Научная статья на тему 'Информатизация общества как фактор повышения качества жизни населения'

Информатизация общества как фактор повышения качества жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5642
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / "ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН" / "ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО" / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ / QUALITY OF LIVING / INFORMATIZATION SOCIETY / INFORMATION TECHNOLOGY / E-GOVERNMENT / E-CITIZEN / DIGITAL INEQUALITY / THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES IN ELECTRONIC FORM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блусь П. И., Вагина А. В.

В статье обосновывается актуальность и возрастающая значимость изучения процессов информатизации общества в качестве одного из факторов, влияющих на повышение качества жизни населения. Обзор научной литературы позволил авторам дать характеристику основных теоретико-методологических подходов к изучению такого влияния. В результате, авторы приходят к выводу о том, что под влиянием различных объективных и субъективных факторов, возникает новое качество социального неравенства «цифровое», которое выражается в разной степени доступности информационных и коммуникационных технологий и разном уровне владения ими различных категорий населения. Авторы считают, что при этом государству при внедрении новых технологий необходимо обеспечивать равный доступ к ним для всех граждан, т.к. не только желание, но и возможность использовать информационные технологии значительно улучшают их жизнь. На примере предоставления гражданам государственных услуг, авторы анализируют особенности изменения качества жизни населения и приходят к выводам, что и гражданам надо активнее прилагать усилия для формирования «электронных компетенций», в результате которого произойдёт существенное улучшение качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация общества как фактор повышения качества жизни населения»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

УДК 004:002

П.И. БЛУСЬ, к.геогр.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: [email protected]

А.В. ВАГИНА, главный специалист департамента экономики и промышленной политики

Администрация г. Перми, г. Пермь, ул. Сибирская, 27 Электронный адрес: [email protected]

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

В статье обосновывается актуальность и возрастающая значимость изучения процессов информатизации общества в качестве одного из факторов, влияющих на повышение качества жизни населения. Обзор научной литературы позволил авторам дать характеристику основных теоретико-методологических подходов к изучению такого влияния. В результате, авторы приходят к выводу о том, что под влиянием различных объективных и субъективных факторов, возникает новое качество социального неравенства - «цифровое», которое выражается в разной степени доступности информационных и коммуникационных технологий и разном уровне владения ими различных категорий населения. Авторы считают, что при этом государству при внедрении новых технологий необходимо обеспечивать равный доступ к ним для всех граждан, т.к. не только желание, но и возможность использовать информационные технологии значительно улучшают их жизнь. На примере предоставления гражданам государственных услуг, авторы анализируют особенности изменения качества жизни населения и приходят к выводам, что и гражданам надо активнее прилагать усилия для формирования «электронных компетенций», в результате которого произойдёт существенное улучшение качества жизни.

Ключевые слова: качество жизни населения; информатизация общества; информационные технологии; «электронное правительство»; «электронный гражданин»; «цифровое неравенство»; предоставление государственных услуг в электронном виде

1. Методологические подходы к изучению процесса информатизации

Ускоренное проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека усилило исследовательский интерес как к природе феномена информатизации, так и к различным аспектам ее влияния на общество. В основе этих исследований лежат ранее сформированные методологические конструкции, появившиеся еще в 1970-е гг., когда в западных странах большое внимание уделялось изучению проблем перехода человечества к

© Блусь П.И., Вагина А.В., 2015 5

стадии информационного общества. В трудах Д. Белла [3], М. Кастельса [6], Э. Тоффлера [21; 22] показаны важность умственной деятельности с использованием информационных технологий, эпохальное значение появления и развития информационных технологий для истории человечества, как по глубине вызванных изменений, так и по последствиям их применения, влияние компьютеров и компьютерных сетей на возникновение новых социально-политических явлений и, следовательно, адаптация власти к новым технологическим условиям.

Это дало возможность на основе теоретических разработок накопить существенный практический опыт в изучении информатизации общества как в техническом плане, так и в отношении социальных последствий стремительно развивающегося процесса информатизации [24]. С расширением использования компьютерной техники и телекоммуникационных технологий в производстве, науке, образовании и политике в поле зрения многочисленных исследователей оказалась проблема обращения человека с информационными технологиями, в результате чего стали активно разрабатываться вопросы экономического, социального, этического, политического и других аспектов обеспечения информатизации.

Вторая половина 1990-х гг. характеризуется расширением спектра работ политического и культурного характера, в которых систематизировались представления о принципиально новом явлении, изменяющем сущностные основы различных сторон взаимодействия человека с окружающим миром, в результате чего стали формироваться новые научные направления, рассматривающие проблемы и перспективы информатизации конкретных сфер общественной жизни и ее влияние на качество жизни населения.

При этом выявление и анализ влияния информатизации на качество жизни населения находятся в ряду актуальных и в то же время пока еще недостаточно разработанных задач отечественной социально-экономической науки. Объясняется это тем, что информатизация в России как реально наблюдаемое явление стала активно внедряться в общественную жизнь лишь в конце 1990-х гг. прошлого столетия, когда термин «информатизация» в отечественной науке одним из первых применил А.И. Ракитов, определив ее как процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы связаны воедино [17].

Вместе с тем следует отметить, что существенный вклад в осмысление процесса информатизации в России внесли труды Р.Ф. Абдеева, В.Г. Горохова, И.А. Негодаева, Н.Н. Моисеева, В.М. Розина, А.И. Ракитова, А.Д. Урсула, В.С. Степина [14], в которых были выявлены и описаны особенности дальнейшего информационного развития российского общества.

Проблемы использования информационных технологий в политической жизни российского общества последовательно и с различных сторон раскрываются в работах Д.А. Авдиенко, М.С. Вершинина, С.Г. Кара-Мурзы, О.П. Кудинова, И.С. Мелюхина, В.А. Никитова, Ю.А. Райкова, Э.П. Семенюка и В.П. Шерстюка [1].

Собственно изучение влияния информатизации на качество жизни населения затрагивается напрямую либо косвенно рядом авторов. В их числе:

И.А. Негодаев, рассматривающий информатизацию как социотехнический процесс и исследующий влияние компьютерной техники и информационных технологий на изменения профессионально-квалификационной и социальной структуры и политической жизни общества [9]; К.В. Арипов, который, анализируя результаты количественной оценки влияния интернет-услуг на развитие знаний человека в условиях информатизации, предлагает для этого единственный количественный показатель - число пользователей в сети Интернет [2, с. 4]; В.А. Путилов и М.Г. Шишаев, изучающие социальные эффекты информатизации общества и выявляющие как их положительные, так и отрицательные аспекты, которые отмечают, с одной стороны, увеличение человеческих контактов, средств взаимодействия, размывание экономических границ между регионами, а с другой стороны, усиление социально-психологической изоляции человека вследствие распространения электронной торговли, чтения книг в электронном виде, развития дистанционных способов обучения [16]; М.А. Симакина, исследующая трансформацию качества жизни в условиях становления информационного общества в России и выделяющая четыре этапа вхождения человека в информационное общество [18].

Нетрадиционным и заслуживающим внимания нам представляется взгляд О.А. Михайленко и Е.В. Щедриной. Они утверждают, что в результате информатизации возникает новый вид социального неравенства, которое они назвали «цифровым», состоящего в разной степени доступности информационных и коммуникационных технологий и разном уровне владения ими, что существенно влияет на социальную адаптацию человека в информационном обществе, открывая или, наоборот, ограничивая перспективы личностного развития и самореализации [8, с. 111].

Указанные точки зрения исследователей свидетельствуют о том, что проблема формирования информационного общества и информатизации остается актуальной среди ученых и в настоящее время, на что, безусловно, влияет повсеместное внедрение информационных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни граждан.

При этом в науке с позиций различных дисциплин сложились несколько методических подходов к изучению информатизации [5, с. 86]: статистический, который предполагает сбор и обработку статистической информации на основе методов эконометрики с целью выявления зависимых и причинных факторов, влияющих на развитие информационных технологий на определенной территории; консьюмеристский (потребительский), в рамках которого информатизация и информационная среда рассматриваются как система массового обслуживания населения, выступающего потребителем информационных услуг, в том числе предоставляемых в электронном виде; производственный, который дает возможность изучить информатизацию через состояние и степень развитости сектора информационного производства: насыщенность всех сфер деятельности информационными средствами, разветвленность коммуникационных сетей, массовость применения информационных технологий, обеспеченность населения доступом к сети Интернет, близость многофункциональных центров, возможность использования универсальных электронных карт и получения электронных услуг.

2. Влияние информационных технологий на качество жизни населения

В изданной в 2008 г. в России монографии Э. Тоффлера «Революционное богатство» показано, что на современном этапе научно-технологического прогресса традиционные представления о качестве жизни у многих миллионов людей существенно изменяются [23]. Автор утверждает, что в информационном обществе будут совсем другие, отличные от традиционных, представления о структуре личного, корпоративного и национального богатства. Так, например, если ранее основными составляющими личного богатства считались главным образом материальные ценности и денежные средства, которые давали людям возможность не только удовлетворять насущные потребности, но также исполнять свои желания и осуществлять планы, то в ближайшем будущем многие потребности и желания человека будут связаны с возможностью использования современных информационных ресурсов и технологий, средств связи и телекоммуникации.

Жизнь человека в целом становится все более информационно насыщенной, и нет никакого сомнения в том, что качество ее в перспективе во все большей степени будет связано с уровнем востребованности информационных продуктов и услуг, а также с их доступностью и потребительскими свойствами. Уже сегодня мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в Интернет, многоканальное цифровое телевидение, автомобильные навигационные спутниковые системы все чаще выступают неотъемлемыми атрибутами образа жизни и показателями новых возможностей современного человека [4, с. 7].

В этом смысле качество жизни современного человека во все большей мере определяется способностью общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т.е. «информационным качеством» самого общества. Именно поэтому в последние годы и появились такие понятия, как «информационная бедность» и «информационное неравенство», используемые не только по отношению к отдельным людям, но также для характеристики целых стран и регионов мира [7].

Категория качества жизни достаточно важна в современных условиях развития любого государства. А в ситуации постоянных изменений, идущих как от органов власти, так и от бизнеса, да и от самих граждан, она также претерпевает значительные трансформации. Связано это в том числе и с процессом информатизации общества. Влияние информатизации на развитие общества беспрецедентно, его масштабы столь значительны, что влекут за собой кардинальные преобразования практически во всех сферах человеческой деятельности. При этом под социальными последствиями понимаются как реальные, так и прогнозируемые изменения, происходящие в обществе.

Вместе с тем трудно однозначно сказать, больше положительных или отрицательных сторон проявляется в процессе построения информационного общества, т.к. четких критериев, позволяющих отнести то или иное явление к разряду позитивных либо негативных, до сих пор не установлено. Поэтому мнения не только ученых, но и большинства практиков, а также представителей множества социальных групп по этому поводу разделились.

Жизнь человека многогранна и связана с самыми разными общественными сферами. Поэтому последствия ее изменения, возникшие в результате информатизации общества, также разнообразны.

Во-первых, информатизация общества меняет социальную структуру. Это проявляется одновременно в увеличении количества социальных групп и в уменьшении их численности, а также в изменении соотношения между ними.

Кроме этого, расширяется круг людей, занимающихся интеллектуальным трудом. Информация становится основным предметом труда, а определенная часть людей начинает оказывать информационные услуги.

Информационные технологии становятся важным фактором развития человека. Поэтому государству при внедрении новых технологий необходимо обеспечивать равный доступ к ним для всех граждан, т.к. не только желание, но и возможность использовать информационные технологии значительно улучшают их жизнь. Именно в информационном обществе информация становится открытым и доступным каждому ресурсом, повышающим качество жизни. Так, например, существенно упрощаются и ускоряются процедуры получения государственных и муниципальных услуг, а новые коммуникационные технологии способствуют получению оперативной помощи в любой момент времени.

Причем в России, как и во многих других странах, немалая часть информационных услуг оказывается населению бесплатно, а затраты по их предоставлению принимают на себя федеральный, региональные и муниципальные бюджеты.

В соответствии с утвержденными «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации» и государственной программой «Информационное общество», главной целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан через развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий [13].

Кроме того, информационные технологии позволяют людям с ограниченными возможностями, пенсионерам и любым гражданам, не способным работать вне дома, продолжать свою трудовую деятельность, тем самым расширяя возрастные границы трудоспособности населения и создавая новые рабочие места для людей с ограничениями.

Во-вторых, для дальнейшего продолжения своей трудовой деятельности все большему и большему числу работников приходится проходить переподготовку, овладевая навыками работы с информационными технологиями, а порой и меняя профессию в ответ на вызовы структурных изменений на рынке труда.

В результате роста количества знаний и информации мы отмечаем все больший сдвиг к постепенному увеличению доли интеллектуального труда в структуре занятости населения. К работникам начинают предъявляться более высокие требования, касающиеся как их профессиональных, так и психофизиологических качеств, поскольку удельная трудовая нагрузка на человека увеличивается.

При этом возрастание объемов выполняемой работы и количества обрабатываемой информации не всегда адекватно размерам оплаты труда работника. Заработная плата сотрудников сферы информационных услуг равна или ниже вознаграждения работников сферы производственных услуг.

В результате увеличения роли информационных услуг не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни происходит повышение уровня контроля за человеком. Все это оказывает негативное влияние на психику, в итоге растет количество так называемых технострессов в обществе. Люди все больше хотят защитить свою частную жизнь от внешнего вмешательства информационного фактора.

Итак, говоря об информатизации общества, можно сделать вывод о ее всеохватывающем характере: она вносит изменения во все сферы общественной жизни и, главным образом, в социальную. Это происходит из-за того, что все ее нововведения направлены на человека, на изменение его социального общения, трудовой деятельности, взаимодействия с органами власти и бизнесом. В процессе информатизации общества информационные технологии прочно заняли свое место в жизни социума, и отказ от них будет для общества шагом назад в его развитии.

3. Изменение качества жизни населения в результате информатизации системы управления государством

Процесс информатизации затрагивает все сферы жизни общества. Не является исключением и деятельность государственных и муниципальных органов, где информатизация проявляется в создании «электронного правительства», рядом с которым возникает «электронный гражданин».

Концепция формирования «электронного правительства» в РФ трактует его как новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов [10].

Согласно этому определению «электронное правительство» представляет собой не государственное управление, а структуру органов государственной власти, появившуюся в результате проведения административной реформы в эпоху массового использования Интернета, где государство рассматривается как поставщик услуг населению и организациям.

Под электронной государственной услугой в соответствии с определением, закрепленным в Федеральном законе № 210-ФЗ, понимается предоставление услуг с использованием информационных технологий, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами и получателями услуги: организациями и физическими лицами [12].

Построение информационного общества и создание «электронного правительства» возможны лишь при формировании соответствующей профессиональной компетенции государственных и муниципальных служащих в области современных информационно-коммуникационных технологий.

Эффективность деятельности «электронного правительства» зависит также от того, насколько сложились необходимые условия для его создания, а общество подготовлено к таким изменениям и также, в свою очередь, обладает необходимыми компетенциями. Наличие таких предпосылок позволяет нововведениям органично «прижиться».

Итак, можно сделать вывод о том, что государство в настоящий момент создало необходимые условия для развития «электронного правительства», информатизации всех сфер общественной жизни с целью повышения качества жизни, а гражданам необходимо начать пользоваться всеми новыми возможностями, приобретая новые знания и навыки, необходимые для получения электронных услуг.

Однако как обстоит ситуация на самом деле? В результате изучения данного вопроса мы пришли к выводу, что граждане пока не обладают достаточными возможностями для их получения, отдавая предпочтение традиционным способам. Рассмотрим эту ситуацию подробнее.

Выше уже отмечалось, что в ответ на инициативы по формированию «электронного правительства» логичными являются шаги по воспитанию «электронного гражданина». Этот термин все чаще и чаще употребляется в современном информационном обществе, но нельзя точно сказать, кто первым ввел его в оборот. Указанное понятие возникло в качестве реакции на вызовы повсеместной информатизации общества и формирования «электронного правительства» не только в России, но и в мире. На сегодняшний день общепринятого закрепленного определения этого, на первый взгляд, простого и понятного словосочетания нет. Поэтому мы попытаемся сформулировать свое представление о содержании понятия «электронный гражданин».

Для начала попробуем составить примерный портрет «электронного гражданина» с учетом возраста, уровня образования, сферы деятельности и, возможно, даже места проживания. В качестве него мы рассматриваем любого жителя Земли, обладающего знаниями об информационных технологиях и навыками использования персонального компьютера и основных программных приложений, соответствующих мировому стандарту.

Кроме того, мы считаем, что «электронный гражданин» - человек, преимущественно имеющий высшее образование. Всемирная паутина - Интернет - является для него средством коммуникации, обмена информацией, в том числе и служебной, источником сведений, необходимых для работы, учебы и досуга. Это подтверждают и результаты исследований, которые показывают, что большинство пользователей Интернета в России - граждане либо с неоконченным высшим, либо с одним высшим, либо с двумя высшими образованиями, либо имеющие ученую степень. Так, по разным данным, их доля составляет от 39% до 71,4% [20].

Также логично предположить, что становление личности как «электронного гражданина» чаще происходит в крупных и средних городах. Именно здесь информационное взаимодействие становится преобладающим на сегодняшний день. Именно здесь концентрируются технологические возможности для таких коммуникаций. Посредством Интернета в основном происходит обмен информацией между людьми и организациями. Однако стоит отметить,

что из-за большой протяженности территории России и низкой плотности населения многие населенные пункты до сих пор еще остаются вне зоны влияния современных информационных технологий. Там зачастую отсутствует не только Интернет, но и обычная телефонная связь.

Еще один аспект, который нельзя не отметить, рассуждая об «электронном гражданине», касается степени компетентности субъекта, который должен обладать определенными навыками и умениями. Не существует единого перечня требований к «электронному гражданину», предъявляемых повсеместно во всех странах, поэтому они могут изменяться с учетом особенностей того или иного государства, периода времени и даже уровня развития информационных технологий. Различия в требованиях будут зависеть и от того, кто выступает инициатором их выдвижения. Эти требования будут сформулированы, исходя из тех умений, которые необходимы «электронному гражданину» с позиции организаций, объединений, общественности и власти.

В первую очередь любой «электронный гражданин» должен быть уверенным пользователем компьютера, а также, по возможности, связанных с ним вспомогательных средств (многофункциональных устройств, модемов, веб-камер) и стандартного пакета программ, включающего в себя текстовый процессор, таблицы, базы данных, презентации и др. Владение такими знаниями уже является необходимым условием при приеме на работу в подавляющем большинстве организаций.

Также «электронный гражданин» должен уметь работать в сети Интернет. Его навыки ориентации в интернет-пространстве должны включать основы работы с интернет-браузером. Для этого гражданин должен знать, какие виды их бывают и в чем их предназначение.

Кроме этого, неотъемлемым условием полноценного присутствия в Интернете становится использование электронной почты, которая может быть зарегистрирована на различных почтовых сервисах. Она служит способом информационной коммуникации как в личных, так и в коммерческих целях. Также ее наличие помогает пользователям получить полный доступ к ресурсам различных сайтов.

Следует, однако, иметь ввиду, что Интернет является открытой сферой, доступной для всех граждан, в том числе и для мошенников. Поэтому, попадая в интернет-пространство, «электронному гражданину» необходимо соблюдать осторожность и уметь распознавать действия и события, которые могут нанести вред его персональному компьютеру и информации, содержащейся в нем.

Эти требования являются, можно сказать, общими для всех и часто предъявляются социумом или организациями по отношению к «электронному гражданину». С точки зрения органов власти, «электронный гражданин» должен обладать как уже перечисленными умениями, так и дополнительными, позволяющими ему взаимодействовать с властью через Интернет, в частности и порталы государственных и муниципальных органов власти.

В процессе активной, нарастающей информатизации общества многие услуги, предоставляемые гражданам, становятся более доступными в результате своей «электронизации». В сферу интернет-обслуживания переходят не только коммерческие, но и государственные структуры. Они создают порталы

и сайты, содержащие всю необходимую информацию, которая регулирует их деятельность и является востребованной у граждан; публикуют отчеты о своей работе, информируют о предоставляемых услугах. Они переводят в электронный формат государственные услуги, которые можно получить заочно, без личного посещения различных ведомств.

Поэтому «электронный гражданин» должен уметь находить соответствующие сайты государственных и муниципальных органов, получать информацию, размещенную на них, осуществлять взаимодействие с органами власти посредством Интернета, высказывать замечания по их деятельности с помощью заполнения электронных форм и оставлять заявки на выполнение работ, оказание услуг или поставку товаров. Также Интернет позволяет гражданам контролировать органы власти, сообщая информацию о ненадлежащем исполнении их полномочий в режиме онлайн.

Рост заинтересованности граждан в политической жизни, понимание своей общественной значимости также способствуют формированию и развитию сознания «электронного гражданина». В ближайшей перспективе каждый гражданин сможет своими действиями влиять на решение многих проблем управления государством, поэтому у него появляется реальный стимул к развитию своих навыков в области информационного взаимодействия и коммуникации.

В результате этого гражданин существенно расширяет свои возможности участия в жизни государства и получает новые способы выражения мнения о тех процессах, событиях, которые происходят в стране, регионе, муниципалитете. Таким образом, воспитание «электронного гражданина» непосредственно влияет на становление и развитие гражданского общества в России.

Одним из направлений формирования «открытого правительства» является создание при поддержке главных лиц государства и органов власти «Российской общественной инициативы», обсуждавшееся на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека в январе 2013 г., по окончании которого Президентом был подписан перечень поручений.

В частности, В.В. Путин дал указание до 1 февраля 2013 г. представить предложения по созданию механизма «Российской общественной инициативы» на региональном и муниципальном уровнях власти, предусматривающего публичное размещение предложений граждан с использованием специального ресурса в сети Интернет и обязательное рассмотрение органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления таких предложений, которые получили поддержку не менее 5 процентов от общего числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ или муниципального образования соответственно, а для субъектов РФ и муниципальных образований численностью более 2 миллионов граждан -получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан [19].

На сегодняшний день принят указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"» [11].

Планируется, что новый портал будет способствовать развитию и укреплению гражданского общества, обеспечивать защиту прав человека

и гражданина, участие граждан в управлении делами государства [11], что в полной мере соответствует тезису о дальнейшем углублении демократизации нашего общества, провозглашенному Президентом России В.В. Путиным в декабре 2012 г. в очередном Послании Федеральному Собранию: «Демократия - это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты ее работы. Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы» [15].

Население как единственный источник власти в России имеет право и может участвовать в разработке и принятии законов, которые впоследствии регулируют его жизнь. Необходимо, чтобы органы власти учитывали эти возможности граждан, руководствовались в первую очередь их интересами и действовали в целях достижения общенародного благосостояния.

В современной России граждане выступают главными потребителями государственных и муниципальных услуг, поэтому именно они должны оценивать работу органов власти. Для этого нужно продолжать начатую модернизацию государственного управления, в том числе путем создания «электронного и открытого правительства».

Итак, в России в настоящее время идет активное развитие системы «электронного правительства», которое уже переходит на завершающий этап. Тем самым для населения появляется все больше новых возможностей получения услуг в электронном формате, остается только стать «электронными гражданами», т.е. научиться правильно ими пользоваться в целях повышения качества своей жизни.

Список литературы

1. Алексаньян Н.К. Информатизация современного общества // Общество и право. 2009. № 5 (27).

2. Арипов К.В. О методическом подходе влияния интернет-услуг на развитие человеческого потенциала // Технологии информац. о-ва. 2011. № 12.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Электронный ресурс]. Пер. с англ.; 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 с. URL: http://www.rema44.ru>resurs/conspcts/ all2014/bell.doc (дата обращения: 03.08.2015).

4. Вершинская О.Н. Качество жизни в информационном обществе // Информатизация населения как фактор повышения качества жизни населения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Мясников; Ряз. ин-т экономики (филиал С.-Петерб. ун-та управления и экономики). Рязань, 2013.

5. Калинина А.Э., Кущев М.В. Методологические подходы к исследованию эффективности процессов региональной информатизации // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. 2007. № 11.

6. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/ index.php (дата обращения: 24.02.2015).

7. Колин К. Качество жизни в информационном обществе [Электронный ресурс] // Человек и труд. URL: http://chelt.ru/2010/1-10/kolin_1-10.html (дата обращения: 25.02.2014).

8. Михайленко О.А., Щедрина Е.В. Информатизация общества и социальная адаптация личности // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ. 2012. № 4.1.

9. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу [Электронный ресурс]. URL: http://polbu.ru/negodaev_informculture/ch02_all.html (дата обращения: 24.02.2015).

10. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р. URL: http://base.garant.ru/193274 (дата обращения: 18.11.2014).

11. О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 4 марта 2013 г. № 183. URL: http://base.garant.ru/70326884 (дата обращения: 25.12.2014).

12. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12177515 (дата обращения: 18.11.2014).

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 313. URL: http://base.garant.ru/70644220 (дата обращения: 15.12.2014).

14. Попкова Н.В. Философия техники [Электронный ресурс]. URL: http:// sphil.iipo.tu-bryansk.ru/glossary-term/философия-техники/ (дата обращения: 24.02.2015).

15. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70278636 (дата обращения: 15.11.2014).

16. Путилов В.А., Шишаев М.Г. Информатизация региона и ее социальные эффекты [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ informatizatsiya-regiona-i-ee-sotsialnye-effekty (дата обращения: 24.02.2015).

17. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.

18. Симакина М.А. Трансформация качества жизни в информационном обществе [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электрон. науч. журн.). 2012. № 3 (11). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/ issues/2012/3/simakina.pdf (дата обращения: 06.08.2015).

19. Слепак В. Общественная инициатива без Общественной палаты? [Электронный ресурс] URL: http://oprf.ru/blog/?id=1086 (дата обращения: 04.04.2013).

20. Титов В.В. Интернет как пространство трансформации системы коммуникативных идентичностей Российского общества [Электронный ресурс] // По материалам международного исследования WORLD INTERNET PROJECT (WIP). URL: http://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2013/115/2013_115_5_V. V.%20Titov.pdf (дата обращения: 15.03.2015).

21. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Пер. с англ. М.: Изд-во АСТ, 2003. 669 с.

22. Тоффлер Э. Шок будущего. Пер. с англ. М.: Изд-во АСТ, 2002. 557 с.

23. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: Изд-во АСТ, 2008. 569 с.

24. Щукин Е.В. Информатизация политической жизни общества [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2002. URL: http:// www.dissercat.com/content/informatizatsiya-politicheskoi-zhizni-obshchestva (дата обращения: 25.03.2015).

Получено 07.08.2015

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Aleksanyan, N.K. (2009), "Informatization of modern society", Obchestvo i pravo, no. 5 (27).

2. Aripov, K.V. (2011), "About the methodological approach of influence Internet services for the development human resources", Tehnologii informatsionogo obchestva, no. 12.

3. Bell, D. (2004), The future post-industrial society. Experience of social forecasting, [Online], available at: http://www.rema44.ru>resurs/conspcts/all2014/ bell.doc (Accessed 3 Aug 2015).

4. Vershinskaya, O.N. (2013), "The quality of life in the information society", Proc. of the International research-to-practice conference "Informatization of the population as a factor of improving the quality life of the population ", Ryazan branch of the Institute of Economics of St. Petersburg University of Management and Economics, Ryazan, pp.6-14.

5. Kalinina, A.E. (2007), "Methodological approaches to the study of the efficiency the processes of regional informatization", Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 11.

6. Castells, M. (1999), The Information era: Economy, Society and Culture, [Online], available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index. php (Accessed 24 Feb 2015).

7. Colin, K. (2010), "Quality of life in the information society", [Online], available at: http://chelt.ru/2010/1-10/kolin_1-10.html (Accessed 25 Feb 2014).

8. Mikhaylenko, O.A. and Shchedrina, E.V. (2012), "Informatization of the society and social adaptation of personality", VestnikFGOU VPOMGAU, no. 4.1.

9. Negodaev, I.A. (2003), On the way to the Information Society, [Online], available at: http://polbu.ru/negodaev_informculture/ch02_all.html (Accessed 24 Feb 2015).

10. Garant (2008), O koncepcii formirovania v Rossijskoj Federacii electronnogo pravitel'stva do 2010 g [On the Concept of the formation in the Russian Federation e-Government by 2010], Government edict of the Russian Federation no 632-p dated 6 May 2008, available at: http://base.garant.ru/193274 (Accessed 18 Nov 2014).

11. Garant (2013), O rassmotrenii obchestvennyh iniciativ, napravlennyh grajdanami RF s ispol'zovaniem Internet-resursa "Rossiiskaya obchestvennaya

iniciativa" [On consideration of the social initiatives by citizens of the Russian Federation with the use of the Internet resource "Russian Public Initiative"], Presidential Edict of the Russian Federation no. 183 dated 4 March 2013, available at: http://base.garant.ru/70326884 (Accessed 25 Dec 2014).

12. Garant (2010), Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh I municipal'nyh uslug [On the organization of public and municipal services], Federal Law no. 210-FZ dated 27 July 2010, available at: http://base.garant.ru/12177515 (Accessed 18 Nov 2014).

13. Garant (2014), Ob utverjdenii gosudarstvennoi programmy Rossiskoi Federacii "Informacionnoe obschestvo (2011 - 2020 gody)" [On approval of the state program of the Russian Federation "Information Society"], Government resolution no. 313 dated 15 April 2014, available at: http://base.garant.ru/70644220 (Accessed 15 December 2014).

14. Popkova, N.V. (2006), Philosophy of Technology, [Online], available at: http://sphil.iipo.tu-bryansk.ru/glossary-term/философия-техники/ (Accessed 24 Feb 2015).

15. Garant (2010), Poslanie Prezidenta V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF [Presidential Address of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly], Presidential Address to the Federal Assembly dated 12 December 2012, available at: http://base.garant.ru/70278636 (Accessed 15 December 2014).

16. Putilov, V.A. and Shishaev, M.G. (2011), Informatization of the region and their social effects, [Online], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ informatizatsiya-regiona-i-ee-sotsialnye-effekty (Accessed 24 February 2015).

17. Rakitov, A.I. (1991), Philosophiyacomp'uternoyrevol'ucii [The philosophy of the computer revolution], Politizdat, Moscow, Russia.

18. Simakina, M.A. (2012), "The transformation of the quality of life in the information society", Sovremennye issledovania social'nyh problem, no. 3 (11), [Online], available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/simakina.pdf (Accessed 6 August 2015).

19. Slepak, B. (2013), The public initiative without Civic Chamber of the Russian Federation?, [Online], available at: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/ simakina.pdf (Accessed 4 April 2013).

20. Titov, V.V. (2013), "The Internet as a space of transformation of the system communication identities of Russian Society", Po materialam mejdunarodnogo issledovaniya WORLD INTERNET PROJECT (WIP), [Online], available at: http:// wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2013/115/2013_115_5_V. V.%20Titov.pdf (Accessed 15 March 2015).

21. Toffler, E. (2003), The Metamorphosis of Power, AST, Moscow, Russia.

22. Toffler, E. (2002), The future Shock, AST, Moscow, Russia.

23. Toffler, E. and Toffler, H. (2008), The revolutionary Wealth, AST, Moscow, Russia.

24. Shchukin, E.V. (2002), "Informatization of the political life of society", Ph.D. Thesis, Rostov-on-Don, Russia [Online], available at: http://www.dissercat. com/content/informatizatsiya-politicheskoi-zhizni-obshchestva (Accessed 25 March 2015).

SoCiETY iNFoRMATiZATioN AS a FACToR of IMPRoVEMENT of LiFE QuALITY

Pavel I. Blus'

Perm State University, 15 Bukirev str., Perm, 614990, Russia E-mail: [email protected]

Anna V. Vagina

Perm City Council, 23 Lenin str., Perm, 614000, Russia E-mail: [email protected]

The article substantiates the relevance and growing importance of the study processes of society informatization as one of the factors influencing the improved quality of life of the population. Review of the scientific literature has allowed the authors to give a description of the major theoretical and methodological approaches to the study of this influence. As a result, the authors concluded that under the influence of a variety of objective and subjective factors, there appears a new quality of social inequality - the "digital", which is expressed in varying degrees of access to information and communication technologies and different levels of working knowledge of the various population categories. The authors consider that this government in the implementation of new technologies should ensure equal access for all citizens, because not only the desire but also the ability to use information technologies considerably improve their lives.

Key words: quality of living; informatization society; information technology; e-Government; e-Citizen; digital inequality; the provision of public services in electronic form

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.