Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ В ДЕЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА'

ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ В ДЕЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ В ДЕЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

но не реже одного раза в четыре года. По результатам аттестации делается вывод об уровне профессиональной подготовки госслужащего, его соответствии занимаемой государственной должности, а так принимается решение о присвоении работнику более высокого квалификационного разряда (классного чина).

Таким образом, ситуация в сфере управления кадрами государственной службы имеет ряд характеристик: отсутствие целевой системы подбора кадров; отсутствие прогнозирования потребности в кадрах; отсутствие направленной системы качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом нравственного воспитания работников [3, с. 33]. К перечисленным характеристикам можно добавить высокую текучесть кадров и низкую мотивацию работников государственных и муниципальных субъектов. Решение данных проблем позволит повысить эффективность кадрового обеспечения государственной службы, пополнить органы государственного управления высококвалифицированными специалистами, способными продуктивно работать в условиях современности.

Использованные источники:

1. Зимин В.А. Эволюция политической культуры в Российской Федерации / под ред. Л.В. Храмкова. Самара, 2009. 296 с.

2. Третьякова Л.А. Роль институтов гражданского общества в реализации стратегии устойчивого регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - №35 (386). С.47-55.

3. Зимин В.А., Пастухова Л.Ш. Совершенствование политики по развитию кадрового потенциала органов государственной власти: монография. Самара, 2015. 116 с.

4. Зимин В.А. Совершенствование работы с кадрами как фактор повышения эффективности государственного управления. Москва, 2015. С.199-202.

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ В ДЕЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Для реформы российской системы высшего образования поворотным и значимым является 2003 год. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу, направленному на конвергенцию высшего образования стран Европы. Идея привлекательна и благородна, так как позволяет повысить мобильность научных кадров на континенте. Для ее воплощения в жизнь необходимо было привести воедино образовательные системы разных стран,

в результате чего в России появились новые стандарты образования, основанные на компетентностном подходе и переориентации приоритетов в ходе осуществления образовательного процесса на практическую составляющую.

Однако, перманентно осуществляя преподавательскую деятельность в области бухгалтерского учета, мы отметили, что реформы не дают того положительного результата, на который мы рассчитывали. Неоднократно задаваясь вопросом о причинах такого положения дел, приходим к выводу, что действующие сегодня образовательные стандарты по сути таковыми не являются, так как стандарт представляет собой образец, которому должны следовать все, в данном случае, высшие учебные заведения. Если же сфокусировать данный взгляд на конкретные дисциплины, то каждая должна выражаться в стандартизированном, едином обязательном минимуме содержания, чего на сегодня не наблюдается. Вместо этого, мы имеет набор компетенций, сформированность которых должны интуитивно оценивать, так как разъяснений как это делать, по каким методикам, мы также не имеем.

Другой проблемой является практико-ориентированное обучение. Ничего не имея против и понимая важность вопроса, заметим, что данный подход должен в большей степени распространяться на программы бакалавриата, а в магистратуру должны поступать люди, решившие посвятить себя научным изысканиям и углубленному изучению профессии. Проводившиеся нами опросы среди магистрантов первого и второго года обучения показывают, что на вопрос о цели поступления в магистратуру, 99,9% обучающиеся отвеют: «Поступил для получения полноценного образования. Связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность с наукой и соответствующим преподаванием не планирую».

Таким образом, мы наблюдаем медленное, но верное «вымирание» ученых в области бухгалтерского учета, которые замещаются грамотными исполнителями, не способными на создание новых методологических подходов, ориентированных не на нужды международного сообщества, а на интересы собственного государства.

Для решения современных сложных вопросов экономического образования, обратимся к историческим источникам, в частности к периодическому изданию в области бухгалтерского учета - журналу «Счетоводство» за 1888 год. Здесь представляют интерес статьи П.А. Колумбуса, в то время преподавателя Санкт-Петербургского Реального Училища.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов оставалась проблема расстановки приоритета в отношении теоретических и практических бухгалтерских дисциплин. В шестом номере журнала «Счетоводство» П.А. Колумбус в статье «Несколько практических замечаний о школьном преподавании бухгалтерии» пишет следующее.

В ходе обучения бухгалтерскому делу преследуются чисто практические интересы, то есть вырабатывание навыков ведения торговых

книг в хронологическом и систематическом порядке. Такое положение обусловлено тем, что по окончании школы ученики должны быть ознакомлены с таким количеством практических примеров и форм ведения учета, чтобы без труда могли занять место бухгалтера в любой торгово-промышленной конторе и не только. Основной вопрос в том, какого способа преподавания предпочтительнее придерживаться - теоретического или практического? Мнение преподавателей разделяется. Одни настаивают на том, что характер и метод преподавания должен научить лишь пониманию сущности двойной системы и обусловленными ею способами контроля. Непосредственно записи и их отражение в конкретных бухгалтерских книгах не имеют того важного значения, которое им придается потому, что подвержены непрерывным изменениям в соответствии с требованиями хозяев предприятий, практикующих бухгалтеров и, особенно, спецификой отрасли, в которой осуществляется хозяйственная деятельность. Приверженцы данного мнения полагают, что бухгалтерию можно освоить в довольно короткие сроки, так как практические упражнения признаются чуть ли не совершенно бесполезными.

Заметим, что именно подобный подход к обучению профессионалов в бухгалтерском деле до сих пор положен в основу в англо-американской системы образования. Ориентация на глубокое понимание теоретической идеи дает возможность работать самостоятельно, без унифицированных форм ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также без плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Другая часть профессионального преподавательского сообщества России 1ХХ века, напротив, придерживается однозначного предпочтения в пользу практического метода обучения. Здесь придается весьма важное значение решению разнообразных задач с их подробными разъяснениями. При этом никто не забывает, что теория является основанием всех видов практической работы. Автор также придерживается подобного мнения и настаивает, что его опыт преподавательской деятельности свидетельствует о недостаточности только теоретических знаний для того, кто действительно хочет знать бухгалтерию. Понимать только содержание какой-либо конторской книги недостаточно, необходимо уметь ее вести, причем не отдельно, а во взаимосвязи с другими бухгалтерскими книгами. Обучающиеся должны «вынести на себе» всю тяжесть ведения книг в их совокупности, проделать все соответствующие вычисления, произвести записи на счетах, выявить имеющиеся ошибки и противоречия, устранить их и свести воедино. В заключение необходимо понимать, что вся цифровая информация должна быть подчиняться строгой логике. Только после этого мы можем утверждать, что бухгалтерия является усвоенной учеником. На организованное подобным образом обучение, как полагает П.А. Колумбус, потребуется не менее шести часов в неделю в течение целого учебного года.

Однако, автор отдает себе отчет, что без теоретических пояснений бывает довольно трудно осознать значение каждой конкретной книги. Тем не

менее, вполне справедливо, что при помощи знания одной только практики, возможно осуществлять бухгалтерскую деятельность на вполне удовлетворительном уровне. В то же время знания одной лишь теории не дают подобным преимуществ. П.А. Колумбус пишет, что проводившиеся в семидесятых годах 1ХХ столетия в Петербурге бухгалтерские публичные диспуты по поводу изобретения тройной системы бухгалтерии наглядно убедили профессиональное сообщество в том, что бухгалтеры-практики во многом превосходят бухгалтеров-теоретиков, так как сама бухгалтерия основывается на небольшом количестве основных теоретических положений, имеющих чрезвычайно широкое практическое применение в различных торгово-промышленных предприятиях.

Несмотря на сказанное, автор считает необходимым сделать следующее замечание. Преподавателями бухгалтерии, без крайней на то необходимости, не должны являться практикующие в торгово-промышленных предприятиях и конторах коллеги, а лишь лица, всецело посвятившие себя преподаванию. Объясняется это тем, что у конторского работника преподавание всегда будет занятием побочным, приносящим дополнительный заработок. Причем, чем более сведущ окажется бухгалтер, тем более он будет востребован и занят на основной службе, и тем менее времени у него будет оставаться на преподавание. Кроме того, известна истина - одно дело знать преподаваемый предмет, и другое дело - учить ему других. Более того, конторский бухгалтер преимущественно осведомлен лишь только в одной отрасти торгово-промышленного предприятия, в то время, как преподавателю должны быть хорошо знакомы все способы применения соответствующего знания, так как он по роду своей деятельности постоянно углубленно изучает свой предмет во всей его совокупности.

Также необходимо понимать, что, несмотря на осознание практической ориентации в процессе обучения, построить соответствующий процесс точно также, как непосредственно ведется бухгалтерия на предприятии практически невозможно. Ученики не являются бухгалтерами, по этой причине обучение следует начинать с наиболее простого материала, наращивая сложность в дальнейшем.

Интересующая нас тема продолжается автором в восьмом номере журнала «Счетоводство». Здесь П.А. Колумбус говорит о том, что наблюдается отсутствие стоящего руководства по ведению фабрично-заводской бухгалтерии, что серьезно затрудняет сам процесс преподавания из-за отсутствия примеров и соответствующих образцов ведения конторских книг. Самому преподавателю собирать подобный материал затруднительно, так как в России не принято допускать на предприятия посторонних и открывать свои конторские книги для просмотра и ознакомления даже с научно-практической целью. (Интересно, что подобное положение дел сохраняется и сегодня, спустя сто двадцать лет с момента написания П.А. Колумбусом данных статей).

Далее автор выражает свое мнение о необходимости организации на

постоянной основе собраний преподавателей бухгалтерии, что полезно для успешного и целесообразного хода преподавания бухгалтерии. Несмотря на то, что в Петербурге имеется несколько частных и коммерческих школ по обучению бухгалтерскому учету, коллеги не имеют ни малейшего представления как непосредственно ведется дело преподавания бухгалтерского учета, существует ли какое-либо единство в этом направлении, выработаны ли какие-либо универсальные приемы. То есть все, что интересует преподавателя с точки зрения педагогики остается неизвестным или неясным, более того отсутствует возможность живого знакомства между самими преподавателями. В случае организации указанных собраний, на них будут разбираться, как практические, так и теоретические профессиональные и педагогические вопросы.

Воплощение идеи, высказанной автором, было бы полезно и сегодня, так как, несмотря на наличие значительного количество профессиональных изданий в области бухгалтерского учета, дискуссионная форма обсуждения наболевших вопросов отсутствует полностью.

Интересен тот факт, что сегодня в России «у бухгалтерии женское лицо», что само по себе является парадоксальным. Во все времена данная профессия была приоритетом исключительно сильного пола, и привлечение в данную сферу женщин началось именно в 1ХХ веке.

Так, П.А. Колумбус в третьем номере журнала «Счетоводство» в статье «Коммерческое образование для женщин» пишет, что основной характерной чертой современности, является соответствующее развитие культурных и экономических условий, в особенности торгово-промышленной конкуренции. Однако практика преподавания показала, что одного только практического усвоения внешних приемов коммерческого оборота оказалось недостаточно для полноценного развития хозяйственной деятельности. Необходим еще целый ряд практических и теоретических сведений, находящихся во взаимосвязи с торгово-промышленной жизнью общества, имеющих своей основой математику, право, естествознание и экономику. Подобные сведения могла дать исключительно школа, в основе которой лежало бы систематическое устройство. Сложившееся положение дел обусловило появление в европейских странах, в пятидесятых и шестидесятых годах 1ХХ столетия, значительного количества специальных коммерческих школ.

В России начало коммерческому образованию было положено при Екатерине II. В 1772 году в Петербурге было открыто первое Коммерческое Училище. Позднее, в 1804 и 1810 годах, в Москве открываются еще два коммерческих заведения, после чего наблюдется приостановка расширения подобного рода деятельности вплоть до 1872 года, когда при реальных училищах стали открываться коммерческие отделения и стало наблюдаться новое для того времени явление - на службе в различных торгово-промышленных учреждениях и конторах стал появляться женский персонал. Поначалу женщинам поручались несложные операции, например, прием

денег от покупателей по чекам приказчиков и их соответствующий учет. Объяснялось это тем, что такие качества, как аккуратность и исполнительность присущи большинству женщин. Однако, отсутствие знаний в области торгового дела и полное невежество в коммерческой деятельности, не позволяло хозяевам предприятий того времени поручать женщинам более ответственную работу. Между тем, количество девушек, окончивших гимназию и безуспешно ищущих работу, неуклонно возрастало. Появилась насущная необходимость в организации курсов коммерческих знаний, рассчитанных на людей, уже получивших или получающих общее образование. Часто подобные курсы организовывались непосредственно при гимназиях. Именно здесь девушкам преподавались теоретические и практические особенности торгового и промышленного книговодства (бухгалтерии), основы экономической науки. В то время такие понятия, как капитал, кредит, акции, облигации, векселя, банки, биржи, торгово-промышленные кризисы, курсы валют были непонятны для большинства женщин. Однако знание немецкого и французского языков, которым владели все выпускницы гимназий, оказывало им громадную услугу, особенно при устройстве на работу в иностранные конторы и магазины.

Между тем, П.А. Колумбус отмечает, что должное понимание социально-экономических явлений необходимо не только лицам, посвятившим свою деятельность торгово-промышленной деятельности, но оно имеет и важное общеобразовательное значение. Оно многое делает понятным в истории культуры различных народов и, если мы хотим, чтобы история возымела поучающее и развивающее значение, чтобы все исторические явления толковались потомками сообразно их истинному значению, то знание политической экономии просто необходимо. История и политическая экономия находятся в отношениях взаимосвязи потому, что история предоставляет конкретные факты, а политическая экономия объясняет их причины и делает соответствующие выводы. То есть, эти две науки постоянно опираются друг на друга.

Вопросы учебных программ и стандартов, которые представляются не решенными должным образом сегодня, также нашли свое отражение в соответствующих публикациях.

В пятом номере журнала «Счетоводство» за 1888 год, П.А. Колумбус в продолжении к статье «Коммерческое образование для женщин» опубликовал свои предложения в отношении программы курса коммерческих знаний для женщин. По его мнению курс этот должен состоять из изучения бухгалтерии, коммерческих вычислений и науки о торговле и промышленности (в примерных программах Министерства Народного Просвещения этот предмет назывался коммерческой экономией).

Итак, изучение бухгалтерии объясняется необходимостью для всякого хозяйства, вообще, и для торгово-промышленных предприятий, особенно, правильно вести записи о фактах движения имущества, правильно проводить оформление хозяйственных ситуаций в конторских книгах, правильно

проводить различного рода расчеты по операциям, которые впоследствии будут предметом отражения на счетах учета. Последнее упомянутое умение потребует от служащих ясного понимания фактов и общественных явлений, которые, собственно, и вызывают вышеупомянутые расчеты. Для всего этого необходимым является изучение науки о торговле и промышленности, которая произрастает из науки о финансах, а содержание и объем ее поясняются программой, состоящей из следующих разделов: введение, отдел 1 - производство; отдел 2 - обмен; отдел 3 - распределение; отдел 4 -потребление.

Во введении предлагается изучать следующие вопросы: потребности человека; блага и полезности, их приращение как внешний признак культурного развития человечества; превращение полезностей в ценности; понятие о хозяйственной деятельности человека; определение политической экономии и разделение ее на части; ценность, как результат труда, как товар и как предмет потребления.

В первом отделе (производство) содержатся следующие темы: сущность производства и его факторы - природа, труд и капитал, их взаимосвязь; различные обстоятельства, увеличивающие и уменьшающие производственную силу; промышленность, ее виды и значение для экономического благосостояния народов.

Второй отдел (обмен) имеет следующее содержание: сущность и форма обмена; рынок; цена, отличие цены от ценности; спрос и предложение; торговля и торговые учреждения; товарные документы, их формы и встречающиеся в них вычисления - счета, фактуры, коносаменты и проч.; простая и сложная товарная калькуляция; фабричная и заводская калькуляция; вычисление уступок (скидок) и издержек; товарный арбитраж; русские и иностранные меры длины, веса, поверхности, емкости и сыпучих тел; аварийные расчеты; деньги, монетная система главнейших государств; agio и disagio; бумажные деньги; кредит, его подразделение и роль в торговле и промышленности; вексель и его виды; вексельные курсы и их причины; различные курсовые вычисления; вексельные арбитражи; банки, их виды и различные банковские операции - трансферт, учеты векселей, текущие счета, ссуды и пр.; краткая история банков; товарищество капиталов и его виды; акции и облигации, их курсы и расчеты по этим бумагам; дивиденд, купон, талон и пр.; сравнительная выгода тех и других доходных бумаг; краткая история возникновения акционерных предприятий.

Третий отдел (распределение) должен рассматривать следующее: о доходе вообще - валовой и чистый; составные части дохода и распределение его между участниками на предприятиях; рента, заработная плата, прибыль; условия, определяющие размер процента на капитал; соотношение частей дохода между собой.

В четвертый отдел (потребление) включаются вопросы: сущность и виды потребления; понятие производительного и непроизводительного, бережливость, расточительность, роскошь; страхование, его виды и цели;

страхование жизни и пожизненных доходов, расчеты, встречающиеся в этих операциях; объяснительные разборы отчетов некоторых, наиболее замечательных акционерных предприятий; краткая история развития страхового дела в России.

Из приведенной программы становится очевидным, что коммерческая экономия в таком виде исчерпывает и заключает в себе все вопросы, необходимые для успешного ведения торгово-промышленных дел.

В отношении курса бухгалтерии П.А. Колумбус предлагает придерживаться следующей программы: определение бухгалтерии, ее важность и необходимость для всякого торгово-промышленного предприятия; цель бухгалтерии; разделение бухгалтерии по характеру предприятия; торговые книги, их разделение и общие правила устройства; торговое имущество, актив и пассив; дебитор, кредитор; торговые случаи и статьи о них в книгах; простые и сложные статьи и их составные части; открытие и закрытие счетов, их сальдирование; заключение счетоводства за известный период (прибыли и убытки); отчет и ревизия; различные системы бухгалтерии - простая и двойная, их отличия; общее понятие о фабричной, заводской и сельскохозяйственной бухгалтерии; узаконения по рассматриваемому вопросу и последствия их несоблюдения; примерное практическое книговодство в применении к обширному и разнообразному торговому предприятию.

Программа отличается определенностью и четкостью, широта и актуальность предлагаемых вопросов свидетельствует о глубоком понимании автором соответствующего предмета. Очевидно, что ее трансформация к современным условиям, имеет под собой достаточно оснований.

Далее автор обосновывает необходимость изучения правил оформления целого ряда деловой корреспонденции, данному вопросу уделяется заслуженное внимание, что также продемонстрировано в предлагаемой программе: общие понятия о составлении коммерческих писем и свойствах делового языка; циркуляры и окружные письма: об открытии торговки, о происходивших в деле переменах; о выдаче доверенности; об открытии филиального отделения и проч.; предложения, заказы товаров, уведомительные письма о получении и отправке товаров; о выдаче и приеме переводного векселя; письма о комиссионных, экспедиционных и страховых делах; рекомендательные письма в разных случаях и выдача аттестатов служащим; письма с текущими счетами и ответы; письма о замеченных разницах в счетах; письма с напоминанием о платеже; письма о спорах, тяжбах по делам о несостоятельности и ответы на них; корреспонденция с хозяином дела, с агентами и приказчиками.

П.А. Колумбус настаивает, что приведенное письмоводство не должно быть отделено в ходе обучения от бухгалтерии, то есть выделено в отдельный предмет. Оно должно демонстрировать и помогать осознавать обучающимся всю полноту хозяйственной деятельности и ее отражение в различных документах. На деле, прохождение новой темы необходимо начинать с

ознакомления с соответствующей корреспонденцией, предваряющей рассматриваемые сделки.

Итак, очевидным является тот факт, что с течением времени, несмотря на техно-специфику современности, вновь возникшие проблемы, связанные с образовательной деятельностью в области бухгалтерского учета, остаются идентичными прошлому и, к сожалению, не так легко решаемыми. Думается, что происходит это по причине неискушенности коллег в истории развития нашего предмета, теоретической некомпетентности и нежелании отказаться от конформизма.

Но та же история дает нам надежду на скорое и положительное решение наших проблем...

Нуртдинов Р.Р. студент 4 курса, очное отделение факультет «Математики и естественных наук»

Елабужский институт Казанский федеральный университет Россия, г. Елабуга ПОВЕРХНОСТНЫЕ ИНТЕГРАЛЫ

В данной статье кратко дана теория о поверхностных интегралах первого и второго рода. Статья может заинтересовать студентов, так как такие разделы высшей математики как поверхностные интегралы, особенно их применение, вызывают затруднения при изучении.

Ключевые слова: интеграл поверхностный, интегральная сумма, момент инерции, параметрическое уравнение, статический момент, центр тяжести.

Nurtdinov R.R., Student

Elabuga Institute of Kazan Federal Institute Russia, Elabuga 4 course, full-time office faculty of Mathematics and natural Sciences SURFACE INTEGRALS

This article briefly given the theory of surface integrals of first and second kind. The article may be of interest to students, as such parts of higher mathematics as surface integrals, especially their application cause difficulties when studying.

Key words: surface integral, integral sum, moment of inertia, parametric equation, static moment, center of gravity.

Поверхностные интегралы первого и второго рода

Пусть f(x, y, z) - функция, заданная в точках некоторой гладкой поверхности S. Рассмотрим разбиение поверхности S на части Sl...,Snc

площадями - и диаметрами d1,.,dn соответственно. Произвольно выбрав на каждой из частей Si точку Mi(xi, yi, zi), составим сумму

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.