Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка'

Проблемы и перспективы налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / СЕГМЕНТЫ / СУБЪЕКТЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синникова Ю. М.

В статье рассматриваются вопросы современного состояния налогообложения субъектов российского страхового рынка в разрезе его основных сегментов. Анализируются существующие проблемы налогообложения и определяются перспективные направления совершенствования применения инструментов налогового регулирования деятельности субъектов страхового рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка»

проблемы и перспективы налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка

Ю. М. СИННИКОВА, ассистент кафедры финансов Е-mail: [email protected] Казанский государственный финансово-экономический институт

В статье рассматриваются вопросы современного состояния налогообложения субъектов российского страхового рынка в разрезе его основных сегментов. Анализируются существующие проблемы налогообложения, и определяются перспективные направления совершенствования применения инструментов налогового регулирования деятельности субъектов страхового рынка.

Ключевые слова: страховой рынок, сегменты, субъекты, налогообложение, инструменты, регулирование.

Страховой рынок является стратегически важным звеном финансовой системы любого государства. По своему составу и структуре этот рынок достаточно неоднороден. Его объем, динамика, отраслевая, региональная и институциональная структуры во многом зависят от степени его развития, и в частности — от степени развития отдельных его сегментов. Действующая система налогообложения субъектов страхового рынка оказывает существенное влияние на его отдельные сегменты. Преобладание фискальной направленности российской налоговой системы зачастую препятствует развитию стратегически важных для экономики нашей страны сегментов страхового рынка.

Под сегментом страхового рынка следует понимать его составную часть, объединяющую группу производителей (страховщиков) и потребителей (страхователей) на основе купли-продажи страхового продукта, предлагаемого в этом сегменте страхового рынка. Страховой рынок России с учетом действующего страхового законодательства по существующим различиям в объектах страховой защиты (содержания страхования) может быть классифицирован на два больших сегмента: личное

страхование (страхование жизни) и имущественное страхование (страхование иное, чем страхование жизни или рисковые виды страхования). Кроме того, следует выделять из состава имущественного страхования в качестве самостоятельного сегмента страхование ответственности. Это обусловлено спецификой содержания страхового продукта, предлагаемого в данном сегменте, и особенностями условий его потребления.

Современный страховой рынок функционирует в достаточно непростых условиях. С целью стимулирования развития российского страхового рынка государству необходимо посредством регулятивных мер обеспечить поддержку страховой отрасли в целом и отдельных видов страхования — в частности. На взгляд автора, приоритетным направлением является развитие тех сегментов страхового рынка, которые имеют социальную и экономическую направленность. Среди них следует выделить:

— страхование жизни, резервы которого являются важнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику;

— медицинское страхование, включая добровольное медицинское страхование, обеспечивающее не только прозрачность использования средств, но и более высокое качество медицинских услуг, чем при обязательном медицинском страховании;

— страхование различных видов ответственности для обеспечения полноценной социальной защищенности российских граждан [3].

При исследовании проблем налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка необходимо использовать институциональ-

ный подход к классификации данных сегментов. Это обусловлено тем, что каждый сегмент страхового рынка в институциональном аспекте имеет достаточно сложную структуру. В зависимости от видов договоров страхования, сострахования и перестрахования, заключаемых в каждом отдельном сегменте страхового рынка, состав его субъектов может существенно различаться. Кроме того, учитывая специфику не только самой страховой деятельности, но и ее особенности в отдельных сегментах страхового рынка, подобный подход обеспечит дифференциацию при реализации мер налогового регулирования соответствующих сегментов страхового рынка и соответственно — налогообложении деятельности субъектов, функционирующих в данном сегменте.

На практике оценка необходимости налогового регулирования страхового рынка и выбор конкретных инструментов такого регулирования осложняются определенными проблемами. Одной из них является отсутствие системного подхода к оценке влияния налогообложения на страховой рынок в целом и отдельные его сегменты, а также на деятельность отдельных субъектов страхового рынка. В подавляющем большинстве исследований проблемы налогообложения страхового рынка рассматриваются с позиции страховщиков в части налогообложения их прибыли. Другие же аспекты налогообложения деятельности страховщиков, а также проблемы налогообложения других субъектов страхового рынка (страхователей и страховых посредников) исследованы недостаточно.

В современной отечественной экономической литературе вопрос об инструментах налогового регулирования является достаточно дискуссионным. Это же можно сказать и о конкретных инструментах налогового регулирования, применимых в условиях функционирования страхового рынка, учитывающих специфику и особенности данной сферы финансовой деятельности. Обобщая существующие в мировой и отечественной практике подходы к группировке инструментов налогового регулирования, можно отметить, что зачастую разными авторами одни и те же инструменты налогового регулирования различными авторами называются по-разному, меняется лишь их перечень при неизменности содержания и предназначения. Например, под методами или формами налогового регулирования Т. Ф. Юткина, О. А. Миронова, Г. Б. Поляк, Г. Б. Романов понимают предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, реструктуризацию задолженности

по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, налоговые каникулы, налоговую амнистию, налоговые вычеты, международные договоры об избежании двойного налогообложения. Под способами или формами налогового регулирования — систему льготирования (формы налоговых льгот) и систему санкционирования (формы ответственности за нарушение налогового законодательства). Система льготирования предполагает:

— предоставление налоговых льгот;

— отмену уплаты авансовых платежей по налогам;

— отсрочку налогового платежа по заявлению;

— уменьшение или полное сложение налогового обязательства в связи с направлением части прибыли (дохода) плательщика на благотворительные и другие аналогичные цели;

— снижение размера налоговой ставки;

— вычеты из налоговой базы.

В системе санкционирования выделяют: налоговые санкции и налоговую ответственность (пени, штрафы, доначисления налогов); административную ответственность; уголовную ответственность и финансовую ответственность (например, за нарушение договорных обязательств). Все инструменты налогового регулирования по характеру своего воздействия могут быть сгруппированы в стимулирующие и сдерживающие.

К стимулирующим инструментам налогового регулирования следует относить те из них, которые направлены на облегчение условий функционирования налогоплательщика: снижение его налоговой нагрузки и стимулирование развития за счет уменьшения изъятия части финансовых ресурсов из оборота в виде уплаты налоговых платежей. Сдерживающие инструменты налогового регулирования представлены системой санкционирования за соответствующее несоблюдение или нарушение налогового законодательства. Однако стимулирующие инструменты налогового регулирования могут иметь также и сдерживающий характер. Например, за счет варьирования налоговой ставки по тем или иным налогам.

Наряду с общеизвестными инструментами налогового регулирования (налоговые льготы, понижение или увеличение налоговой ставки, изменение порядка и сроков исчисления и уплаты налога) к таким инструментам следует также относить и иные элементы налога: налоговый период, объект налогообложения и порядок формирования налоговой базы. От продолжительности налогового периода напрямую зависит период формирования нало-

гоплательщиком базы налогообложения. В свою очередь, процессы формирования налоговых баз по тем или иным налогам тесно связаны с особенностями объектов налогообложения, так как являются стоимостными характеристиками последних. Таким образом, при разработке мер налогового регулирования органами государственной власти может предусматриваться как вовлечение в налогообложение новых объектов, так и их исключение.

Говоря о практическом аспекте инструментов налогового регулирования в условиях страхового рынка, необходимо отметить, что принципиально важным является выделение из всей их совокупности тех, применение которых отвечало бы специфике деятельности, осуществляемой на страховом рынке всеми его субъектами. При разработке мер налогового регулирования страхового рынка необходимо принимать во внимание два основных фактора:

— специфику самого страхования как особого вида финансовой деятельности, направленного не только на обеспечение страховой защиты в рамках заключаемых договоров страхования, но и деятельности, направленной на получение конечного финансового результата — прибыли;

— особенности отдельных видов страхования в рамках отраслей страхования — сегментов страхового рынка.

Выбор конкретных инструментов налогового регулирования деятельности субъектов того или иного сегмента страхового рынка связан с проведением оценки уровня развития данного сегмента и обоснованием необходимости государственного вмешательства в целях стимулирования или сдерживания его активности посредством мер налогового регулирования.

Особенности воздействия инструментов налогового регулирования на различные сегменты страхового рынка и их субъектов к настоящему времени не определены. Отсутствуют четкие критерии оценки эффективности налогового регулирования, в том числе и в условиях страхового рынка. Эффективное налоговое регулирование лежит в плоскости необходимости разрешения конфликта интересов государства и налогоплательщика. С точки зрения налогоплательщика, налоговое регулирование всегда будет являться неэффективным, поскольку налогообложение предполагает изъятие части его финансовых ресурсов в виде различного рода налоговых платежей. Поэтому при определении критериев эффективности налогового регулирования необходимо руководствоваться интересами

государства, но учитывать и интересы налогоплательщиков.

Основными критериями эффективности налогового регулирования с теоретической точки зрения являются: критерий достаточности (интересы государства) и критерий оптимальности (интересы налогоплательщика). Эти два критерия фактически определяют границы налогового регулирования. Критерий достаточности определяет нижнюю границу налогового регулирования и отражает потребности государства: финансовых ресурсов, мобилизуемых посредством налогообложения, и соответствующих мер налогового регулирования должно быть достаточно для выполнения государством возложенных на него функций. Соответственно критерий оптимальности отражает верхнюю границу налогового регулирования — степень платежеспособности налогоплательщика. Это в свою очередь означает, что налогообложение и меры налогового регулирования не должны превышать допустимого предела возможностей налогоплательщика по уплате тех или иных налогов. Таким образом, основной целью налогового регулирования является достижение сочетания интересов государства и налогоплательщика.

Выбор конкретных инструментов налогового регулирования деятельности субъектов в разрезе сегментов страхового рынка должен основываться на проведении предварительной оценки уровня развития того или иного сегмента, оценки его потенциальных налоговых возможностей, а также на основе оценки потенциальных налоговых возможностей каждой группы субъектов в рамках сегментов страхового рынка.

Кроме того, дифференцированный подход к налоговому регулированию деятельности каждого субъекта страхового рынка фактически ограничивается составом и особенностями тех налогов, которые уплачивает тот или иной субъект в процессе осуществления страховой деятельности. У всех субъектов страхового рынка, являющихся налогоплательщиками наряду с иными хозяйствующими субъектами, в соответствии с действующим налоговым законодательством виды и состав налоговых платежей значительно различаются. Они зависят от осуществляемых ими видов страховой деятельности. Например, страховщики в зависимости от объемов и масштабов своей деятельности являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (по операциям, не связанным с заключением договоров страхования,

сострахования и перестрахования), налога на имущество организаций, транспортного налога и др.

В свою очередь налогообложение деятельности страхователей на страховом рынке зависит от их организационно-правовой формы. Если страхователи — юридические лица, то налоги, уплачиваемые ими, идентичны налогам, уплачиваемым страховщиками. В случае если страхователь — физическое лицо, то доходы, извлекаемые им от заключения тех или иных видов договоров страхования, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом.

Всевозможные страховые посредники и иные субъекты страхового рынка, в зависимости от организационно-правовой формы, с учетом особенностей и специализации своей деятельности также уплачивают налоги с извлекаемых доходов или используемого имущества при осуществлении посреднической и иной деятельности на страховом рынке, связанной с сопровождением договоров страхования, сострахования и перестрахования.

Следовательно, налоговое регулирование страхового рынка должно реализовываться в разрезе его основных сегментов с учетом интересов и специфики деятельности всех его субъектов. Представляется целесообразным предложить введение дополнительных инструментов налогового регулирования субъектов страхового рынка. В силу неравномерности развития региональных страховых рынков и в условиях отсутствия в 30 субъектах РФ страховых организаций необходимо предусмотреть налоговые льготы по налогу на прибыль организаций для данной категории налогоплательщиков. В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) такие налоговые льготы не предусмотрены. Уменьшение налоговой базы или полное освобождение от налогообложения в течение определенного периода станет достаточно эффективным инструментом для стимулирования и развития отдельных сегментов страхового рынка в регионах.

Необходимо предусмотреть изменение порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль страховых организаций, осуществляющих деятельность через обособленные подразделения, исходя из фактической суммы прибыли, полученной в регионе. Действующий порядок определения доли прибыли обособленного подразделения исходя из среднесписочной численности работников и остаточной стоимости имущества фактически не учитывает работы по заключению договоров страхования отдельными обособленными подразделе-

ниями. Например, доля показателей отдельного обособленного подразделения в целом по страховщику может быть небольшой, а большая часть объемов по заключению договоров страхования может приходиться именно на такое обособленное подразделение. Таким образом, осуществляется искусственное перераспределение прибыли, полученной в регионе.

В целях налогового регулирования и стимулирования развития отдельных сегментов страхового рынка (скажем, добровольного и обязательного страхования ответственности) представляется возможной дифференциация налоговой ставки по налогу на прибыль страховых организаций, например, установление пониженной налоговой ставки по прибыли от страховых операций при сохранении действующей налоговой ставки по прибыли от инвестиционной деятельности. Для стимулирования развития отдельных сегментов страхового рынка целесообразно предусмотреть дифференциацию налоговых ставок по налогу на прибыль страховых организаций в разрезе договоров страхования — сегментов страхового рынка.

В настоящее время многими специалистами оцениваются перспективы альтернативного механизма налогообложения деятельности страховых организаций, предусматривающего переход от уплаты налога на прибыль организаций к налогу на страховые взносы. Подобная замена наделяет налог на страховые взносы свойствами прямого налога. Но в большинстве зарубежных стран данный налог применяется наряду с действующим налогом на прибыль корпораций-страховщиков. Введение налога на страховые взносы, по мнению автора, необходимо осуществлять наряду с сохранением действующего налога на прибыль организаций-страховщиков. Данное обстоятельство подтверждается тем, что в настоящее время в российской налоговой системе недооценена роль косвенных налоговых регуляторов деятельности страховщиков. Освобождение обложения страховой деятельности от налога на добавленную стоимость в соответствии с гл. 21 НК РФ обусловлено технической сложностью применения налоговых вычетов. Введение налога на страховые взносы позволит компенсировать выпадающие налоговые доходы.

Назрела также необходимость совершенствования налогообложения деятельности страхователей. В большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, а полученные страховые выплаты не

облагаются налогами. В случае, если страхователь является юридическим лицом, расходы в виде страховых взносов учитываются при налогообложении прибыли, а для страхователей — физических лиц при обложении налогом на доходы физических лиц подобный порядок не предусмотрен. С целью стимулирования развития отдельных сегментов страхового рынка, по мнению автора, следует ввести порядок предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, заключающих договора по социально значимым видам страхования: обязательное медицинское страхование, добровольное долгосрочное (пенсионное) страхование жизни. По аналогичным договорам страхования следует также предусмотреть введение налоговых льгот при налогообложении налогом на доходы физических лиц страховых премий, поскольку страховая премия по своему существу является не доходом, а возмещением потерь в случае наступления страхового события.

Посредством инструментов налогового регулирования возможно стимулирование деятельности разнообразных страховых посредников в том или ином сегменте страхового рынка. Согласно действующему налоговому законодательству, страховые премии освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. В то же время вознаграждение, получаемое страховыми посредниками, является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Данное обстоятельство противоречит теории страхования и зарубежному опыту налогообложения операций на страховом рынке и лишает российских страховых посредников 18 % их доходов. Кроме того, существующий порядок исчисления и уплаты страховыми посредниками налога на прибыль по методу начисления, в независимости от фактического поступления денежных средств, серьезно ухудшает финансовое положение и финансовую устойчивость тех из них, которые не работают по упрощенной системе налогообложения. Следует исключить деятельность страховых посредников по представлению интересов страхователей и/или страховщиков из сферы обложения налогом на добавленную стоимость, а также предоставить возможность страховым посредникам для целей налогообложения прибыли исчислять доходы исходя из фактически поступивших денежных средств.

Целесообразно также предусмотреть налоговые льготы по добровольному страхованию для субъектов малого бизнеса, большинство из которых уже перешло на упрощенную систему налогообложения. По мере расширения перечня видов деятельности, лицензирование которых заменится обязательным страхованием гражданской ответственности, необходимо предусмотреть полное или частичное отнесение затрат на подобное страхование в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Исследование инструментов совершенствования налогового регулирования страхового рынка свидетельствует о необходимости использования институционального подхода при реализации мер налогового регулирования субъектов страхового рынка в рамках каждого отдельного его сегмента, а также дифференциации мер налогового регулирования с целью стимулирования приоритетных, экономически и социально значимых сегментов страхового рынка.

Список литературы

1. Боровикова Е. В., Механизм налогообложения страховой деятельности // Финансы и кредит. 2007. № 6 (246).

2. Девришбеков А. И. Особенности налогового регулирования страхового рынка на современном этапе // Финансы и кредит. 2009. № 19 (355). С. 62-65.

3. Изабакаров И. Г., Махдиева Ю. М. Государственное регулирование российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса // Финансы и кредит. 2009. № 20 (356). С. 38-42.

4. Кузнецов В. В. Совершенствование налогообложения субъектов добровольного пенсионного страхования // Финансы. 2007. № 7. С. 25.

5. Насырова Г. А Формы и инструменты государственного регулирования страховой деятельности // Страховое дело. 2008. № 11. С. 41.

6. Романова М. В. Налогообложение страховой деятельности. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 341.

7. Романова М. В. Тенденции развития российского страхования и кризисная ситуация // Финансы. 2009. № 1. С. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.