ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЗИНГА, КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА
А.В. КОЛОБЕКОВ,
аспирант,
кафедра экономической теории и коммерции, Пятигорский государственный технологический университет, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. 40 лет Октября, д. 56
В статье исследуется процесс социально-экономического развития. Нельзя не отметить роль агропромышленного комплекса, являющегося базовой отраслью национального хозяйства РФ. Как показывает многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой, одной из эффективных мер по вывода аграрного сектора из кризиса является организация лизинговой деятельности. Однако ее многочисленные преимущества могут быть задействованы в полной мере, только если деятельность всех участников лизинга построена на принципах конкурентной борьбы. Российский рынок лизинговых услуг в сельском хозяйстве сегодня фактически регулируется административно, то есть государство, а не рыночные механизмы, определяет его развитие, объемы и качество предлагаемых лизинговых услуг, что безусловно является актуальным для исследования.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; региональная экономика; устойчивое развитие; инструменты инвестирования; агролизинг.
Process of social and economic development is investigated. It is necessary to note agriculture being a key economic branch of a national economy of the Russian Federation. As shows long-term experiment of the countries with the developed market economy, one of effectual measures on a conclusion of agrarian sector from crisis is the organisation of leasing activity. However its numerous advantages can be involved to the full, only if activity of all participants of leasing is constructed on principles of competitive struggle. The Russian market of leasing services in agriculture is actually regulated today administratively, that is the state, instead of market mechanisms defines its development, volumes and quality of offered leasing services that certainly is actual for research.
Keywords: agriculture; regional economy; sustainable development; investment tools; agroleasing.
Коды классификатора JEL: Q18, R11.
Агропромышленный комплекс в России за последние годы пережил значительные преобразования, которые в значительной степени негативно сказались на производственном потенциале отрасли.
© А.В. Колобеков, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
Как показывает многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой, одной из эффективных мер по выводу аграрного сектора из кризиса является организация лизинговой деятельности.
Значимость лизинговых услуг состоит в том, что применение их в хозяйственной практике позволяет сельхозпроизводителям с ограниченным капиталом иметь доступ к новейшим средствам производства, разработкам и технологиям. При использовании лизингового механизма имеющиеся у сельхозпроизводителей денежные средства можно направить, например, на закупку необходимых запасных частей, топливо-смазочных материалов, а лизинговые выплаты осуществлять из прибыли, полученной в результате эксплуатации лизингуемой техники.
Эффективность воздействия агролизинга на экономику сельского хозяйства выражается в том, что одновременно активизируются инвестиции частного капитала в сферу производства, улучшается финансовое состояние непосредственных товаропроизводителей и повышается конкурентоспособность отечественных средств производства. Сложные экономические условия, в которых осуществляется переход к рынку в АПК, технологическая дезинтеграция и разрыв хозяйственных связей между поставщиками СНГ (более трети предприятий-изготовителей техники и оборудования находятся за пределами страны), жесточайшая инфляция, сопровождающаяся резким спадом производства, еще более обостряют и актуализируют проблему поиска эффективных способов внедрения агролизинга в экономику [2].
Одна из наиболее значимых проблем заключается в том, что существующая сегодня система выделения льготных государственных средств определенной компании создает серьезные препятствия развитию конкуренции на рынке лизинговых услуг. Государственной компании создаются преимущества, которые делают невозможным коммерческий лизинг. Сегодня лизинг с участием государства занимает абсолютно доминирующее положение на рынке. По данным ассоциации «Рослизинг», более 80% лизинговых сделок в сельском хозяйстве страны приходится на федеральные и региональные программы государственного лизинга.
Мировая практика показывает: лизинг может быть эффективным механизмом финансирования инвестиций в основные фонды. Однако его многочисленные преимущества могут быть задействованы в полной мере, только если деятельность всех участников лизинга построена на принципах конкурентной борьбы. Российский рынок лизинговых услуг в сельском хозяйстве сегодня фактически регулируется административно. То есть государство, а не рыночные механизмы, определяет его развитие, объемы и качество предлагаемых лизинговых услуг [1].
Ключевой аспект реформирования существующей системы заключается в отказе от схемы предоставления льготного государственного финансирования одной компании. Предлагается создать лизинговый фонд, средства которого будут распределяться между несколькими коммерческими лизинговыми компаниями, отбираемыми на основе открытого конкурса. Государство в таком случае будет являться лишь источником внешнего финансирования для лизинговых компаний, а в остальном организация лизинговой деятельности будет соответствовать классическим принципам.
Все средства должны выделяться исключительно на возвратной основе, как в случае обычного целевого кредита (с определением срока, годовой процентной ставки, требований по гарантийному обеспечению и т.д.). Следует также предусмотреть установление на законодательном уровне временных сроков и объемов
предоставляемого финансирования, а также темпов постепенного сокращения выделяемых государственных средств, тем самым стимулируя лизинговые компании увеличить долю финансирования из негосударственных источников.
Распределение средств между лизинговыми компаниями может осуществляется на пропорциональной основе в соответствии с реальными объемами полученных заявок от лизингополучателей, а также согласно прогнозам Минсельхозпрода РФ по каждому региону. Если эффективный спрос превышает объем выделяемых средств, размер «недофинансирования» должен быть одинаков для всех участвующих компаний. Ежегодные объемы поступивших заявок и выделяемого финансирования публикуются в сети Интернет и в открытой печати. В этом случае каждая компания сможет проверить правильность расчетов, что позволит обеспечить полную прозрачность схемы. Следует проводить постоянный мониторинг деятельности компаний с их ежегодной аттестацией. Основными показателями для оценки эффективности могут быть выполнение заявленных планов по объемам заключения сделок и стабильность возврата средств в бюджет.
Предполагается, что применение данной схемы позволит адресовать многие недостатки федеральной лизинговой программы (и региональных лизинговых программ аналогичных федеральной) и создать более благоприятные условия для развития конкурентного лизингового рынка в отечественном сельском хозяйстве.
Возможным негативным эффектом использования такой схемы в краткосрочном периоде может стать повышение процентных ставок по лизингу в сравнении, например, с существующими условиями федеральной лизинговой программы. С отказом от государственных лизинговых программ в долгосрочной перспективе следует предусмотреть постепенный переход на другие формы государственной поддержки аграрного сектора. Помимо лизинга существует достаточно других инструментов государственной поддержки. Более того, можно разработать различные варианты «связывания» лизинга и других форм государственной политики (особенно на региональном уровне). Одно из главных преимуществ лизингового механизма заключается в обеспечении целевого расходования средств. Связывание адресной государственной поддержки сельхозпроизводителей с финансированием приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования через лизинг может быть эффективным инструментом, обеспечивающим целевое расходование средств.
По оценке Минсельхозпрода РФ, для оснащения крестьянских хозяйств необходимой техникой требуется не менее 19 млрд долл. Это открывает хорошие перспективы как для отечественных, так и для зарубежных лизинговых компаний, для развития рынка лизинга. (Вместе с тем, пока федеральное правительство уделяет явно недостаточное внимание этим проблемам.)
В настоящий момент объем лизинговых услуг еще не отвечает реальным потребностям предприятий АПК в совершенствовании их технического парка. Вообще среди существующих лизинговых компаний нет таких, которые специализировались бы только на оказании услуг АПК. Сельскохозяйственная техника входит в стандартный набор оборудования, предоставляемого в лизинг. Это достаточно серьезное препятствие для развития агролизинга, поскольку интересы предприятий АПК учитываются лишь частично.
Реализация лизинговых схем в АПК требует обязательного участия банковского капитала, это необходимо не только для привлечения дополнительных денежных средств, но и для обеспечения высокого уровня гарантий.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
Лизинговая схема, соответственно, может иметь следующий вид (рис. 1).
Рис. 1. Схема лизинга
Схема предусматривает:
♦ выдачу банковской гарантии;
♦ кредит;
♦ оплату кредита;
♦ поставки оборудования (другой техники);
♦ растаможивание оборудования;
♦ страхование оборудования;
♦ комиссионное вознаграждение за выдачу банковской гарантии;
♦ оплату лизинговых платежей.
В качества банка-гаранта предпочтителен Сбербанк (в Татарстане и «Ак Барс банк»), банки, обладающие не только надежной репутацией, но и значительными финансовыми возможностями. С их участием можно строить схемы на основе кредитной линии, ускоряющей заключение новых сделок и увеличивающей число клиентов лизинговой компании. Этому способствует и широкая корреспондентская сеть этих банков. Она может быть активно использована и в тех случаях, когда производители сельскохозяйственной техники находятся в других странах [3].
По схеме агролизинга лизингополучатель предоставляет документы, позволяющие лизинговой компании и банку оценить финансовое положение клиента. При положительном заключении лизингополучатель приглашается для окончательного согласования условий и подписания лизингового договора. Таможенные формальности осуществляются лизингополучателем, но и в данном случае банк может оказывать дополнительную помощь. Обязательным условием реализации лизинговых договоров в АПК является участие в них страховой организации. Именно слабое развитие страхования в российской экономике — одна из основных причин неразвитости агролизинга, как и вообще инвестиционной деятельности, особенно деятельности, связанной с привлечением иностранного капитала и иностранных организаций.
Схема предусматривает включение в нее и государственного органа в качестве гаранта и (или) прямого инвестора. Без государственной поддержки агро-
предприятиям, даже при использовании таких лизинговых схем, добиться положительных результатов трудно.
Важнейшей проблемой государственной поддержки агролизинга является освобождение от таможенных платежей продукции, закупаемой для лизинговых сделок в АПК за счет средств федерального бюджета. При отсутствии отечественных аналогов техники необходимо освобождать от уплаты таможенных платежей (таможенного оформления, таможенной пошлины), других платежей по импорту (резервный депозит, НДС) импортную продукцию, поступающую на цели развития АПК. В противном случае ее цена становится недоступной, уменьшаются объемы закупок, они «замораживаются» на длительное время.
В связи с этим в нормативно-правовых актах, регулирующих импорт в Россию, необходимы соответствующие оговорки, позволяющие исключать эти платежи.
РФ предлагает снизить (до 50%) и железнодорожные тарифы при транспортировке сельскохозяйственной техники, поставляемой в лизинг за счет средств федерального бюджета, и внести соответствующие изменения в Транспортный устав железных дорог РФ. На сельскохозяйственную технику, поставляемую в лизинг, по мнению Минсельхозпрода, «должны быть разработаны нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимые виды сервисных услуг, начиная от предпродажной подготовки техники, до обеспечения ее работы на весь амортизационный срок» [2].
Необходимы изменения в налоговом законодательстве, способствующие привлечению инвестиций в лизинг для реализации программ по производству сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и по приоритетным направлениям развития АПК, с участием страховых компаний, для страхования этих инвестиций. Особое место в агролизинге должна занять передача в лизинг частично изношенного, универсального металлообрабатывающего оборудования крупных машиностроительных заводов для организации в непосредственной близости от сельскохозяйственных предприятий пунктов технического обслуживания, малого и среднего ремонта сельскохозяйственной техники. Это позволит сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам отказаться от приобретения через ряд перекупщиков дорогостоящих запасных частей, в короткие сроки осуществлять модернизацию сельскохозяйственной техники и инвентаря. Часть оборудования может быть успешно использована не только для нужд сельского хозяйства, но и других хозяйственных нужд. Лизинговые платежи в этом случае возможны и в виде натуральной сельскохозяйственной продукции.
При условии сохранения существующих темпов развития аграрного сектора экономики России она в состоянии увеличивать экспорт прежде всего зерна. В такой ситуации за импортную технику лизинговые платежи также могут погашаться продукцией сельхозпроизводителей. Пока же во многих сделках вместо рассрочки в платежах заказчик вынужден сразу оплачивать полную стоимость техники (оборудования) без участия банков. Это далеко от лизинга. Единственное, что роднит такие сделки с лизинговыми, — возможность выкупа оборудования по окончании срока договора. Вместе с тем, лизинговыми фирмами вместо лизинга практикуется рентинг — краткосрочный прокат, при котором предприятиям, нуждающимся в разовом использовании тех или иных видов машин и оборудования, за 30-40% их восстановительной стоимости такая возможность предоставляется. Анализ лизинговых операций в АПК позволяет делать вывод о необходимости разработки и реализации крупномасштабной программы развития лизинга.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
Развитие лизинга в АПК, разумеется, не является единственным направлением этого вида инвестиционной деятельности в регионах России. Хорошие перспективы имеет лизинг в авиационной, автомобилестроительной и ряде других отраслей. В то же время в любом случае это развитие лизинговой деятельности должно быть программируемым процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Левкович, А.О. Формирование рынка лизинговых услуг / А.О. Левкович. — М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2008.
2. О мерах по совершенствованию системы поддержки АПК [Электронный ресурс] / Департамент экономики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. — Режим доступа: http:// windows.sitek.net/ -leasing/.
3. Семина, Н.С. Организационно-экономические основы развития лизинга в системе регионального агропромышленного комплекса / Н.С. Семина. — Челябинск, 2008.