Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы культурного туризма в Крыму'

Проблемы и перспективы культурного туризма в Крыму Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
504
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / КРЫМ / CRIMEA / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьёв А. А., Гарбуз Е. В.

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития культурного туризма в Крыму. В ходе исследования были определены предпосылки его развития, в том числе туристско-рекреационный потенциал территории. Также рассмотрены особенности и виды культурного туризма в регионе. В статье были проанализированы основные проблемы в данной отрасли, обоснованы пути их решения. Определены перспективные направления развития в условиях изменившейся социально-экономической и политической ситуации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of cultural tourism in Crimea

This article explores current issues of development of cultural tourism in the Crimea. The study identified the preconditions for its development, including tourism and recreation potential of the territory. Also describes the features and types of cultural tourism in the region. The article analyzes the main problems in the sector, proved solutions. Also, define prospects of development in the context of the changed socioeconomic and political situation in the region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы культурного туризма в Крыму»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 1 (11). Вып. 1. 2015 г. С. 53-61.

УДК 379.85 А.А. Соловьёв, Е.В. Гарбуз

Проблемы и перспективы культурного туризма в Крыму_

Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные вопросы развития культурного туризма в Крыму. В ходе исследования были определены предпосылки его развития, в том числе туристско-рекреационный потенциал территории. Также рассмотрены особенности и виды культурного туризма в регионе. В статье были проанализированы основные проблемы в данной отрасли, обоснованы пути их решения. Определены перспективные направления развития в условиях изменившейся социально-экономической и политической ситуации в регионе.

Ключевые слова: туризм, культурный туризм, культурно-историческое наследие, Крым, проблемы, перспективы.

В современном обществе историко-культурное наследие стран нередко выступает фактором туристкой мотивации. По этой причине развитие культурного туризма в регионе не только приводит к увеличению туристских потоков, но и формирует имидж территории, что способствует дальнейшему продвижению регионального туристского продукта на внутренний и международный туристский рынок.

Крым, обладая богатым культурно-историческим наследием и культурным многообразием, имеет все возможности развития и совершенствования развития данного вида туризма. Более того, на сегодняшний день Крым является потенциальным объектом туристского интереса среди граждан материковой Росси и может стать одним из ведущих культурных центров юга нашей страны.

Однако существует и ряд проблем, которые создают определенные трудности в функционировании культурно-исторических объектов и развитии данного вида туризма в Крыму. Прежде всего, это неравномерное сезонное распределение туристского потока, невысокий уровень информационного обеспечения, а также отсутствие рекламы, инновационных подходов в организации и четкой стратегии продвижения данного вида туризма, а также годами сформированный имидж Крыма, как региона именно пляжной и оздоровительной рекреации.

Вопросам развития культурно-познавательного туризма посвящены работы многих отечественных авторов, среди которых Квартальнов В.А. [1], Лойко О.Т. [2], Мошняга Е.В. [3,4], Артемова Е.Н., Козлова В.А. [5], Герасименко Т.И., Гладкий И.Ю. [6] и др. Так, Квартальнов В.А. рассматривает значение культурного наследия в формировании туристского интереса, и отмечает, что его

Введение

сохранность и рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления[1].

Отдельные аспекты развития культурно-познавательного туризма на полуострове также неоднократно рассматривались в научной литературе. Культурно-познавательный туризм, как один из приоритетных видов рекреации в Крыму, представлен в «Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма» Яковенко И.М. [7]. В структуре туристского потенциала Крыма данный вид туризма исследован в работах Бузни А.Н., Зубкова М.С. [8], Цопы Н.В. [9] и др.

Тем не менее, остается много актуальных вопросов развития культурно-исторического туризма полуострова с учетом современных политических, экономических преобразований, а также быстроменяющихся тенденций в мировом туристском бизнесе.

Целью статьи является анализ сильных и слабых сторон культурно-познавательного туризма в Крыму и определение возможных направлений его развития.

Предмет исследования - культурный туризм в системе туристкой деятельности Республики Крым, объект - тенденции развития культурного туризма на полуострове.

В связи с этим были выделены следующие задачи:

1) проанализировать туристско-ресурсный потенциал для организации культурного туризма в Крыму;

2) определить основные виды развития культурного туризма в регионе;

3) рассмотреть основные проблемы развития познавательного туризма и определить пути их решения;

4) проанализировать возможности его развития с учетом современных социально-экономических и политических процессов.

Материалы и методы

Основным методом в работе стал системный анализ. В системно-аналитическом ключе были проанализированы работы отечественных и зарубежных специалистов в области туризма, а также экспертов по проблеме развития культурного туризма в Крыму.

Результаты и обсуждение

Развитие любого вида туризма обусловлено, прежде всего, наличием туристских ресурсов. География их распространения, качественные и количественные характеристики, конкурентные преимущества и ряд других показателей определяют целесообразность организации определенного вида отдыха в регионе.

Подобной ресурсной базой для организации культурно-познавательной деятельности в Крыму являются:

1) Объекты культурно-исторического наследия: 12350 памятников из них 227 - общенационального значения, 28 исторических городов и поселков и 7

историко-культурных заповедников. В регионе насчитывается 28 исторических городов и поселков и 7 историко-культурных заповедников. Среди уникальных объектов - археологические объекты (Херсонес, Пантикапей, пещерные города Крыма); дворцовые комплексы Южнобережья, военно-исторические объекты Севастополя и многие другие[9].

Рис. 1. Обеспеченность городов Крыма культурно-историческими ресурсами государственного значения[7].

График обеспеченности Республики Крым культурно-историческими ресурсами национального значения (рис. 1) показывает, что большое количество памятников сосредоточено в Симферополе, Ялте, Бахчисарае и Севастополе.

В то же время памятники археологии сосредоточены в основном в Бахчисарае и Керчи, садово-паркового искусства - Алуште, Симферополе и Судаке; истории и культуры - Ялте, Симферополе, Феодосии; а культовые объекты и памятники архитектуры распространены по территории полуострова равномерно.

2) Более 170 ландшафтных объектов Крыма, имеющих высокую оценку пейзажного разнообразия (древневулканический массив Карадаг, субсредиземноморские прибрежно-аквальные комплексы ЮБК, Большой каньон Крыма, пещерные комплексы Кизил-Коба, Мраморная, Эмине-Баир-Хосар и

др[7]).

Таким образом, имея соответствующий туристский потенциал, Крым имеет возможность развития всех видов культурно-познавательного туризма, а именно:

1. Военно-исторического, представленного экскурсиями по местам исторической и боевой славы, а также принятием участия в реконструкции боевых сражений в рамках анимационных, т.е. развлекательных программ.

Основной регион развития - Севастополь и Керчь (посещение 35 Береговой батареи, Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг., Диорамы, Аджимушкайских каменоломней и т.д.).

2. Этнографического, связанного с изучением культуры и традиций народов, проживающих на территории полуострова. Крым - многонациональная республика, поэтому туристам предоставляется возможность познакомиться с жизнью не только русских, украинцев, которые составляют большую долю этнического состава Крыма, но и крымских татар, армян, евреев, греков и др.

В экскурсионном обслуживании подобные туры должны включать дегустации национальных кухонь, участие в ремесленных работах, знакомство со специально подготовленными фольклорными концертами и фестивалями, использование народных этнических костюмов и т.д.

3. Археологического, заключающегося в экскурсиях по местам раскопок, археологических памятников, а также в рамках научного туризма - принятие участия в экспедициях и раскопках.

4. Религиозного, связанного с посещением культовых сооружений (монастырей, храмов, часовен, святилищ и т.д.). На полуострове такими объектами являются Свято-Успенский монастырь, пещерный монастырь Качи-Кальон, Свято-Климентьевский монастырь, Свято-Георгиевский монастырь, Свято-Троицкий собор, мечети Кебир-Джами в Симферополе, Джума-Джами в Евпатории, молитвенные дома караимов — кенассы в пещерном городе Чуфут-Кале и др.

Все большую популярность приобретают посещения так называемых объектов культа: горы Менгир, мыса Меганом, горы Бойко, массива Чатыр-Даг, горы Демерджи и др.

5. Кинотуризма - путешествия по местам съемок многих известных фильмов в Крыму, среди которых «Кавказская пленница», «Спортлото 82», «Девятая рота», «Три плюс два», «Человек-амфибия» и др. с включением развлекательных и игровых программ. Туристические маршруты для кинотуризма - Алуштинская долина, Новый Свет, Судак.

6. Литературного - сравнительно нового вида туризма, заключающемся в путешествии по местам, связанным с жизнью писателя или его литературных героев. В Крыму программа туров может включать посещение музеев: Дома-музея А.С. Грина, Дома-музея К.Г. Паустовского и Литературно-художественного музея в Старом Крыму, Музея Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии, Дома-музея М.А. Волошина в Коктебеле и Старокрымского кладбища, где похоронены А.С. Грин, Ю. Друнина, А. Каплер, домов-музеев в Алуште С.Н. Сергеева-Ценского и И.С. Шмелева (Профессорский уголок).

Следует отметить, подобные туры рассчитаны не для всех туристов и требуют поиска определенной целевой группы, а также могут предлагаться для организованных групп школьников. На сегодняшний день эти виды культурного туризма в большинстве не развиваются самостоятельно, а предлагаются туристам в комплексе. Однако правильное маркетинговое исследование, выбор методов продвижения, рекламы, нахождение рынков спроса способно развить каждый из видов туризма, что в целом повлечет за собой диверсификацию туристского продукта Республики Крым. Развитие нишевых форм культурно-познавательного

туризма являются одним из ключевых направлений, на которое должна равняться туристская отрасль полуострова.

Для полного понимания развития культурного туризма в Крыму представим SWOT - анализ (табл. 1).

Таблица 1.

SWOT- анализ культурного туризма в Крыму._

Сильные стороны Слабые стороны

1. Высокая концентрация объектов культурно-исторического наследия 2. Этническое многообразие населения 3. Разнообразие природных ландшафтов на сравнительно небольшой территории 4. Высокий уровень экскурсионного обслуживания 5. Компактность территории и транспортная доступность 6. Благоприятные природно-климатические условия 1. Низкий уровень информационного обеспечения 2. Необходимость реставрации многих туристско-экскурсионных объектов 3. Отсутствие инновационных подходов и технологий в экскурсионном обслуживании 4. Отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристических потоков и придорожной инфраструктуры (указателей на туристко-экскурсионные объекты и т.д) 5. Сезонность в формировании туристских потоков.

Возможности Угрозы

1. Расширение сети тематических туристских маршрутов 2. Создание инновационных экскурсионных объектов и центров развлечений 3. Создание туристско-информационных центров и интернет сайтов с информацией о культурно-познавательной деятельности в Крыму 4. Создание туристских коридоров, формирование туристских кластеров с целью лучшей координации работы в данной отрасли. 1. Пока нерешенный вопрос с транспортным сообщением с материковой частью страны 2. Конкуренция с близлежащими регионами культурного туризма 3. Нестабильная политическая ситуация, ограничивающая туристский поток в республику.

Более того, помимо комплексного исследования культурного туризма полуострова, следует выделять ряд проблем в функционировании экскурсионных объектов. Например, в музейном деле это невысокая интерактивность и отсутствие новых подходов в презентации музейных экспонатов. В современном мире люди уже теряют интерес к традиционному прослушиванию экскурсий в музейных объектах. Так, в Крыму за последние несколько лет, несмотря на увеличение количества музейных объектов, спрос на них постепенно падает

(рис. 2). Это говорит о необходимости внедрения специальных туристических программ (виртуальные туры, игровые программы, интерактивные выставки и т.д.), которые бы повысили интерес к данным учреждениям культуры.

Рис. 2. Соотношение количества музейных объектов с их посещаемостью (составлено автором по данным[10]).

Еще одной существенной проблемой является сезонность работы многих объектов культурно-познавательного туризма. Например, за 2013 год количество экскурсантов, посетивших Ливадийский дворец-музей, составило 250 тыс. туристов, 130 тыс. из которых приходится на период с июля по сентябрь. Ряд решений, среди которых привлечение в Крым на экскурсии школьных групп в межсезонье, включение экскурсий в программы делового туризма и др. способны не решить проблему сезонности, но минимизировать ее эффект.

Таким образом, следует выделить перспективные способы регулирования развития культурно-познавательного туризма в Крыму, среди которых:

1.) Разработка и принятие программ развития культурно-познавательного туризма в регионе;

2.) Государственные инвестиции в инфраструктуру культурно-познавательного туризма;

3.) Установление норм и правил эксплуатации культурных ресурсов с учетом допустимой рекреационной нагрузки;

4.) Разработка стратегии продвижения культурно-исторических объектов региона, выбор методов рекламы;

5.) Проведение комплекса мер по реставрации, охране и контролю над состоянием культурно-исторических ресурсов региона;

6.) Финансирование научных исследований в области культурно-познавательного туризма;

7.) Интеграция с образовательными учреждениями (проведение конкурсных проектных работ по развитию культурно-познавательного туризма Крыма среди студенческой молодежи, прохождение практических занятий на базе объектов культурно-исторического наследия, профессиональная подготовка кадров и т.д.);

8.) Формирование и совершенствование системы информационного обеспечения культурно-познавательного туризма (создание туристско-информационных центров, интернет-источников и т.д.).

Более того, одним из перспективных направлений может стать создание туристских кластеров, которые повысили бы эффективность развития туризма в регионе, усилили роль региона как туристского центра и способствовали росту привлекательности Крыма как центра культурного туризма.

Выводы

Таким образом, культурный туризм как сфера туристкой индустрии имеет ряд проблем, негативно сказывающихся на его развитии. Однако, увеличение роли культуры и культурного образования в современном обществе, а также понимание необходимости сохранения культурного наследия, расширяет перспективы культурного-познавательного туризма, как ресурса регионального развития. При правильной финансовой поддержке, грамотной политике органов государственного управления, а также инновационных решениях со стороны организаторов туризма, данный вид туризма способен не только занять ведущий сегмент в структуре туристских прибытий Крыма, но и сформировать имидж Крыма как культурного центра юга России.

Литература

1. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 320 с.

2. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. Томск: Издательство ТПУ, 2005. 152 с.

3. Мошняга Е. В. Концепт «культурный туризм» в системе концептов международного туризма // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 3. С. 173-178.

4. Мошняга Е. В. Межкультурная коммуникация в системе международного туризма в условиях глобализации // Социальная политика и социология.

5. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Основы гостеприимства и туризма. Учебное пособие. Орёл: Орёл ГТУ, 2005. 104 с.

6. Герасименко Т. И., Гладкий И. Ю. Всемирное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:///statti_tourism/gerasimenko. htm

7. Яковенко И.М. Географическое обоснование. Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса Крыма - 2020 (Проект) //Ученые записки ТНУ.

2011. Т. 24 (63). География.

8. Бузня А.Н., Зубкова М.С. Маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристско-рекреационных услуг АР Крым / Культура народов Причерноморья.

2012. №232. С. 45-49.

9. Цопа Н.В. Туристические возможности и основы перспективного развития территориально-рекреационного комплекса Автономной Республики Крым // Культура народов Причерноморья. 1999. №6. С.451-453.

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gosstat.crimea.ru/ (дата обращения 17.10.2014 г.).

This article explores current issues of development of cultural tourism in the Crimea. The study identified the preconditions for its development, including tourism and recreation potential of the territory. Also describes the features and types of cultural tourism in the region. The article analyzes the main problems in the sector, proved solutions. Also, define prospects of development in the context of the changed socioeconomic and political situation in the region.

Keywords: tourism, cultural tourism, cultural and historical heritage, Crimea, problems and prospects.

1. Kvartal'nov V. A. Turizm: Uchebnik. M.: Finansy i statistika, 2002. 320 s.

2. Lojko O.T. Turizm i gostinichnoe hozjajstvo. Uchebnoe posobie. Tomsk: Izdatel'stvo TPU, 2005. 152 s.

3. Moshnjaga E. V. Koncept «kul'tumyj turizm» v sisteme konceptov mezhdunarodnogo turizma // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 3. S. 173-178.

4. Moshnjaga E. V. Mezhkul'turnaja kommunikacija v sisteme mezhdunarodnogo turizma v uslovijah globalizacii // Social'naja politika i sociologija.

5. Artjomova E.N., Kozlova V.A. Osnovy gostepriimstva i turizma. Uchebnoe posobie. Orjol: Orjol GTU, 2005. 104 s.

6. Gerasimenko T. I., Gladkij I. Ju. Vsemirnoe kul'turnoe nasledie regiona kak osnova razvitija istoriko-kul'turnogo turizma // Turizm i kul'turnoe nasledie. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:/// statti_tourism/gerasimenko. htm

7. Jakovenko I.M. Geograficheskoe obosnovanie. Strategija razvitija turistsko-rekreacionnogo kompleksa Kryma - 2020 (Proekt) //Uchenye zapiski TNU. 2011. T. 24 (63). Geografija.

8. Buznja A.N., Zubkova M.S. Marketingovoe issledovanie kon#junktury rynka turistsko-rekreacionnyh uslug AR Krym / Kul'tura narodov Prichernomor'ja. 2012. №232. S. 45-49.

Garbuz E.V.

Soloviev A.A.

Problems and prospects of cultural tourism in Crimea

VI. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy, Simferopol, Russian Federation e-mail: [email protected]

References

9. Copa N.V. Turisticheskie vozmozhnosti i osnovy perspektivnogo razvitija territorial'no-rekreacionnogo kompleksa Avtonomnoj Respubliki Krym // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. 1999. №6. S.451-453.

10. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://gosstat.crimea.ru/ (data obrashhenija 17.10.2014 g.).

Поступила в редакцию 01.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.