в Российской Федерации, так и в Крыму наблюдается кризис в кинематографии. Для того чтобы привлечь туриста посредством фильма, необходимо создать качественный кинопродукт, который будет популярным не только в пределах России, но и за рубежом.
К факторам, сдерживающим рост кинопроизводства, следует отнести низкую окупаемость кинопроектов, высокую себестоимость производства, ограниченный объем внешних инвестиций, в том числе отсутствие системы кредитования и возвратного финансирования кинопроектов, а также отсутствие защиты рынка от пиратов.
Центром развития кинопроизводства в России всегда была и остается в настоящее время столица - г. Москва. В регионах же, в том числе и в Крыму, наблюдается нехватка соответствующих ресурсов: съемочной базы, специалистов, высокотехнологичных современных кинопавильонов. Это приводит к тому, что при выезде съемочных групп из Москвы или любых других центров кинематографа в другие регионы для съемочного процесса приходится полностью везти свое оборудование, технику и весь персонал и вместе с этим оплачивать суточные, проживание, что ведет к удорожанию кинопродукта [21].
Следующая проблема развития кинотуризма также связана непосредственно с развитием кинопроизводства на территории Крыма. Она заключается в экономических санкциях США и стран Европы по отношению к Российской Федерации и особенно Республике Крым. Это является сдерживающим фактором в привлечении иностранных инвестиций и зарубежных профессионалов отрасли для съемок новых фильмов, а также в организации кинофестивалей международного
95
уровня.
Следует также отметить проблему, которая может возникнуть непосредственно на протяжении съемочного процесса. Очень часто в качестве съемочных площадок используются культурно-исторические объекты, здания (дворцы, санатории, гостиницы, рестораны), улицы города. Соответственно, в этот период данные объекты становятся недоступными для посещения как местными жителями, так и туристами, что может причинить определенные неудобства и недовольства со стороны данных людей.
Также существует ряд проблем, следствием которых является несовершенное развитие туристского сектора Крыма. К ним можно отнести:
1) Инвестирование. Инвестиционная активность в туристско-рекреационном комплексе Крыма остается низкой и не может обеспечить эффективную реструктуризацию и усиление конкурентных позиций Крыма на международном рынке туристско-рекреационных услуг [16].
2) Гостиничный бизнес. Состояние гостиничного бизнеса оказывает влияние на всю туристическую индустрию в целом. Развитие гостиничного сектора в Крыму находится все еще на довольно низком уровне, вновь построенные и реконструированные гостиницы особых изменений на рынке не принесли.
3) Территориальная структура. Территориальная структура туристско-рекреационного комплекса Крыма, куда относится и кинотуризм, отличается неравномерным характером рекреационного освоения полуострова.
Согласно отчету о деятельности Министерства курортов и туризма Республики Крым, больше всего туристов в 2015 году отдохнуло на Южном берегу Крыма -59 % от общего количества туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Восточном побережье Крыма - 17 %, на Западном побережье Крыма - 17 %, в других регионах - 6 % [17].
Распределение турпотока по регионам Крыма
■ ЮБК
■ Западное побережье Крыма Восточное побережье Крыма
■ Другие
Рис. 1. Распределение турпотока по регионам Крыма за 2015 год [17].
Основные кинолокации Крыма в основном находятся в довольно развитых рекреационных районах: Большая Ялта, Алушта, Севастополь, Бахчисарай, Судак и
96
Новый свет, вследствие чего рекреационные районы южных, юго-восточных и юго-западных побережий испытывают техногенную перегрузку, в то же время ресурсный потенциал перспективных восточных и северо-западных приморских районов, а также горных, предгорных и степных районов Крыма используется не в полном объеме.
Рекреационное освоение и районная планировка большинства рекреационных районов Крыма осуществляются без генеральных планов; в общественной организации рекреационных территорий слабо отражена приоритетность рекреационной функции [16].
4) Состояние объектов культурного наследия. Посещение объектов культурного наследия, особенно тех, которые были задействованы в съемочных процессах, является частью любого тура по местам съемок фильмов. На сегодня многие исторические, археологические и архитектурные памятники Республики Крым находятся в непригодном для посещения состоянии и требуют немедленной реставрации.
5) Экология. Одним из главных факторов ограничения развития любого вида туризма, в том числе и кинотуризма, является экологический. Нерегулируемый и неограниченный поток туристов приносит значительный ущерб окружающей среде Крыма. Кроме того, непоправимый урон может быть нанесен и в процессе съемок фильма.
На территории полуострова уже имелись примеры такого негативного воздействия на природу. Так, в 2008 году при поведении съемок картины «Обитаемый остров» режиссера Федора Бондарчука в Казантипском природном заповеднике использовались танки, автомобили, а также различная пиротехника. В результате этого под гусеницами военных машин погибли редкие виды ящериц, занесенные в Красную книгу. Негативные последствия наблюдались и на пляже в Каче под Севастополем, где после пребывания все той же съемочной группы остались горы обгоревшего пенопласта и бутылок, которые использовались при создании декораций к фильму [18].
6) Инновационность. Уровень инновационности туристско-рекреационного продукта Крыма оценивается как низкий и недостаточный для придания мощного импульса туристской предпринимательской активности. В регионе отсутствуют комплексные инновационные программы развития рекреации и туризма, учитывающие тенденции развития мирового рынка услуг и актуализирующие ресурсный потенциал регионов Крыма [16].
7) Сезонность. Еще одной из проблем в кинотуризме является его сезонность. В основном кинотуры начинают пользоваться популярностью в период, благоприятный для летней рекреации (весна - лето). Это связано со значительным притоком туристов-отдыхающих в это время года.
Проблема развития индустрии туризма в Крыму по-прежнему остается актуальной. Кинотуризм как не до конца изученная новая отрасль на туристском рынке также остается на начальном уровне развития. Основные проблемы низкой экономической эффективности функционирования данного вида туризма в Крыму вызваны низким уровнем знаний населения о таком понятии, как «кинотуризм»,
97
незнанием респондентами фильмов, снятых на территории Крыма, и непопулярностью советских фильмов, снятых на полуострове, среди населения возраста 18-25 лет.
Перспективные направления в развитии кинотуризма в Крыму можно разделить на подгруппы.
Первая подгруппа - направление, касающееся непосредственно кинотуризма, вторая - всей туристической отрасли и третья - киноиндустрии Крыма.
Несмотря на все проблемные моменты в отрасли кинематографа Российской Федерации сегодня наблюдаются существенные изменения в ее развитии и усиление поддержки со стороны государства. Доказательством этого выступают следующие факты: динамично растут суммы кассовых сборов, увеличивается доля российского кино на экранах страны, возрастает посещаемость и общий объем зрительской аудитории отечественных фильмов, увеличиваются производственные и рекламные бюджеты [19].
После вхождения Крыма в состав Российской Федерации на полуострове наблюдается активное развитие кинематографа. Российские режиссеры все чаще стали использовать дестинации Крыма в качестве съемочной площадки. Начиная с 2014 года на территории полуострова ведутся съемки как документальных фильмов, касающихся событий процесса перехода Крыма в состав России - «Крым. Путь на родину», «Лютый февраль», «Крымская весна» и др., - так и художественных: сериал «Невеста» (2015), «Сезон любви» (2015), некоторые сцены из фильма «Экипаж» (2016), «Чудо в Крыму» (2015), сериал «Тальянка» (2014), «Битва за Севастополь» (2015), сериал «Жизненные обстоятельства» (2014), «Сын ворона» (2014), «Монах и бес» (2016), «Викинг» (2016) и др.
Интерес со стороны государства по отношению к развитию киноиндустрии подтверждает утверждение государственной программы «Год российского кино», проводимой в течение 2016 года. В рамках этой программы запланирован ряд мероприятий, направленных на развитие отечественного кинематографа и укрепления его позиций на международной арене: увеличение производства национальных фильмов, развитие интереса к русской культуре, ее пропаганда [19].
В регионах Крымского полуострова также запланировано проведение ряда мероприятий, посвященных Году российского кино.
Среди основных таких мероприятий планируется провести ряд кинофестивалей, большая часть из которых должна стать регулярной и проводиться на территории Крыма ежегодно. В числе таких фестивальных проектов -Международный телекинофорум «Вместе», Ялтинский международный кинофестиваль «Евразийский мост», фестиваль короткометражного кино «Крым -территория мира», фестиваль экранного творчества детей и молодежи «Магический экран - XXI век», фестиваль российских мультфильмов «Эхо Суздаля», фестиваль документального и игрового патриотического кино «Человек, познающий мир». Данные события помогут привлечь туристов на полуостров не только в курортный сезон, но и в межсезонье, что будет способствовать решению проблемы сезонности в туристической отрасли Крыма [20].
Кроме того, на территории РФ начиная с 2010 года ежегодно проходит
98
Международный фестиваль «Свидание с Россией». Основная цель данного фестиваля заключается в следующем:
- формирование интереса к посещению природных, исторических и культурных объектов Российской Федерации;
- поддержка производства фильмов, способствующих продвижению туристических продуктов российских регионов на высоком эстетическом, социально-культурном и профессиональном уровне;
- укрепление и развитие культурных и творческих связей между кинематографистами субъектов РФ и зарубежных стран, работающих в жанре туристического кино;
- оказание содействия творческой молодежи в совершенствовании навыков работы в туристическом направлении кинематографии;
- создание предпосылок для продвижения туристической привлекательности регионов Российской Федерации с использованием возможностей кинематографа [21].
В 2015 году эстафету по проведению этого фестиваля приняли представители Республики Крым и Севастополя. Дальнейшее регулярное участие Крыма в фестивалях такой направленности также приведет к популяризации данного региона среди туристов РФ.
В последнее время стало уделяться внимание и вопросу развития регионального кинопроизводства. Именно эта тема стала ключевой на Круглом столе, который прошел 22 июня 2015 года в рамках Московского международного кинофестиваля. По словам первого заместителя Председателя Союза кинематографистов России Олега Иванова, «развитие регионального кино во всех аспектах этого вопроса сегодня становится одним из важнейших приоритетов деятельности Союза кинематографистов России» [22].
Особое внимание в программах развития кинопроизводства России уделяется и развитию кинопроизводства в Крыму. Сегодня в Севастополе и Республике Крым созданы региональные подразделения Союза кинематографистов России, основной целью которых является способствование развитию кинематографа на полуострове.
Кроме того, в 2014 году в Интернете был создан информационный кинопортал «Лига возрождения кино в Крыму им А. А. Ханжонкова», где можно узнать актуальные новости о кино в Крыму, о местах съемок, информацию о кастингах и других киномероприятиях. Основная цель данного кинопортала - объединение деятелей кинопроизводства, специалистов кинематографического процесса и всех неравнодушных к данной сфере деятельности; преобразование Крыма в международную кинематографическую площадку; организация и помощь при проведении кинофестивалей, премий, съемок на территории полуострова; возрождение Ялтинской киностудии. Кроме того, одной из задач является тесное взаимодействие с другими сферами деятельности, в первую очередь с туристической.
Данный кинопортал находится в тесном взаимодействии с «Киномедиацентром», на базе которого сформирован киноклуб, где проводятся мастер-классы, встречи с профессионалами в сфере кино, закрытые кинопоказы,
99
киноклубы, киносубботники. Последнее мероприятие напрямую связано с туризмом, так как оно подразумевает под собой очистку от мусора и облагораживание мест, связанных с киносъемками, и привлечение в эти места туристов. Так, на одном из таких мероприятий была облагорожена «каморка папы Карло» из к/ф «Приключения Буратино» и запланировано установление на этом месте памятника «Лиса Алиса и Кот Базилио» [23].
При содействии Министерства культуры и Союза кинематографистов в Крыму планируется создание детской киностудии, центра для обучения кинопроизводству, где будут работать кинокампусы, клубы, лагеря, проводиться мастер-классы и семинары, а также развиваться мультипликационные студии.
Уже сейчас наблюдается возрождение кадрового фонда отрасли кинопроизводства. В крымском киносообществе появляется все больше людей, которые переезжают в Крым с материковой России.
Следует отметить, что Республика Крым обладает большим количеством преимуществ для полноценного развития киноиндустрии. Среди них следующие:
1. Компактность территории и мозаичность рельефа. На сравнительно небольшой территории полуострова можно найти практически все формы рельефа и разновидности природных зон: горы, море, степи, реки, озера. Это позволяет использовать Крым в процессе создания фильмов показывая терртории различных стран и даже континентов. Подтверждением этого факта является большое количество фильмов и сериалов, уже отснятых и находящихся в стадии съемки, где полуостров выполняет роль различных регионов мира.
2. Значительная разница в климатических и погодных условиях между отдельными районами Крыма. На территории полуострова в течение года наблюдается яркий контраст климатических показателей и погодных условий: плюсовая температура и солнечная погода в равнинной части может контрастировать с минусовой температурой и снегопадом в горах. Резкие различия также наблюдаются между климатом ЮБК и основной части полуострова, что связано также с географическим положением и рельефом. Это также может быть преимуществом при киносъемках, когда в кадре необходима смена сезона.
3. Теплый климат Крыма является наиболее оптимальным вариантом для благоприятной работы актерского состава и всей съемочной группы, что часто играет решающую роль при выборе локации режиссером.
4. Насыщенная история и этно-конфессиональное разнообразие обеспечило полуостров богатым культурно-историческим наследием.
Здесь есть места первобытных стоянок, средневековые замки, дворцы нового времени, мусульманские мечети, православные церкви и т. д. Все это позволяет снимать на территории Крыма фильмы разнообразной направленности и тематики.
Что касается перспектив развития в целом туристической индустрии, то здесь следует отметить, что характер природно-ресурсного потенциала, исторические традиции хозяйственного освоения, социокультурные приоритеты в течение многих лет определяли рекреационную специализацию Крыма. Несмотря на многочисленные проблемы и недостаточно развитую структуру туристской сферы в настоящее время, туризм на территории полуострова продолжает постепенно
100
развиваться.
Среди факторов, способствующих развитию кинотуризма на полуострове, можно выделить следующие:
1. Совмещение кинотуризма с другими видами туризма. Основной задачей современных туристических фирм является максимально умелое совмещение различных видов туризма в одной поездке. В Крыму имеются все возможности совмещать кинотуризм с другими видами туризма, такими как спортивный, лечебный, оздоровительный, познавательный, этнический и т. д. Это позволяет привлечь большее количество туристов и наиболее эффективно удовлетворить рекреационные потребности отдыхающих.
2. Уникальный Крымский ландшафт. Уникальный Крымский ландшафт, а именно сочетание разнообразных форм рельефа, растительности и животного мира, делает территорию наиболее аттрактивной для туристов.
3. Культурно-историческое наследие. Посещение объектов и памятников культурно-исторического наследия является неотъемлемой составляющей любого тура, в том числе и по местам съемок фильмов.
4. Многонациональный состав. На полуострове проживает большое количество различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру и обычаи. Все это дает основу для добавления в туры по местам киносъемок элементов интеракции: мастер-классы, участие в праздниках, фестивалях.
В результате исследования нами был сделан вывод о высоком потенциале Крыма в развитии кинотуризма и о наличии большого количества нерешенных на сегодня проблем, касающихся как самой отрасли туризма, так и киноиндустрии. Следовательно, только совместное сотрудничество и параллельное развитие этих двух отраслей будет способствовать продвижению продукта кинотуризма на туристический рынок.
Главной побудительной силой, заставляющей зрителя превратиться в туриста, является качественный кинопродукт. Создание такого продукта требует значительных вложений, усилий большого числа высококвалифицированных специалистов и благоприятных условий для работы. Следовательно, все эти условия и факторы необходимо создавать и развивать на территории полуострова. Открытие в Крыму высших учебных заведений по направлению кинопроизводства позволит решить вопрос с квалифицированными кадрами в сфере кинематографа.
Еще одним способом для привлечения молодых кинорежиссеров, является создание на территории Крыма киношкол, кинофорумов или тематических смен в летних лагерях. Именно свежие взгляды независимых режиссеров на современный кинематограф могут вывести киноиндустрию Крыма на новый уровень.
Знакомство кинорежиссеров с местами полуострова, непопулярными среди туристов, и дальнейшее задействование их в съемочном процессе будет способствовать перераспределению туристического потока и частично решит проблему с неравномерной рекреационной загруженностью разных районов Республики Крым.
В ближайшее время планируется проведение на территории республики большого числа кинофестивалей разного масштаба. Многие из них претендуют
101
стать традиционными и проводимыми ежегодно в данном регионе. В данном случае необходимо скорректировать календарный план проведения такого рода мероприятий. Организация кинофестивалей в «тихий» сезон (зимние месяцы) позволит решить проблему с сезонностью туристической отрасли полуострова.
Еще одним важным элементом в продвижении и популяризации кинотуризма на полуострове является создание так называемых кинокарт. Это карты местности с нанесенными на неё локациями, где происходили съемки наиболее популярных фильмов. Такие карты можно издавать и в печатном варианте, а можно и посредством создания тематического сайта в Интернете. В мировой практике такие кинокарты можно увидеть на официальных сайтах министерств туризма соответствующих стран. Данное нововведение будет способствовать также правильной географической ориентации туристов в пространстве и их знакомству с кинокартинами, снятыми в данных местностях.
Привлекающим большое количество туристов и экскурсантов может стать такое событие, как проведение тематических киноквестов. Это стало популярным видом досуга, особенно среди молодежи. С помощью таких мероприятий можно также распространять информацию о фильмах, снятых в Крыму.
В целом же, для популяризации данного вида туризма необходимо проводить масштабную рекламную кампанию, включая создание и распространение рекламных роликов на данную тематику, помещение соответствующей информации на билбордах, создание брошюр и другого печатного материала. Активное содействие в этом плане должны проявлять турагентства и туроператоры.
Однако при продвижении и развитии киноиндустрии и, соответственно, кинотуризма, следует помнить о защите и охране окружающей среды, что включает в себя в данном случае регулирование турпотоков и рекреационной нагрузки в объектах посещения. Особенно строго нужно подходить к охране окружающей среды непосредственно при съемочных процессах, особенно если съемки проходят на природе, в заповедной территории.
Особое внимание также следует уделить профессиональной подготовке экскурсоводов. Гиды данного направления в туризме должны быть компетентны не только в туристической отрасли, но и в киноиндустрии. Они должны в совершенстве знать материал, касающийся каждого фильма, снятого на территории Крыма, и в целом об истории развития киноиндустрии на полуострове. При этом информация должна быть как о самом фильме, так и о съемочном процессе, о жизни фильма и его актеров после выхода кинокартины на экран. На маршруте у гидов в обязательном порядке должен быть «портфель экскурсовода», состоящий или из скриншотов фильмов, или из планшета для возможности демонстрации экскурсантам кадров из фильма или целых роликов для соотношения их с реальной местностью. Наличие у экскурсовода реквизита, соответствующего тематике фильма, также является желательным условием. Благодаря этому можно будет воссоздавать определенные сцены из кинокартины с участием самих туристов и делать тематические фотографии. Это позволит разнообразить экскурсионную программу и внести в нее элементы интеракции.
Следовательно, только совместное сотрудничество и параллельное развитие
102
этих двух отраслей будет способствовать продвижению продукта кинотуризма на туристический рынок.
ВЫВОДЫ
Крым имеет огромный потенциал для развития кинотуризма на своей территории. В перспективе данный вид туризма может стать одним из самых востребованных на туристском рынке, а следовательно, и наиболее доходным в бюджете региона. Именно с помощью кинотуризма можно вывести на новый уровень депрессивные туристско-рекреационные районы полуострова. Но для этого требуется предоставление внимания как со стороны правительства, так и со стороны всех участников сфер туризма и киноиндустрии.
Список литературы
1. Маликов В. Кино+туризм = рост экономики? //Народный депутат. 2013. № 5 (92). С. 134-136.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Официальный сайт Московского международного кинофестиваля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moscowfilmfestival.ru/.
4. О проведении в Российской Федерации Года российского кино: Указ Президента Российской Федерации от 07.10.2015 № 503 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40098.
5. Blaha D. Students' Travel Behaviour and Film Induced Tourism: Bachelor Thesis for Obtaining the Degree Vienna, 2012. 54p.
6. Roesch S. The Experiences of Film Location Tourists Bristol, Buffalo, Toronto, 2009. 234 p.
7. Кляп М. П., Шандор Ф. Ф. Современные разновидности туризма. М., 2011. 334 с.
8. Kelly G. Set Jetting [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nypost.com/2008/02/19/set-jetting-2/.
9. Маликов В. Главные тренды мирового туризма // Народный депутат. 2013. № 6 (93). С. 130-133.
10. Шаромов А. Бренд страны, региона, города как инструмент экономического роста // Брендменеджмент. 2007.
11. Ялтинская киностудия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yaltafilm.com/istoriya.
12. Ялтинская киностудия будет возвращена в собственность Крыма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/index.html/news/285701.htm.
13. В Крыму нашли «затерянную страну» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.3652.ru/article/430355.
14. Крымский этап съемок фильма «Викинг» завершен. Представлен новый тизер фильма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://info-crimea.info/kryimskiy-etap-semok-filma-viking-zavershen-predstavlen-novyiy-tizer-filma/.
15. В Крыму идут съемки фильма «Вурдалаки» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newc.info/news/8992/.
16. Яковенко И. М. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма - 2020 (проект): Научно-руководительский проект. Симферополь, 2011. 75 с.
17. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2015 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2015_godu.pdf.
18. Экологи: Фильм Бондарчука нанес непоправимый ущерб крымской природе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://korrespondent.net/ukraine/events/210563-ekologi-film-bondarchuka-nanes-nepopravimyj-ushcherb-krymskoj-prirode.
19. О состоянии российской киноиндустрии, возможностях и перспективах ее развития до 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://broadcasting.ru/articles2/kinoproizv/o-sostoyanii-
103
rossiiskoi-kinoindustrii/.
20. В 2016 году в Крыму обещают провести семь кинофестивалей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.aUcrimea.net/news/2016/2/13/v-2016-godu-v-krymu-obeshajut-provesti-sem-kinofestivalei-53342/.
21. Международный фестиваль туристического кино «Свидание с Россией» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tourfilmfest.ru/.
22. Союз кинематографистов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unikino.ru/.
23. Лига возрождения кино в Крыму им А. А. Ханжонкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://league.crimeapictures.com/.
PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FILM TOURISM
IN THE CRIMEA
Logvina E. V.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation E-mail: vivat log. 1474@mail. ru
The tourist becomes more exacting recently, is more experienced also iskushenny in case of the choice of a tourist product that, testifies to need of development of special types of tourism which become an essential source of the income and gradually force out traditional and obsolete types of tourism. One of such special types of tourism is film tourism. There are two industries which show enviable permanency in the growth and expansion: tourism and cinema [1].
The science a cinematology is engaged in studying of cinema. The main components of cinema are: pictures as film creativity product; film production; film distribution and network of the film spectacular entities; the film theory including film pedagogics, history and an esthetics of cinema and also to the film critic [3].
Film tourism is a specific type of tourism which becomes more and more popular recently, generally due to general increase of amount of the international trips and increase in influence of mass media [5].
Is of great importance of cinema in creation of a brand of the country or in its promoting. Branding of the territory is a purposeful forming of an image of the country, region or city in consciousness of citizens or world community.
As for a film tourism condition in the Crimea, it is necessary to tell about availability of the full-fledged resource connected with the film industry developed in pre-revolutionary and Soviet period and the gained active development now here.
Speaking about resource base, first of all it is necessary to mention the Yalta film studio which has been founded in 1917 by Alexander Aleksandrovich Khanzhonkov. Now it is one of the oldest studios of the former USSR. It then was called a film studio and was a prime vendor of cinema products. Here eminent persons of the Russian kinomatografiya, the famous actors, directors, operators, artists of theater and cinema worked. Film tourism problems
1. ignorance of residents of the Crimea and residents of the countries of the being USSR about such type of tourism;
2. insufficient level of knowledge, both at local population, and at tourists about
104
movies which have been shot in the Crimea that is a consequence of insufficient promoting of this information;
3. unpopularity of the movies shot in the Crimea among youth is their genre preferences. According to poll, today the age category prefers 18 - 23 years viewing of movies of a genre a fantasy and a fantasy, and least of all sympathizes with the drama and the melodrama. In the Crimea other picture is observed: from the last films shot in the territory of the peninsula the most part occupy mini-series of the drama and the melodrama.
Now, both in the Russian Federation, and in the Crimea crisis in domestic cinematography is observed. To attract the tourist by means of the movie, it is necessary to create a quality film product which will be popular not only within Russia, but also abroad. It is necessary to refer low payback of film projects, high cost value of production, limited amount of external investments, including lack of a credit granting system and returnable financing of film projects, and also lack of protection of the market against pirates to the factors containing film production growth.
4. it is connected with development of film production in the territory of the Crimea. It consists in economic sanctions of the USA and the countries of Europe in relation to the Russian Federation and especially the Republic of Crimea. It is a restraining factor in attraction of foreign investments and foreign professionals of an industry for shootings of new movies, and also in the organization of film festivals of the international level.
5. can directly arise throughout film-making process. Very often as shooting stages cultural and historical objects, buildings (palaces, sanatoria, hotels, restaurants), city streets are used. Respectively during this period these objects become unavailable to visit, both locals, and tourists. What can cause certain inconveniences and discontent from these people.
The perspective directions in development of film tourism in the Crimea can be divided into subgroups.
The first subgroup - concerning directly film tourism, the second - all tourist branch and the third - the film industries of the Crimea.
After inclusion of the Crimea into structure of the Russian Federation, on the peninsula activity of development of cinema is observed. The Russian directors even more often began to use destination of the Crimea as a shooting stage. Since 2014 in the territory of the peninsula shootings as the documentaries concerning events of process of transition of the Crimea to structure of Russia are conducted («the Crimea. A way home», «Fierce February», «The Crimean spring», etc.), and art (series «Bride» (2015), «A love season» (2015), some scenes from the movie «Crew» (2016), «A miracle in the Crimea» (2015), series «Talyanka» (2014), «Fight for Sevastopol (2015), series «Vital Circumstances» (2014), «The son of a raven» (2014), «The monk and a demon» (2016), «Viking» (2016) and others).
Interest from the state in relation to development of the film industry confirms approval of the state program «Year of the Russian cinema» which is carried out during 2016. Within this program a number of the actions aimed at the development of domestic cinema and strengthening of its line items on the international scene is planned: increase in production of national movies, development of interest in the Russian culture, its promotion [19]. In regions of the Crimean peninsula carrying out a number of the actions devoted to Year
105
Погeина E. B.
of the Russian cinema is also planned.
Among the main such actions it is planned to hold a number of film festivals from which most part shall become regular and be carried out in the territory of the Crimea annually. Among such festival projects - the International telefilm forum «Together», the Yalta international film festival «Evraziysky Bridge», a festival of short cinema «The Crimea - the world territory», a festival of screen creativity of children and youth «The magic screen-XXI a century», a festival of the Russian animated films «Echo of Suzdal», a festival of documentary and game patriotic cinema «The person learning the world». These events will help to attract tourists on the peninsula not only during a resort season, but also in off-season that will promote the problem resolution of seasonality in a tourist industry of the Crimea [20]. It should be noted that the Republic of Crimea possesses a large number of benefits of full development of the film industry in its territory. Among them there is following:
1. compactness of the territory and mosaicity of a relief.
2. a considerable difference in climatic and weather conditions between the certain Regions of Crimea.
1. 3 warm climate of the Crimea are the most optimal variant for favorable work of a cast and all film crew that often plays a crucial role in case of the choice of a location by the director.
3. history and an ethno-confessional variety has provided the peninsula with rich cultural and historical heritage.
It is possible to draw a conclusion on the high capacity of the Crimea in development of film tourism and on availability of a large number of the problems unresolved today concerning both the industry of tourism, and the film industry that is the main components of film tourism.
One more important element in promotion and promoting of film tourism on the peninsula is creation of so-called «film cards». It is a district map with the locations put on it where there were shootings of the most popular movies. Such cards can be published also in printing option, and it is possible also by means of creation of the thematic website on the Internet.
Therefore, only the joint cooperation and parallel development of these two industries will promote promotion of a product of film tourism on the tourist market. Keywords: internal tourism, tupotok, tourism, film tourism, film industry, cinema, branding of the territory, film product.
References
1. Malikov V. Kino+turizm = rost ekonomiki? (Cinema + tourism = growth of economy?) //Narodnyy deputat. 2013. № 5 (92). S. 134-136.
2. Ob osnovah turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii: Federal'nyy zakon ot 24 noyabrya 1996 g. № 132-FZ (About bases of tourist activities in the Russian Federation: The federal law of November 24, 1996 No. 132-FZ) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/
3. Oficial'nyy sayt Moskovskogo mezhdunarodnogo kinofestivalya (Official site of the Moscow international Film Festival) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.moscowfilmfestival.ru/.
4. O provedenii v Rossiyskoy Federacii Goda rossiyskogo kino: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.10.2015 № 503 (About carrying out in the Russian Federation Years of the Russian cinema) [Elektronnyy resurs]. URL: : http://kremlin.ru/acts/bank/40098.
106
5. Blaha D. Students' Travel Behaviour and Film Induced Tourism: Bachelor Thesis for Obtaining the Degree (Students' Travel Behaviour and Film Induced Tourism). Vienna, 2012. 54p.
6. Roesch S. The Experiences of Film Location Tourists (The Experiences of Film Location Tourists). Bristol, Buffalo, Toronto, 2009. 234 p.
7. Klyap M. P., SHandor F. F. Sovremennye raznovidnosti turizma (Modern kinds of tourism). M., 2011. 334 s.
8. Kelly G. Set Jetting [Elektronnyy resurs]. URL: http://nypost.com/2008/02/19/set-jetting-2/.
9. Malikov V. Glavnye trendy mirovogo turizma (Main trends of world tourism) // Narodnyy deputat. 2013. № 6 (93). S. 130-133.
10. SHaromov A. Brend strany, regiona, goroda kak instrument ekonomicheskogo rosta (Brand of the country, region, city as instrument of economic growth) // Brendmenedzhment. 2007. Mart.
11. YAltinskaya kinostudiya (Yalta film studio) [Elektronnyy resurs]. URL: http://yaltafilm.com/istoriya.
12. YAltinskaya kinostudiya budet vozvrashchena v sobstvennost' Kryma (Yalta film studio will be returned in property of the Crimea) [Elektronnyy resurs]. URL: http://rk.gov.ru/rus/index.html/news/285701.htm.
13. V Krymu nashli «zateryannuyu stranu» (In the Crimea found «the forgotten country» ) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.3652.ru/article/430355.
14. Krymskiy etap s'emok fil'ma «Viking» zavershen. Predstavlen novyy tizer fil'ma» (The Crimean stage of shooting «Viking» is complete. The new teaser of the movie is provided») [Elektronnyy resurs]. URL: http://info-crimea.info/kryimskiy-etap-semok-filma-viking-zavershen-predstavlen-novyiy-tizer-filma/.
15. V Krymu idut s"emki fil'ma «Vurdalaki» (In the Crimea there is shooting «Vampires») [Elektronnyy resurs]. URL: : http://www.newc.info/news/8992/.
16. YAkovenko I. M. Strategiya razvitiya turistsko-rekreacionnogo kompleksa Kryma - 2020 (proekt): Nauchno-rukovoditel'skiy proekt (The strategy of development for a tourist and recreational complex of the Crimea - 2020 (project)). Simferopol', 2011. 75s.
17. O razvitii turistskoy otrasli Respubliki Krym v 2015 godu (About development of a tourist industry of the Republic of Crimea in 2015) [Elektronnyy resurs]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubhki_krim_v_2015_godu.pdf.
18. Ekologi: Fil'm Bondarchuka nanes nepopravimyy ushcherb krymskoy prirode (Ecologists: Bondarchuk's movie caused irreparable damage to the Crimean nature) [Elektronnyy resurs]. URL: http://korrespondent.net/ukraine/events/210563-ekologi-film-bondarchuka-nanes-nepopravimyj-ushcherb-krymskoj-prirode.
19. O sostoyanii rossiyskoy kinoindustrii, vozmozhnostyah i perspektivah ee razvitiya do 2015 goda (About a condition of the Russian film industry, opportunities and the prospects of its development till 2015) [Elektronnyy resurs]. URL: http://broadcasting.ru/articles2/kinoproizv/o-sostoyanii-rossiiskoi-kinoindustrii/.
20. V 2016 godu v Krymu obeshchayut provesti sem' kinofestivaley (In 2016 in the Crimea promise to hold seven film festivals) [Elektronnyy resurs]. URL: http://news.allcrimea.net/news/2016/2/13/v-2016-godu-v-krymu-obeshajut-provesti-sem-kinofestivalei-53342/.
21. Mezhdunarodnyy festival' turisticheskogo kino «Svidanie s Rossiey» (International festival of tourist cinema «Appointment to Russia») [Elektronnyy resurs]. URL: http://tourfilmfest.ru/.
22. Soyuz kinematografistov Rossiyskoy Federacii (Union of cinematographers of the Russian Federation) [Elektronnyy resurs]. URL: http://unikino.ru/.
23. Liga vozrozhdeniya kino v Krymu im A. A. Hanzhonkova (League of revival of cinema in the Crimea him A. A. Khanzhonkova) [Elektronnyy resurs]. URL: : http://league.crimeapictures.com/.
Поступила в редакцию 16.09.2016.
107