Научная статья на тему 'К вопросу о модели профессиональной подготовки газодымозащитника'

К вопросу о модели профессиональной подготовки газодымозащитника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИК / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКА / ЭТАПЫ / ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ / FIREMAN / MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF A FIREMAN / STAGES / PRINCIPLE OF COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Андрей Викторович

Предлагаемая модель подготовки газодымозащитника в системе непрерывного профессионального образования включает три ключевых этапа: изучение профессиональных интересов школьников старших классов, получение специального образования пожарно-технического профиля, адаптация молодого специалиста, связанная со спецификой его практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON MODEL OF PREPARATION OF A FIREMAN

The offered model of preparation of a fireman in system of continuous professional education includes three key stages: studying of professional interests of school students of the senior classes, receiving vocational education of a fire and technical profile, the adaptation of the young specialist connected with specifics of his practical activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модели профессиональной подготовки газодымозащитника»

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК 37.034

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКА

А.В. Гуров

Предлагаемая модель подготовки газодымозащитника в системе непрерывного профессионального образования включает три ключевых этапа: изучение профессиональных интересов школьников старших классов, получение специального образования пожарно-технического профиля, адаптация молодого специалиста, связанная со спецификой его практической деятельности.

Ключевые слова: газодымозащитник, модель профессиональной подготовки газодымозащитника, этапы, принцип комплексности.

Каждый год на промышленных объектах страны регистрируется несколько тысяч пожаров, которые сопровождаются не только огромными материальными затратами, но и человеческими жертвами. Ими наносятся крупные, порой невосполнимые потери населению и экономике страны.

Пожар представляет собой неконтролируемое горение горючих и сопутствующих материалов, причиняющее значительный материальный ущерб, несущий угрозу жизни и здоровью жильцам помещений, интересам всего общества и государства в целом.

Сложность в тушении пожаров обусловлена следующими аспектами:

психологическая подготовленность к встрече с новым опасным, специальная профессиональная подготовка,

теоретические и практические навыки, правильность принятия решения в экстремальных условиях,

тактика ведения действий по ликвидации пожара и последствий ЧС [1].

Труд специалистов пожаротушения и ликвидации последствий ЧС сопряжен с психофизиологическими факторами, связанными с экстремальными условиями их профессиональной деятельности:

- непрерывным нервно-психическим напряжением, вызванным систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т.д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов, отравление ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненых и обожженных и т.п.);

- большими физическими нагрузками, связанными с демонтажем конструкций и оборудования, прокладкой рукавных линий, работой с пожарно-

Андрей Викторович Гуров - старший преподаватель кафедры пожарно-спасательной и газодымозащитной подготовки ФГБОУ ВПО «Воронежский институт ГПС МЧС России», тел. +7-951-567-27-61.

техническим вооружением и оборудованием различного назначения, эвакуацией материальных ценностей, высоким темпом работы и т.д.;

- необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре, держать в поле зрения состояние многочисленных конструкций, технологических агрегатов и установок в процессе выполнения поставленных задач на горящем объекте;

- трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных сооружениях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что нарушает привычные способы продвижения и т.д.;

- высокой ответственностью каждого участника тушения пожара при относительной самостоятельности действий и решений по спасанию жизни людей, материальных ценностей и т.д.;

- наличием непредвиденных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение поставленных боевых задач.

Исключительно важную роль при крупных пожарах играет деятельность газодымозащитной службы. Следовательно, от профессиональной подготовки газодымозащитника зависит жизнь, и пожарного и спасаемого им человека [1,2].

Профессиональная подготовленность газодымо-защитников определяется степенью профессиональных знаний и умением выполнять оперативные действия по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в непригодной для дыхания среде [3].

В педагогической литературе отсутствует модель процесса подготовки газодымозащитника в системе непрерывного профессионального образования. При построении педагогической модели можно выделить следующие основные элементы ее построения:

• Личность;

• Социальный институт;

• Условия будущей профессиональной деятельности.

Построение модели подготовки будущего га-зодымозащитника в условиях непрерывного профессионального образования реализуется в следую-

щем виде:

• Определение основополагающих принципов подготовки газодымозащитников, включающих в себя общепрофессиональные компоненты (знания по развитию пожара в замкнутых объемах, по тушению пожаров) и профессионально-ориентированные составляющие (практические навыки, физическая подготовленность, психологическая подготовка, профессиональная культура);

• Разработка практической модели подготовки газодымозащитника должна отражать постоянную связь между самостоятельными элементами.

Процесс непрерывной профессиональной подготовки газодымозащитника должен состоять, как минимум, из трех этапов, на каждом из которых не только доминируют те или иные социальнопедагогические условия, но и различную роль играют субъекты, осуществляющие педагогическое воздействие:

• Первый этап - довузовский, задачей которого является выбор будущей профессии и проверка профессиональной пригодности.

• Второй этап — вузовский, период получения профессиональных знаний и выработки профессиональных практических навыков.

• Третий - послевузовский, период совершенствования знаний и умений.

Первый этап работы включает в себя изучение интересов школьников 9-11 классов, собеседований с ними, проведение психологический исследований и спортивных испытаний, что в данной профессии является основополагающим аспектом.

Первый этап можно разбить на стадии: формирование у школьников целостного представления о будущей профессии; формирование устойчивого интереса к службе в системе ГПС МЧС России. В результате, школьник должен составить свой индивидуальный план овладения будущей профессией.

В данном случае общеобразовательная подготовка является основополагающей в профессиональном образовании, так как призвана не только формировать знания, но и формировать личность, систему оценки ценностей.

Второй этап процесса подготовки газодымоза-щитника получение специального образования пожарно-технического профиля.

Основные задачи этапа:

- устойчивый интерес к службе в ГПС МЧС России;

- приобретение теоретических знаний и выработка навыков и умений использования этих знаний для решения профессиональных задач.

Третий этап (послевузовский) адаптация молодого специалиста, связанная со спецификой его практической деятельности.

На данном этапе газодымозащитник должен овладеть навыками комплексного использования полученных знаний и умений на двух предыдущих этапах. Ввиду специфики профессии данный этап реализуется в большей части путем самообразования и постоянными тренировками в соответствии с требованиями «Программы подготовки личного состава ГПС МЧС России», «Наставления по ГДЗС Государственной противопожарной службы...», «Методическими рекомендациями по организации и проведению занятий с личным составом ГДЗС ФПС МЧС России» (утверждены Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником Платом П.В. 30.06.2008г.), приказами МЧС, ЦРЦ, Главного управления, в меньшей степени посредством существующей системы повышения квалификации сотрудников, а также обучением в адъюнктуре и докторантуре [4,5,6].

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что в процессе построения модели профессиональной подготовки газодымозащитника, лежит принцип комплексности, что означает использование знаний, умений и навыков, приобретенных ранее, для решения поставленных задач в реальных условиях. Данная модель неизменна на протяжении всего периода времени (от момента выбора профессии), динамична лишь система подготовки кадров, с целью постоянного совершенствования.

Литература

1. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. М., 2005.

2. Гадышев В.А. Психолого-педагогические методы организации работы с кадрами государственной противопожарной службы. СПб., 2002.

3. Пономаренко Р.В. «Проблемы подготовки газо-дымозащитников». Материалы III всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы» часть 1. с. 176.

4. Приказ № 234 от 30.04.96 г. «Об утверждении наставления по газодымозащитной службе Государственной противопожарной службы МВД России».

5. Приказ МЧС России № 624 от 31.12.02 года приложение 1 «Концепция совершенствования газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России».

6. «Программа подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России» (письмо от 16.02.2004г.).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»

TO THE QUESTION ON MODEL OF PREPARATION OF A FIREMAN A.V. Gurov

The offered model of preparation of a fireman in system of continuous professional education includes three key stages: studying of professional interests of school students of the senior classes, receiving vocational education of a fire and technical profile, the adaptation of the young specialist connected with specifics of his practical activities.

Keywords: fireman, model of vocational training of a fireman, stages, principle of complexity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.