Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО / GAS ENGINE FUEL / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / WATER TRANSPORT / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов Г.В., Иванов В.М., Минеев В.И.

В статье рассматриваются: мировой опыт использования природного газа на транспорте, меры государственной поддержки и стимулирования рынка газомоторного топлива в мире, проблемы и перспективы его использования на речном транспорте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселов Г.В., Иванов В.М., Минеев В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND MECHANISM FOR REALIZING THE INTRODUCTION OF GAS ENGINE FUEL ON AN AQUEOUS TRANS-PORT

The article examines: the world experience in the use of natural gas on the trans-port, measures of state support and stimulation of the market of gas-powered fuel in the world, problems and prospects for its use in river transport.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 662.76:629.122

Г.В. Веселое, д.э.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ» В.М. Иванов, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» В.И. Минеее, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Ключевые слова: природный газ, газомоторное топливо, водный транспорт, конкурентоспособность, эффективность

В статье рассматриваются: мировой опыт использования природного газа на транспорте, меры государственной поддержки и стимулирования рынка газомоторного

топлива в мире, проблемы и перспективы его использования на речном транспорте

В современных условиях глобализации экономик мира борьба не только за природные ресурсы, за рынки сбыта продукции, но и за рынок транспортных услуг происходит в острой конкурентной борьбе между ведущими транснациональными компаниями с активным участием крупнейших высокоразвитых государств мира [1, 2].

Определяющая роль в продвижении продукции на мировые рынки играет транспорт; от его экономичности зависит, в конечном итоге, цена продукции на мировых рынках, особенно от работы морского транспорта, который выполняет основной объем межконтинентальных международных грузовых перевозок [3, 4, 5].

По такому показателю, как себестоимость перевозок, Россия значительно уступает наиболее развитым странам мира. Доля транспортных издержек в валовом внутреннем продукте России составляет порядка 20%, тогда как в Бразилии и Индии -14%, США - 9%, Японии и Германии - 8% [6].

Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года в качестве одного из основных направлений совершенствования транспортной системы России предусмотрено снижение транспортных издержек и экологическая направленность развития транспортной отрасли.

Настоятельная необходимость использования газомоторного топлива на морских судах обусловлена ужесточением требований к содержанию выбросов оксидов серы и азота в районах Балтийского и Северного морей, прибрежных вод США и Канады, Карибского и Средиземного морей, а также побережья Японии и др.

В настоящее время грузовых судов речного флота, работающих на газомоторном топливе, в России нет. Однако «Зеленодольский завод им. Горького» приступил к постройке пассажирского судна, на котором планируется изначально установить двигатели, работающие на СПГ.

По нашим расчетам, использование газообразного топлива на грузовых судах типа «Волго-Дон» грузоподъемностью 5000-5500 т. позволит снизить себестоимость перевозок на 20-22%.

Использование газомоторного топлива в мире активно развивается более чем в 80 странах, в том числе, таких как Иран, Пакистан, Бразилия, США, Италия, Германия и т.д. Парк автомобилей, работающих на компримированном природном газе, в мире насчитывает более 22 млн. автомобилей (рис. 1) и ежегодно увеличивается на 2539%. За последние годы суммарный мировой спрос на сжиженный природный газ в среднем увеличивался на 7,6% в год и к 2030 году прогнозируется рост более чем в 2 раза [7].

Использование природного газа в качестве судового топлива позволяет полно-

133

Г.В. Веселое, В.М. Иванов, В.И. Минеев

Проблемы и механизм реализации внедрения газомоторного топлива на водном транспорте

стью исключить выбросы серы, уменьшить выбросы окиси азота в два раза, диоксида углерода в 2-3 раза, монооксида углерода в 10 раз и др., то есть экологическая проблема решается кардинально [8].

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 200В 2009 2010 2011 2012 2013 2014

■ Australia е t.a. Africa ■ North America ■ Europe ■ South America BAsia

Metanograph

Рис. 1. Спрос на КПГ и СПГ и парк автомобилей на газовом топливе в мире1

Перевод транспорта на газомоторное топливо, как свидетельствует мировой опыт, является приоритетным направлением устойчивого развития и экологической безопасности страны. Вместе с тем, без мер государственной поддержки и стимулирования решение данной проблемы не представляется возможным. Некоторые мероприятия, проводимые в странах мира, приведены в табл. 1 [9].

Таблица 1

Меры государственной поддержки и стимулирования при использовании газомоторного топлива в некоторых странах

Государство Меры государственной поддержки и стимулирования

Пакистан Запрет на эксплуатацию дизельных транспортных средств в населенных пунктах и природоохранных зонах; Льготные кредиты на переоборудование транспортных средств на природный газ

Иран Предоставление транспортным предприятиям, использующих природный газ в качестве топлива преимущественного права на получение муниципального заказа; Освобождение импортного газозаправочного оборудования от таможенных пошлин

Италия Запрет на строительство заправочных станций без блока заправки газом; Предоставление транспортным предприятиям, использующим газовое топливо, преимущественного права на получение муниципального заказа; Выплата субсидий на переоборудование транспортных средств на газ

Китай Запрет на эксплуатацию дизельных транспортных средств в природоохранных зонах;

США Разрешение на въезд в природоохранные зоны для транспорта на газе

1 http://www.gazpronin.ru/GlobalNGVMarkt20150108.html

На сегодняшний день актуальность вопроса о переходе на газовые виды топлива определена в указах Президента РФ, посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ, Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года и др.

Несмотря на это, на пути использования газомоторного топлива в России имеется еще множество преград и нерешенных вопросов. В частности, для перехода речного транспорта на газомоторное топливо, на наш взгляд, необходимо:

1. Разработать механизмы стимулирования для судостроительных предприятий и судоходных компаний, строящих и использующих суда на газомоторном топливе;

2. Создать условия для развития заправочной инфраструктуры газомоторным топливом на внутренних водных путях;

3. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере использования газового топлива на речном транспорте;

4. Предусмотреть в учебных заведениях Росморречфлота программы подготовки и переподготовки специалистов в этой области.

Наиболее перспективным направлением использования газового топлива является перевод на газомоторное топливо судов речного флота. С одной стороны, для заправки этих судов топливом может быть использована городская газовая инфраструктура. С другой стороны, речные порты в Волжско-Камском бассейне расположены на расстоянии порядка 300-400 км, а это значит, что больших емкостей для газового топлива на судне не потребуется, особенно при работе на сжиженном газе, поскольку он занимает в 2,5-3 раза меньше места.

Проблему использования газообразного топлива на речном транспорте, на наш взгляд, следует начинать с создания инфраструктуры в Волжско-Камском бассейне: баз снабжения судов газообразным топливом, обучения берегового и плавающего персонала технике безопасности, борьбы с огнем, разработки правил пропуска судов и особенностей шлюзования и т.д.

Для реализации организации снабжения судов в бассейне газообразным топливом нужна новая структура - «Газречфлотснаб» с государственным финансированием для разработки программы обеспечения транспортного флота топливом, разработки правил безопасности снабжения судов, обучения персонала с привлечение специалистов Газпрома, учебных заведений транспорта и надзорных органов. Необходимость создания новой структуры связана с тем, что сегодня в Волжско-Камском бассейне вместо 4 крупных интегрированных судоходных компаний возникло свыше 200 предприятий; из них значительная часть имеет от 1 до 2 судов различных видов.

Кроме того, согласно статистике [10], более 36% предприятий речного транспорта убыточны. Фактически количество убыточных предприятий значительно больше. Поэтому только государственное финансирование позволит реализовать переход речного транспорта на альтернативное топливо. Переход на газомоторное топливо позволит избежать убыточности судоходных компаний, повысить конкурентоспособность предприятий речного транспорта в транспортной системе России и в мире.

Список литературы:

[1] Корнилов Д.А. Зависимость между ценами на нефть и курсом валют (доллар/рубль) // Ин-нов: электронный научный журнал, 2015. №4 (25). URL: http://www.innov.ru/science/economy/ kornilov-d-a-zavisimost-mezhdu-tsenami-na-neft-i-kursom-valyut/

[2] Зайцев Д.А. Вопреки всему: Россия продолжает наращивать добычу нефти // Иннов: электронный научный журнал, 2015. №3 (24). URL: http://www.innov.ru/science/economy/vopreki-vsemu-rossiya-prodolzhaet-narashchivat-dobychu-nefti/

Г.В. Веселов, В.М. Иванов, В.И. Минеев

Проблемы и механизм реализации внедрения газомоторного топлива на водном транспорте

[3] Алексеев А., Кузнецова Н. Инновационный потенциал реального сектора: неутраченные иллюзии?/А. Алексеев, Н. Кузнецова//Экономист. - 2013. - №12. - С. 12-26.

[4] Андреев И.П. Потери и хищения госэнергоресурсов. /И.П. Андреев// ЭКО. - 2002. - №10. С. 60-70.

[5] Ильин В. Эффективность государственного управления и состояние региональных бюджетов. /В. Ильин//Экономист. - 2013. - №12. - С. 3-11.

[6] Фалина В.Н. Проблемы конкурентоспособности национальной транспортной системы. /В.Н. Фалина//Проблемы и прогнозирования. - 2008. - №3. С47-65

[7] Национальная газомоторная ассоциация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ngvrus.ru

[8] Альков И. Различия в стимулах и целях активного внедрения газомоторного топлива в разных странах мира./И. Альков// Oil &Gas Journal. - 2014. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gasprominfo.ru

[9] Колчина И.Н. Анализ зарубежного опыта использования природного газа в качестве моторного топлива /И.Н. Колчина// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/ 10995/37413

[10] Информационно-статистический бюллетень «Транспорт России» за январь-декабрь 2016 г.

[11] Пронин Е. Развитие газомоторного рынка России./Е. Пронин// Транспорт РФ. - 2006. - №4. С. 31-34.

PROBLEMS AND MECHANISM FOR REALIZING THE INTRODUCTION OF GAS ENGINE FUEL ON AN AQUEOUS TRANS-PORT

G. V. Veselov, V.M. Ivanov, V.I. Mineev

Keywords: natural gas, gas engine fuel, water transport, competitiveness, efficiency.

The article examines: the world experience in the use of natural gas on the trans-port, measures of state support and stimulation of the market of gas-powered fuel in the world, problems and prospects for its use in river transport.

Статья поступила в редакцию 06.03.2017 г.

УДК 336.1

А.В. Воробьев, д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Е.В. Упадышева, аспирант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: план, прогноз, планирование, прогнозирование, бюджет, бюджетное планирование, бюджетное прогнозирование, социально-экономическое развитие.

В статье рассмотрены определения понятий «план» и «прогноз», приведенные в отечественной и зарубежной экономической литературе, исследованы нюансы и различия приведенных определений, выведены новые определения бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования, адаптированные к современным экономическим усло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.