Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы информатизации образования и профессиональной ориентации учащихся'

Проблемы и перспективы информатизации образования и профессиональной ориентации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATIZATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONALIZATION / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалевич И. А.

В статье рассматриваются проблемы, вызванные активным процессом информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности и образования, в частности. К ним относятся проблемы «границ» компьютеризации, психологического воздействия процессов информатизации на человека, формирования информационной культуры. На основе анализа обозначенных проблем сделан ряд выводов и предложений по модернизации системы профориентации и повышения ее эффективности за счет использования современных информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of informatization of education and professional orientation of students

Problems caused by an active process of informatization of all spheres of human life and education in particular are considered in the article. Problems of computerization «borders», psychological influence of a person by informatization, problems of informatization culture development are related to them. On the basis of above mentioned problems analysis are made a number of conclusions and suggestions about modernization of professional orientation system modernization and improvement of its efficiency by means of application of modern informatization technologies.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы информатизации образования и профессиональной ориентации учащихся»

имеет большое значение для повышения человеческого потенциала, достижения экономического процветания, социальной справедливости, прогресса и стабильности в глобализирующейся мировой экономике. При этом большая роль открывается новым формам образования, построенным на

использовании преимуществ ИКТ, программам дистанционного (e-learning) и непрерывного (lifelong learning) обучения, что связано с требованиями информационной глобализации и необходимостью постоянной модернизации экономического образования.

Литература

1. Ананьева Т.Н. От индустриального к информационному обществу // Теоретические и прикладные проблемы сервиса. - 2001. - № 1. - С. 17- 23.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

3. Грязнова А.Г. О роли экономической теории в подготовке экономистов-практиков // Вестник ФА. - 2005. - №1(33). - С.5-14.

4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2004. - 272 с.

5. Колин К.К. Человек в обществе знаний: новые задачи для образования, науки и культуры // Вестник МГУС. - 2008. - № 1. - С.2-10.

6. Лазарев А.Н. Новые задачи информационных технологий и инноваций для решения проблем мировой экономики // Открытое образование. - 2009. - № 2.

7. Мовсесян А.Г. О классификации теорий мировой экономики // Вестник Финансовой академии. -2001. - № 2 (18). - С. 30-36.

8. The Global information Society: a Statistical View. UN publication. April, 2008. LC.W190. - Chile, Santiago, United Nations, 2008. - 157 P.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

И.А. Ковалевич, к.т.н., зав. каф. Информационных технологий в социальной сфере

Тел.: (391) 291-2196; E-mail: ia-kov@yandex.ru ФГОУВПО Сибирский федеральный университет http://www.sfu-kras.ru

Problems caused by the active process of informatization of all spheres of human life and education in particular are considered in the article. The problems of computerization «borders», psychological influence of informatizational process on a human being, the problems of informatization culture development are related to them. On the basis of the analysis of the above mentioned problems a number of conclusions and suggestions about modernization of professional orientation system modernization and improvement of its efficiency by means of application of modern informatization technologies are made.

В статье рассматриваются проблемы, вызванные активным процессом информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности и образования, в частности. К ним относятся проблемы «границ» компьютеризации, психологического воздействия процессов информатизации на человека, формирования информационной культуры. На основе анализа обозначенных проблем сделан ряд выводов и предложений по модернизации системы профориентации и повышения ее эффективности за счет использования современных информационных технологий.

Ключевые слова: информатизация, профессиональная ориентация, профессионализация, информационная культура.

Keywords: informatization, professional orientation, professionalization, information.

Стратегическое направление социально-экономического развития страны требует новых высококвалифицированных

субъектов профессиональной деятельности во всех сферах общественной жизни. Главное требование, предъявляемое к со-

временным профессионалам, состоит в том, что они должны стать носителями (качества-обеспечения) новейших знаний и технологий.

Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, как важнейшего аспекта социализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.

Сказанное особенно актуально для таких масштабных (в плане разнообразных ресурсов) динамично развивающихся регионов, каким является Красноярский край. Острота ситуации просматривается в ряде аспектов:

при огромных площадях и природных ресурсах относительно небольшое количество населения (по данным Госкомстата РФ, на первое января 2008 года в крае проживали 2893748 человек, из них в городах 74,2 %);

неравномерное распределение населения по территориям, что во многом объясняется суровыми климатическими условиями и отсутствием необходимой инфраструктуры;

наметившаяся в последние годы тенденция к уменьшению численности молодежи (за период 2004-2008 г г. на 18%).

Важнейшим компенсатором названных проблем является рациональная подготовка молодежи к профессиональной деятельности.

Исследования психологов и социологов показывают, что каждый год сотни юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством.

Причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть молодых людей имеют весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

В условиях современного школьного образования большинство старшеклассников оказываются не готовыми к самостоятельному выбору своего дальнейшего жизненного пути, а если выбор был сделан, то приобщение к профессии сводится лишь к простому получению знаний, умений и навыков. Это свидетельствует о не достаточно сформированном профессиональном самосознании.

В литературе широко обсуждаются подходы к решению названных проблем. В числе наиболее конструктивных нам представляется концепция компетентностного подхода. Суть ее, в общем виде, состоит в способности продуктивного действования, способности достигать результата - эффективно разрешать проблему, используя для этого собственные (различные) ресурсы и возможности.

Поскольку современное динамично развивающее общество нуждается в людях, обладающих социальной, человеческой и профессиональной компетентностью, то кажется очевидным, что чем лучше и точнее представляет человек смысл и суть своей профессии, тем выше эффективность его деятельности, при условии, если выбор профессии сделан осознанно и самостоятельно и соответствует возможностям молодого человека.

Большая роль в правильном выборе профессии отводится профориентации. Задачи, стоящие перед профориентацией на сегодняшний день, состоят в том, чтобы готовить человека к профессиональному самоопределению, развивая его способности к самообучению, самоанализу, а также его умения принимать адекватные решения.

По мнению Е.А.Климова, сложность работы по профессиональной ориентации состоит в том, что педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах: план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями) и план будущего времени (дети как буду-

щие граждане страны) [1]. Таким образом, вся работа по профориентации, по сути своей, прогностична, т.е. ориентирована на будущее, на то, чего еще нет. Далеко не всегда в такой ориентации удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические и т.п. линии развития общества. Поэтому определяющим фактором для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека часто оказывается его ценностно-нравственная ориентация.

В современном понимании профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних, психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии, т.е. речь идет не о подготовке школьника к выбору профессии, а о его подготовке к профессиональной деятельности в целом.

Коль скоро в профориентационной работе речь идет не просто о выборе профессии, а о подготовке школьников к будущей профессиональной деятельности в соответствии с их индивидуально-личностными особенностями, то главное в этом процессе - развитие природных данных, способностей, реальных возможностей каждого конкретного учащегося. Здесь возникает проблема - как, какими средствами можно решать поставленные задачи.

В последнее время актуализировались проблемы информатизации системы образования. Процесс информатизации, как и всякое сложное социальное явление, неоднозначен и противоречив.

В исследовании проблемы повышения эффективности профориентации путем использования информационных технологий весьма неоднозначно представляется нам такой аспект этой проблемы, как границы информатизации. Специалисты ставят вопросы: везде ли нужны современные компьютерные технологии, в чем их плюсы и минусы с точки зрения использования этих технологий в процессе профессионализации, как можно передать опыт и мастерство.

По нарастающей идет развертывание потенциала «информационного общества», под которым понимается его социологиза-ция, освоение социальной информации, формирование информационного мировоззрения, рынка информации, информационной реальности, повышение психологиче-

ской обоснованности систем связи. Расширяет свои границы новый социальный процесс - познание информационной реальности. Технологический процесс информатизации все более уступает место социально-психологическому. Социологи-зация и психологизация информационной реальности становятся основными аспектами становления информационной цивилизации и информационной культуры.

Осмыслением информатизации занимаются все ведущие направления социо-гуманитарных и естественных наук. Философия, антропология, социология, культурология, история, синергетика, информатика, психология, когнитология - это лишь некоторые области знания, в русле которых предпринимаются попытки понять все усложняющуюся реальность. Пока что ни одна из наук не занимает приоритетное место в исследовании названного феномена как по причине традиционной автономии наук, так и вследствие недостатка прикладных исследований в конкретных областях знания.

Как уже было отмечено, вопрос о «границах» компьютеризации возник в связи со стремлением понять фиксируемые на практике противоречивость и неоднозначность процессов информатизации различных социальных систем, что порождает неоднозначность их оценок и толкований.

Так, ряд авторов придерживаются так называемой технофобской позиции, акцен-тируясь на негативных тенденциях информатизации. Компьютерные средства, по их мнению, предстают в виде некоего монстра, переваривающего наше сознание, при этом до такой степени, что мы уже не замечаем, что наше сознание оказывается разрушенным [2]. Кстати, в этом взгляде есть доля рационального. На нынешнем этапе развития цивилизации прослеживается тенденция переориентации массового сознания на новые средства достижения знаний. Педагоги свидетельствуют: учащиеся всех уровней образования мало читают, подготовка письменных работ сводится к копированию готовых текстов. Следствием всего этого становится ограниченное развитие мышления, а также обеднение чувственно-эмоциональной сферы.

Следует заметить, что известный скепсис относительно стремительно развивающихся процессов информатизации свя-

зан с так называемыми психологическими барьерами к нововведениям. Здесь опять же срабатывает закон систем: достижение устойчивости и равновесия с наименьшим количеством энергетических затрат. В человеческом сознании это отторжение нового, нетрадиционного дополняется еще и различного рода субъективными итерациями.

К числу трудностей, с которыми сталкивается человек, относятся попытки формализовать профессиональный опыт, мастерства, разного рода умений. А такие феномены практического интеллекта, как воображение, интуиция, невербальное мышление, неосознанные чувства и прочее, не только не поддаются рационализации, но и, в принципе, трудно артикулируются.

Названная проблема имеет далеко не только академический, теоретико-методологический аспект. Не менее важным является ее практически-прикладной смысл. В первую очередь, - это вопрос подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Как показывают исследования, в целом ряде профессий доминирующая роль принадлежит «телесным», неявным формам знания, передаваемым «из рук в руки от» учителя (мастера) к ученику (подмастерью).

Поиск «границ информатизации» в разработке современных технологий профориентации и социализации является важным аспектом в исследовании обозначенной проблемы.

Другой исследуемый нами аспект информатизации процесса профориентации заключается в изучении психологического воздействия современных компьютерных технологии на человека и социально-психологических аспектов взаимодействия человека с машиной.

Как уже было отмечено, трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно, порождала бы такое разнообразие проблем и оказывала бы такое влияние на все отрасли науки, в том числе и психологию, как информатизация и компьютеризация общества. Виртуальный мир компьютера влияет на всю систему психологических знаний, так как он преобразует объективное содержание и форму труда, познания, общения, способствует появлению новых способов психического отражения реального мира, изменяет соотношение рутинных и творческих компонен-

тов в интеллектуальной деятельности человека.

Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология информатизации изу-чается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии труда и др.

С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций [3]. Согласно одной из центральных гипотез Л.С. Выготского, психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности. Иначе говоря, под влиянием любой человеческой деятельности меняются психические функции. Поскольку новые информационные технологии - это орудие трудовой деятельности, то они тоже изменяют психику человека. В этой связи и возникают наблюдаемые нами психологические проблемы использования высокой техники в жизни человека.

Обозначенная тенденция подтверждается нашими исследованиями, которые проводились в период с 2003 по 2007 год и имели целью изучить особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютеризованного обучения.

Предметом исследования были психические состояния учащихся в условиях компьютеризованного обучения и их оценка самими пользователями. Объектом исследования стали студенты, уже обладающие начальными навыками работы на компьютере, и клиенты Красноярского краевого центра профориентации и переобучения. Всего было обследовано 256 человек: 168 студентов (18 - 21 год), 88 клиентов центра (24 - 36 лет).

Исследование психических состояний пользователей проходило в три этапа. На первом этапе, при помощи специально разработанной анкеты, были выявлены наиболее часто встречающиеся деструктивные состояния, возникающие у респондентов при работе на компьютере.

На втором этапе проводилось подробное изучение психических состояний, испытываемых пользователями: до работы на

компьютере, во время работы на компьютере и после работы на компьютере.

Третий этап заключался в опросе респондентов на предмет общего влияния компьютера на пользователей, осведомленности пользователей в области информатики и программирования и отношения самих пользователей к переживаемым психическим состояниям.

Исследования психических преобразований личности под влиянием компьютеризованной учебной деятельности показали, что наиболее распространенными преобразованиями здесь являются персонификация компьютера, то есть наделение его чертами субъектности и идентификация с ним.

Персонификация - своего рода защитный механизм, вступающий в силу тогда, когда человек на неосознаваемом уровне ощущает неудовлетворенную потребность в общении с другими людьми. Студенты наделяют компьютер такими чертами и свойствами, как, например: «друг», «душевный человек», «собеседник», «терпеливый», «психолог», «художник», «гений», «мудрец», «профессионал», «мужественный», «лидер», «невротик», «упрямый», «эгоцентрик», «фанатик», «фантазер». Объективной стороной персонификации является диалоговый характер работы на компьютере. Однако в социокультурном и психологическом аспектах здесь не все благополучно. Персонификация есть только начало более глубоких преобразований, таких как деперсонализация (утрата представлений о своем «Я»), уподобление, социальная перцепция (редуцирование образов реальных людей), социальный дисбаланс. Здесь идентификация направлена на средство деятельности -компьютер. Результатом такой идентификации является экзуция - утрата человеком потребности и способности в непосредственном (живом) общении.

Работа, проведенная в Институте информатизации социальных систем Красноярского государственного технического университета в 2006 году, была посвящена социологическому исследованию на тему «Воздействие компьютерных технологий на человека: мнение пользователей ЭВМ». В опросе приняли участие 150 человек, 75 мужчин и 75 женщин.

Положительное отношение к развитию компьютерных технологий выразили 88% опрошенных, 4% - отрицательное отноше-

ние (причем, это женщины, которые осваивали компьютер не по собственному желанию, а по необходимости). Спокойно относились к компьютеру на рабочем месте 33% опрошенных, с удовольствием -20% (большинство из них женщины), раздражительно - 6% (большинство из них женщины), с безразличием - 2% (мужчины).

На вопрос о социальных последствиях развития компьютерных технологий ответы распределились следующим образом: 70% опрошенных считали, что это приведет к увеличению возможностей коммуникации между людьми, 68% - улучшению состояния образования и науки, 18% -безразличию к судьбам людей, 18% - падению культуры, 14% - экономическому процветанию, 8% - деградации человека, 4% - снижению профессионализма. Значительное количество скептических оценок можно интерпретировать как результат противоречивости самого процесса информатизации образования, а также как следствие неразработанности многих проблем в теоретическом и методическом аспектах.

Резюмируя рассмотрение вопроса о психологическом воздействии процессов информатизации социальных систем на человека, можно отметить следующее.

Человек на подсознательном уровне склонен психологически дистанцироваться от компьютера, являющегося важнейшим компонентом современных информационных систем. Тесное взаимодействие с компьютером чревато для человека аффективным закреплением, абсолютизацией собственной интеллектуальной исключительности, обусловленными столкновением двух подсознательных процессов: антропоцентризма и антропоморфизма.

В свою очередь, закрепление интеллектуальной исключительности человека, адекватное и позитивное в системе «человек - компьютер» может расспростра-ниться за ее пределы и начать негативно влиять на отношения в системе «человек -человек», т.е. выступать в роли психологического фактора, затрудняющего межличностное взаимодействие и вносящего таким образом свой вклад в общую тенденцию обособления современного человека, интегрированного в информационную среду.

На уровне чувств компьютер воздействует на психику пользователя двояко

- либо позитивно (и тогда возникает чувство свободы и неограниченных возможностей), либо негативно (и тогда мы сталкиваемся с депрессивным чувством уныния и растерянности). Кроме этого, работа на компьютере, особенно связанная с Интернетом, может способствовать появлению своеобразного ухода от реальности, при котором человек оказывается неспособным полноценно функционировать в реальном мире.

Информатизация общества, в своей сущности, вносит разнообразие не только в сложившийся порядок жизни, стиль и образ жизни, но и в психологию человека, его субъективность, уникальность, неповторимость, индивидуальность. Через информатизацию происходят во многом противоречивые процессы развития личности (охватывающие как сознательные, так и неосознаваемые структуры); усиление динамики между структурными элементами психики, усложнение феноменального поля.

Сказанное позволяет сделать вывод, что внедрение и использование современных компьютерных технологий в систему образования - далеко не однозначный процесс, имеющий как множество плюсов, так и существенные проблемные области, нуждающиеся в дополнительных исследованиях.

Неоднозначность и противоречивость процессов информатизации образования должна учитываться при разработке технологий профориентационной работы с учащимися.

Реальным шагом на пути создания современной системы профориентации на базе информационных технологий должно стать, на наш взгляд, формирование информационной культуры как учащихся, так и учителей.

В узком смысле информационную культуру определяют как умение отдельного индивида или какой-либо общности людей целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В более широком значении информационная культура - это уровень достигнутого информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигну-

того, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего.

Другими словами, информационная культура выступает как система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества и информационной среды.

Проблема информатизации в развитии современного общества, формирования новой информационной культуры имеет все признаки глобальной проблемы. Это касается и вопросов соотношения информационного потенциала и духовного мира человека, и роли информатизации в культурном развитии человека. Кроме того, возникает множество вопросов, затрагивающих влияние информатизации на повседневную жизнь, общение и духовный мир людей, производительность труда и активизацию интеллектуальных процессов, характер производства и производственных отношений, занятость и в целом - на сложную систему ценностей реальной жизни.

Другими словами, проблема формирования новой информационной культуры затрагивает интересы всего человечества, проявляя себя как объективный фактор развития общества и в региональном, и в мировом масштабе; предполагает всестороннее международное сотрудничество государств, ибо решать глобальные проблемы силами одного государства и даже группы государств невозможно.

Утверждая значение культуры в цивилизации человека, в его всестороннем гармоническом развитии, мы порой не задумываемся о практических аспектах проблемы, о связи культуры с развитием техники, современными технологическими процессами, ростом информационных потоков, перспективами развития общества, вступившего на путь информационного развития.

Высокий уровень новых технологий предполагает такой же уровень культуры. Не только у нас, но и в ряде других развитых стран уровень общей информационной культуры пока еще не соответствует требованиям новейших достижений науки и техники. Речь идет о культуре как о явлении универсальном, охватывающем культуру труда и свободного времени, т.е. как о культуре общей, так и о культуре отдельной личности. На сегодняшний день

для свободной ориентации в информационном потоке каждый человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Основой информационной культуры могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Кроме того, информационная культура непосредственно связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

в умении извлекать информацию из различных источников: (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

во владении основами аналитической переработки информации;

в умении работать с различной информацией;

в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Для личности, обладающей высокой индивидуальной информационной культурой, характерно осознание роста противоречий между возрастающим объемом информации и возможностями ее обработки, знание способов ее обработки, навыков применения этих знаний в своей практиче-

ской (производственной и бытовой) деятельности. Являясь пока еще показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры человека, информационная культура со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Вот почему такую высокую актуальность приобретает проблема внедрения информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности, как выбор будущей профессии, грамотное соотнесение индивидуальных особенностей, а также не всегда осознаваемых потенциалов с оптимальным выбором профессиональной деятельности.

С понятием информационной культуры тесно связано понятие компьютерной грамотности, основы которой должны постигаться в период школьного обучения, что составляет еще один важный аспект в исследовании процессов профориентации.

Школьное обучение с использованием ЭВМ не должно ставить перед собой цель готовить техников или программистов. Задачи обучения гораздо шире. Диалог с вычислительной машиной, включение ее в процесс обучения и позволят обучаемому познакомиться с возможностями вычислительной техники, с методом моделирования процессов и явлений, проникающих во все отрасли знания, создадут необходимые предпосылки для развития критического мышления и творческих способностей. Учащимся необходимо постигать компьютерную грамотность, готовиться психологически к освоению новой вычислительной техники.

Компьютерная грамотность нацелена не только на то, чтобы наиболее эффективно использовать огромный современный информационный потенциал для решения актуальных текущих и перспективных задач. Она призвана обеспечить нашу готовность к грядущим качественным переменам в обществе, непрерывно насыщаемом этой прогрессивной техникой, а также и ожидаемым существенным переменам в самой информационной технике будущего.

Говоря о возможностях обучения с помощью ЭВМ, подчеркнем, что машина не может научить творческому применению знаний, умению думать. Вряд ли ЭВМ поможет в изучении таких теоретических дисциплин, как философия. Компьютер способствует повышению активности обучающихся, приобретению отдельных мо-

ментов (фрагментов) знания, выявлению своего интеллектуального потенциала (или «внутреннего богатства»), приобщению к хранилищам информации и чужого интеллектуального опыта (к «внешнему богатству»), тренировке некоторых навыков. Научиться же думать, творчески мыслить, овладевать знаниями человек должен сам путем собственной деятельности. И здесь важна помощь учителя, которого не может заменить ЭВМ. В случае программированного обучения учит учащихся, конечно же, не машина, а человек, который закладывает в нее вместе с некоей суммой знаний наблюдательность, чуткость, твердость. Недаром к составлению курсов для автоматизированных обучающихся систем сегодня привлекают не только лучших специалистов в соответствующей области, но и лучших педагогов, психологов, методистов.

Компьютерная грамотность, общий уровень информационной культуры являются мощным механизмом эффективной профориентации. Следовательно, грамотное, научно обоснованное решение этих задач есть оптимальный путь подготовки к успешной профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленный (краткий) анализ проблемы информатизации образования в целом и формирования информационной культуры в системе профориентации позволяет сделать ряд выводов:

В системе профориентационных работ, направленных на подготовку учащихся к профессиональной деятельности, важное место должен занять процесс формирования информационной культуры учащихся. При этом речь идет об информационной культуре, соответствующей современным масштабам информатизации, так как этот процесс есть необходимая составляющая стратегического направления формирования общечеловеческой культуры.

Использование информационных технологий находит все большее применение и в творческой деятельности человека, в развитии его креативных способностей.

Философско-педагогические аспекты такого творчества требуют специальных исследований. Заметим лишь, что в этих процессах техника не заслоняет человеку подлинной культуры. Точка зрения, что в будущем компьютер вытеснит книгу, малоперспективна. Ведь книга - не просто носитель информации, она сама часть нашего духовного мира. А вот для того, чтобы книг было больше, чтобы быстрее они находили читателей, и нужны сегодня информационные технологии. В мировой практике книгоиздания широко используется ЭВМ: от правки рукописи до контроля за тем, как расходится новинка у покупателя. В этом смысле расширение возможностей для получения знаний есть способ развития мыслительных, аналитических способностей человека, следовательно, - это способ наиболее рационального выбора и наиболее эффективной социализации и профориентации.

Однако, как уже было сказано, техника не только помогает человеку, но одновременно вносит опасность отчуждения, деформации личности (из-за чрезмерного увлечения компьютерным миром). Не исключено, что массовая компьютеризация будет сопровождаться усилением некоторых нежелательных тенденций в духовной жизни, в частности, формированием рационалистического, сугубо утилитаристского восприятия жизненных, духовных, и нравственных ценностей. Поиск средств, компенсирующих обозначенные негативы технического прогресса, является актуальной задачей, как в исследовании названных тенденций, так и в разработке и внедрении современных педагогических технологий, рационально использующих возможности высокой техники.

Инструментом и важным ресурсом для выполнения этих задач являются современные информационные технологии, а их внедрение в образовательный процесс должно стать технологией формирования информационной культуры как средства индивидуализации и развития потенциалов личности учащегося.

Литература

1. Климов Е. А. Как выбрать профессию / - М.: Просвещение, 1990. - 360 с.

2. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре // Вопросы философии. - 2003. -№ 12.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Т. 2./ - М.: Педагогика, 1983. - 357 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.