Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ»

информационно - аналитический отдел.

• Начать разработку нормативной базы для лоббирования.

Денисова А.А. студент магистратуры 2 курса факультет «Государственного и муниципального управления»

Уральский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ Россия, г. Екатеринбург ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Институционализация лоббизма характеризуется проведением демократических преобразований и развитием гражданского общества в России. В итоге, после различных экономических и социально-политических реформ на уровне федерации, на муниципальном уровне стали активно появляться различные группы интересов и общественные объединения, которые интенсивно используют в своей деятельности лоббистские технологии. Кроме того, расширение политических свобод поспособствовало увеличению количества лоббистских групп и позволило более активно применять технологии давления на власть.

В пользу того, что лоббистская деятельность на муниципальном уровне действительно имеет место быть и функционирует, говорит то, что действует множество различных групп интересов, реализуется представительство интересов в органах муниципальной власти (например, представители крупных торговых предприятий, строительное лобби в Екатеринбургской Городской Думе).

В результате исследования степени развития лоббизма в рамках складывавшегося городского режима были выявлены следующие проблемы:

1. Не способствование «прозрачности» лоббистской деятельности.

При принятии какого-либо решения органы муниципальной власти

инициируют создание рабочих групп для проведения предварительной экспертизы с целью подготовки и доведения до сведения должностных лиц, принимающих решения, аргументированного отчета по рассматриваемому вопросу (например, пилотный проект платного парковочного пространства в г. Екатеринбурге). Эта задача выполняется некоммерческими организациями, которые зачастую финансируются заинтересованными группами. Они лоббируют свои интересы, воздействуя на сотрудников организации, либо участвуя в работе группы напрямую. Это препятствует объективной экспертной оценке ситуации, в которой нуждаются представители власти для принятия правильного решения.

2. Активное использование СМИ и воздействие на общественное мнение.

Нет сомнений, что процесс перераспределения информационного пространства идет при активном участии бизнеса. СМИ все чаще становятся

ареной ожесточенных баталий лоббистов, где происходит лоббирование экономических и политических интересов в форме заказных материалов (например, «Четвертый канал», «ОТВ»). Через специально организованные кампании в СМИ группы давления добиваются необходимого понимания и формирования у общественности и депутатов определенных установок. Кроме того, организуют митинги, акции протеста, вручают депутатам петиции.

В ряде случаев «интересы» некоторых экономически сильных лоббистов доминируют в прессе и на телевидении и, как показывает опыт, в случаях несовпадения интересов групп и власти, последняя ведет борьбу на информационном поле.

3. Добровольно-принудительная благотворительность.

Муниципальные органы власти (а также отдельно взятые чиновники)

укрепляют свои политические позиции, когда эффективно решают задачи социально-экономического развития города в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. Таким образом, чиновникам зачастую выгодно предоставлять выгодные условия для ведения предпринимательской деятельности в обмен на софинансирование различных городских социальных программ. Однако данное положение вещей увеличивает финансовую нагрузку на предпринимательские структуры, которые представляют лоббисты, и грозит снижением рентабельности бизнеса.

4. Необразованность малого бизнеса.

Малый бизнес пока не имеет достаточных возможностей и ресурсов для эффективного лоббирования своих интересов в структурах муниципальной власти. В отсутствие прозрачных правил игры малый бизнес не понимает, каким способом он может заставить власть учесть его интересы, и для успешного ведения своей деятельности, а порою просто с целью «выживания», вынужден прибегать к коррупционным схемам. Кроме того, некоторые представители малого бизнеса просто не знают своих прав и обязанностей.

5. Отсутствие законодательства, регулирующего лоббистскую деятельность на федеральном уровне.

Ввиду отсутствия специального закона о лоббизме, процесс лоббирования интересов представляется недостаточно прозрачным, тем самым увеличивается риск коррупции в муниципальных органах. Также, наблюдается ограниченность механизмов воздействия на органы власти для общественных объединений и отдельных граждан.

Нам кажется, что институционализация лоббизма в рамках организаций, которые лоббируют интересы бизнеса в муниципальных органах власти позволит обеспечить баланс противоречивых интересов в обществе. В связи с этим, представляется нужным выделить основные направления лоббистской деятельности на муниципальном уровне.

Если рассматривать вопрос добровольной благотворительности, то бизнес, который финансирует социальную сферу, не всегда удовлетворен

тем, как местные органы власти расходуют бюджетные средства на социальную сферу. В связи с этим, актуальной задачей становится выстраивание жестко упорядоченных отношений между заинтересованными сторонами в определении приоритетов социальной политики, в которых бизнес может принять активное участие. Взаимодействие представителей бизнеса и органов местной власти может либо поддерживать иждивенческие настроения и бюрократизм в отношениях с местной властью, либо управлять социальной сферой на основе принципов эффективного управления.

Что касается возможного правового регулирования лоббизма, то оно позволило бы:

1) Уменьшить коррумпированность власти при помощи повышения прозрачности процесса продвижения интересов группами давления;

2) Встроить лоббистскую деятельность в систему муниципальной власти, и тем самым создать дополнительный инструмент защиты интересов граждан;

3) Организовать систему контроля представителей власти и населения за действиями групп давления.

По всей вероятности, дальнейшее развитие лоббистской деятельности в муниципальных образованиях будет происходить в направлении консолидированных действий групп давления на процесс принятия представителями власти управленческих решений. Основа для этого постепенно закладывается, лоббизм все более воспринимается не как средство прикрытия коррупции, а как объективно действующий управленческий процесс, направленный на сбалансирование экономических интересов муниципальной власти и представителей бизнеса, выступающих в качестве групп давления.

Комплекс перечисленных факторов, способствующих легализации лоббизма в качестве одного из важных элементов управления принятием государственных решений, позволяет прогнозировать стремительное развитие официальных компаний и фирм, специализирующихся на оказании лоббистских услуг агентам рынка в органах исполнительной и законодательной власти, создании диверсифицированной сети собственных лоббистских подразделений в корпоративном секторе с качественно измененными по сравнению с нынешними методами, формами и средствами лоббистской работы. По всей вероятности, как показывает американский опыт, значительный отряд сегодняшних "теневых" лоббистов из правительственных исполнительных структур, законодательных органов, психологически будут более подготовлены к открытому и гласному взаимодействию с лоббистскими группами интересов. Это не сможет не сказаться на повышении динамики оперативной работы структур исполнительной и законодательной власти, а значит и на качестве принятия государственных управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.