Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ / КИБЕРПРЕСТУПНИК / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ / ВЫЯВЛЕНИЕ И ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / МОШЕННИЧЕСТВО / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Швец Александр Витальевич, Гайдук Вячеслав Александрович

Статья посвящена уголовно-правовому пониманию и проблемам регулирования киберпреступности в российском законодательстве. Авторы статьи характеризуют киберпреступность как противоправное деяние с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в Интернете. В работе дан правовой анализ киберпреступности, указаны причины роста данного вида преступлений в период COVID-19, раскрыты способы реализации преступлений в Интернете и предложены пути решения проблем регулирования киберпреступности в Уголовном кодексе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND FEATURES OF DETECTION, DOCUMENTATION AND LEGAL REGULATION OF CYBERCRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the criminal legal understanding and the problems of regulating cybercrime in Russian legislation. The author of the article characterizes cybercrime as an illegal act with the use of information and telecommunications networks,including the Internet. In the work, a legal analysis of cybercrime was given, the reasons for the growth of this type of crime were indicated. Including during the period of COVID-19, the methods of implementing crimes on the Internet were revealed and ways to solve the problems of regulating cybercrime in the Criminal Code of the Russian Federation were proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

4. Бердяев, Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Н.А. Бердяев. Царство Духа и царство кесаря / сост. и послесл. П.В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 164-288.

УДК 343.1

Швец Александр Витальевич

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: shvetssasha@mail.ru Гайдук Вячеслав Александрович Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: shvetssasha@mail.ru Shvets Alexander Vitalievich Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: shvetssasha@mail .ru Gaiduk Vyacheslav Alexandrovich Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: shvetssasha@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROBLEMS AND FEATURES OF DETECTION, DOCUMENTATION

AND LEGAL REGULATION OF CYBERCRIME IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Статья посвящена уголовно-правовому пониманию и проблемам регулирования киберпреступности в российском законодательстве. Авторы статьи характеризуют ки-берпреступность как противоправное деяние с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в Интернете. В работе дан правовой анализ киберпреступности, указаны причины роста данного вида преступлений в период COVID-19, раскрыты способы реализации преступлений в Интернете и предложены пути решения проблем регулирования киберпреступности в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Adsttact. The article is devoted to the criminal legal understanding and the problems of regulating cybercrime in Russian legislation. The author of the article characterizes cybercrime as an illegal act with the use of information and telecommunications networks,including the Internet. In the work, a legal analysis of cybercrime was given, the reasons for the growth of this type of crime were indicated. Including during the period of COVID-19, the methods of implementing crimes on the Internet were revealed and ways to solve the problems of regulating cybercrime in the Criminal Code of the Russian Federation were proposed.

Ключевые слова: киберпреступность, киберпреступник, информационно-телекоммуникационные сети, Интернет, преступление, Уголовный кодекс РФ, правовое регулирование кибер-

преступности, выявление и документирование киберпреступности, социальная инженерия, мошенничество, пандемия коронавируса COVID-19.

Key words: cybercrime, cybercriminal, information and telecommunications networks, Internet, crime, Criminal code of the Russian Federation, legal regulation of cybercrime, detection and documentation of cybercrime, social engineering, fraud, COVID-19 coronaviruspandemic.

Под киберпреступностью понимается совершение противоправного деяния с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) под угрозой наказания.

Само словосочетание «киберпреступность» говорит о том, что преступления совершаются непосредственно через сеть Интернет либо через информационно-телекоммуникационные сети. Преступник совершает преступление удаленно, и неважно, к какому виду соучастника преступления он относится, будь то исполнитель, организатор, подстрекатель или же пособник.

Проблема регулирования киберпреступности выражается в двух аспектах: в правовом; в фактическом.

В правовом регулировании киберпреступности проблема заключается прежде всего в том, что в российском уголовном законодательстве существует только поверхностное отражение регулирования киберпреступлений (глава 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации» и статьи, расположенные хаотично).

Проблема в фактическом регулировании киберпреступности в первую очередь в том, что у правоохранительных органов по большей части отсутствуют материально-технические средства, с помощью которых можно вычислить киберпреступника, а нередко у сотрудников правоохранительных органов недостает знаний по использованию данных материально-технических средств в сфере киберпреступности. Киберпреступники постоянно ищут возможность совершить киберпреступление и не понести за это уголовной ответственности. Они разрабатывают новое программное обеспечение, придумывают новые схемы для совершения киберпреступлений, и всё это происходит достаточно интенсивно. Правоохранительные органы нередко не успевают реагировать на данные изменения.

Важно отметить, что в Российской Федерации тенденция совершения киберпреступлений значительно усилилась в период самоизоляции граждан вследствие пандемии коронавируса COVID-19. Считаем, что причины роста числа киберпреступлений следующие:

1) значительная часть населения находилась на самоизоляции, сократились возможности совершать преступления в реальном мире, их стали чаще реализовывать через Интернет;

2) находясь на самоизоляции, люди нередко искали дополнительный источник заработка с помощью Интернета, в результате незнания и жажды «легких» денег они становились жертвами ки-берпреступников;

3) находясь на самоизоляции и желая заработать денежные средства, лица, пренебрегавшие законами, находили материалы по осуществлению киберпреступлений в сети Интернет, тем самым становясь киберпреступниками;

4) в период самоизоляции граждане нередко не могли в силу ограничений организовать свой досуг и большую часть времени проводили в сети Интернет, что давало преступникам больше возможностей для реализации своих замыслов.

В 2020 г., согласно опубликованной Министерством внутренних дел статистике, число преступлений с использованием цифровых технологий выросло на 77% по сравнению с тем же периодом 2019 г., в том числе преступлений с платежными картами зафиксировано на 500,2% больше - 139597 случаев за первые девять месяцев года.

Почти вдвое выросло число преступлений с использованием мобильных телефонов - с января по сентябрь их было 155177 (на 97,7% больше, чем за первые девять месяцев 2019-го). За отчетный период зарегистрировали 209671 преступление с использованием Интернета (их рост за год на 93,2%) и 7318 правонарушений с применением программных средств (на 62,8% больше, чем в предыдущем году).

Самыми распространенными в IT-сфере оказались мошенничество (148322) и кража (124408). А число преступлений по ст. 273 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ) снизилось на 14,4% по сравнению с предыдущим годом - с января по сентябрь их зарегистрировали 303 [1].

Отмечается, что именно за счет «цифровых» преступлений их общее число выросло на 1,2% относительно показателей 2019 г. При этом по другим категориям наблюдается заметное снижение. Число преступлений против личности уменьшилось на 6% (196459), на 21,3% снизилось число квартирных краж, на 19,2% - число случаев разбоя, что также непосредственно связано с пребыванием граждан в период пандемии коронавируса по месту жительства.

За период самоизоляции граждан из-за пандемии коронавируса COVID-19 значительно выросли следующие виды киберпреступлений:

а) мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ) и мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ);

б) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);

в) создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ).

Наиболее часто в сфере киберпреступлений совершаются мошенничества. За время действия ограничений, связанных с эпидемией коронавируса, в России резко выросло число зарегистрированных случаев мошенничества. Об этом свидетельствует статистика Генпрокуратуры, проанализированная РБК. При этом рост произошел исключительно за счет телефонного и Интернет-мошенничества - за 6 месяцев 2020 г. число случаев такого мошенничества увеличилось на 76% по сравнению с первым полугодием 2019 г.

Мошенничество - одно из самых частых в России преступлений, чаще регистрируются только кражи. Если последних за время самоизоляции стало меньше на 9%, то случаев мошенничества в совокупности - значительно больше, на 36% (ст. 159 - 159.6 УК РФ).

Имеющейся у мошенников информации, которая активно утекает в информационно-телекоммуникационные сети из баз данных финансовых организаций и других компаний, работающих с клиентами (а это практически все сферы жизнедеятельности), как правило, недостаточно, чтобы иметь возможность похитить деньги без ведома собственника. Но персональные данные, которыми весьма открыто пестрит сеть Интернет, привлекают мошенников. Активно используя методы социальной инженерии, они рассчитывают получить недостающую информацию непосредственно у владельцев счетов и карт.

Мошенничество - введение лица в заблуждение, неважно, что это - телефонный звонок или СМС-сообщение со ссылкой, здесь вступает в действие человеческий фактор, такой как доверие, т.е. преступнику необходимо, чтобы лицо выполнило ряд действий, желательных преступнику, например: ввести банковские данные, отослать фотографии паспорта, перейти по зараженной ссылке или перевести денежные средства без каких-либо гарантий.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что преступник не достигнет желаемого результата, если лицо не совершит ряд выгодных преступнику действий.

В период самоизоляции гражданам, которым полагалась единоразовая выплата на ребенка, предлагалось в социальных сетях заполнить определенную форму на конкретном сайте, чтобы полу-

чить выплату. В результате эти граждане становились жертвами мошенничества в Интернете. После появления на сайте данные поступали к преступникам, которые распоряжались ими с целью получить выплату вместо лиц, которым она полагалась [2].

Неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ - обыденный состав преступления в сфере сети Интернет, так как связующим звеном и целью преступника выступает персональный компьютер либо смартфон определенного лица. Чтобы получить информацию с компьютера или смартфона, преступник должен использовать социальную инженерию и файл, зараженный вирусом, который запрограммирован на выполнение определенных задач. Войдя в доверие к лицу, преступник, используя мессен-джер, отправляет лицу файл, лицо данный файл устанавливает и запускает его, причиняя ущерб программному обеспечению.

Важно отметить, что в условиях пандемии коронавируса COVID-19 на 230% (до 101 тысячи) выросло число компьютеров, уязвимых для хакеров. Это результат того, что на фоне самоизоляции высокими темпами увеличивалось и количество серверов, в том числе и открытых для Интернета. У большинства компаний сотрудники подключаются по протоколу удаленного рабочего стола только по технологии VPN. При этом у небольшой доли серверов в удаленный режим можно войти без пароля, что угрожает корпоративным сетям.

Также стоит отметить, что с увеличением числа компьютеров, работающих в удаленном режиме, возросло и количество кибератак: в условиях пандемии коронавируса произошел быстрый переход на «удаленку», когда первоочередной задачей для компаний стало обеспечение работоспособности инфраструктуры, а вопросам инфобезопасности должного внимания не уделялось [3].

Считаем, что необходимо информировать население через СМИ, социальную рекламу в общественных местах о правилах техники безопасности в сети Интернет и ужесточить ответственность Интернет-сайтов, социальных сетей и мессенджеров за публикацию и распространение рекламных баннеров, содержащих мошеннические схемы.

Необходимо отметить, что в российском законодательстве пока что отсутствует полнота регулирования киберпреступности. В УК РФ существует только общее отражение киберпреступлений в главе 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» и статьях, которые расположены хаотично.

В связи с этим предлагается в вышеперечисленных составах преступлений ввести новый квалифицирующий показатель - «с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет», что позволит регулировать преступления в Интернете.

Также следует, на наш взгляд, ввести главу в УК РФ, которая будет называться «Преступления в сфере сети Интернет», где будут размещаться составы преступлений, непосредственно связанных с сетью Интернет, что позволит полностью охватить регулирование киберпреступлений в российском законодательстве.

По нашему мнению, в УК РФ необходимо включить новый вид дополнительного наказания -кибернаказание, суть которого заключается в ограничении доступа в Интернет для лиц, совершивших киберпреступления. Либо более активно использовать такой вид наказания как «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», для чего провести обобщение практики применения судами данного вида наказания, разработать методические рекомендации по его единообразному применению, назначению и исполнению.

Помимо всего вышесказанного, предлагается создать «киберполицию», которая будет заниматься расследованием исключительно преступлений, совершенных в сети Интернет, что позволит правоохранительным органам своевременно, качественно и в полной мере реагировать на преступле-

ния, совершаемые в Интернете, тем самым исключив для преступника возможность избежать уголовной ответственности предотвратить совершение других преступлений, набирающих оборот в информационно-телекоммуникационных сетях и имеющих огромный общественный резонанс в весьма сложный медико-социально-экономический период развития нашего общества.

1. МВД зафиксировало пятикратный рост мошенничества с банковскими картами. -https://www.buhgalteria.ru/news/mvd-zafiksirovalo-pyatikratnyy-rost-moshennichestva-s-bankovskimi-kartami.html

2. https://www.1tv.ru/news/2020-05-14/385828-moshenniki_sozdali_desyatki_poddelnyh_saytov_dlya_vyplat_det-skih_posobiy.

3. https://www.interfax.ru/russia/711752.

УДК 342.951

Шахов Евгений Николаевич

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: Sen2611@mail.ru Shakhov Evgeny Nikolaevich Amur State University, Blagoveshchensk, Russia E-mail: Sen2611@mail.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

SYSTEMATIZATION OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

IN THE CUSTOMS SPHERE IN THE CONTEXT OF ADMINISTRATIVE LAW REFORM

Аннотация. Автор проводит сравнительно-правовой анализ нескольких проектов совершенствования законодательства об административной ответственности в сфере таможенного дела.

Abstract. The author undertake a comparative legal analysis of several projects to improve the legislation on administrative responsibility in the field of customs.

Ключевые слова. административные правонарушения, нарушения таможенного законодательства, административная ответственность, классификация административных деликтов.

Key words: administrative offenses, offenses of customs legislation, administrative liability, classification of administrative delicts.

Необходимость реформирования законодательства об административной ответственности в Российской Федерации в настоящее время признается практически всеми исследователями проблемы. Главными причинами этого являются динамизм и широта регулируемых отношений, которые приводят к отставанию законодательного процесса от изменений в управленческой деятельности органов исполнительной власти. Преодоление этого разрыва путем внесения многочисленных изменений в действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) приводит к накоплению системных противоречий в законе. Выходом из ситуации должно стать принятие нового, систематически переработанного КоАП РФ, т.е. реформа законодательства об административной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.