Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1990 Г. ПО 2015 ГГ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1990 Г. ПО 2015 ГГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИИ / ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиновьева Е. Г., Красавин Д. Н.

В данной статье рассматриваются пенсионные реформы Российской Федерации с 1990 по 2015 гг.This article focuses on the pension reforms of the Russian Federation from 1990 to 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1990 Г. ПО 2015 ГГ»

Зиновьева Е.Г., к. филос. наук доцент кафедры экономики и маркетинга

Красавин Д.Н. студент

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Россия, г. Магнитогорск

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1990 г. ПО 2015 гг.

Аннотация: В данной статье рассматриваются пенсионные реформы Российской Федерации с 1990 по 2015 гг.

Abstract: This article focuses on the pension reforms of the Russian Federation from 1990 to 2015.

Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсия, накопления, пенсионный фонд России, пенсионный возраст.

Keywords: pension reform, pension savings, the pension fund of Russia, the retirement age.

Вопрос о дальнейшем функционировании пенсионной системы по сей день остаются дискуссионным. В связи с общественно-политической направленностью экономические аргументы в прямом смысле слова теряются в неком обилии политических лозунгов.

С экономической точки зрения дискуссия о дальнейшем развитии пенсионной системы разворачивается в нескольких направлениях: увеличение пенсионного возраста и сохранение пенсионных накоплений. Однако, демографическая ситуация в стране и, соответственно, перспектива поступлений средств в пенсионную систему безусловно взаимосвязаны. В связи с этим целесообразно заметить, что более высокие темпы роста экономики страны, в результате приведут к высокому уровню оплаты труда и, следовательно, к повышению уровня пенсии.

Анализируя перспективы пенсионной системы Российской Федерации мы невольно обращаемся к опыту стран Европы, тем самым забывая о том, что уровень социального обеспечения в странах ЕС значительно выше, чем в России. Для того, чтобы адекватно оценивать возможности экономики страны, нужно принимать взвешенные решения не только в пенсионной политики, но и в налоговой политике, которая в свою очередь является регулятором перераспределения ресурсов в экономике. Реализация накопительной части трудовой пенсии способна увеличить доходы будущих пенсионеров.

Для более полного осмысления дальнейших перспектив развития пенсионной системы следует проследить тенденцию реформирования с 1990 по 2015 гг.

Пенсионная реформа 1990-1994 гг. закрепила равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплата за

нее. По закону от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в России» говорится, что все взносы граждан будут находятся в Пенсионном фонде России (ПФР), тем самым это было одной из важных перспектив реформирования того времени. Все средства пенсионного фонда не сливались с государственным бюджетом, тем самым были предназначены только для выплаты пенсии. Но в начале 1992 года закон был не полностью введен в действие, поэтому многие пенсионеры, несмотря на большой стаж работы и неплохую зарплату получали минимальную пенсию. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров власти регулярно индексировали пенсии. В результате в 1993-1994 годах средняя пенсия превышала прожиточный минимум пенсионера.

Таким образом, данная пенсионная реформа пыталась привести экономику к финансовой стабильности. С наступлением 90-х годов экономические и демографические показатели стали резко ухудшаться. К середине 90-х годов было решено реформировать пенсионную систему [2].

Пенсионная реформа 1995-2001 гг. Главной задачей государства в тот период было не допустить обнищания пенсионеров. Это было связано с тем, что покупательная способность пенсий снизилась, а количество поступлений в ПФР стало меньше. Из-за низких поступлений в ПФР образовалась задолженность по выплатам пенсий пенсионерам (рис. 1).

ли

1 г

1Л |

||| ■I

ф ф + ф ф <#> 4 А 4 <*Л о* <*> * * * Ф Ф ♦ ф Ф г/ // ¿¿г/ // у / г/ ** г/ **/ <*

Рисунок 1. Задолженности ПФР по выплате пенсий, млрд. рублей

Из рис. 1 видно, что с 1996-1997 гг. долг ПФР перед пенсионерами стал нарастать. В ноябре 1996 г. он достиг отметки в 17 млрд. рублей. Благодаря усилиям правительства задолженность была полностью погашена к июлю 1997 г. Это удалось достичь замораживанием индексаций пенсий, что привело к ухудшению размера самой пенсии. В 1997 году пенсионерам предоставили право выбора на основе как правил будет рассчитываться их пенсия (1990 г. или 1997 г.). В пенсионной программе от 20 мая 1998 г.

пенсии финансировались из федерального бюджета, размер пенсий обеспечивался в зависимости от страхового стажа и уплаченных пенсионных взносов, а дополнительное пенсионное страхование формировалось за счет взносов работодателей и самих граждан. Но из-за экономического кризиса 1998 г. средняя пенсия опустилась до 80% прожиточного минимума, а задолженность ПФР снова возросла (рис. 1). В течение полутора лет после кризиса правительство заботилось о повышении минимальных выплат пенсионерам. И лишь в мае 1998 г. благоприятная экономическая ситуация позволила полностью погасить долг. В результате к концу 2001 г. средняя пенсия приблизилась к прожиточному минимуму пенсионера. Но по программе пенсионной реформы 2001-2002 гг. стало ясно, что пенсионная реформа вновь нуждается в реформировании, т.к. нужна хорошая нормативно-правовая база, которая подошла бы к существующей экономической ситуации в стране. Тем самым это было началом системной пенсионной реформы.

Пенсионная реформа 2002-2010 гг.. На протяжении 2002-2004 гг. главной целью реформы было реальное повышение размера пенсии, но, к сожалению, к концу 2004 г. размер пенсии вырос лишь на 9%. В 2005-2010 гг. базовая и страховая часть пенсий индексировались в соответствии с законом «О трудовых пенсиях». В марте 2005 г. базовая часть пенсии была повышена до 900 рублей. В связи с этим правительству приходилось увеличивать долю бюджетного финансирования пенсионной системы. Но из-за кризиса 2008 г. нарастал дефицит ПФР. Основные усилия властей направлялись на стабилизацию уровня жизни пенсионеров (индексация пенсий). В 2009-2010 гг. проводилось ускоренное повышение размера социальных пенсий (рис. 2).

Рисунок 2. Средний размер назначенных месячных пенсий, руб.

Из рис. 2 видно, что с 2010 г. ни один из пенсионеров не получает пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера. Также можно отметить,

что финансовый кризис 2008 г. явился резким толчком к повышению пенсий. В результате этого кризиса, чтобы пенсионеры не обнищали, правительство принимает меры по повышению уровня пенсий, таким образом, к 2011 г. средний размер месячной пенсии составил 10423 рубля.

Делая вывод можно сказать о том, что данная пенсионная реформа не оправдала ожиданий, которые были возложены на нее. Это обусловлено тем, что на протяжении всего срока реформы и периодом после нее ПФР не смог сформировать свой бюджет без дефицита. Дефицит бюджета к концу 2013 г. составлял 1 трлн. рублей. Еще одним важным критерием отказа от данной пенсионной реформы является пенсионная формула, т.к. она является несовершенной, и у властей возникают трудности, когда приходится объяснять гражданам, как рассчитываются их пенсии. Таким образом было принято решение провести еще одну пенсионную реформу, для того чтобы сократить дефицит бюджета ПФР, создать новую пенсионную формулу, повысить пенсионный возраст, увеличить срок выхода на пенсию.

Пенсионная реформа 2013-2015 гг. После отказа от пенсионной реформы 2002-2010 гг. государство вновь поднимает вопрос о реформировании пенсионной системы. Перспективой данной реформы является следующее:

1) будущая пенсия будет оцениваться в баллах, а не в рублях;

2) предлагается повысить пенсионный возраст.

Но главный вопрос, который возникает у населения, а зачем это нужно? В ходе пресс-конференции Евсей Гурвич ответил на этот вопрос. Во-первых, чтобы коэффициент замещения оставался неизменным (коэффициент замещения - соотношение средней пенсии и средней заработной платы). Поскольку доля стариков в России постоянно растет, это приведет к тому, что работающие будут платить все больше и больше денег в пенсионный фонд. Это приведет к росту недовольства работников. Во-вторых, создание исключительно накопительной пенсионной системы, т.е. каждый человек будет вносить пенсионный взносы только за себя. Но так как продолжительность жизни растет, а значит это приведет к уменьшению коэффициента замещения. Таким образом, главным в повышении пенсионного возраста является то, чтобы сохранить коэффициент замещения практически неизменным [3].

И последнее, повысить минимальный трудовой стаж. Но главным является то, что будущий пенсионер может сам решать где будет храниться его будущая пенсия. Он может оставить ее в ПФР, либо перевести вклад в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Главной задачей данной пенсионной реформы является стимулирование позднего выхода на пенсию, т.к. это способствует тому, что пенсия будет увеличена в зависимости от того, насколько позже установленного срока работник вышел на пенсию. Еще одним важным аспектом являются пенсионный баллы, которые вы

получите за период работы. Чем больше баллов вы получите, тем больше будет ваша будущая пенсия.

С 2014 г. в соответствии с новой пенсионной реформой отчисления «молчунов» (те, кто не определился где будет храниться их будущая пенсия) в накопительную часть пенсии сокращаются с 6% до 2%, 4% уходит в страховую часть. Те люди, кто доверил свои накопления УК или НПФ, сохраняются на уровне 6%. Новая пенсионная реформа предполагает сэкономить 350 млрд. рублей в результате пересмотра накопительного компонента. Еще одной важной перспективой реформирования является то, что чтобы создать пенсионную модель, в результате которой, снизится уровень трансфертов из федерального бюджета. В 2013 г. трансферт превышает 1,8 трлн. рублей (рис. 4) - это около 50% бюджета пенсионного фонда или 5% от ВВП. Таким образом, система становится несбалансированной.

Рисунок 3. Дефицит ПФРФ и трансферт из Федерального бюджета с 2010 по 2014 гг.

Из рис. 3 видно, что дефицит ПФР с 2010 по 2011гг. уменьшился на 0,5 трлн. рублей, но только лишь за счет того, что государство направляет деньги из федерального бюджета. С каждым годом трансферты увеличиваются на 0,3 трлн. рублей и это говорит о том, что поступлений в ПФР недостаточно от одних только граждан. Таким образом, новая пенсионная реформа должна сократить дефицит ПФР и уменьшить трансферты из федерального бюджета.

В вопросе об уполномоченном органе в сфере контроля и реализации прав было решено передать все основные функции Центральному банку. Это решение является положительным, т.к. именно от уполномоченного органа будет зависеть качество регулирования пенсионного рынка.

Пенсионная реформа 2010-2013 гг. не привлекла внимания населения. Таким образом, в ходе новой пенсионной реформы правительство решает провести хорошо продуманную информационно-разъяснительную работу с гражданами. Во-первых: это информирование населения России, во-вторых: разъяснение механизмов ее функционирования, в- третьих: разъяснение новых возможностей пенсионной реформы. Для этого принимаются такие меры как: разъяснительная компания с использованием СМИ, разработка информационных материалов, проведение разъяснительной работы, вовлечение различных органов государственной власти, различных организаций в информационную кампанию.

Несмотря на высокие темпы экономического развития (ожидаемые в будущем) не удается достичь приемлемых для страны роста доходов пенсионеров. Однако, более высокие темпы экономического роста развития страны позволяет покрывать пенсионные потребности граждан. В связи с этим в долгосрочной перспективе ориентирами развития пенсионной системы в России могут послужить страны западной Европы, т.к. формирование политики пенсионной реформы должно опираться на возможности государства. А сбалансированному развитию пенсионной системы будет способствовать плавное повышение пенсионного возраста, безусловно, основанное на росте средней продолжительности жизни граждан.

Использованные источники:

1. Зиновьева, Е.Г. Экономические основы социальной работы: учебное пособие / Е.Г. Зиновьева. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2006. - 106 с.

2. Роик, В.Д. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы / В.Д. Роик // Человек и труд. - 1999. - № 2. - С. 25-27.

3. Slon Magazine - онлайн-журнал об экономике и политике [электронный ресурс] // https://slon.ru/economics/pensii3443-798817.xhtml

4. Синявская, О.В. История пенсионной реформы в России / О.В. Синявская [интернет ресурс] // www.ru90.ru/content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.