Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КРАСОК, ЛАКОВ, ЭМАЛЕЙ И АНАЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КРАСОК, ЛАКОВ, ЭМАЛЕЙ И АНАЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / ОНЛАЙН-БИЗНЕС / ДИРЕКТ-КАНАЛЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ / ТАРГЕТИРОВАННАЯ И НАТИВНАЯ РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялунина Е.Н., Пиминова П.Д.

В условиях трансформации национальной экономики отечественные предприятия повышают уровень конкурентоспособности за счет эффективного использования совокупного потенциала хозяйствующего субъекта и внедрения инноваций в технологический процесс выпуска готовой продукции. Практическая значимость внедрения инноваций выражена в выпуске конкурентоспособной продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей, что является индикатором для развития отрасли и улучшения социально-экономического положения национальной экономики. В теории и практике существует ряд подходов, регламентирующих повышение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, но выбор определенного подхода зависит от влияния внешних, внутренних факторов и имеющегося ресурсного подхода. Исходя из стратегической цели предприятия и выбирают подход в повышении уровня конкурентоспособности, в частности если предприятия стремятся выйти на новые рынки, то оценивают собственный ресурсный потенциал, определяют уровень конкурентоспособности продукции, вырабатывают мероприятия по реализации обозначенных задач. В данной статье рассмотрены подходы к повышению уровня конкурентоспособности предприятий-производителей лакокрасочных изделий в условиях санкционного давления поставщиков сырья и необходимости импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND DIRECTIONS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF DOMESTIC PRODUCTION OF PAINTS, VARNISHES, ENAMELS AND SIMILAR MATERIALS UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

In the context of the transformation of the national economy, domestic enterprises increase the level of competitiveness through the effective use of the aggregate potential of the economic entity and the introduction of innovations in the technological process of the production of finished products. The practical significance of innovation is expressed in the production of competitive products that meet the needs of consumers, which is an indicator for the development of the industry and the improvement of the socio-economic situation of the national economy.. In theory and practice, there are a number of approaches regulating the increase in the level of competitiveness of industrial enterprises, but the choice of a certain approach depends on the influence of external, internal factors and the available resource approach. Based on the strategic goal of the enterprise, they choose an approach to increasing the level of competitiveness, in particular, if enterprises seek to enter new markets, they assess their own resource potential, determine the level of competitiveness of products, and develop measures to implement the designated tasks. This article discusses approaches to improving the competitiveness of paint and varnish manufacturers under the conditions of sanctions pressure from suppliers of raw materials and the need for import substitution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КРАСОК, ЛАКОВ, ЭМАЛЕЙ И АНАЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ»

EDN: GVLQHM

Е.Н. Ялунина - д.э.н., профессор кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, yalunina.1979@mail.ru,

E.N. Yalunina - doctor of economic sciences, professor of the department of competition law and antitrust regulation, Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russia;

П.Д. Пиминова - консультант по развитию ООО ЛКМ «РЕНОТОН», Екатеринбург, Россия,

P.D. Piminova - development consultant of LLC LCM "RENOTON", Yekaterinburg, Russia.

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

КРАСОК, ЛАКОВ, ЭМАЛЕЙ И АНАЛОГИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ PROBLEMS AND DIRECTIONS OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF DOMESTIC PRODUCTION OF PAINTS, VARNISHES, ENAMELS AND SIMILAR MATERIALS UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS RESTRICTIONS

Аннотация. В условиях трансформации национальной экономики отечественные предприятия повышают уровень конкурентоспособности за счет эффективного использования совокупного потенциала хозяйствующего субъекта и внедрения инноваций в технологический процесс выпуска готовой продукции. Практическая значимость внедрения инноваций выражена в выпуске конкурентоспособной продукции, которая удовлетворяет запросы потребителей, что является индикатором для развития отрасли и улучшения социально-экономического положения национальной экономики. В теории и практике существует ряд подходов, регламентирующих повышение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий, но выбор определенного подхода зависит от влияния внешних, внутренних факторов и имеющегося ресурсного подхода. Исходя из стратегической цели предприятия и выбирают подход в повышении уровня конкурентоспособности, в частности если предприятия стремятся выйти на новые рынки, то оценивают собственный ресурсный потенциал, определяют уровень конкурентоспособности продукции, вырабатывают мероприятия по реализации обозначенных задач. В данной статье рассмотрены подходы к повышению уровня конкурентоспособности предприятий-производителей лакокрасочных изделий в условиях санкционного давления поставщиков сырья и необходимости импортозамещения.

Abstract. In the context of the transformation of the national economy, domestic enterprises increase the level of competitiveness through the effective use of the aggregate potential of the economic entity and the introduction of innovations in the technological process of the production of finished products. The practical significance of innovation is expressed in the production of competitive products that meet the needs of consumers, which is an indicator for the development of the industry and the improvement of the socio-economic situation of the national economy.. In theory and practice, there are a number of approaches regulating the increase in the level of competitiveness of industrial enterprises, but the choice of a certain approach depends on the influence of external, internal factors and the available resource approach. Based on the strategic goal of the enterprise, they choose an approach to increasing the level of competitiveness, in particular, if enterprises seek to enter new markets, they assess their own resource potential, determine the level of competitiveness of products, and develop measures to implement the designated tasks. This article discusses approaches to improving the competitiveness of paint and varnish manufacturers under the conditions of sanctions pressure from suppliers of raw materials and the need for import substitution.

Ключевые слова: конкурентоспособность, лакокрасочные изделия, санкционное давление, импортозамещение, параллельный импорт, онлайн-бизнес, директ-каналы персонализации, таргетированная и нативная реклама, социальная ответственность.

Keywords: competitiveness, paint and varnish products, sanctions pressure, import substitution, parallel import, online business, direct personalization channels, targeted and native advertising, social responsibility.

Мировая экономика в настоящее время находится в стадии трансформации, вопросы повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции, предприятия и в целом отрасли стали более значимы. Более того отечественным производителям необходимо достигать прогнозных показателей: объемы производства, качество выпускаемой продукции, среднюю зарплату работников предприятия по отношению к региону, обновление материально-технической базы, изменение матрицы контрагентов. Лакокрасочная промышленность является индикатором развития химической отрасли в целом. Рынок лакокрасочных изделий динамично развивается и усиливается конкуренция среди отечественных производителей. Разработка конкурентной стратегии для предприятий химической отрасли в настоящее время является необходимой. Для этого нами предлагается рассмотреть научную дефиницию с позиции специфики отрасли.

Конкурентоспособность как потенциал успешности в конкурентной борьбе рассматривается необходимым условием устойчивого поступательного развития хозяйствующего субъекта. Данное понятие развивается во времени, в связи с чем целесообразно рассмотреть современные подходы к определению данного понятия (таблица 1).

Таблица 1 - Современные подходы к определению понятия «конкурентоспособность предприятия [6]

Трактовка подхода Особенности подхода

Как характеристика факторов производства, совокупного потенциала, которыми располагает предприятие Комплексная характеристика факторов, без указания цели, зависима от других показателей

Как свойства конкурентоспособности товара, продукции Отождествление с конкурентоспособностью продукции, трактуется цель по наличию в производстве конкурентоспособной продукции, ведущей к победе в конкурентной борьбе

Как характеристика результатов деятельности предприятия, в т. ч. стоимости компании на рынке Подмена понятий, когда конкурентоспособность трактуется как эффективность. Целевой характер конкурентоспособности понимается как получение определённого экономического или финансового результата (прибыль), рост стоимости предприятия на рынке

Понимание конкурентоспособности многогранное и развивающееся во времени. Так, в современной трактовке конкурентоспособностью обозначает не только способность хозяйствующего субъекта результативно противодействовать факторам внешней и внутренней среды, препятствующим достижению данным субъектом

экономической деятельности его целей (рыночных, социальных, финансовых и др.), но и его способность конструктивно использовать имеющиеся информационные, коммуникационные, цифровые и компетентностные ресурсы, благодаря чему осуществлять эффективное позиционирование на всех стадиях жизненного цикла данного субъекта. Следовательно, для повышения конкурентоспособности предприятию необходимо действовать, исходя из результатов его SWOT-анализа.

Но в современных условиях этот традиционный подход оказывается недостаточен. Исследователи отмечают, что необходимо четко следовать тенденциям рынка, особенностям потребительского спроса [4], но фундаментальную важность приобретает смена самой парадигмы конкурентоспособности.

Потребность в этом на практическом уровне привела к разработке Плана развития конкуренции на 20212025 годы, вызванной, в том числе, обеспокоенностью усилением государственного протекционизма без качественных системных и институциональных положительных изменений в отраслях национальной экономики [7].

Государственная политика поддержки отечественного производителя при одновременном развитии внутристрановой конкуренции в условиях санкционной борьбы приобретает особое значение. Так, политика протекционизма применялась еще Петровскую эпоху (автор предложенной царю идеи экономист - И.Т. Посошков). Меры по развитию конкуренции среди отечественных производителей именно в настоящих санкцион-ных условиях изложены в Распоряжении Правительства РФ от 2.09.2021 № 2424 (в ред. от 13.07.2022) «О национальном плане развития конкуренции в РФ на 2021-2025 гг.» [1]. Среди задач данного Национального плана есть те, решение которых особенно касается отрасли производства лкм. Так, задача создания условий для развития конкуренции в сфере государственного оборонного заказа не может быть решена, если предприятия ОПК не получат качественных отечественных красок для своих изделий.

Очевидно, что односторонний подход - исключительно поддержка отечественного производителя -может снизить качество отечественных товаров, тем самым подорвав межстрановую конкурентоспособность российских производителей. Но как следует из Отчета Комитета Государственной Думы по защите конкуренции в 2021 - первом полугодии 2022 г., многие предложения граждан, относительно поддержки экономики в условиях санкционного давления, касаются именно повышения качества и доступности тех товаров рынка В2В, от которых зависит качество продукции для рынка В2С [10].

Специалисты настаивают на необходимости первоочередного повышения конкурентоспособности научных отечественных разработок, для чего требуется «перевести обсуждение вопроса о конкуренции в науке из политической плоскости, куда она начала скатываться, в научную» [9, с. 80]. Необходимы научные разработки в сфере технологии производства, логистики, маркетинга и др.

В контексте обозначенной проблемы данный подход применим к производству лакокрасочных материалов. Лакокрасочные материалы (лкм) представляют собой весьма широкий спектр композиционных составов, наносимых на отделываемые поверхности в жидком или порошкообразном виде. Особая роль лакокрасочных материалов в промышленности заключается в том, что практически ни одна твердая поверхность не обходится без обработки данными составами. Отсюда и необходимость наличия готовой продукции высокого качества, в достаточном количестве.

В настоящее время ситуация на рынке производства лакокрасочных материалов в РФ во многом определяется санкционными мерами недружественных стран. Вместе с тем в 2022 г. основной вклад в увеличение объема рынка лакокрасочных материалов в России вносила продукция именно российских производителей. В ходе нашего исследования выявили устойчивый спрос на лакокрасочные материалы немецкого производства. Потребитель оценивает высокое качество немецкой продукции на рынке, что подталкивает отечественного производителя внедрять инновационные решения в технологический процесс выпуска лакокрасочных материалов с целью получения конкурентных преимуществ для развития собственного бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации экономики поставили перед собой приоритетную задачу импортозамещения при реализации технологического процесса выпуска готовой продукции.

□ Декоративные покрытия ■ Технические материалы

□ Индустриальные лкм

Рисунок 1 - Структура продаж лакокрасочных материалов на российском рынке по итогам 2021 г., % [11]

Структура продаж лакокрасочным материалов в отчетном периоде (2021 год) представлена на диаграмме (рисунок 1). Таким образом, половинную долю рынка занимают декоративные покрытия, немного меньше - 40 % - индустриальные лакокрасочные материалы, и только 10% - технические лакокрасочные материалы. Это обусловливает товарные направления дальнейшего развития в производстве лакокрасочных материалов.

Структура рынка лакокрасочных материалов в РФ по производителям представлена на рисунке 2.

□ Tikkurila

■ AkzoNobel, Huntsman, Hempel

□ ТЕКС, НПКЯрли, Лакра, ABC Farben

Рисунок 2 - Структура рынка лакокрасочных материалов по производителям, % [11]

Отечественные производители лакокрасочных материалов занимают 57 % рынка, ситуация не так однозначна. Например, самым крупным участником российского рынка является ТЕКС, который на 100 % принадлежит финской Tikkurila. И в то же время Tikkurila, AkzoNobel, Huntsman, Hempel располагают собственными предприятиями в РФ: по три предприятия у двух первых, по два предприятия у двух последних [11].

В настоящее время во всех отраслях, использующих лакокрасочные материалы, доля продукции зарубежных производителей превышает долю отечественной продукции, нередко в разы (таблица 2).

Таблица 2 - Доли отечественных и зарубежных производителей лакокрасочных материалов по отраслям промышленности в 2020-2021 гг. [13]

Отрасль Доля отечественных производителей Доля зарубежных производителей Итого

Общеиндустриальные лкм 40 % 60 % 100 %

Лкм для мостостроения 30 % 70 % 100 %

Лкм для нефтегазовой отрасли 25 % 75 % 100 %

Лкм для подвижного состава 50 % 50 % 100 %

Судовые лкм 20 % 80 % 100 %

Прочие лкм для металлоконструкций 40 % 60 % 100 %

Таким образом, для преодоления этого положения необходимо активное импортозамещение. Переход производителей, например, в автопроме, в строительстве и других отраслях, на отечественные лакокрасочные материалы, дискуссионен. Одни эксперты утверждают, что импортозамещение проходит успешно, другие указывают на многочисленные трудности этого процесса и даже на его нецелесообразность.

В контексте вышеизложенного, специалисты автоконцернов указывают на большую сложность перехода ввиду того, что установленное весьма дорогостоящее оборудование разработано специально для работы с тем или иным поставщиком лкм: покрасочная камера поставляется производителем лакокрасочных материалов, и в ней может использоваться только один вид ЛКМ по определенной технологии [8]. Под каждый вид отечественных лакокрасочных материалов будет необходимо проектировать и создавать отдельное оборудование. Замена оборудования на предприятиях пройдет с высокими затратами, едва ли будет рентабельна. В условиях этих особенностей производственного цикла предприятия стремятся найти замену поставщикам из недружественных стран, но это в любом случае затратно.

В отраслях, применяемых лкм не на оборудовании, уход зарубежных производителей с российского рынка также порождает проблемы. Во-первых, все российские лаки и краски производятся с применением, как минимум, 3-5 % импортных добавок. Следовательно, в кратчайшие сроки необходимо наладить производство их замен. Во-вторых, поступление на российский рынок давно известных и доказавших свое качество красок (например, финских Tikkurila) возможно путем параллельного импорта, что существенно ее удорожает [12].

Предприятиям, использующим лакокрасочные материалы в производстве, технология которых не предъявляет таких специфических требований к лакокрасочным материалам, как автопром, не требуется менять покрасочное оборудование, а достаточно следить, чтобы состав отечественных красок был схож с ранее использованными европейскими, их качество предполагало гомогенность, укрывистость и др. Поэтому такие предприятия, подбирая аналоги на отечественном рынке, не теряют в качестве своей конечной продукции, а в цене даже выигрывают [5].

Кстати, если говорить о межстрановой ценовой конкуренции на рынке лакокрасочных материалов, то необходимо отметить: и за рубежом крупнейшие компании повышают цены на свою продукцию. Так, Sun Chemical - часть DIC Group, один крупнейших в мире поставщиков полиграфических красок и пигментов, материалов для печати упаковки и издательской продукции и для других отраслей промышленности, с 1.06.2022 г. объявил своим покупателям в странах Европы, Ближнего Востока и Африки (регион EMEA) об очередном повышении цен на весь ассортимент красок для печати упаковки, коммерческой листовой и трафаретной, а также на лаки, клеи и другие расходные материалы [14]. Повышение цен на лакокрасочные материалы на зарубежных рынках и угроза роста цен на отечественном рынке лакокрасочных материалов способствуют уравниванию положения в межстрановой ценовой конкуренции.

Примечателен также и следующий факт. В мае 2022 года Минпромторг России легализовал параллельный импорт, в том числе в отношении красителей и пигментов, необходимых для производства лакокрасочных материалов, но несмотря на это тенденция к замене официально запрещённых на ввоз компонентов производства лкм на доступны осталась доминирующей [13].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что хотя импортозамещение в производстве лкм характеризуется трудностями, но в целом возможно и перспективно. Только оно может обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, неутрату ее качества на рынке национальном.

Показательным в этом плане является и следующий факт. В связи с прекращением поставок химических компонентов европейскими и американскими поставщиками (Clariant, Solvay, Chemours, LyondellBasell Industries и др.) прогнозировалось падение отечественного рынка лкм на 10-15 %. Однако, по итогам 2021 г. в РФ рост продаж лкм вырос на 5 %, составив 108 млрд руб. [11].

В сложившихся реалиях рынка российские предприятия-производители лкм для приобретения конкурентоспособности могут подбирать меры, наиболее подходящие именно им.

Как правило, предприятием рекомендуются мероприятия следующих направлений:

- развитие ассортимента товаров и услуг;

- повышение конкурентоспособности за счет инновационности оборудования и технологий;

- оптимизация затрат;

- увеличение выручки за счет привлечения новых покупателей, выхода на новые рынки сбыта и др.

1) Но это общие направления. Специалисты же справедливо указывают: на современном рынке меняются конкурентная среда, специфика потребностей покупателей, актуализируется необходимость корректировать маркетинговые стратегии и подходы к взаимодействию с клиентами [2]. В связи с этим повышение конкурентоспособности возможно при следующих условиях:

2) предприятию необходимо улучшать клиентский опыт (customer experience):

а) качественный продукт должен сочетаться с высоким уровнем сервиса при его приобретении. Это и онлайн-бизнес, высокая скорость и надежность цифровых решений проблем клиентов (это требует совершенствования технологической инфраструктуры и экспертизы);

б) внимание к клиенту необходимо демонстрировать создание дополнительных ценностей: полезные цифровые сервисы, уникальный контент, призы, подарки, стикеры в соцсетях и другие опции, причем регулярные, креативные, востребованные клиентами. Они же за это создают предприятию паблисити, которое действеннее любой рекламы;

в) развивать директ-каналы персонализации в отношениях с корпоративными клиентами: SMS и e-mail рассылки, почтовые персонализированные рассылки, встречи, личные продажи, push-уведомления, телефонные звонки, адресная рассылка образцов, каталогов и иных промо-материалов;

2) предприятию необходимо знать о своих клиентах как можно больше:

а) собирать, анализировать и использовать данные о своих покупателях, сегментировать покупателей не только по определенным признакам (группам признаков), но и под определенные бизнес-задачи предприятия, что особенно актуально для процесса импортозамещения на предприятиях-производителях лкм;

б) применять таргетированную рекламу как инструмент направленности рекламного сообщения на строго определенную группу потребителей. Это, с одной стороны, требует высокого профессионализма создателей рекламы, с другой, экономит средства предприятия, направляемые на рекламу, что особенно важно в условиях ужесточения ценовой конкуренции производителей лкм;

3) активно использовать социальные сети и маркетплейс, то есть развивать социальную коммерцию:

а) разрабатывать нативную рекламу, создавать мини-приложения, интерактивные форматы, формировать механизмы для покупки товаров из контента (из постов и видео сразу перейти на карточку товара);

б) развивать имиджевое продвижение, например, указывать, чем именно предприятие-производитель лкм заменяет импортные аналоги, почему это рационально и служит если не улучшению, то поддержанию качества продукции;

4) повышать гибкость технологической инфраструктуры предприятии:

а) развивать гибкую IT-инфраструктуру сквозных технологий и интегрированных решений, благодаря которой становится возможным выстроить и автоматизировать сквозную аналитику результатов деятельности предприятия в отдельных сферах как обособленно, так и во взаимосвязи, оперативно принимать верные управленческие решения, оптимизировать процессы в режиме реального времени;

б) проводить или заказывать специалистам экспертизу качества применяемых на предприятии технологий;

5) подчеркивать свою социальную ответственность:

а) разрабатывать и реализовывать социальные проекты, особенно востребованные в текущем моменте;

6) уделять большое внимание природоохранным мероприятиям (что особенно важно для предприятий химической промышленности), переработке отходов производства, тары от лкм и др.

В целом можно отметить, что повышение конкурентоспособности производства отечественных лкм в условиях санкционного давления возможно при соблюдении следующих условий:

1) развивать импортозамещение и не возлагать особые надежды на параллельный импорт;

2) уделять первоочередное внимание конкурентоспособности научных разработок для химической промышленности в целом и производства лкм в частности: сырье, компоненты, технологии, логистика и др.;

3) отказаться от применения политики протекционизма в отношении отечественных производителей лакокрасочных материалов вне качественных системных и институциональных положительных изменений в отраслях национальной экономики; признать, что только комплексные меры позволят ускорить импортозаме-щение без ущерба для качества российских лкм;

4) учитывать тенденции современного рынка и уделять особое внимание инновациям в работе с потребителями: улучшать клиентский опыт, сегментировать покупателей под определенные бизнес-задачи предприятия, применять таргетированную рекламу активно использовать социальные сети и маркетплейс, то есть развивать социальную коммерцию повышать гибкость технологической инфраструктуры предприятии, проводить экспертизу качества применяемых на предприятии технологий, подчеркивать свою социальную ответственность перед покупателя, сотрудниками, обществом (природоохранные проекты и др.).

Таким образом, для повышения конкурентоспособности предприятия как процесса реализации им потенциала успешности в конкурентной борьбе как необходимого условия его устойчивого поступательного развития, предприятию необходимо ощущать современные тренды и действовать в их русле. Так, в настоящее время целесообразно действовать как хозяйствующий объект, успешно осуществляющий импортозамещение, применяющий для этого инновации, располагающий высоким научно -производственным потенциалом, социально-ответственный, наращивающий свой репутационный капитал, миссия которого - позитивный вклад в национальную экономику, испытывающую санкционное давление со стороны недружественных стран, успешно преодолевающий трудности настоящего момента.

Источники:

1. О национальном плане развития конкуренции в РФ на 2021-2025 гг. - Распоряжение Правительства РФ от 2.09.2021 № 2424, в ред. от 13.07.2022 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www. consultant.ru/documen1/cons_doc_ LAW_28399/, доступ СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 11.11.2022).

2. Алексеева И. Н. Как брендам конкурировать в новой реальности: пять ключевых направлений на 2022 г. Режим доступа: http://www.sostav.ru (Дата обращения: 11.11.2022).

3. Анализ рынка лакокрасочных материалов в России, влияние санкций 2022: максимальное 67 млрд. увеличение объема рынка. Режим доступа: http://www.vc.ru (Дата обращения: 11.11.2022).

4. Андруцкая О.М. Услышать потребителя // Лакокрасочные материалы и их применение. 2022. №»11. С.25-27.

5. Аржанова Я.И. Импортозамещение: производители рассказывают об успехах, неудачах и новых вызовах //Контур. 2022. 10.08.

6. Бабичев А.Б. Современное понимание конкурентоспособности предприятия / А.Б. Бабичев, Р.Х. Шаваев // Молодой ученый. 2022. № 1. С. 112-124.

7. Галиева Д.Ю. В экономику возвращают конкуренцию //Коммерсантъ. 2021. 9.09.

8. Евросоюз запрещает поставки в Россию лакокрасочных материалов и пигментов // Прайм. 2022. 13.04. // http://www.Prime.ru.

9. Козырев А.Н. Конкуренция в науке и «дорожные карты» в никуда // Цифровая экономика. 2022. №»17. С. 80-84.

10. Отчет о работе Комитета Государственной Думы по защите конкуренции 2021-2022 гг. - Режим доступа: http://www.komitet4-6.km. duma.gov.ru. (Дата обращения: 11.11.2022).

11. Скляров И.И. Грозит ли России дефицит лкм после ухода иностранных производителей // Экономика и жизнь. 2022. 15.11.

12. Слабиев А.А. «Будем заменять»: россиянам рассказали, подорожает ли краска после ухода Tikkurila // Секрет фирмы. 2022. 23.06.

13. Эксперты обсудили механизмы промышленной политики в химической отрасли // Ассоциация производителей, поставщиков и потребителей лкм. 2022. 1.11.

14. Sun Chemical повышает цены на краски, лаки, клеи с 1.06.2022 г. http://www. Publish.ru.

EDN: HYFXYZ

Т.В. Яровова - к.пед.н., доцент кафедры управления инновациями, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Одинцово, Россия, t.yarovova@odin.mgimo.ru,

T.V. Yarovova - candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of innovation management, Odintsovo branch of the Moscow state institute of international relations of the ministry of foreign affairs of Russia, Odintsovo, Russia;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.А. Бурба - магистрант, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Одинцово, Россия, Alex.burba@mail.ru,

A.A. Burba - undergraduate, Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Odintsovo, Russia.

ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА КИТАЯ RENEWABLE ENERGY SOURCES IN THE CONTEXT OF CHINA'S ENERGY SECTOR DEVELOPMENT

Аннотация. В данной статье анализируется развитие системы возобновляемых источников энергии в контексте зарубежного опыта достижения углеродной нейтральности. В последние десятилетия углеродная нейтральность стала краеугольной темой дискурса, посвященного дальнейшему развитию мирового энергетического сектора. Популярность этого вопроса связана с выходом на первый план экологической повестки: борьба с климатическими изменениями заставляют страны и компании пересматривать свой подход к использованию энергоресурсов.

Начиная с середины 40-х годов XX века наблюдается значительное увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа. Также в последние десятилетия фиксируется повышение среднемировой температуры атмосферы. По данным ООН указывает, что в период с 1880 по 2012 год среднемировая температура поднялась на 0,85 °C.

В начале 21 века все более и более актуальной становится тенденция перехода с нефтегазовой энергетики на водородную. В 2019 году Европейский союз утвердил концепцию «Зеленого курса» в целях уменьшения парниковых газов в атмосферу и снижения уровня загрязнения окружающей среды. К 2050 году ЕС собирается значительно развить возобновляемые источники энергии, заменяя уже имеющиеся углеводородные источники энергии. Годом позже появилась «Водородная стратегия ЕС», где делается акцент на достижение углеродной нейтральности и уменьшение зависимости от добываемых ископаемых, которые используются в производстве электроэнергии. Тренд перехода на водородную энергетику перенялся и странами, не состоящими в Европейском Союзе

К 2050 году ЕС собирается значительно развить возобновляемые источники энергии, заменяя уже имеющиеся углеводородные источники энергии. Годом позже появилась «Водородная стратегия ЕС», где делается акцент на достижение угле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.