Научная статья на тему 'Оценка динамики российского рынка лакокрасочных материалов'

Оценка динамики российского рынка лакокрасочных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3982
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА РЫНКА ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка динамики российского рынка лакокрасочных материалов»

12.30. ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Дайнеко С.С., аспирантка Национального института бизнеса (г.Москва) Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

В последние годы спрос на индустриальные лакокрасочные материалы в России существенно возрос. Этому способствовал экономический рост и техническое перевооружение в машиностроении, нефтегазовой, химической, металлургической и деревообрабатывающей отраслях промышленности.

Объем рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ), по разным оценкам, составляет около 800-900 тыс.т1, причем импортная продукция занимает около 20-25% рынка. По прогнозам ряда известных специалистов отрасли, в ближайшие 5 лет объем российского рынка ЛКМ увеличится по сравнению с современным уровнем не менее чем на 50%, составив около 1,5 млн. тонн.

Согласно оценкам компании ABARUS Market Research, объем российского рынка лакокрасочных материалов в 2006 г. равнялся приблизительно 950 тыс. тонн. В 2006 году лакокрасочной промышленностью страны было произведено 774,5 тыс. тонн материалов. Рост составил 10% по отношению к уровню 2005 года (702,2 тыс. тонн). За первый месяц 2007 года производство ЛКМ в России увеличилось на 73,6% по сравнению с январем 2006 года. При этом сегменты лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок на полимеризационных смолах росли активнее других. Производство этой продукции увеличилось в январе в 2 раза и достигло 3,8 тыс. тонн.

Характерной чертой современного состояния рынка ЛКМ является тот факт, что на фоне общего роста некоторые ведущие отечественные производители снижают темпы производства. К примеру, ЗАО «Эмпилс» произвел в прошлом году 105,7 тыс. тонн продукции по сравнению с 114,2 тыс. тонн в позапрошлом году. Причем падение продолжается уже второй год (в 2004 г. «Эмпилс» произвел 118,9 тыс. тонн). Компания «Русские краски» также снизила объемы производства - с

49,5 тыс. тонн до 42,3 тыс. тонн в 2006 году. Убывающая тенденция характерна и для таких предприятий, как ОАО «Лакокраска» и ОАО «Пигмент», объемы производства которых стабильно падают, начиная с 2002-

2003 гг. На этом фоне многие отечественные игроки второго эшелона активно наращивают обороты.

Эксперты отмечают, что экспансивное настроение крупнейших западных концернов может привести к дальнейшему ослаблению позиций российских предприятий, особенно в наиболее прогрессивных сегментах. Технологическая оснащенность отечественных предприятий существенно уступает западным игрокам. Уровень среднегодовой загруженности производственных мощностей крупных и средних предприятий лакокрасочной отрасли редко превышает 30%.

1 Оценки Symbol-Marketing

Структура и наполнение ассортимента лакокрасочных материалов на российском рынке определяются рядом основных факторов. На данный сегмент рынка в первую очередь влияют структура реальных потребностей, обеспеченных платежеспособным спросом; сырьевые возможности для производителей; технологические возможности; энергетические и транспортные расходы. На сегодняшний день доля индустриальных ЛКМ в общем объеме выпуска российской лакокрасочной продукции составляет около 30-40%. В структуре потребления данный продукт находится на втором месте — 24% от общего объема потребления. Первое место (55%) занимают материалы строительного назначения. Среди всех индустриальных ЛКМ на внутреннем рынке наиболее востребованными являются защитные лакокрасочные покрытия, включая койл-коутинг - 32% (80 тыс. тонн).

На основе исследования современного состояния и перспектив развития основных секторов российской экономики, потребляющих индустриальные ЛКМ (топливно-энергетического комплекса, судостроения и судоремонта, автотранспорта, железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства) можно сделать вывод, что средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ в ближайшие пять лет составят 3,0 % в год, а к 2010 году потребности рынка в данном виде ЛКМ возрастут до 97 тыс. тонн. Наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок, а самыми низкими будут темпы роста ЛКМ для строительства и ремонта мостов.

В настоящее время лакокрасочные материалы зарубежного производства представлены почти исключительно внутри верхнего ценового сегмента. Однако уже есть примеры (компания Tikkurila) продвижения западных компаний в наиболее востребованные нижний и средний ценовые сегменты. Подобные шаги способствуют обострению ценовой конкуренции в той части рынка лакокрасочных материалов, которая до сих пор оставалась за отечественными производителями. Если основным преимуществом зарубежных производителей ЛКМ является высокое качество товара, то для отечественных производителей таким фактором является более низкая цена.

Благоприятная ситуация, сложившаяся на российском рынке лакокрасочных материалов, привлекает внимание зарубежных производителей, активно стремящихся инвестировать средства для открытия собственных производств в России. За январь-июль 2006 года на российском рынке ЛКМ произошло пять слияний: создано совместное предприятие химического концерна DuPont и компании «Русские краски», ОАО «Русские краски» выкупило пакет акций «Ярославских красок», Tikkurila купила «Краски Текс» (г.Санкт-Петербург), в состав холдинга Helios (Словения) вошел ОАО «Одилак» (г.Одинцово, Московская обл.), в Москве создано совместное предприятие компании Tikkurila и фирмы Sto AG. Также следует отметить и существенное расширение дистрибьюторской сети ЗАО «Эмпилс», упорядочение работы российских дистрибьюторов «Акзо Нобель», открытие технического центра DuPont, организацию нового предприятия «Ко-рунд-Колор», а также планы DuPont и Berger Paints по организации новых заводов в России.

В период 2000-2006 гг. импортные поставки большинства видов красок и лаков, благодаря продолжающемуся росту спроса со стороны всех потребителей, традиционных для данных материалов, стабильно увеличивались. По мнению специалистов, доля им-

порта в общем объеме российского рынка ЛКМ со- личиваются, поскольку развивающиеся рынки стран

ставляет 25%. Однако в последние два года, включая СНГ охотно поглощают российскую лакокрасочную

2006 г. (ориентируясь на предварительные оценки продукцию средней и низкой ценовых категорий. Ос-

внешнеторговых операций), импорт прирастал не- новными рынками сбыта для России являются Казах-

большими темпами. Зато показатели экспорта РФ уве- стан (подавляющая доля), Украина и Узбекистан.

Схема 1

Динамика российского производства лакокрасочной промышленности по видам, 2001-2005гг., тонн.

Источник: Данные Росстата.

Растворители и смывки для лакокрасочных материалов Лакокрасочные материалы Лакокрасочные материалы прогрессивные Товары бытовой химии материалы лакокрасочные

Таблица 1

Выпуск и рыночная доля основных производителей ЛКМ в России. 2002-2005 гг. Источник: Данные системы «СПАРК».___________________________________________

Наименование компании Лакокрасочные материалы Доля рынка, %

2002 2003 2004 2005

РОССИЯ, всего тонн 632666

ЗАО «Эмпилс» 57025 70515 118924 114226 18,1

ОАО «Русские краски» 44663 39507 44862 49457 7,8

ОАО «ТД «ЗЛКЗ» 43968 43843 6,9

ОАО «Лакокраска» 53354 47413 47402 28129 4,4

ООО «Лакра-Синтез» 5819 16048 27426 4,3

ОАО «Пигмент» 22104 22309 21842 18846 3,0

ЗАО «Химик» 4220,5 9321,3 16101 17019 2,7

ЗАО «АВС Фарбен» 5187 9060 10224 16797 2,7

ОАО «Котовский ЛКЗ» 20744 22414 15447 13819 2,2

ОАО «Одилак» 20243 17474 15873 12755 2,0

ОАО «Шелангерский химзавод «Сай-вер» 8691 9737 11070 12610 2,0

ОАО «Завод «Ставбытхим» 11088 9569 10030 11429 1,8

ОАО «Невинномысский Азот» 909 933 10224 10735 1,7

ОАО «ЧХПО им. З.С.Цахилова» 44198 43645 30124 8990 1,4

ООО ЛЗ «Радуга» 6189 7372 8251 1,3

ООО «Добра-Краска» 622Q 7941 1,3

ЗАО «Акзо Нобель Декор» 3515,4 4Q37 7143 1,1

ОАО «Кронос СПБ» 4959 6845 8175 6623 1,0

ООО «Зом Диола» 4836 5462 5622 0,9

ООО «Мефферт Продакшн» 1523 5Q7Q 0,8

ЗАО «Электроизолит» 3653 4Q62 4323 4533 0,7

ЗАО «Эмлак» 3836 4376 0,7

ЗАО «Краски «Шебекиномел» 458 846 2138 4178 0,7

ООО «Уравлпром» 1272 3932 0,6

ОАО «Котласский химзавод» 2819 3187 2795 3838 0,6

В январе 2QQ7 года производство лаков и красок в России увеличилось на 73,6% по сравнению с январем 2QQ6 года. Самый высокий рост показал сегмент лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок на полимеризаци-онных смолах. Производство этой продукции увеличилось за месяц в 2 раза и достигло 3,8тыс.тонн2.

Выпуск водно-дисперсионных красок и грунтовок за отчетный период вырос на 94,2% до 9,4тыс.тонн; лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок на эфирах целлюлозы - на 10,9% и достигло 3,5тыс.тонн; эмалей, грунтовок, шпатлевок на конденсационных смолах - на Q,9% до 11,3тыс.тонн; олифы - на 4,7% до 888тыс.тонн.

Согласно официальным данным, на сегодняшний день в России насчитывается около 2QQ постоянно действующих производителей ЛКМ, а по оценкам экспертов рынка, общее число предприятий, фирм и частных предпринимателей, выпускающих лакокрасочную продукцию, составляет от 6Qq до 1,2 тыс3.

За последние пять лет на российский рынок проникло достаточно много новых игроков, которые выпускают продукцию под мировыми брендами на территории нашей страны. Общий объем выпуска продукции подобными предприятиями эксперты оценивают порядка 15% объема производства всех ЛКМ в России.

На рынке конвейерных ЛКМ для автопромышленности, общий объем которого составляет около 4Q тыс. тонн, работают лишь две ярославские компании -«Русские краски» и «Лакокраска» - а также Черкесское ХПО. Иностранные производители (PPG-Helios, DuPont, BASF, Akzo Nobel, Рижский ЛКЗ и Magyarlak) вместе удерживают 41% рынка. Практически все импортируемые ЛКМ - высокотехнологичный продукт, поэтому относятся к верхнему ценовому сегменту. Кроме того, в Россию ввозятся и основные компоненты для производства ЛКМ, цена на которые за прошлый год выросла на 5-2Q%. Согласно прогнозам агентства «Сгєоп», несмотря на тенденцию к увеличению доли водно-дисперсионных красок, в России к 2Q1Q году наибольший объем производства будет все принадлежать ЛКМ на органической основе (масляные, ал-кидные и др.). Согласно выводам «Сгєоп», средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ (к ним относятся и автомобильные покрытия) в ближайшие пять лет составят 3%, и к 2Q1Q году потребность рынка в них возрастет до 97 тыс. тонн.

В Таблице 1 представлена оценка рыночных долей производителей ЛКМ, сделанная на основе отраслевой статистики системы «СПАРК».

В настоящее время в большинстве сегментов российского рынка развернулась острая конкурентная

борьба между национальными производителями и иностранными компаниями. Причем в выигрыше, как правило, оказываются зарубежные производители. Причиной этому, в основном, служит серьезное научное, технологическое и техническое отставание отечественных производителей индустриальных ЛКМ от признанных мировых лидеров. Зарубежные компании, в том числе в форме СП, доминируют в таких областях, как автомобильные, судовые, порошковые ЛКМ, лаки ультрафиолетового отверждения, ЛКМ для рулонного металла (койл-коутинг). В то же время, из 300 отечественных компаний в вышеназванных сегментах представлены лишь 37 российских фирм.

Объем рынка лакокрасочных материалов, по разным оценкам, составляет около 800-900 тыс. т4, причем импортная продукция занимает около 20-25% рынка. Отечественные производители функционируют в достаточно сложной ситуации, поскольку продолжается активное освоение рынка иностранными производителями, работающими более эффективно.

Среди всех индустриальных ЛКМ на внутреннем рынке наиболее востребованными являются защитные лакокрасочные покрытия, включая койл-коутинг -32% (80 тыс. тонн). В структуре потребления защитных ЛКМ доля импорта оценивается на уровне 20-30%. В России наиболее широко используются покрытия для рулонного металла компании БАЭР, занимающие около 40% объемов поставки данных материалов.

На долю ЛКМ, применяющихся в деревообработке и в мебельной промышленности, приходится 26% (65 тыс. тонн в год) от общего объема потребления. На третьем месте - 24% (60 тыс. тонн) - находятся индустриальные ЛКМ для окрашивания транспорта, включая судо- и авиастроение, автомобильное и железнодорожное машиностроение. Десятую часть рынка (25 тыс. тонн.) занимают ЛКМ для дорожного строительства.

По данным компании «Сгеоп», две трети российского рынка индустриальных лакокрасочных материалов занимает продукция отечественных производителей. Треть индустриальных ЛКМ импортируется. Самая высокая доля импорта - 3/5 - в сегменте авторемонтных ЛКМ, наиболее технологичного вида индустриальных красок. В остальных секторах индустриальных ЛКМ отечественные производители доминируют, благодаря более низким ценам на продукцию и умеренным требованиям потребителей, предпочитающих недорогие, хотя и менее качественные материалы, дорогостоящим импортным.

Цены на импортные краски иногда в 3-5 раз выше, чем на краски отечественного производства, хотя это

2 Росстат

3 РосБизнесКонсалтинг

4 Оценки Symbol-Marketing

материалы разных типов, и сравнивать их сложно. различаться почти в 2 раза - от $ 1,5-2,5 до $ 5-8 за 1

Кроме того, в зависимости от класса лакокрасочной кг.

продукции цены даже у одного производителя могут

Таблица 2

Подробная структура производства лакокрасочной промышленности, 1995-2004 гг., тыс.тонн.

Источник: Данные Росстата ___________________

1995 2000 2001 2002 2003 2004

Пигменты белые - всего 14,9 13 17.2 19.9 17,8 15.5

в том числе цинковые белила 14.9 12.9 15.9 17.8 17.3 15.3

Лакокрасочные материалы - всего 579 575 628 606 597 698

в том числе:

эмали, грунтовки и шпатлевки на конденсационных смолах 157 2Q1 245 241 218 250

лаки на конденсационных смолах 146 148 171 160 161 180

лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на полимериза-ционных смолах 28 22,4 24,7 25 23,9 32,1

лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки на эфирах целлюлозы 66,5 58,3 56,1 50,4 56,9 52,4

растворители и смывки для лакокрасочных материалов 29,7 45,6 31,3 27,6 24,1 34,5

Спиртовые лаки и политуры 0,2 0,1 0,07 0,07 0,9 1,1

водоэмульсионные краски 15,7 11,2 24,3 27,7 41,3 63,3

густотертые масляные краски 3,6 4,4 4,3 5,3 3,9 8,8

жидкотертые масляные краски 66,5 43,5 45,7 40 42,5 45,6

Олифы 62,7 31,4 21,2 21,6 20,3 23,8

Более трети объема потребления ЛКМ индустриального назначения покрывается за счет импорта. В 2005 году в России было импортировано 85 тыс. тонн индустриальных ЛКМ.

Импорт ЛКМ для судостроения и судоремонта в 2005 году составил более 4,5 тыс. тонн. Самыми распространенными ЛКМ стали материалы производства компании Akzo Nobel (Нидерланды). Доля компании в объемах поставок в Россию данных покрытий составила свыше 50%. Чуть менее известными являются Hempel (Дания) и Jotun (Норвегия) - объемы их поставок находятся на уровне 20 % и 17 % соответственно.

За указанный период импорт защитных ЛКМ составил более 10 тыс. тонн. Основными импортерами этого сектора являются BASF (Германия), Teknos (Финляндия) и Akzo Nobel.

В свою очередь в 2005 году Россия экспортировала 35 тыс. тонн индустриальных ЛКМ, что составляет одну шестую от общего объема отечественного производства. Экспортируются преимущественно традиционные ЛКМ специального назначения, относящиеся к категории защитных: алкидные антикоррозионные

грунтовки, эмали на эпоксидной и хлорвиниловой основе. Основная доля продукции была экспортирована потребителям стран СНГ и Балтии.

Основными странами, наиболее активно импортирующими в последние четыре года в Россию лакокрасочную продукцию на основе акриловых и виниловых полимеров, выступают Германия, Словения, Франция и Австрия. В целом географическая структура поставок выглядит относительно равномерной.

Объемы экспорта виниловых и акриловых ЛКМ значительно уступают объему импорта. Начиная с 2002 года российские экспортеры «взяли планку» в 3 тыс. тонн в год, и держатся на этом уровне (за исключением падения поставок в 2004 году, сопровождавшегося ростом цены в этом году).

Поскольку на экспорт идет продукция нижнего ценового сегмента, рост экспортных цен данной категории ЛКМ вырос за последние годы незначительно, что не позволяет увеличить стоимость экспортного оборота.

Российская продукция экспортируется, в основном, в Казахстан и Украинку (в 2002 - I полугодии 2006г. в две эти страны было поставлено 6287,7 и 2413,4 тонн виниловых и акриловых ЛКМ). Это соответствует примерно 70% от общего объема экспорта.

Остальные 30% экспортных поставок приходится на другие страны СНГ и Балтии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика импорта лакокрасочных материалов на основе сложных полиэфиров характеризуется наличием двух этапов. Первый этап, с 1999 по 2003 год, отличался ежегодным приростом объемов импорта ускоренными темпами. Максимум импортных поставок пришелся на 2003 год, когда из-за рубежа было завезено 33 тыс. тонн данной продукции. Однако, в последние три года импорт сложнополиэфирных ЛКМ постепенно снижается (возможно, итоги 2006 года немного нарушат убывающую динамику).

Не исключено, что главной причиной падения объемов импорта стал резкий рост цен на данный вид ЛКМ (за последние три года рост цен составил 170%). Значимость ценового фактора, скорее всего, повлияла и на перелом динамики экспорта этой продукции.

Ведущими поставщиками на российский рынок сложнополиэфирных ЛКМ выступают такие европейские страны, как Германия, Швеция, Финляндия, а также Эстония.

Что касается экспорта данного вида ЛКМ, то снижение импортных поставок усилило дефицитное напряжение на растущем внутреннем потребительском рынке, и, начиная с 2004 года, ежегодно существенная потенциальная часть экспорта (приблизительно 8-10 тыс. тонн) поглощается отечественным спросом. Поэтому объемы экспорта стабильно снижаются, хотя с 1997 по

2004 год наблюдался рост, хотя и неравномерный.

Увеличению экспорта не способствует и динамика цен, которые растут очень невысокими темпами.

Основными государствами-получателями рассматриваемой категории ЛКМ являются Казахстан (страна, в которой уровень таможенных пошлин на лакокрасочную продукцию составляет 0%), и Узбекистан.

Лакокрасочная продукция на основе синтетических полимеров поставляется в Россию из-за рубежа практически ровными объемами. Небольшое снижение импорта в последние два года вызвано ростом цен, однако объемы падения импорта относительно невелики (примерно до 24 тыс. тонн в 2006г. по сравнению с

28,5 тыс. тонн в 2003г.), в то время как рост цен довольно существенный.

Лидером поставок в Россию красок и лаков на основе синтетических полимеров является Финляндия. Значительная роль на российском рынке ЛКМ отводится также Германии, Турции, Италии и Великобритании (одного из основных производителей индустриальных ЛКМ).

Динамика экспорта демонстрирует небольшой, и к тому же не очень уверенный рост. Тем более что по сравнению с импортом экспортные поставки лакокрасочной продукции на основе синтетических полимеров сравнительно невелики (наибольшие 9,6 тыс. тон

экспорта в 2005 году против 23,3тыс. тонн импорта в том же году).

Главным потребителем лакокрасочных материалов на основе синтетических полимеров, произведенных в России, выступает Казахстан. За последние четыре года Казахстан поглотил практически 53% от всего объема экспорта ЛКМ данного вида. За этот же период 18,7% экспорта пришлось на Украину.

Краски и лаки на основе химически модифицированных природных полимеров импортируются меньшими объемами по сравнению с вышеперечисленными видами ЛКМ. Последние три-четыре года объемы импорта стабильны и сохраняются на уровне 3-3,5тыс.тонн.

Импортные цены в 2004 году резко выросли на фоне достаточно спокойного периода 2000-2003гг.

Ведущим поставщиком красок и лаков на основе химически модифицированных природных полимеров в РФ в 2002-2006гг. была и остается Германия. Другими заметными импортерами являются Великобритания, Финляндия, Италия.

Что касается экспорта, то по сравнению с 1999г. объемы поставок выросли с 0,5тыс. тонн до 3,39тыс. тонн в 2005 году. Результаты первого полугодия 2006 года позволяют ожидать сохранения экспорт на этом же уровне.

Экспортные цены на данный вид лакокрасок не демонстрируют существенного роста. В первом полугодии 2006 года уровень цен практически соответствовал уровню 1999 года.

Также, как и в предыдущих разделах, Казахстан является ведущим получателем лакокрасочных мате-

риалов и данного вида. За период 2002-2006гг. на долю Казахстана пришлось почти 4,2тыс. тонн этой продукции. Литва импортировала из России 1,4тыс. тонн за тот же период, а Киргизия - 1,2тыс. тонн.

Поставки в Россию воднодисперсионных лакокрасочных материалов отличаются стабильностью. Рост импорта вырос с 15тыс. тонн в 1999г. до 44,4тыс. тонн в 2002г., и на этом объем импорта водных ЛКМ практически «заморозился».

Судя по тому, что уровень импортных цен на водные ЛКМ в этот период росли значительными темпами, а поставки сохранялись практически неизменными, потребность в данном виде лакокрасок на внутреннем рынке России в настоящее время высока.

Поставляют в Россию водные ЛКМ в первую очередь такие страны, как Германия, Финляндия, Франция, Швеция, Турция и Польша.

Экспорт из России водных лакокрасочных материалов растет стремительными темпами. В 1999 году было экспортировано 1,4тыс. тонн водных ЛКМ, а к 2005 году экспорт достиг уже 12,7тыс. тонн.

Экспортные цены на водные ЛКМ в последнее время стабильны, а в период с 1999 по 2002г. даже наблюдалось снижение, что, впрочем, не повлияло на стратегию отечественных экспортеров, стремящихся к увеличению экспортной активности.

Помимо традиционного потребителя российских ЛКМ Казахстана, другим заметным получателем на это раз выступает Эстония. За период с 2002 по 2006 год на эти две страны пришлось около 70% общего объема экспорта водных лакокрасочных материалов. Кроме Казахстана и Эстонии, водные ЛКМ поставляются также в Узбекистан, Киргизию и Украину, а также другие страны СНГ.

Грунтовки и шпатлевки для малярных работ поставляются на российский рынок с небольшим ежегодным увеличением. В 2005г. импорт этих материалов составил 212тыс. тонн, и ничто не предвещает снижения импортных поставок в дальнейшем.

Сохранению объемов импорта грунтовок и шпатлевок способствует и динамика импортных цен - начиная с 2001 года они практически не растут.

Подавляющая доля импорта на российский рынок грунтовок и шпатлевок приходится на Финляндию. Эта страна с 2002 по 2006 год поставила 67,7% всего импорта. За ней следуют республика Корея, Польша, Германия, и США с менее значительными результатами.

Экспортные поставки рассматриваемых материалов за последние четыре года не продемонстрировали тенденции к росту, динамика выглядит сдержанной. Экспортные цены также находятся практически на неизменном уровне.

Ведущие игроки российских экспортных операций в отношении грунтовок и шпатлевок - Казахстан и Таджикистан.

Потребление ЛКМ в России составляет приблизительно 5 кг на душу населения. Этот показатель существенно ниже среднего уровня потребления по европейским странам. В настоящее время в России производится около 2 тыс. наименований лакокрасочных материалов. При этом импортная продукция занимает 35-40% объема российского рынка. Вместе с тем емкость данного сегмента российского рынка строительных и отделочных материалов такова, что для полного покрытия всех потребностей страны все ещё недостаточно совместных усилий и отечественных и зарубежных производителей.

Структура и наполнение ассортимента лакокрасочных материалов на российском рынке определяются рядом основных факторов. На данный сегмент рынка в первую очередь влияют структура реальных потребностей, обеспеченных платежеспособным спросом; сырьевые возможности для производителей; технологические возможности; энергетические и транспортные расходы.

В 2005 году в России было выпущено около 200 тыс. тонн индустриальных красок. В общей структуре потребления ЛКМ на российском рынке доля этого вида лакокрасочных материалов составила 24%. Импорт ЛКМ индустриального назначения составил 85тыс. тонн, экспорт - 35 тыс. тонн, емкость рынка оценивается в 250тыс. тонн.

Наибольшую долю - 26% или 65 тыс. тонн (данные за

2005 год) - в потреблении индустриальных ЛКМ в России составляют материалы, используемые в деревообработке и мебельной промышленности. Потребление лакокрасочных материалов для окрашивания транспорта несколько ниже - 24% или 60 тыс. тонн. В том числе 40 тыс. тонн приходится на материалы для автомобильного транспорта, 10 тыс. тонн - на материалы для железнодорожного транспорта и по 5 тыс. тонн - для авиационной техники и судов.

В первом полугодии 2006 года в России было произведено 382,7 тыс. тонн ЛКМ. Это на 8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом более 50% продукции приходится на десять крупнейших производителей. Это ЗАО «Эмпилс», ООО «Краски Текс», ЗАО «ТД Загорский лакокрасочный завод», ОАО «Русские краски», ЗАО «АВС-Фарбен», ООО «Лакра-Синтез». По сравнению с первым полугодием 2005 года также увеличился и объем экспорта: на 14%, объем импорта вырос на 19%. ЛКМ из России экспортируются преимущественно в страны СНГ и бывшего СССР, наибольшие объемы приходились на Казахстан и Белоруссию. Импортируются ЛКМ в основном из Финляндии и Германии.

Несмотря на наметившуюся в последнее время тенденцию увеличения доли водно-дисперсионных красок, согласно экспертным прогнозам, к 2010 году наибольший объем производства будет все же принадлежать ЛКМ на органической основе. К 2010 году структура производства ЛКМ отечественными производителями, по мнению экспертов, будет отличаться от современной только сократившейся до 10% долей автомобильных ЛКМ и, напротив, несколько возросшими долями ЛКМ для мебели и промышленного использования (15% и 40% соответственно).

Для российского рынка ЛКМ по-прежнему характерно доминирование открытых рынков в общем объеме продаж среди всех доступных форматов торговли.

Основными потребителями ЛКМ в России всегда были строительство и промышленность. В последние годы ситуация изменилась - выросло бытовое потребление. Спрос в этом секторе рынка ЛКМ в первом полугодии 2004 года составил более 24% всего рынка.

Можно выделить две основные потребительские группы: это «профессионалы» (строители, руководители среднего и высшего звена в промышленных отраслях и т.п.) и «частники» (люди, покупающие ЛКМ для собственных нужд). При покупке ЛКМ первая группа чаще уделяет внимание качественным и практическим характеристикам продукта, на втором месте выбора стоит цена. Частники же больше руководствуются следующими критериями:

1) собственным опытом;

2) рекомендацией знакомых;

3) популярностью марки (известность, имидж, рек-ламируемость марки);

4) техническими показателями.

5) Таким образом, основные факторы, которые необходимо учитывать при продвижении ЛКМ, следующие:

6) специфика и сезонность потребления продукта, его дистрибуция (география и типы точек продаж);

7) наличие нескольких различных целевых групп покупателей;

8) конкуренция с импортными и отечественными марками лКм.

Лакокрасочная продукция относится к числу наиболее востребованных в строительстве материалов. Спрос на лакокрасочные материалы в последние годы характеризуется стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей - производителей мебели, машиностроителей и других.

Результаты исследований, проведенных агентством Symbol-Marketing, свидетельствуют о том, что наиболее востребованными среди потребителей являются такие виды лакокрасочных материалов, как водоэмульсионные краски, грунтовки, воднодисперсионные краски, эмали. Эти материалы используют более 90% организаций, занимающихся ремонтно-строительными работами. Среди потребителей-профессионалов (специалистов строительных, архитектурных и торговых организаций) наиболее популярна торговая марка Tikkurila, ее назвали 19,7% участников исследования. Второе и третье места по известности среди профессиональных потребителей занимают отечественные марки «Ярославские краски» (11,7%) и «Ореол» (7,3%). На четвертой позиции оказалась немецкая Dufa.

Изучение приверженности профессиональных потребителей лаков и красок отечественной и зарубежной продукции показало, что большинство потребителей (54,8%) не имеет в этом плане выраженных предпочтений. Лакокрасочные материалы импортного производства предпочитают 27,9% потребителей, участвовавших в исследовании. Материалам отечественного производства отдают предпочтение 17,3% потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.