Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития анимационного рынка в России'

Проблемы и перспективы развития анимационного рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1841
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERLY / КИНОИНДУСТРИЯ / MOTION-PICTURE INDUSTRY / РЫНОК / MARKET / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новокшанова Юлия Валентиновна

В статье рассматривается роль интеллектуальной собственности. Анализируется состояние рынка анимационных произведений, перспективы развития, а также предлагаются возможные методы его усовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with perspectives and problems of modern Market of animation production development. There is a summary of problems and methods for its solving proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития анимационного рынка в России»

Ю.В. НОВОКШАНОВА

Юлия Валентиновна НОВОКШШОВА — аспирантка кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГУЭФ.

В 2009 г. окончила СПб ГУ ЭФ.

Область научной специализации — интеллектуальная собственность, управление нематериальными активами.

^ ^ Ъ

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИОННОГО РЫНКА В РОССИИ*

В современном обществе, ввиду ускорения скорости передвижения, накопления и передачи информации, получения новых знаний, наверное, самым дорогим и необратимо исчерпаемым нашим ресурсом становится время. Как наиболее оптимально распределить свою жизненную энергию, свое время между достижением максимального уровня материальных благ и максимальным удовлетворением духовных потребностей?

При создании анимационного «продукта» данный вопрос является камнем преткновения. Анимационное производство можно рассматривать как с точки зрения экономики (создание мульт-продукта и его дальнейшая реализация с целью получения прибыли), так и с точки зрения культуры (мульт-продукт как артефакт, как выражение художественной мысли, являющееся способом обучения, преображения, облагораживания человечества). Прежде всего отметим, что речь пойдет именно о рынке нематериальных анимационных «продуктов». Мы рассмотрим не культурную значимость создаваемых объектов, а принципы и условия наращивания данными объектами стоимости, систему институтов, в которой сегодня развивается одна из ветвей киноиндустрии — мультиндустрия.

В последнее время рассматриваемый рынок в России развивается наиболее активно, несмотря на изначально дотационные истоки развития данной сферы. Рассмотрим предпосылки такого развития:

— исторический интерес со стороны общества вместе с переходом обязанности по созданию анимационных картин от государства к частному сектору и, соответственно, сокращение объемов выпуска на экраны, что порождает неудовлетворенный спрос;

— развитие сопутствующего рынка лицензий — не только возможность реализации права на само аудиовизуальное произведение, но и получение доходов от производства материальных товаров, ассоциированных с произведением;

— развитие нормативно-правовой базы в области защиты интеллектуальной собственности, что позволяет осуществлять ее коммерциализацию;

— развитие информационных и компьютерных технологий, позволяющих либо создавать принципиально новый аудиовизуальный продукт, либо более эффективно расходовать ресурсы на создание анимации по прежней технологии.

Следует отметить, что в последнее время основным источником капитала являются права собственности на нематериальные активы, выраженные в виде лицензий, патентов [2, с. 32].

ГРНТИ 06.81.23 ©Ю.В. Новокшанова, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГЛ. Карповой.

Производственным ресурсом все чаще становятся информация и знания, а научные разработки выступают главной движущей силой экономики. Можно предположить, что именно поэтому индустрия анимации завоевывает серьезные позиции на общемировом рынке.

Рассмотрим институциональные условия развития анализируемой отрасли. Министерство культуры РФ осуществляет государственное регулирование кинематографии в России на федеральном уровне и совместно с Министерством экономического развития и Министерством финансов РФ разработку и внедрение новых инициатив в этой сфере.

Государственная поддержка кинематографии осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона №126-ФЗ от 22 августа 1996 г.

В течение последних 10 лет приоритеты государственного регулирования кинематографии постепенно менялись, основной причиной чему служили общие тренды административной реформы в России и интенсивное развитие киноотрасли.

Одновременно с целью компенсации изъятых из отрасли финансовых ресурсов были увеличены ассигнования на прямую государственную поддержку производства и проката национальных фильмов (до 1 млрд руб. в 2002 г.). В 2002 г. Правительство РФ анонсировало необходимость закрепления прав на кинопродукцию, создаваемую при государственной поддержке, за государством, с целью получения средств по результатам проката и других видов использования национальных фильмов в соответствии с долей государственного финансирования. Однако такой механизм на практике не был реализован, и государственная поддержка до сих пор осуществляется на безвозмездной основе.

В последние годы все сегменты отрасли кинематографии Российской Федерации демонстрируют постоянный рост, что вызывает интерес к российскому рынку со стороны как отечественных, так и зарубежных инвесторов, профильных и непрофильных. В частности, наблюдается всплеск зрительского интереса к анимационному кино, что отчетливо видно на примере полнометражных мультфильмов. Год от года они демонстрируют рост кассовых сборов, которые в 2010 г. увеличились сразу на 60 % по отношению к 2009 г. и составили 6011 млн руб., т. е. 1/5 часть всех кассовых сборов в России [1, с. 5].

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. оказал негативное воздействие на все сферы киноиндустрии в России:

— снизился объем производства;

— начали происходить процессы укрупнения игроков в сфере кинопроизводства (продюсерских компаний) и кинопроката (в том числе появились и новые вертикально интегрированные структуры);

— остановились проекты строительства новых киностудийных комплексов на территории страны.

Однако все эти процессы оцениваются отечественными специалистами неоднозначно. Многие говорят о благотворном влиянии кризиса, который позволяет оздоровить индустрию. С рынка ушли слабые игроки, а также лишние непрофильные инвестиции, в последние годы способствовавшие постоянному росту себестоимости как кинопроизводства в России, так и цены лицензии на прокат фильмов, приобретаемой российскими компаниями на международных кинорынках [4, с. 6].

Объем инвестиций производства полнометражных анимационных фильмов, вышедших в кинотеатральный прокат, составил с 1 января 2006 г. по 1 июля 2009 г. около 1 млрд руб. Объективно оценить объем инвестиций в производство короткометражных анимационных фильмов не представляется возможным ввиду различия технологий производства фильмов. По данным Министерства культуры РФ, средняя стоимость 1 часа анимационного фильма составляет 6,5 млн руб. Исходя из этого, ориентировочный объем инвестиций анимационного рынка за исследуемый период можно оценить в 1,3 млрд руб. (см. табл. 1).

Таблица 1

Объем инвестиций в производство полнометражных анимационных фильмов (тыс. руб.),

вышедших в кинопрокат [3, с. 21]

2006 2007 2008 01.07.2009

Совокупный объем государственной поддержки (тыс. руб.) 285,8 326 319,5 134,4

Объем производства полнометражных фильмов для кинотеатрального проката (шт.) 2 3 5 1

Совокупный бюджет производства полнометражных 165 000 335 000 335 000 90 000

фильмов (тыс. руб.)

Объем производства короткометражных фильмов (мин) 50 75 50 25

Наиболее успешным проектом на рынке анимационных сериалов в России за последнее время стал многосерийный анимационный сериал для детей «Смешарики» производства СКА «Петербург» при участии компании «МастерФильм». За 5 лет в бренд «Смешарики» компания и ее партнеры вложили более 20 млн евро, общий оборот по бренду «Смешарики», например в 2007 г., составил более 100 млн долл.

В заключение обозначим необходимые направления реформировании анимационной сферы киноиндустрии (см. табл. 2).

Таблица 2

Проблема Метод

1. Информационная закрытость отрасли (это усложняет ее анализ с точки зрения экономики со стороны как участников рынка так и контролирующих структур) 1.1. Введение принципа обязательности публикации кино производителем и кинопрокатчиком отчетности по реализованным проектам 1.2. Обязательность проверки целевого использования каяедой бюджетной субсидии (посредством независимой стороны)

2. Рискованность вложения инвестиционных средств в создание анимационного продукта. Отсюда трудности с привлечением частных вложений в отрасль, в том числе из-за рубежа 2.1. Развитие инструмента государственно-частного партнерства, с обязательством последующего выкупа государством созданного актива с определенной нормой прибыльности для инвестора 2.2. Развитие законодательной базы в сфере долгосрочного инвестирования в области защиты интересов в равной степени как инвесторов, так и производителей

3. Отсутствие четкой и прозрачной системы взаимоотношений между участниками рынка 3.1. Популяризация продюсерских центров, как аппарата управления коммерциализацией нематериального актива с целью максимизации коммерческой прибыли проекта

4. Пиратство 4.1. Введение в ст. 4 ГК РФ более жестких мер ответственности за реализацию пиратской продукции 4.2. Систематическое ведение антиконтрафактной деятельности со стороны как государственных структур, так и частного сектора

ЛИТЕРАТУРА

1. Владыкина М.В. Российское анимационное кино // Вестник ВГИКа, 2011. 15 окт.

2. Иноземцев В.А. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

3. Исследование компании «Невафильм»: Киноиндустрия РФ. М., 2009.

4. Комарова Т., Черников Д. Сказка-ложь // Секрет фирмы. 2008. № 23 (255).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.