Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы интеграции школы и вуза'

Проблемы и перспективы интеграции школы и вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / НОРМАТИВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович, Малинин Валерий Анатольевич

Школы повышенного уровня и новый Закон об образовании. Сетевые формы работы по образовательной программе. Интеграция «школа вуз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы интеграции школы и вуза»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ интеграции школы и вуза

Анатолий Борисович Вифлеемский,

действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук, e-mail: abw@inxonet.nnov.ru

Валерий Анатольевич Малинин,

директор средней школы № 187 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Н. Новгород, кандидат педагогических наук

Общеизвестно, что интеграция школы и вуза — один из важных факторов повышения качества образования в школе, однако на практике возникает много вопросов организационного и правового обеспечения интеграции школы и вуза. Ошибки здесь недопустимы: неправильное оформление может повлечь за собой проблемы у выпускников школы с получением аттестатов.

• интеграция • сетевая форма реализации образовательной программы

• нормативы финансового обеспечения • дистанционное образование

• государственные услуги • ФГОС

Школы повышенного уровня и новый Закон об образовании

Новый Закон об образовании (Федеральный закон

от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ») заставил по-новому посмотреть на деятельность школ повышенного уровня, к которым традиционно относили лицеи, гимназии и школы с углублённым изучением отдельных предметов. Согласно статье 23 Закона об образовании образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых — основная цель их деятельности.

Общеобразовательной организацией называется образовательная

организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. При этом в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, их содержание, специальные условия реализации и (или) особые образовательные потребности учащихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие функции).

Таким образом, лицеи, гимназии и школы с углублённым изучением отдельных предметов становятся общеобразовательными организациями, имеющими соответствующие термины в своём наименовании. И если раньше подтверждение особого вида требовало определённых объективных результатов при аккредитации, то теперь установление соответствующего наименования будет в большей мере зависеть от решения учредителя.

Кроме того, возникают вопросы с сохранением традиционно повышенных нормативов финансирования таких учреждений. В соответствии со статьёй 99 Закона об образовании нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учётом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья учащихся, а также с учётом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий учащихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчёте на одного ученика, если иное не установлено настоящей статьёй.

Если формально лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением отдельных предметов работают по очной форме обучения по одним и тем же Федеральным стандартам, то обоснованным выглядит установление им нормативов финансирования в одинаковом размере.

В Москве, придерживаясь именно такой логики, были установлены нормативы финансирования

общеобразовательных учреждений. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 789-ПП (в ред. постановлений Правительства Москвы от 29.12.2011 № 669-ПП, от 27.03.2012 № 110-ПП, от 26.12.2013 № 909-ПП) «Об утверждении нормативов финансового обеспечения государственных гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования» установлен единый норматив финансового обеспечения для образовательных организаций, работающих по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

К этому нормативу финансирования установлено два корректирующих коэффициента: корректирующий коэффициент для обеспечения образовательного процесса учащихся детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов (2,0), и корректирующий коэффициент для обеспечения образовательного процесса учащихся детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов (3,0).

Впрочем, в Москве реальное финансирование осуществляется отнюдь не по подушевым нормативам финансирования, однако сигнал со стороны властей был дан школам вполне понятный. При этом московские образовательные власти говорят о некоем равенстве образовательных возможностей, обосновывая этим отмену повышенных нормативов финансового обеспечения образовательных программ повышенного уровня.

В регионах же, как правило, понимают важность сохранения учреждений, дающих повышенный уровень общего образования, поэтому сохраняются повышенные нормативы финансирования школ с углублённым изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

Так, например, в Нижегородской области законом Нижегородской области от 18 декабря № 166-З «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, расположенных в городской местности, на одного учащегося на реализацию основных образовательных программ начального общего образования 26 835 рублей, основного общего образования — 40 794 рубля, среднего общего образования — 45 921 рубль. Также установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности на реализацию программ повышенного уровня, углублённого изучения отдельных предметов, которые по соответствующим уровням общего образования утверждены в размере соответственно 30 860, 46 913 и 52 809 рублей, то есть выше, чем нормативы финансового обеспечения «обычных» программ.

И такое установление нормативов финансового обеспечения положительно оценивает общество, «голосуя ногами» в школы повышенного уровня. В Нижнем Новгороде, при всех демографических проблемах, нет свободных мест в лицеях, гимназиях и школах с углублённым изучением отдельных предметов, а родители стремятся определить своих детей именно в такие школы, понимая разницу в качестве образования.

Наши исследования показали, что особенно востребовано родителями массовое образование повышенного уровня — школы с углублённым изучением отдельных предметов, как, в частности, средняя школа № 187 с углублённым изучением отдельных предметов. Частично это определяется и особенностями микрорайона, в котором находится школа. Это микрорайон университетской интеллигенции, требующей высококачественного образования для своих детей и внуков и способной дать объективную оценку работе школы.

Требовательность родительской общественности влечёт необходимость постоянно повышать качество образования в школе.

Интеграция «школа — вуз» повышает качество образования

Конкурентоспособную, успешную, творческую, компетентную личность школа может подготовить только при тесном взаимодействии с вузом. Вместе с тем нельзя не согласиться с академиком В.А. Садовничим, который не без основания заявляет, что разрыв между высшей и общеобразовательной школой сегодня достиг катастрофической глубины, и это было отмечено в пленарном докладе на Всероссийском совещании работников образования.

В такой ситуации интеграция школы и вуза стала очень востребованным направлением повышения качества образования. Конкретных способов интеграции школы и вуза достаточно много: участие профессорско-преподавательского состава вуза в проведении занятий в школах, организация учебно-исследовательской деятельности, профориентационной работы, подготовка к олимпиадам, турнирам, конкурсам, повышение квалификации педагогов школы, их участие в инновационных проектах, в решении задач инновационного развития школы и вуза. Все эти формы совместной деятельности активно используются в школе № 187 с углублённым изучением отдельных предметов в рамках интеграции с Национальным исследовательским университетом ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

В то же время от частных способов необходим переход к системной интеграции деятельности школы и вуза, что позволит создать образовательный комплекс «школа — вуз» уже не как совокупность элементов совместной деятельности, а как образовательный институт совместно работающих по основной программе общего образования.

Результатом развития интеграционных процессов станут два системных эффекта, крайне важных не только для школы или вуза, но и для общества в целом.

• Успешная профориентация выпускника школы. Становление научного мировоззрения

в школе — необходимое условие дальнейшей подготовки в университете научных работников, научно-педагогических кадров (начиная с уровня обучения в магистратуре). В нашем случае уже установлено профориентационное значение углублённого изучения экономики и математики в школе для дальнейшего обучения в университете.

• Трудоустройство по специальности и развитие предпринимательских способностей выпускника вуза.

Как показал опыт школы № 187 с углублённым изучением отдельных предметов, углублённое изучение экономики может включать блок раннего развития предпринимательских способностей учащихся, которые затем получают новое качественное развитие при обучении в университете по экономическим специальностям. По окончании обучения возможны работа по экономическим специальностям, самостоятельная предпринимательская деятельность, что обеспечивает качественно иной уровень социализации выпускника вуза. Кроме того, достигается крайне важный для нашей страны социально-экономический эффект, связанный с развитием малого бизнеса.

Перспективное направление — дальнейшее развитие интеграции школы и вуза с включением в интеграционные процессы базового производства: это позволит достигнуть иного уровня указанных выше системных эффектов. Обратим внимание на то, что в современных условиях необходимо прорабатывать вопросы интеграции прежде всего с предпринимателями — инновационными, венчурными.

Организационно-правовые проблемы оформления интеграции «школа — вуз»

Действующее законодательство позволяет юридически оформить интеграцию «школа — вуз» различными способами.

Первый, самый напрашивающийся способ — это реорганизация школы и вуза путём присоединения школы к вузу. В результате схема интеграции приобретает совершенно естественный вид — школа становится частью структурного подразделения вуза, и даже де-юро мы имеем систему непрерывного образования. На практике же такая схема крайне сложно реализуется вследствие особенностей российского образовательного законодательства.

Полномочия по финансовому обеспечению предоставления различных уровней образования в российском законодательстве таковы, что федеральный государственный вуз не может получить финансирования из бюджета на реализацию основных общеобразовательных программ. Государственные вузы, учреждённые субъектами РФ, такое финансирование получить могут, однако в качестве субъекта интеграции они почти никому не интересны, ибо такие вузы — всего лишь бывшие техникумы и в качестве полноценных высших учебных заведений они практически нигде и некем не рассматриваются. Заметим, что авторы статьи считают среднее профессиональное образование важным уровнем образования, обеспечивающим подготовку кадров для многих специальностей. Однако это образование имеет иные, чем высшее образование, задачи. При этом введение бакалавриата де-факто означает признание важности среднего профессионального образования. Ведь с учётом сложившегося имиджа неполноценности среднего профессионального образования фактически его повышенный уровень назвали уровнем высшего образования — бакалавриатом, что с трудом воспринимается как работодателями, так и обществом в целом.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона об образовании к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся:

• обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного

и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;

• организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов РФ.

Таким образом, если школа становится структурным подразделением федерального вуза, субъект РФ не обладает полномочиями по его финансированию. Теоретически возможно принятие регионального закона об образовании, в рамках которого такие полномочия будут определены в дополнение к федеральным. Однако на практике, с учётом до-тационности субъектов РФ, за редким исключением, принятие таких законов маловероятно.

Получение же вузом финансирования из федерального бюджета на реализацию программ общего образования также маловероятно — ведь это уже выходит за полномочия федеральных органов власти, установленные статьёй 6 Закона об образовании. В соответствии с этой статьёй к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования, а также организация предоставления допол-

нительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях.

Впрочем, Минобрнауки вполне может выйти за рамки полномочий, установленных Законом об образовании. По крайней мере, Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Минобрнауки России федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утверждённый Минобрнауки России 07.04.2014 № АП-24/18вн, включает реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Только вот перечень наименований учреждений, которые получают соответствующие государственные задания, не превышает полтора десятка. Указание именно перечня конкретных учреждений (а не просто «организации высшего образования») свидетельствует о том, что оказание таких государственных услуг федеральными государственными учреждениями — исключение из правил.

Направление вузом на финансовое обеспечение получения общего образования детьми в школе-структурном подразделении вуза средств, полученных в качестве субсидии на выполнение государственного задания по обучению по программам высшего профессионального образования (и другим программам, реализуемым вузом), будет означать для вуза нецелевое использование бюджетных средств. Таким образом, при отсутствии соответствующего государственного задания единственным возможным источником становятся средства от иной приносящей доход деятельности. В результате придётся либо оказывать платные образовательные услуги в этом структурном подразделении, либо находить благотворителей, которые оплатили бы обучение детей в школе. Понятно, что такой вариант, конечно, возможен, но лишь как исключение, массовый характер такого оформления интеграции школы и вуза невозможен.

Сетевая форма

Следовательно, необходимо присмотреться ко второму возможному варианту оформления интеграции «школа — вуз», основанному на реализации принципа сочетания государственных и договорных начал в образовании.

Второй вариант правового оформления интеграции заключается в использовании сетевой формы реализации образовательных программ, возможность которой установлена статьёй 15 Закона об образовании.

Согласно Закону сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения учащимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов других организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для обучения, учебной и производственной практики и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между школой и вузом. При этом школа и вуз должны совместно разработать и утвердить образовательные программы, реализуемые в сетевой форме. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ, заключаемом школой и вузом, согласно установленным Законом об образовании требованиям указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённых уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус учащихся в организациях, участвующих в реализации образовательных программ в сетевой форме, правила приёма на обучение

по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 статьи 15, порядок реализации образовательной программы, характер и объём ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении,

а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которые выдают указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Таким образом, для сетевой реализации программы общего образования вуз должен иметь лицензию на реализацию соответствующей образовательной программы, если предусматривается, что часть образовательной программы основного или среднего общего образования будет реализована вузом силами вузовских преподавателей и на площадях вуза.

При этом в рамках порядка реализации образовательной программы, характера и объёмов ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы в сетевой форме, в таком договоре необходимо указывать место реализации образовательных программ.

Важным вопросом в рамках договора о сетевой реализации образовательной программы станет вопрос финансового обеспечения такой программы. Теоретически, как и в первом варианте, возможно установление Минобрнауки

России государственного задания вузу. Однако на практике, с учётом текущего сокращения расходов бюджета и появления приоритетов финансирования системы образования прежде всего Крыма, говорить об увеличении финансирования вуза из федерального бюджета для его включения в сетевую реализацию образовательных программ не приходится.

Однако в данном случае обоснованной становится оплата непосредственно школой вузу части образовательной программы, реализуемой им в рамках сетевого взаимодействия за счёт средств норматива финансового обеспечения, выделяемых из бюджета соответствующего субъекта РФ. При этом такое финансовое обеспечение можно быть пропорционально доле реализуемой в рамках сетевого взаимодействия основной образовательной программы общего образования.

Кроме того, практика показывает, что существуют попечительские советы — некоммерческие организации родительской общественности, готовые осуществлять финансовую поддержку сотрудничества вуза и школы, так как родители прекрасно понимают пользу такого взаимодействия для своих детей, учащихся в школе.

В то же время сетевая реализация образовательных программ пока ещё не имеет должного регулирования в подзаконных нормативных правовых актах, что вызывает определённые проблемы в её практической реализации.

Так, приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам» никоим образом не учитывает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Между тем в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г.

№ 966 «О лицензировании образовательной деятельности» для образовательных программ, реализуемых школой с использованием сетевой формы, при лицензировании предъявляются дополнительные требования, установленные в пункте 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности: наличие договора, заключённого между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, о сетевой форме реализации образовательных программ, а также совместно разработанных и утверждённых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьёй 15 Федерального закона «Об образовании в РФ».

При лицензировании такой программы необходимо представить копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключённого в соответствии со статьёй 15 Закона № 273-ФЗ (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утверждённых совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы).

При дословном прочтении Положения о лицензировании получается, что в случае сетевой реализации образовательной программы необходимо представлять соответствующие договоры и получать лицензию с учётом выполнения дополнительных требований. Это приводит к выводу о том, что реализация образовательных программ в сетевой форме — отдельная разновидность образовательной деятельности, которая подлежит дополнительному лицензированию.

При этом в Законе об образовании как будто говорится о сетевой форме реализации образовательной программы, однако она не является формой получения образования или формой обучения (статья 17 Закона об образовании).

Поэтому требуются разъяснения Мин-обрнауки России по поводу того, необходимо ли получать лицензию для сетевой формы реализации образовательной программы в случае, если у школы есть лицензия о реализации аналогичной образовательной программы в обычной форме. Хотя таких разъяснений мы ждём с большой опаской, ведь Минобрнауки нередко издаёт крайне противоречивые нормативные акты, в том числе по вопросам сетевой формы реализации образовательных программ.

В частности, так называемые ФГОС второго поколения имеют массу недостатков, а их отдельные требования противоречат текстуально соседствующим требованиям. Например, согласно пункту 22 Федерального стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают следующие:

«Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности».

«В образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу, должны быть созданы условия для: ...реализации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий, а также сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, обеспечивающими возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов».

На наш взгляд, совершенно очевидно, что невозможно одновременно обеспечить и укомплектованность учреждения кадрами (полную укомплектованность!), и сетевое взаимодействие для «восполнения недостающих кадровых ресурсов». Уж либо одно, либо другое. При этом сетевое взаимодействие возможно не только для «восполнения недостающих кадровых ресурсов», но и для привлечения кадровых ресурсов совершенно иного уровня, а также привлечения других ресурсов сторонней организации.

Дистанционное образование как перспектива интеграции школы и вуза

Учитывая, что есть определённые проблемы с финансовым обеспечением реализации образовательных программ в сетевой форме, необходимо искать способы оптимизации затрат на их реализацию.

Согласно статье 13 Закона об образовании образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируется статьёй 16 Закона об образовании.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.

Школы вправе вести электронное обучение, применять дистанционные образовательные технологии в порядке,

установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В России дистанционное образование ассоциируется преимущественно с обучением на дому людей с ограниченными возможностями. Об этом говорится, в частности, в федеральных программах в области модернизации образования, в некоторых федеральных нормативных правовых актах. Так, например, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. № 1112 устанавливались правила определения порядка и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на организацию дистанционного образования детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования в целях: оснащения компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для дистанционного образования детей-инвалидов и подключения к сети Интернет рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов; обучения педагогических работников и родителей детей-инвалидов по вопросам дистанционного образования детей-инвалидов и его организационно-методического обеспечения.

Такое отношение к дистанционному образованию нельзя признать обоснованным. Дистанционное образование захватывает сегодня миллионные аудитории. Более того, современное дистанционное образование — это не видеолекция, а целый комплекс роликов с иллюстративными материалами, тестами, форумы для обсуждений и интерактивным общением с преподавателями. Электронные дистанционные курсы сегодня включают видеолекции с субтитрами, презентации, инфогра-фику, текстовые конспекты лекций, домашние задания, виртуальные лаборатории, тесты и итоговые экзамены.

Появление массовых открытых онлайн-кур-сов (МООК) означает коренную автоматизацию сферы образования со всеми вытекаю-

щими последствиями (в том числе — качественное образование, соответствующее определённым стандартам, становится более доступным).

Перспективы интеграции «школа — вуз» на данном этапе связаны с использованием дистанционных технологий. МООК кардинально снижают издержки вуза (единожды прочитав курс, его можно использовать для десятков тысяч студентов), однако такие курсы могут быть использованы и в рамках довузовской подготовки в системе «школа — вуз».

Отмечается, что «для сильных университетов МООК — эффективный инструмент маркетинга, позволяющий привлекать лучших абитуриентов и увеличивать отрыв. Это обостряет конкуренцию на рынке образования»1.

При этом МООК в рамках системы «школа — вуз» будет также прекрасным средством приучения учащихся к дистанционному обучению. Навыки онлайн-обу-чения позволят повысить их мобильность при получении высшего профессионального образования, сформировать индивидуальные образовательные маршруты в вузе (при предоставлении вузом возможностей зачёта курсов других учебных заведений).

Онлайн-обучение позволяет вести детальный анализ усвоения материала с учётом особенностей каждого: это позволит вузу более обоснованно отбирать лучших абитуриентов, учитывая в том числе результаты предшествующего онлайн-обучения (актуально для программ, требующих хорошей довузовской подготовки).

Для контроля знаний можно использовать автоматическую систему и перекрёстную проверку учащимися друг друга, что снижает затраты на реализацию образовательных программ с использованием таких технологий. НО

1 Сараев В. Неленинский университет миллионов //

Эксперт. — 2014. — № 28. — С. 51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.