УДК 001.123, 001.57
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РЕГИОНА И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ В.А. Путилов, М.Г. Шишаев
Институт информатики и математического моделирования технологических процессов КНЦ РАН
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы региональной информатизации на примере Мурманской области. Рассмотрены эволюция и современное содержание понятий «информатизация», «информационные технологии», «информатика» и «информационное общество». Отдельное внимание уделено социальным эффектам информатизации общества, рассмотрены их отрицательные и положительные аспекты.
Ключевые слова:
информатизация, информационное общество, социальные эффекты, социальные сети, дистанционное образование, электронная торговля, киберпреступность.
Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло.
Франсуа Ларошфуко
] Введение
Информатизация современного общества стала всепроникающей. Сегодня трудно представить себе область человеческой деятельности, где не применялись бы активнейшим образом современные информационнокоммуникационные технологии. Темпы их развития стали лавинообразными, современные возможности хранения, передачи и обработки данных открывают все новые и новые перспективы для более эффективного оперирования все большим объемом информации.
Информационные технологии кардинальным образом изменили наш мир: коммуникационные технологии буквально стирают границы межчеловеческого общения, объемы информации, помещающейся на современных устройствах хранения, размером с наперсток, многократно превышают информационную емкость многих традиционных, «бумажных», библиотек, скорости вычислений, обеспечиваемые современными компьютерами, достигают квадриллиона (1015) операций в секунду. Технологии обработки информации поднялись на столь высокий уровень, что все в большей степени и в более широком спектре задач не только автоматизируют рутинные операции обработки данных, но и заменяют человеческий интеллект. История об электронном агенте, автоматически снабжающем своего хозяина всевозможной информацией в контексте заданной человеком проблемы, предваряющая программную статью Т. Бернерса-Ли о концепции ‘Semantic Web’ [1], сегодня уже не кажется совсем фантастической.
В настоящее время роль информации и информационных технологий такова, что современное общество принято называть «информационным», или обществом, основанным на информации и знаниях. Сегодняшняя информатизация - это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Является ли информатизация абсолютно позитивным фактором развития человеческого общества? Какова ее суть и каковы ее проявления в экономической и социальной жизни региона? Ответы на эти вопросы неоднозначны. В данной работе предлагается, довольно беглый, взгляд на то, что есть собой современная информатизация и как ее проявления отражаются на жизни отдельных людей и региона в целом.
Информатизация, информационные технологии, информатика и информационное общество
Под информатизацией в широком смысле понимается процесс перехода к информационному обществу. В данном контексте, цель информатизации заключается в трансформации общества, которое должно быть перенацелено на производство информационного, а не материального продукта. Естественным образом, такая переориентация влечет за собой изменения подходов к
производству, модернизацию уклада жизни, изменение системы ценностей. Особую ценность в информационном обществе обретает свободное время; в рамках производства нового типа воспроизводятся и потребляются знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
В узком смысле информатизация - это политические, экономические и технологические процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. В этом смысле, процесс информатизации является следствием развития информационных технологий.
Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям сбора, хранения, передачи, обработки, а также создания данных, в том числе с применением вычислительной техники. В широком понимании ИТ охватывают все области передачи, хранения и восприятия информации, однако в последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Как и в случае большинства традиционных технологий, «локомотивом» развития технологий обработки информации была и является теоретическая и прикладная наука. Соответствующую отрасль научной деятельности в нашей стране принято называть информатикой. Далее представлен краткий обзор истории развития информатики в нашей стране, основанный, главным образом, на работе Д.А. Поспелова «Становление информатики в России», опубликованной в сборнике «Очерки истории информатики в России» [2].
История информатики в нашей стране (сначала СССР, а затем России) насыщена резкими изменениями приоритетов. Это ощущается даже в терминологии. Термин «информатика» в современном понимании у нас относительно новый. Этот термин обозначает совокупность научных направлений, тесно связанных с появлением компьютеров и их стремительным вхождением во все сферы жизнедеятельности людей. Термин «информатика» в таком понимании оформился только в начале 80-х годов прошлого столетия. До этого, согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, информатика рассматривалась как «дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности ее создания, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности». Подобное определение связывало информатику с библиотековедением, библиографией, методами поиска информации в массивах документов. До начала 1980-х гг. совокупность научных направлений, называемых теперь информатикой, именовалась по-разному. Сначала объединяющим названием был термин «кибернетика», затем на роль общего названия той же области исследований стала претендовать «прикладная математика».
Сегодняшнее содержание понятия «информатика» ближе всего подходит к тому, что в США и большинстве других стран называется «computer science», т.е. «компьютерные науки». «Компьютерные науки» концентрируют свое внимание на различных проблемах, связанных с протеканием и использованием информационных процессов. Рассматриваются структуры, в которых представляется информация, исследуются процедуры, которые используются при переработке информации.
Отечественная информатика имеет более чем полувековую историю. К начальному периоду становления информатики принято относить время с 1955 г. до создания в 1959 г. в АН СССР Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика». За эти пять лет в СССР возникла инфраструктура, поддерживающая новое научное направление. Своим возникновением она обязана академику и адмиралу А.И. Бергу, чей талант организатора науки позволил преодолеть все препоны и рогатки бюрократического государства. В лице адмирала А.И. Берга, в 1953-1957 гг. занимавшего пост заместителя министра обороны СССР по радиоэлектронике, кибернетика обрела того человека, который обеспечил этой науке условия для ее становления и расцвета. В этот период продолжалась (начатая в 1930-е гг.) разработка новых вычислительных машин и развитие методов решения на них разнообразных задач. В 1948 г. были созданы Институт точной механики и вычислительной техники АН СССР и Специальное конструкторское бюро Министерства приборостроения и средств автоматизации. Позднее были созданы другие организации АН СССР и различных ведомств, ориентированные на исследования и разработки в этой области. Активно развивалась теория
вычислительных машин, разрабатывалась технология программирования. Теоретические исследования активно проводились в Московском, Ленинградском и Киевском университетах, Институте автоматики и телемеханики АН СССР. В 1955 г. был создан Вычислительный центр МГУ, специализирующийся на разработке и применении вычислительных методов для решения сложных научных и прикладных задач. В конце 1950-х гг. был получен ряд результатов, стоящих на уровне мировых достижений.
К середине 1950-х гг. у ведущих специалистов в области вычислительной техники было ясное представление о путях развития отечественной информатики. В середине 1957 г. акад. В.М. Глушков четко определяет направления стратегических исследований в области информатики [3]. С 1953 г. в нашей стране налажен серийный выпуск вычислительных машин. В Московском, Ленинградском и Киевском университетах началась подготовка специалистов по вычислительной математике, в ряде технических высших учебных заведений появились курсы по вычислительной технике, а затем стали открываться кафедры вычислительной техники или вычислительных машин.
Таким образом, к началу 1960-х гг. были заложены теоретические и технические основы для развития информатики. На протяжении этих лет в нашей стране действовали две тенденции. Первая -широкое развертывание работ в области теории вычислительных машин, программирования и внедрение вычислительной техники в самые разные области. Вторая тенденция - начавшееся отставание от ведущих стран в области технологии создания новых поколений вычислительных машин. Однако отставание в технологии на первых порах никак не сказывалось на развитии теоретических основ информатики, не сдерживал творческие начинания специалистов, связанных по роду своей деятельности с разработкой и внедрением вычислительных машин.
В 1960-е гг. в нашей стране сложились важные новые направления информатики и ее приложений. К их числу относились:
• теория управляющих систем;
• теория оптимального и помехоустойчивого кодирования информации;
• теория построения информационных систем;
• теория адаптивных систем;
• математическая теория планирования эксперимента;
• биокибернетика, медицинская кибернетика, нейрокибернетика;
• инженерная психология;
• применение кибернетики в обучении.
Начаты и успешно развивались исследования в области теории больших систем, теории построения систем управления энергетическими и транспортными процессами, теории систем научно-технической информации, эвристического программирования и др.
На 1960-1970-е гг. приходится расцвет исследований в области информатики в нашей стране. Активно развивались все ее направления. Во многих из них результаты советских специалистов или находились на мировом уровне, или опережали его.
С начала 1970-х гг. стремительно развивается новое научное направление - искусственный интеллект. Сначала круг его интересов охватывает лишь вопросы, связанные с моделированием интеллектуальной деятельности, но постепенно в сферу приложений искусственного интеллекта втягиваются практически все направления информатики. Даже такие традиционные для информатики направления, как системное программирование или вычислительные модели, с течением времени стали обогащаться идеями, порожденными в ходе работ в области искусственного интеллекта. В первую очередь - это использование логических методов доказательства правильности программ и обеспечение интерфейса на профессиональном естественном языке с пакетами прикладных программ.
Столь бурное развитие информационных технологий и соответствующей отрасли науки привело к чрезвычайно глубоким и сильным изменениям в общественной и экономической жизни цивилизованного человечества. Компьютеризация и информатизация различных сфер общественной жизни и экономической деятельности в наше время отличаются глубиной и размахом технологических и социальных последствий. Эти последствия нередко называют компьютерной или информационной революцией. Главным же результатом этой революции стала трансформация общественного и экономического укладов и формирование общества нового типа -информационного общества, где главенствующую роль играет информация и знания.
Формирование информационного общества основано на следующих базовых факторах:
• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Сам термин «информационное общество» появился в Японии в конце 1960-х гг. Так, в 1969 г. японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 г. -«План информационного общества». Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны. В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место, причем не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. 27 марта 2006 г. генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.
Отличительные признаки информационного общества проявляются не только технологической сфере, но и во всех других областях жизнедеятельности человека. Так, с точки зрения экономики, информация стала ключевым фактором в качестве услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. С точки зрения политики, присущая информационному обществу свобода информации привела к политическому процессу, который характеризуется растущим участием в политической деятельности различных социальных слоев населения. Наконец, информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, в информационном обществе формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. Качественно новым моментом перехода к информационному обществу стала возможность управления большими комплексами организаций. Организуются системы (транснациональные компании), в которых требуется координация деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей.
Следует отметить, что возрастание уровня информатизации общества не всегда характеризуется положительными эффектами. Так, одним из крайне неприятных аспектов информатизации, является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества, в том числе, по мере информатизации общества.
Что касается развития информационного общества в нашей стране, то в деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в этой области можно выделить несколько этапов. На первом (1991-1994 гг.) формировались технологические, правовые, и иные основы информатизации страны. Второй этап (1994-1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне,
- этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 г. Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», Эта программа дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.
Общемировые и общероссийские процессы информатизации, разумеется, не оставили в стороне и Мурманскую область. Их результатом стал ощутимый рост активности использования информационных технологий как частными лицами, так и организациями региона. Так, по данным Облкомстата, за последние пять лет уровень оснащенности домохозяйств Мурманской области компьютерной техникой возрос почти в два раза и приблизился к 100% [4]. Эта тенденция также хорошо иллюстрируется статистикой оснащенности компьютерной техникой слушателей Кольского регионального Центра Интернет-образования (рис. 1), которые, в основном, представлены работниками образования Мурманской области.
Что касается уровня оснащенности компьютерной техникой предприятий и организаций, то здесь показатели в абсолютном измерении несколько скромнее, но динамика их роста, тем не менее, положительная. Причем в некоторых отраслях, таких как финансовая деятельность и высшее образование, уровень оснащенности компьютерной техникой достигает, и даже превышает 100% на одного работника. Данные, характеризующие уровень информационной активности1 пользователей
1 Удельное количество предприятий и организаций, использующих информационные технологии.
компьютерных технологий в различных отраслях, а также оснащенность организаций персональными компьютерами представлены в табл. 1.
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 1. Результаты опроса слушателей КРЦИО: Есть компьютер дома?
Таблица 1
Уровень информационной активности и оснащенность организаций Мурманской области персональными компьютерами
Уровень информационной активности, % Число персональных компьютеров на 100 человек, единиц
2006 2007 2008 2006 2007 2008
Всего 95.6 97.5 96.0 27 29 36
финансовая деятельность 96.7 100.0 98.1 107 111 118
операции с недвижимым имуществом. аренда и предоставление услуг 90.8 92.4 92.7 30 34 48
научные исследования и разработки 96.2 96.0 100.0 72 77 83
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 98.1 99.1 98.6 85 65 86
Высшее профессиональное образование 96.2 100.0 100.0 88 97 108
здравоохранение и предоставление социальных услуг 99.4 100.0 99.5 14 16 18
деятельность по организации отдыха и развлечений. культуры и спорта 94.7 98.7 94.5 22 25 40
Еще одним показателем уровня информатизации региона является бурный рост использования современных телекоммуникационных технологий. За последнее десятилетие количество абонентов сотовой связи в Мурманской области увеличилось более чем в 150 раз. При этом неуклонно сокращается активность использования традиционных видов связи - почтовой, телеграфной.
Появление в регионе нескольких операторов местной и междугородной связи привело к заметному оздоровлению рынка телекоммуникационных услуг за счет возросшей конкуренции. Это отражается на ценах на услуги связи, которые, в отличие от цен на большинство других услуг для населения и юридических лиц, постоянно уменьшаются (табл. 2) [4].
Таблица 2
Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц (декабрь к декабрю предыдущего года, %)
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Услуги связи 112.2 83.8 77.2 107.0 108.9 107.5
почтовая 117.9 110.4 87.6 114.1 102.3 115.8
городская телефонная 112.1 115.0 112.8 100.0 106.1 100.0
междугородная телефонная 120.0 100.0 94.4 100.0 100.0 80.9
документальная электросвязь 110.7 113.0 105.7 101.8 147.9 144.5
проводное вещание 150.0 122.2 109.1 125.0 150.0 122.2
беспроводная 69.2 53.2 54.6 166.7 100.0 93.0
Таким образом, мы видим, что за очень короткий период времени, являющийся в масштабе истории человечества «мигом», информационные технологии и соответствующая отрасль науки претерпели грандиозный прогресс. Информатизация стала действительно всепроникающей, ее темпы все более и более нарастают. Каким же образом отражаются эти процессы на общественной и экономической жизни? Ответ на данный вопрос неоднозначен.
Социальные эффекты информатизации
Социальные проявления информатизации весьма многообразны. Причем проявления эти - как положительного, так и отрицательного свойства. Один из наиболее системных взглядов на социальные эффекты информатизации дает, так называемая, таблица Хессига [5], представленная ниже. В таблице выделены положительные и отрицательные эффекты информатизации для различных сфер жизни человеческого общества. Как видим, практически любой положительный эффект от распространения информационных технологий имеет в той или иной степени заметную обратную сторону.
Так, социализация информации, то есть увеличение ее направленности на социальную сферу, влечет за собой дегуманизацию жизни. Развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации и через это - снижение общего культурного уровня. Обеспечиваемые информационным обществом предпосылки для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом приводят, с другой стороны, к поляризации общества и эффекту изоляции индивида. При этом незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление. Выравнивание иерархии власти за счет вовлечения большего числа людей в политику, создает условия для повышения ими социального статуса, но, с другой стороны, при современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. Если при этом государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей. Повышение компетентности и, как альтернатива этому - «деквалификация». ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей. Появление новых профессий и квалификаций и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных «традиционных» профессий. Чтобы этого не происходило, появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Так, утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием социальной инфраструктуры их использования. Обеспечиваемое информатизацией повышение уровня интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Но, с другой стороны, та же информатизация ведет к уязвимости наций и государств: для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационно-обменных процессов. Понятия «психологическая война», «пси-оружие», «утечка мозгов», «зомбирование» и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения [6].
Далее рассмотрим некоторые наиболее яркие социальные эффекты информатизации. Одним из них является резкое увеличение возможностей межчеловеческого общения за счет использования современных
коммуникационных технологий. К наиболее бурно развивающимся в последние годы технологиям такого сорта относятся социальные сети - «Одноклассники.РУ», «ВКонтакте», «Twitter», и другие. Предоставляя пользователям эффективный инструмент для общения с помощью компьютера, эти сети в буквальном смысле слова стирают границы государств и регионов, давая возможность свободно общаться друг с другом людям, находящимся на расстояниях многих тысяч километров.
Таблица 3
Последствия информатизации в зеркале общественности
Положительные последствия Отрицательные последствия
Культура и общество
Свободное развитие индивида «Автоматизация» человека
Информационное общество Дегуманизация жизни
Социализация информации Технократическое мышление
Коммуникативное общество Снижение культурного уровня
Преодоление кризиса цивилизации Лавина информации
Развитие цивилизации Элитарное знание (поляризация)
Изоляция индивида
Политика
Расширение свобод Снижение свобод
Децентрализация Централизация
Выравнивание иерархии власти Государство - «надзиратель»
Расширенное участие в общественной жизни Расширение государственной бюрократии
Усиление власти благодаря знаниям
Усиление манипуляции людьми
Хозяйство и труд
Повышение продуктивности Все возрастающая сложность жизни
Рационализация Обострение промышленного кризиса
Повышение компетентности Концентрация
Увеличение богатства Подверженность кризисам
Преодоление кризиса Стандартизация
Экономия ресурсов Массовая безработица
Охрана окружающей среды Новые требования к мобильности трудящихся
Децентрализация промышленности Дегуманизация труда
Новая продукция Стрессы
Улучшение качества Деквалификация
Диверсификация продукции Исчезновение многочисленных профессий
Новые профессии и квалификации
Международные отношения
Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» Технологическая зависимость
Улучшение обороноспособности страны Обострение отношений Востока - Запада
Улучшение обороноспособности страны Уязвимость
Национальная независимость Усиление взаимозависимости
Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем
Число пользователей социальных сетей исчисляется сотнями миллионов, а их активность -миллиардами посещений. При этом количество пользователей и активность использования социальных сетей продолжает расти огромными темпами. Так, всего лишь за один год общее время, проведенное на Твиттере, выросло на 3712% (с апреля 2008 г. по апрель 2009 г.).
В начале 2010 г. в Рунете2 насчитывалось 25 млн пользователей социальных сетей. По прогнозам специалистов, ежегодный средний прирост их числа до 2014 г. в России составит около 23%. Около
2 Российский сегмент Интернета. 50
четверти всего количества пользователей Рунета пользуются сервисами «ВКонтакте.РУ» и «Одноклассники.РУ ».
Обеспечиваемое Интернет-технологиями расширение числа контактов между людьми, возрастание их активности, появление возможности общаться собеседникам, находящимся в разных регионах, странах и континентах следует считать положительным эффектом современной информатизации. Такое расширение коммуникативных возможностей в особенности актуально для удаленных от центра регионов с низкой плотностью населения.
Однако, с другой стороны, социальные сети как нельзя более ярко отражают парадоксы информационного общества: технически это общество объединяет людей, а психологически все больше трансформируется в общество тотального одиночества. Прогрессирующая опосредованность контактов и взаимодействий между людьми приводит к вытеснению реального общения суррогатным, виртуальным [7].
Большинству родителей сегодняшних и недавних подростков (а кому-то - и на собственном опыте) известно насколько сильной и пагубной может быть зависимость человека от компьютерных игр. Однако, по результатам исследований российских ученых, психологическая зависимость (сродни наркотической) от социальных сетей «Одноклассники.РУ» и «В конакте.РУ» даже больше, чем от компьютерных игр! Минимальное время, которое проводит пользователь социальной сети в «онлайн» составляет 3 часа в сутки.
Как отмечалось ранее, информатизация существенно видоизменила способы информационного обеспечения практически всех сфер деятельности человека. Одним из наиболее ярких проявлений «всепроникновения» информационных технологий является распространение систем электронной торговли. В сегодняшних Интернет-магазинах, не вставая с места и располагая телефоном, компьютером и банковской картой, можно купить что угодно - начиная от наручных часов и заканчивая автомобилем. О масштабах распространения электронной торговли говорит уровень оборота популярных торговых площадок в Интернете. По подсчетам известного топ-менеджера Ника Трейна, если бы торговым оборотам еВау3 соответствовала экономическая активность некоего условного государства, то эта «страна» оказалась бы в мировой табели о рангах на 59 месте, чуть-чуть недотянув до уровня Кувейта. При этом, как несложно догадаться, правительства большинства стран мира многое бы дали за то, чтобы их экономики росли скоростью, хотя бы в десять раз меньшей, чем темпы роста бизнеса еВау.
С одной стороны, электронные магазины и рынки увеличивают степень доступности товаров и услуг для потребителя, что особенно важно для таких удаленных от наших столиц регионов, к каким относится Мурманская область. Это есть положительный эффект. С другой стороны, средства электронной коммерции резко увеличивают уровень конкуренции, и небольшие региональные фирмы, доставляющие товары в регион и перепродающие их на месте с некоторой маржей, такой конкуренции не выдерживают: Интернет-магазины, как правило, способны продавать тот же товар по гораздо более низкой цене.
Еще одной областью, где современные информационные технологии заметно потеснили традиционные средства, является издание и распространение книг и другой печатной продукции. Если технологии электронного документооборота не слишком распространились в России (вероятно, вследствие крепких бюрократических традиций), то использование печатной продукции (книг, периодических изданий) в электронном виде стало обыденностью. Об этом, в частности, косвенно свидетельствует статистика книгоиздания и использования библиотек (по Мурманской области) с одной стороны, и возросший уровень предложения в магазинах электроники различных электронных устройств для чтения текстов - с другой. Так, численность зарегистрированных пользователей библиотек в Мурманской области сократилось в период с 2004 по 2007 гг. с 502.3 до 484.7 тыс. человек, а объемы тиражей печатной продукции за тот же период сократились почти в два с половиной раза.
Говоря об эффектах информатизации региона, нельзя не отметить ее естественное влияние на сферу образовательных услуг. Само по себе образование - есть процесс передачи знаний, который неразрывно связан с накоплением, хранением, обработкой и передачей информации, составляющими суть информационных технологий.
Наиболее ярким эффектом возросшего уровня информатизации в образовательной среде является активное развитие средств и технологий дистанционного обучения. Сама идея
3 Одна из наиболее популярных зарубежных виртуальных торговых площадок.
дистанционного обучения родилась далеко не сегодня (уже в 19 в. некоторые университеты реализовывали дистанционное обучение с использованием традиционной почты). Однако новый, современный уровень информационных технологий открыл совершенно иные возможности для получения образования вне зависимости от местоположения вуза и студента.
Нынешнее дистанционное образование базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» - в виде видеоконференций), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» - с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций).
Дистанционное образование становится все более востребованным в современных условиях, когда стандартная модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности. Новая концепция - «Учиться всю жизнь, совмещая это с работой» - делает дистанционное образование как нельзя более актуальным.
Несмотря на такую острую потребность, в России дистанционное образование в полной мере не реализуется. В первую очередь это происходит из-за несовершенства законодательной базы. Тем не менее, большинство российских вузов, а также многие крупные компании уже сегодня в той или иной мере используют современные элементы дистанционного обучения, основанные на информационных технологиях.
Исследование Фонда «Общественное мнение» показало, что уже сегодня 2% или порядка 100 тыс. человек, проходивших профессиональное обучение, предпочли дистанционную форму обучения очной. В денежном выражении этот показатель составляет 70 млрд рублей, при этом объем рынка дистанционного бизнес-образования оценивается в 1.4 млрд рублей. Стоит отметить, что в США около 40% студентов программ МВА используют дистанционную форму обучения. По оценкам экспертов сферы бизнес-образования, в ближайшие годы рост рынка составит 20-25%. При сохранении этого прогноза в будущем году денежный объем рынка дистанционного бизнес-образования может составить 1.7 млрд рублей.
Вместе с тем, влияние информатизации на образование нельзя назвать однозначно положительным. Огромные темпы развития информационных технологий ведут к постоянной гонке за знаниями. Это проявляется в том, что специалист должен постоянно учиться, чтобы соответствовать своей квалификации, то есть он должен находиться в системе образования в течение всей своей профессиональной трудовой деятельности. Из-за этого дипломированным специалистам все чаще приходится проходить различные курсы повышения квалификации. При этом некоторые специальности, которые напрямую связаны с разработкой и использованием информационных технологий, ставят специалиста в такие условия, что ему постоянно приходится овладевать все новыми и новыми знаниями. Все чаще цель этой гонки - овладение конечным знанием с тем, чтобы применять его на практике - размывается и на первое место выходит сам процесс овладения бурно развивающимися информационными технологиями (знания ради знаний), то есть нет конечной цели
- есть только процесс образования ради самого процесса [8]. Еще одним негативным эффектом от информатизации в сфере образования является появление в Интернете массы рефератов, курсовых и дипломных работ по разным специальностям высшего и среднего профессионального образования и даже готовых диссертаций. Доступность подобных ресурсов дискредитирует соответствующие формы контроля знаний, приводит к необходимости тратить силы и средства на выявление и борьбу с прецедентами плагиата со стороны студентов и учащихся.
Одним из важных положительных социальных эффектов информатизации является «смывание границ» в экономической жизни регионов. За счет высокой эффективности современных информационных коммуникаций и развития традиционной коммуникационной инфраструктуры, экономики регионов становятся все в большей степени трансграничными. Эти процессы непосредственно затрагивают и отдельных жителей региона, поскольку современные ИТ расширяют спектр потенциальных областей экономической активности населения региона: появляется
возможность зарабатывать деньги и даже производить некий ВВП с помощью Интернета. Сфера потенциального трудоустройства людей уже не ограничивается лишь сугубо региональным сектором экономики, у жителей любого региона с достаточно развитой коммуникационной инфраструктурой имеются практически равные возможности организовать бизнес в глобальной сети Интернет.
Бизнес в Интернете - собирательное, многогранное, объемное понятие. Это совокупность всех видов ведения коммерческой деятельности и деловой активности в рамках электронной сети Интернет со своей определенной спецификой и возможностями с целью удовлетворения потребностей пользователей Сети и получения различных благ взамен [9].
Один из самых распространенных способов заработка в Интернете - это уже рассмотренный нами ранее Интернет-магазин. Кроме того, весьма популярным видом бизнеса в Интернет является разработка и раскрутка веб-сайтов. Данный вид бизнеса в Сети довольно широко представлен различными специализирующимися фирмами и является довольно привлекательным с финансовой точки зрения и в настоящий момент, и в перспективе. Так, если 4 года назад число россиян, пользующихся Интернетом ежедневно, составляло всего 5%, в прошлом году - 15%, то в 2010 г. этот показатель составляет уже 23 %! (по данным опросов ВЦИОМ).
Российский рынок разработки и поддержки веб-сайтов характеризуется впечатляющими показателями:
• в данном секторе работают около 2 тыс. компаний;
• годовой объем рынка - 7.2 млрд руб. (в 2009 г.);
• ожидаемый в 2010 г. рост рынка составляет 51%.
Финансовую основу бизнеса в Интернете обеспечивает Интернет-реклама. Технологии, используемые для рекламирования товаров и услуг в Интернете, разнообразны. Наиболее эффективной на сегодняшний день считается контекстная реклама. Ее суть заключается в размещении одного или нескольких небольших блоков объявлений, чаще текстовых, на странице однородного содержания. При этом для размещения на странице подбираются объявления (в результате автоматизированного процесса), максимально соответствующие содержанию каждой отдельно взятой страницы. В 2009 г. выручка компаний, занимающихся контекстной рекламой, составила 10.5 млрд руб.
Другой разновидностью Интернет-рекламы является баннерная реклама. В данном случае клиент для каждой своей рекламной компании заказывает разработку баннера (мини-плаката) с рекламным обращением, определенного размера и формата, в специализирующихся фирмах, после чего он платит за размещение каждого баннера на каждой странице каждого отдельно взятого, выбранного им, сайта.
Также к категории Интернет-рекламы следует отнести, хорошо известные большинству современных пользователей информационных технологий, почтовые рассылки, составляющие такое негативное явление, как спам (нежелательная корреспонденция).
Кроме легальных (или полулегальных, как спам) способов заработка в Интернете, сегодня существует множество различных нелегальных способов получить материальные выгоды с помощью глобальной сети. Сюда можно отнести хакерство4, «черную» рекламу, плагиат и воровство авторской или запатентованной информации.
Появление новых способов заработка, связанных с развитием современных информационных технологий, привело и к появлению новых форм преступности в сфере информационных технологий, которые принято именовать обобщающим термином - киберпреступность. Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет. Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество.
По оценкам специалистов, объем рынка компьютерных преступлений в России достигает 1 млрд долл. в год, а количество активных хакеров составляет около 20 тысяч. Услуги российских хакеров в среднем в пять раз дешевле, чем в США, и пользуются неизменным спросом. За инсталляцию зловредной программы-вируса на 1 тыс. ПК россиянин взимает 20 долл., за взлом вебсайта или форума - от 50 долл. Гарантированный взлом почтового ящика на почтовых сервисах Yandex, Mail, Rambler стоит от $45, аккаунт в платежной системе - всего 6 долл., номер кредитки с
4 От англ. hacker, взломщик - лицо, совершающее различного рода незаконные действия в сфере информатики: несанкционированное проникновение в чужие компьютерные сети и получение из них информации, незаконные снятие защиты с программных продуктов и их копирование, создание и распространения компьютерных вирусов и т. п.
ПИН-кодом от 490 долл., DDoS-атака5 от 100 долл., разработка троянской программы6 980-4900 долл. Рассылка спама на 400 тыс. корпоративных адресов обходится заказчику в 55 долл., на 6 млн частных адресов по России - в 150 долл., на 4 млн адресов, зарегистрированных на сервере mail.ru, в 200 долл.
При этом киберпреступники пользуются практически полной безнаказанностью, качество их услуг растет, а расценки падают. В стране нет работающих международных соглашений по борьбе с киберпреступлениями, много лазеек в законодательстве, не развита система реагирования на инциденты в сфере высоких технологий, скудна соответствующая судебная практика. Лишь 5-7 хакеров в год несут уголовную ответственность за свои преступления, при этом судьи назначают условные сроки за многомиллионные аферы. По мнению экспертов, россиянам давно пора осознать, что киберпреступность - серьезная проблема, от которой страдают и граждане, и государство.
Заключение
Представленный в данной статье краткий обзор истории проникновения информационных технологий в различные аспекты жизни человеческого общества, а также современных социальных эффектов информатизации, конечно же, не претендует на абсолютную полноту. В рамках не большой по размерам статьи невозможно подробно осветить все значимые события в истории развития ИТ, отразить огромный пласт проблем, связанных с внедрением информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека. Но даже такой беглый взгляд на проблему позволяет говорить о колоссальных масштабах и темпах современной информатизации, а также о ее неоднозначном влиянии на жизнь отдельных индивидуумов и общества в целом. Однако, на наш взгляд, эта неоднозначность не является поводом для серьезного пессимизма.
Всякий прогресс человечества всегда имел как положительные, так и отрицательные эффекты. С появлением развитых дорожных сетей человек во многом утратил личную свободу, но обрел возможность расширить контакты с себе подобными. Развитие промышленности создало и сделало более доступными для рядового человека многие блага, но безвозвратно изменило окружающую человека природу. Обнадеживает в данной ситуации то, что, коль скоро человечество живет и прирастает, то положительные эффекты прогресса все же превалируют над отрицательными. Это дает повод надеяться, что и информатизация, несмотря на сопряженный с ней негатив, приведет человечество к новому качеству, сплотит его, в перспективе сделает единой социальной сущностью, и откроет дорогу к освоению новых материальных и духовных пространств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Berners-Lee, Tim; James Hendler and Ora Lassila (May 17, 2001). "The Semantic Web". Scientific American Magazine. Режим доступа: http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=the-semantic-web. 2. Очерки истории информатики в России / Сост. Д.А. Поспелов, Я.И. Фет. Новосибирск: Научно-издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1998. 664 с. 3. Глушков В.М. О некоторых задачах вычислительной техники и связанных с ними задачах математики // Украинский математический журнал-9. 1957. № 4. С. 369-376. 4. Статистический ежегодник, 2008 / Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области / Мурманскстат, 2009. 247 с. 5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 217 с. 6. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993. № 1-3. С. 35-45. 7. Дейнека О.С., Боброва Е.В. Атрибутивная картина наркотической зависимости в информационном обществе// Технологии информационного общества -Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С.27-30. 8. Прокудин Д.Е. Проблемы использования информационных технологий в системе образования в условиях современного информационного общества // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всероссийской объединенной конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 5456. 9. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Сведения об авторах
Путилов Владимир Александрович - д.т.н., проф., директор института; e-mail: [email protected] Шишаев Максим Геннадьевич - к.т.н., с.н.с., зав. лабораторией; e-mail: [email protected]
5 DDoS-атака (от англ. Distributed Denial of Service, распределенная атака типа «отказ в обслуживании») — атака на систему с целью вывести ее из строя, другими словами, создание условий, при которых пользователи не могут получить доступ к информационным сервисам.
6 Разновидность вредоносной программы, размещаемая внутри другой, как правило, абсолютно безобидной программы.