References
1. Aalst, W. M. P. van der, Reijers, H. A., Weijters, A.J. M. M., van Dongen, B. F., Alves de Medeiros, A. K., Song, M., & Verbeek, H. M.W. (2007a). Business process mining: An industrial applica- tion. Information Systems,32(5), 713-732.
2. Alec Sharp, Patrick McDermott (2008). "Workflow Modeling: Tools for Process Improvement and Applications Development" ISBN 1596931930, 9781596931930
3. Bonita Soft. http://www.bonitasoft.com
4. Grigorenko V.V.,Kiselev O.N.,Bobylev Ju.N. Matematicheskie modeli formirovanija shva pri robotizirovannoj svarke v SO2//Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal).- 2010. - №6.-S.370-378
5. Cook, J. E., Du, Z., Liu, C., & Wolf, A. L. (2004). Discovering Models of Behavior for Concurrent Workflows. Computers in Industry,53(3), 297-319.
6. Corea, S., & Watters, A. (2007). Challenges in business performance measurement: The case of a corporate it function. In G. Alonso, P.Da- dam, & M. Rosemann (Eds.), Business Process Management, 5th International Conference, BPM 2007, Brisbane, Australia, September 24-28, 2007, Proceedings, volume 4714 of Lecture Notesin Computer Science,(pp. 16-31), Brisbane, Australia, 2007. Springer.
7. Jean-Noёl Gillot (2008). The complete guide to Business Process Management. ISBN 978-2-9528-2662-4
8. Salvador G.Peres, Elena Alenina, Victor Grigorenko. Business Process Management and New Technologies. Proceeding of the 2-nd International Conference on Mathematical, Computational and Statistical Scienc (MCSS 14), Gdansk, Poland, May 15-17, 2014 (pp.187195), Gdansk, Poland, 2014, ISBN: 978-960-474-380-3
Абакарова Х.В.
Магистрант,
Дагестанский государственный университет
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация
Ситуация на Северном Кавказе находится под пристальным вниманием федеральной власти. Не является исключением и Дагестан, где уровень безработицы, коррупции и террористической опасности продолжает оставаться запредельно высоким. Республика полностью зависит от помощи федерального бюджета; доля дотаций из Центра в республиканском бюджете колеблется от 75 до 90%. Дагестан получает больше всех других субъектов Федерации, однако большой объем финансовой помощи не позволил решить основные бюджетные проблемы республики.
В то же время, по мнению региональных властей, Дагестан, как ни один другой российский регион, готов к активному и эффективному развитию, поскольку по результатам 2014 года объем валового регионального продукта увеличился на 10,9%. При этом соотношение поступивших налогов и сборов к общему объему ВРП Дагестана составило 6%о, что существенно ниже среднероссийского значения, в связи с чем увеличение бюджетных доходов продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем для республиканского бюджета.
Ключевые слова: бюджет Дагестана, региональные налоги.
Abakarova H.V.
Undergraduate,
Dagestan State University
PROBLEMS AND PROSPECTS OF FORMATION OF THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract
The situation in the North Caucasus is under close attention of the federal authority. Isn't an exception and Dagestan where unemployment rate, corruption and terrorist danger continues to remain incredibly high. The republic completely depends on the help of the federal budget; the share of grants from the Center in the republican budget fluctuates from 75 to 90%. Dagestan receives most than other subjects of Federation, however large volume offinancial aid didn't allow to solve the main budgetary problems of the republic.
At the same time, according to the regional authorities, Dagestan as any other Russian region, is ready to active and effective development as by results of 2014 the volume of a gross regional product increased by 10,9%. Thus the ratio of the arrived taxes and fees to the total amount of VRP of Dagestan made 6%o that is significantly lower than the average Russian value in this connection the increase in the budgetary income continues to remain one of the most actual problems for the republican budget.
Keywords: budget of Dagestan, regional taxes.
Реализуемый в настоящее время на местах комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий в сфере налоговых отношений на региональном уровне, как следует быть, является продолжением общенациональной налоговой политики.
При этом необходимость учета особенностей регионального развития находится преимущественно в фискальноориентированном фокусе. Ежегодно при определении направлений региональной бюджетно-налоговой политики акцент делается (как правило) исключительно на возможностях финансового обеспечения планируемых расходов, при этом практически не уделяется внимания определению перспектив экономического роста территории и увеличению валового регионального продукта.
Поэтому вполне предсказуемо, что в последние годы многим российским регионам не удалось достичь необходимого роста доходов бюджетов. Положение усугубляет сложившаяся территориальная дисфункциональность налогового регулирования и сильная финансово-политическая зависимость регионов от «центра», когда «хроническая» дотационность бюджетов многих субъектов РФ становится проявлением их финансовой безопасности. Немаловажную роль здесь играет и распространение иждивенческих моделей поведения российских региональных властей, что тормозит реальные экономические инициативы, направленные на социально-экономическое развитие.
Проблемы формирования доходной базы региональных бюджетов в России, недостатка финансовых ресурсов и нестабильности существующих доходных источников (преимущественно налоговых поступлений), стоявшие на повестке дня на протяжении целого ряда лет, продолжают оставаться не решенными и по сей день. Как известно, Налоговым кодексом Российской Федерации установлены виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы. Региональными признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федераций, а, именно: налог на имущество юридических лиц, транспортный налог и налог на игорный бизнес. Однако, на практике собственными источниками бюджетов большинства субъектов Федерации и в частности бюджета Республики Дагестан являются налог на имущество организаций и транспортный налог, а поступлений от игорного налога субъекты Российской Федерации лишены в силу территориальной обособленности игорных зон и, соответственно, данного налога.
При этом, мы можем увидеть, что основным источником доходов бюджета Республики Дагестан (несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения с 79,7 до 75,8 %) являются безвозмездные поступления (табл 1).
7
Таблица 1 - Структура доходов республиканского бюджета Республики Дагестан [1]
2012 2013 2014
млн., руб. доля, % млн., руб. доля, % млн., руб. доля, %
Доходы, всего 66329,35 100,0 74592,20 100,00 79579,34 100,0
Налоговые и неналоговые доходы 13485,20 20,3 16669,60 22,35 19284,60 24,2
Безвозмездные поступления 52974,36 79,7 57922,50 77,65 60294,60 75,8
Следует отметить, что Дагестан находится в числе лидеров среди регионов России по объемам предоставляемых дотаций. Возложенные на руководство республики, расходы дагестанского бюджета по выполнению государственных функций, в среднем более чем на 80% выполняются за счет безвозмездной помощи из Федерального бюджета России.
В республике на доходы ниже прожиточного минимума живут 52,7%, населения[2], следовательно, от того, как будут формироваться и распределяться бюджетные средства, во многом зависит уровень социальной обеспеченности, защиты и уровень социального обслуживания каждого второго жителя Дагестана.
Роль региональных налогов в доходах бюджета республики Дагестан практически не ощутима - около 3%. Структура налоговых доходов бюджета республики Дагестан представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Налоговые доходы республиканского бюджета Республики Дагестан [1]
2012 2013 2014
млн., руб. доля, % млн., руб. доля, % млн., руб. доля, %
Налоговые доходы, всего 13119,40 100,00 16356,00 100,00 18677,90 100,00
Налоги на прибыль 7855,03 59,80 8920,90 54,50 9644,30 51,60
Налоги на товары 3631,90 27,70 4957,35 30,30 5841,40 31,30
Налоги на совокупный доход 471,40 2,90 543,20 2,90
Региональные налоги 1614,24 12,30 1982,16 12,10 2618,80 14,00
В т.ч.: налог на имущество организаций 1614,24 12,30 1879,80 11,50 2473,04 13,20
транспортный налог - - 101,60 0,60 143,70 0,70
налог на игорный бизнес - - 0,66 0,00 2,03 0,01
Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 12,90 0,09 16,70 0,10 18,90 0,10
Государственная пошлина 0,55 0,00 1,40 0,00 1,80 0,01
Задолженность по отмененным налогам и сборам 4,85 0,03 6,10 0,03 9,40 0,04
Как видно из таблицы 2, на региональные налоги в анализируемом периоде приходилось 12-14% налоговых доходов республиканского бюджета Республики Дагестан. При этом налог на имущество организаций составлял - 11-13 %, транспортный налог - 0,6%, налог на игорный бизнес - 0%. В 2012 региональные налоги были представлены лишь налогом на имущество организаций. Хотя в 2014 году произошло небольшое увеличение доли региональных налогов в налоговых доходах республиканского бюджета Республики Дагестан по сравнению с 2013 годом - на 1,9%, емкость указанных налогов настолько мала, что они не меняют не вполне благополучной финансовой ситуации в субъекте. На долю федеральных налогов приходится от 86 до 88% налоговых доходов анализируемого бюджета. Наиболее значительным источником налоговых доходов является налог на прибыль, поступления от которого составили более 50%. Проведенный анализ структуры доходов указывает на то, что доходная база республиканского бюджета недостаточна для реализации все поставленных задач и функций органов власти субъекта федерации.
Одной из причин столь незначительной роли региональных налогов в республиканском бюджете является то, что фискальный потенциал этих налогов не раскрыт. Транспортный налог является одним из трудно администрируемых. Причиной незначительных поступлений по налогу на имущество организаций является заниженная оценка стоимости имущества. Решение проблем взимания налога на имущество организаций и транспортного налога имеет существенное значение для стабильного развития экономики и укрепления финансовой базы Республики Дагестан. При этом следует обратить внимание, что эффективность администрирования налога на имущество и транспортного налога зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы.
Органы власти субъектов федерации должны быть заинтересованы в повышении собираемости налогов и экономическом развитии территории. Для активизации региональной налоговой политики необходимо увеличить долю собственных налоговых источников в бюджетах субъектов, чтобы у них появились стимулы к расширению налоговой базы, эффективному использованию имеющегося налогового потенциала. Это связано с тем, что объем фискальных полномочий субъектов РФ достаточно узок, поскольку региональные власти не обладают правом введения собственных налогов, не предусмотренных федеральным законодательством. Кроме того, как известно, именно федеральный центр устанавливает порядок определения налоговой базы и исчисления региональных и местных налогов.
Субъекты федерации должны иметь в качестве закрепленных за соответствующим бюджетом такие виды налогов, на которые они могли бы повлиять, что будет содействовать увеличению налогового потенциала региона, и обеспечивать стабильное поступление налоговых доходов в бюджет региона. Развитие системы формирования доходов бюджетов субъектов федерации должно осуществляться в направлении наделения органов власти субъектов собственными полноценными источниками доходов, обеспечивающими реальную самостоятельность органов власти соответствующих территорий.
В целях наращивания налогового потенциала Республики Дагестан можно предложить реализацию комплекса следующих мероприятий.
• Поскольку ключевую роль в налоговых доходах играют налоги на прибыль, необходимо радикально увеличить налоговые поступления за счет данного налога. Для этого целесообразно перевести налог на прибыль организаций в группу региональных
8
налогов. Передача данного налога в доходы региональных бюджетов упростит механизм распределения налогов и позволит укрепить финансовую базу бюджетов субъектов РФ.
• Решить проблему заниженной оценки имущества. Налоговым органам республики необходимо систематически проводить работу по изучению реальной налогооблагаемой базы налога на имущество организаций, анализировать динамику начислений и полноту внесения данного налога в бюджет. Для роста поступлений по налогу на имущество организаций необходима рыночная оценка имущества, для чего требуется создать независимую экспертную комиссию по переоценке имущества.
• Законодательно закрепить обязанность плательщика транспортного налога предъявлять справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате данного налога при регистрации, перерегистрации и (или) прохождении технического осмотра транспортных средств.
Таким образом, очевидно, что проблема формирования доходной базы республиканского бюджета продолжает оставаться весьма актуальной для Дагестана. В этих условиях руководству региона следует уделять больше внимания развитию собственной доходной базы и проводить более ответственную региональную бюджетно-налоговую политику.
Литература
1.Отчетные данные Министерства финансов Республики Дагестан. [www.minfinrd.ru].
2. Программа экономического и социального развития Республики Дагестан (на период до 2025 года). - Махачкала, 2011. - 102 с.
3. Сулейманов М.М. К вопросу о реформировании межбюджетных отношений // Финансы и кредит. 2013. № 18 (546). С. 52-60.
4. Сулейманов М.М. Об оценке эффективности фискальной политики региона // Финансы. 2014. № 11. С. 46-50.
References
1. Reporting data of the Ministry of Finance of the Republic. [www.minfinrd.ru].
2. The program of economic and social development of the Republic of Dagestan (for the period till 2025). - Makhachkala, 2011. - 102 p.
3. Suleymanov M. M. To a question of reforming of the interbudgetary relations//Finance and the credit. 2013. No. 18 (546). Page 52-60.
4. Suleymanov M. M. About an assessment of efficiency of fiscal policy of the region//Finance. 2014. No. 11. Page 46-50.
Айрапетян Н.В.1, Дедкова И.Ф.2
'Магистрант, 2кандидат экономических наук,
Кубанский Государственный Университет
ПРИМЕНЕНИЕ КОУЧИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье исследуется взаимосвязь коучинга и корпоративной культуры организации. Коучинг рассматривается как инструмент управления персоналом способствующий формированию корпоративной культуры. Предложено взаимствовать из японского менеджмента методы, создающие сквозные управленческие процессы в организации, которые способствуют внутренней интеграции.
Ключевые слова: коучинг, управление персоналом, корпоративная культура, японский менеджмент.
Ayrapetyan N.V.1, Dedkova I.F.2
‘Graduate student, 2phD in Economics,
Kuban State University
APPLICATION COACHING IN BUILDING A CORPORATE CULTURE OF THE ORGANIZATION
Abstract
This paper examines the relationship coaching and corporate culture of the organization. Coaching is seen as a tool for human resource management will contribute to a corporate culture. Proposed vzaimstvovat of Japanese management methods, creating a through-management processes in organizations that promote internal integration.
Keywords: coaching, personnel management, corporate culture, the Japanese management.
В последние годы руководители предприятий уделяют большое значение корпоративной культуре организации. Её формирование и развитие приобретают особую актуальность в период настоящего экономического кризиса 2014-2015 гг. в России. Прошедший 2014 г. оказался непростым испытанием для бизнесменов. Это относится к компаниям любой отрасли от небольших до крупных. Девальвация рубля, резкое снижение цен на нефть, санкции стран Запада, кризис ликвидности у банков, рост ставок по кредитам. Бизнесмены уже почувствовали резкое падение спроса на свои товары и услуги. Ввод санкций на ввоз некоторых категорий товаров поставил под угрозу функционирование многих компаний. Рост цен при неизменном уровне доходов населения, приводит к переориентации спроса потребителя [1 С. 15].
Потребность совершенствования корпоративной культуры возникает, так как уже существующая не способствует изменению поведения работников до состояния, необходимого для достижения нового желательного уровня эффективности организации. Коучинг в такой ситуации наилучший инструмент совершенствования. Начиная применять его в управлении персоналом, невольно воздействуешь на корпоративную культуру организации [7 С. 216].
Прежде чем, что-то менять в корпоративной культуре, необходимо провести её анализ. На сегодня не существует достаточно апробированных на практике методик оценки корпоративной культуры и отслеживания динамики ее развития, анализа воздействия на хозяйственную деятельность организации. Очень сложно объективно оценить влияние социальных инвестиций в развитие сотрудников на результаты бизнеса, особенно в краткосрочной перспективе. На рентабельность организации воздействует так много факторов, что объективно оценить влияние преобразований культуры на результаты деятельности организации невозможно [3 С. 109].
Бывают случаи, когда на этапах оценки и внесение предложений по совершенствованию корпоративной культуры все заканчивается. Хочется привести аналогию с процессом похудения. Все мы хорошо понимаем, что взвешивание не влияет на уменьшение веса. Оценка корпоративной культуры то же может не иметь ни чего общего с её изменением. Для этого необязательно составлять красивые графики и диаграммы.
Маргарет Паркин в своей книге «Сказки для управления изменениями» приводит пример компании 3М, которая отказалась делать бизнес-план обнаружив его низкую эффективность. Вместо этого компания изобрела стратегические рассказы, где определила сцену, отношения между персонажами, ввела конфликт и описала развязку, и ее бизнес история соответствует этим стадиям. Этот пример показывает нам то, что необходим анализ, который будет способствовать преобразованиям. Важно определить:
- что должно быть изменено?
- кто будет управлять изменениями?
- как мы этого добьемся?
- что приносит пользу, а что нет?
В России уже разрабатываются и применяются на практике различные программы по внедрению коучинга в корпоративную культуру. Они включают в себя набор последовательных действий, что бы обучить навыкам коучинга всех сотрудников. Следует
9