Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития физической подготовленности студентов силовых УВО'

Проблемы и перспективы развития физической подготовленности студентов силовых УВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития физической подготовленности студентов силовых УВО»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СИЛОВЫХ УВО

В.И. Васильцов, преподаватель, Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Физическое воспитание в системе образования традиционно ответственно за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения к определенным условиям жизни. В Республике Беларусь, оно функционирует и развивается на основе опыта и традиций советской системы физического воспитания.

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, информационную, функциональную и двигательную готовность к нему. Влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности [1].

Физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Уровень физической подготовленности, отвечающий требованиям, предъявляемый службой в армии, оказался недоступным значительной части юношей и мужчин - выпускников средних и высших учебных заведений. Как недостаточный может быть оценен уровень физической подготовленности девушек и женщин. Всё это свидетельствует о проблеме физической подготовки учащихся и студентов [1]. Поэтому проблема физического воспитания студентов во всех ВУЗах является актуальной. При поступлении в ВУЗ силовой структуры, например «Гомельский инженерный институт» МЧС Республики Беларусь, обязательным является практический экзамен по физической подготовке. Более 45 % абитуриентов не сдают вступительный экзамен, а те, кто с большим трудом поступает, отчисляются после первого семестра обучения в связи с академической задолженностью по физической культуре.

Физическая подготовленность - только один из социально значимых результатов физического воспитания. Он быстро утрачивается после завершения учёбы, если не поддерживается самостоятельно. А для спасателя физическая подготовленность крайне важна. В то же время с возрастом мотивация занятий физическими упражнениями снижается. Поэтому одной из основных задач обязательного физического воспитания является формирование устойчивых мотивов физического самосовершенствования студентов силовых ВУЗов.

В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам, решаются, как правило, недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося узкоутилитарного «нормативного» подхода к физическому

воспитанию, как средству физической подготовки студентов. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, являлся основным критерием эффективности физического воспитания. Необходимость физического образования, как правило, признаётся, но студенты не получают его в достаточном объёме.

С возрастом число здоровых студентов уменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения, зависящую от комплекса факторов [1].

Состав студентов неоднороден по уровню физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа со студентами должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания.

Реализацию перечисленных проблем существенно осложняют недостатки кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, врачебного контроля и учебного процесса по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания [1].

Одним из приоритетных направлений реализации физического воспитания является следование традиционным гуманистическим принципам отечественной системы физического воспитания, не потерявшим актуальность в наше время. К ним относятся принципы всестороннего гармонического развития личности. Но они должны быть наполнены современным содержанием. Одновременно необходимо формировать направления, принципы физического воспитания и требования к нему, учитывающие современную социокультурную ситуацию, а также профессиональную направленность. Надежной гарантией подержания своего физического состояния, укрепления здоровья средствами физической культуры является способность человека делать это самостоятельно.

Центральным направлением реализации физического воспитания, не умаляя значимости других, является его ориентация студента силового ВУЗа на физкультурное образование. Оно достигается расширением и углублением знаний личной гигиены, значения физической культуры в современных условиях, её влияние на телосложение, умственную и физическую работоспособность, жизнеспособность человека, обеспечивающих самостоятельное грамотное использование средств физической культуры в режиме учебного и рабочего дня, в процессе самостоятельных занятий, в семейной жизни, необходимых для самоконтроля. Наряду со знаниями в процессе физкультурного образования должны формироваться методические умения и навыки, необходимые для их практического применения.

Список использованной литературы

1. Кряж В.Н., Кряж З.С. Концепция физического воспитания в условиях

реформирования системы образования Республики Беларусь.// ФкиЗ. - 2000. -№ 4. - С. 57-60.

2. Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособ. для специализированных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000 - С. 152

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В.И. Васильцов, преподаватель, Е.Н. Соломатина,

Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь,

г. Гомель

Газодымозащитная служба является одной из главных в комплексе специальных служб пожарной охраны, так как она предназначена для обеспечения ведения боевых действий подразделений пожарной охраны в непригодной для дыхания среде при спасении людей, тушении пожаров и ликвидации последствий аварий, поэтому вопросам организации деятельности газодымозащитной службы уделяется очень большое внимание.

В настоящее время резко изменились условия работы газодымозащитников. Различные отрасли народного хозяйства все более насыщаются новыми и подчас чрезвычайно опасными веществами и материалами, особенно синтетическими и полимерными, при горении которых выделяются токсичные, опасные для жизни людей газы. Резко возрастает энерговооруженность производства, усложняются технологические процессы.

Опыт тушения крупных и сложных пожаров показывает, что уровень организации газодымозащитной службы самым непосредственным образом влияет на результаты действий подразделений пожарной охраны. Своевременное и правильное использование этой службы позволяет значительно сократить время тушения, уменьшить убытки от пожаров, а самое главное, вовремя оказать необходимую помощь людям.

Тренировочные комплексы ГДЗС рассчитаны на подготовку газодымозащитников в условиях, максимально приближенных к реальным условиям на пожаре.

Тренировка в теплодымокамере проводится для выработки и поддержания у газодымозащитников тепловой адаптации, способствующей сохранению необходимого уровня их работоспособности в условиях высокой температуры и влажности.

Тренировки направлены на формирование у них психологической готовности к действиям в экстремальной ситуации. В процессе таких тренировок газодымозащитники совершенствуют профессиональные навыки, учатся правильно применять знания и умения на практике.

Моделируемые ситуации при тренировке в дымокамере должны быть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.