НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161
предусматривает контроль поставщика над своими потребителями; регрессивная, при которой потребитель контролирует поставщика. Кроме того, вертикальную интеграцию разделяют на полную и квазиинтеграцию. При полной интеграции весь созданный продукт на одной стадии, переходит на следующую стадию без участия внешних сторон. Квазиинтеграция является узкой вертикальной интеграцией, которая возможна в следующих формах: франчайзинг, лицензии на технологии, контракты на длительный период, стратегические альянсы, совместные предприятия.
Узкая интеграция объединяет только часть элементов, технологического процесса. К преимуществам стратегии вертикальной интеграции относятся: снижение затрат за счет ликвидированных затрат по покупке на рынке; улучшение качества поставок; возможность приобретение необходимых ресурсов через интеграцию; улучшение координации в цепочке поставок; увеличение доли рынка; обеспечение каналов распределения; воплощение инвестиций в специализированные активы (сайт, физические активы, человеческие ресурсы); приобретение новых компетенций.
Среди недостатков стратегии вертикальной интеграции можно выделить: рост расходов, при низком уровне управления новыми видами деятельности; снижение качества продукции и эффективности производства при наличии снабжения каналов распределения, отсутствии конкуренции; снижению гибкости из-за роста бюрократии и высоких инвестиций; рост потенциал в части юридического последствия из-за размера организации, которая может стать монополистом; противоречия новых и старых компетенций, что приведет к невыгодному положению организации.[1]
Таким образом, выбору стратегии развития организации предшествует глубокий анализ и оценка сильных и слабых сторон деятельности организации, а также преимуществ и недостатков различных видов интеграции, в целях принятия оптимального эффективного управленческого решения. Список использованной литературы:
1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие [Текст] / В.Б. Акулов. - М.: Флинта, МПСУ, 2010. - 264 с.
2. Ковалёв В. В. Курс финансового менеджмента: учебник [Текст] / В. В. Ковалев. - Москва: Проспект, 2011. - 478 с.
3. Лытнева Н.А. Управление системными изменениями [Текст] /Н.А. Лытнева //Вестник ОрелГИЭТ. - 2008. -№ 4. - С. 72-83.
4. Лытнева Н.А., Семенов С.Г. Методика определения вероятности банкротства организаций в российской и зарубежной практике [Текст] /Н.А. Лытнева, С.Г. Семенов //Вестник ОрелГИЭТ, 2010.- № 2 (12). - С. 5257.
5. Производственный менеджмент : учебник для вузов [Текст] / под ред. А. Н. Романова, В. Я. Горфинкеля, М. М. Максимцова - Москва: Проспект, 2013. — 395 с.
6. Сысоева О.Н., Лытнева Н.А. Исследование стратегического управления прибылью в инновационной среде [Текст] /О.Н. Сысоева, Н.А. Лытнева//Вестник ОрелГИЭТ, 2012.- № 4. - С. 57.
© Лытнева Н.А., Журавлев А.В., 2016.
Мунтяев Сергей Сергеевич, Олейникова Елена Васильевна
Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.,
Саратов, Россия
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ К МЕХАНИЗМУ АУТСОРСИНГА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Одним из эффективных средств, позволяющих компаниям быть успешными на рынке, является
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
аутсорсинг. Сегодня его рассматривают как способ или механизм привлечения специализированной сторонней организации к участию в бизнесе, ориентированной на выполнении тех функций, которые данная компания по каким-то причинам не хочет или не может выполнять самостоятельно столь же эффективно как привлекаемая фирма - аутсорсер. Зарубежный опыт обращения к аутсорсингу хорошо описан в переводной литературе. Но для отечественного предпринимателя обращение к аутсорсингу достаточно незнакомая, и в тоже время сложная форма организации взаимоотношений. Это связано со многими составляющими аутсорсинга как такового. Рассмотрим некоторые из них.
В зарубежной литературе часто обращение к аутосрсингу связывают с возможностью уменьшения издержек и улучшения качества выпускаемых товаров (услуг). Это возможно, если существует специализированной сторонняя организация (аутсорсеру), которая максимально эффективно, полно и качественно выполнит передаваемые ей работы или услуги. Следовательно, должен существовать определенный рынок таких услуг и должны существовать критерии выбора.
Для отечественных предприятий проблема выбора такой специализированной организации не существует, поскольку отсутствует сам рынок таких услуг, или он настолько мал, что у предприятия отсутствует практика подхода к выбору нужной фирмы. Выбор нужной специализированной организации возможен только при наличии конкуренции среди аутсорсинговых форм, предлагающих аналогичные услуги, а также наличия показателей оценки деятельности таких фирм по производственным и финансовым показателям, доли рынка, числа клиентов, видов услуг, срока работы на рынке и т.д., на основании чего можно сделать обоснованный выбор.
В качестве другого обоснования в западной литературе использование аутсорсинга целесообразно, если фирма-аутсорсер имеет возможность выполнять передаваемые ей услуги не только качественно, но и менее затратно, чем сама организация. В этом случае рассматривается как способ уменьшения издержек в определенном секторе деятельности и на этой основе поддержание и развитие своих ключевых конкурентных преимуществ. Здесь для отечественных предприятий возникают сразу две задачи. Первая состоит в том, что должны быть известны все составляющие себестоимости. Это возможно при условии наличия четкого механизма ценообразования, открытости результатов финансовой деятельности и знания источников, причин и резервов снижения себестоимости. На практике это не всегда достижимо, поэтому обращение к аутсорсингу не всегда может дать ожидаемых результатов и этим может быть снижена целесообразность его использования. К тому же отсутствуют единые правила и подходы формированию затрат на предприятиях разных форм и видов деятельности. Проблемы ценообразования и непрозрачных финансовых операций снижают активность использования аутсорсинга в отечественных компаниях. Поэтому нужны единые подходы к ценообразованию, на что не раз обращал внимание Президент РФ В.В. Путин при обсуждении проблем экономики с депутатами Государственной Думы РФ [1, 2]. Обращение к аутсорсингу изначально направлено на возможность предприятия-заказчика сконцентрировать все усилия и ресурсы на поддержании и развитии своих ключевых конкурентных преимуществ. Это означает, что у предприятия должна быть стратегия своего развития, ориентированная на определенные виды деятельности и продукции, характеристики производства, технологии, результаты, рынки и т.д.
Если возникает необходимость в привлечении внешнего исполнителя, то, как правило, на практике таким исполнителем является подрядная или субподрядная организация, занятая IT-технологиями. Поэтому наиболее развит и набирает силы IT-аутсорсинг, поскольку информатизация и компьютерная техника стали неотъемлемой частью производства и, прежде всего, менеджмента любой фирмы. Передача функций на обслуживание вычислительной техники и компьютеров позволяет снять эту проблему и одновременно получить различные консультации по сопутствующим задачам - замена техники, установка программ, защита информации и т.п.
Менее развит в стране аутсорсинг бизнес-процессов и производственный аутсорсинг, который на практике рассматривается как частный случай аутсорсинга бизнес-процессов. Одной из причин наиболее частого обращения к IT-аутсорсингу является возможность полно рассчитать возможную величину выигрыша или потерь при заключении аутсорсингового договора с такой фирмой. При других видах аутсорсинга это не всегда наглядно и не так ярко, что, на наш взгляд является одной из причин острожного использования этого
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1-2/2016 ISSN 2411-7161_
механизма в бизнесе. Следует заметить, что западные фирмы говорят о частом обращении к аутсорсингу: до 65% фирм когда-либо обращались к нему и о возможности снижения затрат на производстве на величину до 35% именно за счет применения аутсорсинга бизнес-процессов и производственного аутсорсинга [3]. По нашему мнению, объяснением этому является прозрачность затрат и наличие четкого механизма ценообразования. Именно эти причины сдерживает эффективное развитие аутсорсинга в отечественной экономике.
Введение нулевых процентных ставок за кредит малому бизнесу за первые два года и отсутствие налоговых проверок за первые три года должны способствовать развитию этого бизнеса в стране и развитию конкуренции среди таких фирм. Одновременно это поможет снять психологические барьеры с этого бизнеса, которые часто возникают у фирм, желающих передать свои вспомогательные функции на сторону, но опасающихся по каким-либо причинам утечки финансовой информации. Список использованной литературы
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г.
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"Одобрен план импортозамещения программного обеспечения - ГАРАНТ.РУ, 6 апреля 2015 г.
3. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высшие технологии менеджмента./ Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. -Учеб. пособие, 2-е изд. перраб. и допол. - М.: ИНФРА М, 2011. - 320 с.
© Мунтяев С.С., Олейникова Е. В., 2016
Османов Исмаил Халикович
Док. эк. наук, профессор ФГАОУВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Морозова Валерия Геннадиевна Студентка 2-го курса магистратуры ФГАОУВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Буторина Ольга Николаевна Студентка 2-го курса магистратуры ФГАОУВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского» г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]
РАЗНОВИДНОСТИ УГРОЗ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СО СТОРОНЫ ПЕРСОНАЛА И ПУТИ ИХ
УСТРАНЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены и обобщены основные угрозы для предприятия со стороны персонала. Рассмотрены меры их предотвращения руководством компании до и после возникновения. А так же были даны рекомендации для улучшения системы мотивации персонала и общего комплекса действий для улучшения работы фирмы в целом.
Ключевые слова
Менеджмент, управление персоналом, мотивация, внутренние угрозы организации.