Научная статья на тему 'Проблемы и направления институционального развития предпринимательства в крупном городе'

Проблемы и направления институционального развития предпринимательства в крупном городе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ / ФАКТОРЫ / КРУПНЫЙ ГОРОД / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Е. А.

В статье проанализированы основные факторы, определяющие развитие предпринимательства в крупном городе, раскрыты преимущества инновационного предпринимательства. Приводится обзор проблем, препятствующих развитию инновационного потенциала российских предприятий, а также предложены основные направления эффективного функционирования инновационной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления институционального развития предпринимательства в крупном городе»

УДК 334: 001.895 (571.51)

проблемы и направления институционального развития предпринимательства в крупном городе

е. а. Герасимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: elenasvo@mail. ru Красноярский государственный торгово-экономический институт

В статье проанализированы основные факторы, определяющие развитие предпринимательства в крупном городе, раскрыты преимущества инновационного предпринимательства. Приводится обзор проблем, препятствующих развитию инновационного потенциала российских предприятий, а также предложены основные направления эффективного функционирования инновационной сферы.

Ключевые слова: предпринимательство, инновационный потенциал, модель, факторы, крупный город, инновационная сфера, малое предпринимательство, развитие.

Предпринимательство занимает особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. При этом предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Это обусловливает необходимость знания состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

В условиях модернизации инновационного развития всем очевидна необходимость широкого раз-

вития предпринимательства в России, которое как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциалов общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости. Однако не всегда за развитием различных видов предпринимательской деятельности успевает нормативно-правовая база, экономическая наука и другие составляющие системы обеспечения ее эффективности. Все это свидетельствует, на взгляд автора, об актуальности выбранной темы научного исследования.

Уникальность значения предпринимательского потенциала крупных городов России состоит в том, что именно благодаря нему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риски, умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост [2].

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса — наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны [7].

- 35

Инновационное развитие российской экономики требует от предпринимательских структур иных методов развития и управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют их приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т. е. использовать свои инновационные возможности.

Внедрение новой технологии, предложение новых товаров и услуг, формирование новых рынков или введение новых организационных форм позволяют организации увеличить итоговую ценность для потребителей. Новые виды бизнеса дают возможность создать дополнительные источники денежного потока и, следовательно, увеличить стоимость акций, а также осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов. Такой кругооборот является основой роста и развития предпринимательских структур, что позволяет им сохранять свою конкурентоспособность на рынке [1]. Модель инновационного развития предпринимательских структур в крупном городе представлена на рис. 1.

Необходимость инновационного развития предпринимательских структур в крупном городе подтверждают многие факторы. Их классификация представлена на рис. 2.

Инновационное развитие предпринимательства является процессом и включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием [5]. Более подробно основные стадии инновационной деятельности представлены на рис. 3.

Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия — поиск новой идеи (предпринимательской идеи), в основе которой лежит активная и решительная (продуманная во всех деталях) инновационная инициатива самого предприни-

36 -

мателя, которая может охватывать как процесс производства в целом, так и один или несколько его отдельных частей [3, 4].

Если сосредоточить внимание именно на фрагментарной форме предпринимательской идеи, то можно выделить основные направления в деятельности предпринимателя, возможные для реализации идеи, т. е. полного или частичного обновления предприятия:

• изменение системы управления производством;

• применение новой техники или технологии;

• использование новых, более экономичных или прочных, материалов в производстве товара;

• улучшение дизайна, упаковки товара;

• принципиально новая схема организации рекламной кампании предприятия и т. д. Однако инновационный характер деятельности

предпринимательской фирмы может проявляться не только по отношению к факторам производства, организации самого процесса производства или же самого товара, но и в отношении расстановки людей, принимающих участие в процессе производства. В этом случае развитию предпринимательской идеи может способствовать:

Рис. 1. Модель инновационного развития предпринимательской структуры

Рис. 2. Факторы, определяющие необходимость инновационного развития предпринимательских структур крупного города

• полная или частичная замена всех лиц, участвующих в процессе производства в целях «удаления» малоквалифицированных работников;

• создание «особого духа» в коллективе работающих за счет мобилизующих формулировок целевых установок и стимулов движения к таким целям;

• принятие мер по продуктивному использованию каждым работником своего рабочего времени и т. п. В условиях рыночной экономики

все острее встают вопросы инновационной конкурентоспособности отдельных крупных городов, регионов и государств. Для полноценного включения России в международную инновационную систему необходимы активизация процессов модернизации экономики и внедрение передовых технологий в различные отрасли народного хозяйства, в том числе и предпринимательство [6, 8].

Решение поставленной задачи возможно в двух направлениях:

• путем приобретения различных патентов, лицензий известных марок крупных зарубежных компаний, новых технологий и. т. д.;

• посредством реализации собственного научно-технического потенциала. Основные преимущества, которые

получает предпринимательство крупных городов, следуя инновационным путем, представлены на рис. 4.

Поиск инновационных идей

Отбор наиболее перспективных идей

Оценка жизнеспособности отобранных идей

X

Разработка детального бизнес-плана инновационного проекта

X

Экспертная оценка бизнес-плана

X

Экспериментальное производство нового товара в условиях рынка

X

Корректировка схемы производства и продвижения товара на рынке

Начало массового производства товара и его продвижение на рынке на основе скорректированной схемы

Рис. 3. Стадии инновационной деятельности

Преимущества инновационного пути развития

Поддержание необходимого уровня прибыли

Поддержание конкурентоспособности на рынке

Повышение конкурентоспособности товаров

Снижение производственных издержек

Возможность создания дополнительных источников денежного потока и, следовательно, стоимости акций

Рис. 4. Преимущества инновационного развития предпринимательства

В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Для подтверждения данного факта необходимо рас-

Таблица 1

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки в Российской Федерации в 2000—2008 г., ед.

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Число организаций, всего В том числе: 4 099 4 037 3 906 3 797 3 656 3 566 3 622 3 957 3 666

— научно-исследовательские организации 2 686 2 677 2 630 2 564 2 464 2 115 2 049 2 036 1 926

— конструкторские бюро 318 289 257 228 194 489 482 497 418

— проектные и проектно-изыскатель-ские организации 85 81 76 68 63 61 58 49 42

— опытные заводы 33 31 34 28 31 30 49 60 58

— высшие учебные заведения 390 388 390 393 402 406 417 500 503

— научно-исследовательские, проек-тно-конструкторские подразделения в организациях 284 288 255 248 244 231 255 265 239

— прочие 303 283 264 268 258 234 312 550 480

смотреть статистические данные по предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность (в том числе по организациям, выполнявшим исследования и разработки) (табл. 1).

По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), только 5—6 % российских промышленных предприятий ведут разработку и внедрение технологических инноваций. Объем инновационной продукции в России в настоящее время составляет около 1 %, этот же показатель в Финляндии — более 30 %, в Италии, Португалии, Испании этот показатель составляет 10—20 % [2]. Статистика инновационного развития по секторам деятельности представлена в табл. 2.

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки на территории различных субъектов Российской Федерации, представлено в табл. 3.

Общая численность организаций, выполняющих научные исследования и разработки, сокращается, наибольшее число данных организаций преобладает в предпринимательском секторе деятельности (см. табл. 1—3). По субъектам Российской Федерации наибольшее их количество находится в Центральном и Приволжском федеральных округах, далее следуют

Северо-Западный и Сибирский федеральные округа [5].

Если рассматривать численность персонала, занятого исследованиями и разработками по секторам деятельности, то можно отметить преобладание предпринимательского и государственного секторов деятельности.

Что касается внутренних затрат на исследования и разработки по секторам деятельности, то наибольшее финансирование осуществляется предпринимательским сектором деятельности (271 206,3 млн руб. в 2008 г.) и государственным сектором деятельности (129 871,2 3 млн руб. в 2008 г.).

Данная тенденция связана с тем, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений, а также на финансирование научной деятельности. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2—3 % ВВП, в том числе у США они составляют 2,7 %. У Япония, Швеции, Израиля расходы на НИОКР составляют 3,5—4,5 % ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1 % ВВП.

Таблица 2

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности, ед.

Сектор деятельности

Год Государственный Предпринимательский Сектор высшего профессио- Сектор некоммерческих

сектор сектор нального образования организаций

2000 1 193 2 345 511 10

2001 1 247 2 278 526 48

2002 1 248 2 213 529 47

2003 1 233 1 990 526 48

2004 1 230 1 851 533 42

2005 1 282 1 703 539 42

2006 1 341 1 682 540 59

2007 1 483 1 742 616 116

2008 1 429 1 540 603 94

Регион 2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация 4 099 3 906 3 797 3 656 3 566 3 622 3 957 3 666

Центральный федеральный округ 1 631 1 539 1 490 1 437 1 393 1 426 1 536 1 445

Северо-Западный федеральный округ 627 590 578 552 536 531 606 533

Южный федеральный округ 342 325 316 313 310 312 355 321

Приволжский федеральный округ 623 597 570 559 540 547 585 549

Уральский федеральный округ 255 260 253 234 226 225 233 220

Сибирский федеральный округ 464 444 437 415 419 425 464 429

Красноярский край 64 63 59 55 60 59 61 54

Дальневосточный федеральный округ 157 151 153 146 142 156 178 169

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки, по субъектам Российской Федерации в 2000-2008 гг., ед.

Таблица 4

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки в Красноярском крае в 1995—2008 гг., ед.

Показатель 1995 2000 2005 2006 2007 2008

Число организаций, всего В том числе: 56 64 60 59 61 54

— научно-исследовательские организации 28 39 27 26 24 24

— конструкторские бюро 3 1 3 3 5 4

— проектные и проектно-изыскательские организации 4 3 3 3 — —

— опытные заводы — 1 2 1 2 2

— высшие учебные заведения 10 12 11 11 10 7

— промышленные организации 6 7 9 10 7 6

— общественные организации — — 1 1 — —

— прочие 5 1 4 4 13 11

Таблица 5

Количество организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности в Красноярском крае, ед.

Сектор деятельности

Год Государственный Предпринимательский Сектор высшего профессионального Сектор некоммерческих

сектор сектор образования организаций

1995 22 24 10 —

2000 17 35 12 —

2005 21 26 12 1

2006 21 26 11 1

2007 30 19 10 2

Далее рассмотрим тенденцию развития научного потенциала и инновационной деятельности в Красноярском крае (табл. 4—6) [5].

Необходимо отметить, что развитие научной деятельности в Красноярском крае, как и в целом по Российской Федерации, имеет понижательную тенденцию (см. табл. 4, 5). Однако положительная динамика прослеживается в государственном секторе (к 2007 г. число организаций, занимающихся

исследованиями и разработками, увеличилось до 30, это на 9 ед. больше, чем в 2006 г.).

Ситуация по секторам деятельности в Красноярском крае отличается от тенденций по Российской Федерации, где наибольшее развитие имеет предпринимательский, а не государственный сектор.

Количество предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, возрастает с каждым годом, увеличиваются затраты на технологические

Таблица 6

Основные показатели организаций, осуществлявших инновационную деятельность в Красноярском крае

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Число обследованных организаций, ед. 543 524 597 538 507

В том числе осуществлявших инновационную деятельность 20 35 48 66 70

Объем инновационных товаров, работ, услуг, продукции, млн руб. 744,4 4 534,7 9 472,8 12 912,7 8708,3

Объем инновационных товаров, работ, услуг, продукции от общего объ- 0,4 1,2 1,8 2,0 1,5

ема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

Затраты на технологические инновации, млн руб.: 709,0 1 422,7 1 756,8 5 644,8 7 921,1

— по источникам финансирования:

собственные средства организации 613,1 1 031,3 1 000,9 5 497,3 7 851,5

средства федерального бюджета средства бюджета края и местных бюджетов 27,4 0,0 21,2 — 4,2 0,9 26,1 0,6

внебюджетные фонды 54,7 — — — —

прочие 13,8 370,2 755,9 142,4 43,0

— по типам инноваций:

продукт-инновации 187,3 332,9 215,3 2 202,5 2 185,3

процесс-инновации 521,7 1 089,8 1 541,5 3 442,3 5 735,8

инновации. Однако в 2008 г. (относительно 2007 г.) при росте затрат произошло снижение объема инновационной продукции и услуг. Наибольшие вложения в инновационную деятельность осуществляют организации из собственных средств. В 2008 г. из федерального бюджета на инновации было выделено 26,1 млн руб., что на 21,9 млн руб. больше по сравнению с 2007 г.

Таким образом, основные трудности в реализации инновационного потенциала предпринимательских структур крупного города связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

При этом дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т. д.), т. е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности [9].

Исследования факторов, проведенные автором, и аргументация статистического материала позволили выделить некоторые проблемы развития инновационного потенциала российских предприятий.

Вмакроэкономической среде наиболее серьезными проблемами, препятствующими динамичному инновационному развитию российских предприятий, в настоящее время являются:

• высокая инфляция;

• коррупция на всех уровнях власти (политическая, судебная, силовая);

• слабость и деформация рынков практически всех активов (жилья, земли, коммерческой недвижимости, финансов, ценных бумаг и валют, углеводородного сырья и металлов, в том числе драгоценных); несовершенство системы межбюджетных отношений;

произвол монополий (в том числе естественных и госкорпораций);

снижение доверия населения к правительству и его решениям;

ухудшение демографической ситуации и снижение уровня жизни;

интеллектуальная, сырьевая, технологическая зависимость компаний ряда отраслей российской экономики от Запада.

40 -

В финансово-кредитной сфере факторами, препятствующими динамичному инновационному развитию российских предприятий, в настоящее время являются:

• ослабление банковской сферы;

• снижение финансовой устойчивости российской экономики в целом;

• низкая доля банковских кредитов в структуре источников финансирования бизнеса (в России эта доля составляет 8—10 %, в США — 40 %, в странах ЕС — 42—45 %, в Японии — 65 %). Это свидетельствует о том, что страна опять движется в сторону распределительной экономики с очевидными последствиями (удорожание денег, инфляция, коррупция; недоступность длинных и недорогих кредитов малому и среднему бизнесу; преобладание механизмов распределения государственных средств над механизмами кредитования).

В отношениях собственности факторами, препятствующими динамичному инновационному развитию российских предприятий, в настоящее время являются:

• амбициозные проекты власти при активном участии силовых ведомств по созданию государственно-частного партнерства в рамках госкомпаний и госкорпораций;

• рейдерство — передел собственности при поддержке силовиков, региональных властей, а иногда и арбитражных судов;

• незавершенные земельные реформы. Ослабление демократии и институтов гражданского общества также является фактором, препятствующим динамичному инновационному развитию российских предприятий. Одна из основных проблем и в правительстве, и в обществе — монополия групп, которая вторгается в права собственности и основные свободы граждан, именно в ту среду, где могут реализовываться частные инициативы, в которой действуют экономические агенты. Но только в этой среде, здоровой по своей сути и укрепленной законодательно, свободные, образованные и творчески мыслящие люди могут генерировать новые идеи, создавать инновации в производственно-технологической, финансово-кредитной сферах, управлении, законотворчестве, образовании, медицине и других областях деятельности.

Несбалансированность участия государства в бизнесе является еще одним фактором, препятствующим динамичному инновационному развитию российских предприятий, и проявляется, прежде всего, в укреплении «вертикали власти» в сфере бизнеса. Государство, на словах декларируя подде-

ржку малого и среднего бизнеса, само же тормозит принятие соответствующих решений. Опыт Китая показывает, что кредитование малого и среднего бизнеса длинными (на 10 — 15 лет) и относительно дешевыми средствами (под 4—5 % годовых) возможно лишь при получении банками доступа к государственным средствам, распределяемым Минфином России на аукционах. На практике у отечественных банков по-прежнему отсутствуют законные льготы и упрощенные варианты кредитования малого бизнеса, как и раньше, велико количество административных и надзорных процедур. Крупный бизнес тоже полностью опутан административными, политическими и прочими барьерами (любое, даже тактическое решение требует согласования с верховной властью).

Учитывая все экономико-организационные проблемы развития предпринимательских структур, необходимо определить основные направления их стратегического инновационного развития. На взгляд автора, конкурентоспособность предприятий можно представить как взаимообусловленное единство трех составляющих, которое заключается:

1) в конкурентоспособности управленческих решений, в организационном, ресурсном и интеллектуальном потенциалах;

2) в наличии разработок по определению, созданию и внедрению необходимых инноваций, а также в постоянном отслеживании изменений на рынке и внутри предприятия, в контроле за конкурентоспособностью продукции и за новыми рынками;

3) в формировании имиджа и культуры трудовых отношений на предприятии.

Таким образом, систематизированная проблематика развития предпринимательства и формирования инновационного потенциала позволила сформулировать некоторые направления институционального развития предпринимательских структур (рис. 5).

Оздоровлению и укреплению инновационной среды в России могут способствовать также принятие и реализация некоторых управленческих решений, представленных в табл. 7.

Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров [10].

Цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Значительное место в инновационной политике должно уделяться и вопросам малого предпринимательства.

К примеру, в Красноярском крае оно представлено видами экономической деятельности, представленными в табл. 7.

Пути институционального развития предпринимательских структур

Организационные

• Изменение функций и методов государственного регулирования и управления.

• Улучшение производственной и организационной структур управления.

• Совершенствование системы управления предпринимательской структуры (стратегическое, ситуационное)

Правовые

• Совершенствование нормативно-правовой базы

в области взаимодействия субъектов экономики.

• Разработка единого закона «Об инновационной деятельности».

• Совершенствование законодательства по защите интеллектуальной собственности.

• Разработка комплексной программы развития инноваций

Экономические

• Обновление основных производственных фондов.

• Совершенствование системы оплаты и мотивации труда.

• Повышение квалификации трудовых ресурсов

Финансовые

• Финансовая устойчивость предприятия.

• Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

• Рост нематериальных активов.

• Рост основного и оборотного капитала

Технологические

• Использование прогрессивных технологических процессов.

• Эффективное использование современных информационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Доступ к новым технологиям.

• Рост уровня механизации и автоматизации.

• Создание условий проведения НИОКР и масштабность внедрения научно-технических разработок

Социальные

• Создание условий для всестороннего и гармоничного развития работников предпринимательской структуры.

• Формирование корпоративной культуры и имиджа.

• Формирование оптимальных условий труда

Рис. 5. Пути инновационного развития предпринимательских структур крупного города

Таблица 7

Условия эффективного функционирования инновационной сферы

Показатель Характеристика

Стабилизация макросреды Снижение общих внешних рисков. Интеграция в глобальную экономику. Преодоление интеллектуальной, сырьевой и технологической зависимости от Запада. Доступ компаний к кредитам мирового рынка. Снижение импорта и рост экспорта. Сокращение внешнего и внутреннего корпоративного долга

Инвестиционный климат Инфляция должна находиться в пределах 3—5 %. Наличие развитого финансового рынка. Наличие устойчивой банковской системы. Доля банковских кредитов в структуре источников финансирования должна составлять 20—30 %. Банки должны обладать возможностью предоставлять льготы и упрощенные варианты кредитования малому бизнесу

Демократизация управления Демократизация подготовки и принятия внешнеполитических решений власти. Снятие конкурентных ограничений. Устранение монополии групп во власти. Вывод «из тени» малого бизнеса. Доверие народа к правительству и его решениям

Баланс участия государства в бизнесе Сокращение расходов государства на поддержание госкорпораций. Рост участия государства в развитии предпринимательства. Решение проблем с социальными обязательствами (пенсионная система, образование, здравоохранение, повышение доступности жилья населению). Увеличение затрат на исследования до 3 % ВВП, в том числе за счет роста расходов частного бизнеса на науку. Создание из средств бюджета разных уровней социальных фондов для кредитования инновационных проектов малого бизнеса. Создание союза отраслевой, фундаментальной и вузовской науки с производством и бизнесом при поддержки власти. Прозрачность межбюджетных отношений по оказанию федеральной финансовой поддержки регионам и компаниям. Частное, наряду с государственным, софинансирование ряда инновационных производств, науки и образования. Упрощение процедур лицензирования инновационной деятельности, получение патентов и прав инновационных компаний на интеллектуальную собственность. Упрощение и прозрачность отчетности и налогообложения малого бизнеса. Приоритетное внимание государства к тем проектам, которые наука, власть и бизнес могут выполнить только совместно. «Поручительство» за предпринимателя, не имеющего залога

Рынок недвижимости Завершение земельной реформы. Развитие альтернативных ипотеке механизмов повышения доступности жилья (стройсбер-кассы, строительство доходных домов с недорогой арендой). Оздоровление рынка ипотеки. Расширение госпрограмм с компенсацией банкам части процентов по ипотеке. Создание системы госстрахования ипотеки для малоимущих семей

Инновационная инфраструктура Модернизация организации исследований и внедрения результатов в практику. Подготовка высококвалифицированных и образованных специалистов. Эффективный и недорогой венчурный рынок на уровне регионов. Внедрение в практику накопленного мирового опыта финансирования инноваций. Размещение инновационных производств в местах с адекватной инфраструктурой и на основе увязки интересов бизнеса и возможностей городов и регионов. Налоговое стимулирование инвестиций. Расширение возможностей инновационных компаний по реальному выбору адекватной амортизационной политики. Выявление инновационного потенциала компаний и стадии их развития. Создание и развитие сети региональных технопарков, бизнес-инкубаторов и иной инфраструктуры продвижения инноваций.

Окончание табл. 7

Показатель Характеристика

Вовлечение в инновационную деятельность малого бизнеса, его участие в тендере при формировании госзаказов. Создание региональных экспертных групп для оценки коммерческой эффективности научных идей и определения оптимального момента подключения бизнеса к коммерциализации проекта в зависимости от стадии его развития в жизненном цикле. Организация совместных с иностранными компаниями производств на российской территории с использованием собственных инновационных разработок. Повышение интересов бизнеса к подготовке кадров для своих предприятий [7]

Укрепление и оздоровление среды, в которой могут реализовываться частные инициативы и действуют экономические агенты Реформа судебной и правоохранительной систем, направленной: на преодоление коррупции и рейдерства на всех уровнях власти; на принятие закона о противодействии легализации преступных доходов; на оздоровление деструктивных отношений собственности, сформировавшихся при участии силовых структур; на освобождение крупного бизнеса от политических, административных барьеров, а малого — от чиновников, диктующих свои права. Замена распределения государственных средств механизмом кредитования, снижающим инфляционные и коррупционные последствия. Вовлечение в банковскую систему средств бюджетов всех уровней, пенсионных, страховых и специальных фондов и использование их через максимально устойчивую группу банков. Получение банками доступа к государственным средствам, распределяемым Минфином России на аукционах и кредитование малого и среднего бизнеса длинными (на 10—15 лет) и доступными (под 4—5 % годовых) средствами

Таблица 8

Малое предпринимательство Красноярского края по видам экономической деятельности

Число предприятий Оборот малых предприятий

Вид экономической деятельности на конец 2008 г. в 2008 г.

Единиц В % к итогу Млн руб. В % к итогу

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 379 5,5 4 514,0 2,4

Рыболовство, рыбоводство 9 0,1 52,4 0,0

Добыча полезных ископаемых 31 0,5 1 005,0 0,5

Обрабатывающие производства 823 12,0 14 683,8 7,8

Производство и распределение электроэнергии, 90 1,3 1 185,3 0,6

газа и воды

Строительство 905 13,2 13 449,0 7,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранс- 2 041 29,9 129 034,4 68,6

портных средств, мотоциклов, бытовых изделий и

предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны 174 2,6 2 519,7 1,4

Транспорт и связь 423 6,2 5 291,0 2,8

Финансовая деятельность 90 1,3 — —

Операции с недвижимым имуществом, 1 502 22,0 13 419,0 7,1

арендой и предоставление услуг

Образование 30 0,4 15,1 0,0

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 136 2,0 1 669,7 0,9

Предоставление прочих коммунальных, 202 3,0 1 371,9 0,7

социальных и персональных услуг

Всего... 6 835 100 188 210,3 100

Наибольшее число предприятий, а, следовательно, и самый большой оборот наблюдается в оптово-розничной торговле. Далее следуют предприятия, занимающиеся недвижимым имуществом и арендой, а также строительством и обрабатывающим производством.

Для разработки оптимальной государственной инновационной политики и принятия эффективных решений на уровне предприятий

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции принято разделять на три группы:

— первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химическая и алюминиевая промышленность;

— отрасли второй группы производят продукцию , близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

— отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом рынке не котируется, поэтому они ориентированы главным образом на внутренний российский рынок [6].

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т. д. Основные направления государственной инновационной политики представлены на рис. 6.

В крупных городах России инновационной активностью отличаются предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (это около половины от общего количества инновационно активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности [2].

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях — продуктовые, на которые приходится почти 2/3 всех затрат. Они являются и более наукоемкими (при их осуществлении на НИОКР расходуется 1 /3 от всех инвестируемых средств).

Более 70 % предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продук-

Основные направления государственной инновационной политики

Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования. Формирование приемлемых налоговых льгот, снижение налоговой нагрузки с инновационных предприятий, снижение ставки банковского процента. Развитие инфраструктуры инновационного процесса (системы информационного обеспечения, системы экспертизы, финансово-экономической системы, системы сертификации и продвижения разработок и т.д.).

Развитие малого инновационного предпринимательства (формирование благоприятных условий для функционирования МП, оказание государственной поддержки).

Совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства.

Реализация приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

Использование технологий двойного назначения (как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения).

Проведение политики протекционизма (защита российских технологий на внутренних и внешних рынках).

Использование внешнеэкономических связей в качестве фактора роста промышленного производства, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции за рубеж

Рис. 6. Направления государственной инновационной политики

44 -

ции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства — это цель почти половины от общего количества инновационно активных предприятий

Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений.

По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы почти на 1/3 опережают крупные в скорости освоения новшеств.

Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях появилась необходимость в создании условий для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм [4].

Необходимо отметить сильные стороны малых инновационных предприятий, к которым можно отнести:

• оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

• низкий уровень накладных расходов;

• отсутствие бюрократических процедур в организации из-за минимальной управленческой иерархии предприятий.

Подводя итог, можно сделать вывод, что инновационному развитию предпринимательских структур уделяется достаточно большое внимание, но многие проблемы остаются нерешенными, конкурентоспособность российских предприятий остается на низком уровне. Инновационная политика (как на уровне государства, так и на уровне крупного города) должна учитывать возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, как крупных, так и малых. Это в свою очередь обеспечит повышение конкурентоспособности предпринимательских структур, а, следовательно, будет способствовать и переустройству и подъему экономики России.

Список литературы

1. Багиев Г. Л. Организация предпринимательской деятельности. URL: http://www. aup. га/books/ m72/1_1.htm.

2. Верховская О. Р. Предпринимательская активность в современной России // Российский журнал менеджмента. 2008. № 1.

3. Денисов Д. На «лоббном» месте // Бизнес-журнал. 2008. № 9. С. 44-48.

4. Манцев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика // Вопросы экономики. 2006. № 5. С. 127.

5. Официальный портал Красноярского края. URL: http: //www. krskstate. га.

6. Попков В. П. Принципы и методы создания конкурентоспособных предпринимательских

структур на основе нововведений. СПб.: Астерион. 2009. 168 с.

7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс. 2005. 433 с.

8. ТихоноваH. Е. Предпринимательский потенциал российского общества // Мир России. 2004. № 1. С. 116-145.

9. Фомченкова Л. В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия. URL: http://www. creativeconomy. ru/Hbrary/prd727.php.

10. Шаховская Л. С. Стимулирование предпринимательства: государственный масштаб // Российское предпринимательство. 2009. № 1 (1). С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.