Макроэкономический подход к управлению знаниями в условиях инновационной экономики
И. Н. Дорожкин,
к. э. н., доцент, кафедра экономики и управления на предприятии
О. К. Дорожкина,
к. э. н., доцент, кафедра производственного менеджмента
ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»
И. А. Шинкевич,
к. э. н., доцент, кафедра производственного менеджмента
В статье рассмотрены особенности организации информационных коммуникация при организации основных элементов экономики знаний на макроуровне. Определены основные препятствия в создании эффективных коммуникаций между создателями инноваций и бизнесом в российских условиях. Определен основной инструмент создания таких коммуникаций — технологическая платформа. Определена схема взаимодействия участников платформы и особенность ее функционирования в России в современных экономических условиях.
Ключевые слова: экономика знаний, инновационная экономика, технологическая платформа.
ю
о с^
сч о N
00
5 <
СО
о
Современная концепция развития экономики рассматривает высшим этапом экономического развития формирование инновационной экономики или, как ее еще называют, экономики знаний. Такая форма экономики является базой для создания информационного общества, которое рассматривается многими исследователями как следующая за современной стадия социального развития. Формирование в государстве экономики знаний означает переход в большинстве отраслей производства и народного хозяйства к постоянному обновлению технологий. Начало формирования экономики знаний на сегодняшний день наблюдается в наиболее развитых странах (США, Япония, ведущие страны ЕС). В этих странах в основе развития промышленности и сферы услуг стоит широкое внедрение инновационных технологий постоянный рост качества человеческого капитала, производимых продуктов и услуг, уровня жизни. Несомненно, экономика подобного типа повышает не только экономическую и политическую, но и социальную устойчивость страны. Исходя из этого можно сделать вывод, что в обозримом будущем лидирующее место в мировом сообществе будут занимать те страны, которые смогли начать и поддержать инновационные процессы на государственном уровне. В связи с этим весьма актуальной на настоящий момент является тема определения проблем и особенностей формирования экономики знаний на макроэкономическом уровне.
Управление знаниями — это особая отрасль управления. Она находит отражение в многочисленных трудах отечественных и зарубежных ученых на протяжении последних нескольких лет. Управление знаниями является частью экономики знаний экономики инновационного типа. Основными чертами данной экономики являются:
• формирование экономических отношений, свойственных постиндустриальной экономике в ключевых сегментах промышленности государства;
• очень высокая производительность труда;
• постоянно растущее качество жизни;
• высокий уровень информатизации и коммуникации;
• открытость границ, взаимопроникновение на разных уровнях;
• преобладающий сектор инновационной экономики с высокими технологиями;
• развитый венчурный бизнес;
• повышенная стоимость и производительность высококачественного человеческого капитала;
• неуменьшающаяся потребность в креативных работниках на микроуровне («креативной элите» общества на макроуровне);
• избыток и конкуренция инноваций;
• значительные инвестиции в человеческий капитал;
• высокая потребность в обновлении креативных кадров, использовании труда молодых специалистов наравне с опытными экспертами;
• превалирование значимости знаний над капиталом в процессе долгосрочного развития бизнеса;
• усиление в государстве роли малого и среднего бизнеса;
• становление ключевым субъектом макроэкономической системы предпринимателя или эксперта (вместо рабочего, как это свойственно индустриаль ной экономике).
В научной литературе рассматривается много подходов к определению понятия, а также технологий и методов управления знаниями на уровне предприятий, т. е. на микроуровне [5-11]. При этом вопросы управления знаниями на макроуровне освещены в меньшей степени, тогда как актуальность данных вопросов в настоящее время высока.
Анализ процесса управления знаниями на микроуровне предполагает оценку особенностей и виляний данного процесса для отельных экономических единиц в рамках коммерческих, экономических взаимоотношений [1, 2]. Макроэкономический подход к управлению знаниями предполагает изучение данного процесса в рамках экономической системы в целом, с учетом ее внутренних коммуникаций между экономическими объектами в рамках как экономических, так и социальных процессов и процессов по обмену информацией.
Также макроэкономический подход, в отличие от микроэкономического, позволяет исследовать особенности управления знаниями на российских предприятиях, работающих в специфических условиях непрозрачной рыночной среды и дефицита научно-технической информации.
Управление знаниями на микроуровне, уровне предприятия, предполагает, что носителями знаний являются люди, работники предприятия, в том числе, потенциальные работники, которых можно привлечь в случае возникновения у предприятия такой потребности. Таким образом, сотрудники предприятия, их мотивация, связи, культура компании являются главными объектами в управлении знаниями. В основе управления знаниями лежит организация продуктивного общения креативных сотрудников и эффективная передача знаний на совещаниях (консультациях, обсуждениях, в ходе совместной работы) и тренингах, а также создание условий для обмена опытом. При этом новые продукты и технологии являются результатом знаний и продуктом носителей знаний. Управление технологиями рассматривается и как часть процесса управления нематериальными активами, и как элемент управления производством.
На макроуровне инновации и новые продукты и технологии рассматриваются как часть процесса управления знаниями. Эти объекты создаются одними участниками экономического процесса и, по существующим коммуникациям, переходят к другим участникам, использующим их для осуществления коммерческой деятельности, а также для развития социальных отношений. Макроэкономический подход к управлению знаниями рассматривает в качестве клю-
чевого объекта управления в экономической системе информационные коммуникации и информационные технологии, обеспечивающие выявление скрытых зависимостей и правил в накопленной участниками социально-экономической системы информации и ее трансформацию в массив знаний.
Основной проблемой управления знаниями в рамках российской макроэкономической системы являются затрудненные информационные коммуникации. Подсистемы, создающие новые знания (инновационно активные коммерческие и некоммерческие организации) не могут передать продукт своей деятельности подсистемам, использующим знания как ресурс (участники бизнеса) в связи с отсутствием в российской экономике однозначных каналов для подобной связи. Это снижает не только эффективность и интенсивность экономической деятельности в стране, но и способствует потере конкурентоспособности всех участников инновационного процесса. Инновационно активные организации не могут продавать свой продукт (новые знания в формах, пригодных для коммерциализации), что делает их мало жизнеспособными. Представители бизнеса не могут использовать инновации для повышения эффективности и конкурентоспособности своей деятельности, т.к. получение инноваций из внешних источников связано с значительными затруднениями, в том числе, правового и финансового характера. В частности, зачастую внешние источники инноваций не несут ответственности за качество их внедрения и величину эффекта от их коммерциализации, что крайне негативно влияет на бизнес.
В условиях начавшегося в ноябре 2014 г. в России экономического кризиса участники экономических отношений оказались в сложной нестабильной экономической и социально-политической ситуации, характеризующейся повышенным уровнем неопределенности. В таких условиях и создатели, и получатели инноваций, а также организации, задействованные в процессе обмена знаниями не могут полностью контролировать свое текущее положение и прогнозировать будущее, вследствие чего вынуждены постоянно приспосабливаться к внешней среде (требований рынка, политики государства), учитывать непредсказуемые изменения в экономике. Таким образом, процесс управления знаниями в текущих социально-экономических условиях осуществляется на основе неполной информации. Трудности, обусловленные невозможностью коммерциализировать полученные новации с одной стороны, и дефицитом и/или неполнотой знаний с другой стороны, вызывают информационные проблемы и снижают эффективность принимаемых в процессе управления знаниями решений.
Следует отметить, что на сегодняшний день проблема управления знаниями на макроэкономическом уровне заключается также и в том, что на практике бизнес зачастую сталкивается одновременно и с недостатком, и с переизбытком новых знаний. Это происходит в тех случаях, когда нуждающимся в новых знаниях участникам экономических отношений приходится осуществлять поиск необходимой информации в общедоступном массиве данных, большая часть из которых не нужна конкретному представителю
ю
о с^
о? о N
оо
<
СО
ю
о с^
о? о N
оо
<
со
бизнеса. Решение этой проблемы предприятиями самостоятельно (на микроуровне) неэффективно. Трудоемкость и, одновременно с этим, высокая стратегическая значимость процесса получения новых знаний из внешней среды вынуждает предприятия выделять этот процесс в качестве отдельной сферы деятельности. Существенная часть ресурсов и времени отнимаются от основной деятельности и тратятся на поиск перспективных инноваций; предприятия испытывают постоянное напряжение в процессе поиска необходимой информации.
Для решения данной проблемы должны быть внесены изменения на макроэкономическом уровне. Необходимо создание информационных коммуникаций — технологий, инструментов, предоставляющих возможность участникам бизнеса быстро и эффективно искать новые знания, позволяющие предприятиям решать свои задачи: удовлетворять потребности клиентов, реагировать на изменения рыночной ситуации и т. д.
Таким образом, макроэкономический подход к управлению знаниями в России, заключается, прежде всего, в оптимизации информационных коммуникаций и информационного обеспечения научно-технической среды и бизнеса. Создаваемые и внедряемые при этом информационные технологии должны становиться эффективным инструментом, обеспечивающим: 1) трансформацию знаний в массив знаний; 2) поиск и отбор в массиве знаний информации, требуемой нуждающимся получателям; 3) дальнейшую передачу накопленных знаний и информации, необходимой для реализации деятельности экономических агентов.
Организация информационных коммуникаций является не единственной целью управления знаниями в макроэкономической среде. Данный процесс охватывает множество аспектов. Основываясь на распространенной концепции управления знаниями, представленной в источнике [3], достижение результативного управления знаниями возможно при организации не только инфраструктуры знаний, но и культуры и технологии получения, распространения и использования новых знаний.
Инфраструктура знаний в макроэкономической системе должна выполнять две существенные функции. Первая связана с анализом и учетом существующих структур и процессов, принятых принципов и правил распределения прав и обязанностей в системе управления знаниями. Вторая — с оценкой потенциала и применимости результатов работы создателей новых знаний, т. е. с формированием базы метазнания (знания о знании, о возможностях получения знания, его источников, принципах работы с ним). Именно организованное и структурированное метазнание в макроэкономической системе является основой эффективности информационных коммуникаций, позволяющих создателям и получателям новых знаний сотрудничать на взаимовыгодной основе.
Для создания эффективной инфраструктуры знаний в макроэкономической системе необходимо присутствие в ней достаточного количества результативных источников коммерциализируемого
знания. Под коммерциализируемыми знаниями понимается продукт научно-технической и опытно-конструкторской деятельности в виде инновационных продуктов и технологий, готовый к внедрению на производственных площадках, доступных в рамках данной макроэкономической системы. Для этих целей источники и потенциальные получатели инноваций должны иметь достаточно высокую культуру знаний, т. е. и на исполнительском, и на руководящем уровне осознавать важность непосредственных носителей знаний (креативных групп работников и их деятельности, иметь заинтересованность в обмене знаниями, устранять барьеры такого обмена.
Управление знаниями в макроэкономической системе требует создания, внедрения и обновления в данной системе технологий управления знаниями. Основываясь на данных источника [4] можно сформировать основные характеристики процесса управления такими технологиями в рамках макроэкономической системы.
В основе технологий управления знаниями лежит процесс поиска, хранения, классификации, извлечения информации, обмен данными, организация совместной работы. Наиболее важную в управлении знаниями роль играют технологии, используемые для бизнес-аналитики. Это технологии оперативного получения данных, планирования бизнес-процессов, вовлечения в бизнес-процесс создателей инноваций, оценки экономической и социальной эффективности использования инноваций и т. д. Использование данных технологий не только на микро-, но и на макроуровне позволяет организовать полноценное вовлечение в макроэкономический процесс всех участников инновационной деятельности.
В настоящее время наиболее прогрессивным и перспективным инструментом, позволяющим осуществлять управление знаниями на макроуровне, является инструмент, получивший название «технологическая платформа». Технологическая платформа — это объединение участников инновационного процесса определенного направления. Цель такого объединения — создание, развитие и распространение знаний, способных стать коммерциализируемой инновацией. Технологическая платформа может быть образована на базе как промышленной, так и научно-исследовательской организации или представлять собой отдельное юридическое лицо, управляемое выбранным системным интегратором.
Сложности организации охраны интеллектуальной собственности, экономической безопасности, правовой защиты затрудняют работу таких платформ. Вместе с тем, технологические платформы являются тем самым «мостом», по которому может быть осуществлен переход экономики (прежде всего, российской экономики) из современного, индустриального, малоэффективного состояния к инновационной форме.
Наиболее востребованными технологиями, необходимыми для функционирования технологической платформы, являются такие технологии, как: • суперинтегрированные ERP-системы, позволяющие осуществлять планирование ресурсов предприятий на уровне бизнеса;
• CRM-системы, позволяющие управлять внешними связями и отношениями участников платформы (или аналогичного ей объединения);
• системы-хранилища аналитических данных, позволяющие получать информацию из перечисленных выше информационных систем и проводить ее оперативный анализ;
• CMS-системы, позволяющие проводить управление электронным контентом накапливаемых баз данных, а также создавать новый контент для на основании заданных правил и получаемой информации;
• технологии поиска информации в «сырых» данных, позволяющие осуществлять выбор информативных признаков, анализ и очистку неструктурированных данных, выявление полезной информации, ее последующую обработку и толкование полученных результатов (Data Mining, Web Mining, Text Mining);
• технологии для обмена данными и организации совместной работы.
Высокая важность технологий управления знаниями подтверждается на практике: одной из приоритетных технологических платформ, которые создаются в настоящее время в России, является Национальная программная платформа, основным продуктом которой должны стать информационно-коммуникационные программные продукты и технологии.
Компонентами макроэкономической системы управления знаниями (технологической платформы или другой подобной организации/группы организаций) является информационно-инновационный контент баз знаний различных сфер применения:
• Информация о пригодных к коммерциализации или уже коммерциализованных инновациях, продуктах и технологиях. Включает в себя данные как о самом инновационном продукте (свойства, отличия от неинновационных аналогов, функциональный и параметрический потенциал, стоимость, качество, капиталоемкость, особенности внедрения), так и об особенностях его эксплуатации (требования к маркетингу и продвижению, потенциал дальнейшего развития, затраты на ремонт и обслуживание и пр.).
• Информация о рыночных возможностях реализации инновационного продукта. Данная информация включает в себя сведения о потребителях инновационного продукта (потребительские запросы, цены, ожидания, требования, препятствия, обратная связь) и условиях его реализации в стране и за рубежом (уровень конкуренции, ценообразование, поставщики, дистрибьюторы, партнеры на соответствующих рынках).
• Информация о технологиях разработки и коммерциализации новаций (описание технологических процессов, процессов производства, послепродажного обслуживания).
• Информация об особенностях управления процессом коммерциализации новаций (бизнес-стратегии, бизнес-планы, методы, структура, требования к ра-
Рис. 1. Модель коммуникаций участников макроэкономической системы управления знаниями
бочей силе, потребность в активах, направления и условия дальнейшей модернизации). • Информация о работниках, способных осуществлять создание и коммерциализацию инноваций (квалификация, сфера деятельности, работоспособность, знания, умения, навыки, уровень оплаты труда, требования к социальному пакету). Знания, содержащиеся в подобных базах данных, могут быть теоретическими (фундаментальные знания, принципы, модели, гипотезы) или практическими (прикладные теории, эмпирические правила, опыт, нормативные методики, статистические данные и пр.).
На основании вышесказанного можно сформировать модель коммуникаций участников макроэкономической системы управления знаниями (рисунок).
Данная модель позволяет организовать постоянный взаимный обмен участников процесса создания и коммерциализации нового знания. Модель предполагает участие в процессе системного интегратора. В российских условиях в качестве интегратора на макроэкономическом уровне должно выступать государство или его представители — крупные компании, специализирующиеся на исследованиях и/или производстве в той или иной области знаний.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. Организация процесса управления знаниями на макроэкономическом уровне является актуальной задачей в настоящее время. Организация данного процесса требует не только культуры и технологий создания (распространения) новых знаний, но и формирования инфраструктуры, способствующей обмену знаниями и их коммерциализации в виде инноваций. Институционально модель управления знаниями на макроуровне может быть организована на базе технологической платформы или другого аналогичного объединения, чья деятельность координируется системным интегратором (государством). Осуществление управления знаниями в макроэкономической системе позволит России не только повысить доходность промышленного сектора, но и перейти к формированию экономики инновационного типа.
ю о
CN
cí о N
оо
J <
СО
Список использованных источников
1. Дорожкина, О. К. Стратегическое планирование инновационного развития предприятия/О. К. Дорожкина//Российское предпринимательство. - М.: Креативная экономика, 2011. -№ 1 (2), С. 83-88.
2. Дорожкина О. К., Дорожкин И. Н., Шинкевич И. А. Оценка уровня технологической конкурентоспособности для целей управления стратегическим развитием промышленного предприятия. Управление экономическими системами: Электронный научный журнал, 2014 - URL: http://www.uecs.ru/index. php?option=com_flexicontent&view=items&id=3185.
3. Нестик Т. А. Модели управления знаниями в российских организациях: социально-психологический анализ. Современные технологии управления, 2014 - URL: http://sovman. ru/all-numbers/archive-2014/january2014/item/226-models-of-knowledge-management-in-russian-institutions-social-and-psychological-analysis.html.
4. Трофимова Л. А., Трофимов В. В. Управление знаниями. Учебник. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 77 с.
5. Григорьев С. Н., Кутин А. А., Долгов В. А. Принципы построения цифровых производств в машиностроении/С. Н. Григорьев, А. А. Кутин, В. А. Долгов//Вестник МГТУ «СТАНКИН» - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2014. - № 4 (31).
6. Бадалова А. Г., Пановский В. Н. Управление рисками при реализации проектов технического перевооружения промышленных предприятий/А. Г. Бадалова, В. Н. Пановский//Вестник МГТУ «СТАНКИН». - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2015. - № 1 (32).
7. Бадалова А. Г., Волочиенко В. А. Основные аспекты применения методов распознавания при управлении рисками производственных систем/А. Г. Бадалова, В. А. Волочиенко// Вестник МГТУ «СТАНКИН». - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2014. - № 4 (31).
8. Еленева Ю. Я., Просвирина М. Е., Волкова А. В. Проблемы кадрового обеспечения предприятий оборонно-промышленного комплекса/Ю. Я. Еленева, М. Е. Просвирина, А. В. Волкова// Вестник МГТУ «СТАНКИН». - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2014. - № 3 (30).
9. Еленева Ю. Я., Олейник А. В., Андреев В. Н. Технологический капитал: критерий инновационного развития и объект трансфера в современной экономике/Ю. Я. Еленева, А. В. Олейник,
В. Н. Андреев//Вестник МГТУ «СТАНКИН» - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2013. - № 4 (27).
10. Еленева Ю. Я., Карпов С. А., Лукашевич Е. В. Управление финансированием инновационного развития промышленных предприятий: концептуальная модель/Ю. Я. Еле-нева, С. А. Карпов, Е. В. Лукашевич//Вестник МГТУ «СТАНКИН» - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2012. - № 1 (19).
11. Ковалев А. П., Коршунова Е. Д. Социально-управленческий и стратегический анализ конкурентоспособного современного российского предприятия/А. П. Ковалев, Е. Д. Коршунова// Вестник МГТУ «СТАНКИН» - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2012. - № 2 (21).
12. Зимовец О. Е. Повышение инновационной активности научно-производственного предприятия/О. Е. Зимовец//Вестник МГТУ «СТАНКИН» - М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2012. - № 4 (23).
Macroeconomic approach to knowledge management in the innovation economy
0. K. Dorozhkina, PhD in Economics, associate Professor of the sub-department «Production Management», MSTU «Stankin».
1. N. Dorozhkin, PhD in Economics, associate Professor of the sub-department «Production Management», MSTU «Stankin».
I. A. Shinkevich, PhD in Economics, associate Professor of the sub-department «Production Management», MSTU «Stankin».
The article describes the features of the organization of information communication key elements of the knowledge economy at the macro level. The main obstacle in the creation of effective communication between the creators of innovation and business in the Russian context. It identifies the main tool for creating such communications - technology platform. A scheme of interaction between participants of the platform and the singularity of its operation in Russia in the current economic conditions.
Keywords: knowledge economy, innovation economy, technology platform.
ю о
CN
cï о N
oo
J <
CQ О
Лаборатория технологий изготовления и контроля режущих инструментов центра коллективного пользования МГТУ «СТАНКИН»
Функционирует на базе российско-итальянского технологического центра обучения в области машиностроения и металлообработки и оснащена комплексом шлифовально-заточного технологического и вспомогательного автоматизированного оборудования итальянского производства - шлифовально-заточные пяти- и четырехо-севые станки с ЧПУ для переточки цельного твердосплавного инструмента, заточной станок для заточки фрез и сверл, системы для балансировки и предварительной настройки инструмента и др.
Главными функциями, которые сегодня выполняет лаборатория, являются:
• образовательная площадка для обучения студентов, переподготовки и повышения квалификации специалистов российских машиностроительных предприятий на современном итальянском оборудовании;
• дмонстрационно-выставочная площадка для организации контактов партнеров центра - итальянских компаний и российских машиностроительных предприятий, заинтересованных в модернизации механообрабатывающих производств
• экспериментальная площадка для отработки новых технологий и сравнительных испытаний опытных образцов станочного оборудования российского производства при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.