ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
РОССИИ
Е.В. Кузьмина, канд. экон. наук, доцент К.М. Колесникова, студент А.С. Аникеева, студент
Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10927
Аннотация. Косвенные налоги занимают большой удельный вес в формировании доходной части бюджета страны. Мы провели исследование проблем налогообложения и рассмотрели изменения в российском законодательстве в сфере косвенных налогов за 2018-2020 гг. По итогу в системе НДС и акцизных сборов нами была предложена тенденция развития в сторону мирового сообщества, чтобы политика косвенного налогообложения гармонизировала как система с политикой налогообложения тех стран, с которыми Россия ведет активное экономическое и торговое сотрудничество.
Ключевые слова: косвенное налогообложение, НДС, акцизные сборы, система «такс-фри», налоговая политика государства.
В настоящее время налоговая политика является одним из главных рычагов страны в управлении экономикой. Налоговые отчисления выступают основным источником формирования доходов бюджета Российской Федерации и оказывают прямое воздействие на качество жизни общества, а также на равновесие и устойчивость бюджета государства.
В Российской Федерации налоговая система существует с 1 января 1992 года и состоит из прямых (взимается с дохода или имущества налогоплательщиков) налогов и косвенных (надбавки к цене товаров и услуг) налогов, где к косвенным налогам можно отнести налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы [1].
До сегодняшнего дня налоговая система РФ претерпевала множество изменений и дополнений. Так, совсем недавно в России стал взиматься повышенный НДС, который составляет 20%. Данный корректив привнес за полтора года различные изменения в жизни граждан и деятельности государства.
По прогнозам Министерства Финансов РФ, в 2020-2022 годах благодаря повышению ставки НДС на 2% федеральный бюджет должен получить более 2 трлн рублей: в 2020 году - 639 млрд руб.; в
2021 - 686 млрд руб.; в 2022 - 737 млрд
руб.
Но также увеличение ставки НДС на 2% привело к тому, что стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в РФ увеличилась: в сентябре 2018 года составляла 15 222,05 руб.; в сентябре
2019 года - 16 010,52 руб.; в сентябре 2020 года - 17 767,77 руб.
Рост ставки НДС сильно ударил по подакцизным товарам - бензину, алкоголю и табаку. С 01.01.2019 года ставка акциза начала увеличиваться. В 2020 году акциз на дизельное топливо повысился на 3,4%, в 2021 запланировано повышение на 4%, а в 2022 - также на 4% по подписанному Президентом РФ закону об акцизах на топливо. Сейчас дизельное топливо «радует» ценой в 43 руб. 76 коп. Акциз на бензин в
2020 году вырос на 3,6% по сравнению с 2019 годом и составляет: 92-й бензин - 43 руб., 95-й - 47 рублей 55 копеек. И цены будут расти [4].
В 2021 году цены на табачную продукцию вырастут на 20%. Такой закон приняла Госдума в финальном - третьем - чтении. Ставка акциза на табак разных видов, включая кальянный, составит 3806 руб. за кг, на сигары - 258 руб. за штуку, электронные сигареты - 60 руб. за штуку. Планируется увеличение ставок и на прочие
виды табачной продукции. Повышение налогов направлено на компенсацию роста бюджетных расходов в связи с пандемией.
С 1 января 2020 года акциз на алкогольную продукцию также увеличился. На виноградные и фруктовые вина составляет 31 руб. за литр, в 2021 году - 32 рубля, в 2022 году - 33 рубля за литр. Акциз на игристые вина (шампанское) равен 40 руб. за литр, в 2021 году- 41 руб., а в 2022 году -43 рубля. Ставки акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, а также на алкоголь, в котором содержится более 9% этилового спирта, будут едиными. Так, за один литр стоимость налога составляет 544 рубля, а к 2022 году увеличится до 589 рублей [5].
По итогам данных федеральной налоговой службы за январь-август 2019-2020 гг. поступления с акцизов в федеральный бюджет увеличились с 797,5 млрд рублей за 2019 год до 1192,4 млрд рублей в 2020 году. Темп прироста составил 49,5%.
Таким образом, косвенные налоги привносят значительную часть в доходы бюджета (0,88% к ВВП), но эти повышения оказывают большое влияние на уровень жизни граждан, а также увеличивается возможность возрастания задолженности косвенных налогов.
Исследование теоретических и практических проблем управления косвенными налогами в рамках формирования налоговой политики дают представления о совершенствовании процесса налогообложения добавленной стоимости и акцизов в Российской Федерации.
Совершенствование и направления развития механизмов косвенного налогообложения в России (в частности, на практике НДС и акцизных сборов) необходимо осуществлять с учетом интеграционных процессов. Интеграция и глобализация в системе налогообложения должна быть направлена на ликвидацию существующих барьеров в системе, которые препятствуют свободной торговле, а также движению капитала между государствами.
То есть политика косвенного налогообложения как система должна стремиться гармонизировать и национальные налоговые законодательства, и политику налого-
обложения тех стран, с которыми Россия ведет активное экономическое и торговое сотрудничество. Являясь важным направлением налоговой политики, интеграция косвенного налогового законодательства включает в себя систематизацию и унификацию налоговых платежей, а также координацию национальных налоговых систем. Это можно проследить и в современном российском устройстве.
Так, будет введен новый электронный документооборот для системы «такс-фри». Такс-фри - система, согласно которой можно вернуть сумму налогов на добавленную стоимость от 7-25% от суммы товара. Системой могут воспользоваться иностранцы, пребывая в чужой стране, в тот момент, когда они пересекают границу в обратном направлении. Эта практика очень удобна и справедлива, так как иностранцы в чужой стране являются гостями, а не налогоплательщиками.
Система «такс-фри» была запущена в российских городах с апреля 2018 года и успешно существует по настоящее время. По данным налоговой службы, на февраль 2020 года после запуска системы «такс-фри» в России покупатели оформили более 73 тыс. чеков на 7,7 млрд рублей.
Поэтому перспектива развития налога на добавленную стоимость заключается в новой системе электронных чеков. Так, Совет Федерации одобрил закон 15 июля 2020 года о начале использования с 2021 года участниками «такс-фри» различных электронных документов. В их числе электронные чеки для компенсации суммы НДС иностранным гражданам, которые приобретают товары в России [3].
В системе акцизного налогообложения тенденция развития тоже может быть направлена в сторону мирового сообщества. России необходимо сгенерировать торгово-экономические отношения со странами-партнерами с целью обеспечения справедливого взаимного экономического соответствия налоговых ставок. Потому что повышение ставок по акцизам в странах-партнерах позволит сократить объемы более дешевой, как правило, нелегальной, продукции, которая поступает на территорию РФ из пограничных регионов. То есть,
необходимо учесть международный опыт шей экономики. Рассмотренные направле-экономических партнеров по вопросам ния развития косвенных налогов помогут правового регулирования акцизного нало- гармонизировать и интегрировать россий-гообложения и применить его в России [2]. ское законодательство в сфере косвенного
Косвенные налоги часто критикуют за налогообложения в мировое экономиче-их недемократичность и регрессивность, ское сообщество. но в то же время, они необходимы для на-
Библиографический список
1. Кипкеева А.М., Эркенова З.А. Современные проблемы косвенного налогообложения в России // Вектор экономики. - 2019. - №6 (36). - С. 60.
2. Волохатая И. В. Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ/ И.В. Волохатая, А.В. Плахов // Молодой ученый. - 2016. - №25 (129). - С. 260-262.
3. Законопроект № 875579-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части организации документооборота с использованием электронных документов (чеков) для компенсации суммы НДС оформленных физическим лицам - гражданам иностранных государств при реализации им товаров» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/875579-7
4. Налоговая аналитика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
5. Налог в плюсе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/11/05/povyshenie-nds-dobavit-v-kaznu-bolee-dvuh-trillionov-rublej.html
PROBLEMS AND PROSPECTS OF INDIRECT TAXATION IN RUSSIA
E.V. Kuzmina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
K.M. Kolesnikova, Student
A.S. Anikeeva, Student
Volgograd State Technical University
(Russia, Volgograd)
Abstract. Indirect taxes are a major contributor to the income side of the country's budget. We made a research of tax problems and considered changes in the indirect taxes for 20182020. As a result, the system of VAT and excise duties we have applied a trend towards the world community to let indirect taxation policies of Russia harmonize with the taxation policies of those countries with which Russia is actively engaged in economic and trade cooperation. Keywords: indirect taxation, VAT, excise taxes, system of «tax-free», tax policy of the State.