Научная статья на тему 'Феноменология современной информатизации:основные аспекты и подходы к изучению'

Феноменология современной информатизации:основные аспекты и подходы к изучению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путилов В. А., Шишаев М. Г., Попова Л. П.

В статье представлен анализ технологических и социальных проявлений информатизации современного общества. Выявлены основные взаимосвязи между эффектами информатизации, сделано заключение о необходимости системного подхода к их исследованию. Рассмотрены возможные подходы к системному изучению технологических и социальных эффектов информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путилов В. А., Шишаев М. Г., Попова Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenology of Modern Informatization: Major Studying Aspects and Approaches

The paper analyzes technological and social aspects of informatization in modern society. Basic interrelations between informatization effects are singled out. System approach is stated as essential in studying of the effects. Possible approaches to system analysis of technological and social effects of informatization are considered. Fig. – 4, Table – 4, Ref. – 25.

Текст научной работы на тему «Феноменология современной информатизации:основные аспекты и подходы к изучению»

Минин ЩЧ1ЫХ ЛПДИ 2111

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

Путилов В.А., Шишаев М.Г., Попова Л.П.

Введение

Бурное развитие информационных технологий привело к кардинальному изменению устройства современного человеческого общества. Информатизация, являющаяся следствием этого развития, стала всепроникающей. Сегодня трудно представить себе область человеческой деятельности, где не применялись бы активнейшим образом современные информационно-коммуникационные технологии. Темпы их развития стали лавинообразными, современные возможности хранения, передачи и обработки данных открывают все новые и новые перспективы для более эффективного оперирования все большими объемами информации. За неполное столетие наш мир изменился кардинальным образом: современные коммуникационные технологии практически стерли границы межчеловеческого общения, объемы информации, помещающейся на современных устройствах хранения, размером с наперсток, многократно превышают информационную емкость многих традиционных, «бумажных», библиотек, скорости вычислений, обеспечиваемые современными компьютерами, уже измеряются тысячами терафлопс (ТБЬОР8). Технологии обработки информации все в большей степени и в более широком спектре задач не только автоматизируют рутинные операции обработки данных, но и заменяют человеческий интеллект.

В настоящее время роль информации и информационных технологий такова, что современное общество принято называть «информационным», или обществом, основанным на информации и знаниях. Сегодняшняя информатизация - это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Связанная с информатизацией переориентация на производство информационного, а не материального продукта влечет за собой изменения подходов к производству, модернизацию уклада жизни, изменение системы ценностей.

Отличительные признаки информационного общества проявляются не только в технологической сфере, но и во всех других областях жизнедеятельности человека. Так, с точки зрения экономики, информация стала ключевым фактором в качестве услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. С точки зрения политики, присущая информационному обществу свобода информации привела к политическому процессу, который характеризуется растущим участием в политической деятельности различных социальных слоев населения. Наконец, информация выступает в качестве важного стимуля-

тора изменения качества жизни, в информационном обществе формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. Качественно новым моментом перехода к информационному обществу стала возможность управления большими комплексами организаций. Организуются системы (транснациональные компании), в которых требуется координация деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей.

Вместе с тем, возрастание уровня информатизации общества не всегда характеризуется лишь положительными эффектами. Так, одним из крайне неприятных аспектов информатизации, является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества, в том числе, по мере информатизации общества. Неоднозначны и многие другие эффекты информатизации. Данная статья представляет собой вариант системного взгляда на технологические и социальные эффекты тотальной информатизации общества, обеспечивающего основу для последующего анализа причинно-следственных зависимостей этих эффектов, и через это - возможность целенаправленного влияния на социальные и иные процессы, связанные с информатизацией.

1. Технологические показатели современной информатизации

Наиболее наглядно уровень современной информатизации общества характеризуется статистикой использования разнообразных информационных служб Интернета. За последние 10 лет количество пользователей глобальной сети возросло более чем в четыре раза. В таблице 1 представлена статистика использования Интернета в различных регионах нашей планеты и ее рост в сравнении с декабрем 2000 года (по данным сайта «Internet World Stats» [1]). По данным различных Интернет-источников [2, 3], количество пользователей электронной почты приблизилось к полутора миллиардам. В 2009 году было отправлено около 90 триллионов электронных писем, среднее дневное количество писем, при этом, составляет 247 миллиардов. По состоянию на конец декабря 2009 года в Интернете насчитывалось 234 миллиона веб-сайтов, при этом 47 миллионов из них появилось в 2009 году.

Статистика использования Интернета в регионах мира

Регион Насеение (оценка 2010) Пользователей интернета (декабрь 2000) Пользователей интернета (октябрь 2010) Уровень использования интернета (% к населению) Рост использования интернета (2000-2010) Распределение пользователей по регионам

Африка 1,013,779,050 4,514,400 110,931,700 10.9 % 2,357.3 % 5.6 %

Азия 3,834,792,852 114,304,000 825,094,396 21.5 % 621.8 % 42.0 %

Европа 813,319,511 105,096,093 475,069,448 58.4 % 352.0 % 24.2 %

Ближний Восток 212,336,924 3,284,800 63,240,946 29.8 % 1,825.3 % 3.2 %

Северная Америка 344,124,450 108,096,800 266,224,500 77.4 % 146.3 % 13.5 %

Латинская Америка и Карибский бассейн 592,556,972 18,068,919 204,689,836 34.5 % 1,032.8 % 10.4 %

Австралия и Океания 34,700,201 7,620,480 21,263,990 61.3 % 179.0 % 1.1 %

Всего 6,845,609,960 360,985,492 1,966,514,816 28.7 % 444.8 % 100.0 %

- лидерами по количеству пользователей в РФ являются Центральный федеральный округ (13,2 млн. человек, в Москве живут 5,8 млн.) и Приволжский федеральный округ (8,6 млн.);

- в рейтинге зарубежных стран осенью 2009-го Россия по показателю проникновения Интернета заняла 9-ую позицию;

- уступают России по проникновению Интернета Бразилия (34%) и Китай (27%).

На рис. 1 представлена динамика роста российских пользователей Интернета за 2003 - 2010 годы [5].

Общемировые и общероссийские процессы информатизации, разумеется, не оставили в стороне и Мурманскую область. Их результатом стал ощутимый рост активности использования информационных технологий, как частными лицами, так и организациями региона. Так, по данным Облкомстата, за последние пять лет уровень оснащенности домохозяйств Мурманской области компьютерной техникой возрос почти в два раза и приблизился к 100 процентам [9].

венно;

Не менее впечатляющими являются и показатели роста использования Интернета в России. Так, по различным подсчетам, в 2009 году количество россиян, пользующихся информационными сервисами глобальной сети, составило от 40 до 50 миллионов человек. По результатам исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» [4], в 2009-2010 гг. ключевые показатели проникновения Интернета в Россию составили:

- в 2009-2010 гг. количество пользователей Интернета в России достигло 43,3 млн. человек (+3% за 3 месяца) - 37% населения РФ;

- российские пользователи составляют примерно 10% всех европейских Интернет-пользователей;

- суточная аудитория Интернета в России зимой 2009/2010 года составила 25,8 млн. человек (22% населения страны, +8% за квартал);

- по сравнению с результатами осени 2008-го и весны 2009-го полугодовая аудитория сети выросла на 4-7%, суточная - на 4-6% с 17,7 млн. и 20,6 млн.;

- 94% московских пользователей выходят в сеть из дома, с работы - 48%. В целом по России эти показатели составляют 81% и 31% соответст-

Рис.1. Динамика численности российских пользователей Интернета в возрасте 18 лет и старше

Эта тенденция также хорошо иллюстрируется статистикой оснащенности компьютерной техникой слушателей Кольского регионального Центра

Интернет-образования (рис. 2), которые, в основном, представлены работниками образования Мурманской области.

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ Нет

□ Есть

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис.2. Результаты опроса слушателей КРЦИО: Есть компьютер дома?

Что касается уровня оснащенности компьютерной техникой предприятий и организаций, то здесь показатели в абсолютном измерении несколько скромнее, но динамика их роста, тем не менее, положительная. Причем в некоторых отраслях, таких как финансовая деятельность и высшее образование, уровень оснащенности компьютерной техникой достигает, и даже превышает 100 % на одного работника. Данные, характеризующие уровень информационной активности* пользователей компьютерных технологий в различных отраслях, а также оснащен-

ность организаций персональными компьютерами представлены в табл. 2.

Еще одним показателем уровня информатизации региона является бурный рост использования современных телекоммуникационных технологий. За последнее десятилетие количество абонентов сотовой связи в Мурманской области увеличилось более, чем в 150 раз. При этом неуклонно сокращается активность использования традиционных видов связи -почтовой, телеграфной.

* Удельное количество предприятий и организаций, использующих информационные технологии.

Таблица 2

Уровень информационной активности и оснащенность организаций Мурманской области

персональными компьютерами

Виды деятельности (услуг) Уровень информационной активности, в % Число персональных компьютеров на 100 человек, единиц

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Всего 95,6 97,5 96,0 27 29 36

Финансовая деятельность 96,7 100,0 98,1 107 111 118

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 90,8 92,4 92,7 30 34 48

Научные исследования и разработки 96,2 96,0 100,0 72 77 83

Г осударственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 98,1 99,1 98,6 85 65 86

Высшее профессиональное образование 96,2 100,0 100,0 88 97 108

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 99,4 100,0 99,5 14 16 18

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 94,7 98,7 94,5 22 25 40

Появление в регионе нескольких операторов местной и междугородной связи привело к заметному оздоровлению рынка телекоммуникационных услуг за счет возросшей конкуренции. Это отражается на

ценах на услуги связи, которые, в отличие от цен на большинство других услуг для населения и юридических лиц, постоянно уменьшаются (табл. 3) [9].

Таблица 3

Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц (декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах)

Виды услуг 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Услуги связи: 112,2 83,8 77,2 107,0 108,9 107,5

почтовая 117,9 110,4 87,6 114,1 102,3 115,8

городская телефонная 112,1 115,0 112,8 100,0 106,1 100,0

междугородная телефонная 120,0 100,0 94,4 100,0 100,0 80,9

документальная электросвязь 110,7 113,0 105,7 101,8 147,9 144,5

проводное вещание 150,0 122,2 109,1 125,0 150,0 122,2

беспроводная 69,2 53,2 54,6 166,7 100,0 93,0

Технологические проявления информатизации, конечно, не ограничиваются представленными выше показателями, но объем данной статьи не позволяет дать более детальный их обзор.

2. Социальные эффекты информатизации

Социальные проявления информатизации весьма многообразны. Причем проявления эти - как положительного, так и отрицательного свойства. Один из наиболее системных взглядов на социальные эффекты информатизации дает, так называемая, таблица Хессига [10], представленная ниже. В таблице выде-

лены положительные и отрицательные эффекты информатизации для различных сфер жизни человеческого общества. Как видим, практически любой положительный эффект от распространения информационных технологий имеет в той или иной степени заметную обратную сторону.

Так, социализация информации, то есть увеличение ее направленности на социальную сферу, влечет за собой дегуманизацию жизни. Развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями

предоставляемой информации и через это - снижение общего культурного уровня. Обеспечиваемые информационным обществом предпосылки для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом приводят, с другой стороны, к поляризации общества и эффекту изоляции индивида. При этом незнание и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма опасное социальное явление. Выравнивание иерархии власти за счет вовлечения большего числа людей в политику, создает условия для повышения ими социального статуса, но, с другой стороны, при современных технологиях возможен контроль не только поведения, но и мыслей людей. Если при этом государство не будет создавать условия для воспитания интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых, прогнозируемых людей.

Повышение компетентности и, как альтернатива этому - «деквалификация». ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей. Появление новых профессий и квалификаций и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных «традиционных» профессий. Чтобы этого не происходило, появление новых, более интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Так, утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием социальной инфраструктуры их использования.

Таблица 4

Последствия информатизации в зеркале общественности

Положительные последствия Отрицательные последствия

Культура и общество

Свободное развитие индивида «Автоматизация» человека

Информационное общество Дегуманизация жизни

Социализация информации Технократическое мышление

Коммуникативное общество Снижение культурного уровня

Преодоление кризиса цивилизации Лавина информации

Развитие цивилизации Элитарное знание (поляризация)

Изоляция индивида

Политика

Расширение свобод Снижение свобод

Децентрализация Централизация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выравнивание иерархии власти Государство - «надзиратель»

Расширенное участие в общественной жизни Расширение государственной бюрократии

Усиление власти благодаря знаниям

Усиление манипуляции людьми

Хозяйство и труд

Повышение продуктивности Все возрастающая сложность жизни

Рационализация Обострение промышленного кризиса

Повышение компетентности Концентрация

Увеличение богатства Подверженность кризисам

Преодоление кризиса Стандартизация

Экономия ресурсов Массовая безработица

Охрана окружающей среды Новые требования к мобильности трудящихся

Децентрализация промышленности Дегуманизация труда

Новая продукция Стрессы

Улучшение качества Деквалификация

Диверсификация продукции Исчезновение многочисленных профессий

Новые профессии и квалификации

Международные отношения

Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира» Технологическая зависимость

Улучшение обороноспособности страны Обострение отношений Юга-Запада

Улучшение обороноспособности страны Уязвимость

Национальная независимость Усиление взаимозависимости

Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем

Обеспечиваемое информатизацией повышение уровня интеллекта нации позволяет государствам выходить на позиции национальной независимости. Но, с другой стороны, эта информатизация ведет к уязвимости наций и государств: для общества, вступившего в фазу информатизации, фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего, этот фактор проявляется в технологии информационнообменных процессов. Понятия «психологическая война», «пси-оружие», «утечка мозгов», «зом-бирование» и т.п. наполняются реальным содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического значения [11]. Рассмотрим далее некоторые наиболее яркие социальные эффекты информатизации. Одним из них является резкое увеличение возможностей межчеловеческого общения за счет использования современных коммуникационных технологий. К наиболее бурно развивающимся в последние годы технологиям такого сорта относятся социальные сети - «Одноклассники.РУ», «В контакте», «Twitter», и другие. Предоставляя пользователям эффективный инструмент для общения с помощью компьютера, эти сети в буквальном смысле слова стирают границы государств и регионов, давая возможность свободно, общаться друг с другом людям, находящимся на расстояниях многих тысяч километров.

Число пользователей социальных сетей исчисляется сотнями миллионов, а их активность - миллиардами посещений. При этом количество пользователей и активность использования социальных сетей продолжает расти огромными темпами. Так, всего лишь за один год общее время, проведенное на Твиттере, выросло на 3712% (с апреля 2008 по апрель 2009).

В начале 2010 года в Рунете насчитывалось 25 миллионов пользователей социальных сетей. По прогнозам специалистов, ежегодный средний прирост их числа до 2014 г. в России составит около 23%. Около четверти всего количества пользователей Рунета пользуются сервисами «В контакте.РУ» и «Одноклассники.РУ».

Обеспечиваемое Интернет-технологиями расширение числа контактов между людьми, возрастание их активности, появление возможности общаться собеседникам, находящимся в разных регионах, странах и континентах следует считать положительным эффектом современной информатизации. Однако, с другой стороны, социальные сети как нельзя более ярко отражают парадоксы информационного общества: технически это общество объединяет людей, а психологически все больше трансформируется в общество тотального одиночества. Прогрессирующая опосредованность контактов и взаимодействий между людьми приводит к вытеснению реального общения суррогатным, виртуальным [12].

Большинству родителей сегодняшних и недавних подростков (а кому-то - и на собственном опыте) известно насколько сильной и пагубной может быть

* Российский сегмент Интернета.

зависимость человека от компьютерных игр. Однако, по результатам исследований российских ученых, психологическая зависимость (сродни наркотической) от социальных сетей «Одноклассники.РУ» и «В конакте.РУ» даже больше, чем от компьютерных игр! Минимальное время, которое проводит пользователь социальной сети в «он-лайн» составляет 3 часа в сутки, а максимальное может исчисляться более чем 30-ю часами в неделю!

Как отмечалось ранее, информатизация существенно видоизменила способы информационного обеспечения практически всех сфер деятельности человека. Одним из наиболее ярких проявлений «всепроникновения» информациионных технологий является распространение систем электронной торговли. В настоящее время в Интернет-магазинах, не вставая с места и располагая телефоном, компьютером и банковской картой, можно купить что угодно. О масштабах распространения электронной торговли говорит уровень оборота популярных торговых площадок в Интернете. По подсчетам известного топ-менеджера Ника Трейна, если бы торговым оборотам еБау^ соответствовала экономическая активность некоего условного государства, то эта «страна» оказалась бы в мировой табели о рангах на 59 месте, чуть-чуть недотянув до уровня Кувейта. При этом, как несложно догадаться, правительства большинства стран мира многое бы дали за то, чтобы их экономики росли скоростью, хотя бы в десять раз меньшей, чем темпы роста бизнеса еВау.

С одной стороны, электронные магазины и рынки увеличивают степень доступности товаров и услуг для потребителя, что особенно важно для таких удаленных от наших столиц регионов, к каким относится Мурманская область. Это есть положительный эффект. С другой стороны, средства электронной коммерции резко увеличивают уровень конкуренции, и небольшие региональные фирмы, доставляющие товары в регион и перепродающие их на месте с некоторой маржей, такой конкуренции не выдерживают: Интернет-магазины, как правило, способны продавать тот же товар по гораздо более низкой цене.

Еще одной областью, где современные информационные технологии заметно потеснили традиционные средства, является издание и распространение книг и другой печатной продукции. Если технологии электронного документооборота не слишком распространились в России (вероятно, вследствие крепких бюрократических традиций), то использование печатной продукции (книг, периодических изданий) в электронном виде стало обыденностью. Об этом, в частности, косвенно свидетельствует статистика книгоиздания и использования библиотек (по Мурманской области) с одной стороны, и возросший уровень предложения в магазинах электроники различных электронных устройств для чтения текстов -с другой. Так, численность зарегистрированных пользователей библиотек в Мурманской области

t Одна из наиболее популярных зарубежных виртуальных торговых площадок

сократилось в период с 2004 по 2007 гг. с 502,3 до 484,7 тысяч человек, а объемы тиражей печатной продукции за тот же период сократились почти в два с половиной раза.

Говоря об эффектах информатизации региона, нельзя не отметить ее естественное влияние на сферу образовательных услуг. Само по себе образование -есть процесс передачи знаний, который неразрывно связан с накоплением, хранением, обработкой и передачей информации, составляющими суть информационных технологий.

Наиболее ярким эффектом возросшего уровня информатизации в образовательной среде является активное развитие средств и технологий дистанционного обучения. Сама идея дистанционного обучения родилась далеко не сегодня (уже в 19 веке некоторые университеты реализовывали дистанционное обучение с использованием традиционной почты). Однако новый, современный уровень информационных технологий открыл совершенно иные возможности для получения образования вне зависимости от местоположения вуза и студента.

Нынешнее дистанционное образование базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видеоконференций), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций).

Дистанционное образование становится все более востребованным в современных условиях, когда стандартная модель образования, в которой человек, однажды получивший квалификацию, пользуется полученными знаниями всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия всех знаний, необходимых для работы по специальности. Новая концепция - «Учиться всю жизнь, совмещая это с работой» - делает дистанционное образование как нельзя более актуальным.

Несмотря на такую острую потребность, в России дистанционное образование в полной мере не реализуется. В первую очередь это происходит из-за несовершенства законодательной базы. Тем не менее, большинство российских вузов, а также многие крупные компании уже сегодня в той или иной мере используют современные элементы дистанционного обучения, основанные на информационных технологиях.

Исследование Фонда «Общественное мнение» показало, что уже сегодня 2% или порядка 100 тыс. человек, проходивших профессиональное обучение, предпочли дистанционную форму обучения очной. В денежном выражении этот показатель составляет 70 млрд. рублей, при этом объем рынка дистанционного бизнес-образования оценивается в 1,4 млрд. рублей. Стоит отметить, что в США около 40% студентов программ МВА используют дистанционную форму обучения. По оценкам экспертов сферы бизнес-

образования, в ближайшие годы рост рынка составит 20-25%. При сохранении этого прогноза в будущем году денежный объем рынка дистанционного бизнес-образования может составить 1,7 млрд. рублей.

Вместе с тем, влияние информатизации на образование нельзя назвать однозначно положительным. Огромные темпы развития информационных технологий ведут к постоянной гонке за знаниями. Это проявляется в том, что специалист должен постоянно учиться, чтобы соответствовать своей квалификации, то есть он должен находиться в системе образования в течение всей своей профессиональной трудовой деятельности. Из-за этого дипломированным специалистам все чаще приходится проходить различные курсы повышения квалификации. При этом некоторые специальности, которые напрямую связаны с разработкой и использованием информационных технологий, ставят специалиста в такие условия, что ему постоянно приходится овладевать все новыми и новыми знаниями. Все чаще цель этой гонки - овладение конечным знанием с тем, чтобы применять его на практике - размывается и на первое место выходит сам процесс овладения бурно развивающимися информационными технологиями (знания ради знаний), то есть, нет конечной цели - есть только процесс образования ради самого процесса [13]. Еще одним негативным эффектом от информатизации в сфере образования является появление в Интернете массы рефератов, курсовых и дипломных работ по разным специальностям высшего и среднего профессионального образования и даже готовых диссертаций. Доступность подобных ресурсов дискредитирует соответствующие формы контроля знаний, приводит к необходимости тратить силы и средства на выявление и борьбу с прецедентами плагиата со стороны студентов и учащихся.

Одним из важных положительных социальных эффектов информатизации является «смывание границ» в экономической жизни регионов. За счет высокой эффективности современных информационных коммуникаций и развития традиционной коммуникационной инфраструктуры, экономики регионов становятся все в большей степени трансграничными. Эти процессы непосредственно затрагивают и отдельных жителей региона, поскольку современные ИТ расширяют спектр потенциальных областей экономической активности населения региона: появляется возможность зарабатывать деньги и даже производить некий ВВП с помощью Интернета. Сфера потенциального трудоустройства людей уже не ограничивается лишь сугубо региональным сектором экономики, у жителей любого региона с достаточно развитой коммуникационной инфраструктурой имеются практически равные возможности организовать бизнес в глобальной сети Интернет.

Бизнес в Интернете - собирательное, многогранное, объёмное понятие. Это совокупность всех видов ведения коммерческой деятельности и деловой активности в рамках электронной сети Интернет со своей определенной спецификой и возможностями с целью удовлетворения потребностей пользователей Сети и получения, различных благ взамен [14].

Один из самых распространенных способов заработка в Интернете - это уже рассмотренный нами ранее Интернет-магазин. Кроме того, весьма популярным видом бизнеса в Интернет является разработка и раскрутка веб-сайтов. Данный вид бизнеса в Сети довольно широко представлен различными специализирующимися фирмами и является довольно привлекательным с финансовой точки зрения и в настоящий момент, и в перспективе. Так, если 4 года назад число россиян, пользующихся Интернетом ежедневно, составляло всего 5%, в прошлом году -15%, то в нынешнем 2010 году этот показатель составляет уже 23 %! (по данным опросов ВЦИОМ).

Российский рынок разработки и поддержки вебсайтов характеризуется впечатляющими показателями:

- в данном секторе работают около 2000 компаний;

- годовой объем рынка - 7,2 млрд. руб. (в 2009 г.);

- ожидаемый в 2010 году рост рынка составляет 51%.

Финансовую основу бизнеса в Интернете обеспечивает Интернет-реклама. Технологии, используемые для рекламирования товаров и услуг в Интернете, разнообразны. Наиболее эффективной на сегодняшний день считается контекстная реклама. Ее суть заключается в размещении одного или нескольких небольших блоков объявлений, чаще текстовых, на странице однородного содержания. При этом для размещения на странице подбираются объявления (в результате автоматизированного процесса), максимально соответствующие содержанию каждой отдельно взятой страницы. В 2009 году выручка компаний, занимающихся контекстной рекламой, составила 10,5 млрд. руб.

Другой разновидностью Интернет-рекламы является баннерная реклама. В данном случае клиент для каждой своей рекламной компании заказывает разработку баннера (мини-плаката) с рекламным обращением, определенного размера и формата, в специализирующихся фирмах, после чего он платит за размещение каждого баннера на каждой странице каждого отдельно взятого, выбранного им, сайта.

Также к категории Интернет-рекламы следует отнести, хорошо известные большинству современных пользователей информационных технологий, почтовые рассылки, составляющие такое негативное явление, как спам (нежелательная корреспонденция).

Кроме легальных (или полулегальных, как спам) способов заработка в Интернете, сегодня существует множество различных нелегальных способов получить материальные выгоды с помощью глобальной сети. Сюда можно отнести хакерство, «черную» рекламу, плагиат и воровство авторской или запатентованной информации.

Появление новых способов заработка, связанных с развитием современных информационных технологий, привело и к появлению новых форм преступности в сфере информационных технологий, которые принято именовать обобщающим термином - киберпреступность. Преступления в сфере информацион-

ных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет. Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество.

По оценкам специалистов, объем рынка компьютерных преступлений в России достигает 1 млрд. долл. в год, а количество активных хакеров составляет около 20 тысяч. Услуги российских хакеров в среднем в пять раз дешевле, чем в США, и пользуются неизменным спросом. Гарантированный взлом почтового ящика на почтовых сервисах Yandex, Mail, Rambler стоит от $45, аккаунт в платежной системе

— всего 6 долл., номер кредитки с ПИН-кодом от 490 долл., DDoS-атака от 100 долл., разработка троянской программы 980-4900 долл. Рассылка спама на 400 тыс. корпоративных адресов обходится заказчику в 55 долл., на 6 млн. частных адресов по России — в 150 долл., на 4 млн. адресов, зарегистрированных на сервере mail.ru, в 200 долл.

При этом киберпреступники пользуются практически полной безнаказанностью, качество их услуг растет, а расценки падают. В стране нет работающих международных соглашений по борьбе с киберпреступлениями, много лазеек в законодательстве, не развита система реагирования на инциденты в сфере высоких технологий, скудна соответствующая судебная практика.

3. Причинно-следственные взаимосвязи эффектов информатизации

Как видим, последствия информатизации весьма многообразны и могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. При этом положительные эффекты являются побуждающим стимулом к дальнейшему расширению и развитию использования информационных технологий, тогда как отрицательные эффекты являются сдерживающим фактором информатизации (рис.3). Положительная и обратная связи, представленные на рисунке являются опосредованными, соотношение их темпов определяет развитие или, напротив - рецессию уровня информатизации. Например, возможность хищения информации при ее хранении и передаче в электронном виде существенно сдерживает темпы использования глобальных сетей для ведения бизнеса, в частности - для электронной торговли. Тем не менее, выгоды, получаемые от электронного способа ведения бизнеса, побуждают искать эффективные механизмы защиты информации и, несмотря на обозначенный риск, внедрять информационные технологии в этой сфере.

( Информатизация )*—_1>^

^ \ /Положительные^ ( Отрицательные^

V эффекты ) V эффекты )

Рис. 3. Общая взаимосвязь уровня информатизации с ее положительными и отрицательными эффектами

Более детально основные технологические и социальные эффекты информатизации в виде причинно-следственной диаграммы, характеризующей их взаимную связь, представлены на рис.4. Диаграмма может служить основой для построения более детальных имитационных моделей, позволяющих с помощью вычислительного эксперимента изучать динамические процессы в обществе, связанные с технологическими и социальными эффектами информатизации, формировать и изучать результативность различных стратегий управления этими процессами.

Очевидно, что информатизация различных сфер человеческой деятельности несет как положительные, так и отрицательные эффекты. Так, например, массовое распространение социальных сетей влечет за собой не только увеличение возможностей межче-ловеческого общения, предоставляя массу различных сервисов, но также является средством распространения информации запретного характера. Кроме того, чрезмерные «виртуальные контакты» могут вызывать психологическую зависимость и оказывать разрушающее воздействие на здоровье и психику людей (изолированность субъекта).

Благодаря доступности информации появляется возможность за короткий срок разрешить возникающие проблемы и задачи. Возможность самостоятельно познавать информационный мир подталкивает человека к самостоятельному получению дополнительного образования, что является очевидным положительным эффектом информатизации. В то же время, развитие Интернет-коммуникаций провоцирует рост киберпреступности (фишинг-атаки, мошенничество), распространение спама, вредоносных вирусов, что, несомненно, оказывает пагубное воздействие на различные сферы человеческой деятельности.

Кроме того, распространение Интернет-коммуникаций создает благоприятные условия для развития «он-лайн» торговли, повышения эффективности товарного и сервисного обслуживания населения. При этом ярко прослеживается тенденция к переходу от наличного денежного оборота к безналичным расчетам (электронные деньги, пластиковые карты). С одной стороны, электронные магазины увеличивают доступность товаров и услуг, их распространение и развитие приводит к удешевлению потребительских товаров, а также увеличивают возможности выбора для регионального покупателя. С другой стороны, средства «он-лайн» коммерции увеличивают и уровень конкуренции на рынке, что нередко приводит к банкротству мелких региональных

фирм. В этом мы видим одно из проявлений отрицательной обратной связи от эффектов информатизации.

Ярким результатом информатизации является развитие телекоммуникаций. Например, на сегодняшний день мобильная связь является одной из основных социально значимых телекоммуникационных услуг. Очевидный положительный эффект использования сотовой связи - увеличение возможностей межчеловеческого общения. Появление новых мобильных операторов влияет на повышение уровня конкуренции на рынке услуг сотовой связи, что, в свою очередь, влечет за собой снижение тарифов на услуги связи.

В целом, возросший рост информатизации положительно сказывается на развитии инфраструктуры региона, трудоустройстве, уровне компьютерной грамотности населения. Однако большинство проявлений информатизации имеет и некоторые отрицательные эффекты, которые отражаются на причинно -следственной диаграмме опосредованными отрицательными обратными связями.

4. Методы изучения социальных и технологических эффектов информатизации

В представленном анализе технологических и социальных эффектов информатизации рассмотрены лишь некоторые, наиболее существенные, на наш взгляд, ее проявления и взаимосвязи между ними. Тем не менее, даже такой обобщенный взгляд показывает, что информатизация как процесс представляет собой весьма сложный социальнотехнологический феномен. Для его детального изучения необходим системный подход к исследованию. Для решения этой задачи может быть использован накопленный ранее опыт специалистов в области создания методов и средств моделирования сложных систем.

Среди исследовательских организаций, активно развивающих подобные методы, следует отметить Институт системного анализа РАН (ИСА РАН), Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН), Институт информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского научного центра РАН (ИИММ КНЦ РАН), Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова (ИПУ РАН), Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН (ИПМ РАН), Вычислительный центр им. А.А. Дородницына РАН (ВЦ РАН), и другие институты и подразделения Российской Академии наук, занимающиеся вопросами моделирования, автоматизации и компьютеризации в различных предметных областях. В перечисленных институтах и организациях разработано большое число методов и технологий, потенциально применимых для решения рассматриваемой задачи. К их числу следует отнести методы микродинамики для исследования неравновесных процессов в макросистемах [14], математические методы системного моделирования сложных неоднородных систем [15; 16],

15

Рис.4. Диаграмма причинно-следственных связей эффектов информатизации

теорию моделирования развивающихся систем [17], методы и технологии построения мультиагентных систем с приложениями к задачам управления и принятия решений, теорию и методы распределенного моделирования сложных систем [18; 19].

Одной из перспективных технологий, заслуживающей отдельного внимания в контексте задачи системного исследования эффектов информатизации, является технология концептуального моделирования [20], позволяющая формировать комплексное формальное представление структуры предметной области, решаемых задач и исполнительной среды, обеспечивающей их решение. Технология может быть использована для описания общей взаимосвязи уровня информатизации с ее положительными и отрицательными эффектами.

Еще одним потенциально эффективным инструментом является технология имитационного моделирования на основе метода системной динамики. Системная динамика [21] применяется для исследования динамически сложных слабо формализованных процессов с множественными обратными связями, характеризующимися разнородностью и динамичностью, что затрудняет применение аналитических методов моделирования. В данном случае технология применима для изучения социальных и технологических последствий информатизации с точки зрения моделирования сложных процессов в социальноэкономических системах, характеризующихся сложностью и большой длительностью развития. Такое моделирование позволяет изучать результативность различных вариантов влияния на динамические процессы с целью формирования эффективных стратегий целенаправленного управления ими.

В качестве примеров эффективного использования упомянутых методов и технологий для решения схожих исследовательских задач в других предметных областях можно привести следующие разработки:

- методы и средства синтеза имитационных моделей на основе онтологических описаний для прогнозирования развития регионального научнообразовательного комплекса [22];

- методы и технологии комплексного информационно-аналитического обеспечения управления инновационным развитием региональной экономики [23];

- мультиагентная система информационной поддержки инновационной деятельности [24];

- комплекс системно-динамических моделей инновационных процессов, позволяющий исследовать динамику и результативность рыночной диффузии инноваций [25].

Таким образом, накопленный ранее опыт математического моделирования социально-экономических систем может быть эффективно использован для изучения социально-экономических процессов, связанных с различными эффектами информатизации, а также для формирования и анализа стратегий управления этими процессами.

Заключение

Представленный в данной статье краткий обзор современных технологических и социальных эффектов информатизации не претендует на абсолютную полноту. В рамках небольшой по размерам статьи невозможно подробно осветить все значимые эффекты информатизации, отразить огромный пласт проблем, связанных с внедрением информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека. Тем не менее, даже такой беглый взгляд иллюстрирует сложность и многогранность социальных, экономических и иных процессов, порождаемых информатизацией общества, характеризует неоднозначность ее влияния на жизнь отдельных индивидуумов и общества в целом. Использование системного подхода к изучению данной проблематики позволяет учитывать сложность и опосредованность связей между технологическими и социальными эффектами информатизации, целенаправленно изучать природу инициируемых этими эффектами процессов.

Если же давать обобщенную оценку влияния информатизации на человеческую жизнь, то, несмотря на неоднозначность этого влияния, учитывая существующую историю человечества, эффект от распространения информационных технологий следует считать положительным. Всякий прогресс человечества всегда имел как положительные, так и отрицательные эффекты. С появлением развитых дорожных сетей человек во многом утратил личную свободу, но обрел возможность расширить контакты с себе подобными. Развитие промышленности создало и сделало более доступными для рядового человека многие блага, но безвозвратно изменило окружающую человека природу. Обнадеживает в данной ситуации то, что, коль скоро человечество живет и прирастает, то положительные эффекты прогресса все же превалируют над отрицательными. Это дает повод надеяться, что и информатизация, несмотря на сопряженный с ней негатив, приведет человечество к новому качеству, сплотит его, в перспективе сделает единой социальной сущностью, и откроет дорогу к освоению новых материальных и духовных пространств.

Литература

1. Internet World Stats. Режим доступа: http://www.internetworldstats.com/stats.htm

2. Интернет-2009 в цифрах. - Режим доступа: http://webtalk.su/intemet-2009-v-cifrax

3. Статистика пользователей интернета. Интересные факты.

Режим доступа:

http ://www. raznoblo g. com/intemet/2009/01/27/stati stica-polzovatelev-intemeta-interesnie-fakti/

4. ЯиМетрика. Цифры в Интернете. Режим доступа: http://rumetrika.rambler.m/review/2/4304

5. Тридцатый выпуск регулярного бюллетеня «Интернет в России». - Вып. 30. Лето 2010. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/leto2010

6. Berners-Lee, Tim; James Hendler and Ora Lassila (May 17, 2001). "The Semantic Web". Scientific American Magazine. - Режим доступа: http://www.scientificamerican.com/article.cfm?id=t he-semantic-web

7. Поспелов, Д.А. Очерки истории информатики в России / Д.А. Поспелов, Я.И. Фет. - Новосибирск: Научно-изд. центр ОИГГМ СО РАН, 1998. -664 с.

8. Глушков, В.М. О некоторых задачах вычислительной техники и связанных с ними задачах математики / В.М. Глушков. Украинский математический журнал, 1957. -№ 4. - С. 369-376.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Статистический ежегодник, 2008 / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. -Мурманскстат, 2009. - 247 с.

10. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. -М., 1991. - 217 с.

11. Урсул, А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации / А.Д. Урсул. // Вестник РОИВТ, 1993. - № 1-3.

- С.35-45.

12. Дейнека, О.С. Атрибутивная картина наркотической зависимости в информационном обществе / О.С. Дейнека, Е.В. Боброва // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всерос. объед. конф. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - С.27-30.

13. Прокудин, Д.Е. Проблемы использования информационных технологий в системе образования в условиях современного информационного общества / Д.Е. Прокудин // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды V Всерос. объед. конф. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. - С.54-56.

14. Попков, Ю.С. Макросистемные модели пространственной экономики / Ю.С. Попков. - М.: УРСС, 2008. -240 с.

15. Попков Ю.С. Динамика неоднородных систем / Ю.С. Попков. -М.: Эдиториал УРСС, 2005. -Вып. 9. -232 с.

16. Технология системного моделирования / Под общей ред. С.В. Емельянова. - М.: Машиностроение; Берлин: Техник, 1988. -520 с.

17. Геловани, В.А. СССР и Россия в глобальной системе (1985-2030) / В.А. Геловани, В.Б. Брит-ков, С.В. Дубовский. Результаты глобального моделирования. -М.: УРСС, 2009. -320 с.

18. Информатика для устойчивого развития / Под ред. М.Б. Игнатьева, М.А. Вуса. - СПБ.: СПбОНТЗ «Полиграфэкспресс», 2009. -196 с.

19. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Концептуальные и научно-методологические основы информатизации /Р.М. Юсупов, В.П. Заболотский. -СПб.: Наука, 2009. -542 с.

20. Информационные технологии регионального управления. С.В. Емельянов и др. - М.: Эдиториал УРСС, 2004. -400 с.

21. Путилов, В.А., Горохов А.В. Системная динамика регионального развития / В.А. Путилов, А.В. Горохов.-Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002.306 с.

22. Олейник, А.Г. Инструментальные средства информационной поддержки устойчивого функционирования и развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности / А.Г. Олейник, А.Н. Лексиков // О совершенствовании системы подготовки и переподготовки менеджеров и специалистов для инновационного развития Мурманской области: Междунар. на-учно-практич. конф. и школа-семинар, 11-13 ноября, г. Апатиты, 2009. -7 с.

23. Олейник, А.Г. / Информационные технологии поддержки инноваций / Ю.С. Попков, В.А. Путилов, М.Г. Шишаев. - М.: Эдиториал УРСС, 2010. -503 с.

24. Маслобоев, А.В., Шишаев М.Г. Одноранговая распределенная мультиагентная система информационно-аналитической поддержки инновационной деятельности / А.В. Маслобоев, М.Г. Шишаев // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО, 2009. -№4(62).- С.108-114.

25. Путилов, В.А, Технологии распределенных систем информационной поддержки инновационного развития региона / В.А. Путилов, М.Г. Шишаев, А.Г. Олейник // Прикладные проблемы управления макросистемами: труды Института системного анализа РАН (ИСА РАН). -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. -Т.39. -С.40-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.