Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБМЕН / МАРКЕТПЛЕЙС / ИМПОРТ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ТОВАРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грицай Ю. К., Николаев В. В.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интернет-продажи играют всё более значительную роль в розничной торговле и занимают существенное место в международном товарообмене. В статье представлен анализ современных тенденций импорта высокотехнологичных товаров в электронной торговле Российской Федерации. Научная новизна статьи состоит в обосновании основных факторов, влияющих на развитие товарооборота в сегменте электронной торговли в Российской Федерации в сложившихся геополитических условиях с учётом влияния экономических санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF HIGH-TECH GOODS IMPORT IN RUSSIA'S ELECTRONIC TRADE

The relevance of the research topic is due to the fact that online sales play an increasingly important role in retail trade and occupy a significant place in international commodity exchange. The article presents an analysis of current trends in the import of high-tech goods in the electronic commerce of the Russian Federation. The scientific novelty of the article lies in the substantiation of the main factors affecting the development of trade in the e-commerce segment in the Russian Federation in the current geopolitical conditions, taking into account the impact of economic sanctions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ»

V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 339.163

Y.K.Gritsay, V.V.Nikolaev

PROBLEMS AND PROSPECTS OF HIGHTECH GOODS IMPORT IN RUSSIA'S ELECTRONIC TRADE

The relevance of the research topic is due to the fact that online sales play an increasingly important role in retail trade and occupy a significant place in international commodity exchange. The article presents an analysis of current trends in the import of high-tech goods in the electronic commerce of the Russian Federation. The scientific novelty of the article lies in the substantiation of the main factors affecting the development of trade in the e-commerce segment in the Russian Federation in the current geopolitical conditions, taking into account the impact of economic sanctions.

Keywords: e-commerce, commodity exchange, marketplace, import, high-tech goods.

Ю.К.Грицай1, В.В.Николаев2

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что интернет-продажи играют всё более значительную роль в розничной торговле и занимают существенное место в международном товарообмене. В статье представлен анализ современных тенденций импорта высокотехнологичных товаров в электронной торговле Российской Федерации. Научная новизна статьи состоит в обосновании основных факторов, влияющих на развитие товарооборота в сегменте электронной торговли в Российской Федерации в сложившихся геополитических условиях с учётом влияния экономических санкций.

Ключевые слова: электронная торговля, товарообмен, маркетплейс, импорт, высокотехнологичные товары.

DOI: 10.36807/2411-7269-2022-2-29-59-63

Наблюдающиеся изменения геополитической ситуации в Российской Федерации и мире оказывают существенное влияние на динамику электронной торговли в различных сегментах рынка. Одним из важных факторов, определяющих соотношение спроса и предложения в системе электронной торговли, является механизм ценообразования, в данный момент отражающий дестабилизацию курса национальной валюты России. Другим важным фактором, влияющим на текущий внутренний спрос, является санкционная политика США и других западных стран в отношении России. Ярким примером может служить решение многих транснациональных корпораций о приостановлении деятельности на территории Российской Федерации или полный уход с национального рынка [9]. Следствием этого может стать дефицит импортных товаров на основных электронных торговых площадках Российской Федерации. Негативные ожидания формируют ажиотажный спрос на товары длительного пользования и увеличивают время обработки заказов, что можно было наблюдать в большинстве крупных российских онлайн магазинов бытовой электроники начиная со II квартала 2022 г. [14].

Доля онлайн продаж в розничной торговле уже в течение нескольких лет имеет устойчивую тенденцию к росту. Общее число цифровых покупателей во всём мире увеличилось более чем на миллиард за период с 2014 по 2021 гг. и, как ожидается, продол-

1 Грицай Ю.К., доцент кафедры таможенного администрирования, кандидат экономических наук; ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Gritsay Y.K., Associate Professor of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; North-West Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration), Saint-Petersburg

E-mail: yuriy.gritsay@gmail.com

2 Николаев В.В., доцент кафедры таможенного администрирования, кандидат экономических наук; ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург

Nikolaev V.V., Associate Professor of the Department of Customs Administration, PhD in Economics; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg

E-mail: nikolaevv@list.ru

жит расти. По оценкам экспертов, в 2021 г. на электронную коммерцию приходилось 19,6% мировых розничных продаж. Прогнозы показывают, что к 2025 г. онлайн сегмент составит около четверти от общего объёма мировых розничных продаж [2].

Завоевавшие с течением времени положительную репутацию компании с широким спектром продаваемых в Интернете товаров, такие как Amazon и eBay, привлекают наибольшее количество посетителей на свои сайты. Однако, с точки зрения самой высокой валовой стоимости товаров, мировыми лидерами являются китайские электронные площадки, входящие в Alibaba Group. В 2021 г. на долю Китая пришлось более половины мировых розничных продаж в системе электронной торговли, причём объём продаж превысил совокупный показатель Европы и Соединённых Штатов.

Объём онлайн продаж в топ 10 российских Интернет-магазинов представлен на

Рис. 1.

450 000 400 ООО 350 000 300 ООО 250 000 200 000 150 000 100 ООО 50000 О

1111....

V V \ V V V V , ч

у у0' /■ /•

Рис. 1 - Продажи топ 10 российских Интернет-магазинов в 2020 г. [12]

Анализ данных Рис. 1 показывает, что в первую пятерку входят магазины, реализующие импортные высокотехнологичные товары длительного пользования. На основе международной статистической информации об электронной торговле [15] можно сделать следующие выводы о перспективах развития в данной сфере к 2025 г.:

- прогнозируемая рыночная стоимость электронной коммерции - 10,9 трлн

руб.;

- уровень проникновения электронной коммерции - 52,4%;

- средний доход от розничной электронной коммерции на одного пользователя - 375,68 иБО.

Основываясь на показателях CAGR [4], можно составить прогнозное распределение розничных продаж в системе электронной торговли в разрезе доли отдельных стран

(Рис. 2).

Рис. 2 - CAGR розничных продаж электронной коммерции с 2022 по 2025 гг. [15]

Графические данные, представленные на Рис. 2, отражают возрастающий интерес российских покупателей к приобретению товаров в Интернет-магазинах. Россия занимает четвёртое место по уровню развития розничной электронной коммерции, с совокупным годовым темпом роста 18,73% в период с 2022 по 2025 гг. По материалам отчёта российских аналитиков Data Insight, Россия завоевала первое место в сегменте электронной розничной торговли с показателем эффективности 30% [8]. При этом около четверти российских Интернет-покупок приходится на иностранные площадки.

В настоящее время происходит изменение направления вектора спроса на рынке электронной торговли. Среди отечественных потребителей растёт популярность поставщиков и производителей из Азии, что также сопровождается рисками увеличения сроков поставок [13] и возможного дефицита отдельных групп товаров. Данная группа рисков усугубляется негативным отношением западных стран к российско-китайскому торговому партнёрству [3]. При этом необходимо учитывать, что даже на рынке Китая выполнение заказов на современные товары из групп бытовой электроники и компьютерной техники во многом зависит от американских разработчиков и производителей.

На настроения игроков на рынке электронной торговли оказывают влияние заявления, сделанные официальными представителями различных стран. Директор департамента Европы МИД КНР Ван Лутун заявил: "Китай не намерен предпринимать каких-либо специальных шагов для обхода западных антироссийских санкций, Пекин будет и дальше развивать обычные торговые отношения с Российской Федерацией и другими странами" [10]. Такие заявления укрепляют позитивный настрой на рынке электронной торговли России и формируют стабильные ожидания в сфере развития финансовых взаиморасчётов и логистики.

В настоящее время работа Visa и Mastercard на территории России остановлена, поэтому оплата картами этих платёжных систем в онлайн магазинах в большинстве случаев невозможна, но ситуация меняется очень динамично и имеет ряд нюансов, которые нужно учитывать. Если Интернет-магазин или поставщик услуг проводит транзакции через своё представительство в другой стране, то платёж может пройти успешно. Благодаря этому у части клиентов получается возможность продолжать онлайн-шопинг. Как заверяют в пресс-службе "AliExpress Россия", совместного предприятия китайской Alibaba Group: "Все рублёвые платежи для пользователей AliExpress Россия по картам Mastercard и Visa осуществляются. Это означает, что можно оплачивать товары на AliExpress картами, которые были выпущены в России вплоть до срока их истечения" [5].

Одним из позитивных факторов для системы электронной торговли в сегменте импорта высокотехнологичных товаров в Россию может стать намерение части стран блока БРИКС (Россия, Китай и Индия) использовать национальные валюты при расчётах во внешнеторговых операциях. При этом возможно образование скачкообразного спроса в сегменте высокотехнологичных товаров, поставляемых из-за рубежа. Подтверждение данное ожидание находит в ретроспективном анализе действий крупнейших производителей и поставщиков высокотехнологичных товаров в отношении российских потребителей. Уход или временная приостановка поставок товаров в сегменте бытовой электроники уже во II квартале 2022 г. сформировали скачок спроса и, как прямое следствие, вызвали рост цен в данном сегменте. Ожидание скачкообразного спроса актуально как для рынка бытовой электроники в целом, так и для других сегментов электронной торговли. По мнению представителей ведущих онлайн сервисов, рост объёма продаж импортных высокотехнологичных товаров бытового назначения связан с курсовой неустойчивостью российской национальной валюты и резким сокращением официальных поставок.

Потребители отмечают в деятельности онлайн сервисов по продаже импортных высокотехнологичных товаров сложности с предоставлением ранее доступных финансовых услуг, выражающиеся в приостановлении и сокращении сроков кредитования онлайн и рассрочки. Данный факт вызовет сужение предложения товаров длительного пользования, поскольку может быть расценён, как мера сохранение товарных запасов у представителей электронной торговли. Принятые в феврале-марте 2022 г. Центральным банком Российской Федерации решения о повышение ключевой процентной ставки уже привели к сокращению товарооборота в сегменте импортных высокотехнологичных товаров, приобретаемых посредством потребительских кредитов. Для сравнения, в соответствии с докладом ЦБ РФ: "доля приобретённых товаров по необеспеченным кредитам в аналогичном периоде в 2021 г. показывала рост на 24% по отношению ко второму кварталу 2020 г." [6]. Естественной реакцией потребителей на повышения ставок по потребительскому кредитованию станет дальнейшее снижение спроса на дорогостоящую технику. Сокращения спроса в 3 квартале 2022 г. можно избежать, только если регулятор пойдёт на постепенное смягчение ключевой ставки [11].

Одним из препятствий для нормального функционирования электронной торговли в сегменте импорта высокотехнологичных товаров является санкционная политика в отношении Китая, предпринимаемая странами-разработчиками процессоров и чипов. В связи с этим импорт высокотехнологичных товаров, поставляемых западными компаниями на китайские рынки, может столкнуться с определённым технологическим барьером, что приведёт к кризисным явлениям в среднесрочной перспективе.

Введение параллельного импорта [1] и повышение беспошлинного порога с 200 до 1000 Евро [7] на зарубежные онлайн покупки может привести к потенциальному расширению предложения на рынке электронной торговли в сегменте высокотехнологичных товаров. В условиях внешних ограничений такое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них.

Также негативно может быть оценена необходимость поставщиков изменять свои логистические цепочки. Как правило, любое преобразование транспортной траектории движения товара влечёт за собой изменение сроков поставки и, как следствие, снижение удовлетворения потребителей от оказанных услуг. В свою очередь отметим, что основная часть международной электронной торговли приходится на международные почтовые отправления. Приём, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений, в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, обеспечивают почтовые администрации стран-членов Всемирного почтового союза. В Российской Федерации такой организацией является АО "Почта России".

Для импорта высокотехнологичных товаров, в большинстве случаев, используется авиадоставка, а для крупногабаритной бытовой техники ключевыми являются контейнерные перевозки, которые в настоящее время находятся в состоянии неопределённости. Санкции и уход ключевых контейнерных линий из России, в частности, Maersk, приводит к необходимости изменять все логистические цепи поставок, изыскивая новые транспортные коридоры, например, через порты Турции или других стран.

Подводя итог проведённому в статье анализу, можно сформулировать следующие положения:

1. Российский рынок имеет высокий потенциал и перспективный рост развития Интернет-торговли.

2. В условиях нестабильной геополитической обстановки и экономических санкций происходит переориентация ожиданий роста российской электронной торговли в сегменте высокотехнологичных товаров с азиатскими поставщиками, которые готовы к продолжению сотрудничества.

3. Вследствие увеличения стоимости перевозок, нестабильного курса валют и незначительного изменения стоимости хранения, основываясь на формуле Уилсона, можно сформировать модель оптимального размера партии заказа:

где: S - величина потребности в запасе, единиц;

Стр - логистические затраты, связанные с доставкой товара, руб.;

Схран - логистические затраты, связанные с хранением товара, руб.

Для импортёров, использующих морские перевозки, необходимо увеличивать размер партии заказа за счёт собственных средств с минимальным объёмом заёмных средств, принимая во внимание размер ключевой ставки ЦБ. Для импортёров, использующих авиаперевозки, увеличения объёма партии заказа будут незначительными.

Список использованных источников

1. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 "О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы" / Информационно-правовой портал "Гарант.ру" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1535728/ (дата обращения 01.04.2022).

2. Козляева Е.В. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях / Е.В. Козляева, И.Ю. Крылова // Экономический вектор. - 2022. - № 1(28). - С. 143147. - DOI 10.36807/2411 -7269-2022-1-28-143-147.

3. Лексина Е.А. Американский фактор в российско-китайских отношениях // Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2015. - № 6. - URL:

о.

(1)

https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskiy-faktor-v-rossiysko-kitayskih-otnosheniyah (дата обращения: 04.04.2022).

4. Лузин Д.А., Шевелёва Н.П., Никонова А.С., Курушина Е.В. Показатели эффективности электронной торговли // УЭкС. - 2017. - № 1(95). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-effektivnosti-elektronnoy-torgovli (дата обращения: 04.04.2022).

5. Ozon и AliExpress заявили о возможности оплаты заказов Visa и Mastercard / Информационное агенство РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/06/03/2022/6224bcd89a7947734033246e (дата обращения 04.04.2022).

6. Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй / Информационно-аналитический материал / Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39669/inf-material_bki_2021fh.pdf (дата обращения 31.03.2022).

7. В ЕАЭС порог беспошлинного ввоза посылок для физических лиц повышен до 1000 евро / Отдел информационного обеспечения департамента протокола и организационного обеспечения ЕЭК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: https://eec.eaeunion.org/news/v-eaes-porog-besposhlinnogo-vvoza-posylok-dlya-fizicheskikh-lits-povyshen-do-1000-evro-/ (дата обращения 01.04.2022).

8. Интернет-торговля в России 2021 / Отчёт Data Insight - аналитика рынка ecommerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.datainsight.ru/sites/default/files/eCommerce_2021_2.pdf (дата обращения 04.04.2022).

9. Какие зарубежные компании и бренды приостановили работу и поставки в РФ / Информационное агенство ТАСС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/13951679?utm_source=alta.ru&utm_medium=referral&utm_campaign =alta.ru&utm_referrer=alta.ru (дата обращения 01.04.2022).

10. Китай продолжит нормальную торговлю с Россией, не стремясь обходить санкции Запада / Независимое информационное агентство "Интерфакс" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/832921 (дата обращения 04.04.2022).

11. О чём говорят тренды. Макроэкономика и рынки / Информационно-аналитический материал / Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39744/bulletin_22-01.pdf (дата обращения 31.03.2022).

12. Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России / Отчёт Data Insight - аналитика рынка e-commerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.top100.datainsight.ru/ (дата обращения 04.04.2022).

13. Российским грузам ищут новые пути поставок / Российская газета - Федеральный выпуск № 65(8713).

14. Россияне сметают всю технику в ожидании локдауна и роста цен. Ритейлеры фиксируют космический рост продаж / Сетевое издание CNews [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2022-01-31_rossiyane_smetayut_vsyu_tehniku (дата обращения 01.04.2022).

15. Global: e-commerce retail sales CAGR 2022-2025 / Statista [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.statista.com/forecasts/220177/b2c-e-commerce-sales-cagr-forecast-for-selected-countries (дата обращения 04.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.