Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИИ / ДЕПОЗИТАРНЫЕ РАСПИСКИ / ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРВИЧНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (IPO)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидулин М.Б.

Правительством Республики Узбекистан поставлена задача реализации не менее 15 процентов акций узбекских акционерных обществ иностранным инвесторам. В статье рассматриваются вопросы повышения инвестиционной привлекательности узбекских эмитентов и вывода эмитированных ими акций на мировые рынки капитала.Government of the Republic of Uzbekistan tasked with the shares of at least up to 15 percent of the Uzbek joint-stock companies to foreign investors. The article deals with issues of improving the investment attractiveness of Uzbek issuers and the withdrawal of issued shares to the global capital markets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА»

позволит свести к минимуму риски и угрозы ее реализации в условиях сложности и неопределенности внешней среды. Именно стабильный, эффективный механизм формирования стратегии во многом определяет последующие этапы ее реализации. Качество, своевременность, ритмичность прохождения этапов процесса стратегического планирования обеспечивает качество прохождения последующих процессов.

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - технологией и методами регионального управления, в том числе применением эффективного механизма разработки и формирования стратегии. Практика последних лет показала, что регионы, использовавшие прогрессивные методы стратегического планирования и управления, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели и имеют регионы, использовавшие современные методы прогнозирования, разработки и формирования стратегии.

Хамидулин М.Б., д.э.н. зав. кафедрой «Финансы и кредит» «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Ташкенте Республика Узбекистан, г. Ташкент ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА Аннотация. Правительством Республики Узбекистан поставлена задача реализации не менее 15 процентов акций узбекских акционерных обществ иностранным инвесторам. В статье рассматриваются вопросы повышения инвестиционной привлекательности узбекских эмитентов и вывода эмитированных ими акций на мировые рынки капитала.

Annotation. Government of the Republic of Uzbekistan tasked with the shares of at least up to 15 percent of the Uzbek joint-stock companies to foreign investors. The article deals with issues of improving the investment attractiveness

of Uzbek issuers and the withdrawal of issued shares to the global capital markets.

Ключевые слова. Акционерные общества, акции, депозитарные расписки, иностранный инвестор, корпоративное управление, первичное публичное предложение (IPO).

Key words. Joint-stock companies, shares, depositary receipts, the foreign investor, corporate governance, initial public offering (IPO).

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда, переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства, и, как правило, сопровождается структурной и технологической модернизацией производств. Не случайно Президент Республики Узбекистан И.А Каримов отметил, что: «Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны»[1.С2].

Сегодня генеральной линией инвестиционной стратегии государства является привлечение прямых иностранных инвестиций, путем:

• международной кооперации производств, сопровождающейся передачей современных технологий;

• создания предприятий со стопроцентным иностранным участием;

• реализации акций приватизируемых предприятий.

Поскольку более 80 процентов промышленных активов сосредоточено

в акционерных обществах, образованных путем разгосударствления и приватизации, принятие постановления Президента Республики Узбекистан от 21.12.2015г. .№1111-2454 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества», утвердившего порядок, в соответствие с которым в акционерных обществах доля иностранного инвестора в уставном капитале должна составлять не менее 15 процентов, стало логичным продолжением, проводимой в 2015 году комплексной работы по совершенствованию корпоративного управления, как необходимого элемента повышения инвестиционной привлекательности узбекских акционерных обществ.

Во исполнение данного постановления правительством страны [2] утверждены перечни акционерных обществ, в которых или государственная доля в уставном фонде в установленном размере реализуется иностранным инвесторам, или иностранному инвестору реализуются акции дополнительного выпуска (приложение 1 и 2 к постановлению Кабинета Министров, соответственно).

Реализация акций иностранным инвесторам сам по себе трудный и долговременный процесс, а для акционерных обществ, вошедших в

приложение 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, он усугубляется рядом специфических проблем, требующих решения на институциональном уровне. Решения требуется принимать незамедлительно, поскольку срок выполнения правительственного поручения ограничен 1 июля 2016 года.

Главная проблема в привлечении иностранных инвесторов в упомянутые акционерные общества заключается в том, что все они находятся в составе отраслевых объединений, вне зависимости от того, как последние называются: акционерные общества (АО «Узбекэнерго», АО «Узкимесаноат», АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Узбекенгилсаноат», АО «Узбектелеком»); акционерные компании (АК

«Узмахсусмонтажкурилиш», АК «Дори-дармон») и, по сути, являются холдинговыми компаниями, также как и НХК «Узбекнефтегаз», ХК «Узагросаноатмаш-холдинг», ХК «Узвиносаноат-холдинг», со всеми вытекающими из этого особенностями в структуре акционерного капитала и корпоративного управления. Все предприятия, входящие в состав вертикально-интегрированных холдингов являются дочерними и пакеты их акций (от 51 до 100 процентов) контролируются материнской компанией на правах собственности.

Этим объединениям присущи процессы, которые можно охарактеризовать как противоречивые и разнонаправленные. С одной стороны, контролирующий холдинг реализует комплекс мероприятий, направленных на:

улучшение корпоративного управления предприятиями, повышения роли их наблюдательных советов, учета интересов всех групп акционеров;

формирование в составе холдингов (их управляющих компаний) специализированных подразделений (отделов, управлений, департаментов), отвечающих за весь блок корпоративных вопросов всех предприятий холдингов;

придание наблюдательным советам реальных управленческих функций в части стратегического руководства и контроля с выделением для этого необходимых финансовых, организационных, административных, кадровых и других ресурсов (отход от номинального характера советов);

включение наблюдательных советов в процесс согласования интересов, как всех групп акционеров, так и других заинтересованных сторон (региональные органы власти, предприятия-партнеры, другие предприятия холдингов и т. п.);

привлечение в состав наблюдательных советов квалифицированных специалистов в области корпоративного управления (как правило, из состава персонала управляющих компаний холдингов), организация процесса обучения членов советов и соответствующего персонала предприятий (корпоративные консультанты, юридические службы и др.);

разработка и принятие в качестве руководящих качественно новых и

соответствующих современному законодательству внутренних корпоративных документов предприятий (уставы, положения о органах корпоративного управления, различные кодексы и др.);

внедрение практики регулярного проведения очных заседаний наблюдательных советов с рассмотрением реальных вопросов деятельности предприятий (контроль за менеджментом, текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятий, системы бюджетирования и бизнес-планирования);

проведение реструктуризации всего бизнеса предприятий с привлечением квалифицированных специалистов, включая реструктуризацию системы управления предприятиями на основе современных принципов управления;

приведение деятельности предприятий в соответствие с требованиями современной нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы корпоративного управления, в том числе в части практики раскрытия информации о деятельности предприятий (ежеквартальные отчеты эмитентов, существенные факты и др.);

внедрение практики реального участия наблюдательных советов в подготовке общих собраний акционеров (предварительное рассмотрение всех документов к собраниям и др.);

внедрение практики согласования с наблюдательными советами кандидатур на ключевые позиции в руководстве предприятиями.

С другой стороны, ряд мероприятий, проводимых контролирующими холдингами, можно охарактеризовать как ведущие к снижению уровня корпоративного управления предприятиями:

управление предприятиями напрямую со стороны управляющей компании холдинга «через голову» наблюдательных советов (прямые указания менеджменту предприятий, в том числе менеджерами среднего звена управляющей компании высшему и среднему менеджменту предприятий), зачастую приводящее к определенной дезориентации менеджмента предприятий;

чрезмерная централизация управленческих решений в руках управляющих холдингом (отход от решения и контроля стратегических задач, разработки методологии решения задач предприятиями в сторону контроля текущих тактических задач предприятий, либо подчинение интересов предприятия интересам холдинга);

чрезмерное включение наблюдательных советов в управление текущей деятельностью предприятий в ущерб перспективе, приводящее к потере инициативы исполнительных органов предприятий, излишней загрузке советов и потере темпов в принятии необходимых решений (менеджмент предприятий начинает самостоятельно вносить на рассмотрение советов вопросы своей компетенции для снятия с себя ответственности);

в большинстве случаев - отсутствие независимых/внешних директоров

в наблюдательных советах предприятий (независимые/внешние директора включаются, как правило, только в советы директоров головных компаний холдингов);

оттеснение других акционеров от участия в управлении предприятиями, реализация «преимущественного права» холдинга в получении информации о деятельности предприятий сверх положенных по закону с ограничением доступа к этой информации других акционеров;

формальное отношение к наблюдательным советам со стороны высшего руководства холдинга (поскольку членами наблюдательного совета являются менеджеры среднего звена управления холдинга) и др.

Кроме того, как правило, холдинг не заинтересован, чтобы предприятия отрасли устанавливали максимальную рентабельность на свою продукцию и/или услуги, реализуемые между предприятиями, входящими в состав холдинга, в рамках отраслевой кооперации. В результате отсутствие прибыли делает практически невозможным выплату приемлемых дивидендов, что делает совершенно бессмысленной покупку акций этих акционерных обществ, инвесторам аутсайдерам.

Одним из направлений повышения инвестиционной привлекательности акций и нивелирования отрицательных последствий стейкхолдеровского владения акциями материнскими компаниями холдингов, видится выпуск привилегированных акции с твердо установленным размером выплачиваемых дивидендов для реализации иностранным инвесторам. При этом необходимо предусмотреть включение владельцев данных акций в составы наблюдательных советов, либо дать возможность контролировать защиту своих прав в составе комитета миноритарных акционеров, для чего следует уточнить и закрепить внутренним корпоративным документом полномочия этих комитетов, определенных статьей 82 Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров».

Предложенная мера, к сожалению, не решит существующей в системе отечественного корпоративного управления проблемы объективной оценки стоимости капитала акционеров, поскольку акции узбекских эмитентов де-факто не котируются на вторичном рынке ценных бумаг. Отсюда, определение цены реализации каждого последующего выпуска акций сталкивается с дисбалансом между номинальной и бухгалтерской (оцененной независимыми оценочными организациями) стоимостями акций.

Недостаток спекулятивного капитала является одним из основных факторов слабого воздействия финансового рынка на процесс формирования цен на акции узбекских эмитентов. По этой же причине активы отечественных акционерных обществ крайне недооценены.

Несмотря на значительное законодательное и инфраструктурное развитие фондового рынка Узбекистана необходимо отметить, что на нем практически отсутствуют инвестиционные институты, осуществляющие

коллективное инвестирование, андеррайтинг, маркет-мейкерские операции, способные на профессиональном уровне оказать содействие хозяйствующим субъектам в быстром размещении и котировке ценных бумаг. Сегодня для отечественных эмитентов «потребность в услугах инфраструктуры обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности выпускаемых ими ценных бумаг и формирования спроса на них со стороны иностранных и отечественных инвесторов» [3.С20].

Стратегический инвестор чувствует себя увереннее в стране, нерезидентом которой он является, когда имеет потенциальную возможность реализовать принадлежащий ему пакет акций в случае изменения рыночной конъюнктуры, смены профиля предпринимательства, возвращения на родину, наконец. Такой возможности отечественный фондовый рынок, общая капитализация которого (первичный и вторичный) в 2015г. составила 161 млрд. сум [4], на сегодняшний день предоставить не может.

В этой связи, первым шагом к публичному размещению акций должна стать работа по выпуску и реализации депозитарных расписок узбекских эмитентов на мировых рынка капитала. Такая работа позволит во-первых, провести маркетинговую компанию, своеобразное роуд -шоу (road-schou) в преддверии будущих IPO; во-вторых, воспользоваться налаженной системой котировки ценных бумаг осуществляемой зарубежными профессиональными участниками; в-третьих, получить бесценный опыт работы на ведущих фондовых рынках; в -четвертых, позволит реально оценить активы отечественных акционерных обществ.

Кроме всего прочего, ограниченный выпуск депозитарных расписок не окажет существенного спекулятивного давления на рынок ценных бумаг, оправданные опасения возможного негативного влияния которого на развивающуюся узбекскую экономику регулярно подтверждаются последними событиями на финансовых рынках различных стран.

Предложения, приведенные в данной статье, ни в коей мере не ограничивают перечень множества необходимых действий и государства, и корпоративного сообщества, требующихся для успешного привлечения и, что немаловажно, удержания иностранных инвесторов. Важно, что все они должны проводится комплексно, взаимодополняя друг друга, что собственно и предусматривает Программа мер по коренному совершенствованию системы корпоративного управления, утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 24.04.2015г. №УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах».

Использованные источники:

1. Каримов И.А. «Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и

малого бизнеса» // «Правда Востока» №11 (6416) от 16 января 2016 года.

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.02.2016г. № 33 «О мерах по реализации постановления Президента Республики Узбекистан от 21.12.2015г. №1111-2454 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвесторов в акционерные общества»

3. Алиев У.М. Предпосылки и факторы формирования инфраструктуры рынка ценных бумаг в Республике Узбекистан//Международный академический вестник.-Уфа. - №6 (12), 2015.

4. Биржевое обозрение декабрь 2015г. РФБ «Ташкент.

Харитонова М.Н.,

доцент

кафедра «Экономика и финансы» Самарский государственный университет путей сообщения

Россия, г. Самара МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, которые влияют на рыночную стоимость дебиторской задолженности.

Ключевые слова - дебиторская задолженность, денежные средства, кредитоспособность, предоплата, отсрочка.

The article examines the main valuation methods receivables and justified the need to take into account the factors that affect the market value of the receivables.

Keywords-accounts receivable, cash, creditworthiness, advance payment,

delay.

В современных экономических условиях проблема управления дебиторской задолженностью для большинства предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации, по-прежнему остаётся актуальной. Справедливость этого утверждения подкрепляется тем, что в структуре оборотных активов хозяйствующих субъектов более 50 % приходится на дебиторскую задолженность. Несвоевременная оплата дебиторами своих обязательств, приводит к дефициту денежных средств, увеличивает потребность организации в оборотных активах для финансирования текущей деятельности, ухудшает финансовое состояние. Это, в свою очередь, приводит к необходимости изменения расчетных отношений между организацией и покупателями, выработке рациональной политики предоставления кредитов и инкассации задолженностей.

Состояние дебиторской задолженности, ее размер и качество оказывают существенное влияние на финансовое состояние организации. По российским источникам, дебиторская задолженность в среднем составляет около 33 % всех активов организаций. Уровень дебиторской задолженности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.