Научная статья на тему 'Трансформация российской сферы образования'

Трансформация российской сферы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / СФЕРА / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРА / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голуб Ирина Викторовна

В статье приводятся результаты исследования трансформации российской сферы образования. Дается анализ программы образования в высших учебных заведениях, качества подготовки преподавательских кадров. Рассматривается проблема подготовки учебников, учебных пособий и рабочих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация российской сферы образования»

Magazine: Clusters. Research and development P.

Publisher: Moscow business initiatives cluster (Moscluster), BIN 1157746107606, INN 7719402939 35-39

ISSN: 2414-9047

Article: Transformation of Russian education

DOI: 10.12737/24836

FOS: 5.02, Economics and Business

WoS: B.00090, Economics

Author: I. V. Golub

E-mail the author: [email protected]

Country, region, city of residence: Russian Federation, Moscow, Moscow Academic degree: -Title: -

Workplace author: Moscow City Pedagogical University

Position: student

SPIN: -

ODCID: -

Researcher ID: -

Abstract: The article presents the results of studies of transformation of the Russian education. The analysis of education programs in higher education, the quality of teacher training. The problem of preparation of textbooks, manuals and work programs.

Keywords: transformation, education, the structure of the program. References

1. Ananishnev VM Sociology and management psychology: a monograph. - M .: OOO SIC "Engineer", 2009. -211 p.

2. Ananishnev VM Marketing of educational services: monografiya. - M .: OOO SIC "Engineer" (NIO Union),

2015. - T. 8. - 348 p.

3. Ananishnev, V. Sociology of influence: monograph. - M .: OOO SIC "Engineer", 2011. - 255 p.

4. Ananishnev VM Sociology of Education: Textbook. allowance. - M .: "Canon +" ROOI "Rehabilitation", 2012. - 352 p.

5. Ananishnev VM Tehnologizatcija Education Management System // psychology and sociology. - 2014. № 4 (12). -FROM. 91-105.

6. Ananishnev VM Social structure, social institutes and processes: a monograph. - M .: OOO SIC "Engineer", 2013. - T. 6 - 260.

7. Godunova, L. A., Mukhamadieva K.R. The Quality of higher education and the preservation of human capital: the relationship, interdependence // In collection: In search of lost growth in the collection of scientific articles.

2016. P. 147-150.

8. Godunova, L. A. The Right to freely use their abilities and property for entrepreneurial and not prohibited by law economic activities // New science: Theoretical and practical approaches. 2016 No. 2-1 (63). P. 177-180.

9. Mitrofanova M. V., Korepova V. V., Mazin D. S., Regional clustering as a mechanism to increase the investment attractiveness of the region Clusters. Research and development. 2015. Vol. 2. No. 1 (1). S. 26-33.

10. Rychihina EN Information support of research educational institution management [Text] / EN Rychihina // Innovations in Education. - 2003. № 6. - S. 63 69.

11. SM Sakovich The role of information and communication technologies to ensure the quality and accessibility of higher education // Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2010. № 3. S. 40-45.

12. Tkachenko AV The parent community in addressing issues of educational policy: continuation of the [Text] / ES Romanova, BM Abushkin, AV Tkachenko // Systemic psychology and sociology. - 2014. - № 11. - S. 133-141.

13. Tkachenko AV Subject area in modern methods of teaching sociology [Text] / A. Tkachenko // Actual problems of modern science: Proceedings. - Novosibirsk: TSRNS - SIBPRINT, 2009. - Vol. 6, Vol. 3. - P. 134140.

14. Tkachenko AV Methods of teaching sociology: Tutorial and Workshop for Academic Bachelor / AV

Tkachenko - M .: Yurayt, 2015. - 369 p.__

Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.

Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 35-39 ISSN: 2414-9047

Название статьи: Трансформация российской сферы образования

DOI: 10.12737/24836

FOS: 5.02, Economics and Business

WoS: B.00090, Economics

УДК: 33

ББК: 65.050

ГРНТИ: 06.52.01

РВИНИТИ: 061.51.53.01

РФФИ: 06.6.50

РНФ: 08.1.55

Автор: Голуб Ирина Викторовна__

Телефон: 89175070343

Электронная почта автора: [email protected]

Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва

Ученая степень: -

Ученое звание: -

Место работы автора: Московский городской педагогический университет

Должность: студент

SPIN: -

ODCID: -

Researcher ID: -

Аннотация: В статье приводятся результаты исследования трансформации российской сферы

образования. Дается анализ программы образования в высших учебных заведениях, качества подготовки

преподавательских кадров. Рассматривается проблема подготовки учебников, учебных пособий и рабочих

программ.

Ключевые слова: трансформация, сфера, образование, структура, программа.

На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о качестве предлагаемых в Российской Федерации образовательных услуг. Наследие той системы образования, что сложилась в СССР, сокращается, а современные внедрения не кажутся равноценной заменой. Под воздействием новой политики и, тем более, всеобщей глобализации формируется кризис общей структуры образования.

Нельзя сказать, что за последние десятилетия преобразования не принесли ничего положительного [14]. Предположительно в каждом проекте можно рассмотреть и отрицательные стороны, и те, что идут на пользу. В данном случае, хотелось бы выделить следующие положительные моменты современной образовательной системы:

• вариативность образовательных учреждений и предлагаемых ими направлений подготовки;

• информатизация для более гибкого и эффективного осуществления обучения;

• внедрение дистанционного образования, что может быть удобно для маломобильных граждан, а так же экономии денежных средств и времени;

• ужесточение требований лицензирования и аккредитации высших учебных заведений, что снижает возможность появления некачественных учреждений;

• доступ к ранее засекреченным документам, возможность использовать их в учебном процессе и обсуждать изложенные в них факты на учебных занятиях.

Однако хотелось бы затронуть те факторы, которые отрицательно сказываются на российском образовании, и остановиться на них поподробнее.

Во-первых, необходимо сказать о школьной программе обучения, которая представляет собой громоздкий и трудно усваиваемый объем материала, помещенный в ограниченные временные рамки [7]. Такая программа не только заметно перегружает обучающихся, но и мешает качественному усвоению предлагаемого материала. Как результат, ребенок забывает вчерашний материал сразу после проверки (контрольной работы, опроса, диктанта и т.д.). Но это не проблема качества подготовки преподавательских кадров [1, с.102]. У педагогов существует программный план, в котором отведено определенное количество часов, за которые классу нужно пройти ту или иную тему. Речь не идёт о том, что класс должен её освоить. Поэтому зачастую учителю гораздо проще отчитать материал, объяснить правило, а затем предложить детям рассмотреть его на примерах. Подобный подход не способен научить школьников самостоятельно

формулировать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы. Им уже предлагают все готовое [9, с.135].

Что касается программы образования в высших учебных заведениях, то здесь на первом месте стоит другая проблема — незначительная составляющая прикладного характера образования. На данный момент возникает такая ситуация, когда, выйдя из университета, студент не чувствует себя готовым приступить к практической реализации полученных знаний. На трудности оказывают влияние сразу несколько факторов: обретенные знания могут быть уже невостребованными в условиях быстрого развития рынка труда; другой проблемой может стать низкая связь между пройденным теоретическим курсом и практическим его применением, да и в целом слабая прикладная подготовка в профессиональной сфере [2, с.19].

Другой важной стороной проблемы образовательной программы являются материалы учебников. Главная проблема многих вузовских учебных пособий следующая: недостаточная углубленность излагаемого материала из-за крайне узкого коллектива авторов, работающих над нами. На Западе существует система, по которой отдельный узконаправленный специалист готовит отведенную ему часть учебника по той теме, что входит в его компетенцию. Следовательно, созданием пособия занимаются десятки людей, отчего повышается качество излагаемого материала. В России такой практики нет. Несколько авторов должны емко представить всю учебную программу курса, отчего многое в ней остается затронутым поверхностно [10, с.137].

То же можно сказать и о школьных учебниках (преимущественно по истории), но в них особняком стоит иная проблема. Концепция изложенного в них материала в массе своей подкрепляет лекционный подход преподавания в худшем смысле этого слова, формируя только теоретические знания у обучаемых, не касаясь вопроса об их практическом применении. Однако проблема учебников заключается не только в их качестве. Важно отметить, что учебниками в РФ обеспечено чуть больше 20% школ. Остальные 80% школ вынуждены просить покупать учебники родителей. Это говорит о недостаточном финансировании образовательных учреждений.

Данный отрицательный показатель заведомо влияет на сложившийся кризис образовательной системы, в какой-то мере объясняя плохую оснащенность современным оборудованием, нужным для качественного предоставления учебного материала. Но также он затрагивает и вопросы престижности профессии учителя: требуется обновление персонала, а желающих освоить данную специальность крайне мало ввиду низкой оплаты научного и педагогического труда [7].

Говоря о проблемах финансирования, нельзя не затронуть проблему коррупции. В данном случае это и денежные поборы с родителей учащихся, и взятки, и хищения бюджетных средств, и оплата золотой медали, покупка диплома и других документов об образовании [3, с.245]. Внедрение ЕГЭ планировалось так же, как и своего рода ограничитель коррупции в образовании. Повлияло ли оно на снижение уровня взяточничества — сказать сложно. Но оно однозначно выявило проблему отсутствия должной подготовки учеников к итоговому экзамену, и, как следствие, неготовность поступить в вуз, что обязует

их обращаться к репетиторам [8, с.41]. Уже на последнем этапе основного уровня образования комичной, но столь явной становится фраза «Забудьте все, что вы учили в школе». Трудности существуют не только с выпуском из школы, но и с поступлением в нее. Дошкольного образования в большинстве своем не хватает для перехода в начальную школу. Обучением готовящегося пойти в школу ребенка зачастую занимаются не имеющего педагогического образования люди, и не всегда он получает хоть какую-то учебную подготовку, что приводит к тому, что даже базовые навыки читать и писать у первоклассника могут отсутствовать [4, с.342].

Несмотря на все неудобства и минусы современного общего образования, среди граждан РФ наблюдается массовая тенденция в желании получить высшее образование. Это, в свою очередь, ведет к разрастанию числа некачественных вузов. Разумеется, хорошие университеты в России есть, но они не способны вместить в себя весь поток желающих, что приводит к возникновению коррумпированных и с плохим уровнем образования высших учебных заведений [7, с.65]. Более того, престижность обучения в техникуме за последние десятилетия сильно упала. О причинах рассуждать сложно, но, как следствие, мы видим с одной стороны — большое количество иностранных граждан среди дефицитных рабочих кадров, где недостает собственной российской силы, а с другой - перенасыщенность рынка труда в иных сферах, причем не всегда качественными специалистами [8].

В заключении хотелось бы обратить внимание, что рассмотренные проблемы предоставления образовательных услуг в Российской Федерации не единственные, но по их краткому описанию уже можно понять, что они существуют практически на каждом уровне системы. Нужны серьезные шаги, чтобы не только повысить значимость и качество российского образования среди граждан РФ, но и поднять его на уровень современных международных стандартов

Список литературы

1. Ананишнев В. М. Социология и психология управления: монография. -М.: ООО НИЦ «Инженер», 2009. - 211 с.

2. Ананишнев В. М. Маркетинг образовательных услуг: монография. - М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. - Т. 8. - 348 с.

3. Ананишнев, В. М. Социология влияния: монография. - М.: ООО НИЦ «Инженер», 2011. - 255 с.

4. Ананишнев В. М. Социология образования: учеб. пособие. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 352 с.

5. Ананишнев В. М. Технологизация управления образованием// Системная психология и социология. - 2014. № 4 (12). -С. 91-105.

6. Ананишнев В. М. Социальная структура, социальные институты и процессы: монография. - М.: ООО НИЦ «Инженер», 2013. - Т. 6. - 260 с.

7. Годунова Л.А., Мухамадиева К.Р. Качество высшего образования и сохранение человеческого капитала: взаимосвязь, взаимозависимость // В сборнике: В поисках утраченного роста сборник научных статей. 2016. С. 147-150.

8. Годунова Л.А. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016 №2-1 (63). С. 177-180.

9. Митрофанова М.В., Корепова В.В., Мазина Д.С., Региональная кластеризация - механизм повышения инвестиционной привлекательности региона // Кластеры. Исследования и разработки. 2015. Т. 2. № 1 (1). С. 26-33.

10. Рычихина Э.Н. Информационное обеспечение исследования системы управления образовательным учреждением [Текст] / Э.Н. Рычихина // Инновации в образовании. - 2003. - № 6. - С. 63 - 69.

11. Сакович С.М. Роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении качества и доступности высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 3. С. 40-45.

12. Ткаченко А.В. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики: продолжение [Текст] / Е.С. Романова, Б.М. Абушкин, А.В. Ткаченко // Системная психология и социология. - 2014. - № 11. - С. 133141.

13. Ткаченко А.В. Предметное направление в современной методике преподавания социологии [Текст] / А.В. Ткаченко // Актуальные вопросы современной науки: Сборник научных трудов. — Новосибирск: ЦРНС -СИБПРИНТ, 2009. — Вып. 6, кн. 3. — С. 134-140.

14. Ткаченко А.В. Методика преподавания социологии: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В. Ткаченко — М.: Юрайт, 2015. — 369 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.