Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.08.2021
УДК 796.332
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ФУТБОЛА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Алексей Александрович Ковальченко, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации
Аннотация
В статье впервые на основе анализа архивных документов предпринимается попытка ретроспективного исследования состояния детско-юношеского футбола в Волгоградской области. Указы -вается ряд детерминант (причин и условий), приведших к снижению количества детско-юношеских футбольных школ в провинции и крупных городах. В основе авторских заключений лежат статистические данные, отраженные в материалах и нормативных актах, регламентирующих региональный спорт. На основе полученных статистических данных исследования, а также при изучении регламента по развитию детского футбола в Российском Футбольном союзе и программы подготовки юных футболистов в Дании, предложено ряд мер по выходу из кризиса при подготовке подрастающего поколения Волгоградской области.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, футбол, новый формат игр, чемпионат города, резервисты, команда мастеров.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p141-145
ANALYSIS OF THE STATE OF YOUTH FOOTBALL IN THE VOLGOGRAD
REGION
Alexey Alexandrovich Kovalchenko, the teacher, Volgograd Academy of the Ministry ofInter-
nal Affairs of Russian Federation
Abstract
The article presents the first attempt to make the retrospective study of the state of youth football in the Volgograd region based on the analysis of archival documents. A number of determinants (causes and conditions) that led to the decrease in the number of youth football schools in the province and large cities are indicated. The authors' conclusions are based on the statistical data reflected in the materials and regulations, governing the regional sports. Based on the obtained statistical data of the study, as well as when studying the regulations for the development of the children's football in the Russian Football Union and the training program for young football players in Denmark, a number of measures to overcome the crisis in the preparation of the younger generation of the Volgograd region have been proposed.
Keywords: youth sports, football, the new format of the game, city championship, reservists, team of masters.
ВВЕДЕНИЕ
С середины 1980-х гг. наблюдался рост числа школ и отделений футбола в Волгограде и области. В 1987 г. была открыта футбольная школа при производственном объединении «Волгограднефтемаш», а также отделения футбола ДЮСШ Новоаннинского и Среднеахтубинского районов, построен спортивный комплекс в г. Котово. Параллельно с развитием материально-технической базы увеличивалось количество юных футболистов, которые вызывались в сборную РСФСР. Постоянное участие во всесоюзных, республиканских и областных соревнованиях давало спортсменам возможность повышать свое мастерство. Так, обучающийся Волгоградского спортинтерната Виктор Гузь в составе сборной СССР по футболу завоевал звание чемпиона мира по футболу среди юношей (до 16 лет), стал серебряным призером чемпионата Европы. В течение 1987 г. семь воспитанников волгоградских футбольных школ привлекались в различные сборные команды
СССР, шестнадцать - в сборные команды РСФСР [3]. В чемпионате Волгограда по футболу 1988 г. приняли участие около 1 300 футболистов (юношей и мужчин), было представлено значительное количество команд, которые разбивались на несколько подгрупп. Можно сказать, что любительский футбол Волгограда и области вышел на свой пик: наблюдался большой приток юных футболистов в команды мастеров и сборные РСФСР и СССР [2]. После распада Советского Союза в течение нескольких лет было закрыто множество заводов и фабрик, в связи с этим некоторые команды городского и областного уровня перестали существовать. Детско-юношеские школы начали испытывать трудности со спортивным инвентарем и иные проблемы, что, однако, не мешало новым молодым талантам проявлять себя на футбольном поле.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результатом исследования послужили статистические данные с 1996 по 2020 гг., которые наглядно показывают реалии современного детско-юношеского футбола не только в Волгоградской области, но и в России в целом.
Спортивный интернат «Ротора» в середине 1990-х - начале 2000-х гг. был одним из лучших в стране как по подготовке резерва в команду мастеров, так и по наличию квалифицированного тренерского состава. Кроме флагмана волгоградского футбола в городе и области был ряд футбольных школ, составлявших ему достойную конкуренцию: «Олимпия» и УОР, ДЮСШ Камышина, Волжского и Городища. Количество команд в волгоградском чемпионате доходило до шестнадцати. Конкуренция в детско-юношеском футболе существовала не только среди ведущих школ: «Нефтяник», «Баррикады» и др. тоже претендовали на призовые места. Практически у каждой из них были все пять возрастных групп, которые участвовали в городских соревнованиях по футболу. Кроме того, в чемпионате Волгограда принимали участие и команды из близлежащих населенных пунктов -Волжского и Светлого Яра. Территория проведения соревнований была сравнительно большой, а количество участников во всех возрастах доходило до 1 300-1 500 человек. Важным фактом являлось наличие команды из юношей у взрослой команды. Таким образом, в выходные дни матчи чемпионата Волгоградской области по футболу проводились следующим образом: сначала играли юноши, а затем взрослые. Если кто-то из первых проявлял себя, его могли задействовать в матче за вторую команду. К началу 2000-х гг. игры юношей прекратились.
Наглядным примером борьбы и большого количества задействованных игроков служит таблица 1.
Таблица 1 - Чемпионат Волгограда по футболу среди юношей 1987 года рождения в 2000 г. (Государственный архив Волгоградской области. Фонд № 5966. Опись № 4. Дело № 2196)_
№ Команды И В Н П Мячи Разница Очки Место
1 «Нефтяник» 30 28 1 1 128:15 113 85 1
2 «Ротор-1988» 30 26 1 3 106:17 89 79 2
3 «Олимпия-1988» 30 22 0 8 104:39 65 66 3
4 ДЮСШ Городище 30 17 2 11 71:49 22 53 4
5 ДЮСШ 21 «Баррикады» 30 16 4 10 61:34 27 52 5
6 «Спартак» 30 17 0 13 95:76 19 51 6
7 «БИО» Светлый Яр 30 16 3 11 62:51 11 51 7
8 «Трактор» 30 15 1 14 77:84 -7 46 8
9 «Русич» 30 14 3 13 44:34 10 45 9
10 «Судостроитель» 30 12 3 15 58:55 3 39 10
11 «Локомотив» (Волжский) 30 13 3 14 50:68 -18 36 (-6) 11
12 «РОТОР-1987» 30 11 3 16 55:61 -6 36 12
13 «Сталь» 30 9 2 19 57:82 -25 29 13
14 «Кировец» 30 4 0 26 24:126 -102 12 14
15 «Темп» 30 3 1 26 28:116 -88 10 15
16 «Динамо» 30 3 1 26 33:127 -94 10 16
На протяжении нескольких лет детско-юношеский футбол в Волгограде и других региональных центрах начинает приходить в упадок: закрываются школы, сокращается тренерский состав, на месте стадионов строят жилые комплексы, как это случилось с командой «Локомотив». Вместе с тем в Министерстве спорта Российской Федерации утверждается Стратегия развития футбола в Российской Федерации на 2008-2015 гг. и ряд других программ, призванных исправить проблемы в подготовке подрастающих спортсменов [1]. В соответствии с этими документами специализированные детско-юношеские школы оснащаются крытыми манежами и искусственными футбольными полями, создаются все необходимые условия для работы тренеров. Сегодня практически в каждом районе административного центра области и во многих городах имеются искусственные поля с раздевалками и трибунами.
Однако есть и другая сторона медали. Спортивным школам выделяется небольшое количество часов для тренировок на искусственных полях, а вечернее время уже на несколько месяцев вперед расписано под арендаторов. Владелец Adidas Харст Дасслер понял, что в спорте таится огромный коммерческий потенциал, и взял его под контроль [4]. На данный момент можно сказать, что вновь построенный футбольный стадион с искусственным покрытием, очередной финансовый толчок для предпринимателей и арендаторов.
Отметим, что количество команд - участниц чемпионата Волгограда сокращается (в настоящее время это 8-9 клубов), а соревнования проходят в один круг. Вместо условных 30 игр за сезон юные спортсмены довольствуются 8-9 матчами. Снижается конкурентоспособность, что влечет за собой трудности на всероссийском уровне, где детско-юношеские команды из Волгоградской области утратили свои позиции по сравнению с предыдущими годами. С 2017 г. не проводятся соревнования чемпионата города по футболу среди мужчин. Сложности возникают и c организацией, и с финансовым обеспечением. Вводятся определенные условия и регламентирующие документы для спортивных сооружений, что оставляет без футбола спортшколы и команды, у которых отсутствует материально-техническая база. Такая ситуация сложилась с командой и стадионом «Ки-ровец», поэтому юному поколению кировского района Волгограда приходится показывать свое желание и талант в других футбольных школах города или уходить заниматься иным видом спорта. Однако, если вернуться на несколько лет назад, можно увидеть, что тренировки «Кировца» проходили без должных условий, но при этом юные футболисты вырастали в будущих профессионалов - игроков уровня РФПЛ (Денис Дорожкин, Павел Могилевский). Для многих выдающихся спортсменов футбол начался во дворе. Старый мяч, деревья, скамейки или кирпичи в качестве штанг ворот и вытоптанные поля дали путевку в жизнь не одному поколению игроков. С тех пор многое изменилось. В безудержном стремлении вырастить из ребенка звезду мирового масштаба родители готовы тратить баснословные деньги, а спрос, как известно, неминуемо рождает предложение. Объявления о наборе в частные футбольные школы и академии сегодня можно встретить даже в лифтах многоквартирных домов. Зовут и подростков, и трехлетних малышей. С 2016 г. частные футбольные школы на территории Волгограда создаются одна за другой. Здесь нередко работают преподаватели, которые не имеют специализированного футбольного или тренерского образования. Основная цель - привлечь наибольшее количество детей в определенную возрастную категорию и получить прибыль. Однако у данных учебных заведений есть безусловное достоинство: дети с раннего возраста могут заниматься футболом, не имея базовых навыков, играть в удовольствие, как это было раньше во дворе. При правильной работе частные детско-юношеские футбольные школы могут стать успешными бизнес-проектами, вместе с тем у них есть возможность гармонично вписаться в существующую футбольную систему. Со спортивной точки зрения они имеют возможность быть «донорами» для ведущих школ региона: для поддержания формы футболиста, его прогресса необходимо, чтобы он строил свою дальнейшую спортивную
карьеру в сильном, перспективном клубе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует заключить, что на данный момент в Волгоградской области наблюдается регрессивное развитие детско-юношеского футбола. Ретроспективные исследования показывают о снижении количества команд и спортивных школ, имеющих отделения футбола. Малый приток юных футболистов или их отсутствие в командах мастеров на протяжении длительного периода времени (с 2010 года по настоящее время) является наглядным показателем провала селекционной работы и подготовки спортивного резерва, со стороны профессиональных клубов. Немаловажным фактором можно считать банкротство и исчезновение команд профессиональной лиги, поскольку молодым и амбициозным игрокам нет возможности заявить о себе, как о способном футболисте, где приходиться развивать свои таланты в других командах России и Зарубежья или заканчивать карьеру в юном возрасте.
В настоящее время Российский футбольный союз утвердил новый формат проведения соревнований по футболу среди контингента детей от 6 до 12 лет. Регламент организации и проведения игр разработан на основании современных методик подготовки юных футболистов и учитывает педагогические и биологические закономерности роста развития детей различных возрастных групп. Предполагаем, что охарактеризованные обстоятельства позволят повысить уровень технической, тактической подготовленности юных футболистов, а также повысить интерес и мотивацию к занятиям футболом у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе с тем в детско-юношеском футболе остается ряд нерешенных проблем, связанных с поиском не бюджетных средств финансирования процесса подготовки, а также повышением доступности материально-технического обеспечения тренировочного и соревновательного процесса юных футболистов.
В связи с последними результатами на Чемпионате Европы 2020 по футболу можно позаимствовать опыт в подготовке юных дарований в Дании. Нынешний тренер сборной Дании Каспер Юлманд в 2006 году был главным специалистом в развитии детского футбола в Дании. Вот несколько выдержек из его программы, которая дала новое поколение молодых футболистов, завоевавших бронзовые медали: дети перестали играть на полноразмерных полях в формате 11 на 11, каждому возрасту - своя площадка, свой мяч (чем меньше ребенок, тем меньше и легче мяч) и свой формат, до 13 лет в матчах не ведется счет. Для детей до 12 лет вместо серьезных турниров длиной в год проводятся веселые фестивали, где каждая команда проводит по 3-4 коротких матча за день, и участвуют все ребята. Если вдруг какая-то команда заметно отстает и пропускает большое количество мячей в свои ворота - ей разрешают выпустить дополнительного игрока, чтобы подравнять баланс сил. С учетом российского менталитета, подготовкой молодежи в советское время и прогресса европейских футбольных школ, можно найти золотую середину для грамотно составленной программы подготовки подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении общенациональной стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года (в новой редакции) : приказ Министерства спорта Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. № 797 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/555626037 (дата обращения: 04.04.2021).
2. Справочник-календарь «Футбол-88» / авторы-составители: Г. Сааков, В. Силантьев. -Волгоград : Издательство «Волгоградская правда» 1988. - 89 с.
3. Справочник-календарь «Футбол-87» / авторы-составители: Г. Сааков, В. Силантьев. -Волгоград : Издательство «Волгоградская правда» 1987. - 80 с.
4. Ковальченко А.А. Детерминация коррупционной преступности в футболе // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2020. - № 3. - С. 50-54.
REFERENCES
1. Ministry of Sports of the Russian Federation (2017), "On the approval of the national strategy of football in the Russian Federation until 2030", order of the No. 797 of September 11, 2017, available at: https://docs.cntd.ru/document/555626037.
2. Saakov, G. and, Silantyev, V. (1988), Reference book-calendar "Football-88", Vol-gogradskaya Pravda" Volgograd.
3. Saakov, G. and, Silantyev, V. (1987), Reference book-calendar "Football-87", Vol-gogradskaya Pravda" Volgograd.
4. Kovalchenko A. A (2020). "Determination of corruption crime in football", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 3, pp. 50-54.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.08.2021
УДК 371
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА
Елена Анатольевна Кошкина, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Гуманитарный институт филиал Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Северодвинск; Лия Александровна Мелкая, аспирант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск
Аннотация
Актуальность представленного в данной статье исследования определяется потребностью в систематизации понятийно-категориального аппарата отечественной теории управления образованием и уточнении дефиниции понятия «принцип управления образованием». Цель исследования состоит в характеристике подходов к раскрытию содержания понятия «принцип управления образованием», сформировавшихся в отечественной педагогической науке во второй половине XX -начале XXI вв. Исследование осуществлялось на основе систематизации отечественных научных публикаций и учебных пособий, изданных в период с 1950 по 2010 гг. Для реализации поставленной цели были применены методы контент-анализа, сравнительно-сопоставительного и контекстологического анализа. В ходе исследования констатирована терминологическая рассогласованность в обозначении понятия «принцип управления образованием» и неоднозначность в определении родовых признаков его дефиниции. На примере принципов демократического централизма, демократизации управления, сочетания единоначалия и коллегиальности, оптимальности управления раскрыта динамика формирования понятий и характер изменения подходов к раскрытию их содержания.
Ключевые слова: понятийно-категориальный аппарат теории управления образованием, принцип управления образованием, принцип демократического централизма, принцип демократизации управления принцип сочетания единоначалия и коллегиальности, принцип оптимальности управления.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p145-151
PROBLEM OF DEFINITION OF THE CONCEPT "THE EDUCATION MANAGEMENT PRINCIPLE" IN DOMESTIC PEDAGOGY OF THE SECOND HALF OF THE XX - EARLY XXI CENTURIES
Elena Anatolievna Koshkina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, professor, Humanities Institution branch of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lo-monosov, Severodvinsk; Lia Alexandrovna Melkaya, the post-graduate student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk