Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ В МАТРИЦЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ В МАТРИЦЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МЕЖФИРМЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / ИННОВАЦИИ / ИНДУСТРИЯ 4.0 / WIN-WIN ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорев Александр Сергеевич, Калиненко Надежда Леонтьевна

Статья посвящена изучению влияния санкций на устойчивое развитие национальной экономики России и формирование сценариев ее дальнейшего развития. При подготовке теоретического раздела научного исследования автором применялся ряд общенаучных методов эмпирической группы (наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, логического рассуждения), практического - конкретно-научные методы (статический анализ, экспертные оценки). При разработке экспертных сценариев будущего развития национальной экономики применялся метод «4 мира», входящий в методологию Форсайт. В рамках научного исследования была сформирована матрица точек (зон) влияния международных санкций на экономику РФ, проведен количественный и структурный анализ санкций за 2014 - II кв. 2022 г., дана оценка деструктивного влияния санкций на важнейшие индикаторы устойчивого развития национальной экономику через призму задач цифровой трансформации и инновационного развития на примере важнейших отраслей-драйверов развития: энергетика, машиностроение, IT. В заключение научного исследования автором были сформированы сценарии будущего развития национальной экономики России с применением метода «4 мира», входящего в методологию Форсайт. По итогам научного исследования было установлено, что важнейшими целями введения против России международных санкций являются: 1) существенное ослабление деловой активности мегабизнесов энергетической отрасли с целью прекращения ими финансирования военной специальной операции в Украине; 2) организация «грабительского трансферта» интеллектуального капитала в лице высококвалифицированных кадров в сфере IT и сопутствующие им активы в рамках релокации бизнеса; 3) противодействие доступу субъектов инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных бизнесов и учреждений образования к трансферту технологий и инноваций. В завершение научного исследования автором были сформированы сценарии дальнейшего санкционного противостояния западной коалиции и России в контексте целей и задач устойчивого развития с применением метода «4 мира»: 1) устойчивая конфронтация с западной коалицией; 2) формирование политического и экономического союза с Китаем; 3) центробежное партнерство с ЕС с целью разрешения энергетического кризиса; 4) «осторожный» ренессанс отношений с ЕС с целью противодействия угрозам международно-го терроризма, борьбы с наркотрафиком, киберпреступлениями и новой пандемии. Результаты научного исследования могут быть использованы для развития академических компетенций обучающихся по вопросам государственного управления в условиях санкционного кризиса, а также специалистам-практикам для развития профессиональных компетенций в сфере управления внешнеэкономической деятельностью бизнеса в контексте эскалации внешнеполитических противоречий и актуальных целей, приоритетов и угроз функционирования общественно-экономической системы формата Индустрии 4.0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кокорев Александр Сергеевич, Калиненко Надежда Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MATRIX OF INTERNATIONAL SANCTIONS

The article is devoted to the study of the impact of sanctions on the sustainable development of the national economy of Russia and the formation of scenarios for its further development. In preparing the theoretical section of the scientific research the author used a number of general scientific methods of the empirical group (observation, comparison, measurement, analysis and synthesis, logical reasoning), practical - specific scientific methods (static analysis, expert assessments). When working out the expert scenarios of future development of the national economy, the method «4 worlds» was used, which is a part of Forsyth methodology. As part of the research, a matrix of points (zones) of influence of international sanctions on the Russian economy was formed, a quantitative and structural analysis of sanctions for 2014 - II quarter of 2022 was conducted, and an assessment of the destructive impact of sanctions on the most important indicators of sustainable development of the national economy through the lens of digital transformation and innovative development on the example of the most important industries-drivers of development: energy, engineering and IT was given. At the end of the research the author generated scenarios for the future development of the national economy of Russia using the «4 worlds» methodology, which is part of the Foresight methodology. According to the results of the scientific research, it was established that the most important purposes of international sanctions imposed against Russia are: 1) significant weakening of business activity of megabusinesses of the energy industry in order to stop their financing of military special operation in Ukraine; 2) organization of «predatory transfer» of intellectual capital in the form of highly qualified personnel in the field of IT and related assets in the framework of business relocation; 3) opposition to access of subjects of innovative infrastructure, high-tech businesses and educational institutions to transfer of technology and innovation. At the end of the research the author formed scenarios of further sanctions confrontation between the Western coalition and Russia in the context of sustainable development goals and objectives using the «4 worlds» method: 1) sustained confrontation with the Western coalition; 2) formation of a political and economic union with China; 3) centrifugal partnership with the EU to resolve the energy crisis; 4) a «cautious» renaissance of relations with the EU to counter the threats of international terrorism, drug trafficking, cybercrimes and a new pandemic. The results of scientific research can be used for the development of academic competencies of students in public administration in terms of the sanctions crisis, as well as for practitioners to develop professional competencies in the management of foreign economic activity of business in the context of es-calation of foreign policy contradictions and current goals, priorities and threats to the functioning of the socio-economic system of Industry 4.0 format.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ В МАТРИЦЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ»

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА INDUSTRY AND REGIONAL ECONOMY

Научная статья Original article УДК 339.98

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_475 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ В МАТРИЦЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ

САНКЦИЙ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MATRIX OF

INTERNATIONAL SANCTIONS

Ь й московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj ЖУРНАЛ

Кокорев Александр Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: askokorev78@mail.ru

Калиненко Надежда Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и экономической теории, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, e-mail: knl1946@bk.ru

Kokorev Alexander Sergeevich, PhD in Economics, associate Professor, Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Moscow. E-mail: askokorev78@mail.ru

Kalinenko Nadezhda Leontievna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of History and Economic Theory, Academy of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Moscow, e-mail: knl1946@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния санкций на устойчивое развитие национальной экономики России и формирование сценариев ее дальнейшего развития.

При подготовке теоретического раздела научного исследования автором применялся ряд общенаучных методов эмпирической группы (наблюдение, сравнение, измерение, анализ и синтез, логического рассуждения), практического - конкретно-научные методы (статический анализ, экспертные оценки). При разработке экспертных сценариев будущего развития национальной экономики применялся метод «4 мира», входящий в методологию Форсайт.

В рамках научного исследования была сформирована матрица точек (зон) влияния международных санкций на экономику РФ, проведен количественный и структурный анализ санкций за 2014 - II кв. 2022 г., дана оценка деструктивного влияния санкций на важнейшие индикаторы устойчивого развития национальной экономику через призму задач цифровой трансформации и инновационного развития на примере важнейших отраслей-драйверов развития: энергетика, машиностроение, 1Т. В заключение научного исследования автором были сформированы сценарии будущего развития национальной экономики России с применением метода «4 мира», входящего в методологию Форсайт.

По итогам научного исследования было установлено, что важнейшими целями введения против России международных санкций являются: 1) существенное ослабление деловой активности мегабизнесов энергетической отрасли с целью прекращения ими финансирования военной специальной операции в Украине; 2) организация «грабительского трансферта» интеллектуального капитала в лице высококвалифицированных кадров в сфере 1Т и сопутствующие им активы в рамках релокации бизнеса; 3) противодействие доступу субъектов инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных бизнесов и учреждений образования к трансферту технологий и инноваций. В завершение научного исследования автором были сформированы сценарии дальнейшего санкционного противостояния западной коалиции и России в контексте целей и задач устойчивого развития с применением метода «4 мира»: 1) устойчивая конфронтация с западной коалицией; 2) формирование политического и экономического союза с Китаем; 3) центробежное партнерство с ЕС с целью разрешения энергетического кризиса; 4) «осторожный» ренессанс отношений с ЕС с целью противодействия угрозам международно-го терроризма, борьбы с наркотрафиком, киберпреступлениями и новой пандемии.

Результаты научного исследования могут быть использованы для развития академических компетенций обучающихся по вопросам государственного управления в условиях санкционного кризиса, а также специалистам-практикам для развития

профессиональных компетенций в сфере управления внешнеэкономической деятельностью бизнеса в контексте эскалации внешнеполитических противоречий и актуальных целей, приоритетов и угроз функционирования общественно-экономической системы формата Индустрии 4.0.

Abstract. The article is devoted to the study of the impact of sanctions on the sustainable development of the national economy of Russia and the formation of scenarios for its further development.

In preparing the theoretical section of the scientific research the author used a number of general scientific methods of the empirical group (observation, comparison, measurement, analysis and synthesis, logical reasoning), practical — specific scientific methods (static analysis, expert assessments). When working out the expert scenarios of future development of the national economy, the method «4 worlds» was used, which is a part of Forsyth methodology.

As part of the research, a matrix of points (zones) of influence of international sanctions on the Russian economy was formed, a quantitative and structural analysis of sanctions for 2014 — II quarter of 2022 was conducted, and an assessment of the destructive impact of sanctions on the most important indicators of sustainable development of the national economy through the lens of digital transformation and innovative development on the example of the most important industries-drivers of development: energy, engineering and IT was given. At the end of the research the author generated scenarios for the future development of the national economy of Russia using the «4 worlds» methodology, which is part of the Foresight methodology.

According to the results of the scientific research, it was established that the most important purposes of international sanctions imposed against Russia are: 1) significant weakening of business activity of megabusinesses of the energy industry in order to stop their financing of military special operation in Ukraine; 2) organization of «predatory transfer» of intellectual capital in the form of highly qualified personnel in the field of IT and related assets in the framework of business relocation; 3) opposition to access of subjects of innovative infrastructure, high-tech businesses and educational institutions to transfer of technology and innovation. At the end of the research the author formed scenarios of further sanctions confrontation between the Western coalition and Russia in the context of sustainable development goals and objectives using the «4 worlds» method: 1) sustained confrontation with the Western coalition; 2) formation of a political and economic union with China; 3) centrifugal partnership with the EU to resolve the energy crisis; 4) a «cautious» renaissance of relations with

the EU to counter the threats of international terrorism, drug trafficking, cybercrimes and a new pandemic.

The results of scientific research can be used for the development of academic competencies of students in public administration in terms of the sanctions crisis, as well as for practitioners to develop professional competencies in the management of foreign economic activity of business in the context of es-calation of foreign policy contradictions and current goals, priorities and threats to the functioning of the socio-economic system of Industry 4.0 format. Ключевые слова. Санкции, устойчивое развитие, межфирменная кооперация, импортозамещение, трансферт технологий, инновации, Индустрия 4.0, win-win партнерство

Key words. Sanctions, sustainable development, inter-firm cooperation, import substitution, technology transfer, innovation, Industry 4.0, win-win partnership

Современный этап развития национальной экономики России можно охарактеризовать как турбулентный, что обусловлено комплексом деструктивных факторов, созданных частными интересами сильнейших участников мировой экономической и политической арены - США, ЕС, Великобританией - и направленных на дестабилизацию внутренней социально-экономической обстановки в стране и прерывания сценария устойчивого развития страны и ее перехода в статус Индустрии 4.0. Современное положение дел на международной арене фактически привело к «экономической изоляции» страны как субъекта международного права с замораживанием множества отношений в сфере инвестиционно-экономического сотрудничества и научно-технического обмена, что в свою очередь обусловило возникновение ряда проблем инновационной трансформации национальной экономики и занятия ею достойного места среди мировых экономик-лидеров и возникновения множественных угроз глубокого технологического и рыночного кризиса среди важнейших отраслей-локомотивов развития России: энергетической, машиностроительной, IT.

Целью научного исследования является определение проблемы и перспективы обеспечения устойчивого развития национальной экономики России в контексте международных санкций и выработка конкретных предложений по нивелированию их отрицательного влияния.

Научной новизной исследования является применение системного подхода к изучению влияния санкций на устойчивое развитие национальной экономики и выработка

рекомендаций и предложений по нивелированию их отрицательного влияния с применением метода Форсайт-сценариев, позволяющего экспертным путем сформировать сценарии развития в системе координат актуальных вызовов и угроз для национальных интересов России.

В соответствии с заявленной темой научного исследования и его целью теоретико-методологической основой подготовки публикации являются публикации представителей отечественных и зарубежных академических кругов и специалистов-практиков в области устойчивого развития и цифровой трансформации (Е.А. Мацнева, Е.Р. Магарил; Э. Остром; В.В. Евдокимов, Д.А. Грицишен, О.О. Грищенко; P. K.Virtanen, L. Siragusa, H. Guttorm) и применения санкций (Р.С. Гринберг, С.А. Белозёров, Е.В. Соколовская; И.Н. Тимофеев; И.В. Данилин; Д. Бучер (D. Boucher); М. Бали, Н.Рапеланоро (Bali, M., Rapelanoro, N.)).

При подготовке информационно-аналитической части исследования использовались наиболее валидные и авторитетные источники официальной статистики (сборники Росстата), ежегодные тематические обзоры НИУ ВШЭ (Индикаторы инновационной деятельности; Индикаторы цифровой экономики), а также аналитические материалы экспертов в области международной торговли и права, опубликованные на экспертных интернет-ресурсах (РБК; РСМД).Проведенный автором критический обзор научной литературы показал наличие плюрализма мнений и суждений о влиянии санкций на устойчивое развитие национальной экономики РФ, что объясняется следующими причинами:

1) исторически санкции считались преимущественно инструментом устрашения и манипулирования в отношении субъекта международного права с целью повлиять на его интересы или цели, но в отношении России они перешли в полноценный инструмент деструктивного противодействия ее нормальному функционированию, соответственно, методология измерения и оценки их влияния на устойчивое развитие только формируются;

2) против России введены совершенно различные по типологии санкции, а, значит, оценка их разрушительного влияния не только усложняется ввиду наличия мультипликативных эффектов, но и ввиду различной степени восприимчивости ключевых отраслей-объектов санкционных атак: энергетической, машиностроительной, IT;

3) существует ряд сложностей в полноте применения санкций против России ввиду важности ее роли в обеспечении стабильного функционирования зарубежных экономик

Европы в целом, что при формировании экспертной оценки влияния матрицы санкций также требует определенной корректировки и допущения их отмены или смягчения ранее оговоренного срока или наступления некоторых условий;

4) при формировании и последующем анализе информационно-статистической базы о количестве, структуре и динамике санкций против России было отмечено превалирование данных о санкциях против важнейших отраслей национальной экономики -энергетической, машиностроительной (включая военно-промышленный подкомплекс), Щ - что обусловило проведение научного исследования преимущественно в контексте указанных отраслей.

В процессе изучения специализированной литературы автором была сформирована матрица оценки влияния санкций на важнейшие аспекты обеспечения устойчивого развития с учетом доступности информации и степени ее валидности (таблица 1).

Таолнда 1

Матрица оценки влияния санкции на важнейшие аспекты ооеспечения соци-

ально-экономического устойчивого развития России

Э И Х-санкции Э 31-санкпии СААТ Э А - санкции Санкции про-тиб инвестиций .■' в едения бизнеса на территории Крыма

1. Иностранные инв естипии и международное эконо-згаческое сотрудничество {в т.ч. зеленые финансы: 1 411) -ограничение <бЛОКЕфОБКа) движения капитала; - замораживание инв естпроектов: - остановка ко-операшш в сфере отв етстБ енного прир од оп ОЛЬ з о -вэния - дефицит финансирования проектов в сфере зеленой эконо-ыикы; - снижение деловой активности мегабиз-несов б сфере энергетики^ машиностроения. 1Т - снижение инвестиционной привлекательности российского бизнеса; - разрыв контрактов и деловых партнерств; - ограничение рынков присутствия - препятств об а-кие инфраструктурной модернизации территории: - торможение ИНН ОБ эли онных икициэтие : - « бойкота коагпаний б международном рыночном поле

2. Трансферт технологий У инков а-иий. интеллектуальная ноокть-ность кадров Идентифишфуе-иое влияние не установлено - снижение уровня инновационной активности; - потеря конкурентных преимуществ бизнес об; - рост расходов на, иагп орт о замещение / альтернативные технологии; - снижение промышленной / потребительской безопасности - блокирование доступа. к инноб алиям программам обмена для в енчурных компаний: - активизация «грабитель ских« эмиграционных программ бысококб алнфипире -вэнных кадров; - потеря научного иапеджа и исключение из международных прогрэазм научного сотрудничества - ограничение (запрет) на ин-в естипии- сотрудничестЕ о с инноб анионным бизнесом субъекта; разрыв "заморозка соглашений о сотрудничеств е в сфере науки и т ехн ол огий; «интеллекту-альная* блокада институтов образов ання

3. Логистика-трак спорт, финансовая: инфраструктура - ограничение / запрет на сотрудничестЕ о с бизнес ал ш б сфере логистики. подк онтроль НЬТ- « сзнкпион-ным* липам; - формирование барьеров для движения российских грузов / транспорта; - бб едение (драповых тарифных и нетарифных лимитов - сокращение деловой активности и прямого оборота транспорт-нон отрасли с ЕС. США. Великобританией: - спад ннб е стили он -нон активности на рынке инфраструктурных проектов Ид енти ф ищфу ем о е влияние не установлено Идентифицируемое влияние не установлено

4. Инфокоыыуни-капионное партнерство. киб ер безе-паск ость - формирование негативного ин-ф ормащюнного поля в отношении санкпион-кых коатаннй: - заморозка блошцэ об к а счетов; - ф оразиров ание целевых кибе-ратак на санкни-онные бизнесы - отказ / заморозка сотрудничества с ГТ-компаниями из РФ: - релокапия иностранных 1Т-бизнесов; - ОТТОК ВЫСОК ОКБ али- ф ипир об энных к ад -ров; - бойкотирование ГГ-продуктов в отдельных странах и плат-ф ормах - ограничения /запрет на перемещения топ-менеджмента и учредителей; - расторжение деловых контрактов с пр ед ст ав ит елями санкпионных компаний Идентифицируемое влияние не установлено

5. Энергетическая: б ез опасн о сть введение персональных санк-пий проткЕ энергетических ыега-бизнесов (Газпром. Лукойл. Роснефть}; - арест актив об . заморозка счетов энергетичеосих ысяшаккй; - нкнЕЕиания рас-следов аний в отношении дочерних стр\\ктур в ЕС. США -введение поэтапного нефтегазового эмбарго в ЕС; - порицание штрафные санкции за со-трудничеств о с энергетическим бизнесом РФ: - блокирование поставок оборудования. инструментов- технологий - заморозка ■ арест имущества топ-менеджмента компаний: - ограничения запрет на перемещения топ-менеджмента и учредителей; - расторжение деловых контрактов и соглашений - заморозка. " прекращение инв естинион-кых проектов б сфере зеленой эн ерг етики; - бойкотирование участия су бъекта в а I еждунар о д-кых программах зеленой эн ерг етики ; - запрет на поставку технологий / оборудования в сфере энергетики

Прилечанне —Источник: составлено автором по данным [1 — .].

Результаты. После сформированной матрицы санкций и определения их влияния на устойчивое развитие автором был построен график, отражающий общее количество является изучение общего количество санкций против РФ и их структурный срез в 2014 -II кв. 2021 г. (таблица 2).

Таблица 2

Состав и структура международных санкций против России б 2014 - II кв. 2022 г.1 -'1,4 Ji'

Показатели 2014 г. 2015г. 2016г. 2017 г. 2018г. 2019 г. 2020 г. 2021г. I-II КБ. 2022г.

1. Количество

санкции, всего -ед. 393 589 379 568 687 474 346 301 10128

В том числе но

шмп':

1.1 ЯЖ санкции 160 356 182 321 468 274 169 123 3938

1.2 551-санкции" 164 183 152 197 184 169 142 139 6125

13 СААТЭА-санкции' 15 16 18 24 15 13 18 28 46

1.4 Санкции

против инвести-

ционной и инои деятельности на 54 34 27 26 20 18 17 11 19

территории Крыма

Все саншшс СШАиЕвросавозав отнсшишнFocchhc 2014 г ода(23.04.2021) [Эпвгсгроиный ресурс] - Режим доступа: https: '.™v, jjff^uttLnjg.t- 5 ш^а-д^-г^ш-ешореш-Еац^ош 29449693.html (дата обращения: 34.09.2022, свооолный).

Антир оссийские с эштпш (2022} [ Элекгронныйр eiypc] - Режим доступа: litti;:: nuiuert-ni Лкгииоссшекие ¡£иьошгр= fm обращения: 05.09.2022, cedo о лньсй).

Восемь лет санщии претив России. Главное ill.10.2021) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http5:.vwww.rbc.m'lpolitic5/lL'l 0/2 021/5Ъ ffb 0 fO 9а7 94 7 0 ff5 3 7 В 62 7 (дата обращения: 05.09.2022, свободный). А Сенышонные итоги 201" года (29.12.2017) [Эл екгр онньсй ресурс] - Режим доступа: https: zjLon.fu Ь1ое;20 17 12 29 s'ukcioniive LtogL 201"1 sod' (дата о ар аш ения: 05.09.2022. свооолный).

Санкции против Росс™: нтян 201Я г. нвхпщкв2С19г.№43/201£ [И.Н. Тимофеев.Б. А. Морозову гл. ред. И. С. Иванов] ; Российский совет по межлунар олным делам (РСМД). — Ы.: НП РСМД. 201В. — 76 с.

Бололгсн подсчитал количество сенкшш про псе России (08/05/2022) [Элекгроннкй ресурс] — Режим доступа: https: rLi.nj 202205CS :еи1и;11-Г8"4п 10E6.1itni[ (дата обр air =шн: 0й.09.2022, свооолньш).

SDN (Sp eciallyDeslpiatai Nationals andBlockedPeis ons) -спис at физических и крмичесьих лип, чыс активы или гена.'; cdatгвенноегьсчитаются заолаыфОЕЕНньсмппрпнахо^даснннЕ i^ppinapini США или во владении гражданином США.

SSI (Sectoral Sanctions IdaHiftcations)- спепиагпные секторальные сэшншс ишрзьл енные навсемерво= огрэигм злее поддержки о гдельных ограс лей (.гнерт ггнка. дооыча полезных ископаемых, во енно-пр омыш л енный компл екг. ГГ-сектор).

CAATSA-: энкешн. пред-смотр асные Законом США-зсО пр о шводейстеии пр ошннжви Аиритпт посредством санкшш ■■ (2017r.).H=np=b.-£HHb;£np0niEE0£HH0-r¥(rjbaE.-£HH0n) комплекса. опигчвплвешзнгруппыл^атакже вертикали власти РФ.

Следует иметь ввиду, что строго систематизированной статистики введения санкций по странам мира в открытом доступе нет: автором отражено только количество подтверждённых действиями официальных заявлений политических лидеров и подтверждённое ими продление прежних, при этом количество взаимодополняющих, а также косвенных санкций может быть несколько больше, однако их количественный учет ввиду ограниченности доступной информации не представляется возможным.

Состав и структура зон влияния санкций на важнейшие аспекты обеспечения устойчивого развития национальной экономики России представлена на рисунке 1.

Как следует из приведенной выше матрицы, введение против России международных санкций преследует следующие цели:

1. Существенное ослабление деловой активности мегабизнесов энергетической отрасли с целью прекращения ими финансирования (по мнению деструктивно настроенных западных политиков) военной специальной операции в Украине, что фактически приводит к нарушению энергетической безопасности в Европейском регионе в целом, идет в разрез с принятой ЕС «Зеленой повесткой» и программой полной декарбонизации экономики к 2050 г., а таже формирует пул технологических угроз для безопасного функционирования энергетических компаний в России ввиду эмбарго на поставки новейшего оборудования и передовых технологических решений и нарушает выполнение принятых энергетическими компаниями обязательств группы ББО, направленных на устойчивое развитие территорий своего присутствия и нивелирования влияния на биосферный баланс;

2. Организация «грабительского трансферта» интеллектуального капитала в лице высококвалифицированных кадров в сфере 1Т и сопутствующие им активы в рамках релокации бизнеса - для РФ данный вектор несет в себе масштабные потери, связанные с замедлением перехода к Индустрии 4.0 и проактивного формирования цифровой экономики со скорейшей инкорпорацией ее механизма и принципов функционирования в наиболее значимые для национальной безопасности отрасли: сельское хозяйство, финансовый рынок и банковская система, государственное управление, общественная безопасность и надзор, здравоохранение.

51 34

Группа санкции н а т р а н сф е рт т е:<н о л о ги и и

международную научно-те:<ж1ческута кооперацию / А 22 1271

мобильность ^ИР—I-I-I-I-I-I-I-

4S

10 24 27 216

Торговое эмбарго на поставку оборудования ^ н е фт е газ о □ ым ко мп а ния м

29

62

Огранич-е ние (запрет) на финансовуго и и н вести ци о н нуга деят ел ьн о сгь с ко м п а ния ми LI 7Э

энергетического сектора

12 26 109

О гра н и ч е н и е (з-а п рет) н а т о р гоео-и н вестици о н н о е

сотрудн и че ство с IT-ко м п а ния ми kL_

27 Ä

О 200 400 600 S00 1000 1200 1400 1600 1S00 -2014г. ■ 2015 г. -2016г. -2017г. -2013г. *2019г. 2020 г. 2021 г. Ml кв. 2022 г.

Рисунок 1 — Состав и структура зон влнянш санкций на важнейшие аспекты обеспечения устойчивого развития национальной экономики России, ед.1и 11 12 13 Л4 13 ■*■ш

L,J Все санкпии США и Евросоюза в отношгннн России с 2014 годя. £2021} [Электронный ресурс] — Ргжтг доступа: http в :..Ч"|.-~улл/ . 'CurrenttiTne. t^arais sta -д т-гт^п-оап -euro тзеап -s« T»ctt cm ^ '2 94-49693. htm 1 Г-тя тя обр ащ ?ннл i 04.09.2022.., CEO О ОДНЫИ! .

С-ашолш и огр анич апьяв о а ласты выс окыл: г а-л; нол огни пр опш России С12.04.202 2) [Элактронныйр есурс] — досту-

па:: https: ь 11,иы н ограничения в области высоких. технологий про the Росдги (дата

обр-нщэння: 05.09.2022- свободный).

Обзор международной саны тонной политики (24.12.201S) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http 5: :.tu5 5 taue oi тпг-И. лги. h л я I vt ies -a nrl -c om mmts coli i тттп s sa Ttrtio na obz or -m p-rhrh i л я rodn ov- аяп T-rtsionn ov-p о lit Oct -d eJcab i-2 01S. (дата о-орагпения: 05.09.2022.. сбоооднын).

Оазор между нар одной санкнионной политики (30.12.2019) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http 5 гизstAгюourtctlJXL flтчя 1 -vties-ягн~1-с оттяп tа/-coliimns shnet гоeis ohzсаг-ше^Ум-Ьiт-ицхнЗпov- sun T-rt5iоrin оу-тэ qlittlci-delcabi-2 019/

(дата обралп-ния: 05.09.2022.. ceo о о литый) .

14 Оазор между нар одной саны тонной политики (30.12.2020) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https: ni^^LnnroTmrLLjTJ. nrmIvtLд-nnrt-rümmfnts тЬтп-тл^ SHnrtLom ob^or^iP^hi^innrodnov-sanktstonTi ov--poIittlrL-delk:abr-2 02 О

(дата о-о ратания: 05.09.2022.. сбоооднын).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-rwTT~1Q"NГ-ДТ~Н"дй И ВОЙНОЙ (21.0 12 022j [ЭлеТч | ppwafcTET ресурс] — PejötM Д ОСТУПН! https;, fll55t-gTiCOTm^ll JU;япяХуНсЗ -ДтцЗ,-comrn ent а с о Li ттттп a sen et t oris m pzh rh i -dip L отя t iev-1 j-~o vciov -i^~HJi-t imo feev- obva anv^ret -ья л Vis io nrn тутл.-^? о L Lt ikn - дра da (дата oapa-nr-ния: Q 6.09.2022,. свободный:).

С-анщии СШАнЕСе отяошгнинроссшского нефтегазового сектора(20.OS.2020) [Электронныйресурс] — Режим доступа: https: v. -л v. ~ .t a сЬт. 5 ег -ги. i л rl ex. php С г а гьд: Сншддш СГТТА и ЕС е ошотттении российского нефтегазового сектора (дата оорчггт=ния: 07.09.2022.. свободный).

Опзг о лик о взн п олный еттиг ок с-ч нт-тщй пр о тнв Р оссии: Я дттд -г fTT пя ттетрг. тя -I тгг заранее (03.03.2?022) [Электронный р еч^-р с] — Режим дост^тт:: https::Улгтагет.дак:ги всonomics'2022.-0 V03/opubllbovan-Jpo 1дуу-sptsok:-sanbety-Tarotiv-rоssit-arpad-sр!аг11Го^г-в1 -tkh-zajajaee-.html (дата обращения: 07.09.2022. свободный).

Саныцщи на оборонный и промышленный секторы России (22.03.2022) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http а: Hfnn Л1 с 11J б-t е rhn lLh. s ankt5it-na-oboranmri ч^ргот^Ы enmn -sektot^^-r 055LL (дата о оравдения: 07.0 9.2022. ceo о о дный) .

В настоящее система санкций в отношении сферы информационно-коммуникационных технологий имеет все более выраженную цель «отрезать» Россию от мировых достижений в данной сфере, тем самым затормозив социально-экономическое развитие и уровень благосостояния, в т.ч. путем вымывания т.н. «среднего класса», сокращения рабочих мест и общей технологической деградации практически всех отраслей экономики. Отдельно следует отметить рост хакерских атак на финансовые институты, объекты критической инфраструктуры, что также следует рассматривать как инструмент формирования панических настроений и дестабилизации общества. 3. В продолжении принятых западными политиками мер по вымыванию российской интеллектуальной элиты, ими принята программа противодействия доступу субъектов инновационной инфраструктуры, высокотехнологичных бизнесов и учреждений образования к трансферту технологий и инноваций, что отражается на инновационной активности в экономике, участии российских ученых и бизнеса и их вкладе в научно-технический прогресс в мире в целом. Данная особенность санкций, несмотря на

декларирование их принятия как меры по «деэскалации военного потенциала России» отражается практически на всех отраслях экономики, приводя к снижению их продуктивности и интенсификации развития (подавляющее большинство отраслей вынужденно возвращаются к экстенсивным стратегиям развития, например, АПК) [8 -13].

Опираясь на определенные точки деструктивного влияния санкций на обеспечение устойчивого развития национальной экономики России на примере важнейших отраслей, автором был проведен анализ отдельных индикаторов, характеризующих процессы цифровой трансформации и инновационного развития с учетом определенных Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»[19] от 21.07.2020 г. № 474 индикаторов развития (таблица 3).

Таблица 3

Отдельные жт,тикаторы оценки устойчивого развития национальной экономики

Рф 2Й 2я 22 2* 2=* 2*

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г 20:1 ^ г. 201Я г. 2019 г. 2020 г. 2022 г. оценка)

1. Уровень инновационной активности бизнеса (средний). Е % 3 тол* Ч1лсяе. 10.9 10,6 10,5 14,6 12,3 9,1 10,3 9,5

2. Удшьвын вес инноеанионных товаров. работ. услуг в общеи объеме продаж товаров, работ, услуг на внутреннем рынке, в % 7,3 ЯД 8,5 7,1 6,3 5,0 5,6 4,8

3. Удельный вес инное анионных товаров. работ, услуг е обща! объеме экспорта товаров, работ, услуг 11.5 19.4 3,7 7^5 7Д 5,3 6,0 5,5

4. Удельный вес организаций. реализующих гроеыты по межфирменной и трансграничной кооперации, е % 32,7 35;: 31,6 30,0 29,4 1ЭД 17,0 24,8

5. "Удельный вес бизнесов-пзргнеров в проектах межфирменной и трансграничной кооперации из ЕС. США. всего, в % к итогу 43.9 20,1 16,1 17,0 21,4 5,4 21,5 26,3

б. Удельный вес организаций гриобретавших новые технологии, всего, в "Л к КТОГЛ" 33,7 26,7 25,0 22,7 22,5 - - 26,8

7_ Удельный вес организаций. передавших новые технологии, в к нтгу 26,7 7.1 6,4 5,9 5,3 - - 3,5

3. Удельный вес высокотехнологичных организ а-шй. чь.^ инновационная деятельность:

- серьезно задержана - - 9.0 9^ 14-2 14.7 - 37,6

- остановлена - - 5.6 5.Я 12.0 11.1 - 25,4

- не начата - - 7Д 6.0 11.4 3,7 - 28,7

Индикаторы нннояацнанн-эн даятальностн: 2017„ стагасттнтеаскнн с-Б-эрннк Н. Б. Гародннкова, ЛАС. Гоэс-б-эрг, К. А. Днткэбскин н др.; Нац. нсспад- ун-т «Вжшая искала эканашЕкнэ - Ы_: НИУВШЭ. 2017. — С.1 б. 24 - 2Е, 49,52; 133 - 14 7; 15 7 - 170.

31 Изгднзз~-зрк; кккззащкзкнзй давтад2»кэгтн: 20-гтатнгтнчесжй сс-эр кзс-: Н. В. Гэрзднккзза, ЛАС. Г-ах-Б-эрг, К. А. Дктказсзкй н др.: Нац. нсспад.ук-т -Бъгсшав шкала экакаьпскн:*. - ЬС.: НИУВШЭ, 201Я.-С. 24, 32 - Зй. 57; 112; 13й - 144; 157 - 171.

~ Индикаторы инновационной даятальностн: 2019„ статастн^гаскнн сборник Н. В. Городинкова. ЛАС. Гохб-эрг, К. А. Днтковсккн н др Нац. нсспад.ун-т ¡¡Высшая шкила этниапогн». - КС_: НИУВШЭ, 2019. — С. 24; -63; 113 - 115; 131 - 137; 155; 159 - 1<57. =■= Изгднзз~зры кнкззащкзкнзй давтальк-эгтн: 2020^, гтаткглгчагккй со-эрни:-: Н. В. Гэрзднккзза, ЛАС. Г-зх-Б-арг, К. А. Дктказсзкй н др.; Нац. нсспад. ун-т кВыпттдя шкала экономики*-. - Ы.: ШВ'БЮ, 2020. — С. 2в; 40; 97; 13 6; 140 - 149; 1£ 1-1Е5. _

м Инднэзторы инновационной даят=тгкн:-зста: 2021„ статнстаческнн с-Борннк Н. В. Гародннкова. ЛАС- Гож-берг, К. А. Днтковскнн н др.; Нац. ксслад. ун-т ==Вьасагаз шкз да экзкаынхн=:=. - Ы.: НИУВШЭ, 2021. - С. 24; 52 - 52; 92 - 93; 109 -114; 14 7 - 166; 17В; 19В. м Индикаторы инновационной даятальностн: 2022„. статастмчаскнн с-Борннк Н. В. Городннкова, ЛАС- Гоэс-барг., К. А. Днткэвскнн и др.; Нац. нсспад. ун-т ^Высшая школа эконоинзсн::->. - Ы.: НИУВШЭ. 2022. — С. 24-25;52 — 53;92 - 93; 109 -114; 1-6 7 — 1431; 200.

Инднэзторы науки: 2022^ статастнч-аскнн с-Борннк Л- АС. Гохбарг, К. А. Дитковскнй. МЛ. Коцаинр н др.; Нац. нсспад. ун-т кБжшаа шкала экономней». - НИУВШЭ. 2022. - С. 2 73

Подводя итог аналитического раздела исследования, следует признать, что приведенные в таблице индикаторы не позволяют дать исчерпывающую оценку деструктивного влияния санкций, однако именно представленные выше показатели наиболее красноречиво свидетельствуют о той масштабной вредительской работе, ведущейся против национальных интересов России.

В рамках раздела, посвященного научной дискуссии, автором предлагается рассмотреть возможные сценарии дальнейшего санкционного противостояния западной коалиции и России в контексте целей и задач устойчивого развития. При формировании экспертных сценариев автором использовался метод «4 мира», входящий в методологию Форсайта: красный мир отождествляет наиболее неблагоприятный сценарий развития национальной экономики в матрице международных санкций; желтый мир описывает сценарий интеграции с Китаем и формирования Большого Евразийского Партнерства как противовеса западной коалиции; зеленый мир отражает сценарий пересмотра роли ЕС в матрице санкций и отказ от дальнейшей эскалации; голубой мир - сценарий ренессанса отношений РФ и стран западной коалиции в рамках резкого роста глобальных экологических проблем человечества и рецидива угроз новых пандемий (таблица 4).

Московский экономический журнал №8 2022

I

Т а о л iiu.i 4

Сценарии дальнейшего сажкционного против о стояния заладной коалиции и

России :в контексте целей зт задач устойчивого развития

Си еж арий ар акт ерш стнк а сценария

1. Красный isnxp «Устои чие ая не он фр он т ацня Яятт я ти nr п ж Русского мира» Основные предпосылки'. появленне фактов неспособности дальнейшего нормального функционирования национальной экономики, потеря внеш-ннх рынков сбыта продукции, переход к экстенсивной форме эксплуата-цнн природных ресурсов и сворачивание г о суд ар ств енных программ нм-портозамещеиия н научно-технического сотрудничества. В11&&НН& с г ренор г ия г западная коалиция продолжит устойчиво-наступательную борьбу против русского ынра путем генерации новых санкций и тттч; с-т.-ртт"\ гигяг я ттигиг Р гьсг-ттиг во всех с оцн альн о- эк он омнч е скнх сферах. и поэтапной эскалации бойкотирования самого права представлять интересы субъекта в международном праве. сг^ен&рпяа.: революционная смена политической элиты в РФ, ослабление институтов государственной вертикали власти, массовая и массированная культурная н ценностная дискриминация граждан с целью возбуждения социальных, волнений в обществе. Последствия сценария: значительное ослабление национальной экономики до состояния неспособности к самостоятельному функцнониров анпю н потерн экономического суверенитета и вынужденной меры запроса помощи у Запада в обмен на насаждение новой парадигмы управления ж ценностей.

2-. J5C елтып мир «Под крылом желтого дракона» Основные предпосылки-. позиционирование КНР как нейтрального государства в конфронтации России н Запада: масштабирование экономического, научного-технического, инновационного н культурного сотрудничества: взаимодополнение моделей мягких сил России и Китая. ив сгрзнорня : Россия как политик о-эк он омический лидер ЕАЭС формирует с Китаем новое континентальное образование — Большое Евразийское Партнерство с целью против од ействня западной к о а_ шцнн (в 2018 г. была создана экспертная платформа «Большая Евразия» для практического воплощения замысла27) н восстановления порядка на т.н. дуге нестабильности, или «беспорядка» СУкранна, Афганистан, Сирия, Иран, Азербайджан} в обмен на доступ к ресурсам, кадрам, логистике и силовой защите торговых путей н интересов КНР на международном рынке. Ц,елъ сг^енария'. поэтапное фор:мнрованне альтернативных центров финансового капитала, трансферта технологи и, энергетического рынка и экономического союза для свободной торговли и движения капитала. Нос,педств!¿я а^енсхрня: для России столь глубокая интеграция с Китаем несет в себе угрозы ослабления экономического сув ереннтета, продолжение вымывания ресурсов н кадров, превалирующее китайское обеспечение ИКТ-инфраструктуры, а, значит, формирование бизнес-модели цифровой экосистемы будет проходить под контролем КНР, что ведет к технологической зависимости н размыв айне границ государственного суверенитета стран-членов ЪЕТТ2®_

3. Зеленый jmp «Центр о о ежно е партнер ств о » Основные предпосылки! разрастание энергетического кризиса в ЕС, социальные волнения из-за роста цен на ЖКХ, возникновение стагфляции, остановка крупных промышленных онзнесов ввиду дефицита энергоресурсов, обострение экологических проблем ввиду перехода на грязные виды топлива. Видение сценария: политические лидеры ЕС, видя бесперспективность дальнейших санкций против России, меняют политический тон и переходят к т.н. центробежному партнерству, снимая санкции с наиболее болезненных для себя направлений ^энергетика}, одновременно усиливая давление на культурные н ценностные аспекты, т.е. сянкцнонная политика инкорпорируется в модель «мягкой силы», актив нзнруются кн б ер атаки, информационные вбросы £фенкн}, фннанснруются боты? генерирующие днскреднтнрующне медна-прод^тсты. Целъ сг(енария'. снижение болезненности санкции для экономических интересов ЕС с одновременным позиционированием своей «непоколебимости» в отношении России как страны-агрессора н точечные уколы противника для поддержания имиджа борца. Лоследствия сценария. Россия постепенно возвращается к частичной нормализации отношений с ЕС с перспективой восстановления дипломатических связен, однако следует шхехь ввиду сохранение деструктивного влияния санкций на технологический трансферт н финансовый рынок страны, что будет являться частью политики ЕС противодействия стране-агрессору _

4-. Зеленый мир «Р енессанс отношений Б о иная будущего» Основные предпосылки-. эскалация экологических проблем в ЕС, рост утроз новой пандемнн, потребность в научно-технической кооперации в сфере здравоохранения, борьбы с экстре:мнзмом и терроризмом, сфор:мн-рованным внутренней социальной нестабильностью и изоляцией от стран группы ЕАЭС. Зидение сг^енсурия: политические силы ЕС нннцинругют международный торг с Россией для воз рождения экономического, научного н культурного диалога в соответствии с целя>ш зеленой повестки и совместного противодействия вызовам и угрозам новой пандемии и виртуальным формам гражданского экстремнзма_ ££елъ сценария: использование политического торга для обеспечения защиты интересов ЕС в отдельных направлениях, по которым у ЕС недостаточно ресурсов £ борьба с наркотр афнком, кнберпреступлення, разработка и испытание новых ме;¡¡и 1 |,инеких препаратов}. Последствия сценария в рамках торга Россия по-прежнему будет позиционироваться как опасная страна, а, значит, в условиях ренессанса сотрудничества будут закреплены оговорки, с помощью которых политическая элита ЕС сможет оказывать скрытое давление на интересы РФ пли ограничивать нх по своему усмотрению, нлн выставлять некоторые чек-поннты для оценки утроз вмешательств а России во внутренние дела ЕС, тем самым возможно начало нового витка противостояння сил.

Примечание — Источник: сто ставлено автором по данным [1-4 — 17].

Продет яБодыии Евр an:жя s ва-птрзсятнн н-яваго зтахатг^зстя р-эсгнйгио: и эаруСдддгьтх шсдеораЕв- (24J07J020J [Эл-ззггразосьай p«ry-pe:j]— Ве-засм ластута: hrrc ; : slsЪalaffaij5 jii srti cl5 = Ъ a 15hav-a-grvrazi va-Ъ alsh^-^-zavav (дзета döp eüii-bhhs О 7 .»39 -2Q22. сза-б-адтгьтаЗ-

Сопряжение ЕЛЭС и Г11111: проблемы и перспективы (02.0 7.2020) [Эле|цр о и н ктуг ресурс] — Режны доступа: la.ttp 5 :.""г~из sifl т~н~ oi inrtl. ru-'activity/p о ltcvbft efs.'sop гуд ^ ent & - ea & s -1 -tpp -p дг о Ъ1 етп у -1 -р иг 5 тз ektivv.-' (17.03.2022, се о о о дный) .

Представленные в таблице сценарии развития ситуации вокруг влияния санкций на устойчивое развитие России позволяют с некоторой вероятностью оценить дальнейшее развитие событий, однако, принимая во внимание динамичность течения событий и наличие латентных факторов влияния, в рамках научного исследования, в настоящее время определение наиболее реального из них не представляется возможным.

Проблема обеспечения устойчивого развития национальной экономики России в матрице международных санкций является сложной и многоаспектной задачей. В рамках научного исследования были определены основные точки (зоны) приложения деструктивной силы санкций, проведен количественный и структурный анализ санкций и индикаторов, отражающих их влияние на важнейшие отрасли экономики -энергетической, машиностроительной, IT. В завершение научного исследования автором были сформированы сценарии дальнейшего санкционного противостояния западной коалиции и России в контексте целей и задач устойчивого развития с применением метода «4 мира»: 1) устойчивая конфронтация с западной коалицией; 2) формирование политического и экономического союза с Китаем; 3) центробежное партнерство с ЕС с целью разрешения энергетического кризиса; 4) «осторожный» ренессанс отношений с ЕС с целью противодействия угрозам международного терроризма, борьбы с наркотрафиком, киберпреступлениями и новой пандемии.

Список литературы

1. Мацнева, Е.А., Магарил, Е.Р. Устойчивое развитие промышленного предприятия: понятие и критерии оценки // Прикладная экономика. - С. 25-33. -URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/54903/1/vestnik 2012 5 003.pdf (дата обращения: 08.09.2022, свободный).

2. Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. — М.: Мысль, 2011. - 445 с.

3. Евдокимов, В.В., Грицишен, Д.А., Грищенко О.О. Принципы GRI в системе отчетности устойчивого развития // Международный бухгалтерский учет/-2013. - № 22 (268). - С. 44 -54.

4. Virtanen, P. K. Introduction: Toward More Inclusive Definitions of Sustainability Current Opinion in Environmental / P. K. Virtanen, L. Siragusa, H. Guttorm // Sustainability. - 2020. — Vol. 43. — Pp. 77-82. D0I1016/j.cosust.2020.04.003.

5. Гринберг Р. С., Белозёров С. А., Соколовская Е. В. Оценка эффективности экономических санкций. Возможности систематического анализа // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 2. С. 354-374. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021 -2-1

6. Тимофеев, И.Н. Европейский парадокс: политика санкций США в отношении бизнеса стран ЕС // Современная Европа. 2020. - №2. - С. 45 - 55. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220204555

7. Данилин, И.В. Американо-китайская технологическая война: риски и возможности для КНР и глобального технологического сектора // Современная политика. - 2020. - Т.11, № 4. - С. 160 - 177. DOI: http://doi.org/10.24411/2221 -3279-2020-10056

8. Boucher, D. (2020). Western Economic Sanctions against Russia: an Opportunity for Closer Eurasian Integration? Orientando, (19). https://doi.org/10.25009/orientando.v0i19.2642

9. Bali, M., & Rapelanoro, N. (2021). How to simulate international economic sanctions: A multipurpose index modelling illustrated with EU sanctions against Russia. International Economics, 168, 25-39. https://doi.org/10.1016/j.inteco.2021.06.004

10. Тагаров, Б.Ж. Цели реализации концепции устойчивого развития на разных уровнях экономической системы // Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 3. - С. 821-836. -D0I:10.18334/ce.15.3.111868.

11. Тимофеев, И. Н. Санкции против России: взгляд в 2021 г.: доклад 65/2021 / [И. Н. Тимофеев]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2021. -24 с.

12. Санкции против России: итоги 2018 г. и взгляд в 2019 г. №43/2018 / [И. Н. Тимофеев, В. А. Морозов ; гл. ред. И. С. Иванов] ; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2018. - 76 с.

13. Санкции против России: взгляд в 2020 г.: доклад 51/2020 / [И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2020 - 96 с.

14. Тимофеев, И.Н. Санкции против России: направления эскалации и политика противодействия : доклад № 37/2018 / [И. Н. Тимофеев] ; Российский совет по междунар. делам (НП РСМД). - М. : НП РСМД, 2018. - 32 с.

15. Кокорев А.С. Влияние внешнеэкономических санкций 2022 года на развитие регионов России// Культура и безопасность, -№ 2. Москва, — 2022. — 19-23 с.

16. Кокорев А.С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании. Московский экономический журнал, -№ 9. — Москва. — 2020. - 56 с.

17. Гегечкори И.М. Экономические санкции против Российской Федерации и внешнеэкономическая безопасность: вызовы и угрозы // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 97 — 100. DOI: https://doi.org/10.24411/1727-8058-2022-1-97-100.

References

1. Matsneva, E.A., Magaril, E.R. Sustainable development of an industrial enterprise: the concept and evaluation criteria // Applied Economics. - pp. 25-33. - URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/54903/1/vestnik_2012_5_003.pdf (accessed: 08.09.2022, free).

2. Acute E. Driving common. Evolution of collective activity institutions. — M.: Mysl, 2011. -445 p.

3. Evdokimov, V.V., Gritsishen, D.A., Grishchenko O.O. GRI principles in the sustainable development reporting system // International accounting/-2013. - № 22 (268). - Pp. 44-54.

4. Virtanen, P. K. Introduction: Toward More Inclusive Definitions of Sustainability Current Opinion in Environmental / P. K. Virtanen, L. Siragusa, H. Guttorm // Sustainability. - 2020. — Vol. 43. — Pp. 77-82. DOI 10.1016/j.cosust.2020.04.003.

5. Grinberg R. S., Belozerov S. A., Sokolovskaya E. V. Evaluation of the effectiveness of economic sanctions. Possibilities of systematic analysis // The economy of the region. 2021. Vol. 17, vol. 2. pp. 354-374. https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-2-1

6. Timofeev, I.N. The European paradox: the policy of US sanctions in relation to the business of EU countries // Modern Europe. 2020. - No. 2. - pp. 45-55. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220204555

7. Danilin, I.V. The American-Chinese technological war: risks and opportunities for China and the global technology sector // Modern Politics. - 2020. - Vol.11, No. 4. - p. 160 - 177. DOI: http://doi.org/10.24411/2221-3279-2020-10056

8. Boucher, D. (2020). Western Economic Sanctions against Russia: an Opportunity for Closer Eurasian Integration? Orientando, (19). https://doi.org/10.25009/orientando.v0i19.2642

9. Bali, M., & Rapelanoro, N. (2021). How to simulate international economic sanctions: A multipurpose index modelling illustrated with EU sanctions against Russia. International Economics, 168, 25-39. https://doi.org/10.1016/j.inteco.2021.06.004

10. Tagarov, B.J. The goals of implementing the concept of sustainable development at different levels of the economic system // Creative Economy. - 2021. - Volume 15. - No. 3. - pp. 821836. - DOI:10.18334/ce.15.3.111868.

11. Timofeev, I. N. Sanctions against Russia: a View in 2021: report 65/2021 / [I. N. Timofeev]; Russian Council on International Affairs (RIAC). - M.: NP RIAC, 2021. - 24 p.

12. Sanctions against Russia: results of 2018 and a view in 2019 No. 43/2018 / [I. N. Timofeev, V. A. Morozov ; Chief Editor I. S. Ivanov] ; Russian Council for International Affairs (INF). -Moscow: NP INF, 2018. - 76 p.

13. Sanctions against Russia: a view in 2020: Report 51/2020 / [I.N. Ti-mofeev, V.A. Morozov,

Yu.S. Timofeeva]; Russian International Affairs Council (INF). - Moscow: NP INF, 2020 - 96 p.

14. Timofeev, I.N. Sanctions against Russia: Directions of escalation and counteraction policy: Report No. 37/2018 / [I. N. Timofeev] ; Russian Council for International Relations. cases (NP RIAC). - M. : NP RIAC, 2018. - 32 p.

15. Kokorev A.S. The impact of foreign economic sanctions of 2022 on the development of Russian regions// Culture and security, -No. 2. Moscow, — 2022. — 19-23 p.

16. Kokorev A.S. Factors of competitiveness and financial stability of the company. Moscow Economic Journal, -No. 9. — Moscow. — 2020. - 56 p.

17. Gegechkori I.M. Economic sanctions against the Russian Federation and foreign economic security: challenges and threats // Audit statements. 2022. No. 1. pp. 97 — 100. DOI: https://doi.org/10.24411/1727-8058-2022-1-97-100 .

Для цитирования: Кокорев А.С., Калиненко Н.Л. Проблемы и перспективы обеспечения устойчивого развития национальной экономики РФ в матрице международных санкций // Московский экономический журнал. 2022. № 8. URL: https://qje.su/otraslevaya-i -regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2022-25/

© Кокорев А.С., Калиненко Н.Л., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 8. [19] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 (21.07.2020) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/128943/ (дата обращения: 07.09.2022, свободный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.