Налоговое регулирование
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.И. ДЕВРИШБЕКОВ Кафедра «Налоги и налогообложение» Дагестанского государственного университета
Особенностью современной российской налоговой системы, отмечаемой всеми экономистами, является то, что при ее формировании ставилась исключительно фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено тем, что создание налоговой системы Российской Федерации и первые этапы ее развития проходили в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей являлось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложению. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования. Однако теоретические исследования и практические разработки по проблемам налогового регулирования, в том числе и налогового регулирования страхового рынка, остаются в тени.
Страховой рынок является одним из важнейших сегментов финансового сектора рыночной экономики. Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы само -развития: инициатива и предприимчивость, более полное удовлетворение запросов страхователей.
В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба. Страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно и для российской экономики, которая пока пребывает в сложном положении.
Российский страховой рынок прошел в своем развитии несколько этапов и продолжает эволюционировать в соответствии с потребностями экономики. Настоящий этап развития страхового рынка характеризуется тем, что сформирована инфраструктура и нормативная база рынка, финансовая система практически восстановилась после кризиса 1998 г., который дал толчок к развитию качественно нового — инвестиционного — механизма использования страхового рынка, в том числе государством. Страховой рынок России в последнее время является одним из динамично развивающихся секторов экономики. Ежегодный рост собранных страховых премий, увеличение капитализации страховых компаний, повысившийся интерес крупных финансовых структур к страхованию, выраженный в приобретениях и слияниях на страховом рынке, а также расширение деятельности зарубежных страховщиков в России свидетельствуют о повышении финансовой привлекательности и значимости этого сегмента финансового рынка.
В этих условиях все большее значение приобретают косвенные, экономические рычаги воздействия государства на развитие страхового рынка, в том числе инструменты налогового регулирования.
Проблемам налогообложения страховой деятельности посвящено достаточно много исследований. При этом в подавляющем большинстве случаев в работах на эту тему рассматривается позиция страховщиков в части налогообложения прибыли. Другие аспекты системы налогообложения страховой деятельности исследованы недостаточно.
Отсутствие системного подхода в оценке влияния налогообложения на развитие страхового дела не позволяет государству с помощью налогов
осуществлять целенаправленное и предсказуемое воздействие на поведение страховщиков и страхователей. Кроме того, в современных научных исследованиях нет единства в понимании экономической природы самого понятия налогового регулирования и механизма его реализации.
За период функционирования новой налоговой системы России неоднократным изменениям подвергался как режим налогообложения страховой деятельности, так и режим налогообложения страховых операций.
Практически ежегодно в действующую систему налогообложения страховых организаций вносились поправки относительно состава налогов, порядка определения налоговой базы, ставок налогов и т. д. Эти изменения происходили в рамках общих налоговых реформ, направленных в условиях хронического бюджетного дефицита на увеличение налоговых поступлений, а также отражали учет особенностей страховой деятельности.
В процессе налоговых реформ, проводимых в России в последние годы, система налогообложения страховых организаций подверглась существенным корректировкам. Прежде всего, значительно сократился перечень налогов, подлежащих уплате страховщиками: с января 2003 г. на страховые организации распространяется обязанность уплаты 12 налогов [1].
Самым специфичным налогом для страховщиков по праву можно назвать налог на прибыль. В настоящее время механизм налогообложения прибыли установлен гл. 25 Налогового кодекса РФ. Специфичность страховой деятельности, выраженная в особом составе доходов и расходов страховщиков, нашла свое отражение в действующем механизме налогообложения прибыли посредством разработки двух специальных статей: ст. 293 «Особенности определения доходов страховых организаций» и ст. 297 «Особенности определения расходов страховых организаций». При этом специфика деятельности страховщиков такова, что основной проблемой является правильное исчисление финансового результата. Прибыль по страховым операциям трудно прогнозируема, особенно в период становления страховых организаций. Действующий порядок уплаты авансовых платежей в течение квартала недостаточно полно учитывает особенности страховой практики.
Следует отметить, что налогообложение прибыли страховых организаций не решает фискальных задач, так как в результате всевозможных способов минимизации прибыли от страховой деятельности
поступления в бюджет не соответствуют масштабам и темпам роста страховых взносов. Затруднения в осуществлении контроля за реальными денежными потоками провоцируют сокрытие доходов и уход от налогов, поэтому доходный потенциал страховых организаций не реализуется, а действующая система налогообложения не обеспечивает ни справедливого распределения налогового бремени, ни устойчивых доходов бюджета.
Неоправданно высоки временные и материальные затраты по расчетам налоговой прибыли со стороны налоговых органов, осуществляющих документальные проверки, а также по рассмотрению различных вопросов страховой деятельности, прямо или косвенно связанных с определением налоговой базы.
Все это обусловливает необходимость поиска новых способов решения проблемы регулирования страховой деятельности с использованием налогового механизма.
В настоящее время существуют перспективы альтернативного механизма налогообложения страховой деятельности. Назрела необходимость перевести страховые организации на уплату налога на страховые взносы взамен налога на прибыль. Это позволит государству получать планомерный постоянный доход. Регионы будут иметь налоговые ресурсы, которые соответствуют поступлениям страховых взносов по месту совершения операций, у страховых организаций установится порядок расчета и уплаты налогов, исчезнут противоречия с налоговыми органами. Будет подорвана основа существующих лжестраховых схем уклонения от налогообложения [2].
Предложения, предусматривающие введение налога на страховые взносы, в принципе не новы. Среди работ, затрагивающих проблемы совершенствования налогообложения страховой деятельности, можно выделить работы таких авторов, как С. Асабина, В. Ю. Балакирева, Н. Л. Вещунова, Т. Е. Гварлиани, А. Жеребко, Н. В. Зозуля, Н. Н. Кузь-минов, Л. А Орланюк-Малицкая, М. В. Романова, В. Н. Соловьева, О. Федосеева, Л. А. Юрченко и иных специалистов [1].
Введение налога на страховые взносы в России должно базироваться на следующих принципах:
1) исчислять налоговую базу исходя из объема страховых операций;
2) объектом налогообложения являются поступления взносов по добровольным и обязательным видам страхования, за исключением обязательных видов страхования, проводимых за счет средств бюджета и внебюджетных фондов;
3) дифференцировать ставки налога в зависимости от вида страхования;
4) налоги должны поступать в местные и региональные бюджеты на территории заключения договоров страхования.
С точки зрения совершенствования налогообложения основные цели введения налога на страховые взносы взамен налога на прибыль заключаются в следующем:
— выравнивании налогового бремени на основе разработки оптимальных значений ставок на страховые взносы, чтобы не ущемлять интересы страховщиков и увеличивать поступления в бюджет;
— упрощении механизма налогообложения и контроля;
— достижении простоты определения налоговой базы; не нужно проверять правильность договоров, формирования страховых резервов, отнесения расходов на себестоимость страховых услуг, а также соответствие договоров страхования правилам страхования;
— налогообложение станет более справедливым, так как распространяется на всех страховщиков и исключит нынешнюю возможность путем различных приемов минимизировать прибыль и «уходить» от уплаты налога на прибыль;
— легализации ряда сегментов рынка страхования;
— установлении системы налоговых льгот и стимулов по обязательным видам страхования. Что касается налоговых льгот, то хотя в гл. 25
Налогового кодекса РФ отсутствуют льготы как экономический рычаг, который действовал раньше, но уменьшение налоговой базы или полное освобождение от налогообложения — это весьма эффективный рычаг для стимулирования и развития отраслей, а также решения различных проблем.
Налоговые механизмы, обеспечивающие создание благоприятных режимов налогообложения для страхователей, играют важную роль для активизации страхового рынка региона. На Западе обычно все страховые платежи или заметная их часть уменьшают налогооблагаемую базу. Страховые взносы, уплаченные частным лицом, включаются в налоговые вычеты, страховые расходы корпораций относятся на себестоимость, страховые выплаты от налогов тоже часто освобождены.
В соответствии с налоговым законодательством РФ при заключении некоторых видов договоров страхования организациями для них предусмотрено снижение базы налогообложения налога на прибыль организации. Кроме того, предприятия,
заключающие договора личного страхования своих работников, имеют следующие льготы: по налогу на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 213 гл. 23 ч. 2 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц; не подлежат налогообложению единым социальным налогом в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 238 гл. 24 ч. 2 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов, выплачиваемых предприятием по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
При этом следует отметить, что в отношении гл. 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» правила об уменьшении налогооблагаемой базы при заключении договоров личного и имущественного страхования действуют только в том случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.
В отличие от юридических лиц, расходы на страхование которых уменьшают налогооблагаемую прибыль по налогу на прибыль организации, для физических лиц в Налоговом кодексе РФ подобного порядка не установлено. Страховые премии, оплачиваемые физическим лицом страховщику при заключении договора страхования, не засчитываются как налоговые вычеты (ст. 218 — 221 Налогового кодекса РФ), а иных налоговых льгот для физических лиц в настоящее время в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено.
Как видно, хотя льготы при заключении отдельных договоров страхования и установлены, но не полностью и в явно недостаточных размерах.
Таким образом, содержание норм Налогового кодекса РФ не только не стало полноценным источником ожидаемых налоговых стимулов для развития страхового рынка, но и во многом превратилось в тормоз для дальнейшего развития ряда видов страхования.
Возникает необходимость совершенствования существующих налоговых режимов для страхователей. По мнению автора, необходимо ввести механизм предоставления налогового вычета для физических лиц в случае приобретения полисов по долгосрочному (пенсионному) страхованию жизни, добровольному медицинскому и другим социально значимым видам страхования. Например, налого-
64
финансы и кредит
вый вычет по НДФЛ может быть распространен на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление добровольного пенсионного страхования. В целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.
Целесообразно также предусмотреть налоговые льготы по добровольному страхованию для субъектов малого бизнеса, большинство из которых уже перешли на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, в связи с тем, что в ближайшее время по мере того как полис страхования ответственности будет заменять лицензию в отдельных видах бизнеса, объемы страхования ответственности будут расти, целесообразно предусмотреть полное либо частичное отнесение расходов на данное страхование на себестоимость.
При осуществлении некоторых обязательных видов страхования целесообразно ввести систему компенсаций, аналогичную субсидиям на коммунальные услуги. То есть стоимость страховки может возмещаться через органы социального обеспечения. Например, в системе медицинского страхования, по мнению автора, возможны варианты, когда граждане могли бы получить доплаты из государственной системы в тех случаях, когда они предпочитают воспользоваться услугами платной медицины, но при условии, что они не пользуются при этом услугами государственной медицины и
экономят ей деньги. Второй вариант — гражданин остается в системе государственного медицинского страхования, но, например, в той же компании, где он застрахован по ОМС, он оформляет дополнительную добровольную страховку и доплачивает за некие услуги сверх базовой программы государственных гарантий. Сейчас же по закону, если хочешь получить услугу в системе добровольного медицинского страхования, то ее нужно оплатить полностью. При этом государство ничего за это не доплатит.
Таким образом, учитывая, что налогообложение выступает одним из основных факторов, регулирующих спрос и предложение на страховом рынке, необходимо создать эффективный налоговый механизм в сфере страхования, способствующий не только пополнению доходов бюджета, но и развитию спроса на страховые услуги и в целом страхового рынка.
Список литературы
1. Романова М. В. Налогообложение страховой деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2006. - 341 с.
2. Худиев Н. Н. Совершенствование механизма налогообложения в страховых организациях // Финансы. - 2005. - №5. - С. 64 - 66.
3. Кобак О. Заминированные правила // Финанс. -2006. - №20. - С. 30 - 31.
4. Кузнецов В. В. Совершенствование налогообложения субъектов добровольного пенсионного страхования// Финансы. - 2007. - № 7. - С. 25.
5. Страхование предприятий малого бизнеса // Финанс. - 2006.- № 7. - С. 39 - 40.