Научная статья на тему 'Проблемы и основные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств'

Проблемы и основные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФЕРМЕРСТВО / FARMS / CHITAH OBLAST / FARMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарголло Л. И.

Выделены два периода в развитии фермерства в России. Отмечены факторы, сыгравшие большую роль в сокращении численности крестьянских (фермерских) хозяйств. Определены направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств на примере Читинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and the basic directions of the state support of country (farmer) facilities

Two periods in the development of farming in Russia are described. Causes of decrease in the number of farms are highlighted. State measures for support of farmers' in Chitah Oblast are outlined.

Текст научной работы на тему «Проблемы и основные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств»

Л.И. ГАРГОЛЛО

К числу приобретенных рисков будут относиться риски из таких сфер, как экономическая, политическая, организационно-управленческая. Заметим, что в ряде случаев определенные нами риски базового уровня могут являться и приобретенными. Однако, как правило, при разработке программ социально-экономического развития территории речь идет о среднесрочной перспективе. За три-пять лет изменить в целом, например, уровень оснащения производства практически нельзя. В связи с этим данный параметр и будет рассматриваться в числе базовых. Такой подход может относиться и к факторам демографии, так как изменить за небольшие сроки демографическую ситуацию невозможно. Однако при определении стратегических целей на долгосрочную перспективу (десять и более лет) при планировании результатов развития можно учитывать вероятность изменения базовых параметров. Понятно, что тогда и базовый уровень риска будет также изменяться.

Подобное структурирование рисков дает возможность распределить их по однородным кластерам, что позволяет применять конкретные методы анализа, оценки рисков и управления ими.

Примечания

1 Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000.

2 Човушян Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. М., 2002; Петренко И.Н. Принципы построения классификации негативных факторов безопасности / / Управление риском. 2005. № 3. С. 6-9.

3 Дубовских Ю.А., Мун Д.В. Управление рисками и комплексное страхование регионов // Управление риском. 2005. № 3. С. 2-6.

4 Светник Т.В. Стратегическое управление экономикой региона. Иркутск, 2007.

5 Там же.

6 Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы / под ред. М.А. Винокурова, В.И. Самарухи. Иркутск, 2007.

Л.И. ГАРГОЛЛО

Забайкальский аграрный институт, г. Чита

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

В развитии фермерства в России можно выделить два периода: до 1995 г., когда происходило стремительное увеличение численности крестьянских (фермерских) хозяйств (до 280,1 тыс. хозяйств), и с 1995 по 2004 г., когда шел процесс сокращения (а в отдельных регионах — стабилизации) количества хозяйств (до 261,4 тыс.). Именно в период максимального увеличения числа крестьянских (фермерских) хозяйств (1991-1995 гг.) бюджетные ассигнования на их поддержку сократились в 6,6 раза, в связи с чем создаваемые хозяйства имели все меньше возможностей для обеспечения себя техническими средствами.

Большую роль в сокращении численности крестьянских (фермерских) хозяйств сыграло общее ухудшение условий, сложившихся в аграрном секторе, диспаритет цен, недо-

статок стартового капитала и необходимых производственных ресурсов для организации хозяйства при почти полном отсутствии государственной поддержки.

В настоящее время положение меняется, однако не очень значительно. В проекте государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», разработанной в соответствии со ст. 8 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ, государственной поддержке малых форм хозяйствования, а в их составе крестьянских (фермерских) хозяйств, был посвящен целый раздел. По сути, вышеназванная государственная программа стала логическим продолжением государственной политики, а

© Л.И. Гарголло, 2008

именно приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Цель осуществляемых государством мер по развитию малых форм хозяйствования на селе — достижение роста производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, повышение занятости сельского населения и его доходов. Для этого необходимо обеспечить:

- рост производства продукции личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов на 15%;

- увеличение товарности личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств на 20%.

Для выполнения поставленных задач планировалась система мероприятий по поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств:

- субсидирование части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на развитие сельскохозяйственного производства, в размере не менее чем 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита, но не более чем 95% их фактических затрат при условии софинансирования не менее 5% ставки рефинансирования со стороны субъекта Российской Федерации;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по займам, полученным крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на развитие сельскохозяйственного производства, в размере не менее чем 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора займа, но не более чем 95% их фактических затрат при условии софинансирования не менее 5% ставки рефинансирования со стороны субъекта Российской Федерации.

Также планировалось предоставление за счет средств федерального бюджета субси-

дий бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку созданных крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно:

- на инженерное обустройство (водо- и электроснабжение, обеспечение связью, строительство и ремонт дорог и др.) — до 50% фактических затрат;

- материально-техническое оснащение — до 30% фактических затрат, включая уплату первоначального взноса по договору лизинга, но не более 1 млн р. на одно хозяйство;

- строительство, приобретение и реконструкцию производственных помещений, а также на покупку продуктивных сельскохозяйственных животных — до 30% фактических затрат, но не более 1 млн р. на одно хозяйство.

Предоставление государственной поддержки созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам должно было осуществляться при соблюдении следующих условий:

- наличие бизнес-плана развития хозяйства с обязательным сохранением профиля сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет с момента организации;

- наличие в составе членов хозяйства специалиста с сельскохозяйственным образованием или опытом работы в сельскохозяйственном производстве не менее трех лет.

Все эти меры позволили бы, по расчетам авторов программы, увеличить количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, со 145,7 тыс. ед. в 2006 г. до 170,0 тыс. ед. в 2012 г. Из федерального бюджета на эти цели планировалось выделить в 2008 г. — 4 500 млн р., в 2009 г. — 3 000 млн р., в 2010 г. — 3 000 млн р., в 2011 г. — 2 300 млн р., в 2012 г. — 2 300 млн р.

Однако принятая государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденная постановлением правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446, значительно отличается от проекта в части государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе.

Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств заключается лишь в субсидировании части затрат на уплату

Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57)

ЛИ. ГАРГОЛЛО

процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до двух лет — на пополнение оборотных средств и на срок до восьми лет — на обновление основных средств.

На наш взгляд, это придаст определенный импульс развитию фермерства, однако не реанимирует хозяйства, которые не осуществляли своей деятельности. И таких значительное число. Так, по данным проведенной сельскохозяйственной переписи 2006 г., на территории Читинской области было зарегистрировано 1 458 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них осуществляли деятельность только 305 хозяйств, или 21%. Остальные не вели сельскохозяйственную деятельность по причине отсутствия собственных средств. Стало быть, они и не смогут воспользоваться государственной поддержкой, так как не будут иметь возможности получить кредит.

В Читинской области принят закон «Об областной целевой программе "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Читинской области (2006-2012 годы)"» от 6 августа 2004 г. № 572-340, в соответствии с которым осуществляется государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств на территории области за счет средств регионального бюджета. Основные ее направления:

- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях, а также субсидирование затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

- субсидирование затрат на приобретение животноводческой продукции, семян высших репродукций, средств химизации, комбикормов;

- субсидирование затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур;

- субсидирование затрат на приобретение энергонасыщенных тракторов, комбайнов, оборудования, зернотоков; капитально-восстановительный ремонт техники; части затрат — на приобретение дизельного топлива, используемого при проведении сельскохозяйственных работ.

Особо необходимо остановиться на государственной поддержке производства животноводческой продукции. С 2006 г. в области введена ставка субсидии на теленка, достигшего шестимесячного возраста, полученного от искусственного осеменения, — 500 р., от вольной случки — 250 р. (в 2007 г. соответственно 700 и 350 р.). При принятии такой формы государственной поддержки преследовалось две цели: повышение продуктивности животных; легализация поголовья. Ни для кого не секрет, что поголовье животных, которое находится в крестьянских (фермерских) и в личных подсобных хозяйствах, учитывается лишь в похозяйственных книгах, которые ведутся в сельских поселениях и заполняются один раз в год при подворном обходе и опросе жителей. Статистические данные о поголовье животных в крестьянских (фермерских) и в личных подворных хозяйствах выводятся по определенной методике расчетным путем.

В результате вышеуказанной государственной поддержки в 2006 г. в Читинской области впервые, начиная с 2000 г., удалось стабилизировать численность поголовья КРС, темп роста которого по сравнению с 2005 г. составил 100,7%. Выполнен контрольный показатель по производству молока, установленный соглашением между администрацией Читинской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Контрольный показатель 2,2% к уровню 2005 г. фактически составил 4,3%.

Надо отметить, что кроме вышеперечисленных видов государственной поддержки в 2000 г. в области создан лизинговый фонд для приобретения племенных животных, за счет которого в период с 2001 по 2006 г. через уполномоченную организацию — ФГУП «Читинское» было приобретено скота различных пород в количестве: свиней — 2 543 головы, КРС — 1 803 головы, овец — 3 814 голов, коз — 1 913 голов. Размер лизингового фонда для приобретения племенных животных составляет 78,3 млн р., рассрочка платежа — пять лет, первоначальный взнос по лизингу — 10% стоимости животного. Крестьянские (фермерские) хозяйства Читинского, При-

Известия ИГЭА. 2008. № 1 (57)

аргунского, Нерчинского и ряда других районов области пользуются такой формой государственной поддержки.

В 2002 г. в области создан областной лизинговый фонд по обеспечению сельхозпроизводителей техникой и оборудованием. Размер данного фонда составляет 364,6 млн р. Лизинговой компанией в области является ОАО «ЧитарегионОПР», имеющее в уставном капитале более 90% акций, принадлежащих Читинской области. За период существования фонда поставлено по лизингу 100 тракторов, 55 зерноуборочных комбайнов, 30 автомобилей. Около 40% фонда ежегодно направляется на приобретение запасных частей, узлов и агрегатов для сельскохозяйственной техники, которые, в соответствии с принятым порядком, предоставляются к началу сезонных полевых работ в рассрочку с условием оплаты до конца текущего года. Техника же предоставляется с рассрочкой на срок амортизации, первоначальный взнос — 25-30% ее стоимости, включая расходы на транспортировку, страхование, предпродажную подготовку и т.д.

Следует отметить, что с введением кредитования с субсидированием процентной ставки на обновление техники сроком на пять лет многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств начали брать кредиты банка, не отвергая возможностей лизинга.

Проблемным в области остается формирование инфраструктуры (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и др.) по причине предельной (15%) дефицитности областного бюджета и отсутствия средств в муниципальных бюджетах. Информационно-консультационное обслуживание крестьянских (фермерских) хозяйств развито слабо, что объясняется не только материальными причинами, но и инертностью и низкой квалификацией кадров в районных органах управления сельским хозяйством. В целях поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств следует систематически обеспечивать их владельцев информацией о способах эффективного ведения хозяйства, пропагандировать передовой опыт работы, проводить для них необходимые консультации с работниками сельскохозяйственных предприятий, ветуч-реждений и представителями администрации.

Е.М. НАУМОВА

аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

ВОПРОСЫ УЧЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИИ В УПРАВЛЕНИИ БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ

Организация и ведение производственной деятельности на территории с экологическими ограничениями приводят к увеличению затрат на продукцию, производимую в регионе, и ее удорожанию. Это снижает конкурентоспособность данного региона по сравнению с другими регионами России и усиливает кризисные процессы в экономике территорий, имеющих экологические ограничения. Отсутствие экономической оценки природных ресурсов региона ведет к принятию необдуманных решений по их использованию, что наносит непоправимый вред окружающей среде. Поэтому необходимо совершенствование методов управления природопользованием на муниципальном и региональном уровнях, чтобы в ближайшее время такие

территории получили стабильно устойчивое эколого-экономическое развитие1.

Для этого требуется реформирование местного самоуправления и создание структуры, при которой муниципальные власти, призванные принимать управленческие решения, будут нести полную ответственность за качество их исполнения, а также за разработку и проведение экономической политики на местах.

Анализ состояния территории и применения новых методов управления природопользованием произведен автором на примере муниципального образования «Кабанское» Республики Бурятия.

На территории данной республики действуют законодательно установленные эко-

© Е.М. Наумова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.