ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО АУТСОРСИНГА Кащеева Маргарита Ивановна, магистрант Филипповская Оксана Викторовна, к.э.н., доцент, Заведующий кафедрой «Экономика и финансы», Курский филиал Финуниверситета casheeva@yandex.ru
Статья посвящена проблеме поиска путей экономии организациями в период кризиса, решаемой, в частности, посредством аутсорсинга. Охарактеризованы сущность и перспективы бухгалтерского аутсорсинга, способного быть эффективным не только для отдельно взятой организации, но и для экономики страны в целом.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, субъект малого предпринимательства, малое предприятие, аутсорсинг.
Современное развитие рыночных отношений характеризуется изменчивостью структуры предприятий, их стремлением оперативно реагировать на "пульсации" рынка без дополнительных издержек. Затянувшийся выход из кризиса нашей страны ставит перед предпринимателями сложные задачи по выживаемости бизнеса. Перед организациями, особенно малого и среднего бизнеса, которые не выдерживают конкуренцию с крупными "игроками" рынка, в очередной раз встает вопрос анализа статей затрат и поиска возможных путей их сокращения. Один из реальных путей экономии -аутсорсинг.
В публикациях и научных трудах зарубежных и российских авторов (Б.А. Аникина [1], О.А. Борзуновой [2], Ю. Абахова [3], А.В. Вострицова, Р.В. Иванова [4], И.С. Мухиной [5], М.П. Сурцевой [6] и др.) существует большое количество определений аутсорсинга, но все они трактуются из перевода английского слова "outsourcing" и означают "внешний источник". По итогам обзора литературы можно сформулировать обобщенное определение данной категории: "Аутсорсинг - это комплексное понятие и стратегическое коммерческое решение, направленное на целенаправленную реструктуризацию предприятия с передачей отдельных функций, бизнес-процессов и соответственно полномочий, ответственности и рисков внешним компетентным исполнителям на договорных началах".
Рейтинговыми агентствами периодически проводятся исследования и опросы руководителей компаний в части тех или иных видов деятельности, услуг. Это также коснулось услуг аутсорсинга. По итогам последнего (2010 г.) проведенного рейтингования видов аутсорсинга, популярных в России [7, с. 3 - 10; 8, 9], было установлено, что по ряду внутренних функций компании принимают решение о передаче бухгалтерии на сторону очень взвешенно, в связи с чем в рейтинге популярности эти виды аутсорсинга находятся во второй половине списка (наряду с передачей на аутсор-
синг инновационной деятельности, с информационным и экономическим сопровождением). Кроме того, 2010 г. - это ориентировочная отметка выхода из прошлого кризиса, и низкая степень востребованности была связана с медленным осознанием отечественным бизнесом целесообразности и эффективности передачи на сторону таких личных бизнес-процессов, как ведение бухгалтерии, налогообложения, учета зарплаты сотрудников и т.д.
С тех пор ситуация изменилась. Во-первых, из года в год популярность аутсорсинга учета повышается среди российских компаний. То, что передача на сторону учетных процессов ведет к их убыстрению и удешевлению, становится ясным все более широкому кругу компаний. Во-вторых, спрос подогревается и со стороны иностранного бизнеса, для которого передача учета на подряд - дело привычное. И, в-третьих, в аутсорсинге бизнес-процессов появились более совершенные решения, упрощающие взаимодействие аутсорсера и заказчика и улучшающие обслуживание (удаленные сервисы, такие как "БааБ-обслуживание", электронные порталы обмена данными и т. д.).
Бухгалтерский учет и кадровое делопроизводство - это сейчас одно из немногих направлений, которое можно без существенного ущерба в оперативности отдать во внешнее управление. Одно из главных опасений руководства компании при обращении к аутсорсинговой компании - утечка информации - становится преодолимым, ведь следует понимать, что утечка конфиденциальной информации клиента фактически поставит крест на будущем сторонней бухгалтерской компании. Кроме того, сейчас для повышения собственной информационной безопасности появились возможности хранить бухгалтерскую отчетность и иную информацию на "облачных" сервисах, чьи серверы расположены в других странах, а также применять средства шифрования передаваемой информации бухгалтерской компании. Бухгалтерский аутсорсинг - это перспективное будущее для большинства предприятий, а также актуальный в последнее время вид бизнеса.
Проведенный анализ крупных фирм города Пскова, предлагающих услуги по ведению бухгалтерского учета, показал, что в большинстве случаев на условиях аутсорсинга готовы работать аудиторские компании, ведь сейчас для них наступили "черные времена", так как, например, по признанию Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников и исходя из проводимых им рассылок "стало мало (или ее нет) работы, имеет место демпинг, и идет борьба за кусок хлеба (уже без масла, не говоря про икру)" [10]. Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности: постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской и налоговой отчетности, бухгалтерское, налоговое, управленческое консультирование, автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий и т.д.
Решение о переходе на бухгалтерский аутсорсинг (как и на любой другой) - достаточно серьезный шаг, поэтому руководители должны иметь четкое представление о сущности и преимуществах таких услуг. В экономической литературе представлены две группы методик принятия решений об аутсорсинге: графические и экономические методики. Рассмотрим каждую из них более подробно.
К группе графических относятся методики, использующие графики, матрицы и дерева принятия решения (модель McKinsey, матрица Д. Хлебникова, матрица Е.В. Митрофановой, методика П.А. Перова и др.). Графические методики позволяют оценить субъективные факторы и риски, являются весьма наглядными, но не позволяют получить конкретные результаты и дать однозначный ответ о целесообразности аутсорсинга.
Группа экономических (численных) методик (авторы: Б.А. Аникин, И. Л. Рудая, С.М. Казанцева, С. Зацепа, С.В. Пименов, Mclvor R. и др.) основана на расчете затрат при выполнении функции предприятием собственными силами и их сопоставлении с затратами при аутсорсинге [1, 11]. Основное их достоинство - получение конкретных данных, допускающих объективное сравнение различных вариантов и путей дальнейших действий.
Однако существующие подходы оценки эффективности аутсорсинга не обеспечивают объемный компетентный анализ относительно использования аутсорсинга (ни экономические, ни графические методы в отдельности). Обе группы методов нуждаются в применении дополнительных инструментов. Для преодоления несовершенства необходимо в экономическую группу включить стратегический аспект, а графическую группу следует дополнить расчетными методами, чтобы не только сравнить затраты до и после внедрения аутсорсинга, но и учесть значимость работы в целом для организации.
Оценка эффективности бухгалтерского аутсорсинга проводится с ориентацией на его положительные моменты, такие как:
- экономия в части оплаты труда, мебели, оборудования, канцтоваров, необходимых для обустройства рабочего места бухгалтера; на специализированном программном обеспечении для бухгалтера (например, не будет необходимости приобретать такие программы, как "1С-Бухгалтерия", информационно-правовые системы "Гарант" или "Консультант" и т.д., требующие постоянного обновления в связи с динамичностью развития законодательства, затрагивающего бухгалтерский учет и документооборот каждого предприятия); на налогах и страховых взносах, являющихся обязательными платежами неналогового характера;
- оптимизация загрузки сотрудников за счет специализации на отдельных участках работ;
- использование эффекта масштаба - соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением объемов производства:
происходит экономия на массовости производства и расходы на единицу продукции снижаются;
- исключение так называемого человеческого фактора - не придется думать о том, кто будет вести бухгалтерию в том случае, если штатный бухгалтер ушел на больничный или в отпуск. При заключении договора о сотрудничестве с аутсорсинговой компанией бухгалтерский учет ведется качественно и своевременно. По согласованию сторон аутсорсинговая компания также может подстраиваться под режим работы своего клиента (5 дней по 8 часов или 7 дней по 24 часа).
По итогам сказанного можно сделать вывод о том, что аутсорсинг, в том числе и бухгалтерский, выгоден для организации в тех случаях, когда эффективность управления предприятием после внедрения аутсорсинга получается выше этого же результата до. Эффективность аутсорсинга можно оценивать ежемесячно посредством чистого денежного потока, ведь именно эффективно и грамотно организованные денежные потоки предприятия являются важнейшей характеристикой его "финансового здоровья", предпосылкой достижения высоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом.
В случае эффективности аутсорсинга бухгалтерского учета и принятия решения о передаче учетных (кадровых) функций сторонней организации очень важную роль в правильном ведении всех дел играет удачный выбор компании-аутсорсера, которая предлагает бухгалтерское обслуживание фирм. Поэтому при выборе предполагаемого партнера необходимо учитывать все аспекты его деятельности, включая следующие:
- известность и репутация фирмы (компания появилась на рынке не вчера, известна широкому кругу клиентов и имеет хорошую репутацию);
- высокая профессиональная подготовка работников бухгалтерской компании;
- гарантия соблюдения конфиденциальности;
- аутсорсер готов провести для клиента мероприятия по налоговой оптимизации;
- возможность получения онлайн-доступа к своей бухгалтерии в любое время;
- гибкое ценообразование, пакет услуг всегда можно дополнить или сократить. Хорошая аутсорсинговая компания может предложить разную стоимость услуг в зависимости от целого ряда факторов: организационно-правовой формы, количества хозяйственных операций, выбранного налогового режима, численности работников, необходимости ведения первичной документации, календаря отчетности и др. Будет иметь значение и сезонность/неравномерность деятельности.
В рамках последнего рассмотренного аспекта итоговая стоимость услуг аутсорсинга бухгалтерского учета представляет собой многофакторную модель:
P = a x X1 + b x X2 + c x X3 + d x X4 + e x X5, где P - итоговая стоимость услуг аутсорсинга бухгалтерского учета (Price);
X1,2,3,4,5 - фактор, влияющий на формирование цены услуги (наличие - 1, отсутствие - 0);
a, b, c, d, e - тарифная расценка каждого фактора.
Так, например, для организации (организационно-правовая форма -ООО), применяющей общую систему налогообложения, с количеством операций от 50 до 100 и количеством сотрудников пять человек стоимость аутсорсинга бухгалтерии составит 18 тыс. руб. в месяц. При этом при наличии собственной бухгалтерии ежемесячные затраты предприятия будут значительно выше. Таким образом, необходимость экономии денежных средств обусловливает обращение к услугам аутсорсера.
Кроме этого прямого экономического эффекта также наблюдается косвенный эффект от внедрения бухгалтерского аутсорсинга. Он проявляется опосредованно, через цепочку различных промежуточных вторичных факторов. Выделяют следующие виды дополнительных эффектов [1]: социальный, маркетинговый, ресурсный и структурный.
Однако аутсорсинг, как бухгалтерский, так и любой другой, не только обеспечивает повышение эффективности отдельно взятого предприятия, он еще создает возможность перетекания человеческих, организационных, материальных, финансовых ресурсов и денежных потоков между сферами деятельности, развития взаимосвязанных направлений, способных создавать мультипликативный эффект в экономике города, региона и, наконец, страны в целом.
Несмотря на несомненные достоинства аутсорсинга, следует учитывать связанные с ним риски, которые требуют особого внимания.
1. Риск потери репутации (связан с неудовлетворительным оказанием услуг аутсорсером, так как квалификация сотрудников аутсорсинговой компании может оказаться ниже ожидаемого уровня).
2. Риск утраты конфиденциальности (при передаче учетных функций сторонней организации существует проблема безопасности, связанная с возможностью утечки важной информации).
3. Операционный риск (связан с применением аутсорсером несовершенных технологий, недостаточной компетентностью при выполнении принятых обязательств и ошибками).
4. Риск снижения оперативности (реагирование на возникающие проблемы в учете происходит с запозданием).
5. Кадровый риск (в силу последних изменений законодательства РФ с 1 января 2016 г. заемный труд бухгалтера запрещен законом, а сфера применения аутстаффинга существенно сокращена, в настоящее время правомерным остался лишь классический бухгалтерский аутсорсинг).
Кризис - это самое подходящее время для оптимизации бизнес-процессов, среди которых аутсорсинг, в том числе бухгалтерский, занимает далеко не последнее место. В последнее время аутсорсинговые компа-
нии увеличивают возможность выгодной самореализации. Например, растет спрос такой непрофильной услуги учетного аутсорсера, как анализ бизнес-процессов заказчика. То есть, востребован анализ текущей организации процессов компаний с последующими рекомендациями по тому, как их оптимизировать, в том числе как эффективнее использовать сам аутсорсинг. Новое российское законодательство позволяет обмениваться в электронной форме счетами-фактурами, актами, накладными, и собственный бухгалтер зачастую не проявляет интереса к таким проектам, опасаясь потери рабочего места. Компании-аутсорсеры, наоборот, располагают нужной экспертизой и специалистами для этого, имеют необходимый опыт реализации таких проектов.
При этом не следует ожидать, что аутсорсинг бухгалтерского учета избавит от всех проблем. Он направлен на стратегическое управление финансами, что позволяет точнее спрогнозировать возможности предприятия в будущем, но необходимо иметь стратегию развития предприятия, которая поможет, оптимизируя затраты, выстроить четкий план следования к намеченной цели, учитывая сложившуюся экономическую обстановку.
Список литературы
1. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. М.: Инфра-М, 2003. 192 с.
2. Борзунова О. А. Перекладываем работу на чужие плечи: договор аутсорсинга // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. N 11.
3. Абахов Ю. Аутсорсинг функций исполнительной власти // Вестник института экономики Российской академии наук. 2013. N 1. С. 76 - 85.
4. Вострицов А.В., Иванов Р.В. Аутсорсинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса // Академический вестник. 2014. N 1. С. 272 - 278.
5. Мухина И. С. Модель определения и передачи процессов на аутсорсинг // Экономика и предпринимательство. 2013. N 12. С. 609 - 611.
6. Сурцева М.П. Аутсорсинг как одна из форм частно-государственного партнерства в сфере образования // Дуальная система профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей. Димитровград: Димитровградский технический колледж, 2014. С. 56 - 58.
7. Гильмиярова М.Р. Концептуально-понятийные основы развития аутсорсинга // Вестник Псковского государственного университета. Серия "Экономика, право и управление". Псков: Псковский государственный университет, 2015. Выпуск 2. 178 с.
8. Епифанова Е.С. Анализ тенденций и перспектив аутсорсинга бизнес-процессов в российских компаниях // Новые технологии. Майкоп: МГТУ, 2011. N 1.
9. Крамских А.С., Овчинникова И.В., Останина Е.В., Симонян С.Р. Бухгалтерский аутсорсинг в России // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. Выпуск N 1(107). С. 146 - 149.
10. Межрегиональный профсоюз аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников [Электронный ресурс]. URL: http://azhur-rac.ru/statji/64-crm.html.
11. Игнатьев А.В. Алгоритм принятия решения о переводе на аутсорсинг функций в сфере ИКТ в малых и средних промышленных предприятиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. Выпуск N 7.
12. Филипповская О.В. Малышева Н. Порядок выявления и исправления возникающих ошибок в бухгалтерском учете// Научно-практический журнал «Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования», №3(13), 2016, с. 117-123