Научная статья на тему 'Новый закон об образовании: что нового?'

Новый закон об образовании: что нового? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТБОР И ПОДДЕРЖКА / «СТАТУСНЫЕ ШКОЛЫ» / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТБОР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / «STATUS SCHOOLS» / INCLUSIVE EDUCATION / SELECTION AND SUPPORT / INDIVIDUAL SELECTION / EDUCATIONAL PROGRAMS / E-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соложнин Анатолий Валентинович

Формы поддержки инклюзивных и «статусных» школ. Разработка образовательной программы. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Формы получения образования и формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соложнин Анатолий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый закон об образовании: что нового?»

■е-

НО ВЫИ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ЧТО нового?

Анатолий Валентинович Соложнин,

директор ООО «Образование и консалтинг», кандидат педагогических наук, г. Нижний Тагил

С 1 сентября 2013 года образовательная система страны начала жить по новому закону. Постоянные циркуляры из вышестоящих ведомств, запросы надзорных органов и «новые» требования родителей выявляют неадаптированность большей части педагогов к вступившим в законную силу требованиям, что становится одной из причин недоразумений и даже конфликтов в школьной жизни.

• инклюзивное образование • отбор и поддержка • «статусные школы»

• индивидуальный отбор • образовательные программы • электронное обучение

Инклюзивное образование

Образование должно стать таким, чтобы ни один ученик не чувствовал себя неуспешным. Здесь уместно сослаться на одну из статей нового закона — пятую. Она обязывает органы управления создавать необходимые условия «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, ...в том числе посредством организации инклюзивного образования».

Обратим внимание на слово «дискриминация». Непривычно видеть его в таком контексте. Мы, практические работники, конечно, не считали, что дискриминировали

84

детей по признакам здоровья и по способностям осваивать образовательную программу, но безбарьерные среды, средства связи, мобильные лаборатории и прочее адаптированное учебное оборудование — вершина оснащённости средней российской школы, а для инвалидов — несбыточная мечта. Поэтому возьмём, как минимум, «на карандаш» эту задачу и подумаем, как её решить. В пятой статье нового Закона об образовании гарантируется содействие лицам, проявившим выдающиеся способности. Таким образом, не исключено, что в одной школе и даже в одном классе могут совместно обучаться дети с повышенными способностями и дети с ограниченными возможностями здоровья — тот самый случай инклюзивного образования. Это меняет традиционные представления российского учителя о «нормальном» учебном процессе, ведь

-о-

нормой считалось комплектовать элитные, кор-рекционные и «нормальные» классы, в которых обучение раздельное.

Сторонники инклюзивного образования выступают за совместное обучение детей и объясняют это гуманистическими целями: после окончания школы способный к учёбе ребёнок и ребёнок с диагнозом могут вместе работать, будут обладать одинаковыми гражданскими правами. Дети должны знать о существовании людей с другими возможностями, уметь общаться с ними, взаимодействовать для решения общих задач. С этой точки зрения задача учителя заключается не столько в обучении математике, русскому языку и т.д., сколько в том, чтобы раскрыть способности, научить этих разных людей жить вместе, дать каждому шанс достичь успеха. При этом с точки зрения традиционной педагогики будут «страдать» дети от недоученности по предметам, от неполной реализации своих возможностей в области основ наук, искусства, спорта. Здесь вполне возможны проявления психологической неготовности учителей и родителей к такой форме обучения и даже категорические возражения. Легче всего воспринимают идею инклюзивного образования сами дети.

Как же быть? Закон не обязывает организовывать повсеместно инклюзивное образование — всё зависит от желания родителей и возможностей педагогических коллективов. Закон требует создания условий для удовлетворения потребностей человека в получении образования, для реализации его права на выбор образовательной организации, формы обучения и на участие в формировании содержания образования. При раздельном обучении детей с разными возможностями и способностями к образованию следует руководствоваться конкретными статьями закона, которые устанавливают соответствующие требования.

Статья 79, например, обязывает для детей с ограниченными возможностями здоровья создавать специальные условия, адаптированные образовательные программы, использовать специальные методы обучения и воспитания, технические средства, учебники и учебные пособия. Собственно обучение таких детей может проходить как в отдельных школах, так и в массовой школе. Так называемые «отдельные организа-

85

ции» для этих детей создаются органами государственной власти субъектов РФ, то есть министерствами и департаментами, право же выбирать школу остаётся за родителями (часть 3 статьи 44), а рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии в данном случае останутся всего лишь рекомендациями. Таким образом, ребёнок с олигофренией может оказаться в одном классе с одарённым ребёнком, если школа и муниципалитет не смогут предложить этим детям раздельного образования.

Отбор и поддержка

Закон говорит о детях, проявивших выдающиеся способности (статья 77), выявляемых посредством олимпиад, конкурсов и т.д. Для «выявления и поддержки» детей с выдающимися способностями в школах могут создаваться «специализированные структурные подразделения» или открываться «нетиповые образовательные организации», за что и отвечают органы управления образованием. Рассмотрим ситуацию с выявлением и обучением этих детей подробнее.

Кого выявляем? Выявляем детей, проявивших выдающиеся способности (часть 4 статьи 77).

В каких видах деятельности законодатель предполагает выявление детей с выдающимися способностями? Их список конечен: в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой, в физ-культурно-спортивной деятельности.

Какие формы поддержки предусмотрены? Во-первых, само проведение олимпиад и конкурсов должно проводиться на бесплатной основе. Во-вторых, детям могут выплачиваться премии, «специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования», в том числе могут выделяться деньги для обучения детей за рубежом (часть 4 статьи 77). Принять

-е-

А.В. Соложнин. Новый закон об образовании: что нового?

решение об отборе таких детей могут любые органы власти, юридические и (или) физические лица, объединения. Например, любой гражданин, организация или объединение могут самостоятельно организовать конкурс, олимпиаду, определить порядок и критерии отбора детей. Выбрав детей, они могут оказывать им любую из перечисленных форм поддержки или расширить их перечень.

Массовой формой поддержки таких детей, скорее всего, станет открытие «специализированных структурных подразделений» в обычных школах или открытие «нетиповых образовательных организаций» (часть 5 статьи 77). Порядок комплектования «специализированных структурных подразделений» и «нетиповых образовательных организаций» устанавливается учредителем. Собственно образовательная деятельность (чему и как учить, сколько платить, как комплектовать классы, какие учебники использовать и т.д.) в специализированных подразделениях или в нетиповых школах должна подчиняться общему федеральному порядку, который будет устанавливаться Минобрнауки РФ. В таких подразделениях и в организациях будет предусматриваться иной, более выгодный норматив финансирования, пониженная наполняемость классов; должны быть предусмотрены индивидуальные занятия по отдельным предметам, особые условия для работы педагогов высокой квалификации и учёных; нормой должно стать участие детей в конкурсах, научно-исследовательских проектах региона, страны, в международных форумах и т.д. Существенным условием работы таких классов или организаций должны стать образовательные программы, которые не нужно будет подводить под образец типовых или «примерных основных», публикуемых на общедоступных сайтах.

Много ли нетиповых школ и подразделений можно будет открыть в наших городах? Полагаем, что нет. Во-первых, придётся изыскивать деньги, а во-вторых, закон чётко указывает на принцип отбора детей в такие подразделения и школы: на основе олимпиад,

конкурсов, которые должны выявить именно «выдающиеся способности». Строгое соблюдение закона не позволит выявить большое количество детей, всего их по статистике 2—3%.

Остаётся всё же вопрос: «как быть со «статусными школами», то есть с гимназиями и лицеями, которые уже состоялись и не являются по своим уставам «нетиповыми»?

В соответствии со статьёй 9 нового Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления отнесена обязанность закреплять за образовательными организациями «конкретные территории муниципального района, городского округа». Этим дополнением завершены дискуссии о микрорайонах (быть им или не быть). Образовательные организации должны получить свой микрорайон и в первую очередь обеспечивать приём детей, проживающих вблизи школы. Правила приёма, как и прежде, «устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно» (часть 9, статьи 55). Придумать что-либо, пользуясь статьёй 55 о правилах приёма, не представляется возможным, так как право имеют все. Есть небольшая надежда на пользование правом индивидуального отбора. Частью 5-й статьи 67 разрешён «индивидуальный отбор при приёме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углублённым изучением отдельных предметов или для профильного обучения». Обратим внимание, что производить индивидуальный отбор школы могут только с основной ступени общего образования, т.е. не раньше пятого класса. Порядок отбора должны определить через собственные законодательные акты субъекты РФ.

Помимо отбора на углублённые или профильные программы у школ появляется возможность конкурса или индивидуального

-о-

отбора также со ступени основного образования, если в школе реализуются программы, интегрированные с дополнительным предпрофессиональ-ным образованием в области физической культуры и спорта (догадываемся, что речь идёт о детской спортивной школе олимпийского резерва или об аналогичной образовательной организации с правом «предпрофессионального образования»). Также конкурс или отбор разрешён при приёме детей на образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (это организации типа училища или колледжа искусств), если они интегрированы с образовательными программами основного общего образования. В последнем случае речь идёт о приёме в училище или колледж искусств или в другое подобное учреждение, которое реализует помимо профессиональных ещё и общеобразовательные программы. В первом и во втором случае конкурс или отбор будет проводиться «на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта» (часть 6 статьи 67). Таким образом, ди-ректоры гимназий, лицеев, профильных школ (но без статуса «нетиповые») могут рассчитывать на «отобранных учеников» в трёх случаях: при углублённом или профильном обучении, при интеграции программ с программами физической культуры и спорта, при подсоединении своих учреждений к организациям профессионального образования в области искусства.

Образовательные программы

На основании части 5 статьи 12 администрации школ предстоит разрабатывать образовательную программу. Эта статья практически повторяет свою предшественницу из Закона РФ «Об образовании» 1992 года. Здесь предстоит проделать большой объём работы, с которым могут справиться опытные учителя и их руководители.

Обыкновенному преподавателю работа может показаться простой. Ну что тут такого? Взял старую программу по предмету, перелицевал под новые требования и дело сделано. Ан нет. Ведь «образовательная программа» в понимании закона — это не совокупность программ по предметам. В части 1 статьи 12 дана характеристика содержания образования, само же понятие дано во 2-й статье, в части 9. Это

87

«комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Чтобы приблизить понимание учителя и администрации школы к сути предстоящих разработок, обратим внимание на понятие «примерная основная образовательная программа». На основе именно «примерной основной...» школы и должны разработать свои образовательные программы. Определение же её дано в части 10 статьи 2-й Закона. Цитируем:

«Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объём и содержание образования определённого уровня и (или) определённой направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчёты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы».

На практике придётся писать образовательную программу для каждой ступени образования: для начальной школы, для 5—9-х и для 10—11-х классов. Подспорьем для этого станут ФГОСы и примерные основные образовательные программы, публикуемые в реестрах государственной информационной системы. Так что для тех, кто не намерен быть

-е-

А.В. Соложнин. Новый закон об образовании: что нового?

эксклюзивной школой, материалы из реестра могут стать бланком для составления собственной программы, вплоть до рабочих программ учебных предметов. Любые отклонения, творческие вставки в «примерные основные» придётся обосновывать при проверках надзорных органов, дабы не стать разрушителем «единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.» (пункт 4, части 1 статьи 3).

В образовательных учреждениях сегодня уже появились Примерные основные образовательные программы для начальной школы от издательства «Просвещение». Документ этот достаточно объёмный (8 глав, более 200 страниц), полностью соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. В печати появились и другие работы, посвящённые составлению «примерных основных». Выбор остаётся за школами. При этом ещё раз уточним свой совет: выбирайте те программы, которые размещены в реестре государственной информационной системы и полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. Любое изменённое слово, например, в названии предмета, даже с элементами разумного творчества, позволяет надзорным органам сделать замечание относительно нарушения закона.

Общие требования к реализации образовательных программ

С общими требованиями к реализации образовательных программ можно ознакомиться в статье 13 нового Закона.

Подобного названия в предшествующем (в старом) законе нет. Новостью для учителей станут сетевые формы реализации образовательных программ, а также прописанные образовательные технологии. Процитируем часть вторую этой статьи: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образователь-

ные технологии, электронное обучение». Конечно, возникает вопрос о том, что будет пониматься под «образовательной технологией». И является ли «электронное обучение» собственно образовательной технологией? Погрешности в логике, по-моему, присутствуют.

Можно быть уверенным в том, что раз в законе появились новые понятия, они должны быть предъявлены как рабочие инструменты. Более подробно смысл этих новаций раскрыт в статьях 15 и 16. Заметим, что в действующем Положении о лицензировании образовательной деятельности, с последними изменениями от 27.12.2012 г., электронное обучение и дистанционные образовательные технологии входят в перечень лицензионных требований и условий (подпункт «е» пункта 5). В этот же перечень вошёл факт наличия или отсутствия сетевой формы реализации образовательных программ (пункт 3 части 15 статьи 91). Поэтому при очередном лицензировании придётся эти особенности учесть.

Что такое «сетевая форма реализации образовательных программ»?

Ответ находим в статье 15 Закона. Это такая форма, при которой школьник осваивает образовательную программу «с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Такими организациями могут быть соседние школы, высшие учебные заведения, медицинские или научные организации, организации культуры, физкультурно-спор-тивные и даже иностранные. Главное условие — это право на образовательную деятельность, подтверждаемое соответствующими документами (лицензией) и необходимые условия для реализации той части программы, которая интересует ученика. Безусловно, для такой формы обучения потребуется заключение договора между школой и теми организациями, которые будут участвовать в образовательном процессе, с указанием всех тонкостей, от финансовых условий, до оценки качества образования и всех видов аттестаций.

-Q-

Что такое электронное обучение и дистанционные образовательные

технологии?

Ответ содержится в статье 16. «Под электронным обучением» понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников». Некоторые учителя путают понятия «дистанционные образовательные технологии» и «электронное обучение» или ставят между ними знак равенства. Обратим внимание коллег на то, что электронное обучение может проходить исключительно в школе и не иметь никакого отношения к дистанционным технологиям. Признаком дистанционных образовательных технологий является удалённость ученика от школы и наличие связи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Как правило, это Skype или электронная почта.

Попутно заметим, что в связи с провозглашением электронного обучения, электронных правительств, электронных услуг населению, школы уже взяли на себя вынужденную функцию по ведению электронных дневников и электронных журналов. Из сообщений авторитетной прессы («Известия» от 05 ноября 2013 г.) стало известно, что Минобрнауки совместно с Центром информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС) в 2015 году уже запустят всероссийскую систему электронного оповещения родителей (через SMS или электронную почту) об успеваемости детей. В 2015 году должна завершиться финальная апробация электронных учебников, дневников и классных журналов. Прогнозируется, что учитель будет проставлять оценки не авторучкой, а в цифровом ва-

89

рианте, и информация о каждом ученике будет храниться в базе данных школы.

Пока не понятно, как подойти к реализации части 3 статьи 13, где говорится, что «при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий». Итак, речь идёт о форме, которая основана на модульном принципе и с использованием «соответствующих образовательных технологий». Думается, что в массовом обучении такая норма применяться будет не часто. Скорее всего, сгодится она для обучения детей, находящихся на значительном расстоянии от школы и с ограниченными возможностями сразу осваивать несколько предметов. К примеру, спортсмен, выехавший на сборы, может осваивать с помощью дистанционных технологий два-три предмета, представляющих для него особую ценность. Он также может воспользоваться услугами другой образовательной организации, находящейся по месту своего пребывания. Это уже будет отнесено к сетевой форме. Но в этом случае потребуется договор между своей школой и той организацией, где он временно получает образовательные услуги. В статье 15 об этом говорится более подробно.

Авторы законопроекта, по всей видимости, предусмотрели возможность дополнительных вопросов, поэтому завершили статью 13 частью 11, где как раз и говорится, что «порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом

-е-

A.B. Соложнин. Новый закон об образовании: что нового?

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом». Эта часть, по сути, объясняет, что все неразрешённые вопросы будут толковаться и комментироваться действующим ныне Минобрнауки РФ.

1 октября 2013 года в Министерстве юстиции РФ зарегистрирован приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Мы не увидели в этом приказе каких-либо новшеств по сравнению с прошлой практикой. Он повторяет основные положения закона. Тем не менее предлагаем учителям и администрации школ самостоятельно ознакомиться с ним, особенно с разделом III «Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья». Этот раздел, на наш взгляд, удачно заменяет множество предшествующих документов, содержащих отдельную информацию об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формы получения образования и формы обучения

Статья 17 сообщает нам, что семейное образование и самообразование становятся равноправными формами. Это означает, что родители ученика с 1-е по 9-е классы имеют право сами решить, где будет обучаться ребёнок, в школе или дома. Мнение школы при этом вторично. В Законе ничего не говорится об обязанностях семьи или ребёнка отчитываться об успехах семейного обучения. У ребёнка есть право (но не обязанность) (часть 3 статьи 34) проходить промежуточную и итоговую аттестацию экстерном, бес-

платно. Более того, родители могут выбрать для получения образования программу, не имеющую государственной аккредитации. Их обязанности можно свести к двум пунктам: оповестить о своём решении местный орган управления образованием; обеспечить получение ребёнком общего образования.

Какова здесь роль учителя? Теоретически — никакой, только лишь быть объективным на промежуточной и итоговой аттестации. Ни учитель, ни директор не вправе заставить ребёнка являться в школу и отчитываться за успехи. Кто в этом случае будет «следить» за всеобучем? Это функции территориальных комиссий по делам несовершеннолетних (КДН). Однако, учитывая нашу, народную, практику управления, отчитываться заставят, скорее всего, местные органы управления образованием: ведь оно организует предоставление образования, закрепляет детей за школами. Как будет на самом деле? Думаем, что по-старому: «убедительно попросят» школы заняться «этим вопросом».

После девятого класса школьник должен сам выбрать форму обучения и заявить о своём выборе (статья 34). В этом случае вполне логичным будет предложить каждому ученику после девятого класса собственноручно написать заявление о приёме в десятый класс или заявить о своём желании получать образование вне школы (в форме семейного образования или самообразования). Родители при этом, как ни странно, находятся в двойственном положении. Несовершеннолетний обязан принять решение, а реализовать его будут взрослые, более того, именно родители несовершеннолетних обязаны «обеспечить получение детьми общего образования» (пункт 1 части 4 статьи 44). Будем надеяться, что в этом процедурном вопросе верх возьмут традиции исконно российского воспитания и участники образовательных отношений, а попросту родители, ученики и педагоги смогут договориться о форме получения образования.

-о-

Индивидуальный учёт результатов освоения программ

Администрация школ будет должна организовать ведение индивидуального учёта результатов освоения учащимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (пункт 11 части 3 статьи 28). Исполнителем, мы догадываемся, будет учитель, так как больше некому. Пока нет ясности, каким образом, с какой частотой придётся учитывать результаты и что считать результатами. Если внимательно читать ФГОС, то собственно результаты в этом документе имеют сложную структуру.

Процитируем фрагмент ФГОС начального образования:

«II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (Специально выделяем понятия, которые в стандарте и в Законе выглядят одинаково).

9. Стандарт устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформиро-ванность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного зна-

91

ния, лежащих в основе современной научной картины мира».

Общение с учителями показывает, что большинство либо «не в курсе», либо считают, что они этим только и занимаются, ссылаясь на различные контрольные и диагностические работы и массу отчётности по ним. Мы полагаем, что эта работа ещё не началась. В большинстве школ не принято даже решение по содержанию и порядку учёта, хотя это именно компетенция образовательной организации.

Чтобы не усложнять этот процесс, особенно на первых порах освоения нового закона, можно рекомендовать принять один локальный нормативный акт школы, в котором были бы отражены сразу две позиции: индивидуальный учёт результатов освоения образовательных программ и промежуточная аттестация. Ведь промежуточная аттестация, о которой идёт речь в статье 58, должна проводиться в формах и в порядке, которые также устанавливаются образовательной организацией. Процитируем эту часть. Часть 1 статьи 58: «Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией учащихся, проводимой в формах, определённых учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией» (выделено мною).

В связи с последней цитатой обратим внимание на понятие «Промежуточная аттестация» и вернёмся вновь к статье 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». В ней сообщается, что школа самостоятельно проводит текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию, устанавливает их формы, периодичность и порядок. Таким

-е-

А.В. Соложнин. Новый закон об образовании: что нового?

образом, рекомендация наша сводится к изданию одного локального нормативного акта школы об организации индивидуального учёта результатов освоения программ и промежуточной аттестации. В противном случае учителям предстоит тяжёлая работа по достаточно частой фиксации результатов учёбы детей, что не имеет, на наш взгляд, смысла.

Об «академической задолженности» и «долгах»

По традиции учителя ведут собственные журналы, дневники наблюдений за учащимися и выстраивают на этом собственные отношения. Привычное для учителя слово «долги» имеет весомое значение и служит основанием для «серьёзных разговоров» с родителями. Ребёнок «не сдал тему», «не отчитался за перевод», «не исправил двойку» и т.д. К какой категории обычно относились эти долги? Правильно, к текущей успеваемости. Какими локальными актами это предусматривалось? Толком никто и не помнит. Закон указывает, что эти понятия относятся к компетенции школы (пункт 10 части 3 статьи 28). Конкретно: «текущий контроль успеваемости», «промежуточная аттестация».

А что такое «Академическая задолженность»? Это то, что может появиться в результате неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации или если ученик её не прошёл (статья 58). По общему смыслу промежуточная аттестация должна проводиться по окончании определённого периода: года, полугодия. Некоторые школы используют понятия «семестр», «триместр», что также может быть отнесено к периодам.

Общая рекомендация: Освоить перечисленные понятия, пользоваться ими и не допускать внутренних изобретений, чтобы не иметь в будущем неприятностей с родителями, прокуратурой по факту успеваемости детей. Как быть с личными дневниками, блок-

нотиками, списками должников? Использовать как рабочие инструменты, не более.

Завершим комментарии к статье 58 актуальным вопросом об оставлении ребёнка на второй год. В законе «второй год» звучит как «повторное обучение».

Часть 9 статьи 58. «Если у ребёнка не ликвидирована академическая задолженность, то по усмотрению родителей выбирается вариант: повторное обучение; перевод на адаптированную образовательную программу в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии; обучение по индивидуальному учебному плану».

Индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика (статья 2). Если родители настаивают на индивидуальном учебном плане, то школа не вправе им отказать. По сути, ребёнок с «двойками» может перейти в следующий класс и учиться по индивидуальному учебному плану. Как при этом платить зарплату учителю? Закон косвенно даёт ответ на подобные вопросы. В статье 99 содержится указание на то, что нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере образования включают затраты на оплату труда педагогических работников. Сами же нормативы определяются с учётом форм обучения и специальных условий получения образования учениками с ограниченными возможностями здоровья. Мы не можем гарантировать того, что финансовые органы одобрительно отнесутся к расходам на организацию обучения по индивидуальному учебному плану. Но форма и условия вполне законны и явно отличаются от общих. Поэтому право требовать финансовые средства у школы есть и им надо пользоваться. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.