Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ЗАТРАТ / ПРОБЛЕМЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / COST ACCOUNTING / PROBLEMS / ENTERPRISE / BAKING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щелкунов А.В.

В представленной статье рассматриваются проблемы учета затрат на предприятиях хлебопекарной промышленности с учетом особенностей присущих данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND FEATURES OF COST ACCOUNTING AT THE ENTERPRISE OF THE BAKING INDUSTRY

In the presented article, the problems of cost accounting at the enterprises of the baking industry are considered, taking into account the peculiarities of the industry.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 338.45

Щелкунов А.В. студент 2 курса магистратуры факультет «Экономики и права» Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемы учета затрат на предприятиях хлебопекарной промышленности с учетом особенностей присущих данной отрасли.

Ключевые слова: учет затрат, проблемы, предприятие, хлебопекарная промышленность.

Schelkunov A. V. Student 2 course of magistracy Faculty of Economics and Law Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow

PROBLEMS AND FEATURES OF COST ACCOUNTING AT THE ENTERPRISE OF THE BAKING INDUSTRY

Abstract: In the presented article, the problems of cost accounting at the enterprises of the baking industry are considered, taking into account the peculiarities of the industry.

Keywords: cost accounting, problems, enterprise, baking industry.

Эффективное управление затратами - это проблема актуальна для всех предприятий, так как от правильного управления затратами зависит прибыль организации.

Следует отметить, что хозяйственная деятельность хлебопекарных предприятий в современных условиях требует методов управления, основанных на теоретической и методологической базе, учитывающей требования времени, особенности рынка и специфику хлебобулочного производства. Маркетинговый анализ хлебобулочной продукции показывает резкое увеличение за последние годы конкурентной борьбы между хлебопекарными предприятиями.

Каждое хлебопекарное предприятие предпринимает все меры по усилению захвата большего сегмента рынка. Увеличение ассортимента выпускаемой продукции, выполнение всех вкусовых предпочтений покупателей, производство диетического хлеба, дегустации, рекламные акции, реклама в прессе и по телевидению - все это часть тех мероприятий, которые проводятся предприятиями с целью завоевания рынка и как следствие максимизация прибыли.

Проанализировав данную ситуацию (рис. 1) можно отметить, что

увеличение объемов производства за счет более полного использования производственных мощностей предприятия, увеличения объемов реализации продукции за счет масштабных мероприятий по завоеванию рынка - это один из резервов увеличения прибыли. Но основным резервом увеличения прибыли предприятия является сокращение материальных затрат на производство, в основном за счет повышения уровня производительности труда и рационального использования сырья, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, повторное использование и подработка заводского брака и невостребованной сухой продукции.

Рис. 1. Основные направления поиска резервов увеличения прибыли на хлебопекарных предприятиях

Следует также отметить, что в отечественной практике на хлебопекарных предприятиях зачастую начинают бороться за сокращения затрат после того, как продукция разработана и передана в производство. Именно в этот период происходит понимание того, что себестоимость продукции оказалась слишком высокой.

В этом случае управление затратами на хлебопекарных предприятиях

имеет превалирующее значение и необходимость.

Учет затрат и калькулирование себестоимости на предприятии напрямую зависит от особенностей организации, технологии производственного процесса, действующих форм и структур управления.

Первой особенностью при организации учета и контроля затрат в хлебопекарной отрасли следует считать временной фактор. Производство хлебобулочных изделий имеет непрерывный круглосуточный цикл производства. Следует отметить, что работа каждой смены не имеет законченный цикл производства, предполагающий сдачу сырья и материалов на склад, а готовую продукцию в экспедицию. На момент пересмены в производстве сырье находится в опарах, заквасках, замесах либо полуфабрикат в печи. В соответствии с этим усложняется процесс управления затратами

Поскольку технологический процесс производства хлебобулочных изделий продолжается круглосуточно, на предприятии имеет место незавершенное производство. Это усложняет процесс калькулирования себестоимости продукции.

Автор учебника «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» В.Э.Керимов главной особенностью хлебопекарного производства называет увеличение массы готовой к продаже продукции в сравнении с массой потраченных ресурсов, а также снижением массы хлебобулочных изделий в связи с остыванием готовой продукции, зависящей от времени года. [2]

Оказывается, что в связи со снижением массы хлебобулочных изделий в результате остывания продукции в мае-августе обычно теряется 2,8% массы хлебобулочных изделий, в остальное же время года потери массы составляют 2,5%. Единичные изделия разрешается продавать в горячем виде.

Под выходом готовой продукции обычно подразумевают процентное отношение веса готовых изделий к весу муки, используемой при их производстве. К тому же, выход готовой продукции связан с характеристиками муки: ее типом и сортом, фактической влажностью, а также видом изготовляемого продукта и другими показателями, и параметрами, предусмотренными рецептурой на выпечку хлебобулочных изделий.

Норма выхода хлебобулочных изделий устанавливаются на базисную влажность муки (14,5%). Выход готовой продукции (%) определяется по формуле:

В = -• 100%

М

где, П - масса готовой продукции, кг М - масса израсходованной муки, кг

В случае изменения влажности муки изменяется и норма выхода. Поэтому норму выхода, рассчитанную на базисную влажность муки, корректируют на ее фактическую влажность по формуле:

Вск =---•loo

ск 100-(14,5-Вфм)

где, Вфм - фактическая влажность муки

Следует учитывать, что если на выпечку продукции предполагается использовать черствые или бракованные изделия (мочка), то расход муки по норме исчисляют на массу готовой продукции за вычетом массы мочки.

В = (П-б)-100

М

где, б - масса черствых и бракованных изделий в производстве хлебобулочных изделий, кг.

Норматив расхода муки определяется с помощью расчетов. Сравнивая расходы муки по нормативам с её фактическими затратами, выявляется результат - экономия или перерасход муки.

Следующей проблемой управления затратами на хлебопекарном предприятии можно назвать их многообразие, динамизм, что порождает проблемы в их измерении, подсчете, учете и оценке. Все это приводит к значительному усложнению процесса управления затратами. На предприятии весьма широк диапазон цен на приобретаемое сырье и упаковочные материалы.

Управление затратами на хлебопекарном предприятии должно включать следующие основные элементы:

- организацию и координацию мер, направленных на увеличение прибыли, проведение исследований и разработок в области планирования и прогнозирования минимального уровня затрат и выполнению производственных стандартов и целей.

- полный анализ и учёт всех затраченных на производство, подготовку и реализацию ресурсов;

- создание такой ценовой политики, основной целью которой послужит снижение уровня затрат на производство;

- расчет затраченных на производство ресурсов, а также уровня рентабельности по предприятию в целом.

Основной целью формирования механизма управления затратами на хлебопекарном предприятии является снижение себестоимости продукции.

Часто подобное стремление снизить расходы на производство продукции приводит к тому, что в угоду снижению затрат происходит ухудшение качества продукции, а также игнорируются программы по разработке мероприятий, призванных служить гарантам экологической безопасности. В нынешних условиях для того, чтобы функционировать на рынке кондитерско-булочных изделий и приносить прибыль, предприятия вынуждены разрабатывать программы, снижение затрат в которых служит основной целью.

В данный промежуток времени среди предприятий заметны тенденции к увеличению максимального-возможного дохода без адекватного снижения себестоимости товаров и невыполнения следующих моментов:

1) рационального использования производственных ресурсов;

2) замены ликвидации остатков производства их переработкой, а также их использованием для последующего производства низких сортов хлеба;

3) установка уровня затрат при производстве на уровне необходимом для получения хотя бы минимальной прибыли;

4) обнаружение путей, которые смогли бы простимулировать совершенствование процессов и операций, во всех аспектах производства и продажи, а также определение резервов уменьшения себестоимости.

Необходимость учета изменения рыночной конъюнктуры не только не снижает, но и значительно повышает роль обоснованных расчетов полной себестоимости хлебобулочной продукции. Это связано с рядом причин:

1) использование системы «direct-costing», предполагающей учет только условно-переменных затрат, не всегда оправдано на практике, так как анализ деятельности предприятия выявил возможную тенденцию - рост постоянных расходов и, следовательно, увеличение доли последних в совокупной величине затрат предприятия;

2) изучением структуры общей себестоимости с целью корректировки цен на рынке и ускорения оборачиваемости оборотных средств;

3) непрерывным отслеживанием уровня себестоимости продукции для текущего и перспективного планирования деятельности хлебопекарного предприятия;

4) установлением факторов потерь или убытков;

5) необходимостью в сопоставлении показателей затрат или уровней себестоимости в динамике;

6) выявлением случаев увеличения или уменьшения прибыли по счету прибылей и убытков для составления проектов баланса доходов и расходов;

7) определением базовой величины установления розничных цен.

В условиях быстро изменяющейся конъюнктуры возникает необходимость выявления и учета факторов, влияющих на процесс формирования уровней затрат, вероятности их появления в будущем и определения силы их воздействия.

На рис. 2 рассмотрена структура процесса управления затратами предприятия, которая включает планирование затрат, определение уровня затрат, учет и улучшение стоимостных показателей.

Рис. 2 Структура процесса управления затратами на предприятии

Управление затратами является комплексным процессом. Оптимизация управления себестоимостью хлебобулочной продукции и ее составляющими, в сущности, означает совершенствование управления всей деятельностью хлебопекарного производства, а также его производственных подразделений.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

1) Для успешной хозяйственной деятельности в нынешних условиях хлебопекарному предприятию необходимы правильные формы и методы управления, принимающие во внимание условия времени, а также специфику рынка и особенности хлебобулочного производства;

2) В отечественной практике часто встречается, что на хлебопекарных предприятиях попытки снизить затраты начинаются лишь после того, как товар разработана и передана в производство. Именно в этот конкретный период получается, что себестоимость товара оказывается слишком сильно завышенной;

3) Главной причиной, порождающей проблемы управления на предприятиях хлебопекарной промышленности, выступает их многообразие, динамизм, из-за чего возникают сложности в их подсчете, учете и оценке.

На предприятиях, занимающихся производством хлебопекарной продукции, сильно варьируются цены на покупаемые ресурсы, упаковочные материалы, а также цена тарифов на энергоносители и услуги. С другой стороны, также существует некоторые ограничения в цене.

В итоге все эти факторы приводят к тому, что процесс управления затратами сильно усложняется.

Использованные источники: 1. Аксененко А.Ф., Бобижонов М.С. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений. - М.: Нонпарель, 2003 - 176 с.

2. Керимов В.Э., Петрище Ф.А., Селиванов П.В., Керимов Э.Э. Методы управления затратами и качеством продукции. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 268 с.

3. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 384 с.

УДК 341.231.14

Щербакова М.А. студент 2 курса институт магистратуры ФГБОУВО «Саратовская государственная юридическая академия» научный руководитель: Велиева Д.С., доктор юридических наук

профессор Россия, г. Саратов ПРИНЦИП ЗАПРЕТА ДИСКРИМИНАЦИИ: РОССИЙСКИЙ И

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ Аннотация: В статье рассматривается принцип запрета дискриминации. Способы защиты от дискриминации. Приводится опыт борьбы с дискриминацией в разных странах.

Ключевые слова: Международное право, права человека, дискриминация, защита от дискриминации.

Scherbakova M.A.

Student of the 2 st course of the magistracy institute

The Saratov State Law Academy Russia, Saratov Scientific adviser: Veliyeva DS Professor, Doctor of Law PRINCIPLE OF FORBIDDEN DISCRIMINATION: RUSSIAN AND

INTERNATIONAL EXPERIENCE Abstract: The article discusses the principle of non-discrimination. Ways to protect against discrimination. The experience of combating discrimination in different countries is given.

Keywords: Human rights, discrimination, international law, protection against discrimination.

Выделяют три уровня защиты от дискриминации: международно -правовой, региональный и внутригосударственный. Такой вывод вытекает из содержания правовых актов, регламентирующих защиту от дискриминации. К примеру, на международно-правовом уровне принцип запрета дискриминации закрепляется в п. «с» ст. 55 Устава ООН: «С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.