УДК 622.7(571.150)
Е.Н. Плотникова СГГ А, Новосибирск
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Ye.N. Plotnikova
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
PROBLEMS ANS PROSPECTS OF MINERAL-AND-RAW MATERIALS COMPLEX IN THE REPUBLIC OF ALTAI
As may be seen from the research, due to the current socio-economic and ecological situation in mining industry of Russia the extractive regions as the aggregate of extractive enterprises may develop depending on their mining-engineering, ecological and socio-economic parameters. To make a choice of an ecological-and-economic way of development for the extractive region in accordance with the regional specific conditions and parameters of the enterprises under discussion, the author offers a morphological scheme of extractive regions development variants.
Как показали проведенные исследования, в связи со сложившейся социально-экономической и экологической ситуацией в горнорудной промышленности России, добывающие регионы, как совокупность добывающих предприятий, могут развиваться в направлениях, обусловленных их горнотехническими, экологическими и социально-экономическими параметрами.
В связи с этим формирование вариантов направлений развития добывающих регионов производится в виде морфологической схемы по следующим уровням:
А - производственно-технический;
Б - экономический;
В - экологический;
Г - социальный.
Уровень А характеризуется вариантами производственно-технического развития добывающих предприятий.
А1. Строительство новых высокоэффективных предприятий.
А2. Наращивание добычи за счет легкодоступных запасов, дающих высокую прибыль при реализации, с пренебрежением экологическими требованиями и потерями низкорентабельных запасов.
A3. Наращивание добычи путем вовлечения в оборот всех вскрытых запасов минералов и руд металлов и улучшения экономических показателей за счет увеличения нагрузки при соблюдении экологических нормативов.
А4. Поддержание производственной мощности за счет воспроизводства выбывающих мощностей.
А5. Постепенное прекращение работы добывающего предприятия, сопровождаемое мероприятиями по его консервации, природоохранными и природовосстановительными работами.
А6. Резкая остановка производства из-за прекращения добычи.
Уровень Б характеризуется следующими вариантами:
Б1. Рост объемов реализации минералов и руд металлов.
Б2. Реализация основных фондов по остаточной стоимости.
Б3. Организация высокорентабельных производств на базе основных фондов основного и вспомогательного производства с учетом конъюнктуры рынка.
Б4. Частичная реализация основных фондов с организацией рыночных структур в наиболее конкурентоспособной области.
Б5. Безвозвратная потеря основных фондов с переносом производства в другие сектора экономики.
Уровень В характеризуется следующими вариантами развития:
В1. Проведение природоохранных и восстановительных работ в полном объеме.
В2. Проведение природоохранных мероприятий совместно с высокорентабельными природовосстановительными работами.
В3. Проведение только природоохранных мероприятий.
В4. Отсутствие природоохранных и природовосстановительных мероприятий.
Уровень Г характеризуется следующими вариантами развития:
Г1. Массовое создание новых рабочих мест для высвобождаемых работников и членов их семей.
Г2. Развитие жилищного строительства.
ГЗ. Создание рабочих мест социального сектора с целью обеспечения занятости.
Г4. Минимальное развитие социального сектора, миграция населения.
При этом следует учитывать, что вышеназванные уровни отражают и иерархическую структуру добывающего региона: уровень А - это уровень добывающих предприятий, а остальные - региональные.
Обосновывая направления развития добывающего региона необходим учет внешних факторов. В связи с этим формирование дерева предложенных вариантов производится с учетом различных сценариев, зависящих от социально-политической и экономической ситуации, как в самом добывающем регионе, так и в России в целом.
Данные сценарии формируются по двум уровням. Первый уровень предопределен динамикой спроса на минералы и руды металлов региона и включает два возможных сценария: первый - спрос остается на прежнем уровне: второй - спрос снижается. Второй уровень определяется двумя возможными ситуациями: средства государственной поддержки на
диверсификацию и реструктуризацию производства выделяются в полном объеме: вторая - средства не выделяются в должном объеме.
Таким образом, формируются следующие четыре основные сценария влияния макроэкономических факторов на выбор направления развития добывающего региона.
1.1. Спрос на минералы и руды металлов региона остается на прежнем уровне, средства государственной поддержки на диверсификацию и реструктуризацию производства выделяются в полном объеме.
1.2. Спрос на минералы и руды металлов региона остается на прежнем уровне, выделение средств государственной поддержки резко сокращается.
1.1. Снижение спроса на минералы и руды металлов при поддержке бюджетом мероприятий по реструктуризации и диверсификации производства.
1.2. Снижение спроса на минералы и руды металлов при резком сокращении средств государственной поддержки.
При этом вариант развития добывающего региона складывается из вариантов развития предприятий добычи минералов и руд металлов и смежных с ними производств с учетом сложившихся в регионе взаимосвязей и условий функционирования, что позволяет получить возможные морфологические схемы вариантов развития при различных сценарных подходах. Количество таких вариантов значительно.
Для эколого-экономического выбора вариантов развития добывающего региона, соответствующих конкретным региональным условиям и параметрам рассматриваемых предприятий, необходима разработка специального инструментария.
Основой данного выбора являются:
- Характеристика среды функционирования добывающего предприятия, включающая оценку: недр как ресурса добычи минералов и руд металлов (с учетом горно-геологических характеристик и уровня конкурентоспособности минералов и руды); экологического состояния окружающей природной среды; социальной и экономической ситуации в регионе;
- Уровень перспективности шахт, смежных и сопутствующих им предприятий (строящиеся, перспективные, стабильно работающие, не перспективные);
- Уровень рыночной эффективности промышленной инфраструктуры.
С целью учета рассмотренных характеристик при выборе направлений развития добывающих предприятий и регионов в целом предложена система их градаций и ранжирования, что позволяет сформировать перечень вариантов направлений развития добывающего региона соответствующих характеристикам месторождения, экологической, экономической и социальной ситуации в регионе, а также характеристикам добывающих предприятий, смежных производств и промышленной инфраструктуры.
Разработанный с учетом данного подхода перечень вариантов направлений развития добывающего региона также достаточно обширен, что требует на данном этапе выбора из их множества наиболее эколого-экономических и социально предпочтительных вариантов. Для этих целей необходима разработка соответствующего критерия предпочтения, основой которого должны быть ранее рассмотренные показатели.
В то же время, проблема оценки и выбора направлений развития добывающего региона имеет многоаспектный характер, подразумевающий три аспекта: экологический, экономический и социальный. Ранее были исследованы возможные показатели этих оценок, отражающие основные характеристики всех аспектов рассматриваемой проблемы и выявлены их взаимосвязи с
внутрипроизводственными, региональными и макроэкономическими факторами.
Предлагаемый методологический подход позволяет представить алгоритм эколого-экономической оценки и выбора направлений развития добывающего региона. Данный алгоритм формализовано представлен в виде блок-схемы (рис. 1).
Рис. 1. Механизм эколого-экономической оценки и выбора направления развития рудодобывающего региона
Основой выбора направления развития является банк данных характеристик горно-геологических, социально-экономических и природноэкологических условий шахт и региона их функционирования, которые на схеме представлены в виде блоков 1, 2, 3. На их основе формируются блоки социально-экономических (6) и природно-ресурсных и экологических ограничений (7).
Данные ограничения в сумме с горно-геологическими характеристиками и блоком макроэкономических факторов (4), определяющем сценарии развития, исходя из уровня платежеспособного спроса на минералы и руды металлов и бюджетной поддержки акционерных обществ и региона, позволяют сформировать перечень возможных направлений развития по четырем сценариям (5). Далее определяются варианты соответствующие конкретным условиям региона. После определения целесообразности социально-экономических (8) и экологических (9) показателей i-го направления развития производится формирование перечня рациональных направлений развития. На практике эта процедура осуществляется путем согласования возможных направлений с профсоюзом, региональными и федеральными органами власти.
Далее, на основе моделей 1-5, производится расчет показателей экологоэкономической оценки направлений развития. С учетом информации блоков 1, 2, 3, 4 производится выбор приоритета развития (11) и оценка i-го направления развития в соответствии с данными табл. 1, 2 и формулы (8). В случае, если эколого-экономические оценки по всем рассматриваемым направлениям развития имеют отрицательные значения, то производится или изменение приоритета в развитии (11) или макроэкономических условий (4), в частности уровня бюджетной поддержки отрасли.
Из вариантов направлений развития, имеющих положительные оценки, производится формирование перечня наиболее предпочтительных вариантов (14), которые принимаются для детальной дальнейшей разработки и оценки посредством экономико-математической модели. В результате принимается вариант, характеризуемый максимальным региональным дисконтированным чистым эколого-экономическим доходом.
Таким образом, предложенный механизм позволяет экологоэкономически обосновать направления развития добывающего региона с учетом выбираемых приоритетов и сценариев изменения макроэкономических факторов.
© Е.Н. Плотникова, 2008