Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы административно-правового регулирования противодействия коррупции в социальной сфере'

Проблемы и перспективы административно-правового регулирования противодействия коррупции в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ПРАКТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полукаров Александр Викторович

Проблема коррупции в социальной сфере приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет собой непосредственную угрозу безопасности, препятствует развитию в нашей социальной политики, а также реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы административно-правового регулирования противодействия коррупции в социальной сфере»

Magazine: Clusters. Research and development Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 ISSN: 2414-9047 Article: Problems and prospects of administrative-legal regulation of countering corruption in the social sphere DOI: 10.12737/24835 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics Author: A. V. Polukarov E-mail the author: polukarov@mail.com Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: PhD in Juridical sciences Title: - Workplace author: Friendship University of Russia Position: doktorant SPIN: - ODCID: - Researcher ID: - Abstract: the Problem of corruption in the social sphere have now become global and systemic. Corruption is a direct threat to the security, prevents the development of our social policy, as well as the implementation of citizens \' constitutional rights in education, health, social security. Keywords: punishment, practice, social services, crime, corruption References 1. FAIR.RU // the Minister pointed out the corruption of gossamer, construction and medicine // [Electronic resource] URL: http://www.fair.ru/glava-mvd-otmetil-korrumpirovannost-goszakupok-stroitelstva-16100516570056.htm (accessed 27.11.2016). 2. REGNUM. News Agency //, prosecutors called the most corrupt region of Russia // [Electronic resource] URL: https://regnum.ru/news/polit/2162562.html (accessed 28.11.2016). 3. Ananishnev V.V., Godunova L.F., Kryukova N.A. Prospects for the development of online training for regional clusters // Clusters. Research and development. 2016. Vol. 2. No. 2 (3). P. 39-45. 4. Ananishnev V. V., Korepova V. V. Problems of formation of a sports cluster in the Clusters. Research and development. 2016. Vol. 2. No. 2 (3). S. 35-38. 5. Blinov A. O., Godunova. L. A. Instruments of state support of innovative small business // Economics and management: problems, solutions. 2014. No. 3 (27). P. 183-192. 6. Godunova, L. A. Competition and cooperation as components of the market mechanism // Economy and management: problems, solutions. 2015. Vol. 2. No. 11. S. 50-58. 7. Godunova L. A. Creative personnel in modern organizations // Economy and management: problems, solutions. 2015 vol. 2. No. 9. S. 18-22. 8. Godunova, L. A. Socio-economic characteristics of Tula region // Economy and management: problems, solutions. 2015. Vol. 2. No. 10. P. 30-39. 9. Korepova V. V. Improving the organization of management of socio-economic potential of the territory in the context of cluster policy on the example of the forest cluster of the Komi Republic // Clusters. Research and development. 2016. Vol. 2. No. 1 (2). S. 7-12. 10. The independent newspaper. The issue of September 19. - 2016. - [Electronic resource] URL: http://www.ng.ru/ (accessed 27.11.2016). P. 29-34

Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 ISSN: 2414-9047 Название статьи: Проблемы и перспективы административно-правового регулирования противодействия коррупции в социальной сфере DOI: 10.12737/24835 FOS: 5.02, Economics and Business WoS: B.00090, Economics УДК: 33 ББК: 65.050 ГРНТИ: 06.52.01 РВИНИТИ: 061.51.53.01 РФФИ: 06.6.50 РНФ: 08.1.55 Автор: Полукаров Александр Викторович Телефон: 89057055314 Электронная почта автора: polukarov@mail.com Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва Ученая степень: кандидат юридических наук Ученое звание: - Место работы автора: Российский университет дружбы народов Стр. 29-34

Должность: докторант

SPIN: -

ODCID: -

Researcher ID:-

Аннотация: Проблема коррупции в социальной сфере приобрела в настоящее время глобальный и

системный характер. Коррупция представляет собой непосредственную угрозу безопасности, препятствует

развитию в нашей социальной политики, а также реализации гражданами своих конституционных прав в

сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения.

Ключевые слова: наказание, практика, социальная сфера, преступление, коррупция.

Противодействие коррупции в социальной сфере в настоящее время является проблемой первостепенной важности. От решения этого вопроса, в конечном итоге, зависит качество жизни людей, их социальное и материальное благополучие. Сегодня складывается ситуация, когда основные усилия государства сосредоточены на противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы, а иные сферы государственного управления, особенно имеющие децентрализованный характер правового регулирования, находятся без должной защиты от коррупции. Данное обстоятельство, в частности отражается на росте коррупции в самых различных аспектах функционирования социальной сферы. Как отметил Министр внутренних дел Российской Федерации на заседании президиума Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации, «...наиболее подверженной криминальным посягательствам является сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство, содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура» [1].

Среди регионов нашей страны, в наибольшей степени подверженных коррупции можно видеть Курскую область. За шесть месяцев 2016 г. в этом регионе рост числа преступлений коррупционной направленности составил 189 %. За перовое полугодие 2015 г. там же было зафиксировано 89 преступлений связанных с коррупцией, а в 2016 г. за аналогичный период их количество составило уже 257. На втором месте по уровню рассматриваемой проблемы находится республика Удмуртия, рост преступности коррупционной направленности в этом субъекте Российской Федерации составил 113 %, третье место занимает Астраханская область - рост числа преступлений коррупционного характера в этом регионе составляет 105 % [2].

По итогам 2015 г. аудиторы Счетной палаты Российской Федерации выявили 3,4 тыс. нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 516,5 млрд. Наибольший удельный вес в объеме этих нарушений приходится на формирование и исполнение федерального бюджета - 152,8 млрд, осуществление государственных закупок - 126,1 млрд, ведение бухучета и представление финансовой отчетности - 78,2 млрд. При этом объем нецелевого использования средств составил 3,7 млрд, а неэффективные расходы государственного бюджета составляют 81,2 млрд руб. Дефицит государственного бюджета в 2015 г. составлял 2,8 трлн руб., а в 2016 - почти 4 % внутреннего валового продукта [9].

Все это требует определения новых приоритетов в деле реализации политики государства по противодействию коррупции, а также разработки новых правовых средств по ее противодействию, которые будут учитывать специфику общественных отношений складывающихся в социальной сфере. Не вызывает

сомнений тот факт, что социальная сфера - в отличие от иных направлений государственного управления, обладает определенной спецификой. Так, особенности социальной сферы состоят в том, что в ее функционирование вовлечено большое количество людей, те или иные социальные услуги оказывают как бюджетные, так и небюджетные социальные учреждения, и организации, которые в силу объективных причин функционируют в условиях экономической конкуренции [5]. Помимо всего прочего, как уже ранее подчеркивалось, основные усилия государства направлены на противодействие коррупции в органах государственной власти и управления, которые исходя из специфики своей работы, социальных услуг непосредственно не оказывают. Между тем, социальная сфера в целом оказывается без должной правовой охраны от коррупционного воздействия. Все это в конечном итоге заканчивается тем, что бесплатные социально востребованные услуги в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и спорта оказываются целому ряду граждан далеко не безвозмездно. В этой связи коррупция последовательно и системно вытесняет граждан из бесплатной системы предоставления тех или иных социальных услуг. Кроме того, непродуманные управленческие решения способствует росту напряжения в обществе, а также подрыву доверия граждан по отношению к социальной политике государства. Все эти и ряд других обстоятельств, способствуют неэффективным бюджетным расходам, которые по своей цели должны быть направлены на решение насущных социальных вопросов, однако, в конечном счете, все это приводит лишь к росту коррупции в социальной сфере.

Децентрализованный характер управления социальной сферой, сформировавшейся в современный период, не позволяет выстроить стройную систему административно-правовых средств противодействия коррупции, что самым негативным образом отражается на решении вопроса противодействия коррупции. Исходя из этого, полагаем, что следует кардинально иным образом подойти к развитию административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере.

Так, в настоящее время необходимо: с одной стороны, максимально унифицировать формы и методы административно-правового регулирования противодействия коррупции на различных уровнях функционирования социальной сферы [6]. С другой стороны нужно учитывать особенности общественных отношений, складывающиеся в том или ином сегменте управления социальной сферой. Как показывает исследование, в ведомственных планах противодействия коррупции в недостаточной степени отражены мероприятия, направленные на учет отраслевой специфики деятельности различных органов государственной власти и управления по минимизации рисков коррупции при реализации тех или иных государственных функций. Все это, в конечном счете, снижает правоохранительный потенциал данных документов в деле противодействия коррупции [5].

Между тем, дифференцированный подход к регламентации вопросов противодействия коррупции поможет определить ее особенности, а также подобрать адекватные административно-правовые средства воздействия на нее. Все это, в своей совокупности, позволит государству выстроить эффективную

систему административно-правовых средств, учитывающих, как общие, так и особенные детерминанты, продуцирующие коррупцию в социальной сфере.

Конечно, следует признать, что минимизировать уровень коррупции в социальной сфере невозможно без решения обозначенной проблемы в других сферах - как публичного, так и частноправового регулирования. Так, в настоящие время незрела острая необходимость проведения решительной политики по противодействию коррупции, как в государственном, так и негосударственном секторе экономики. Является, по сути, аксиомой констатация тезиса о том, что основой коррупции вообще и имеющей место в социальной сфере в частности, являются экономические проблемы. В этой связи решение целого ряда экономических вопросов может помочь снизить остроту проблем коррупции, как в публичной, так и в частноправовой сфере предоставления тех или иных социальных услуг [10].

Особенности социальной сферы, помимо целого ряда отличий, обусловленных ее функциональностью, определяются еще и тем, что основные отношения в ее содержании регламентируются нормами административного права. В этой связи административно-правовое воздействие на коррупцию в социальной сфере может внести положительный вклад в дело решения поставленной проблемы в целом. Также отметим, что административно-правовое воздействие на коррупцию может иметь как регулятивное, так и охранительное содержание, что позволяет максимально последовательно противодействовать коррупционным рискам и угрозам, имеющим место в социальной сфере [8]. Качество административно-правового регулирования противодействия коррупции в социальной сфере в конечном итоге зависит от оптимальности соответствующих административно-правовых средств, которые задействованы в данном правовом механизме. Является практически доказанным тот факт, что правовые средства должна постоянно находиться в динамике только такое их состояние может привести к отбору и использованию наиболее оптимальных правовых средств. В этой связи совершенствование административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере является широким предметом для административно-правового воздействия, где применяются как специальные средства административно-правового регулирования, так и общеправовые средства противодействия коррупции [7]. Одним из основных направлений в деле совершенствования административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере является их предметно-функциональная переориентация с публично-правовых основ на частноправовой аспект. Обусловлено это особенностями функционирования социальной сферы, а также тем обстоятельством, что именно в социальной сфере в настоящее время значительная нагрузка по оказанию соответствующих услуг возложена на негосударственные социальные организации, деятельность которых характеризуется определенной автономией, которая помимо всего прочего продиктована особенностями их функционирования в социальной сфере [6].

Кроме того, негосударственные организации, оказывающие те или иные социальные услуги, преследуют цель получение прибыли. В этой связи в настоящее время востребованы административно-правовые средства противодействия коррупции, которые могли бы быть использованы не только в

публичной сфере предоставления социальных услуг, но и в негосударственной сфере оказания обозначенных услуг [4].

В настоящее время административно-правовые средства противодействия коррупции развиваются на федеральном уровне публичного управления, и они зачастую касаются государственно-служебных отношений, которые складываются в соответствующих органах государственной власти и управления. Такой подход в настоящее время нельзя признать оптимальным, особенно применительно к функционированию социальной сферы, поскольку управление в данной сфере носит децентрализованный характер, государственные организации и структуры, осуществляющие оказание тех или иных социальных услуг работают в условиях конкурентной борьбы. Все эти и ряд других обстоятельств имеют как положительные, так и негативные аспекты. Одним из отрицательных моментов в децентрализованном характере управления социальной сферой является коррупция. Для своевременного реагирования на различные формы проявления коррупции необходимо осуществлять мониторинг реализации законодательства о противодействии коррупции в сочетании с мониторингом эффективности реализации социального законодательства и осуществления различного рода социальных программ и проектов [3].

Повышение эффективности реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере должно происходить с помощью определения критериев эффективности реализуемых общих правовых средств, а также оценке адекватности применения общих административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере. Кроме того, повышение эффективности противодействия коррупции возможно с учетом универсализации административно-правовых средств к специфическим формам проявления коррупции, которые имеют место в том или ином сегменте социальной сферы.

В завершении необходимо отметить, что проблема административно-правового противодействия коррупции в социальной сфере сложна и многообразна. Решение данной проблемы предполагает целый комплекс мероприятий как правового, так и организационного характера, причем касающихся как настоящего периода времени, так и определенных перспектив ее развития [5]. Нужно отметить, что вопросами противодействия коррупции в социальной сфере государство практически никогда не занималось. В этой связи как никогда актуальны и социально востребованы административно-правовые средства противодействия коррупции в социальной сфере [8]. Придать политический статус данному вопросу могло бы утверждение указом Президента Российской Федерации «Национального плана противодействия коррупции в социальной сфере».

Список литературы

1. FAIR.RU // Глава МВД отметил коррумпированность госзакупор, строительства и медицины // [Электронный ресурс] URL: http://www.fair.ru/glava-mvd-otmetü-korrumpirovannost-goszakupok-stroitelstva-16100516570056.htm (дата обращения 27.11.2016).

2. REGNUM. Информационное агентство // Генпрокуратура назвала самый коррумпированный регион РФ // [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/polit/2162562.html (дата обращения 28.11.2016).

3. Ананишнев В.В., Годунова Л.А., Крюкова Н.А. Перспективы развития онлайн-обучения для территориальных кластеров // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. №2 (3). С.39-45.

4. Ананишнев В.В., Корепова В.В. Проблемы формирования спортивных кластеров в России // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 2 (3). С. 35-38.

5. Блинов А.О., Годунова Л.А. Инструменты государственной поддержки инновационного малого предпринимательства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. №3 (27). С. 183-192.

6. Годунова Л.А. Конкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. №11. С. 50-58.

7. Годунова Л.А. Творческий персонал в современной организации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015 Т. 2. №9. С. 18-22.

8. Годунова Л.А. Социально-экономическая характеристика Тульской области // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т. 2. №10. С. 30-39.

9. Корепова В.В. Совершенствование организации управления социально-экономическим потенциалом территории в контексте реализации кластерной политики на примере лесного кластера республики Коми // Кластеры. Исследования и разработки. 2016. Т. 2. № 1 (2). С. 7-12.

10. Независима газета. Выпуск от 19 сентября. - 2016. - [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/ (дата обращения 27.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.