Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет «Станкин»'

Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет «Станкин» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION POTENTIAL / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTELLECTUAL ACTIVITIES / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / RESULTS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашевич Евгения Вадимовна, Храмцов Андрей Леонидович

В статье описываются особенности и перспективы развития инновационного предпринимательства на базе вузов в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ. Отражена специфика реализации закона и сложности, связанные с его практическим применением. Описан успешный опыт ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» по созданию и функционированию малых инновационных предприятий, являющихся неотъемлемой и стратегически важной частью инновационной инфраструктуры Университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукашевич Евгения Вадимовна, Храмцов Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of Innovative Entrepreneurship in Higher Education as Exemplified by Moscow State Technological University «STANKIN»

The article describes the characteristics and prospects of the development of innovation-based enterprise universities in accordance with the Federal Law № 217-FZ. Reflects the specificity of the law and the difficulties associated with its practical application. Describes the successful experience of MSTU «STANKIN» on the establishment and operation of small innovative enterprises, which are an integral and important part of the strategic innovation infrastructure of the University.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет «Станкин»»

Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»

Е. В. Лукашевич,

к. э. н., начальник отдела по учету и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, Управление по интеллектуальной собственности, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (МГТУ «СТАНКИН») e-mail: [email protected]

А. Л. Храмцов,

начальник Управления по интеллектуальной собственности, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» (МГТУ «СТАНКИН») e-mail: [email protected]

В статье описываются особенности и перспективы развития инновационного предпринимательства на базе вузов в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ. Отражена специфика реализации закона и сложности, связанные с его практическим применением. Описан успешный опыт ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» по созданию и функционированию малых инновационных предприятий, являющихся неотъемлемой и стратегически важной частью инновационной инфраструктуры Университета.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия, инновационный потенциал, коммерциализация, результаты интеллектуальной деятельности, инновационные технологии.

со

о

0J

о

со

J

<

со о

В настоящее время одним из главных направлений развития России является формирование экономики инновационного типа как основы конкурентоспособного государства. При этом ключевым фактором формирования инновационной экономики является генерация и внедрение инноваций (результатов интеллектуальной деятельности) во все сферы экономики. Основным двигателем инновационной экономики является активно формируемая в последние годы национальная инновационная система (НИС). В качестве базовых элементов НИС можно выделить государственные законодательные органы власти, учреждения образования и науки, организации инновационной инфраструктуры научно-исследовательской деятельности, а также производственные предприятия, формирующие рынок инновационной продукции и услуг.

Основополагающей идеей НИС является создание эффективного механизма долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государственных учреждений образования и науки и субъектов рыночной сферы с целью создания и производства высокотехнологичной продукции, основанной на передовых исследованиях и разработках в области науки и техники.

Серьезным шагом к созданию подобного механизма и становлению современной инновационной эконо-

мики стало принятие в августе 2009 г. Федерального закона № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон ориентирован на внедрение и эффективное использование результатов научно-технической деятельности бюджетных научных и образовательных учреждений путем наделения их правом самостоятельно создавать (выступать в роли учредителей, в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества. Главная цель деятельности подобных хозяйственных обществ заключается в практическом применении, т. е. внедрении и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, правообладателями которых являются вузы и научные организации. Инновационный потенциал и соответствующая инфраструктура в настоящий момент сформирована практически в каждом вузе. В то же время, эффективность использования этого потенциала остается пока на недостаточном уровне. 217-ФЗ мотивирует вузы на расширение и развитие своего накопленного инновационного потенциала, стимулирует их на продвижение созданных научных разработок на конкурентный рынок

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ

посредством нового организационного инструмента — создания малых инновационных предприятий (МИП). Другими словами, МИП, создаваемые на базе вузов, представляют собой связующее звено между интеллектуально-научной сферой и реальным производственным сектором экономики.

Именно на МИП возлагаются большие надежды по расширенному освоению и реализации продуктовых и технологических инноваций, носящих принципиально новый прорывной характер в сфере материального производства. Отдельное внимание уделяется внедрению высокорискованных инноваций на базе МИП, так как эффективное применение подобных разработок способствует переходу экономики на новый технологический этап инновационного развития страны.

Таким образом, принятие 217-ФЗ открыло новые возможности по углублению и расширению сотрудничества и партнерства вузов с субъектами промышленности в области создания инновационной продукции, проведения приоритетных научных исследований, подготовки высококвалифицированных кадров.

На сегодняшний день практика реализации 217-ФЗ выявила ряд существенных ограничений для дальнейшего эффективного развитии системы организации МИП при вузах. В качестве сдерживающих факторов, тормозящих развитие хозяйственных обществ, можно выделить:

• несовершенство 217-ФЗ и его несогласованность с положениями Гражданского кодекса, налогового и бюджетного законодательства и ряда других правовых актов по вопросам вклада в уставный капитала МИП не только прав на использования результатов интеллектуальной деятельности, но и денежных средств и иного имущества (например, оборудования), а также неотлаженность механизма предоставления на арендной основе движимого и недвижимого имущества вуза;

• слабую методическую и информационную поддержку по вопросам специфики организации МИП и коммерциализации результатов инновационных разработок вуза;

• недостаток высококвалифицированного персонала и компетенций в области управления бизнесом в создаваемых МИП — разработчики (авторы) интеллектуальной собственности вузов зачастую не готовы организовывать деятельность МИП с самого начала, не способны полноценно оценить эффективность выбранной стратегии выхода на рынок инновационного продукта, решать экономико-финансовые проблемы и т. д.;

• высокие экономические риски;

• незаинтересованность предпринимательского сектора экономики (инвесторов) финансировать рисковые и дорогостоящие инновационные проекты, имеющие длительный срок окупаемости;

• недостаток собственных средств и ограниченная доступность финансовых ресурсов в силу сложности и высокой стоимости получения заемного финансирования для МИП;

• ограниченность доступа МИП к рынкам сбыта (в том числе зарубежным и региональным) в виду меньших финансовых возможностей хозяйственных обществ, а также отсутствие крупных потребителей продукции малого инновационного бизнеса.

Негативное влияние большинства вышеперечисленных факторов нивелируется с помощью и поддержкой вуза-учредителя, выступающего в качестве материнской базовой площадки для развития МИП. Основными мерами поддержки и стимуляции инновационной активности МИП со стороны вуза могут быть:

• предоставление МИП возможности использовать накопленный инновационный (в том числе научный) и деловой (наработанные контакты и связи с заказчиками и партнерами) потенциал вуза в целях повышения эффективности собственных научных разработок и ускорения коммерциализации полученных результатов интеллектуальной деятельности (результатов научно-технической деятельности собственных и вузовских разработчиков);

• получение отсрочки платежей за арендуемые помещения и коммунальные услуги.

( Потенциальные возможности:

Возможность реализации инновационного потенциала. Высокая адаптивность к требованиям рынка. Возможность прямого контакта с основными потребителями продукции/услуг. Относительно легкий вход на рынок.

Более полная информированность о текущем состоянии рынка и уровне рыночного спроса. Относительно более высокая оборачиваемость капитала. Оперативность принятия решений, управленческая гибкость. Значительно меньшая иерархичность оргструктуры предприятия. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость работников. Источник создания новых рабочих мест_ .

Создание малого инновационного предприятия на базе вуза в рамках № 217-ФЗ

Ограничивающие условия:

Сложности коммерциализации новых продуктов и технологий. Ориентированность внедряемых инноваций зачастую на небольшой круг потребителей. Высокий уровень экономического риска.

Высокий уровень конкуренции со стороны крупных производителей. Сложности получения финансирования. Незначительная степень разграничения функций у сотрудников. Недостаток методической и информационной поддержки. Невысокий уровень профессионализма менеджеров в управлении инновационным бизнесом

СО

О

О

00

< СО

о

Рис. 1. Потенциальные возможности и существующие ограничения для функционирования МИП на базе вуза

со

о

о

оо

Таким образом, создание и последующее развитие МИП характеризуются целым комплексом как потенциальных возможностей, так и ограничивающих условий (рис. 1).

В общем, реализация 217-ФЗ в значительной мере способствует выполнению основных задач инновационного развития отечественной экономики. Наделение вузов возможностями по открытию хозяйственных обществ имеет под собой объективные предпосылки — именно на базе вузов в полной мере функционируют механизмы эффективной генерации инноваций и прорывных знаний, а также механизмы, способные доводить научные разработки до этапа внедрения и дальнейшего применения. В настоящем у большинства вузов существует и функционирует инновационная структура, представляющая собой взаимосвязанную систему кафедр, научно-исследовательских и научно-образовательных учебных центров и лабораторий, научных школ, диссертационных советов, советов молодых ученых и специалистов, студенческих конструкторских бюро и других различных структурных подразделений. В зависимости от уровня развития инновационного потенциала вузы могут формировать свою инновационную инфраструктуру в качестве отдельных технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков и др.

В структуре МГТУ «СТАНКИН» присутствуют практически все вышеперечисленные структурные подразделения, позволяющие осуществлять непрерывную генерацию инновационных идей и разработок с последующим доведением их до практического применения.

Малые инновационные предприятия, созданные на базе МГТУ «СТАНКИН» в рамках Федерального закона № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г., как и в других вузах, являются неотъемлемой и стратегически важной частью инновационной инфраструктуры университета (рис. 2).

Стратегической целью развития МИП является повышение эффективности инновационной, научно-практической и производственной деятельности хозяйственных обществ посредством применения (внедрения) современных инструментов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности МГТУ «СТАНКИН», выражающихся в разработке и организации производства высокотехнологичной продукции и оказания услуг по приоритетным направлениям развития науки и техники.

<

со О

Рис. 2. Структура инновационного пояса МИП на базе МГТУ «СТАНКИН»

Среди основных приоритетных направлений развития МИП МГТУ «СТАНКИН» можно выделить внедрение (применение) инноваций в следующих научно-технических областях:

• технологии создания (планирования, проектирования, организации) эффективных машиностроительных производств;

• технологии создания (проектирования, прототи-пирования и изготовления) высококачественной машиностроительной продукции;

• информационные технологии управления машиностроительным производством высококачественной продукции;

• технологии обеспечения экологичности, энергоэффективности и инженерной безопасности отечественных машиностроительных производств;

• эффективные образовательные технологии в области информационно-телекоммуникационных систем;

• технологии обеспечения экономической эффективности высокотехнологичных предприятий. Инновационный пояс МИП МГТУ «СТАНКИН»

постоянно расширяется, оперативно реагируя на появляющиеся проблемные поля и перспективные области развития науки и техники в различных сферах отечественной экономики.

На всех этапах развития МИП — от стадии формирования основной бизнес-идеи до запуска производственной деятельности — малые предприятия получают всестороннюю методическую и информационную поддержку со стороны вуза по основным вопросам организационно-экономического управления бизнесом и эффективной коммерциализации собственных и вузовских научных разработок. Коллектив сотрудников МИП преимущественно состоит из молодых ученых и специалистов до 35 лет — это студенты старших курсов и выпускники МГТУ «СТАНКИН», аспиранты и кандидаты наук в различных отраслях наук, представители профессорско-преподавательского состава и профессиональные специалисты. МИП при МГТУ «СТАНКНИН» имеют возможность доступа к различным научно-техническим и экспериментальным ресурсам вуза, а также успешно развивают и наращивают собственный инновационный потенциал. Так, в рамках МИП ведутся многочисленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе, финансируемые Министерством образования и науки РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (проекты по программам «УМНИК», «СТАРТ», «МОСТ»), Российским фондом фундаментальных исследований, а также из средств отечественных и зарубежных промышленных предприятий.

Формирование инновационной экономики обусловило необходимость выделения сектора малого инновационного предпринимательства, базирующегося на накопленном инновационном потенциале вузов и научных организаций и способного за счет своей организационной адаптивности более эффективно внедрять инновации, способствуя тем самым ускоренному переходу отечественной экономики на

принципиально новый конкурентоспособный уровень. Принятие 217-ФЗ привело к заметной интенсификации создания и внедрения в производство новой высокотехнологичной, инновационной продукции. Несмотря на уязвимые места закона и возникающие в связи с этим трудности, процесс практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности основных «генераторов» инноваций — вузов, перешел на качественно новый уровень — стадию коммерциализации, что в конечном итоге позволит повысить конкурентоспособный потенциал отечественных предприятий, отраслей и страны в целом.

Список использованных источников

1. С. Н. Григорьев. Решение задач технологического перевооружения машиностроения//ИТО: инструмент-технология-оборудование, № 10, 2008.

2. Ю. Я. Еленева, С. А. Карпов, Е. В. Лукашевич. Управление финансированием инновационного развития промышленных предприятий: концептуальная модель//Вестник МГТУ «СТАНКИН», Т. 2, № 1, 2012.

3. Ю. Я. Еленева, Е. В. Лукашевич. Концептуальная модель управления финансированием инновационной деятельности промышленного предприятия: основные элементы и взаимосвязи/креативная экономика, № 4, 2012.

4. Е. В. Лукашевич. Теоретические подходы, методы и принципы разработки системы управления финансированием инновационной деятельности промышленных предприятий//Управле-ние экономическими системами: электронный научный журнал, № 39, 2012.

5. Ю. Я. Еленева, Е. В. Лукашевич. Теоретические основы разработки концептуальной модели управления финансированием инновационной деятельности промышленных предприятий// Управление экономическими системами: электронный научный журнал, № 39, 2012.

6. Ю. Я. Еленева, А. Т. Замлелая, О. С. Абросимова. Классификация инвестиционных проектов. Разработка методики

классификации инвестиционных проектов в рамках создания системы стратегического управления затратами на инвестиционную деятельность//Российское предпринимательство, № 8-2, 2010.

7. Ю. Я. Еленева, Е. Ю. Степанова. Формирование организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью инновационных образовательных программ//Экономические науки, № 75, 2011.

8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2012 г. Принят Государственной Думой 24 июля 2009 г. Одобрен Советом Федерации 27 июля 2009 г.

Problems and prospects of innovative entrepreneurship in higher education as exemplified by MSTU «STANKIN»

E. V. Lukashevich, Candidate of economic sciences, Head of department of the account and commercialization of intellectual activity results, Intellectual Property Department, MSTU «STANKIN».

A. L. Khramtsov, Head of Intellectual Property Department, MSTU «STANKIN».

The article describes the characteristics and prospects of the development of innovation-based enterprise universities in accordance with the Federal Law № 217-FZ. Reflects the specificity of the law and the difficulties associated with its practical application. Describes the successful experience of MSTU «STANKIN» on the establishment and operation of small innovative enterprises, which are an integral and important part of the strategic innovation infrastructure of the University.

Keywords: Small innovative enterprises, innovation potential, commercialization, intellectual activities, innovative technologies.

Приглашаем вас на ежегодную Московскую конференцию МАП «Конкурентоспособность регионов РФ: инновации, инвестиции, партнерство», которая состоится 29 ноября 2013 г. в здании Правительства Москвы.

Организаторами конференции выступают «Московская ассоциация предпринимателей», ТПП РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, «Ассоциация российских банков», Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы, «Деловая Россия» при поддержке ФАС РФ и Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ. В конференции принимает участие генеральный директорат Региональной политики Европейской комиссии.

На пленарном заседании будут обсуждены основные подходы к оценке конкурентоспособности регионов и инструментов повышения региональной конкурентоспособности; роль малого и среднего бизнеса; место кластеров в региональном развитии; роль администраций и агентств регионального развития в повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов РФ; привлечение прямых иностран- со ных инвестиций как инструмента повышения конкурентоспособности российских регионов и модернизации о экономики России. 2

Состоятся три круглых стола на темы: «Повышение конкурентоспособности регионов через создание усло- оо вий для «взросления» идей и внедрения инноваций»; «Роль администраций и агентств регионального развития в создании конкурентной среды и благоприятного инвестиционного климата. Презентация промышленных инвестиционных проектов»; «Малый и средний бизнес - двигатель повышения конкурентоспособности страны и регионов».

Сайт конференции: www.regionomica-moscow.ru, e-mail: [email protected]. Регистрация — по 22 j ноября 2013 г. Участие бесплатное.

С уважением, Дарья Владимировна Рожкова — генеральный директор Межрегиональной общественной О организации «Московская ассоциация предпринимателей» (+7 (915) 319-46-26, [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.